Минфин напомнил правила создания «сомнительных» резервов — все о налогах

Создание резервов – способ финансового регулирования

Существующие резервы

Большинство резервов предусмотрено и в налоговом, и в бухгалтерском учете: – резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; – резерв по сомнительным долгам;

– резерв на оплату отпусков.

А вот резерв на ремонт основных средств создается только в налоговом учете (в бухучете такой возможности не установлено). Резерв для покрытия оценочных обязательств, наоборот, может создаваться только в бухучете, в налоговом учете данного вида резерва не существует.

Гарантийный резерв

Правила создания резервов в налоговом и бухгалтерском учете различаются.

Налоговый учет

Порядок формирования резерва на ремонт и гарантийное обслуживание регламентирован статьей 267 Налогового кодекса РФ. Решение о его создании организация принимает самостоятельно (это ее право, а не обязанность).

Подчеркнем: данный резерв создается только в отношении товаров (работ), по которым в договоре с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении таковых в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).

Отчисления в резерв включаются в состав прочих расходов (подп. 9 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров (работ). Величина резерва ограниченна.

Предельный размер отчислений (процент) необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

Он не может превышать доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженной на выручку от реализации тех же товаров (работ) за отчетный (налоговый) период:
D = R3 : V3 х 100%,
где D – доля (процент отчислений в резерв); R3 – фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за преды­дущие три года; V3 – выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за предыдущие три года.

Сумму отчислений в резерв за отчетный (налоговый) период (то есть за определенный квартал, а затем и за год) можно рассчитать по формуле:
R = V х D,
где R – сумма отчислений в резерв; V – выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за отчетный (налоговый) период (без НДС); D – доля (процент отчислений в резерв).

Если фактические расходы на гарантийное обслуживание превысят величину созданного резерва, разница (превышение) списывается на прочие расходы. Неиспользованная сумма резерва может быть перенесена на следующий год. При этом остаток корректирует создаваемый в следующем году резерв.

Если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем остаток резерва, созданного в предыдущем году, разница между ними включается во внереализационные доходы текущего налогового периода (п. 5 ст. 267 Налогового кодекса РФ).

При прекращении осуществления работ с условием гарантийного обслуживания сумма ранее созданного и не использованного резерва включается в доходы по окончании сроков действия договоров, предусматривающих гарантийные обязательства.

Обращаем внимание на то, что, по мнению Минфина России, положения статьи 267 Налогового кодекса РФ не распространяются на застройщиков, передающих объекты участникам долевого строительства.

Во-первых, потому, что такая операция не считается реализацией.

А во-вторых, потому, что затраты, связанные с гарантией надлежащего качества строительства, в конечном счете несет подрядчик, даже если участник долевого строительства предъявил претензии застройщику.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 755 Гражданского кодекса РФ подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока.

Данная позиция отражена в письме Минфина России от 6 мая 2009 г. № 03-03-05/77.

Бухгалтерский учет

При создании гарантийного резерва в бухгалтерском учете следует руководствоваться нормами ПБУ 8/2010. › |.

Так, подрядной организации, согласно пункту 5 ПБУ 8/2010, нужно (независимо от ее желания) признать оценочное обязательство по гарантийному ремонту в отношении выполненных ею работ при одновременном соблюдении следующих условий: – наличие обязанности производить ремонт или обслуживание в течение гарантийного срока; – уменьшение экономической выгоды в связи с исполнением обязательства вероятно (то есть предстоят затраты);

– величина обязательства может быть обоснованно оценена.

Оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Порядок признания и расчета обязательства строительная компания разрабатывает самостоятельно.

При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива (п. 8 ПБУ 8/2010, п. 5 ПБУ 10/99).

Признание обязательства отражается записью (в соответствии с установленным в бухгалтерской учетной политике порядком, например, ежемесячно):
ДЕБЕТ 20 (08, 91) КРЕДИТ 96
– сформирован резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам в учете отражается сумма затрат, связанных с выполнением этих обязательств, или соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов (п. 21 ПБУ 8/2010). Иными словами, сумма фактических затрат (или задолженность по их оплате), связанных с проведением гарантийного ремонта, списывается записью:
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 20 (60) – списаны затраты на гарантийный ремонт (или задолженность) за счет резерва.

Обоснованность признания и величина оценочного обязательства непременно проверяются в конце года. При необходимости суммы корректируются.

Излишки начисленного резерва относятся на прочие доходы (п. 22, 23 ПБУ 8/2010):
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91 – списана сумма излишне начисленного резерва. Если резерва недостаточно, затраты на гарантийный ремонт отражаются в общем порядке (учитываются на соответствующем счете в зависимости от вида, как было сказано выше).

По истечении гарантийного срока неиспользованная сумма резерва по этому обязательству на прочие доходы не списывается, а переносится на следующие по времени обязательства того же рода. То есть формирует резерв по гарантийному обслуживанию строительных работ непосредственно при их реализации.

Резерв на ремонт основных средств

Сразу отметим, что в бухгалтерском учете такой резерв с 1 января 2011 года не создается. Это связано с появлением ПБУ 8/2010 и отменой пункта 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее – Положение № 34н).  › |.

Так что речь пойдет о создании резерва на ремонт основных средств только в налоговом учете.

У крупного генподрядчика на балансе всегда есть основные средства и периодически возникает необходимость их ремонта – текущего или капитального.

В статье 260 (п. 3) Налогового кодекса РФ установлено, что для равномерного списания расходов налогоплательщик вправе создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Правила его создания определены в статье 324 Налогового кодекса РФ. Приведем основные моменты.

Отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств.

Она в свою очередь исчисляется исходя из нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Для чего нужно определить предельную сумму отчислений в резерв с учетом периодичности осуществления ремонта, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта.

Для этого вида резерва тоже установлено ограничение. Предельная его сумма не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся в организации за последние три года.

В течение года отчисления в резерв списываются на прочие расходы равными долями на последнее число соответствую­щего отчетного (налогового) периода. Фактические затраты на проведение ремонта списываются за счет резерва. Образующиеся расхождения учитываются в следующем порядке.

Если фактические затраты строительной организации на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превысили сумму резерва, разница (превышение) включается в состав прочих расходов на 31 декабря текущего года.

А вот не использованный на конец года остаток резерва включается в состав доходов (тоже на 31 декабря текущего года). Но здесь есть одно исключение.

Если в соответствии с учетной политикой и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств компания осуществляет накопление средств для финансирования ремонта в течение более одного года, то на конец текущего года остаток резерва в состав доходов не включается.

Резерв по сомнительным долгам

В налоговом и бухгалтерском учете также есть различия.

Налоговый учет

Создание резерва в налоговом учете (как и остальных видов рассматриваемых резервов) – это право, а не обязанность организации. Причем формирование резерва в налоговом учете не зависит от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете. › |.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления в который уменьшают налогооблагаемую прибыль, определен в статье 266 Налогового кодекса РФ.

Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Для создания резерва по сомнительным долгам строительная компания должна обязательно проводить ежеквартальную (или ежемесячную) инвентаризацию дебиторской задолженности, так как сумма резерва определяется по результатам инвентаризации, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.

Отчисления в резерв делаются в зависимости от сроков образования задолженности.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения: – свыше 90 календарных дней – в полной сумме, выявленной на основании инвентаризации задолженности; – от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в размере 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

Читайте также:  Работа в выходные дни по трудовому кодексу (нюансы) - все о налогах

– до 45 дней – резерв не создается.

Для этого вида резерва ограничение такое – величина резерва не может превышать 10 процентов от выручки за отчетный (налоговый) период.

Источник: https://bankir.ru/publikacii/20130116/sozdanie-rezervov-sposob-finansovogo-regulirovaniya-10002858/

Прочь сомненья — начисляем резервы! Или как сформировать резерв сомнительных долгов

Добрый день! Интерес читателей журнала «Бухгалтер 911» к теме формирования резервов сомнительных долгов не ослабевает. И в консультационную линию журнала к нам обращаются именно с этими вопросами.

Поэтому в сегодняшнем видеоуроке мы расскажем об основных правилах, которые понадобятся при начислении резерва сомнительных долгов. А заодно акцентируем ваше внимание на ответственности за его не создание.

Коллеги, рекомендуем смотреть видео по статье, материалы имеют таблицы, они хорошо отображены в видео!

Если вы еще не являетесь подписчиком журнала «Бухгалтер 911» — скорее становитесь им! Наши читатели получают индивидуальные консультации по вопросам бухуучета, налогообложения и права совершенно бесплатно! Жмите на кнопку внизу и присоединяйтесь к нашей дружной команде!

            И в свежем номере честного журнала вас ждут:

Загранкомандировки: аванс, суточные Ликвидируем основное средство: НДС-аспект Непроизводственные основные средства: изменения-2017 Налоговые консультации: 1-апрельские интересности

Исправления в Книгах учета физлиц-предпринимателей

Порядок формирования и отражения в бухгалтерском учете резервов сомнительных долгов регулируется нормами П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность». Опираясь на них, расскажем основные правила, которые помогут бухгалтеру быстро и правильно начислить резерв.

Правило 1. Создание РСД обязательно для всех предприятий, в учете которых числится текущая дебиторская задолженность.

Из этого правила есть исключения. Их всего три:

(1) бюджетные учреждения;

(2) предприятия, составляющие фин. отчетность в соответствии с МСФО;

(3) субъекты микропредпринимательства и юрлица — «единоналожники» группы 3, которые ведут упрощенный бухучет ( п. 44.2 НКУ).

Дополнительный комментарий к слайду: т.е. Юрлица, у которых среднее количество работников за календарный год не превышает 10 человек, а годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ

По первым двум позициям об освобождении от «повинности» создавать резерв прямо сказано в п. 2 П(С)БУ 10.

Причем в отношении предприятий-МСФОшников поясним: правила П(С)БУ 10 на них, в принципе, не распространяются, а согласно МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» вопрос о создании резерва отдан на откуп субъектам хозяйствования.

В то же время у таких предприятий сумма дебиторской задолженности на дату баланса подлежит обязательному тестированию на предмет ее обесценивания.

И в случае наличия признаков обесценивания балансовую стоимость дебиторской задолженности снижают (до уровня возмещаемой суммы) либо путем списания «проблемной стоимости», либо путем создания оценочного резерва (§ 63 МСФО 39).

Что касается третьей категории «счастливчиков» (так называемых «малышей»): их «исключительность» следует из п.п. 2 п. 2 и п. 8 разд. І П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».

Им разрешено отражать дебиторскую задолженность в балансе по ее фактической (исторической) стоимости.

Иными словами, создавать или нет резерв сомнительных долгов, «малыши» решают самостоятельно, но это решение необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике.

Правило 2. РСД создают исключительно под текущую дебиторскую задолженность, которая ОДНОВРЕМЕННО соответствует трем условиям.

Условия определения «дебиторки», под которую создают РСД:

(1) является финансовым активом, т. е. контрактом, дающим право получить денежные средства или другой финансовый актив от другого предприятия ( п. 4 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»). Поэтому по выданным авансам РСД не создают;

(2) не приобретена предприятием и не предназначена для продажи;

(3) не считается безнадежной, что очевидно: ведь в отношении такой задолженности сомневаться (а значит, создавать резерв) уже поздно… ☹. Ясно также, что не имеет смысла создавать резервы под «дебиторку», которая обеспечена поручительством, гарантией, залогом, задатком, в соответствии с гл. 49 ГКУ.

Внимание! Резерв создают не только для товарной «дебиторки», но и для других видов дебиторской задолженности, которые соответствуют вышеперечисленным условиям.

Например, для дебиторской задолженности по векселям полученным, прочей текущей дебиторской задолженности, дебиторской задолженности по внутренним расчетам и т. д.

Для каждой такой статьи дебиторской задолженности рассчитывают свой резерв сомнительных долгов.

Методы определения РСД:

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1027436.html

Создание и использование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете — «Аверс-Бухгалтерия»

В процессе деятельности предприятие может получать информацию, на основании которой возникает неуверенность в погашении должником (должниками) дебиторской задолженности.

Об этом могут свидетельствовать различные данные: переписка с предприятиями-дебиторами, негативная динамика погашения задолженности, отсутствие оплат в течение продолжительного периода времени, данные о неблагоприятном финансовом положении контрагента-дебитора и т. п.

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности и ее раскрытии в финансовой отчетности определен П(С)БУ-10.

Напомним, что финансовая отчетность составляется и представляется в соответствии с нормами, определенными Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон № 996).

Действие этого документа распространяется на юридических лиц всех форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйствования, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством

Законом № 996 предусмотрено, что финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением определенных принципов, в частности принципа осмотрительности, согласно которому методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия; Поэтому в целях отражения реального финансового положения возникает необходимость в образовании резерва сомнительных долгов (далее — резерв) по дебиторской задолженности, которая возникает при отгрузке продукции (товаров, работ, услуг).

Для определения объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учетаи финансовой отчетности в части учтенных доходов, расходов и финансового результата до налогообложения.

Согласно разделу III НКУ объект обложения налогом на прибыль рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения, в соответствии с положениями данного кодекса. Механизм корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), отраженного в финансовой отчетности на разницы, определен в ст. 138, 139, 140, 141 раздела III НКУ.

Налогоплательщики, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, не превышает 20 млн грн.

, объект налогообложения для целей налогового учета могут определять без корректировки финансового результата до налогообложения (кроме корректировки отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет.

Такой налогоплательщик имеет право принять решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы(кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями раздела III НКУ, только раз в течение непрерывной совокупности лет в каждом из которых выполняется этот критерий относительно размера дохода. О принятом решении налогоплательщик указывает в налоговой отчетности, который подается за первый год в такой непрерывной совокупности лет. Корректировки финансового результата не применяются (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет) на протяжении такой совокупности лет, при сохранении требуемого объема годового дохода.

Если в любом следующем году годовой доход (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, превышает 20 млн грн., такой плательщик определяет объект налогообложения начиная с такого года путем корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы.

В состав годового дохода от любой деятельности, определенного по правилам бухгалтерского учета, включаются доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности

Нормы П(С)БУ-10 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений и предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).

Основные понятия и термины относительно дебиторской задолженности, приведены в п. 4 П(С)БУ-10, согласно которому дебиторская задолженность — это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторы — юридические и физические лица, которые вследствие прошедших событий должны предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов.

Дебиторская задолженность исходя из сроков погашения может быть текущей или долгосрочной, а исходя из степени уверенности в ее погашении классифицируется как безнадежная или сомнительная.

К текущей дебиторской задолженности относится сумма дебиторской задолженности, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или будет погашена в течение 12 месяцев с даты баланса.

Долгосрочная дебиторская задолженность — это сумма дебиторской задолженности, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после истечения 12 месяцев с даты составления баланса.

Сомнительная задолженность определяется П(С)БУ-10как текущая задолженность, относительно которой существует неуверенность в ее погашении должником, а безнадежная дебиторская задолженность — это текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности.

Отметим, что под безнадежной задолженностью согласно п.п. 14.1.11 п. 14.1. ст. 14 НКУ понимается задолженность, которая соответствует одному из признаков, указанных в этом пункте, в частности это задолженность по обязательствам, относительно которых истек срок исковой давности (п.п. 14.1.11″а» п. 14.1. ст. 14 НКУ).

Читайте также:  Трубная продукция может стать «несырьевой» - все о налогах

Источник: https://avers3.com/15106

Резерв сомнительных долгов: налоговый и бухгалтерский учет

Любое предприятие может столкнуться с образованием долга. Требования его погашения далеко не всегда приносят успех. Судебные же тяжбы могут не принести успеха, если контрагент не имеет средств на погашение или если срок для возврата их через подачу иска давно прошел.

Учитывая это, специалисты в области юриспруденции советуют защищаться от таких случаев. Настоящей страховкой становится резерв сомнительных долгов. Все самое важное о таком процессе сегодня раскрывает далее наша статья.

Понятие термина

Итак, под сомнительным долгом стоит понимать дебиторскую задолженность любого предприятия, которая не была оплачена в определенные контрактом сроки, а также не была защищена с помощью разного рода гарантий. К числу последних относится:

  • Договор о залоге;
  • Поручительские обязательства;
  • Гарантия банка.

Для того чтобы бухгалтерия смогла сформировать резерв таких обязательств  проводится инвентаризация.

Если подобные долги были обнаружены, тогда организация должна принять меры по формированию резерва. Основанием для этого становится п. 70 положения, регулирующего ведение бухгалтерского учета. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то такая мера крайне необходима, чтобы остаться «на плаву». Указанная норма не содержит в этом плане исключений для таких лиц.

Что такое резервы по сомнительным долгам?

Особенности расчета резервов сомнительных долгов в бухгалтерии

Детальный порядок такого процесса все же формируется у каждой компании индивидуально и закрепляется в учетной политике. Резерв  должен отражаться  в числе расходов или прибыли (согласно п. 4 ПБУ). Каждое же отчисление в резерв указывается в графе расходов.

Резерв учитывается на специальном счете, под номером 63 название «Резервы сомнительных долгов». Аналитика же будет отображена в счете 62. Ее рекомендовано организовать так, чтобы обеспечить получение полезной информации о состоянии долгов, которые не оплачивались в установленные договорами периоды.

В активах баланса «дебиторка» из которой формировались резервы, отражается с вычетом резервов, в пассиве без указания сумм. Списание сумм задолженности переходит во внебалансовый счет 007. Наблюдение за таким долгом осуществляется в течение нескольких лет.

Условия для формирования резерва в бухгалтерии

Действующие нормы закона, а ст. 266 НК РФ указывают на то, что налогоплательщик имеет полное право формировать резерв сомнительных долгов. В этом учете данные суммы, попавшие в резерв, будут переданы к числу внереализационных расходов состоянием на последнюю дату отчетного периода.

Учитывая то, что резерв, который может определяться нормами действующего документа, ограничен признанием, появляется разница между такими видами учета.

В специальных документах исчисление резерва делают с учетом следующих  показателей:

  1. Для сомнительных долгов, термин которых превышает девяносто дней, в резерв попадет вся сумма  задолженности;
  2. Если термин превышен, сорок пять или девяносто дней здесь уже резерв возрастет до 50% суммы долга.
  3. Если термин держится в пределах 45 дней – сумма в резерве не прибавится.
    Резерв сомнительных долгов  по документам  применяется только на покрытие утрат от безнадежной задолженности.

Практика показывает, что действующее законодательство не уделило достаточно внимания оценке вероятности выплаты долга. Более того, такая процедура полностью отсутствует в нормативных документах, что создает немало хлопот руководству предприятий и организаций.

Так, допустим, если фирма применяет только условия полной предварительной оплаты для своих покупателей, то здесь нет оснований для создания резерва долгов. Человек получил товар только после того, как его оплатил. Нет денег – нет покупки и проблем.

Отражение резерва в бухгалтерском учете.

Если, по сонетам  специалистов в учетной политике предусмотреть, что такие резервы создаются в размерах величин возможных потерь от отсутствия оплаты долгов на дату отчета. Такой подход покажет, что  сумма резерва будет равной сумме, которая не была полученной к завершению отчетного периода.

Таким образом, данные вопросы очень важны, но отсутствие их регулирования заставляет организации уповать на бдительность и компетентность бухгалтеров.

Различия формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

Специалисты в области бухгалтерии напоминают о необходимости различать бухгалтерский и налоговый учет резервов. И вот в чем дело.

  Первый вариант — это обеспечение формирования документов, содержащих систематизированную информацию.

Целью его является  составление бухгалтерской отчетности, которая позволит получить результаты работы компании. В отличие от него налоговый учет не дает такого эффекта.

Например, руководство компании приняло решение о предоставлении контрагенту организации кредита и для этого понадобится анализ бухгалтерских отчетов. Это же понадобится для участия в тендерах. Отчетность по финансам помогает заинтересованным лицам понять то, насколько их контрагент способен функционировать и отвечать по взятым на себя обязательствам.

Таким образом, налоговый учет дает возможность государственным органам осуществлять контроль полноты и своевременности оплаты налогов.  Бухгалтерский же учет позволяет вести финансовую отчетность. Это и покажет все результаты именно этой сферы деятельности предприятия.

Налоговый учет и варианты отражения сомнительных долгов

В бухгалтерский учет попадают исключительно резервы сомнительных долгов по расчетам за продукцию, работу и услугу. Если появление сомнительного долга произошло из имущественных прав или вещей, что не являются продукцией или товаром, то его сумму необходимо взять  во внимание при создании резерва в налоговом учете, но в бухгалтерском учете она учитываться не будет.

Какие нормативные акты используются для их формирования

В процессе составления таких резервов специалистам необходимо использовать целый ряд нормативных актов, в числе которых:

  • Налоговый кодекс в редакции от 03.07.2016 с последними изменениями;
  • Положение о бухгалтерском учете с последними изменениями;

Источник: https://dolg.guru/dolgi/yuridicheskie-litsa/rezerv-somnitelnyh-dolgov-osnovnye-aspekty-regulirovaniya.html

Сомнительный долг в бухгалтерском учете: учет и налогообложение (Парасоцкая Н.Н., Манджиева Г.С.)

Дата размещения статьи: 19.07.2015

В статье рассмотрены особенности учета сомнительных и безнадежных долгов. Основываясь на нормативно-правовой базе, даны основные понятия и порядок проведения бухгалтерского учета на предприятии по отношению к сомнительным долгам. Рассмотрен порядок действия сторон в возникающих случаях выявления сомнительных долгов согласно законодательным актам.

Сомнительный долг в бухгалтерском учете

Дебиторская задолженность, не погашенная в определенные сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, призвана называться сомнительным долгом. Правилами применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрены:- отражение дебиторской задолженности на сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;- обеспечение покупателям и заказчикам возможности получения нужных данных по расчетным документам, для которых не наступило время оплаты, и по не оплаченным в срок расчетным документам.В соответствии с указанными правилами бухгалтер выставляет счет на оплату товаров по дебету сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Срок оплаты данного счета компанией составляет 7 дней с момента выставления расчетных документов. На восьмой день, если оплата не была произведена, ее можно считать сомнительной (просроченной). В этом случае бухгалтер открывает субсчет к сч.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который показывает задолженность компании. Все это делается для того, чтобы правильно вести аналитический учет.

Что касается вопроса установления гарантий, то в Гражданском кодексе Российской Федерации установлено лишь понятие «банковская гарантия», что является одним из способов выполнения обязательств. В данном случае понятие гарантии достаточно неоднозначно и каждая организация устанавливает его значение самостоятельно.

Некоторые компании в виде гарантии используют письменный договор как поручительство стороннего лица или же как вариант гарантии может использоваться устное заверение директора организации-должника. Поэтому в некотором смысле компания имеет своего рода свободу в возможности определения сомнительного долга.

Теперь, когда у организации имеется сомнительный долг, следует оценить вероятность его возврата. Если контрагент считается безответственным и возврата долга не ожидается, можно сразу признать расход на сумму данной задолженности. В этом и заключается основная суть резервирования.

Формирование резерва по сомнительным долгам

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10655

Определение резерва по сомнительным долгам по правилам бухгалтерского и налогового учета

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятий при осуществлении расчетов возникает дебиторская и кредиторская задолженности. Указанные показатели оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации, а грамотное управление задолженностью позволяет повысить эффективность деятельности.

Основным требованием к финансовой отчетности является ее достоверность, соответственно в бухгалтерском балансе дебиторская задолженность должна быть показана в сумме, реальной к получению. Отражение реальной дебиторской задолженности в балансе производится с помощью механизма формирования резервов сомнительных долгов.

Указанные предпосылки обусловили актуальность рассматриваемой проблемы.

Целью работы является теоретически рассмотреть порядок формирование в бухгалтерском и налоговом учете резервов сомнительных долгов и разработать рекомендации по совершенствованию этого порядка.

В случае признания дебиторской задолженности сомнительной, согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в редакции приказа Минфина № 186н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению предусмотрен пассивный Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Создание резерва в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» .

Неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам, в соответствии с вышерассмотренным Приказом Минфина, присоединяются к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, и отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Читайте также:  Ответы на частые вопросы – еще один полезный сервис от фнс - все о налогах

При создании резерва по сомнительным долгам, сомнительной признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В теории бухгалтерского учета можно встретить три варианта расчета величины сомнительной дебиторской задолженности:

расчет делается по ее сумме в целом;

вся задолженность группируется на почти безнадежную, сомнительную и потенциально сомнительную и далее они уменьшаются, к примеру, на 0%, 50% и 100% соответственно;

величина сомнительной задолженности определяется по каждому отдельному документу, подтверждающему право требования .

Однако рассмотренное нами положение предусматривает только один, а именно третий вариант, когда резерв должен определяется отдельно по каждому сомнительному долгу, это делает учет резерва трудоемким для предприятий с большим количеством контрагентов. Помимо этого в п.

70 оговорено, что резерв должен определяться в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. При этом, конкретные методы определения платежеспособности и способы определения вероятности погашения долга в бухгалтерском законодательстве не прописаны.

Таким образом, имеются лишь общие правила по созданию резерва, и организация должна самостоятельно установить методику расчета в учетной политике для целей бухгалтерского учета, поэтому для определения резерва по сомнительным долгам некоторые авторы предлагают использовать методику расчета, предложенную налоговым законодательством.

Как известно, помимо бухгалтерского учета, организации обязаны вести и налоговый учет, регламентированный Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 266 НК РФ организации в целях налогового учета вправе создавать резервы по сомнительным долгам, т.е. в отличие бухгалтерского учета создание резерва — это право, а не обязанность организации. Так, сумма резерва исчисляется следующим образом:

резерв создается в размере 100 % задолженности, если просрочка в ее погашении превышает 90 календарных дней;

в размере 50% от суммы задолженности, если просрочка в ее погашении составляет от 45 до 90 календарных дней включительно;

резерв не создается, если просрочка в погашении задолженности составляет менее 45 календарных дней.

В любом случае сумма создаваемого резерва сомнительных долгов не должна превышать 10% выручки налогового периода.

Некоторые специалисты, считают возможным пользоваться налоговой методикой формирования резерва по сомнительным долгам, однако необходимо отметить, что существуют и отличия в бухгалтерском и налоговом учете резерва по сомнительным долгам, что может вызвать искажения в годовой финансовой отчетности.

До 1 января 2011 г. создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете являлось не обязательным, поэтому дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе могла отражаться в полном объеме и никакие резервы не создавались.

Однако при этом в балансе предприятия дебиторская задолженность, которая с высокой степень вероятности не будет погашена, выступает как полноценный актив.

В этом случае, как считают некоторые специалисты, отчетность организации становится менее реальной чем это должно быть, и нарушаются предписания пункта 6 ПБУ 1/2008, согласно которому, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). С другой стороны, предприятие может сформировать резерв по сомнительным долгам и уменьшить дебиторскую задолженность на сумму предполагаемых сомнительных долгов. Преимущества этого способа в том, что баланс предприятия становится более достоверным, соответствующим действительности, однако при этом есть вероятность того, что дебиторская задолженность будет погашена и, следовательно, в момент начисления резерва был создан псевдоубыток, а в текущем отчетного периоде будет показана завышенная на сумму погашенной дебиторской задолженности прибыль.

По сомнительной дебиторской задолженности с 1 января 2011 г. организации обязаны создавать резерв по сомнительным долгам. Об этом говорится в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Причем если до 1 января 2011 г. создание подобного резерва можно было расценивать как право компании, то после указанной даты это ее обязанность.

Предусмотрено создание подобного резерва учетной политикой фирмы или нет, не важно.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ убыток от списания безнадежной дебиторской задолженности признается и в налоговом учете, то есть кредитор может уменьшить налогооблагаемую базу за счет списания дебиторской задолженности с баланса.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета, в большинстве случаев, целесообразно определять сумму резерва по правилам налогового учета.

Организация, проводя инвентаризацию каждого долга, выявляет просрочку и своевременно создает резерв на соответствующую сумму, руководствуясь ст. 266 Налогового кодекса РФ .

При грамотном определении сомнительной задолженности: во-первых, бухгалтерский баланс всегда будет отражать достоверное финансовое состояние организации, во-вторых, бухгалтерский учет будет максимально сближен с налоговым, в-третьих, при постоянном мониторинге состояния дебиторов снижается риск непредвиденных убытков и в-четвертых, кредитор сам заинтересован в списании безнадежной дебиторской задолженности, так как убыток от списания признается в налоговом учете и уменьшает сумму налога на прибыль организации.

Р. К. Нагуманова, А Ю. Попов Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Конкурентоспособность территорий.

Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 5. Направления: 7. Совершенствование учета, анализа и статистики современной экономики, 9.

Банки, фондовый рынок и коллективные инвестиции, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012

Количество показов: 1793

Источник: https://arbir.ru/articles/a_3623.htm

Особенности формирования резерва по сомнительным долгам в 2017-2018 году

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2017-2018 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике.

Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса).

При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств.

Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Источник: https://FinBazis.ru/osobennosti-formirovaniya-rezerva-po-somnitelnym-dolgam-v-2015-2016-godu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]