Минфин не будет отменять пониженную ставку ндс на социальные товары — все о налогах

Медведев объявил о повышении НДС в России :: Экономика :: РБК

Правительство решило поднять ставку НДС до 20%, но льготы на социально значимые товары будут сохранены

Дмитрий Медведев (Фото: Александр Астафьев / РИА Новости)

Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в России будет поднята до 20%, заявил глава правительства Дмитрий Медведев, передает корреспондент РБК. Сейчас она составляет 18%.

«Мы остановились на следующих решениях, которые предлагаются к рассмотрению. Первое — будет изменена ставка налога на добавленную стоимость», — сказал премьер. Он подчеркнул, что льготы по НДС на социально значимые товары и услуги будут сохранены.

НДС, который переносится в конечные цены всех товаров и услуг, — краеугольный камень российской налоговой и бюджетной системы. В прошлом году федеральная казна собрала 5,1 трлн руб. НДС, или 34% всех доходов бюджета (.xls). В этом году правительство рассчитывает собрать за счет НДС на отечественные и импортные товары и услуги почти 5,8 трлн руб.

Общая ставка НДС будет повышена до 20% с 1 января 2019 года, уточнил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По его словам, эта мера даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. ежегодно начиная с будущего года. Средства помогут профинансировать «национальные цели развития», определенные майским указом президента, сказал он.

Министр финансов не уточнил, как повышение НДС отразится на потребительских ценах, но это по определению инфляционная мера. В то же время Силуанов пообещал, что правительство готовит пакет мер по «компенсации» повышения НДС. Во-первых, расширятся возможности бизнеса для ускоренного возмещения налога на добавочную стоимость.

 Сейчас Налоговый кодекс предоставляет право на ускоренный способ его возмещения, если компания уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года; этот порог будет снижен до 2 млрд руб., сообщил Силуанов.

Во-вторых, сократятся сроки камеральных проверок при возмещении НДС.

В-третьих, правительство отменит налог на движимое имущество (бизнес неоднократно призывал его отменить, называя «налогом на модернизацию»).

Наконец, тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам), сказал Силуанов.

По действующему законодательству, тариф на ОПС должен вернуться на уровень 26% с 2021 года.

По словам Медведева, «чтобы эта нагрузка [от повышения НДС] не падала на людей, все льготы по НДС на основные социально-значимые товары и услуги будут сохранены». Речь идет о пониженных ставках в отношении продовольствия, детских и медицинских товаров, а также о нулевых ставках на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Кроме того, принято решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Это связано с отменой требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны, пояснил премьер-министр.

Институт КГН был создан в 2012 году как механизм для более справедливого распределения налогов по регионам (в КГН объединяются крупнейшие группы компаний, у которых производственные активы разбросаны по всей стране). Но после введения этого института поступления от налогоплательщиков, которые объединились в КГН, напротив, снизились.

Проблема с КГН не нова, отметил Медведев, она приводит к выпадающим доходам регионов. Чтобы у налогоплательщиков и региональных властей было время подготовиться к изменениям, окончательно этот институт будет ликвидирован на федеральном уровне с 2023 года, добавил глава правительства.

«Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят обеспечить выполнение майского указа президента по достижению целей развития, а также поддержать экономический рост: будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства», — сказал Медведев.​

Источник: https://www.rbc.ru/economics/14/06/2018/5b2237879a79474a23f0b576

Чиновники обсуждают отмену льготной 10%-ной ставки НДС

Отмена льготной ставки НДС прежде всего скажется на продуктах питания – основной статье расходов беднейшей части населения

МАКСИМ СТУЛОВ / Ведомости

Экономический блок правительства обсуждает, как увеличить адресность социальной поддержки, и одна из мер – постепенно заменить льготную ставку НДС поддержкой малоимущих, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника.

Пока обсуждение идет в Минфине и Минэкономразвития. Осенью Минфин на совещаниях у первого зампреда правительства Игоря Шувалова предлагал поднять ставку в 2017 г. до 12%, а с 2019 г. увеличивать ее на 2 п. п., пока она не сравняется с нельготной в 18%, а 10% самых бедных выдавать пособие в 1500 руб. в месяц.

НДС по 10%-ной льготной ставке взимается с основных продуктов питания (за исключением деликатесов), товаров для детей, книг, учебников и лекарств. Льготу можно оставить для некоторых продуктов и школьной формы, предлагает федеральный чиновник, это обязательные расходы.

А чтобы ввести адресные субсидии, нужно создать базу данных о домохозяйствах, признает чиновник, провести пилотный проект в отдельных регионах и только потом отменять льготу. Механизм прорабатывается в финансовом блоке правительства, знает один из чиновников, ни социальный, ни инфляционный эффект Минфин пока не просчитывал.

В Минфине отмена 10%-ной льготы по НДС сейчас детально не обсуждается, сказал его представитель.

Бюджету льгота обходится дорого – около 150 млрд руб. в год, оценивает федеральный чиновник. 5% плательщиков НДС, по данным ФНС, пользуются льготой. Льгота не зависит от стоимости товара, говорит управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Социальные расчеты

На социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП в год, в 2015 г. – 2,23 трлн руб.

(без пенсий и прочих страховых выплат), или около 9% всех их расходов, оценивали эксперты Независимого института социальной политики.

В России около 500 видов соцподдержки только на федеральном уровне, подсчитывал Всемирный банк, но беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов. Повышение адресности соцподдержки до 50–60% помогло бы снизить бедность на 20–30%.

Увеличить адресность поддержки и отказаться от неэффективных налоговых льгот требовал президент Владимир Путин. Два чиновника говорят, что при обсуждении отмены льготной ставки чиновники ссылаются на ее неэффективность.

На цене конечного продукта льготная ставка не отражается, считает федеральный чиновник. Льгота не способствовала снижению бедности, уверена директор НИСП Лилия Овчарова. За чертой бедности оказалось, по данным Росстата за II квартал 2016 г., 21,4 млн человек – 14,6% населения (в конце 2015 г. было 13,3%). Доходы ниже прожиточного минимума к III кварталу 2016 г.

были у 12,8% населения. Экономическая теория показывает, что в большинстве случаев бюджетная субсидия эффективнее особого налогового статуса, отмечает главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. По оценке НИФИ, чтобы дотянуть расходы бедных домохозяйств до прожиточного минимума, нужно менее 1% ВВП, а чтобы не было бедных семей с детьми – менее 0,5% ВВП.

Даже постепенное повышение льготной ставки приведет к серьезному росту цен, предупреждает Овчарова, пострадают в первую очередь именно бедные семьи. 75% бедных семей – с детьми, свидетельствуют данные Росстата.

Компенсировать отмену льготы адресной помощью сложно, предупреждает директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева. Нет ни понятия, что такое состав семьи (сейчас для одних форм поддержки – дети и родители, для других – все прописанные в жилище и т. д.), ни критериев нуждаемости, согласна Овчарова.

Под чертой бедности понимается и среднедушевой региональный доход, и 1–2,5-кратный прожиточный минимум, писал в мониторинге Институт Гайдара.

Помогут технологии больших данных, уверяет чиновник: у налоговиков развитые информационные ресурсы. ФНС уже работает над единым реестром людей и домохозяйств на основе данных загсов, знает другой чиновник.

Администрировать адресную помощь дорого, предупреждает директор Deloitte Василий Марков, не придется ли вводить продовольственные талоны, чтобы люди тратили субсидии именно на продукты.

Проект программы адресной продовольственной помощи Минпромторг разработал в начале 2016 г., в 2017 г. на нее предполагалось выделить около 140 млрд руб.

По предложению Минпромторга нуждающиеся получат на специальные карты «эквиваленты денежных средств» (баллы или бонусы) для покупки продуктов российского производства.

Повышение ставки приведет к росту налоговой нагрузки на бизнес и ухудшению экономического состояния компаний, предупреждает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов, особенно плохо мера может сказаться на сельскохозяйственном секторе.

Мясное сырье в основном облагается НДС в 10%, но большая часть готовой продукции и премиальные отруба – в 18%, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, мера может снизить начавшееся в 2016 г.

восстановление потребления мяса. А программа продовольственных карточек вовсе не означает, что потребитель будет покупать на них мясо: он может довольствоваться крупами и консервами.

Сначала надо решить вопрос с карточками, а потом говорить об НДС, считает Юшин.

Представители Минэкономразвития и вице-премьера Ольги Голодец не ответили на запросы «Ведомостей».

В подготовке статьи участвовали Ирина Скрынник и Филипп Стеркин

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/01/16/673074-otmenu-lgotnoi-stavki-nds

Минфин хочет повысить НДС до 22%, а страховые взносы до 22% снизить

Александр Вертячих

Под занавес прошлого года мы рассказывали о возможной налоговой реформе в России. Чиновники выдвинули немало предложений: повысить налог на добавленную стоимость (НДС), заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД) и ряд других мер.

Однако президент РФ поставил точку с запятой в дискуссии функционеров и бизнеса, отодвинув возможные новации фискальной сферы до 2019 года. Почему тогда мы говорим о точке с запятой? Да потому, что диспуты о справедливом для граждан, компаний и государства налогообложении возобновились уже в 2017-м.

Иллюстрация imanhakim/shutterstock.com

Своя подать не тянет

В этом году Минфин выдвинул предпринимателям идею нового общественного договора. «Мы не увеличиваем налоговую нагрузку, а вы платите налоги по законодательству», – объявил министр финансов Антон Силуанов на налоговом форуме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

По версии Минфина, ставки страховых взносов с фонда оплаты труда можно снизить с действующих 30 до 22%, а вот НДС, наоборот, увеличить с 18 до 22%. Фискальный эффект эксперты оценивают по-разному: с одной стороны, бюджет может недополучить около 180 млрд руб. в год. С другой – правительственные чиновники убеждены, что подобный налоговый маневр поможет экспортно ориентированным предприятиям.

Напомним, что торгующие с заграницей компании платят таможенные пошлины, а вот часть НДС им возмещается. Поэтому предприятиям-экспортерам выгодно сэкономить на снижении «налога на рабсилу», как в шутку называют взносы в соцфонды. Таким образом, снижение отчислений в фонды может повысить инвестиционную привлекательность отечественного реального сектора, работающего на экспорт.

Выпадающие доходы от снижения процентов страховых взносов Минфин планирует компенсировать заменой нескольких ставок на одну, что повысит собираемость налогов. Таким образом, де-факто мы возвращаемся к идее единого социального налога, отмененного несколько лет назад.

Наиболее радикальные предложения Минфин выработал для сырьевого сектора экономики, точнее – нефтегазовой его составляющей.

Чиновники предлагают завершить стартовавший несколько лет назад налоговый маневр, по которому экспортную пошлину постепенно заменяли НДПИ.

По мнению Антона Силуанова, к 2025 году пошлину нужно отменить вовсе, налог на добычу полезных ископаемых – тоже, а вместо них ввести для нефтяников налог на добавленный доход (НДД).

Вкратце суть НДД такова: с нефтяников будет взиматься 50% доходов от продажи углеводорода за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более определенной суммы с каждой добытой тонны.

В прошлом году, когда параллельно взимали НДД, НДПИ и таможенные пошлины, нефтяники констатировали резкий рост себестоимости добычи нефти, а прибыль компаний снизилась.

Подобное в свою очередь лишает финансирования проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов и освоению новых месторождений в Арктике.

Причина – источник инвестиций в обновление основных фондов компании зачастую находили в собственной прибыли, ведь высокие ставки по банковским кредитам резко снижали рентабельность долгоиграющих проектов.

Сила маленького пункта

Пока сложно сказать, какие из предложенных нововведений сильнее скажутся на простых потребителях, то есть на нас с вами. Конечно, наипервейшим кандидатом на роль опустошителя кошельков придется взять возросший НДС.

Напомним, что этот косвенный налог фактически взимается с покупателей товаров в магазинах, а не с предприятий, как налог на прибыль.

Хотя, конечно, деньги в бюджет перечисляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, продавшие нам товар.

Суть НДС проста: продавец отчисляет в казну не фиксированный процент (например, 18%, как сейчас для большинства видов деятельности) со всех продаж, а процент с разницы между объемом продаж и стоимостью товаров и услуг, приобретенных у поставщиков. Например, запчастей и материалов для выпуска автомобилей, сырья для производства продуктов питания и пр.

Таким образом исключается двойное налогообложение, и НДС предприниматель платит с добавленной в процессе производства стоимости. Разумеется, что даже небольшой рост НДС увеличит себестоимость продукции и заставит бизнес поднять цены.

Читайте также:  Кбк и статус плательщика в платежке — ошибка не критична - все о налогах

Если в прошлом году чиновники предлагали увеличить этот налог на 1 – 2 процентных пункта, то в этом Минфин задумал ни много ни мало поднять ставку НДС на 4 процентных пункта – до 22%.

Конечно, такой подъем неминуемо вызовет пусть небольшой, но рост розничных цен. Учесть надо еще один фактор: себестоимость продукции повысится на каждой стадии производственного процесса, ведь увеличенный НДС будут платить все поставщики.

Получится своего рода цепная реакция, усиленная высокой степенью монополизации рынков в России.

Эксперты полагают, что повышение НДС выше 20-процентного уровня снизит его реальную собираемость. Значительная часть бизнеса воспользуется «серыми» схемами, чтобы минимизировать отчисления по НДС. В 1990-е это было массовым явлением, когда возникали тысячи фирм-однодневок, через которые нерадивые предприниматели возмещали НДС.

Конечно, сейчас в этой сфере постепенно наводится порядок, но все, как говорится, имеет свою цену. Если ключевой налог, от которого зависит наполняемость федерального бюджета, резко увеличат, то бизнес увидит реальные стимулы для ухода от обложения податью. Это испортит и деловую среду, и собираемость налогов.

В абсолютных показателях по Петербургу весомость НДС выглядит так. В январе – ноябре 2016 г.

(более свежей развернутой налоговой статистики нет) городские предприятия заплатили НДС в федеральный бюджет на сумму 200 млрд рублей.

Отчисления по налогу на доходы физлиц в региональную казну составили 171,9 млрд руб., по налогу на имущество – 46 млрд руб., по налогу на прибыль предприятий – 119,2 млрд руб.

Если при грубом расчете мы вычтем из 200 миллиардов поступлений по НДС вышеозначенные 4%, то выйдет 8 млрд руб. Это больше, чем Петербург за первые 11 месяцев 2016-го получил за пользование природными ресурсами (3,5 млрд руб.).

Как видим, даже небольшой налоговый маневр может серьезно изменить экономическую картину не только в отдельном регионе, но и по всей стране.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/ekonomika/minfin_khochet_povysit_nds_do_22_a_strakhovye_vznosy_do_22_snizit/

С уменьшением ставки ндс минфин не торопится

Уже на этой неделе, 3 апреля, правительство России на своем заседании может рассмотреть основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы, подготовленные Минфином.

Предложений по срокам окончательного перехода к единой ставке НДС, которая в настоящее время составляет 18%, с одновременным ее снижением, в этом документе нет, в то же время Минфин предлагает и в долгосрочной перспективе сохранить ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 13%.

В минувшую пятницу в правительство РФ были направлены основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы, подготовленные Минфином. В этом документе (наверняка к разочарованию многих) отмечается, что окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением действующей ставки налога на добавленную стоимость в 18% должно быть принято до августа 2008 года.

Напомним, что ранее МЭРТ предложило Минфину снизить базовую ставку НДС с 18% до 12-13% и одновременно отменить действующую сейчас в отношении социально-значимых товаров льготную ставку в 10%.

Если это предложение Минэкономразвития будет принято, ситуация на продовольственном рынке России, по мнению многих экспертов, может измениться и привести к дефициту на прилавках магазинов дешевых продуктов питания, которые предприятиям пищевой промышленности станет просто невыгодно производить.

Оттяжку с принятием решения по снижению ставки НДС Минфин в основных направлениях налоговой политики объясняет тем, что «принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических последствий». Поэтому в документе записано, что окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года».

Аналитики не сомневаются, что и этот срок для Минфина малореален, поскольку на кону стоят большие деньги, которые выпадут в связи со снижением ставки НДС из доходной части бюджета.

Однако до сих пор (хотя в кулуарах правительства эта тема наверняка обсуждается) никто из высокопоставленных чиновников и словом ни обмолвился о том, может ли быть покрыта эта недостача из Стабфонда или других правительственных кубышек?

Пикантности ситуации придает и то обстоятельство, что именно инициатору идеи снижения НДС Владимиру Путину, который уже в мае может возглавить правительство РФ , как раз и придется разгадывать эту головоломку вместе с новым составом правительства.

Между тем, Минфин, несмотря на зазвучавшие в последнее время (в частности, из уст главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина) все более громко предложения о введении дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц, все же настаивает на сохранении в долгосрочной перспективе существующей плоской 13%-ной ставки НДФЛ. «В части налогообложения налогом на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранена налоговая ставка в размере 13%», — указывается в основных направлениях налоговой политики на 2009-2011 годы.

Минфиновские поборники существующей ставки НДФЛ ссылаются на то, что в отличие от опыта западных стран в России плоская шкала в 13% используется успешно. Неэффективность же налоговой системы они относят на счет недостаточно эффективной системы правоприменения, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.

В связи с этим Минфин заявляет в документе, что «в среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях».

В качестве мер, которые позволят эффективнее применять НДФЛ, Минфин видит корректировку вычетов по этому налогу (то есть суммы, с которой на взимается налог в 13%), в частности повышение уровня вычета на ребенка с 600 до 800 рублей, с одновременным отказом от ограничений по применению. В настоящее же время граждане могут пользоваться вычетом только до того месяца, после которого их годовой доход превысил 40 тыс. рублей.

С 2009 года будет увеличен и предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по НДФЛ, с 20 тыс. до 40 тыс. рублей.

Кроме того, из под налогообложения НДФЛ будут выведены суммы, уплаченные родителями за содержание ребенка в государственных и муниципальных детских садах.

Источник: https://wek.ru/s-umensheniem-stavki-nds-minfin-ne-toropitsya

Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов. Фото

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста.

При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018.

Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС.

В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени).

Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет.

Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно.

Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов.

Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется.

Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС.

При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа.

Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах.

Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/362661-pod-gruzom-nds-kak-skazhetsya-na-ekonomike-povyshenie-nalogov

Льготная ставка НДС может быть отменена для части товаров

Новости

Просчитать последствия отмены льготы по НДС для каждой категории товаров для бюджета и людей поручил председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании во вторник, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Представители Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга не ответили на запросы «Ведомостей». Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова и представитель его первого заместителя Игоря Шувалова отказались от комментариев.

Правительство обсуждает отмену льготы, чтобы увеличить адресность социальной поддержки, по поручению президента Владимира Путина из послания Федеральному собранию. Два чиновника рассказывают, что на обсуждениях говорилось о неэффективности льготной ставки.

НДС по 10%-ной ставке взимается с продуктов питания (за исключением деликатесов), товаров для детей, книг, учебников и лекарств. В 2017 г. пониженная ставка обошлась бюджету почти в 550 млрд руб.

(около 0,6% ВВП), оценивает чиновник, 360 млрд из них стоило продовольствие, а лекарства и медицинские товары – около 100 млрд. В 2018 и 2019 гг. налоговые расходы бюджета вырастут до 600 млрд и почти 650 млрд руб.

Читайте также:  Куда платить страховые взносы в 2017-2018 годах? - все о налогах

соответственно, прогнозирует он.

Осенью 2016 г. Минфин на совещаниях у Шувалова предлагал поднять льготную ставку в 2017 г. до 12%, с 2019 г.

увеличивать ее на 2 процентных пункта, пока она не сравняется с нельготной в 18%, а вместо льготы выдавать самым бедным пособие – 1500 руб. в месяц.

Сейчас чиновники обсуждают отмену льготы для части товаров: она может сохранится для лекарств и продовольствия, рассказывает один из чиновников, одновременно будут вводиться адресные субсидии.

Спрос на продовольственные товары наименее чувствителен к изменению цен, оценивал главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков.

Люди тратят на покупку товаров и услуг больше 75% всех денежных доходов, доля продуктов питания в структуре потребительской корзины высока.

Продукты и лекарства – первоочередная потребность, говорит директор Независимого института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова, а вот одежда уже потребность второго порядка.

Ход правильный, продолжает Овчарова, льгота распространяется на всех, а нужно, чтобы касалась только бедных. Исследования показывают, что в большинстве случаев бюджетная субсидия эффективнее налоговых льгот, говорит участник совещания в правительстве.

Но при падающих доходах населения любой маневр выглядит напряженно, предупреждает Овчарова, если власти повысят пенсионный возраст, отменят льготы на детские товары, льготы на продукты питания, повысят НДФЛ, введут налог с продаж, то «Боливар не вынесет».

Льготная ставка НДС не вводилась для борьбы с бедностью, спорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы, это мера поддержки производства необходимого набора товаров.

Сложно и компенсировать отмену такой льготы бедным, предупреждает Суслина. В России до сих пор нет эффективной адресной системы пособий для детей, согласна Овчарова, проверить нуждаемость семей трудно – существенная часть доходов населения находится в тени, нет и эффективной системы поддержки на основе социального контракта.

Размыты критерии бедности, сетует она, например, при назначении пособия на первого ребенка это полтора прожиточных минимума. Если считать полтора прожиточных минимума критерием бедности, под него подпадает половина всех семей с детьми – а тогда критерия, по сути, нет, программы поддержки бедности блокируются.

Лучше начать с единой системы соцподдержки, а уже затем отменять действующие льготы, уверен и чиновник.

Источник: «Ведомости»

Источник: https://milknews.ru/index/Lgotnaja-stavka-NDS.html

Минфин уменьшит страховые взносы с зарплат и увеличит НДС

Минфин готовится к снижению страховых взносов, которые платят работодатели с фонда оплаты труда, и к одновременному повышению налога на добавленную стоимость (НДС), который считается «налогом с потребителя».

Министр финансов Антон Силуанов на III Международном форуме Финансового университета «Ловушка «новой нормальности» заявил, что минфин готовит предложения по увеличению косвенного налогообложения и снижению прямого. Нагрузка на зарплаты не вырастет, подчеркнул он, она и так велика и заставляет многие предприятия уходить «в тень», а бизнесу выравнивание баланса между косвенными и прямыми налогами будет выгодно.

Позже заместитель министра финансов Илья Трунин пояснил, что речь идет об НДС и страховых взносах.

Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление — это общемировая тенденция, она увеличивает стимулы для активного использования капитала и труда, объясняет смысл возможного маневра заместитель председателя Общественного совета при министерстве финансов и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

«Кроме того, налоговые ставки становятся инструментом в международной конкурентной борьбе за эти ресурсы, особенно за капитал, который очень мобилен и волен выбирать, в какую страну идти. За потребление такой конкуренции нет, с этой точки зрения повышение НДС безопасно», — говорит Евсей Гурвич.

«Для производства НДС менее чувствителен, и если в структуре доходов бюджета он займет более значимую роль, то мы ослабим зависимость от экспортоориентированных отраслей, которые отчисления в бюджет делают в основном через налог на прибыль, — добавляет председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. — То есть государство будет больше заинтересовано в развитии производства внутри страны, а не в экспорте сырья».

Повышение НДС на 2 процента принесет бюджету дополнительно 500 миллиардов рублей в год

Оба эксперта «РГ» полагают, что НДС может быть безболезненно повышен на 2 процента, до того уровня, который существовал до 2004 года. Это принесло бы бюджету 0,5 процента ВВП (при текущих размерах экономики около 500 миллиардов рублей) в год дополнительных поступлений.

Соответственно, на такую же сумму может быть облегчено бремя, которое несут работодатели в пользу социальных фондов (сейчас это 30 процентов с фонда оплаты труда). Это приведет к росту зарплат и к сокращению доли работников, получающих деньги в конвертах.

Евсей Гурвич предлагает рассмотреть и полную отмену льготной ставки НДС (10 процентов для ряда продовольственных товаров, детских товаров, лекарств, медизделий и др. — Прим. ред.) — в мировой практике это скорее исключение, чем правило. Зато можно снизить не только ставки по налогам на труд, но и по налогу на прибыль, причем это снижение можно комбинировать по-разному.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин призвал минфин поскорее определиться с изменением налогов, отметив, что в правительстве все время возникают новые и новые идеи на этот счет, а бизнес хочет определенности.

«Хотя говорится лишь об изменении баланса между прямыми и косвенными налогами, вряд ли налоговый маневр возможен раньше 2018 года, — считает Евсей Гурвич.

— Иначе неизбежна дискуссия, получит ли в итоге суммарный выигрыш бюджетная система, можно ли говорить об увеличении налогового бремени в целом, если оно растет в отдельных секторах, и так далее.

А до 2018 года, как известно, действует мораторий на увеличение налоговой нагрузки».

Источник: https://rg.ru/2016/11/22/minfin-umenshit-strahovye-vznosy-s-zarplat-i-uvelichit-nds.html

Предложение Минфина по увеличению ставки НДС до 22% ударит по бедным и пенсионерам

Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы

МОСКВА, 13 мар — ПРАЙМ. Идея налогового маневра, которая возникла уже довольно давно и то пропадала, то вновь появлялась на повестке дня, видимо, все-таки жива. Получается, сейчас Минфин склоняется к тому, чтобы эту идею снова развивать.

Для налоговой системы это, конечно, будет существенное изменение. Притом, что, с точки зрения поступления доходов в бюджет, эта мера будет относительно нейтральной.

Мы делали расчеты, которые говорят о том, что выпадающие доходы по социальным взносам из-за снижения социальной ставки до 22% примерно будут компенсированы суммой повышения НДС.

С недобором доходов проблемы быть не должно, но есть другой важный аспект.

Дело в том, что повышение ставки НДС приводит к росту цен. Нагрузка по НДС полностью ложится на конечного потребителя, простых граждан, тех, кто получает зарплату и пенсию.

Если в случае с зарплатой можно ожидать, что снижение социальных взносов в отдаленной перспективе приведет к коррекции или даже увеличению зарплат, то в случае с пенсиями такого сказать нельзя. Для пенсионеров, а также для тех, у кого невысокие доходы, такое повышение налога на добавленную стоимость приведет к существенному ухудшению уровня жизни.

Сейчас и так есть проблема с уровнем бедности: уровень доходов населения сильно падал в последнее время. Мы до сих пор не вышли из кризиса. А повышение ставки НДС с 18% до 22% — это все-таки довольно много.

Помимо этого, есть еще другой нюанс: что будет со льготной ставкой НДС. Вопрос в том, собираются ли ее отменять или нет.

Если собираются, то это еще сильнее ударит по беднейшим слоям населения, так как эта льготная ставка распространяется на товары первой необходимости.

Это тоже важный момент и на него нельзя закрывать глаза, поскольку предлагаемые изменения сразу же приведут к социальным последствиям.

Особенность «маневра» в том, что большая часть аргументов «за маневр» — то есть те плюсы, которые он сможет дать с точки зрения макроэкономики — остаются довольно теоретическими.

Положительный эффект — выход из тени, рост и т.п. —  может быть, а может и нет. Однако снижение реальных располагаемых доходов точно произойдет.

То есть, это тот случай, когда негативные последствия будут точно, а позитивные — не факт.

Также такое перераспределение налоговой нагрузки приведет к еще большей централизации бюджетных ресурсов — НДС целиком идет в федеральный бюджет. Доходы же внебюджетных фондов в результате маневра существенно снизятся. Таким образом, вопрос о снижении ставок социальных взносов не может решаться в отрыве от комплексной реформы пенсионной системы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.

Источник: https://1prime.ru/News/20170313/827240941.html

«НДС должен быть отменен»

В нашу дискуссию включился Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, он ответил на вопросы  главного редактора ФГ Николая Вардуля

Чем прежде всего Вас не устраивает НДС?

Сама идеология НДС противоречит идее перехода от сырьевой экономики к инновационной. В пользу этого говорит пример США, где нет налога на добавленную стоимость, а американская экономика устойчива, быстрее восстанавливается после кризисных ситуаций.

Вы можете конкретизировать антиинновационный характер НДС?

Простой пример. Если говорить о таком современном производстве, как IT, то почти 40% мировых затрат в этой сфере приходится на долю США, где проживает 5% мирового населения. Именно из США приходит больше всего технологий, а вклад IТ в ВВП там составляет более 5%, а у нас всего 1,4%. В абсолютных цифрах эта разница в 20 раз.

И это с учетом того факта, что основная часть российского рынка приходится на поставки импортного программно-аппаратного обеспечения. На долю услуг приходится лишь 30%, а программного обеспечения — 14% общего объема.

Хочу отметить, что в последние 10 лет почти 40-процентное увеличение производительности труда было обусловлено именно инвестициями в IТ-сферу.

Я Вас правильно понял: российская налоговая политика увеличивает, а не сокращает общероссийское инновационное отставание от США?

Беда в том, что в нашей налоговой политике действует установка на изъятие из бизнеса как можно большего количества денег. По этой причине вызывает такое противодействие инициатива о замене НДС налогом с продаж.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Стремясь «взять» как можно больше денег из бизнеса, государство не только режет курицу, несущую золотые яйца, но и увеличивает кредитную кабалу перед иностранцами. Недостающие средства на развитие бизнес берет у банков, а те занимают деньги, в том числе и за границей. И это только одна сторона проблемы.

Часть налогов государство банально недополучает, своей налоговой политикой вынуждая бизнес уводить доходы в тень. Ну, а главное — порочна сама ставка на экстенсивный метод пополнения бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки. Более продуктивен интенсивный — более низкие и просто исчисляемые налоги, стимулирующие увеличение налоговой базы и, как следствие, поступлений в бюджет.

Дискуссия о замене НДС налогом с продаж в коридорах власти ведется не один год, но сдвигов не видно. Вы сохраняете оптимизм?

Дискуссии только сильнее убедили меня в том, что от этого налога необходимо отказаться.

В создании той самой добавленной стоимости, которая служит предметом его обложения, и заключается экономический смысл любого высокотехнологичного производства.

НДС же, взимаемый при каждом переходе продукции от собственника к собственнику, многократно увеличивает ее стоимость. А значит, делает высокотехнологичное производство нерентабельным.

И тем самым выступает в роли надежного стража дальнейшего сидения российской экономики на нефтяной игле.

Сторонники сохранения НДС обычно апеллируют к тому, что ни одна из 100 стран, где он есть, от него не отказывается. Но НДС еще относительно молод, и очень может быть, что у него в этом плане все впереди.

К тому же в Европе многие уже задумываются, не НДС ли является главным тормозом динамики и темпов роста европейской экономики. И не он ли ставит Евросоюз в заведомо проигрышную позицию перед США, где его нет.

Еще интереснее взглянуть на проблему вот с какой стороны. НДС, как все мы знаем, — европейское изобретение, призванное ограничить перепроизводство в странах с несырьевой экономикой и обеспечить стабильность социально ориентированных государств. Второго аспекта пока касаться не буду. А вот характер экономики заслуживает пристального внимания.

Из крупных экспортеров нефти применяют НДС только Россия и Норвегия. Норвегия — особый случай: маленькая европейская страна, которая много чего может себе позволить, в том числе и некоторые излишества.

Однако НДС нет ни в ОАЭ, ни в Кувейте, ни в Венесуэле: и нет именно потому, что эти страны борются с нефтяной зависимостью своей экономики. И нередко успешно.

Например, ОАЭ уже больше зарабатывает на туризме, чем на нефти.

У России же с ее огромной территорией и множеством сохранившихся отраслей промышленности: оборонкой, машиностроением, фармакологией и многими другими, потенциал в этом плане гораздо выше.

Есть предложения о разном применении НДС в разных отраслях. Как Вы к ним относитесь?

Идея на первых порах освободить от НДС только высокотехнологичные отрасли, озвучиваемая на самых высоких уровнях власти, является полумерой, которая только усугубит имеющиеся проблемы.

Достаточно посмотреть на ситуацию в малом бизнесе, применяющем упрощенку, и в кредитных организациях — и те, и другие НДС не платят. На практике эта «льгота» отсекает малый бизнес от заказчиков и партнеров, заинтересованных в зачете НДС.

Поскольку малые предприятия его не платят, обеспечить своему заказчику такую возможность они не могут.

У банков другая проблема. Выполнение многих функций, которые можно было бы передать сторонним организациям, они вынуждены решать своими силами. Аутсорсинг для них делает невозможным ситуация с НДС. А значит, приходится раздувать штаты и генерировать дополнительные расходы.

Вот и вопрос, чего у льготников больше — экономии на неуплате НДС или потерь в одном случае от упущенной выгоды, в другом от вынужденных дополнительных затрат?

Читайте также:  Нельзя создать «сомнительный» резерв по средствам в банке, оставшемся без лицензии - все о налогах

К сожалению, у нас промышленной политикой называется раздача избранным пряников в форме налоговых льгот одним и прямого государственного финансирования другим. На самом деле это порочная тенденция, порождающая иждивенческие настроения у «льготников» и почву для злоупотреблений на уровне, где эти средства распределяются.

Адекватная промышленная политика — это гибкое реагирование на ситуацию с помощью различных экономических стимулов, прежде всего налогов. Самое первое, что мы должны сделать для создания механизмов долгосрочного развития, диверсификации нашей экономики, поддержки высокотехнологичного сектора, — заменить НДС налогом с продаж.

Половинчатой мерой представляется и отмена НДС на таможне. В том, что таможня отвечает за его взимание с импортеров, ничего хорошего нет. Сегодня он только создает почву для коррупции и пресловутого «серого» импорта. И работу таможни надо упрощать, оставив ей только взимание пошлин с ограниченного круга товаров. Это будет лучшим методом борьбы за чистоту рядов в этом ведомстве.

Но если отменить НДС только на таможне, а такие предложения звучат, внутренний производитель окажется в худшем положении, чем импортер. А это тоже неправильно. Так что раз уж отменять, то для всех.

Главный противник налоговой рокировки — Минфин. Что Вы можете противопоставить его аргументам?

Главная страшилка Минфина, к которой он прибегает, когда заходит речь о замене НДС налогом с продаж, — бюджет станет получать меньше денег. С этим я бы поспорил.

По оценкам экспертов, расчетное значение НСП в размере 10%, которое будет взыматься единожды при приобретении товара или услуги конечным потребителем, обеспечит поступление средств в бюджет в том же объеме, что и нынешний НДС 18%, который начисляется при каждой перепродаже. На мой взгляд, НСП может быть даже ниже — в диапазоне от 7% до 10%.

Я уверен, что отмена НДС, приведя к оздоровлению бизнес-климата, обернется как минимум не меньшим притоком денег в казну. У бизнеса существенно увеличатся обороты, с ними — продажи, а значит, и налогооблагаемая база.

С отменой НДС сократятся расходы бизнеса на содержание бухгалтерии. Ведь сейчас половина штата бухгалтеров занимаются только этим налогом. А в свете того, как сложность методики исчисления НДС стимулирует придирки фискальных организаций и вслед за ними коррупцию, можно говорить и о снижении коррупционной нагрузки на бизнес.

НДС раздувает штаты и налоговых органов: сегодня у нас налоговых чиновников чуть ли не вдвое больше, чем в США, в то время как по численности населения соотношение между странами с точностью до наоборот. А это бюджетные расходы на содержание аппарата.

Достаточно в России и потенциала для дополнительных источников поступлений в казну. Убить как минимум двух зайцев позволит установление налога на недвижимость исходя из ее рыночной цены.

Это и дополнительные деньги в казну, и сдерживание непомерного роста цен на жилье, и стимул тем, кто сегодня строит вокруг Москвы и других крупных городов дворцы и замки огромных размеров, вести себя скромнее.

Таких дворцов нет ни в одной западной стране, где уровень жизни и состояние экономики не в пример нашим. В свое время в США высокий налог с литра бензина быстро вывел из моды огромные автомобили, расходующие колоссальное количество горючего.

Здесь надо действовать теми же методами. Налог на регистрируемое имущество — квартиры, автомобили и др. — к тому же достаточно просто взимать непосредственно при его регистрации.

Вернемся к собственно НДС. Он повышает требования, которые предприятие должно предъявлять своим партнерам по технологической цепочке. Это хорошо или плохо?

Действительно, государство, не имея в силу сложности процедуры возможности отслеживать уплату НДС на всех этапах сделок, частично переложило ответственность за это на бизнес.

Получается, предприятия отвечают за уплату НДС их сторонними поставщиками.

А это дополнительное удорожание деятельности: приходится увеличивать штаты служб экономической безопасности для проверки налоговой дисциплины каждого потенциального поставщика. А это опять же удорожание деятельности.

Тут есть, чему поучиться у соседей. На Украине, где работает одно из подразделений нашего холдинга, тоже есть эта проблема. Но там она хотя бы решается проще: информацию о добропорядочности любой организации можно быстро и за небольшую официальную плату получить в налоговой. В России такой законной возможности нет.

Можно сейчас, без отмены НДС, упростить жизнь налогоплательщика?

Пока НДС не отменен, можно упростить процедуру его взимания и налоговую отчетность.

Сегодня НДС взимается с авансов, что вообще нелогично: аванс стоимости не создает, ее создает разница между доходами и расходами от деятельности, связанной с реализацией товаров, услуг или работ.

Да, обязанность исчисления НДС с полученного аванса компенсируется правом компенсировать НДС с перечисленного аванса. Но на практике оформление этого права удорожает деятельность предприятия и приводит к ошибкам в оформлении, а они — к отказам в предоставлении вычета.

Товарную и товарно-транспортную накладные, требуемые сегодня при реализации товара, можно заменить одной расширенной накладной с «транспортным» разделом, заполняемым по мере надобности.

Лишним считаю также требование указывать в счете-фактуре на реализуемый в России импортный товар грузовой таможенной декларации и страны происхож­дения товара.

Представим, что мы отгружаем партию товара, укомплектованного десятью единицами из разных поставок. В лучшем случае это 10 записей в соответствующем разделе вместо одной.

В худшем — и более вероятном — ошибки, влекущие налоговые санкции, а то и обвинение в контрабанде.

Дальше больше — образцы одного и того же изделия, ввезенные в страну на двух разных грузовиках проходят как различные товары. Такого нет ни в одной стране мира! Нигде, кроме нас, просто не указывается грузовая таможенная декларация на импортный товар, реализуемый внутри страны.

Но даже при решении этих проблем сама методика исчисления НДС вызывает столько вопросов, что этот Гордиев узел и впрямь легче разрубить, решив проблему раз и навсегда, представляется более разумным.

С Минфином мы уже разобрались. А кто еще против замены НДС налогом с продаж?

Если говорить об отмене НДС, в ней не заинтересованы разве что некоторые экспортеры нефти, обеспечивающие себе его возврат в большем объеме, чем положено.

Некоторые опасения есть у торговых организаций, которые станут плательщиками налога с продаж.

Но их сомнения развеять нетрудно: выгоды от упрощения процедур бухгалтерского учета и сокращения затрат на эту часть деятельности перевесят ожидаемые неудобства.

А вот кто кровно не заинтересован в переменах, особенно по части упрощения исчисления налогов и налоговой отчетности — это коррупционеры всех мастей.

Чем проще та или иная процедура, чем легче бизнесу удовлетворять требованию закона, тем меньше зависимость бизнеса от волеизъявления чиновника, который может как взглянуть на ошибку сквозь пальцы, так и придраться по всей строгости. И тем меньше почвы для злоупотреблений.

Неудивительно и что налог на недвижимость до сих пор не исчисляется по ее реальной стоимости. Ведь среди владельцев роскошных особняков, которые первыми от него пострадают, немало чиновников высшего, а нередко и среднего ранга.

Коррупционер потому и коррупционер, что ему нет дела до интересов ни государства, о которых ему по должности положено заботиться, ни граждан, о повышении благосостояния которых должно заботиться государство.

В то же время, как показывает мой опыт общения с людьми из высших эшелонов власти, там работают далеко не глупые люди, которые все это прекрасно понимают. С одной стороны, парадокс: ведь при этом мы имеем то, что имеем. Но, с другой – есть надежда, что этот порочный круг все же получится разорвать.

Источник: https://fingazeta.ru/finance/taxes/175824/

Повышение НДС до 20 процентов: ожидаемые результаты и негативные последствия

Правительство РФ планирует повышение НДС до 20% с января 2019 года. Рядовым потребителям этот шаг государства грозит ростом цен на 2 процента, производителям и торговле — увеличением налоговой нагрузки. Сиюминутную прибыль, полученную правительством, впоследствии придётся «лечить» госпрограммами.

Что такое НДС, зачем нужен и на что влияет

Налог на добавленную стоимость — сложный объект в налоговой теории и финансовой практике, который распространяется на всю производственную цепочку: от сырья до конечного продукта, выступающего в роли товара. Это один из косвенных налогов, размер которого увеличивается автоматически на каждой стадии перепродажи каждой единицы товара.

Плательщиками налога являются:

  • юридические лица — организации;
  • физические лица — ИП;
  • импортёры и экспортёры товаров.

В настоящее время НДС равен 18%. Это означает, что каждая передача товара из одних рук в другие прибавляет к его стоимости именно эту сумму. Конечный покупатель товара платит минимум трёхкратный размер НДС, вшитый в стоимость продукта или услуги.

В России действует 3 ставки НДС: 0%, 10% и 18%, распространяющиеся на разные категории товаров

НДС — главный источник формирования бюджета. Его платит каждое юридическое лицо с продажи товаров, когда их стоимость при реализации хоть немного выше себестоимости. Этот вид налога пришёл на смену налогу с продаж в 20-х годах прошлого столетия. Тогда налог брался со всей выручки, и предпринимателям было сложно учитывать доход от бизнеса. В РФ НДС ввели только в 1992 году.

Как и другие косвенные налоги, НДС в настоящее время обеспечивает бюджет страны значительными доходами. У этого налога большие фискальные возможности, позволяющие не только увеличить доходы, но и стабилизировать бюджет.

Обыватель может полагать, что его данный налог никак не касается. На самом деле, основная нагрузка по уплате ложится именно на плечи конечного потребителя товара. В его стоимость предприниматель включает себестоимость товара, акцизные сборы, долю прибыли и НДС.

Чтобы заплатить НДС государству, предприниматель сначала собирает налог с потребителя, поэтому ставка НДС напрямую влияет на стоимость товара.

Обзор мировых ставок

Самая высокая ставка НДС в РФ (28%) приходилась на 1992 год. Затем в 1993 году она была снижена до 20%, а в 2004-м — до 18%. Предполагаемое повышение НДС в 2019 году приблизит Россию к основной массе стран Европы, где в настоящее время величина данного налога составляет те же 20%. Но эти цифры не самые высокие. Лидерами по величине НДС являются:

  • Венгрия — 27%;
  • Норвегия, Швеция и Дания — 25%;
  • Исландия — 24,5%;
  • Греция, Финляндия — 24%;
  • Уругвай, Португалия, Польша, Ирландия — 23%.

В рейтинг стран с самым низким размером НДС вошли:

  • Остров Джерси — 3%;
  • Малайзия и Сингапур — 5%;
  • Доминиканская Республика — 6%;
  • Таиланд — 7%
  • Швейцария и Япония — 8%.

Когда было принято решение о повышении НДС в России до 20 процентов

Разговоры о планируемом повышении ставки предпринимательского налога начались весной 2018 года, но никто из официальных лиц не брал на себя инициативу по внедрению планов.

Обнародовать целый ряд непопулярных мер, включая повышение налога, официальные лица решились 14 июня 2018 года, когда всё внимание общественности было приковано к открытию чемпионата мира по футболу.

К этой «приятной» новости добавилось повышение пенсионного возраста и рост тарифов ОСАГО.

Изменения вступают в силу с января 2019 года. Оплата за 4 квартал 2018 года будет производиться по старым ставкам — 18%. Применительно к детским и социально значимым товарам НДС повышаться не будет.

На социально значимые товары и дальше будет распространяться ставка НДС 10%

Чем правительство аргументирует необходимость изменений

По заявлению Правительства РФ, повышение ставки налога всего на 2% обеспечит приток в бюджет страны 600 млрд рублей. Наполнение бюджета гарантировано, поскольку уклониться от этого вида налогов достаточно сложно. По подсчётам экономистов, за 6 лет прибыль от повышения составит 2 трлн рублей, вкупе с ростом ВВП экономика обогатится на 6 трлн.

Исчерпывающую аргументацию непопулярной меры дала вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Итоги недели».

Она напомнила, что касательно размера НДС обсуждались различные манёвры, в том числе и увеличение его до 22%. От этой цифры решено было отказаться в связи с риском роста инфляции.

Цифру в 2% Голикова назвала границей чувствительности, которую вполне компенсирует увеличение пенсий с января 2019 года.

Что означает повышение ставки налога

Изменение НДС хотя бы на 1% повлечёт за собой серьёзные последствия, не говоря уже о 2%

Повышение НДС увеличит бюджет «майских указов», но отодвинет сроки реализации поставленных в них целей. Главный посыл Указа — увеличение продолжительности жизни россиян. Но выросший НДС вызовет рост цен на медикаменты на 12–15%, что сделает их недоступными для основной части населения. Продолжительность жизни с учётом подобного развития событий вряд ли будет увеличена.

Бизнесмены также не в восторге от предстоящих реформ. Компенсация налога в ценах — не выход из ситуации, ведь чем ниже платёжеспособность населения, тем хуже идут дела у торговцев. Уже 1% увеличения НДС даёт ухудшение условий для бизнеса на 5%.

Не улучшат ситуацию даже обещанные компенсации:

  • ускорение возврата налога экспортёрам с одновременным снижением порога ускоренного возврата до 2 млрд рублей;
  • уменьшение количества камеральных проверок;
  • отмена налога на движимое имущество.

Чем грозят изменения

Повышение налога уменьшит доходы предпринимателей

Министр финансов Антон Силуанов признаёт, что данная мера вызовет резкий скачок инфляции на 2 пункта.

Негативные последствия предложенного пути реформирования экономики рассматривают в повышении и другие экономисты:

  1. Возросшая налоговая нагрузка заставит многих работодателей вводить в свою деятельность ещё большее количество серых схем расчётов с сотрудниками.
  2. За счёт уменьшения собираемости налога резко сократятся доходы региональных бюджетов.
  3. В плачевном положении окажется малый и средний бизнес, у которого снизится конкурентоспособность.
  4. Уменьшение производства неизменно вызовет рост безработицы в стране и падение платёжеспособности населения.
  5. Рост НДС предприниматели переложат на плечи потребителя, поэтому добавленные 2% ощутимо ударят по карману каждого россиянина.

Источник: https://ip-spravka.ru/povyishenie-nds-do-20-protsentov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]