Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2017
С 2017 года изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников.
Новые правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом учете 2017
С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам. Теперь в течение года можно списывать больше расходов. Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам.
1. Выберите лимит отчислений. Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Если выручка за прошлый год больше, выгоднее брать ее. Но в конце налогового периода потребуется скорректировать расходы. В итоге лимит за год не должен превышать 10 % от выручки за текущий налоговый период.
В учетной политике не записывайте, как считаете лимит. От квартала к кварталу способ можно менять. Например, в первом квартале можно посчитать резерв с ограничением от выручки за прошлый год, а за полугодие — от выручки за текущий период.
Налоговый регистр по учету формирования и использования резерва по сомнительным долгам
2. Проводите инвентаризацию кредиторской задолженности. Перед тем как создать резерв, проверьте кредиторскую задолженность. Если с контрагентом есть встречные долги, учесть при создании резерва можно только разницу между дебиторкой и кредиторкой. Это правило теперь записано в кодексе (п. 1 ст. 266 НК РФ). Встречная кредиторка уменьшает долги, даже если она не просрочена.
В резерве учитывайте только долги, которые связаны с реализацией товаров, работ и услуг. Какую дебиторку списать не получится, смотрите в памятке.
3. Требуйте, чтобы должник вернул деньги. Инспекторы снимают расходы на резерв, если компания не пыталась взыскать долг перед списанием.
Причем, если налоговики докажут, что компания завышает резерв, судьи поддержат налоговиков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2016 № Ф04-28574/2015).
Чтобы не спорить, попытайтесь взыскать долг с покупателя. Направьте ему претензию, потребуйте проценты за просрочку.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2017: спорные ситуации
Есть четыре ситуации, в которых налоговики больше не предъявляют претензии к резервам по сомнительным долгам. В прошлом году УФНС по г. Москве во внутреннем документе назвало случаи, когда удовлетворило апелляции компаний. Все инспекции столицы получили из УФНС обзор апелляций по спорам о резервах по сомнительным долгам (текст есть в «УНП»).
Управление предупредило инспекторов, в каких случаях отменит их решение, поэтому на проверках инспекторы станут реже исключать долги из резервов.
Неподробные акты. Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг.
Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию.
Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
См.Учет основных средств в бухгалтерском учете в 2017 году
Инспекторы не упускают случая снять расходы из-за дефектов первички. Вряд ли претензии к ней совсем прекратятся. Безопаснее четко писать в актах, какие работы и услуги компания передает.
Дебиторка в у.е. У компании была дебиторка в условных единицах. На проверке налоговики изучили накладные и решили, что компания завысила резерв. При этом контролеры брали размер дебиторки на дату реализации товара. УФНС с ними не согласилось.
Специалисты управления рассуждали так: инвентаризация расчетов — это проверка сумм на счетах бухучета (п. 3.44 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). В бухучете компании пересчитывают дебиторку в рубли на конец отчетного периода (п. 7 ПБУ 3/2006). Налоговики определили сумму долга на неверную дату, поэтому УФНС отменило их решение.
Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год — по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.
Ежеквартальный резерв. Компания создавала резерв ежеквартально. Инспекция на проверке запросила у нее акты инвентаризации задолженности, акты сверки, первичку.
Налоговики изучили документы и пришли к выводу, что компания включила в резерв лишние суммы. Но инспекторы допустили ошибку. Они требовали бумаги только на конец года, а документы по каждому кварталу не запрашивали и не изучали.
Из-за этого УФНС посчитало выводы ревизоров безосновательными.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
На проверках вы не обязаны сдавать документы, которые налоговики не требуют. Но, если видите, что у инспекторов не хватает данных для верного расчета, в ваших интересах подать дополнительные документы. Если инспекторы смогут проверить сумму резерва, спора не будет.
Ошибка, которая не влияет на налог. Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ.
Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась.
УФНС решило, что компания расходы не завысила.
Если контрагент задержал оплату более чем на 90 календарных дней, учитывайте долг в резерве целиком, если на 45-90 дней — включите в резерв половину долга. Долги с просрочкой менее 45 дней в резерве не учитывайте. Если включили долг в резерв по ошибке, исправьте ее, даже если компания налог не занизила.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2017
Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.
Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.1998 № 34н.
Напомним, cомнительная дебиторская задолженность — это не погашеный долг или долг, который не будет погашен в сроки, установленные договором, и не обеспеченный определенными гарантиями.
Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей.
Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга.
При этом, чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента.
Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие.
Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.
См.Учетная политика на 2017 год для ОСНО
Создание резерва п сомнительным долгам в учетной политике
Резерв по сомнительным долгам (фрагмент учетной политики)
Для учета резервов применяют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы».
Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации. Изменения отражают записями:
- увеличение — по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63;
- уменьшение — по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года — присоединяют к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 ПБУ).
Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.
В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва. На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99).
Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/51849-rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete-2017-qqq-17-m04
Резерв по сомнительным долгам в 2018 году — в бухгалтерском и налоговом учете, создание, обязательно ли
Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2018 году?
В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.
Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2018 году?
Основные аспекты
Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.
Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.
Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:
- по окончании трехлетнего периода исковой давности;
- при окончательной ликвидации субъекта;
- в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
- при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.
Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.
Что нужно знать
Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.
А именно:
Фонд образуется по итогам расчетов с физическими и юридическими лицами | Приобретающими товары либо услуги. Вносить в резерв авансы, переданные поставщикам, нельзя |
Создание резерва требует непрестанного мониторинга динамики задолженности | Поскольку состояние может поменяться, а резерв должен отображать истинную ситуацию |
В бухучете долги считаются безнадежными по положениям ст.266 НК РФ | Но в целом лимит относительно сроков и размера резерва не определен |
Когда возникает вопрос о выборе порядка для резервных активов, налогового или бухгалтерского | То ориентироваться нужно на такие моменты:
|
Для чего создается
Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?
Формирование РСД дозволяет:
Отобразить в бухучете величину задолженности | Реальную к получению, что необходимо для установления достоверных данных о долгах при подготовке бухгалтерской отчетности |
Учитывать в целях налогообложения потери от невозврата долгов до наступления момента | Когда невозвратные долги можно будет списывать с целью расчета налога на прибыль |
Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.
То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.
Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?
Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:
- сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
- не возвращен в период, прописанный в договоре;
- не обеспечен никакой гарантией.
Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.
Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.
Нормативное регулирование
Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.
Для бухучета применимы нормы:
По п.70 Положения по ведению бухучета № 34н | Организация обязана основывать РСД |
Формировать РСД допустимо по всякой дебиторской задолженности | В том числе и по той, срок возврата по которой еще не подошел |
В отношении налогового учета предопределены следующие положения:
По п.3 ст.266 НК РФ | Налогоплательщик, использующий метод начисления, вправе образовывать РСД. Так как этот резерв причисляется к внереализационным расходам, то используя отмеченное право, налогоплательщики вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль |
По абз.1 п.1 ст.266 НК РФ | Образовывать РСД можно только по отношению к задолженности клиентов за приобретение товаров, услуг, работ |
Порядок создания резерва по сомнительным долгам
Положение по бухучету № 34н предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.
Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в учетной политике относительно целей бухучета.
Избрать можно один из нижеследующих вариантов:
Резерв образовывается по всякому сомнительному долгу исходя из профессионального взгляда | И определения величины задолженности, которая не будет возвращена. В учетной политике надлежит установить параметры оценивания платежеспособности и финансового состояния контрагента, качества обслуживания долга и т. д. Величина резерва рассчитывается в каждом случае индивидуально |
По всякому долгу резерв образуется на основании времени просрочки | Величина РСД в этом случае учреждается в процентном соотношении от объема долга или соответствует порядку образования резерва в налоговом учете |
При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.
Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:
- на суммы переданных поставщикам авансов;
- на штрафы за несоблюдение условий договора;
- на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
- по договорам займа.
В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.
В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.
Способы формирования
О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:
Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД |
|
Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД | Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета НДС) за соответствующий налоговый период |
Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва |
|
Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года |
|
К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.
Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:
Определение общей задолженности контрагентов | Непогашенной в срок и необеспеченной гарантиями |
Определение суммы для включения в резерв по каждому отдельному долгу | Исходя из оценки платежеспособности должника и вероятности частичного или полного погашения |
При этом используются такие способы создания РСД, как:
- интервальный;
- экспертный;
- статистический.
Интервальный
При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.
Далее определяется дата, на которую они должны быть погашены и так определяется длительность просрочки. По итогам поверки устанавливается, на какую сумму нужно создать резерв.
Экспертный
В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.
Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.
В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:
При признании безвозвратности долга | Он списывается в счет созданного резерва. Если объема РСД окажется мало, то списывается непокрытый долг в прочие расходы |
Когда сомнительная задолженность погашается | То величина резерва восстанавливается, то есть переносится в прочие доходы |
Статистический
Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.
К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.
На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:
Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).
Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).
При статистическом варианте создания РСД:
Долг, признанный невозвратным, | Списывается в счет соответствующего резерва, а при невозможности покрытия относится к прочим расходам |
Если безнадежным становится долг | Не включенный в резерв, или погашается любая задолженность, то размер РСД не корректируется |
Как отражается в учете
Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.
Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:
В бухгалтерском
Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.
Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.
Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.
Видео: резерв по сомнительным долгам
Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.
Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.
Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.
Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:
Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63
Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.
Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.
В налоговом
Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.
Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.
Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:
Право на образование резерва | Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления |
Применяется РСД | По отношению только к покупательской задолженности |
Формировать резерв допускается | Только относительно просроченной дебиторской задолженности |
В отношении долгов | По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей |
Исходя из длительности просрочки | Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней |
При наличии встречного обязательства в РСД | Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части |
В 2018 году предельный объем РСД | Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период |
Не использованный резерв переносится на следующий год | Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу |
Порядок восстановления
О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично. В такой ситуации требуется корректировка резерва.
РСД восстанавливается в объеме возвращенной задолженности. При этом выполняются следующие бухгалтерские проводки:
Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76) | Поступление оплаты от контрагента |
Дт 63 Кт 91-1 | Восстановление резерва на сумму оплаты |
Если сомнительный долг обращается в безнадежный, то его можно списать. Для этого согласно п.77 ПБУ нужно:
Подготовить документы | Указывающие на невозможность взыскания долга |
Осуществить инвентаризацию дебиторской задолженности | И обнаружить долги с истекшим сроком исковой давности |
Составить бухгалтерскую справку | И приказ организации на списывание дебиторской задолженности |
Списывается безнадежная задолженность за счет имеющегося РСД или на расходы, когда резерв не формировался.
При списании долга по истечении исковой давности величина его учитывается в забалансовом учете на протяжении пяти лет после списания.
Для этого используют счет 007. Учет требуется в целях мониторинга вероятности взыскания долга при изменении финансового положения должника.
В налоговом учете безнадежные долги в расходы не включаются, а списываются за счет резерва. Причем списанию подлежит даже та задолженность, по которой РСД не создавался.
Так обязана ли организация создавать резерв по сомнительным долгам? В бухучете создание РСД обязательно.
В налоговом учете резерв формируется исключительно по желанию налогоплательщика, хотя порядок создания в этом случае более регламентирован.
Источник: https://jurist-protect.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam/
Учет резервов по сомнительным долгам и ПБУ 18/02
Данная статья посвящена учету резервов по сомнительным долгам и отражению возникающих при расчете разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Непосредственное отражение в бухгалтерском и налоговом учете рассчитанных резервов по сомнительным долгам не вызывает особых трудностей.
В налоговом учете на основании с п.7 ст. 265 НК РФ создание и увеличение размера резервов по сомнительным долгам приводит к увеличению внереализационных расходов, а сумма восстановленного ранее начисленного резерва присоединяется в внереализационным доходам.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет резервов по сомнительным долгам организуется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в разрезе каждого сомнительного долга.Начисление резерва отражается по кредиту счета 63, восстановление или использование на покрытие безнадежных долгов по дебету счета.
Резерв по сомнительным долгам согласно ПБУ 21/08 считается оценочным значением, изменение которого отражается путем включения в состав прочих доходов (при восстановлении резерва) или прочих расходов (при восстановлении резерва). В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета прочие доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Большее количество вопросов вызывает применение ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организации» при учете возникающих разниц между суммами резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Для начала нужно разобраться какой является разница временной или постоянной. Разницы между суммами резервов возникают в двух случаях:
- В бухгалтерском учете резервы начисляются, в налоговом нет.
- Резервы по сомнительным долгам начисляются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, при этом сумма резервов неодинакова.
В первом случае возникает расход, который формирует бухгалтерский убыток, но налоговую базу по налогу на прибыль этот расход не уменьшит ни в отчетном, ни в последующих периодах. В соответствии с п.4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» такой расход признается постоянной разницей, которая будет приводить к формированию постоянного налогового обязательства (ПНО).
Можно возникшую разницу между суммами резервов во втором случае считать временной? Полагаю, что нет. Ведь чтобы ее признать временной должно выполняться условие, что возникшая разница будет учтена при расчете налога на прибыль в последующих налоговых периодах.
Однако различные методики расчета сумм резервов, наличие ограничений по величине расходов резервов по сомнительным долгам для определения налоговой базы по налогу на прибыль, не позволяют утверждать, что выявленная разница будет когда-нибудь учтена при расчете налога на прибыль.
Как в первом, так и во втором случае все возникающие разницы между суммами резервов в бухгалтерском и налоговом учетах являются постоянными.
Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, участвуют в формировании постоянного налогового обязательства (ПНО), а приводящие к уменьшению налога на прибыль, участвуют в формировании постоянного налогового актива (ПНА).
Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, возникают когда:
- Доход в бухгалтерском учете меньше дохода в налоговом учете.
- Расход в бухгалтерском учете больше чем расход в налоговом учете
Постоянные разницы, приводящие к увеличению налога на прибыль, возникают когда:
- Доход в бухгалтерском учете больше дохода в налоговом учете.
- Расход в бухгалтерском учете меньше чем расход в налоговом учете
Рассчитываются ПНО и ПНА как произведение соответствующей постоянной разницы на ставку налога на прибыль. В бухгалтерском учете :
ПНО учитывается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «ПНОиА» и кредиту счета 68 субсчет «Налог на прибыль»,
ПНА учитывается по дебету счета 68 субсчет «Налог на прибыль» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «ПНОиА».
Рассмотрим на примере учет резервов по сомнительным долгам с учетом применения ПБУ 18/02.
Условие:
По состоянию на 31 марта 2013 года были рассчитаны резервы:
по дебиторской задолженности за отгруженные товары
ООО «Новый мир» для целей бухгалтерского учета- 113800 руб, для целей налогового учета- 48700 руб, разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила 13020 (113800-48700),
ООО «Пятачок» для целей бухгалтерского учета 80 000 руб., для целей налогового учета- 280000 руб. разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила -200 000 руб.(80 000-280 0000)
по выданному авансу ООО «Рассвет» только для целей бухгалтерского учета в сумме 300 000 руб., разница суммой резерва в бухгалтерском и налоговом учете составила 30 000 (300 000-0)
в учете на основании этих данных будут сделаны следующие проводки:
Операция | Дт | Кт | Сумма |
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Новый мир» | Дт 91 «Прочие расходы» | Кт 63 ООО «Новый мир» | 113 800 |
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Новый мир» в налоговом учете | Внереализационные расходы | 48700 | |
Начислено ПНО по сомнительному долгу ООО «Новый мир» | Дт 99 «ПНОиА» | Кт 68 «Налог на прибыль» | 13020((113800-48700)*20%) |
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Пятачок» | Дт 91 «Прочие расходы» | Кт 63ООО «Пятачок» | 80 000 |
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Пятачок» в налоговом учете | Внереализационные расходы | 280 000 | |
Начислено ПНА по сомнительному долгу ООО «Пятачок» | Дт 68 «Налог на прибыль» | Дт 99 «ПНОиА» | 40 000((80000-280000)*20%) |
Начислен в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу ООО «Рассвет» | Дт 91 «Прочие расходы» | Кт 63ООО «Рассвет» | 300 000 |
Начислен резерв по сомнительному долгу ООО «Рассвет» в налоговом учете | Внереализационные расходы | ||
Начислено ПНО по сомнительному долгу ООО «Рассвет» | Дт 99 «ПНОиА» | Кт 68 «Налог на прибыль» | 60 000(300000*20%) |
Источник: https://buch-tax.ru/uchet-rezervov-po-somnitelnym-dolgam-i-pbu-1802/
Банк «Подозрительный»
Банки будут еще сильнее подозревать клиентовФото: Fotolia/medesulda
ЦБ снова пересмотрел критерии отнесения операций того или иного банка к сомнительным. С 2014 года это уже третья волна снижения данного показателя. Банки.ру разбирался, почему снижение не равно смягчению и как новации повлияют на рост блокировок счетов «физиков» и «юриков» в России.
Предложение, от которого невозможно отказаться
Кредитные организации уже давно периодические блокируют счета своих клиентов «всех мастей». Для этого у них есть федеральный закон под номером 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Блок по-русски
«Русский Стандарт» часто блокирует карты своим клиентам, не объясняя причин либо ссылаясь на компрометацию пластика. Страдают держатели не только классических, но и золотых, а также платиновых карт. Портал Банки.ру выяснял, в чем причина блокировок.
Но, судя по всему, этого ЦБ показалось мало.
27 июля 2017 года Банк России разослал в свои территориальные учреждения письмо №ИН-01-12/40, подписанное Эльвирой Набиуллиной, с предложением пересмотреть «критерии определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций».
Так, при проведении оценки банков по итогам работы за IV квартал 2017 года и в последующие периоды регулятор предлагает считать кредитную организацию вовлеченной в проведение сомнительных операций в одном из двух случаев.
Во-первых, если за последний проверочный квартал удельный вес (доля) объема сомнительных операций в банке превышает 2%.
Этот показатель включает в себя как наличные операции в объемах дебетовых оборотов по счетам всех клиентов, так и безналичные операции в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов — юрлиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и иностранных структур без образования юрлица.
Во-вторых, если за тот же временной период объем сомнительных операций всех клиентов с безналичными и наличными денежными средствами в совокупности превысил 1 млрд рублей.
***
***
Согласно информационному письму регулятора от апреля 2016 года, ранее считалось, что банк проводит сомнительные операции, если вышеобозначенные параметры находились на уровне 3% или 2 млрд рублей. А еще раньше, в 2014 году, — на уровне 4% или 3 млрд рублей.
Снижение этих показателей отнюдь не послабление, рассказывают банкиры. Даже наоборот.
«Касательно изменения критериев сомнительности операций могу сказать, что их не смягчают, а ужесточают. Если раньше 3% оборота можно было признать сомнительными без санкций от ЦБ, то теперь только 1%. Причем критерии сомнительности также ужесточаются, — объясняет один банкир на правах анонимности.
— При превышении установленных регулятором показателей банку «прилетают» моментальные санкции — от предписания на ограничение операций до введения временной администрации. Фактически сомнительной априори считается почти любая экспортно-импортная операция.
Нужно очень хорошо постараться, чтобы доказать обратное».
ЦБ «закручивает гайки»
Примечательно (хотя и ожидаемо), что на тему, в которой одновременно «участвуют» понятия «сомнительные операции» и «ЦБ», отказались открыто говорить все спикеры рынка, к которым обратился портал Банки.ру. Зато они поговорили с нами, что называется, off the record.
Начнем разбор с формулировки «предлагает» в письме от ЦБ. Как указывают участники банковского рынка, эта формулировка является не более чем официальной письменной конструкцией.
В 2014 году Банк России также предлагал своим территориальным учреждениям наравне с департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями применять определенные критерии для определения сомнительных операций.
Однако в самом письме регулятора значилось, что предлагает он нововведение «до издания акта, регулирующего вопросы применения приоритетных мер при осуществлении банковского надзора».
«Так что и в этот раз предложение, скорее всего, в итоге перерастет в обязательство, — говорит собеседник Банки.ру из числа банкиров. — Что греха таить, сейчас, как и много лет назад, любое письмо Центробанка или заявление его главы расценивается рынком как напутствие к действию и обязательное к исполнению правило. Тут, как говорится, лучше перестраховаться».
«Невооруженным глазом внутри банков заметен тренд, что с каждым годом Центробанк все больше и больше «закручивает гайки». Отсюда и повышенные блокировки счетов клиентов — «физиков» и «юриков».
Я бы сказал, что для банков сейчас действует антирасслабляющий тренд, ЦБ начинает карать за меньшие суммы допущенных подотчетным ему банком сомнительных операций.
И нет причин считать, что тренд этот резко повернется в сторону смягчения», — говорит другой банкир из крупного банка.
Банк России не ставит целей по смягчению критериев по надзору за банками, соглашается третий банкир.
«Как раз наоборот: требования становятся несоизмеримо жестче, о чем и говорит вышеприведенная динамика. То есть к банкам будут применяться меры воздействия вплоть до отзыва лицензии за превышение уже таких небольших пороговых значений в 2% или 1 млрд рублей в дебетовых оборотах совершенных сомнительных операций.
Таким образом, требования к снижению объемов операций клиентов, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, обязывают банки обеспечивать еще более жесткие методы по отбору клиентов при приеме на обслуживание и по проведению последующего мониторинга за совершаемыми операциями», — поясняет наш собеседник.
Он считает, что реализовывать политику еще большего ужесточения мер внутреннего контроля будет особенно затруднительно банкам первого эшелона, так как объемы совершаемых операций у них в целом очень большие и наличие неблагонадежного контингента, совершающего сомнительные операции, соответственно, тоже. А мероприятия контроля и так уже «завинчены» до предела.
«Ни ответа, ни привета»
Мнение банкиров схоже с мнением клиентов банков. Согласно данным «Народного рейтинга» Банки.
ру, трехлетние поступательные ужесточения от ЦБ в отношении максимального удельного веса и объема сомнительных операций для кредитных организаций влекут за собой все больше блокировок.
Счета физических и юридических лиц периодически (и достаточно часто) блокируются банками от нескольких дней до нескольких месяцев со ссылкой на федеральный закон 115-ФЗ. Чаще всего этим грешат электронные кошельки.
***
***
В одних случаях банки блокируют счета индивидуальных предпринимателей, которые совершили подряд несколько переводов с одинаковыми суммами. В других случаях — счета физлиц при совершении переводов на значительные, по мнению банков, суммы (могут начинаться от 5 тыс.
рублей), если клиент обслуживается в кредитной организации одновременно как физлицо и ИП.
Иногда банки даже отказываются выдавать деньги со вкладов, если в течение действия срока депозита клиент совершил много дополнительных взносов, «вылившихся» в приличную сумму, требуя предоставить справки 2-НДФЛ или другие доказательства собственных источников дохода вкладчика.
***
***
«За эти три года количество ежегодных блокировок моих счетов и счетов моих знакомых точно не сократилось. Ну разве что в некоторых случаях блокировок банки научились решать вопрос и проводить все свои проверки немного быстрее.
А ведь я всего лишь по полной использую банковские карты с бонусами, чтобы получить по ним все возможные «плюшки». Это законом не запрещено, но банками, судя по всему, не поощряется», — рассказывает клиент нескольких крупных банков.
Кто сомнительный? Я сомнительный?
Доходит до того, что банк может заблокировать своему клиенту даже зарплатную карту. Например, если посчитает, что на нее поступила слишком большая зарплата, что может быть косвенным признаком «отмывания».
У вас слишком большая зарплата
3 августа в «Народный рейтинг» Банки.ру поступила жалоба на банк «Восточный». По словам клиента кредитной организации, банк без предупреждений заблокировал зарплатную карту из-за… слишком крупного перевода средств от работодателя.
И для такого поведения у банка теперь есть еще больше оснований. Ведь недавно регулятор опубликовал «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» за номером 19-МР от 21 июля 2017 года.
В документе Банк России сообщил, что наблюдает существенное увеличение объемов операций по систематическому снятию клиентами — юридическими лицами и ИП наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт.
«Возрастающая динамика объемов указанных операций может свидетельствовать о том, что возможными действительными целями таких операций является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели», — сообщает ЦБ.
По мнению регулятора, причина сложившейся ситуации в формальном отношении кредитных организаций к реализации «программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при обслуживании корпоративных карт».
У Банка России есть вопросы не только к недооценке кредитными организациями рисков совершения клиентами — юрлицами и ИП «отмывочных» операций, связанных со снятием ими наличных денег с использованием корпоративных карт.
Центробанк также полагает, что кредитные организации игнорируют некоторые его рекомендации из положения №266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». Так, ЦБ указывает на игнорирование рекомендованного девятым абзацем пункта 2.
4 данного положения, в котором говорится об установлении банками для клиентов — юрлиц и ИП максимального размера суммы наличных денежных средств в валюте РФ, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).
Нелегко придется и клиентам банков, являющимся работодателями. Чтобы выявлять «сомнительных» среди них, ЦБ также опубликовал «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» за номером 18-МР от 21 июля 2017 года.
В своих рекомендациях регулятор советует кредитным организациям использовать несколько определенных подходов, чтобы выявить и пресечь операции клиентов, направленные на уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из РФ и отмывание доходов, полученных преступным путем.
Например, чтобы легче было отслеживать так называемые транзитные операции, регулятор рекомендует обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей в бюджет страны с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9%.
Правда, оговаривается Банк России, уплата налогов и иных обязательных платежей в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
Есть и дополнительные признаки для выявления сомнительного «транзитного» клиента.
Например, если со счета клиента не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, а также связанные с ними отчисления в бюджет, как то налог на доходы физлиц, или производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента.
Или если фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума. Или если остатки денежных средств на счете клиента отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимых им по данному счету.
ЦБ не сомневается
ЦБ — единственный, кто согласился официально пообщаться с обозревателем Банки.ру на столь щепетильную тему.
В пресс-службе регулятора порталу Банки.ру сообщили, что одним из основных результатов проводимой Банком России работы по очищению банковского сектора стала устойчивая динамика снижения объемов сомнительных операций клиентов кредитных организаций по выводу денежных средств за рубеж и их обналичиванию.
«По нашим оценкам, в первом полугодии 2017 года снижение объемов сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж и операций с признаками обналичивания денег продолжится, — дали прогноз в пресс-службе и добавили: — В последнее время наиболее активно для вывода денежных средств за рубеж использовались сделки с услугами.
В основном это сделки, связанные с международными перевозками грузов, туристическими услугами, приобретением прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность, в рамках авансирования по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, не сопровождаемых последующим их ввозом в Российскую Федерацию, а также с использованием исполнительных документов судебных органов».
При этом, указывают в ЦБ, в части наличных операций по-прежнему остро стоит проблема обналичивания денежных средств с использованием платежных карт как физических лиц, на которые происходит «веерное» поступление денежных средств от компаний с признаками фиктивного бизнеса, так и корпоративных карт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
«Сокращается число кредитных организаций, в деятельности которых выявляются признаки высокой вовлеченности в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.
Так, по итогам I квартала этого года Банком России были выявлены четыре кредитные организации, имеющие признаки высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций.
В прошлом году в квартал мы выявляли от трех до семи банков, имевших высокую вовлеченность в проведение сомнительных операций. Для сравнения: в середине 2013 года их было около 150 штук, — рассказали Банки.ру в ЦБ РФ.
— Вместе с тем Банк России из квартала в квартал выявляет кредитные организации, которые продолжают в значительных объемах осуществлять сомнительные операции, формально не превышая при этом пороговых значений, предусмотренных письмом Банка России от 7 апреля 2016 года № ИН-01-41/21».
Решение о снижении пороговых значений высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций (с 2 млрд рублей до 1 млрд рублей по объемам сомнительных операций за квартал и с 3% до 2% по их доле в дебетовых оборотах по счетам клиентов) было принято в целях продолжения планомерной работы по дальнейшему сокращению объемов сомнительных операций в банковском секторе, пояснили в Банке России.
«Мы не формируем планов с конкретными показателями, главное для нас — это последовательно сокращать возможности использования финансового сектора для обслуживания теневой экономики», — заявили в пресс-службе регулятора.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9932926
Принят новый порядок создания резервов по сомнительным долгам
С 1 января 2017 года действует несколько иной порядок создания резервов по сомнительным долгам. Этот вопрос регулирует статья 266 Налогового кодекса РФ. Изменения внесены Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 405-ФЗ.
Момент создания
В первую очередь, законодатели разделили правовое регулирование двух ситуаций. Когда фирма создает резерв по сомнительным долгам:
- по окончании налогового периода (по налогу на прибыль это календарный год – ст. 285 НК РФ);
- в течение календарного года.
Для первой ситуации законодатели уточнили, что размер формируемого резерва по сомнительным долгам, который фирма рассчитывает по итогам налогового периода, как и прежде, не может быть выше 10-ти процентов выручки минувшего календарного года.
Появилось более детальное правовое регулирование второй ситуации. Абзац 5 п. 4 ст. 266 НК РФ в новой редакции допускает возможность при расчете резерва ориентироваться на выручку отчетных периодов – квартала, полугодия, 9-ти месяцев. Однако введено жесткое ограничение. Его размер не может быть выше большей из величин:
- 10% от выручки за прошлый налоговый период;
- 10% от выручки за идущий отчетный период.
Выручку плательщики налога на прибыль продолжают считать по правилам для доходов от реализации. Этот вопрос регулирует статья 249 НК РФ.
Суть поправок
По прежним правилам статьи 266 НК РФ сформированные резервы компания соизмеряла с выручкой, как за текущий отчетный (I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года), так и налоговый период (год). Очевидно, что при таком регулировании происходило сравнение несопоставимых базовых величин.
Теперь есть надежда, что компании смогут более объективно оценивать своё финансовое положение и вести равномерный налоговый учет своих финансовых потерь.
Как использовать
Одно из положений ст. 266 НК РФ гласит, что резерв по сомнительным долгам может быть использован компаний только на закрытие убытков от безнадежных долгов, которые имеют такой статус.
С 1 января 2017 года законодатели уточнили эту норму в том ключе, что резерв всегда используется на эти цели. Возможность вообще не задействовать его на покрытие убытков от безнадежных долгов теперь исключена.
Что делать с резервом потом
Обновленные положения пункта 5 статьи 266 НК РФ обязывают размер резерва по сомнительным долгам, исчисленный на отчетную дату, сопоставить с остатком резерва. Последний рассчитывают по формуле:
Р ост. = Sрез. пред. – S безн.долг post
Где:
Р ост. – остаток резерва;
S рез. пред. – сумма резерва на предыдущую отчетную дату;
S безн.долг post – сумма безнадежных долгов, которые возникли после предыдущей отчетной даты.
Далее новые правила ст. 266 НК РФ предлагают два пути действия (см. таблицу).
№ | Результат | Что делать |
1 | Резерв на отчетную дату меньше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода: Рна отчетную дату < Рост. |
Разницу включить во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде |
2 | Резерв на отчетную дату больше остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода: Рна отчетную дату ˃ Рост |
Разница включить во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде |
Заметим, что согласно прежним правилам не целиком востребованный в отчетном периоде резерв по сомнительным долгам можно было переносить на следующий отчетный (налоговый) период. А как скорректировать новую сумму резерва на остаток, четко прописано не было.
Новое основание для сомнительного долга
За последнее время больше всего изменений в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. Среди прочего, он ввёл новое основание признания долга сомнительным. Это когда у фирмы есть перед контрагентом именно встречная кредиторская задолженность. Тогда на сомнительный долг можно отнести ту ее часть, которая превышает долг перед этим контрагентом.
Также см. «30 ноября утверждены многочисленные поправки в Налоговый кодекс».
В остальных случаях, сомнительный долг – любые долги перед компанией в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Но при условиях, что эта задолженность:
- не погашена в сроки, оговоренные условиями договора;
- не обеспечена залогом, поручительством, гарантией от банка.
Источник: https://buhguru.com/news/rez-somnit-dolg.html