Правила разработки плана счетов управленческого учета — все о налогах

План счетов управленческого учета и планирование

Система управленческого учета базируется на планировании, контроле, учете и оценке эффективности работы отдельных подразделений и компании в целом. Для эффективного управления компанией необходима сфокусированная на целях информация, позволяющая руководству принимать адекватные текущему моменту управленческие решения.

Методика управленческого учета и план счетов управленческого учета не регламентированы законодательно, поэтому каждая компания разрабатывает их самостоятельно. В целом методология должна обеспечить взаимосвязь разных информационных потоков, как основу взаимодействия всех функций управления.

Примерное содержание методологических документов для организации и постановки управленческого учета:

  • разработка концепции и стратегического плана;
  • проведение анализа маркетинговых исследований и влияние внешних факторов;
  • требования к разработке прогнозных значений и подготовке управленческой отчетности;
  • критерии оценки эффективности;
  • правила консолидации управленческой отчетности;
  • координация деятельности подразделений;
  • процедуры мониторинга и контроллинга;
  • разработка процедур анализа управленческой отчетности и принятия решений;
  • план счетов управленческого учета.

Пример плана счетов управленческого учета

План счетов управленческого учета разрабатывается для обособленного учета и формирования отчетности. В зависимости от задач, план счетов управленческого учета может существенно различаться. При разработке управленческого плана счетов за основу можно взять рабочий бухгалтерский план счетов или кодировку счетов по МСФО.

Обычно для управленческого учета требуется расширенная детализация по ЦФО, проектам, направлениям деятельности. Для этого необходимо присвоение кодировки каждому классификатору статей затрат, подразделений, видам деятельности.

Если учет ведется в автоматизированной системе, то она должна обеспечивать взаимосвязь управленческого плана счетов с кодированными справочниками управленческого учета.

Например, в программном продукте «WA: Финансист», каждый счет/субсчет имеет три вида аналитических субконто, на которых можно выбрать одну из аналитик управленческого учета.

Пользователю предоставляется возможность самостоятельно добавлять новые субконто и виды субконто.

В «Финансисте» можно создать неограниченное количество планов счетов. Можно использовать двойную корреспонденцию счетов, как в обычном бухгалтерском учете. Кроме того, есть возможность не использовать двойную корреспонденцию, а вести учет, например, на забалансовых счетах.

НаименованиеКодВидВал.Субконто1Субконто2Субконто3
Checking Accounts 10040 АП Да Банковские счета
Receivable from Developer 11040 А Да Контрагенты Договоры
Merchandise 13010 АП Да
Provision for Inventory Devaluation 13070 АП Да
Prepaid Expense (Exclude Prepaid Interest) 15040 АП Да Контрагенты Договоры
Prepaid consumption tax 15070 АП Да Ставки НДС
Leasehold Improvements & Semi Permanent Fixture 20020 АП Да Основные средства
Accumulated Depreciation-Leasehold Improvements & Semi Permanent Fixture 20120 АП Да
Other Account Payable 32010 А Да Контрагенты Договоры
Consumption Tax (VAT) Payable 33070 АП Да Виды платежей в бюджет и фонды
Merchandise Sales — Retail 6000 АП Да Номенклатурные группы
Beg. Bal-Merchandise 65000 АП Да
с/с 65300 АП Да Номенклатура
Loss on Stock Take (Physical Inventory Adj.) 65600 АП Да
Loss on Valuation of Inventory 65720 АП Да
Transfer to Other Accounts for Finished Goods 65800 АП Да Номенклатура
Ending inventories 65900 АП Да
Depreciation expense for tangible assets 74010 АП Да Статьи затрат
Stationery & Supplies Expenses 75080 АП Да Номенклатура
Consultancy and Professional Fees 76040 АП Да Статьи затрат

Таблица 1. Пример плана счетов управленческого учета в программном продукте «WA: Финансист».

НаименованиеКодВидЗаб.Субконто1Субконто2Субконто3
Условный расход по налогу на прибыль (начислено в УУ) 99.02.1.1 А Нет Контрагенты (об)
Условный расход по налогу на прибыль (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.1.2 А Нет
Условный доход по налогу на прибыль (начислено в УУ) 99.02.2.1 П Нет Контрагенты (об)
Условный доход по налогу на прибыль (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.2.2 П Нет
Постоянное налоговое обязательство (начислено в УУ) 99.02.3.1 А Нет Контрагенты (об)
Постоянное налоговое обязательство (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.3.2 А Нет Контрагенты (об)
Прибыли и убытки (начислено в УУ) 99П АП Нет
Доля миноритарных акционеров в прибылях/убытках дочерних предприятий 99П.01 АП Нет Контрагенты Договоры
Доля в чистой прибыли/убытках зависимых предприятий, учтенных по методу долевого участия 99П.02 АП Нет Контрагенты Договоры
Накопленные курсовые разницы 99П.03 АП Нет Контрагенты Договоры
Резерв изменения стоимости финансовых инструментов, удерживаемых для продажи 99П.03.1 АП Нет Контрагенты Договоры
Курсовые разницы при переводе данных из валюты учета в функциональную валюту 99П.03.9 АП Нет
Непризнанные ОНА и ОНО 99П.04 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Непризнанные ОНА 99П.04.1 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Непризнанные ОНО 99П.04.2 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Прибыли и убытки (элиминация нереализованной прибыли) 99П.05 АП Нет Покупатель ВГО (об) Поставщик ВГО (об)
Прибыли и убытки 99У АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки 99У.01 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения 99У.01.1 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения 99У.01.2 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Налог на прибыль 99У.02 АП Нет
Условный расход по налогу на прибыль 99У.02.1 А Нет
Условный доход по налогу на прибыль 99У.02.2 П Нет
Постоянное налоговое обязательство 99У.02.3 А Нет Контрагенты (об)
Данные загруженные из excel Е01 АП Да Контрагенты Строки отчетности
Дополнительные строки отчетности Е02 АП Да Контрагенты Строки отчетности Колонки отчетности
НЕИЗВЕСТНО Х АП Нет
НДС при элиминации Э19 А Нет

Таблица 2. Фрагмент плана счетов управленческого учета в программном продукте «WA: Финансист».

Планирование в управленческом учете

Планирование в управленческом учете – это важный инструмент контроля рационального и оптимального использования ресурсов.

При планировании в управленческом учете берут во внимание влияние внутренних и внешних факторов:

  • экономическую ситуацию;
  • деятельность конкурентов;
  • уровень инфляции;
  • политику ценообразования;
  • сезонность продаж и т. д.

Одним из вариантов является планирование в рамках процесса бюджетирования. В основе бюджетного планирования лежит процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем.

Бюджетное планирование может осуществляться на верхнем уровне, например, в форме бюджета доходов и расходов, бюджета по бюджетному листу.

В последнем случае необходимо планирование с использованием плана счетов управленческого учета, чтобы была возможность балансировать баланс.

На основе анализа внутренних и внешних факторов, расчета альтернатив, разрабатывается оптимальный бюджет доходов и расходов на предстоящий период.

Правильно построенная система управленческого учета дает возможность получать достоверную информацию и принимать взвешенные управленческие решения.

Источник: https://www.1CashFlow.ru/planirovanie-upravlencheskogo-ucheta

Типовая модель финансового управленческого учета для конфигурации «1С: Управление Торговлей 8»

Типовая модель служит для ведения финансового управленческого учета на управленческом плане счетов, в основе которого поставлен учет торговой деятельности на типовой конфигурации «1С: Управление торговлей 8» (редакции 10.3 и 11.1).

Кроме торговых операций (оптовая, розничная и комиссионная торговля, импорт товаров) в типовой модели предусмотрен учет основных средств, нематериальных активов, кредитных операций, купли-продажи валюты, переоценка валютных средств, закрытие месяца с распределением затрат. В простейшем виде реализованы операции по начислению и выдаче заработной платы.

Все это позволяет оперативно получить полновесный баланс активов и пассивов компании и другие финансовые отчеты:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • прирост капитала;
  • отчет о движение денежных средств;
  • анализ эффективности.

Типовая модель финансового управленческого учета для конфигурации «1С: Управление Торговлей 8» состоит из:

  • настроенного Управленческого плана счетов;
  • настроенных алгоритмов отображения документов «1С: Управление Торговлей» по управленческому плану счетов;
  • настроенных шаблонов управленческих операций (Планирование показателей, учет зарплаты по управленческому учету и т.д.);
  • настроенных аналитических признаков (Сценарии, Направления Деятельности и т.д.);
  • настроенной системы финансовых показателей;
  • управленческой отчетности.

Модель учета в «1С: Управление Торговлей» является готовым решением по автоматизации финансового управленческого учета для компаний следующих видов деятельности:

  • оптовой торговли;
  • розничной торговли;
  • торговли услугами;
  • комиссионной торговли;
  • комплектации / разукомплектования.

Модель учета включает следующие учетные функции:

  • учет основных средств;
  • учет внеоборотных активов;
  • учет товаров и материалов, в т. ч. переданных на комиссию;
  • учет прямых и косвенных затрат;
  • учет движения денежных средств в разрезе управленческих статей ДДС;
  • учет финансовых вложений;
  • учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями;
  • учет кредитов;
  • учет расчетов по налогам;
  • учет зарплат по управленческому учету;
  • учет расчетов с подотчетными лицами;
  • учет внутрихозяйственных взаиморасчетов;
  • учет купли-продажи,комиссии и розницы;
  • учет расходов будущих периодов;
  • учет прочих доходов и расходов;
  • план/факт в разрезе показателей деятельности.
  • все активы, включая затраты, учитываются вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС не выделяется и отдельно не учитывается);
  • налоги и сборы, включая налог на прибыль, включаются в затраты и начисляются без автоматизированного расчета;
  • в качестве Центров финансовой ответственности (ЦФО) могут быть выбраны отдельные Подразделения или их группы;
  • в качестве Центров обособленного учета (ЦОУ) могут быть выбраны отдельные Организации или их группы;
  • модель управленческого учета построена на двух Сценариях учета – «Факт» и «План»;
  • в управленческом учете используются свои справочники Статей затрат и Статей движения денежных средств, элементы которых могут отличаться от элементов справочников «1С: Управление торговлей»;
  • финансовые результаты учитываются в разрезах ЦФО, которые соответствуют Подразделениям, задаваемым в оперативном учете при начислении расходов и отражении реализации продукции, товаров и услуг;
  • для перехода на более поздние релизы основной конфигурации, все изменения объектов описаны в специальных инструкциях.

Отражает управленческую модель компании. Это универсальное средство количественного и суммового учета активов компании, ее обязательств и источников средств (капитала).

План счетов управленческого учета строится исходя из учетной политики компании, требований в финансовой и управленческой отчетности, которая требуется для принятия управленческих решений и подготовки отчетов перед инвесторами, кредиторами и учредителями.

Коды счетов и их назначение, в основном соответствуют бухгалтерскому плану счетов.

  
Рис. Пример управленческого плана счетов.

Принцип формирования проводок по управленческому плану счетов

Большая часть проводок формируется по документам оперативного учета. При проведении оперативного документа сразу же создается документ «Упр. операция» с проводками по управленческому плану счетов. В подчиненном документе «Упр. операция» созданные проводки можно скорректировать или заменить на другие, произвольные проводки.

  
Рис. Пример проводки сформированной по документу «Реализация товаров и услуг».

Взаимосвязь регистров и управленческих счетов

При формировании проводок выдерживается следующее соответствие регистров типовой конфигурации управленческим счетам:

Регистр накопления типовой конфигурации Управленческие счета
Взаиморасчеты с контрагентами 06, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 75, 76, 86
Денежные средства 50, 51
Затраты не полностью 25, 26
Партии товаров на складах(управленческий учет) 07, 10, 41, КТ.41
Партии товаров переданные (управленческий учет) 45, КТ.45
Продажи 90.1
Продажи себестоимость 90.2
Розничная выручка 50Т

Таблица. Взаимосвязь регистров и счетов.

На регистре «Затраты» не учитываются затраты, начисляемые документами «УБИ: Выполнение ПН» (амортизация основных средств, расходы будущих периодов) и «УБИ: Типовой документ» вида «Начисление ЗП»

В типовой модели реализована схема учета основных средств (счета 08, 01, 02, 04, 05). При поступлении основные средства сначала учитываются на номенклатурном счете 07, а затем при списании переводятся на счет 08 или 01.

Читайте также:  Обновлена классификация ос по амортизационным группам - все о налогах

Счет 79 позволяет учитывать межфирменные (между ЦОУ или ЦФО) обязательства внутри компании, не связанные с торговой деятельностью. Например, возникает задолженность на счете 79 после передачи денежных средств между кассами разных ЦОУ.

Средство контроля полноты преобразования данных в управленческий учет

В план счетов с управленческим учетом добавлен транзитный счет «00Т». Транзитный счет подставляется в проводку в тех случаях, когда невозможно определить нужный счет учета, в виду неправильного заполнения реквизитов справочников или документов. Этот счет имеет два субконто:

  • документы – ссылку на проводимый документ;
  • расшифровка – представление не заполненного или неправильно заполненного реквизита.

Например, при проведении документа, формирующего проводку по взаиморасчетам с контрагентом, в выбранном договоре не будет заполнен дополнительный реквизит «Объект учета». Формируется проводка со счетом «00Т» со следующими значениями субконто:

Дополнительные управленческие операции

Сделаны на механизме «Типовых документов». Он позволяет создавать часто используемые операции по управленческому учету, которые не нашли отражения в оперативном учете. В модели для конфигурации «1С: Управление торговлей» это операции по начислению и выплате упр. заработной платы, обмен валюты между банком и кассой.

Регламентные операции по управленческому учету

В блоке регламентных операций модели учета находятся:

  1. Комплект документов «Периодические начисления (ПН)» позволяет заносить данные об основных средствах, РБП и НМА, и ежемесячно начислять амортизацию (износ) по ним, данные в этом случае попадут только в управленческий учет.
  2. Переоценка валютных счетов — позволяет выявить курсовые разницы по валютным счетам и отнести их на указанные счета доходов и расходов.
  3. Специальное распределение управленческих счетов — документ «Специальное распределение» может быть использован в случаях, когда необходимо распределить некоторые затраты по произвольной базе. В документе выбирается вид операции, указываются закрываемый и корреспондирующий счет, а также выбирается способ заполнения его субконто. Для фильтрации данных закрываемого счета на подчиненной закладке документа «Отбор» могут быть назначены дополнительные фильтры.
  4. Закрытие месяца – предназначен для расчета финансового результата и распределения затрат по заданным профилям, документ может формироваться за любой, произвольный период.
  5. Фиксация периода от изменений – предназначен для закрытия управленческого учета до бухгалтерского, с автоматическим отслеживанием изменений закрытого периода и их отнесения в следующий открытый.
  6. Механизм временных проводок — для применения принципа МСФО в ведении учета незадокументированных операций в системе «ИТАН: Управленческий баланс» предусмотрен механизм временных проводок. Механизм позволяет помечать операции как временные, принимать их к учету, а при отражении документа в операционном учете – сторнировать проводку. В механизме заложены удобные средства поиска и сторнирования временных проводок.
  7. Ручной ввод управленческих субконто — механизм ручного ввода субконто выполняет задачу заполнения аналитики проводки в случаях, когда исходных данных документа основания для автоматического заполнения недостаточно.

Управленческая отчетность

Для успешного управления компанией необходима информация, которая позволила бы:

  • отследить состояние и результаты деятельности компании;
  • понять схему изменения материальных и денежных потоков. Управленческая отчетность в 1С является основой для проведения управленческого и финансового анализа.

Стандартные отчеты

В модель учета включен набор стандартных бухгалтерских отчетов, предназначенных для получения данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам в самых различных разрезах.

Многие отчеты представляют собой фактически целостную систему, которая позволяет формировать одни отчеты на основании других, детализируя построенные ранее.

При самом нижнем уровне детализации данных обычно выполняется переход к конкретному документу, а от него можно построить отчет по движениям, посмотреть дерево подчиненных документов или проверить проводки этого документа.

  
Рис. Стандартные отчеты по управленческому учету.

Финансовые отчеты

Управленческая отчетность составляется по общепринятым принципам учета. В типовой модели, с помощью конструктора финансовых отчетов (КФО), реализованы следующие основные отчеты:

  • «Баланс — предоставляет данные для анализа активов компании, его обязательств и составляющих капитала;
  • «Прибыли и убытки — позволяет оценить объемы продаж, величины затрат, валовой и чистой прибыли по периодам, ЦОУ и ЦФО;
  • «Движение денежных средств — дает возможность оценить реальный денежный поток. В условиях дефицита денежных средств особую значимость приобретает каждый шаг, направленный на рост эффективности их использования.
  • Для сравнения отчетов «Баланс» и «Прибыли и убытки» по показателю «Прирост капитала» разработан отчет:

  • «Прирост капитала» — раскрывает формулу: Капитал = Активы – Обязательства
  • Сравнение плановых и фактических показателей можно произвести с помощью отчета план-факт:

  • «Показатели деятельности» — дает возможность сравнить плановые и фактические показатели деятельности компании. Для удобства показатели сведены в два раздела: «Торговая деятельность» и «Прибыли и убытки». Этот отчет, строится по двум сценариям «План» и «Факт».

Примеры отчетов:

Управленческий баланс:

  
Рис. Отчет «Управленческий баланс».

Отчет о движении денежных средств:

  
Рис. Пример отчета о движении денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках:

  
Рис. Пример отчета о прибылях и убытках.

Отчет «Анализ эффективности»:

   
Рис. Отчет «Анализ эффективности».

Предлагаем вам воспользоваться новой возможностью для ознакомления с программным продуктом, предназначенным для составления плана счетов управленческого учета и его организации: работа с программой через Интернет.

Вам понадобится только доступ в Интернет через модем или выделенную линию.

Вы сможете работать с демонстрационной базой, вносить в нее свои данные, делать различные настройки. Во время работы в Демо-доступе наш консультант может ответить на Ваши вопросы по телефону или через ICQ. Для получения инструкций и пароля заполните заявку.

Для получения более подробной информации мы рекомендуем изучить презентации в разделе Скачивания или обратиться по интересующим вопросам к нашим менеджерам по телефону (495) 276-00-21 или (495) 507-82-44.

Также Вы можете заказать презентацию.

Источник: https://www.finprosoft.ru/model-torgovli.shtml

Разрабатываем управленческий план счетов

Бюджетное управление для своей реализации требует соответствующего инструментария,  точнее сказать – носителя.

Если структура бухгалтерского плана счетов четко регламентирована нормативными документами, то управленческий план счетов всегда строится исходя из реальных бизнес-процессов, происходящих на предприятии.

Он должен давать необходимую плановую и фактическую информацию в нужных для анализа разрезах и в удобной форме отражать специфику деятельности предприятия.

По статьям строиться!

Существует два основных принципа отражения хозяйственных операций в управленческом учете:

  • «Приход – Расход» по статьям бюджетов.
  • Проводки по счетам.

Первый подход заключается в следующем. Хозяйственные операции распределяются по статьям, которые группируются в бюджеты в зависимости от отражаемой области деятельности.

Каждая операция вызывает увеличение сумм по определенной для нее статье или нескольким статьям.

Обороты по статьям за период рассчитываются путем их суммирования, а итоги формируются как разность между противоположными статьями. 

Суть второго принципа отражения – проводок по счетам – аналогична отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а именно:

  • существует управленческий план счетов (УПС), который и является механизмом хранения данных в учетной программе;
  • каждая хозяйственная операция по вводу плановых или фактических данных отражается в системе путем ввода первичных документов. Они, в свою очередь, создают проводки строго по двум счетам УПС: дебету одного и кредиту другого (принцип двойной записи);
  • данные в бюджетах рассчитываются как остатки или обороты по дебету или по кредиту соответствующего счета.            

Основное преимущество постатейного учета — простота и наглядность для специалиста,  не искушенного в бухгалтерии. Преимущество отражения хозяйственных операций на основе счетов — в гарантированной корректности при отражении каждой операции, что обеспечивает целостность и полноту внесенной информации. 

Эти две системы не отвергают друг друга, и, более того, учет по счетам включает в себя постатейный как неотъемлемую часть.

При таком варианте реализации управленческие счета в качестве одного из своих свойств имеют аналитику “Статья бюджета”, через которую вводимые данные отражаются не только по счету, но и статье.

Такая, кажущаяся на первый взгляд, сложность на практике уже хорошо отработана методически и поддерживается программными средствами.

У каждого свой управленческий план счетов

Если бухгалтерский план счетов (БПС) един для всех предприятий, то УПС каждое предприятие разрабатывает для себя в соответствии со своими потребностями.

В зависимости от целей  бюджетирования, традиций финансового учета на конкретном предприятии, требований собственников предприятия и следует выбрать управленческий план счетов.

Им может быть национальный план счетов, с определенными доработками и обобщениями, или план счетов западного формата (GAAP или IAS). Наконец, возможно разработать собственный управленческий план счетов. 

Разработка УПС – чрезвычайно важная и ответственная работа для создания всей системы бюджетирования. Управленческий план счетов является фундаментом для учетной политики, и одновременно регистром хранения данных.

Кодировка счетов и субсчетов должна учитывать финансовую и бюджетную структуру предприятия, обеспечив, таким образом, как внесение прогнозных и плановых величин, так и получение полностью сопоставимых  фактических данных для проведения анализа и корректировки бюджетов.

То, с какой детализацией, в какой группировке и с какими аналитическими разрезами будут выделены отдельные счета, определит возможность получения и расшифровки данных в управленческих отчетах. 

Важную роль в создании плана счетов должны сыграть и бухгалтеры.

Во-первых, большой опыт работы с бухгалтерским планом счетов как хранилищем информации для бухгалтерского учета даст ясное понимание того, каким должен быть УСП, чтоб выполнить все требования, выдвигаемые к управленческому учету. К тому же хорошее знание структуры плана счетов позволит в дальнейшем качественно настроить отчетность. 

Во-вторых, общеизвестно, что поставщиком фактических данных для управленческого учета чаще всего служит именно бухгалтерский учет. Ведь чем ближе УСП к бухгалтерскому плану счетов, тем проще настроить карты переноса для получения этой информации. А в дальнейшем намного легче происходит сверка правильности и полноты данных, полученных в управленческом учете. 

Более того, некоторые компании для целей управленческого учета используют непосредственно бухгалтерский план счетов, добавив на некоторые счета специфические управленческие аналитики. 

В полном объеме все принципы построения УПС при введении управленческого учета реализованы в программе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент». 

В связи с тем, что УПС является хранилищем данных, в программе существует большое количество ссылок из отчетов проформ, схем переноса фактических данных на счета учета. К тому же изменения в УПС требуют трудоемких изменений в уже настроенной модели. Поэтому желательно спроектировать УПС таким образом, чтоб в дальнейшем вносить в него как можно меньше изменений. 

Принципы разработки управленческого плана счетов

Если при постановке бюджетного управления нет жестких требований использовать  план счетов западного формата (GAAP или IAS), то лучше взять за основу типовой бухгалтерский план счетов. Это значительно упростит задачу получения фактических данных и их сверку с данными бухгалтерского учета.

Нумерацию счетов желательно оставлять как в БПС, поскольку в дальнейшем будет проще работать с планом счетов, структура которого знакома.

Если в БПС существует группа счетов, содержащая субсчета, а в УПС такая детализация является излишней, то всю эту группу счетов можно, в управленческом учете, заменить на один счет. Например, всю группу счетов 10 – Основные средства, содержащую субсчета 10.

1-10.9, в УПС заменяем на сч.10 – Основные средства. А если возникнет необходимость сгруппировать в отчетности основные средства по каким-либо другим принципам, это возможно сделать, создав дополнительное свойство «Группа ОС» для справочника Основные средства.

Читайте также:  Не все документы инспекция может принять в электронном виде - все о налогах

10 Основные средства
101 Земельные участки
102 Капитальные затраты по улучшению земель
103 Дома и сооружения
104 Машины и оборудование
105 Транспортные средства
106 Инструменты приборы и инвентарь
107 Рабочий и продуктивный скот
108 Многолетние насаждения
109 Другие основные средства
1091 Другие основные средства
1092 Основные средства предназначенные для продажи

Желательно не исключать из УПС счета, которые в данный момент не используются, в связи с особенностями деятельности конкретного предприятия. Лучше их оставить и включить в настройку отчетности и схем переноса фактических данных. Т.к.

если в дальнейшем, в связи с расширением или изменением направления деятельности предприятия, в бухгалтерском учете, они начнут использоваться, то это не приведет к потере фактической информации в управленческом учете или к ошибкам в отчетности и потребуется только донастроить проформы для возможности планирования. Например, сч.

34 – Краткосрочные векселя полученные. Даже если на данный момент компания не принимает к учету векселя, это не значит что из УПС необходимо исключить данный счет.

Если в управленческом учете есть необходимость отражать какие-либо специфические операции, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и соответственно в БПС нет счетов для учета таких операций, то необходимо завести специальные счета в УПС, которым не будет аналога в БПС. Например, в бухгалтерском учете существует группа счетов 60

60 Краткосрочные займы
601 Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте
602 Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте
603 Отсроченные краткосрочные кредиты банков в национальной валюте
604 Отсроченные краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте
605 Просроченные займы в национальной валюте
606 Просроченные займы в иностранной валюте

При создании УПС вся группа трансформировалась в субсчет 60.1 – Краткосрочные займы финансовых учреждений и будет добавлен субсчет 60.2 для учета займов нефинансовых учреждений, которые отражаются только в управленческом учете.

60 Краткосрочные займы
60.1 Краткосрочные займы финансовых учреждений
60.2 Краткосрочные займы нефинансовых учреждений

Инструмент глубокого анализа

Теперь поговорим об аналитиках (аналоги знакомых бухгалтерам субконто). Каждый счет управленческого плана счетов имеет свой набор аналитик, который позволяет проводить анализ управленческих данных в определенных разрезах. 

Именно потребность в анализе деятельности определяет количество и вид аналитик.

На практике не редко при создании управленческого плана счетов стараются на каждом счете создать как можно больше аналитик, чтобы иметь возможность подробно детализировать управленческую отчетность.

При этом, забывая о том, что, чтобы получить детальную информацию в отчетах, необходимо будет, и плановые и фактические данные внести с такой же степенью детализации. А это достаточно сложно, трудоемко, а порой просто невозможно. 

Разрабатывая набор аналитик, мы должны руководствоваться двумя принципами:

  • С одной стороны, количество и набор аналитик должен быть таким, чтоб была возможность получить всю необходимую управленческую отчетность с достаточной степенью детализации и расшифровки. Если, борясь за простоту системы, мы откажемся от основных управленческих аналитик, то наши отчеты, могут оказаться, неинформативны и вся система бюджетного управления просто потеряет смысл.
  • С другой стороны, количество аналитических разрезов не должно быть слишком велико т.к. такую систему будет очень сложно настраивать, а в дальнейшем неудобно ей пользоваться. Пользователям будет сложно заполнять плановые документы, содержащие большое количество реквизитов и, в конечном счете, часть аналитических разрезов так и не наполниться информацией, а будет только загромождать систему. На обработку фактической информации, соответственно, будет уходить много времени, а когда речь идет о «Факте» оперативность имеет большое значение. Также, необходимо помнить, что чем больше аналитик, тем медленнее работает программное обеспечение.

Обдумывая необходимость каждой аналитики, мы должны задать себе вопросы:

  • Сможем ли мы при планировании заполнять данные по этой аналитике.
  • Сможем ли мы фактические данные разнести с учетом этой аналитики.
  • Действительно ли нам необходимо именно в управленческом учете детализировать информацию, таким образом, или при необходимости такую детальную информацию мы сможем получить из систем оперативного учета.

Скрытые возможности системы

Рассмотрим, как реализована разработка аналитик УПС в программе «Корпоративные финансы 2005».  

Если в УПС предполагается использовать в качестве аналитики такую же аналитику, как и на БПС, то нет смысла создавать специально для управленческого учета справочник аналогичный бухгалтерскому. Имеет смысл воспользоваться тем же самым справочником.

Например, и в бухгалтерском и в управленческом учете, в  качестве аналитик имеет смысл пользоваться одними и тем же справочниками: «Номенклатура», «Контрагенты», «Места хранения», «Основные средства» и пр.

При этом если нас, для целей управленческого учета, не устраивает группировка элементов в этих справочниках или иерархия, то мы можем воспользоваться механизмом «Дополнительных свойств» (каждому элементу справочника поставить в соответствие некоторые дополнительные свойства, что даст возможность в отчетах сгруппировать данные в соответствии со значениями этих дополнительных свойств).

Для однотипной, по сути, информации использовать один справочник и одну аналитику, а не заводить несколько разных справочников. Например, на сч.40 – Уставной капитал и на сч.

41 – Паевой капитал нам необходима аналитика «Учредители».

Вместо того, чтоб создать специальный справочник для использования в качестве аналитики на этих счетах, лучше воспользоваться справочником «Контрагенты», создать в нем группу «Учредители», и поместить в нее перечень учредителей.

Не переусердствуйте

В заключении, хотелось бы подчеркнуть следующее. Затраты на разработку и последующую эксплуатацию учетной системы не должны превышать эффект от нее.

Знаменитое Правило Парето (известное еще также как «Правило 20 на 80») гласит, что 20 % статей учета дают 80 % полезной информации.

Поэтому главная задача разработчика учетной системы — не заложить в нее все, что только можно, а описать, прежде всего, ключевые показатели.

Источник: «Дебет-Кредит», 09.04.07

Источник: https://www.intalev.ua/library/articles/article.php?ID=24608

Об отдельных вопросах разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета

В последние годы активно ведутся разговоры о необходимости разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета взамен утвержденного Минфином России 31 октября 2000 г. Не оспаривая необходимость обновления некоторых положений в перечне счетов и пояснений по их применению, считали бы необходимым остановиться на отдельных вопросах его построения и содержания.

Первой причиной порочности действующего Плана счетов отдельные специалисты считают невозможность напрямую из данных представленных в нем счетов заполнить статьи (показатели) бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Не обсуждая спорность высказанного предположения, данный недостаток в случае его попытки реализации очень трудно устранить, т.к.

перечень статей (показателей), подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности, бесконечен в силу особенностей деятельности экономических субъектов, зависящих от вида деятельности, отраслевой принадлежности, структуры организационного построения и условий управления, других факторов, а также требований по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, закрепленных Минфином России в положениях по бухгалтерскому учету. Недаром Минфин России придерживается курса утверждения не типовых форм бухгалтерской отчетности, а их формата, который наполняется каждым экономическим субъектом исходя из требования возможности оценки заинтересованными пользователями финансового состояния, финансовых результатов и движения денежных средств, т.е. путем раскрытия существенной информации (в качестве справки необходимо вспомнить, что во времена централизованно-планируемой экономики ежегодно утверждались типовые формы бухгалтерской отчетности предприятий, представлявших несколько десятков отраслей (промышленность; капитальное строительство; сельское хозяйство; торговля; наука и т.д.). При этом отраслевые министерства и ведомства дополняли их показателями, необходимыми им для управления).

Поэтому входящие в План счетов бухгалтерского учета счета должны формировать информацию, необходимую для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из правил федеральных стандартов (положений по бухгалтерскому учету) и определяемых экономическим субъектом подходов наличия в ней существенной информации, необходимой для внешних пользователей.

В качестве второго недостатка отмечается невозможность с помощью действующего Плана счетов формировать информацию, необходимую для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности.

Не будем останавливаться о на эффективности принятия варианта включения всех правил формирования информации по МСФО в общий План счетов (пользователями Плана счетов являются около 800 тыс.

юридических лиц и несколько сотен тысяч индивидуальных предпринимателей), тогда как консолидированную финансовую отчетность по подсчетам Минфина России составляют не более 2 500 организаций (в основном кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг).

В ежегодно составляемом рейтинге 400 крупнейших компаний России уже на протяжении трех лет только по трети компаний берутся данные из отчетности, составляемой по правилам МСФО, по остальным имеются данные только составленной по РСБУ.

Это говорит о степени востребованности составления финансовой отчетности по требованиям МСФО. При этом отчетность по МСФО составляется методом трансформации, а не прямым путем, как предлагается некоторыми специалистами.

При формировании Плана счетов следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» большой круг экономических субъектов может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая применение сокращенного перечня счетов бухгалтерского учета.

Следующий вопрос, возникший при разработке нового Плана счетов, который необходимо решить: что раньше утвердить План счетов или федеральные стандарты бухгалтерского учета? От решения этого вопроса будет зависеть объем пояснений по каждому счету, включаемый в разрабатываемый в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» федеральный стандарт «План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения». Действующий План счетов был значительно упрощен в части пояснений в связи с наличием утвержденных на момент его разработки положений по бухгалтерскому учету. По нашему мнению, это было спорное решение, которые мы приняли в 2000 г. во многом из-за недостатка времени для подготовки качественных пояснений к каждому синтетическому счету и их субсчетам, а также организации надлежащего аналитического учета. Практика применения счетов бухгалтерского учета и формирования рабочих планом счетов показывает, что большинство главных бухгалтеров недостаточно полно знает правила, заложенные в положениях по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, которые, например, необходимо знать при совершении разноски фактов хозяйственной жизни по счетам бухгалтерского учета (контировке).

В связи с изложенным считаем необходимым при подготовке пояснений по каждому счету скрупулезно подойти к вопросу организации сбора информации, рекомендации по составу субсчетов первого порядка, детализации вопросов организации аналитического учета фактов хозяйственной жизни. Это особенно важно, если вдруг будет принято решение о формировании информации на счетах бухгалтерского учета по требованиям МСФО.

Следующим вопросом, который необходимо решить – это сколько цифр должно содержаться в номере счета.

В действующем Плане счетов их две, что явно недостаточно для построения гармоничного перечня счетов бухгалтерского учета, когда в угоду десятичному построения номера пришлось резко сократить количество счетов по учету расчетов.

Необходимо обсудить вопрос о включении резерва номеров счетов для сбора информации, которые не типичны для большинства экономических субъектов, но явно необходимы для учета специфических объектов бухгалтерского учета и фактов хозяйственной жизни, возникающих в практике деятельности   отдельных организаций, особенно по учету финансовой деятельности (операций). Видимо, необходимо восстановить счета для агропромышленной деятельности в силу наличия не только биологических активов, но и других специфичных для этой деятельности активов.

Особой проблемой остается вопрос учета затрат на производство продукции (работ, услуг). В действующем Плане счетов остались непроработанными вопросы организации их учета на счетах 30-39.

Как известно, по ним отсутствуют минимально необходимые пояснения, что привело к затуханию практики ведения учета затрат на производство и калькулированию, школа которой сложилась в централизованно планируемой экономике (в 70-80-е годы прошлого века).

Читайте также:  Формирование учетной политики в торговой организации - все о налогах

Вследствие этого новации, связанные с организацией новомодного управленческого учета в России, не нашли применения или не дали такого результата, на который можно было рассчитывать при организации управленческого учета.

Острой проблемой при подготовке предложений по новому Плану счетов должен стать способ ведения бухгалтерского учета.

В настоящее время абсолютное большинство экономических субъектов организует ведение бухгалтерского учета с помощью программных продуктов, особенности которых надо также учитывать при разработке перечня счетов, пояснений по их применению и возможностям организации дальнейшего подразделения по субсчетам и аналитике.

Среди обсуждаемых предложений выделяются предложения по объединению потребностей построения динамических и статических балансов в новом Плане счетов, что, по мнению их авторов, должно облегчить составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. По нашему мнению, это довольно трудная задача (если вообще осуществимая на практике) исходя из необходимости соблюдения разработчиками Плана счетов требования рациональности для пользователей нового документа.

В заключение необходимо сказать, что формируемая на счетах бухгалтерского учета информация используется не только для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и иной отчетности (внутренней (управленческой); налоговой; статистической; представляемой в порядке надзора и др.).

Автор в настоящей статье уделил внимания не всем вопросам, которые следует учитывать при разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета, а только наиболее важным, и надеется, что они будут рассмотрены разработчиками этого очень нужного федерального стандарта бухгалтерского учета для практикующих бухгалтеров экономических субъектов, их руководителей и других специалистов, использующих формируемую на счетах бухгалтерского учета информацию.   

Источник: https://gaap.ru/articles/Ob_otdelnykh_voprosakh_razrabotki_novogo_Plana_schetov_bukhgalterskogo_ucheta/

Принципы организации системы управленческих счетов

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2. Разработка плана счетов управленческого учета

При разработке управленческого плана счетов за основу принимается рабочий бухгалтерский план счетов.

Порядок отражения информации о хозяйственных операциях не меняется: в управленческом учете, как и в бухгалтерском, расходы по оплате услуг банков будут учитываться на счете 91, а основные средства — на счете 01. Однако в управленческий план счетов будут входить и незадействованные в бухгалтерском плане счета [2].

В частности, имеет смысл ввести дополнительные (управленческие) счета учета денежных средств исходя из того, что информация на бухгалтерских счетах доступна внешним пользователям, а на управленческих — только менеджерам и владельцам компании.

Для нумерации этих счетов можно использовать пустующие коды раздела V бухгалтерского плана счетов (например, 53 «Управленческая касса» и 54 «Управленческий расчетный счет»). Таким образом, часть операций по счетам «касса» и «расчетный счет» отражаются на бухгалтерских счетах 50 и 51, а часть — на управленческих счетах 53 и 54.

Подобным образом можно задействовать все неиспользуемые кодировки в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н [2].

При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима большая детализация данных. Поэтому следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту.

Кроме того, управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным периодам и т. д.

Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды (см. пример 1).

Пример 1.

Неформальный торговый холдинг состоит из предприятий-активодержателей, в собственности, которых находятся магазины, и торговых операторов, арендующих эти магазины и осуществляющих на их базе торговую деятельность.

По итогам отчетного периода один из активодержателей должен оплатить коммунальные услуги. Источником средств являются арендные платежи, поступающие от торговых операторов.

В управленческом учете холдинга как единого экономического комплекса все внутренние (формальные) операции, не имеющие экономического смысла, не будут отражаться.

Схема управленческих проводок выглядит следующим образом:

Дебет 20 Кредит 60 — начисление расходов по коммунальным платежам;

Дебет 19 Кредит 60 — учет НДС по коммунальным услугам;

Дебет 60 Кредит 51 — перечисление коммунальных платежей

В аналитическом учете данной хозяйственной операции присваиваются следующие признаки: направление деятельности – «Арендная деятельность»; центр ответственности – «Магазин А»; вид затрат – «Коммунальные платежи»; код затрат – «NN»; категория затрат – «Косвенные»; признак затрат – «Постоянные» [9].

В бухгалтерском учете же будут произведены записи по всем операциям и сделаны следующие проводки:

  • В регистрах торговых операторов, занимающихся оптовой и розничной торговлей:

Дебет 44 Кредит 60 — начисление расходов по аренде;

Дебет 19 Кредит 60 — учет НДС по арендной плате;

Дебет 60 Кредит 51 – перечисление арендных платежей

  • В регистрах активодержателя:

Дебет 62 Кредит 90-1 — начисление выручки от арендной деятельности по каждому оператору;

Дебет 90-3 Кредит 68 — учет НДС, начисленного с выручки;

Дебет 20 Кредит 60 — начисление расходов по коммунальным услугам;

Дебет 19 Кредит 60 — учет НДС по коммунальным услугам;

Дебет 51 Кредит 62 — получение арендных платежей;

Дебет 60 Кредит 51 – перечисление платы коммунальной организации.

Второй вариант организации управленческого учета подразумевает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета.

Другими словами, ведутся две параллельные базы данных. Финансовая бухгалтерия при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу бухгалтеру, ведущему управленческий учет, для ее последующей трансформации.

На практике такая трансформация осуществляется, как правило, по консолидированным данным [11].

Пример создания управленческого плана счетов

Номер счета в управленческом плане счетов российской компании «Стройторг» (название компании условное) состоит из кода ЦФО, уникального номера управленческого счета, используемого при классификации объектов в управленческом учете, и субсчета, соответствующего счету бухгалтерского плана счетов. В табл. 1 представлена выдержка из управленческого плана счетов компании для центра финансовой ответственности «Администрация управляющей компании» (код ЦФО – 100101).

Рассмотрим структуру номера счета на примере. Счет 100101-111201-51 «Расчетные счета» состоит из шестизначного кода ЦФО (100101), шестизначного номера счета управленческого учета (111201) и субсчета (51).

Формирование кодов ЦФО мы уже разбирали, а субсчет 51 — это номер счета из бухгалтерского плана счетов, соответствующий расчетному счету.

Рассмотрим, по каким принципам сформированы шестизначные номера счета управленческого учета [9].

Первая цифра номера управленческого плана счетов характеризует все объекты учета как активы и пассивы, в данном случае «1» — активы («2» — пассивы). Вторая цифра указывает на вид активов: «1» — текущие активы («2» — внеоборотные активы).

Третья цифра — вид активов внутри предыдущей группы: «1» — денежные средства («2» — краткосрочные финансовые вложения, «3» — расчеты с дебиторами и т. д.). Четвертая цифра характеризует объекты учета внутри группы «Денежные средства»: «2» — денежные средства на счетах в банках («1» — касса).

Последние две цифры являются порядковыми номерами для подразделов, входящих в объект учета «Денежные средства на счетах»: «01» — расчетные счета («02» — валютные счета, «03» — переводы в пути) [2].

Каждый счет в управленческом плане счетов характеризуется уровнем детализации. Переход к более высокому уровню детализации осуществляется путем последовательного обобщения информации по более низким уровням.

При этом цифры в номере счета, характеризующие более низкие уровни детализации, заменяются на «0».

Например, 111201 — «Расчетные счета» (7 уровень), 111200 — «Денежные средства на счетах в банках» (6 уровень), 111000 — «Денежные средства» (5 уровень), 110000 — «Текущие активы» (4 уровень), 100000 – «Активы» (3 уровень)

Применение такой методики описания объектов учета с высокой степенью детализации.

2.3. Система счетов управленческого учета

Независимо от подхода к организации управленческого учета значительная часть информации о затратах формируется в системе счетов бухгалтерского учета [2].

Важным методологическим вопросом организации управленческого учета является определение его места в системе счетов бухгалтерского учета. В разных странах этот вопрос решается по-разному.

Анализ счетов зарубежных стран свидетельствуют, что, несмотря на их многообразие, международная практика выработала два основных подхода к структуре плана счетов:

  • двухкруговой принцип, т.е. выделение двух автономных систем счетов в соответствии с целями финансового и управленческого учета;

  • интегрированный принцип, согласно которому счета управленческого учета корреспондирует со счетами финансового учета в рамках единой системы счетов.

Первый подход реализован в планах счетов почти 80 стран, в том числе и в большинстве стран—членов ЕС (Франции, Германии, Бельгии, Испании, Португалии).

Второй подход характерен для предприятий стран так называемой англосаксонской группы (Великобритании, США, Австралии, Канады).

Рассмотрим подходы к организации учета, применяемой в странах англосаксонской группы. Здесь отсутствует жесткое регулирование учета со стороны государства, а, следовательно, не существует и единого национального плана счетов.

Бухгалтерский учет в этих странах является саморегулирующейся системой, поскольку его правила, принципы и концепции разрабатываются и принимаются неправительственными организациями при активном участии профессиональных объединений учетных работников [18].

Системы счетов компании этих стран выбирают самостоятельно исходя из масштабов и характера их деятельности. В результате в процессе исторического развития в этих странах сформировались и развивались три основных системы счетов:

    1. общая система учета;

    2. интегрированная система учета;

    3. переплетенная система учета.

2.3.1. Общая система учета

Общую систему учета обычно применяют предприятия сферы услуг, а также небольшие промышленные и торговые предприятия. Эта система базируется на периодическом учете запасов, т. е.

на протяжении отчетного периода на счетах запасов не отображается их изменение (отпуск, поступление).

В конце отчетного периода проводится инвентаризация запасов в местах их хранения и на основании ее результатов балансовым методом определяются затраты (отпуск) соответствующих запасов [15].

Учет затрат предприятия ведется по элементам, количество и состав которых определяет само предприятие. Доходы учитываются согласно их видам: от реализации продукции (товаров), от инвестиций в ценные бумаги и др.

В конце отчетного периода все счета расходов и доходов закрываются путем списания их сальдо на счет «Прибыль и убытки» (в американской практике он называется «Сводный счет прибыли»), по данным которого определяется финансовый результат деятельности предприятия.

На промышленных предприятиях наряду с учетом затрат по элементам применяют «Сводный счет производства», по данным которого определяется себестоимость выпущенной продукции.

В дебет этого счета в конце отчетного периода списываются остатки запасов, сырья, материалов и незавершенного производства на начало периода, а также все элементы производственных затрат отчетного периода.

С кредита «Сводного счета производства» списываются остатки сырья, материалов и незавершенного производства на конец периода, определенные на основе инвентаризации. В результате сальдо «Сводного счета производства» представляет собой производственную себестоимость готовой продукции и списывается в дебет «Сводного счета прибыли».

Там фиксируется также остаток готовой продукции на начало периода и дебетовое сальдо всех четов элементов непроизводственных затрат. По кредиту «Сводного счета прибыли» отображаются доходы отчетного периода и остаток готовой продукции на конец периода. После всех указанных записей сальдо «Сводного счета прибыли» покажет финансовый результат отчетного периода [8].

Источник: https://works.doklad.ru/view/5WLhi27W08Y/3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]