Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях — все о налогах

Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казённых учреждений по некоторым признакам (по организации бюджетного и налогового учёта)

В сфере социального обслуживания

Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена нормами статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания.

При формировании перечня дополнительных платных услуг и размера платы на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.

Дополнительная платная социальная услуга — социальная услуга, оказываемая сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая гражданам — потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.

Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.

Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Порядок определения платы за дополнительные платные услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано (услуги по ксерокопированию, оказание транспортных услуг, за исключением услуг «Социального такси», сдача имущества в аренду и другие).

В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости.

Для учреждений, оказывающих услуги одного вида, может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; наличие и состояние специального и табельного технического оснащения учреждений (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.

)), в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного учреждения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент.

При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.

При определении платы должен быть использован метод экономически обоснованных расходов. Размер платы за услуги должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на дополнительные социальные услуги за истекший период текущего. Размер платы за дополнительные платные услуги (работы) определяется на основании:

— установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения;

— размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг (производство работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

(Письмо Минфина России от 16.05.

2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»)

Источник: https://www.ipbr.org/about/ccc/committees/accounting-state/proceedings/13-06-30-1

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2018 году

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2018 году, рассмотрим понятие денного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2018 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 65н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов ФР и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2018 году для казенных учреждений

В 2018 были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету.

Чиновники в очередной раз скорректировали порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций. Также нововведения коснулись и действующего Единого плана счетов.

С января 2018 в ЕПС добавлены новые бухгалтерские счета, названия некоторых старых изменены, а некоторые — вовсе исключены.

Новый план счетов с 2018 года для казенных учреждений составляйте в соответствии с Приказами Минфина № 157н и № 162н.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Указания 65н с изменениями на 2018» — в части правил формирования КБК и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили пять абсолютно новых федеральных стандартов, которые кардинально изменили порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 25 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

Так, например, учет основных средств в казенных учреждениях в 2018 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику.

Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2017 года.

Проверить учетную политику на 2018 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Также обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч.

0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства.

Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2018 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Читайте также:  Платить ли ндс комиссионеру с премии «за объем»? - все о налогах

Отчетность казенного учреждения в 2018 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2018 год

Скачать

Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.

Образец пояснительной записки к балансу 0503160 казенного учреждения

Скачать

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-vesti-bukhgalterskiy-uchet-v-kazennom-uchrezhdenii-v-2018-godu

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях



Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетный учет, бюджетная отчетность, бюджетная классификация, план счетов бюджетного учета

Всем известно, что максимально эффективное управление любым предприятием, обеспечение сохранности имущества, а также результативность контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни в значительной мере зависит от организации бухгалтерского учета.

Информация, формируемая в процессе учета, полезна не только внутренним, но и внешним пользователям. В данных условиях большую актуальность приобретает единообразие ведения учета во всех организациях. Принимая это во внимание, Федеральным законом от 06.12.

2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» были установлены единые методологические основы организации учета и требования к бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, но, вместе с тем, существуют значительные различия в правилах ведения учета в коммерческих и государственных (муниципальных) учреждениях. Это обусловлено тем, что деятельность последних имеет узкую направленность и регулируется специальным бюджетным законодательством.

По сравнению с традиционным, бюджетный учет является более сложным и структурированным. Его главными отличительными чертами являются:

– особый бюджетный план счетов;

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации;

– четкий учет доходов и расходов;

– целевой характер расходования бюджетных средств;

– казначейская система исполнения бюджета;

– отсутствие понятий «прибыль» и «убыток», финансовым результатом деятельности может быть только «дефицит» или «профицит» бюджета;

– различия в составе и формах отчетности.

К сожалению, большинство специалистов, которые впервые приходят на работу в финансовые структуры государственных (муниципальных) учреждений, не имеют подготовки в сфере бюджетного учета.

Им приходится осваивать его специфику самостоятельно.

Эту проблему усугубляет постоянно совершенствующееся бюджетное законодательство и, как следствие, недостаточность теоретического материала в области бюджетного учета.

Поэтому цель данной статьи — рассмотреть нормативную базу, регулирующую учет в государственных (муниципальных) учреждениях, и выявить основные отличия бюджетного учета от традиционного.

Бюджетный учет и бюджетная отчетность — сравнительно новые институты бюджетного права, т. к. стали объектом правового регулирования только с 2000 года — с момента вступления в силу Бюджетного кодекса РФ [9].

Бюджетный кодекс является одним из фундаментальных документов в данной сфере. Он определяет принципы построения бюджетной системы РФ; основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений; функции, права и обязанности участников бюджетного процесса; основные виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ, бюджетный учет относится к отчетной стадии бюджетного процесса и является средством контроля за исполнением бюджета, состоянием активов, выполнением обязательств, законностью совершаемых операций.

Общие способы и правила ведения бюджетного учета определены Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Она регламентирует не только порядок применения Единого плана счетов, но и включает в себя весь перечень необходимых положений по ведению учета, а именно: требования к бухгалтерским документам, к оценке объектов, учетной политике. [8, с. 55].

Согласно Инструкции № 157н, бухгалтерский учет осуществляется методом начисления. Это значит, что все хозяйственные операции отражаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от момента оплаты.

Вместе с тем, при использовании метода начисления понятия «доходы» и «расходы» приобретают иное значение.

Они являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение результата деятельности учреждения.

В условиях бюджетного учета, величина финансового результата деятельности учреждения совпадает с величиной чистой стоимости его активов, что накладывает отпечаток на порядок признания доходов и расходов организации.

Специфика их учета заключается в том, что в текущие доходы включается не весь результат от реализации имущества, объектов основных средств, а только разница, превышающая рыночную стоимость над балансовой стоимостью и расходами по реализации.

Объектом учета текущих расходов не может считаться приобретение основных средств или операции по созданию активов, так как в этих случаях происходит преобразование активов из одной формы (денежной) в другую (материальную), которое не изменяет активы и обязательства, а значит, не может воздействовать на результат [6, с. 120].

Еще одной важной особенностью бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях является Единый план счетов бюджетного учета, который также утвержден Приказом Минфина 157н.

Разница между Планом счетов, применяемого коммерческими организациями, и Планом счетов бюджетного учета заключается не только в особой системе кодирования, но в принципе объединения счетов в основные разделы.

В последнем счета более детализированы, сгруппированы по экономическому содержанию и отражают основные объекты учета: финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовый результат и операции санкционирования.

Анализируя структуру Плана счетов, весь перечень счетов бюджетного учета, в зависимости от выполняемой ими роли, можно условно разделить на балансируемые и небалансируемые [7, c. 42].

Балансируемые счета отражаются в балансе. Они объединены в одну систему, имеют корреспонденцию между собой и обеспечивают учет всей финансово-хозяйственной деятельности. Данная группа включает в себя следующие разделы Единого плана счетов:

– Раздел 1 «Нефинансовые активы»;

– Раздел 2 «Финансовые активы»;

– Раздел 3 «Обязательства»;

– Раздел 4 «Финансовый результат».

Небалансируемые счета отражаются только в Главной книге и охватывают следующие разделы Единого плана счетов:

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»;

– «Ведение учета на забалансовых счетах».

Следует отметить, что порядок записи операций на счетах бюджетного учета имеет свои особенности для разных типов государственных учреждений: казенного, бюджетного, автономного и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание. Поэтому Минфин РФ также разработал Планы счетов и Инструкции, для каждого из типов. Эти Планы служат дополнением к Единому плану счетов и утверждены следующими приказами Минфина РФ:

Читайте также:  Ошибки в кпп / октмо налоговики просят исправлять двумя расчетами 6-ндфл - все о налогах

Источник: https://moluch.ru/archive/117/32071/

Ведение бухгалтерского учета в казенных предприятиях (И. Сокова, директор аудиторской компании «Ирина»)

Ведение бухгалтерского учета в казенных предприятиях

И. Сокова, директор аудиторской компании «Ирина»

После преобразования государственных учебных учреждений в государственные казенные предприятия эти организации, согласно пункту 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК (далее — ГК РК), признаются коммерческими организациями.

На основании этого, а также учитывая, что за предоставляемые услуги государственные казенные предприятия взимают плату, в том числе и по государственным заказам, их деятельность, как предпринимательская, с 1 января 1999 года подлежит обложению налогами в общеустановленном порядке.

Согласно статье 104 ГК РК казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления.

Право оперативного управления является вещным правом учреждения, государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 202 ГК РК).

Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый учредителем.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе.

Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. По договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, установленном законодательными актами о государственном предприятии.

Казенное предприятие, согласно пунктам 2-3 статьи 206 ГК РК, вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также передавать и списывать дебиторскую задолженность лишь с письменного согласия собственника этого имущества. Однако оно не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, относящегося к его основным средствам.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Эти организации должны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность согласно Законам «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 года № 2335 и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года № 2732, а также применять Типовой план счетов бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов (далее — Типовой план счетов).

Формирование учетной политики должно производиться предприятием по согласованию с органами государственного управления, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности (далее — уполномоченный орган).

При формировании учетной политики также должно быть обеспечено открытие на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, аналитических счетов, учитывающих требования указанных Правил.

Предприятие обособленно ведет учет операций, выполняемых в рамках осуществления государственного заказа. База распределения расходов, с целью определения принадлежности к государственному заказу, определяется предприятием по согласованию с уполномоченным органом.

Имущество, получаемое на праве оперативного управления от уполномоченного органа, отражаетсяна счете 503 «Вклады и паи», с открытием аналитического счета «Имущество, полученное в оперативное управление». Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Документация операций и документооборот производятся предприятием в соответствии с требованиями Положения (стандарта) бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы».

Предприятие для учета средств, поступивших, а также расходуемых в рамках выполнения государственного заказа, открывает аналитические счета к задействованным счетам Типового плана счетов.

В случае если предприятием выполняется несколько государственных заказов, то обособленные аналитические счета открываются по каждому из них.

Поступление денег из бюджета на выполнение государственного заказа отражается по дебету счета 441 «Расчетный счет» и кредиту счета 687 «Прочие» подраздела 68 «Прочая кредиторская задолженность и начисления» с открытием субсчета «Финансирование выполнения госзаказа».

Затраты предприятия по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), в рамках выполнения государственного заказа, предварительно группируются на соответствующих счетах раздела IX «Счета производственного учета» в корреспонденции по кредиту с соответствующими счетами подраздела 20 «Материалы», счетами 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 687 «Прочие» и т. д.

По мере выпуска готовой продукции (выполнения работ, оказания услуг) накопленная сумма затрат списывается с кредита счета 900 «Основное производство» в дебет счетов:

221 «Готовая продукция»

— в части готовой продукции

801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ и услуг)»

— в части выполненных работ, оказанных услуг

211 «Основное производство»

— в части незавершенного производства в конце отчетного периода

Готовая продукция, учтенная на счете 221, в момент ее отгрузки заказчику, списывается в дебет счета 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ и услуг)».

Расходы по общему руководству, общехозяйственного и административного назначения, а также по соответствующим налогам, понесенные в рамках выполнения государственного заказа, отражаются по дебету счета 821 «Общие и административные расходы» и кредиту соответствующих счетов подраздела 20 «Материалы», 63 «Расчеты с бюджетом», счетов 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 687 «Прочие» и т. д.

В размере понесенных расходов на выполнение государственного заказа, суммы поступлений из бюджета на эти цели, учтенные на счете 687, субсчет «Финансирование выполнения госзаказа», списываются в кредит счета 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)», а в части налога на добавленную стоимость — в кредит счета 633 «Налог на добавленную стоимость».

При приобретении предприятием на основании сметы расходов, в рамках выполнения государственного заказа, внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), в бухгалтерском учете производится запись по дебету соответствующих счетов подразделов 11 «Нематериальные активы», 12 «Основные средства» и кредиту счетов 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 441 «Расчетный счет» и т. д. На сумму налога на добавленную стоимость производится запись по дебету счета 331 «НДС к возмещению» и кредиту счетов 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 441 «Расчетный счет» и т. д. Одновременно на сумму приобретенных активов кредитуется счет 503 и дебетуется счет 687, субсчет «Финансирование выполнения госзаказа». На сумму налога на добавленную стоимость (за исключением невозмещаемого НДС и НДС, уплаченного при приобретении легковых автомобилей) производится запись по дебету счета 687 субсчет «Финансирование выполнения госзаказа» и кредиту счета 633 «Налог на добавленную стоимость».

При выполнении государственного заказа начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам отражается по дебету счета 503 и кредиту соответствующих счетов подразделов 11 «Амортизация нематериальных активов», 13 «Износ основных средств».

При безвозмездном изъятии или перераспределении собственником имущества, закрепленного за предприятием, производится списание основных средств по балансовой стоимости.

Читайте также:  Каков срок уплаты налога при усн за 4 квартал? - все о налогах

При этом предварительно на сумму накопленного износа производится запись по дебету соответствующих счетов подраздела 13 «Износ основных средств» и кредиту соответствующих счетов подраздела 12 «Основные средства», а затем на балансовую стоимость (остаточную) дебетуется счет 503 и кредитуются соответствующие счета подраздела 12 «Основные средства».

Сумма НДС, подлежащая зачету, отражается по дебету счета 633 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 331 «Налог на добавленную стоимость к возмещению».

В конце отчетного периода расходы, отраженные на счетах 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг)», 821 «Общие и административные расходы», относятся в дебет счета 571 «Итоговый доход (убыток)», в кредит счета 571 относятся доходы, отраженные на счете 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)».

Доходы, полученные предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Суммы, полученные сверх сметы, при перечислении их в бюджет отражаются по дебету счета 687 субсчет «Финансирование выполнения госзаказа» «Прочие» и кредиту счета 441 «Расчетный счет».

Смета предприятия представляет собой финансовый план хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год, осуществляемой за счет собственных доходов, в том числе по государственному заказу, которая определяется в порядке, указанном в Инструкции по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 мая 2000 года № 248.

Смета предприятия утверждается органом государственного управления.

В целях обеспечения регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых предприятием в рамках государственного заказа, в смете выделяется финансовый план выполнения государственного заказа в разрезе бюджетных программ.

В смете отражается:

·  доля доходов и расходов на выполнение государственного заказа в общих расходах предприятия;

·  общая сумма доходов, которая включает в себя поступление денег от осуществления хозяйственной деятельности на планируемый год и остатки денег на начало года, с выделением остатка денег, полученных из республиканского или местных бюджетов на выполнение государственного заказа, то есть остатки денег, которые остались неиспользованными в конце прошлого финансового года в пределах запланированного дохода;

·  поступление денег от осуществления хозяйственной деятельности с выделением денег, получаемых из республиканского или местных бюджетов на выполнение государственного заказа с учетом налога на добавленную стоимость;

·  общая сумма расходов с выделением двух групп расходов:

—        расходы, на осуществление которых гражданско-правовые сделки не заключаются: заработная плата работников — денежные выплаты за выполнение работником трудовых обязанностей (индивидуальный подоходный налог, обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды, удерживаемые из заработной платы работников, отражаются по одной строке); дополнительные денежные выплаты — денежные выплаты стимулирующего, поощрительного характера, а также за дополнительную работу по решению руководителя предприятия; командировочные расходы; налоги и другие обязательные платежи в бюджет, за исключением индивидуального подоходного налога, который отражается отдельно, в том числе отдельными строками показываются основные налоги и обязательные платежи в бюджет; судебные издержки, то есть расходы по исполнению исполнительных документов; штрафы, пени; прочие расходы;

—     расходы, на осуществление которых гражданско-правовые сделки заключаются: приобретение материалов, то есть расходы на приобретение материалов, сырья, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (приобретение продуктов питания, медикаментов и так далее); приобретение основных средств и прочих активов; коммунальные услуги, то есть расходы на воду, газ и другие коммунальные услуги, электроэнергия и отопление; услуги связи; транспортные услуги; текущий ремонт и капитальный ремонт основных средств; арендная плата по основным средствам; расходы по выплате вознаграждений (интересов) по кредитам и прочие расходы;

·        в смете обязательно отражается сумма чистого дохода (убытка), которая рассчитывается как разница между доходами и расходами предприятия.

Смета расходов государственного казенного предприятия подписывается руководителем предприятия, руководителем финансовой службы предприятия и представляется на рассмотрение и утверждение органу государственного управления.

К смете расходов прилагается пояснительная записка, где должна быть представлена расшифровка доходов предприятия, непокрытых расходов прошлого года, в случае если в смете расходов предприятия на планируемый год предусматривается погашение непокрытых расходов прошлого года (в том числе по выполнению государственного заказа), всех прочих расходов, а также данные по численности штатных работников предприятия (в том числе выполняющих государственный заказ), основные количественные показатели по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, в том числе в рамках государственного заказа (протяженность дорог, количество обучающихся по формам и видам обучения, количество мероприятий, количество пролеченных больных, проектов, лабораторных исследований и так далее). Смета расходов предприятия составляется и представляется на утверждение в сроки, устанавливаемые органом государственного управления.

Утвержденная органом государственного управления смета вместе с гражданско-правовыми договорами предприятия на выполнение государственного заказа представляется в соответствующие территориальные органы Казначейства и после введения ответственными работниками органов Казначейства данных сметы в реестр регистрации договоров, связанных с выполнением государственного заказа, на смете ставится штамп территориального органа Казначейства, подтверждающий факт этого введения.

Смета расходов предприятия считается действительной только после представления ее в территориальный орган Казначейства и проставления в ней штампа.

Казенные предприятия представляют такую же отчетность, как любое другое коммерческое предприятие.

Однако в объем годовой финансовой отчетности предприятия, наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчетом о движении денег и пояснительной запиской к финансовой отчетности, вводятся специализированные формы «Отчет об использовании средств, выделенных из бюджета на выполнение государственного заказа», «Отчет о кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках выполнения государственного заказа».

Предприятие представляет годовую финансовую отчетность:

·        собственникам в соответствии с учредительными документами;

·        органам государственной статистики по месту регистрации;

·        органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией.

Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год начиная с 1 января по 31 декабря. Предприятие представляет годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

По требованию уполномоченных органов финансовая отчетность может представляться в иной периодичности, в пределах указанного выше срока.

Согласно статье 92 Кодекса РК «О налогах…» (Налоговый кодекс) предприятия имеют право все расходы, связанные с получением дохода, относить в уменьшение совокупного годового дохода, исчисляемого в соответствии с положениями статьи 80 Налогового кодекса.

При этом в случае, если расходы, относимые на вычеты, превышают полученные (начисленные) доходы, то облагаемая подоходным налогом база будет отсутствовать.

Кроме того, согласно положениям статьи 124 Налогового кодекса предприятия имеют право переносить убытки, полученные от предпринимательской деятельности, для погашения за счет налогооблагаемого дохода будущих периодов на срок до 3 лет.

Казенное предприятие может функционировать как за счет поступления денег из бюджета на выполнение государственного заказа, так и за счетпоступления денег от осуществления хозяйственной деятельности.

Предприятия имеют право относить на вычеты расходы, связанные с их деятельностью, в пределах, утвержденных Налоговым кодексом (например, командировочные расходы — в пределах 3-х МРП), однако данные расходы должны быть заложены в смету доходов и расходов предприятия, утвержденную уполномоченным органом.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30074993

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]