При аренде муниципального имущества в декларации указывается инн арендодателя — органа местной власти — все о налогах

Уплата НДС налоговым агентом при покупке и аренде государственного и муниципального имущества

1. При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества вы будете признаны налоговым агентом только в случае, если арендодателем являются:

— орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления или казенное учреждение.

— орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

На практике в подобных случаях заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором

Налоговыми агентами в этом случае будут и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде УСН или ЕНВД.

Кроме того, уплатить НДС за орган государственной власти или местного самоуправления вы должны даже в том случае, если арендную плату не перечисляете деньгами, а покрываете выполнением работ или оказанием услуг своему арендодателю.

Если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то обязанностей налогового агента у вас не возникает.

В такой ситуации сумму арендной платы, включая НДС, вы перечисляете арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет.

Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет имущество в аренду на безвозмездной основе.

2. При покупке (получении) государственного или муниципального имущества вы будете налоговым агентом только при одновременном соблюдении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

1) продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;

2) имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием).

Таким образом, если у имущества есть балансодержатель (конкретное предприятие или учреждение), то независимо от того, кто выступает на стороне продавца (передающей стороны) в договоре (балансодержатель или орган государственной власти (местного самоуправления)), обязанностей налогового агента у вас не возникнет;

3) вы являетесь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются. В этом случае НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества.

Для исполнения обязанности налогового агента при приобретении (аренде) государственного (муниципального) имущества вам необходимо для начала рассчитать сумму НДС, которую вы должны удержать из перечисляемой вами арендной платы или оплаты за приобретаемое имущество. Для этого нужно:

— определить налоговую базу;

— умножить налоговую базу на налоговую ставку.

Рассмотрим порядок определения налоговой базы отдельно для ситуаций аренды государственного (муниципального) имущества и его покупки.

1. При аренде государственного (муниципального) имущества налоговую базу нужно определять (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ):

— на дату перечисления арендодателю арендной платы.

Однако если услуги по аренде государственного (муниципального) имущества оказываются по договору безвозмездного пользования, то налоговый агент определяет налоговую базу на момент оказания услуг;

— отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Такая обязанность установлена также в разд. V «Порядок заполнения раздела 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» Порядка заполнения декларации;

— исходя из суммы арендной платы с учетом налога.

Если имущество передано вам в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу нужно определять исходя из рыночных цен с учетом налога.

2. При приобретении государственного (муниципального) имущества налоговую базу нужно определять (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

— на дату перечисления оплаты (в том числе предоплаты) за реализованное (переданное) имущество.

Например, вы приобретаете у государственного учреждения объект недвижимости в рассрочку на пять лет. НДС вы должны будете исчислять каждый раз в момент очередной оплаты приобретаемого имущества;

— отдельно по каждой операции по реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества;

— исходя из суммы дохода от реализации (передачи) имущества с учетом налога.

Если реализация имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не облагается НДС, платить НДС как налоговый агент вы не должны. Например, когда покупаете муниципальные земельные участки или ценные бумаги.

Налоговый агент может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ в случае неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) НДС

Таким образом, если вы не удержали налог, а перечислили его за счет собственных средств, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Поэтому рекомендуем вам устанавливать цену договора с учетом НДС.

Источник: https://www.profycentrkotlas.ru/vat/2013-06-22/uplata-nds-nalogovym-agentom-pri-pokupke-i-arende-gosudarstvenno

Проводки по НДС при аренде муниципального имущества

При ведении основной деятельности юридическое лицо или частный предприниматель могут арендовать собственность у государства или муниципальных властей.

В этом случае они становятся налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по выплате НДС. Но из этого положения есть ряд исключений.

Предлагем разобраться, кто и каким образом оплачивает НДС при аренде государственного или муниципального имущества?

Что является государственной и муниципальной собственностью?

Конечно, проще всего было бы приобрести необходимое имущество в собственность, но не каждая организация, тем более индивидуальный предприниматель имеют такую возможность. Поэтому часто приходится брать объекты во временное пользование. Это можно сделать не только у другой компании, но и у государства или у региональных органов власти.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Звоните:

+7(499)755-81-96

Это быстро и !

Понятие собственности и права на неё регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 212 ГК существует:

  • частная;
  • государственная;
  • собственность муниципалитета.

Государственным имуществом согласно статье 214 ГК являются:

  • объекты федеральной собственности;
  • объекты, принадлежащие субъектам РФ.

Согласно статье 215 ГК владением муниципалитета являются предметы, принадлежащие городским и сельским муниципальным образованиям. На правах собственности владельцы могут распоряжаться своей собственностью, в том числе сдавать её во временное пользование.

Кто является налоговым агентом?

Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом. В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость. Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.

Если арендный договор составляется с предприятием, которое принадлежит муниципалитету, то арендатор НДС не выплачивает. В этом случае такая обязанность ложится на арендодателя.

Например, это касается бюджетных организаций, таких как школы или больницы.

То же самое происходит, когда орган регионального самоуправления подтверждает полномочия своей организации, но при этом сам арендодателем не считается.

А вот в случае, если организация арендует владения непосредственно у муниципалитета, то она становится агентом. Следовательно, на неё ложатся обязанности по выплате НДС.

Арендуемые предметы можно передавать в пользование другим компаниям. Такая форма отношений называется субарендой.

Налоговый агент обязуется оплатить пошлину на добавочную стоимость в ФНС до 20 числа месяца, который следует за отчётным кварталом. Отчётность и налог выплачиваются в налоговый орган по месту нахождения арендуемого владения. Важно правильно указать статус плательщика — 02 «налоговый агент».

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается с помощью умножения налоговой базы на ставку. В 2017 году была принята ставка 18/118, ею надо пользоваться при учете оплаты.

В случае, если налог на добавочную стоимость включен в оплату за временное пользование, то формула следующая: НДС при аренде муниципального имущества рассчитывается как произведение стоимости платы за аренду с учётом налога и ставки 18/118.

Рассмотрим на примере. Допустим, частный предприниматель арендует недвижимость у муниципалитета за 67 тыс. рублей. Следовательно, 67 000 :118х118=10 220 рублей. Исходя из этого, 56 780 рублей компания перечисляет в качестве арендной платы государственному органу, а 10 220 рублей уходят в бюджет в качестве налога.

Ту сумму, которую организация платит в качестве налога на добавочную стоимость можно вычесть из общего, который начисляется по остальным объектам налогообложения. Чтобы оформить вычет необходимо:

  1. Арендованную собственность использовать в том виде деятельности, которое облагается по закону пошлиной.
  2. Организация должна являться агентом.
  3. У арендатора должны быть на руках платёжные документы об уплате и счёт-фактура.
  4. Счёт-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок.

В случае, если объект арендован для осуществления предпринимательской деятельности, которая будет реализоваться на территории иностранного государства, то вычет произведён не будет.

Счёт-фактура

Счёт-фактура является одним из основных документов при арендных отношениях. Именно по нему осуществляется расчёт пошлины на добавочную стоимость и производится последующий вычет. Что указывается в документе:

  1. Полная сумма платы за аренду, указанная в договоре.
  2. Строка с указанием пошлины на добавочную стоимость.
  3. Назначение бумаги — договор о временном пользовании предметами владения, принадлежащего органам власти.
  4. Реквизиты организации-арендатора.
Читайте также:  Не выдали вовремя трудовую уволенному работнику — придется платить? - все о налогах

Счёт-фактура составляется в двух экземплярах. Одна бумага хранится у арендатора, она считается основанием для получения вычета. Её нужно занести в книгу покупок.

Второй экземпляр выдаётся арендодателю и вносится в книгу продаж с пометкой о выплате денег агентом. Эти записи нужно вносить в книгу только после того, как была отдана арендная плата.

Счёт-фактура оформляется в течение 5 дней после выплаты арендной суммы. После проведения всех выплат в налоговый орган подаётся декларация.

Если досконально изучить законодательство, то аренда имущества у государства может стать выгодным решением для бизнеса.

Звоните:

+7(499)755-81-96 (Москва)

Источник: https://consultantor.ru/action/arenda/munitsipalnogo-imushhestva-nds.html

Арендуем у государства

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник: https://ndsinfo.ru/article/229

Аренда муниципального имущества: все подводные камни. Передача муниципального имущества в аренду :

Многие российские предприятия стремятся подписать с тем или иным органом власти — государственным или муниципальным, — договор об аренде имущества. Для этого представители бизнеса с удовольствием участвуют в различных конкурсах и аукционах. Какова цель предпринимателей, вовлеченных в процесс коммуникаций с органами власти?

Аренда как способ сэкономить

Аренда муниципального имущества — процедура, которая в российской предпринимательской среде считается отличной альтернативой соответствующему договору с коммерческой организацией.

Все потому, что тот или иной склад, офис или другое помещение, которым располагает муниципалитет, как правило, намного дешевле, чем объект, предлагаемый юрлицами. И многие предприниматели очень рады получить право аренды муниципального имущества.

Специфика муниципального имущества

Какова специфика объектов недвижимости, которые принадлежат местным властям? В соответствии с положениями 215-й статьи ГК РФ то имущество, которое на праве собственности находится во владении городов, сельских поселений и иных административно-территориальных единиц, на уровне которых реализуется местное самоуправление, причисляется к муниципальному типу. Часто соответствующего типа собственность закреплена за отдельными учреждениями. Если это не так, то оно входит в качестве актива в муниципальную казну.

Если предприниматель желает узнать, возможна ли аренда недвижимого муниципального имущества того или иного типа, то такая информация, как правило, размещена на сайтах местных властей.

Но если даже соответствующих данных на веб-ресурсах муниципалитетов по каким-либо причинам нет, то бизнесмен вправе сделать запрос в местный орган управления.

Услуга по предоставлению соответствующих сведений предпринимателю должна оказываться муниципалитетом бесплатно.

Субъекты арендных правоотношений

Стоит отметить, что для предпринимателей возможно приобретение в пользование имущества не только муниципального, но и государственного типа.

Принципиальных различий между процедурой, в рамках которой осуществляется передача в аренду муниципального имущества, и аналогичными действиями при участии государственных органов власти немного, так как все эти процессы регулируются одними и теми же законами.

Типы договоров

Можно также отметить, что аренда — не единственный вариант взаимодействия органа власти на том или ином уровне и предприятия. Специфика соответствующих контрактов в том, что имущество передается арендодателем за плату во временное использование.

Возможен также вариант с заключением договора безвозмездного пользования. Согласно подобному контракту собственник имущества обязуется передать объект недвижимости другой стороне, которая, в свою очередь, должна вернуть ее владельцу в том же состоянии с учетом допустимого износа или же в том виде, который предусмотрен договором.

Помимо такого типа сделок, как аренда государственного и муниципального имущества и договор безвозмездного пользования, возможно также заключение контрактов на доверительное управление собственностью.

В рамках подобных соглашений муниципалитет или государственный орган передает контрагенту в лице предприятия недвижимость на неопределенный срок.

В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.

Договор, предмет которого — аренда муниципального имущества, может быть также заменен на контракт, предусматривающий ответственное хранение той или иной собственности и одновременное пользование ею. Также возможен вариант с оформлением договора займа, предмет которого — соответствующего типа материальные ценности.

Однако аренда федерального и муниципального имущества на практике осуществляется главным образом в рамках обычной аренды.

Хотя, конечно, на уровне конкретных муниципалитетов в том или ином регионе возможны разные подходы к вопросу взаимодействия с предприятиями.

Главное, чтобы соответствующие действия органов власти не противоречили законодательству, регулирующему отношения государственных и муниципальных институтов с частными предприятиями.

Читайте также:  Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей - все о налогах

Особенности арендных договоров с муниципалитетами

Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества — ФЗ №135. В соответствии с его положениями собственность, которая не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, может сдаваться предпринимателям только на конкурсной основе (или аукционной).

Аналогичная процедура должна быть проведена, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. Причем не важно, в хозяйственном оно управлении или же в оперативном.

Те же самые правила будут действовать, если собственностью владеет автономное государственное учреждение или же муниципальный орган, но при условии оперативного управления.

Специфика конкурсов

Итак, в ряде случаев аренда муниципального имущества возможна только по факту проведения конкурса. Правила, согласно которым данные процедуры организуются, зафиксированы в одном из Приказов ФАС РФ — ведомства, которое отвечает за корректность взаимодействия власти и бизнеса во многих аспектах.

В соответствующем нормативном акте, выпущенном антимонопольной службой, содержится список видов имущества, для аренды которых необходимо проведение торгов. В свою очередь, положения Приказа ФАС России могут дополнять нормативные акты, издаваемые на уровне отдельных муниципалитетов.

Как правило, данные документы доступны на веб-сайтах местных органов власти.

Особенность проведения конкурсов, предмет которых — заключение договора аренды муниципального имущества, в том, что информация, касающаяся данных мероприятий, должна быть опубликована в интернете на сайте torgi.ru, который принадлежит Министерству экономического развития.

Когда конкурсы не проводятся

Бывают ситуации, когда проведение конкурсов, о которых идет речь, не обязательно. В каких случаях возможна аренда муниципального имущества без торгов? Данные моменты регулируются 17-й статьей ФЗ №135. Рассмотрим их.

Первый сценарий, предполагающий, что аренда муниципального имущества возможна без конкурса, может быть реализован в соответствии с положениями 5-й главы ФЗ №135, отражающей возможность установления тех или иных преференций со стороны муниципальных органов власти.

Второй сценарий предполагает, что конкурс уже был проведен, однако по правилам, содержащимся в положениях ФЗ №44, то есть в рамках муниципального контракта. При этом срок аренды объекта не может быть больше, чем длится соответствующего типа контракт.

Третий вариант, в рамках которого конкурс не обязателен, — аренда имущества на срок, не превышающий 30 дней в течение полугода. При этом недопустимо заключение договоров между муниципалитетом и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

Можно также отметить, что конкурс, предмет которого — предоставление в аренду муниципального имущества, может быть не проведен, если подразумевается продление действующих контрактов между предпринимателями и муниципалитетами.

Конкурс может не проводиться, если права на муниципальное и иное имущество предоставляются фирмам в силу положений международных договоров, подписанных РФ, межправительственных соглашений, а также федеральных законов, которые устанавливают особый порядок пользования собственностью и иных правовых актов: указов Президента, постановлений Правительства или, например, решений судов, которые вступили в силу.

Конкурсы не проводятся, если муниципалитет передает в безвозмездное пользование культовые здания, сооружения и иные виды собственности религиозным организациям.

Также необходимости в проведении торгов может не быть, если имущество передается в пользу других органов власти на государственном или муниципальном уровне, а также внебюджетных фондов или, например, Центробанка России.

Также можно отметить, что рассмотренный нами порядок, в рамках которого имущество муниципалитетов и государственных органов власти передается в аренду, не касается тех сфер, которые регулируются Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, а также законами о недрах.

Имущество в пользовании: два варианта

Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества.

Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д.

Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:

— по факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых — право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;

— заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.

В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других — аукционами. Какой термин более корректен?

Конкурс или аукцион?

В зависимости от контекста и ряда специфических признаков процедуры употребляться может и тот и другой термин на вполне законных основаниях. Если речь идет о конкурсе, то предполагается, что заявки участников будут подаваться в закрытом виде (например, в конвертах). Конкуренты не будут знать подробности заявок.

Аукцион, в свою очередь, это определение самого выгодного для муниципалитета варианта на основе главным образом публичных торгов. То есть тот или иной участник соревнования за право заключить договор аренды муниципального имущества в курсе, что предлагает конкурент, и может попробовать выдвинуть более выгодное для владельца предложение.

Как проводятся торги

В зависимости от того, проходит аукцион или конкурс, правила проведения торгов могут несколько отличаться. Как мы уже отметили выше, если речь идет о проведении конкурса, то публичным остается только состав участников. Если мероприятие проходит в формате аукциона — открыта вся информация об участниках и выдвигаемых ими предложениях.

Муниципалитетом, который владеет имуществом, создается специальная комиссия. Ее основные функции: работа с конвертами, в которых содержатся предложения от конкурсантов, установление круга лиц, имеющих доступ к информации о мероприятии, исследование конкурентных преимуществ и иных особенностей каждой заявки, определение победивших конкурсантов или участников аукциона.

Предоставление в аренду муниципального имущества возможно в пользу не только юридических лиц, но и граждан и индивидуальных предпринимателей. То есть субъекты правоотношений в любом из этих правовых статусов могут участвовать в конкурсах и аукционах, о которых идет речь.

Рассмотрение заявок

Изучим аспект, касающийся рассмотрения заявок участников торгов. Основные положения, регулирующие соответствующую процедуру, определяются на уровне законодательства муниципалитетов. Однако достаточно типичными можно считать следующие формулировки.

Рассмотрение поступивших заявок муниципалитеты осуществляют, как правило, в течение месяца с момента, когда соответствующий документ был прислан конкурсантом.

Заявки изучаются, только если вместе с ними были направлены предусмотренные регламентом проведения конкурса документы. Как правило, они представляют собой следующий перечень:

  • письменное заявление на имя руководителя органа власти;
  • учредительные документы участника, свидетельства о регистрации юрлица, а также источники, подтверждающие статус человека, который будет подписывать договор аренды, если фирма пройдет конкурс;
  • банковские реквизиты участника торгов;
  • документы, отражающие цифры бухгалтерского баланса на предприятии.

При этом орган власти, ответственный за проведение конкурса, может затребовать иные документы от участника, если это предусмотрено законодательством.

Основной критерий определения победителя конкурса — лучшие условия исполнения соответствующего контракта. В свою очередь, выигравшей аукцион признается организация, которая предложила самую высокую стоимость договора для муниципалитета. Сдача муниципального имущества в аренду возможна только в пользу победителей торгов.

Преференции

Интересные положения содержатся в 18-й статье ФЗ №209. Там сказано, что малые и средние предприятия вправе рассчитывать на некоторые меры поддержки со стороны муниципалитетов в виде безвозмездной или подразумевающей льготные условия передачи собственности во временное пользование.

При этом перечни имущества, которые могут быть отданы в аренду в рамках соответствующих мер поддержки, должны быть доступны широкой публике — в СМИ или на официальных сайтах органов власти. Аренда муниципального имущества в льготном формате возможна на срок не менее 5 лет.

Однако он может быть уменьшен, если субъект бизнеса подаст соответствующее заявление.

Аренда муниципальной собственности и НДС

Важный аспект — исчисление НДС при аренде муниципального имущества. Субъектом уплаты соответствующего налога будет считаться предприятие, которое взяло указанную собственность в аренду.

Величина налоговой базы определяется посредством суммирования размера арендной платы по каждому объекту недвижимости. Арендатор должен сформировать счет-фактуру в течение 5 дней с момента оплаты. Также его обязанность — предоставить декларацию по НДС в срок до 20 числа месяца, который следует за налоговым периодом.

Куда направляется выручка от аренды?

Куда направляет средства, которые получены благодаря предоставлению имущества в аренду, муниципалитет? Как правило, выручка идет на обновление и поддержание материально-технической базы органа власти. Денежные средства поступают на специальный бюджетный счет, с которого затем переводятся на счет самого учреждения в пределах предусмотренных законодательством лимитов.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-arenda-municipalnogo-imushhestva.html

Ндс при аренде государственного или муниципального имущества: новый подход в судебной практике 2008

НДС при аренде государственного или муниципального имущества:

новый подход в судебной практике

(из архива статей БиНО за сентябрь 2008 года)

 

С.В. Балдина,
генеральный директор
Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург),
А.А. Куликов,

эксперт-консультант по налогообложению
и правовым вопросам (г. Санкт-Петербург)
 

Читайте также:  Все изменения октября … и другие интересные новости за неделю (25.09.2017–29.09.2017) - все о налогах

Договор аренды с органом управления имуществом
 

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества исчисление НДС должно производиться налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества.

Данная формулировка представляется достаточно емкой и в достаточной степени описывающей соответствующие правоотношения. Фактически пункт 3 статьи 161 НК РФ содержит специальную норму о возникновении обязанностей налогового агента при отсутствии лица, являющегося налогоплательщиком, но при наличии объекта налогообложения.

Эта норма отличается от общего правила, которое состоит в том, что обязанности налогового агента возникают только тогда, когда есть налогоплательщик (статья 24 НК РФ).

Арендодатель – орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) – действует при заключении договора от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а данные субъекты, согласно статье 143 НК РФ, не являются плательщиками НДС.

Поэтому законодатель возложил обязанность по удержанию из арендной платы и уплате НДС в федеральный бюджет на арендатора, который в этой ситуации является налоговым агентом. Обязанность по уплате НДС в бюджет у арендатора – налогового агента возникает в момент перечисления арендной платы.

Уплаченный арендатором в бюджет, а не арендодателю, НДС предъявляется к вычету в общеустановленном порядке.

На практике длительное время действовал следующий механизм: арендатор сам себе выписывал счет-фактуру, который затем регистрировал в книге покупок (а налоговые органы иногда настаивали еще и на том, чтобы этот счет-фактура проходил и по книге продаж, хотя к собственной реализации арендатора никакого отношения не имел).

Базировался этот механизм на давнем письме налогового ведомства, принятом еще в период действия Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (письмо ГНС России от 20 марта 1997 г. № ВЗ-2-03/260 «О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества»). Однако в 2003 г.

Конституционный суд РФ заключил, что никаких счетов-фактур сам себе арендатор выписывать не должен, он вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС. Такой подход продемонстрирован в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.

Мифы и легенды тройственных договоров

Практика передачи в аренду государственного и муниципального имущества породила специфические формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В частности, получили широкое распространение так называемые тройственные договоры аренды, участниками которых являются: – орган управления государственным или муниципальным имуществом (как правило, именуемый «Собственник» или «Арендодатель»); – бюджетное учреждение, которому сдаваемое в аренду имущество было передано ранее в оперативное управление (в договоре может именоваться «Арендодатель», «Арендодатель-балансодержатель» или просто «Балансодержатель»); – арендатор имущества, каковым может быть любое юридическое или физическое лицо. При всей очевидности грамматического толкования понятия «балансодержатель» (тот, кто учитывает на своем балансе) его гражданско-правовое толкование отсутствует. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ вопросы гражданского законодательства находятся в исключительной компетенции Российской Федерации. Следовательно, введение (установление) каких-либо терминов гражданского законодательства возможно только федеральным законодательством. Поэтому введение договорного понятия «балансодержатель» противоречит требованиям гражданского законодательства РФ и приводит к необходимости установления объема вещных прав «балансодержателя». Наряду с правом собственности, принадлежащим публично-правовым субъектам, на соответствующее имущество существует право хозяйственного ведения и оперативного управления, которым, в частности, могут соответственно обладать унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Практика деятельности бюджетных учреждений в отношении имущества, которое по решению и (или) с согласия собственника может быть предоставлено в пользование третьим лицам, показывает, что исчисление НДС осуществляется зачастую по аналогии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ. Заключение «тройственных» договоров (собственник, балансодержатель, арендатор) рассматривается в качестве основания для возложения на арендатора обязанности налогового агента. До недавнего времени налоговые органы подтверждали, что в случае заключения тройственных договоров с участием органа управления имуществом обязанности исчисления и уплаты в бюджет НДС, как и в случае заключения арендатором договора непосредственно с органом управления имуществом без участия балансодержателя, возлагаются на арендатора. Такой подход продемонстрирован, например, в письме ФНС России от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@ «О налоге на добавленную стоимость». В названном письме было сказано: по договорам, по которым арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, арендатор такого имущества признается налоговым агентом. Данный арендатор, по мнению налогового ведомства, обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Однако в определении от 2 октября 2003 г. № 384-О (пункт 3 мотивировочной части) Конституционный суд РФ указал, что такого субъекта аренды как балансодержатель вообще не может существовать, поскольку это не предусмотрено гражданским законодательством РФ. В названном судебном акте было сказано следующее: при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (статья 294 Гражданского кодекса РФ) или оперативного управления (статья 296 ГК РФ), исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации. Не обратив внимания на позицию Конституционного суда РФ в 2003 г. и способствуя своим письмом от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@ «О налоге на добавленную стоимость» неверному толкованию и определению сферы применения пункта 3 статьи 161 НК РФ, налоговые органы впоследствии стали менять свою позицию. Это явилось полной неожиданностью для бюджетных учреждений – арендодателей-балансодержателей в тройственных договорах, заключенных с участием органов управления имуществом (собственников). В недавнем письме Управления ФНС России по г. Москве от 12 сентября 2007 г. № 19-11/086673 изложена новая позиция: в том случае, если договор аренды заключен между арендодателем-балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления и организацией-арендатором (субарендатором), уплата НДС в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком НДС – балансодержателем. При этом у арендатора (субарендатора) не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплате в бюджет НДС. С точки зрения гражданского законодательства РФ данный новый вывод налогового органа представляется обоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Следовательно, после закрепления за учреждением имущества на праве оперативного управления к последнему переходит, в частности, право владения указанным имуществом. В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель передает арендатору имущество во временное владение и (или) пользование. В соответствии же со статьями 307 и 309 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим лицом и надлежащим способом. Следовательно, для надлежащего исполнения обязательств по договору аренду арендодатель должен обладать соответствующими вещными правами на предмет аренды. Таким образом, при заключении договора аренды в отношении имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, именно последнее выступает в качестве арендодателя. Возможное упоминание в договоре о собственнике имущества, как правило, является выражением согласия последнего на заключение соответствующего договора, но не изменяет характера гражданских правоотношений между учреждением-арендодателем и арендатором. Необходимо отметить, что попытки возложения обязанности налогового агента по НДС на арендатора договором аренды неправомерны. Договором нельзя изменить закон, исчисление и уплату налога в бюджет должно производить то лицо, на которое данная обязанность возложена законом. При аренде у бюджетного учреждения, имущество у которого находится на праве оперативного управления, арендная плата перечисляется на бюджетные счета собственника (органа управления имуществом), а НДС должен поступать на внебюджетный счет бюджетного учреждения – плательщика НДС (для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет). Поэтому в договоре бюджетное учреждение – арендодатель вправе предусмотреть дробление платежа на две части: собственно арендную плату, зачисляемую на бюджетный счет, и НДС, первоначально зачисляемый на внебюджетный счет арендодателя (названные платежи перечисляются разными платежными поручениями). Такой подход связан с особенностями казначейских технологий, применяемых при исполнении бюджета.

Источник: https://bino.ru/NDS_pri_arende_gosudarstv_ili_munitip_imush_2008

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]