Статья 212 НК РФ. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
1. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
1) если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Материальная выгода, указанная в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 220 настоящего Кодекса.
Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором — четвертом настоящего подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги);
2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов, за исключением ценных бумаг, указанных в пункте 25 статьи 217 настоящего Кодекса, в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг, приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 настоящего Кодекса.
2. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как:
1) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
2) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
3.
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.
4. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
м
В целях настоящей статьи в расходы на приобретение ценных бумаг, являющихся базисным активом опционного контракта, включаются суммы, уплаченные продавцу за ценные бумаги в соответствии с таким контрактом, а также уплаченные суммы премии и вариационной маржи по опционным контрактам.
Материальная выгода не возникает при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части РЕПО при условии исполнения сторонами обязательств по первой и второй частям РЕПО, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части РЕПО по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции РЕПО.
Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.
Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.
Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется на дату совершения сделки.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях настоящей главы Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений настоящего пункта.
Расчетной ценой инвестиционного пая закрытого инвестиционного фонда (интервального паевого инвестиционного фонда), не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг, признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний расчетной цены ценных бумаг.
Рыночной стоимостью инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда (обращающегося и не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг) в случае его приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная указанной управляющей компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний рыночной или расчетной цены ценных бумаг.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах выдача инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, ограниченного в обороте, осуществляется не по расчетной стоимости инвестиционного пая, рыночной стоимостью такого инвестиционного пая признается сумма денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, без учета предельной границы колебаний.
Рыночной стоимостью инвестиционного пая открытого паевого инвестиционного фонда признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий открытый паевой инвестиционный фонд, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
Рыночная стоимость производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 305 настоящего Кодекса.
Рыночная стоимость производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 305 настоящего Кодекса.
Как разъяснил КС РФ в Определении от 05.07.
2002 N 203-О, положения подпункта 1 пункта 2 статьи 212 и абзаца шестого пункта 2 статьи 224 НК РФ, и предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года.
Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/пс утвержден Порядок расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установления предельной границы колебаний рыночной цены.
Налогом облагается отрицательная разница между суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, и суммой процентов, исчисленной исходя из:
— 2/3 ставки рефинансирования на дату уплаты процентов, — по кредитам (займам) в рублях;
— 9% годовых, — по кредитам (займам) в иностранной валюте.
Исключение составляет материальная выгода, полученная:
— в течение установленного договором периода беспроцентного пользования кредитом при операциях с банковскими картами;
— по заемным (кредитным) средствам, привлеченным на покупку или новое строительство жилого дома (квартиры, комнаты) в России, при условии, что заемщик имеет право на имущественный вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Источник: https://RuLaws.ru/nk-rf-chast-2/Razdel-VIII/Glava-23/Statya-212/
Страховые взносы с 2017 года переехали в НК РФ
Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:
- усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
- усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.
Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).
Плательщики и облагаемая база с 2017 года
Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года.
Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).
При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.
Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.
Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году — 2,0, в 2019 году — 2,1, в 2020 году — 2,2, в 2021 году — 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).
Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.
Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.
Тарифы страховых взносов
На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:
- ПФР — 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
- ОМС — 5,1 % без ограничения по сумме.
- ФСС — 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.
Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.
В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.
Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:
- хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
- российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
- организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.
ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки.
Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.
То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.
м
В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.
Порядок возмещения начисленных пособий
Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.
В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).
Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС.
Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.
Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа — ФНС и отделение ФСС.
Сроки уплаты и предоставление отчетности
Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).
Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.
Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.
В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.
Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).
Особенности для обособленных подразделений
Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.
С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.
До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ.
Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.
11-13 ст.431 НК РФ).
Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей
Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.
База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12.
К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%.
При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.
Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)
Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.
Переходные положения
Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.
2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:
- приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
- приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
- проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
- проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина — 3 года);
- контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.
Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.
Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы
см. расписание
Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Компания «Правовест Аудит»: 8 (495) 231-23-21, [email protected]
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/strahovye-vznosy-s-2017-goda-pereehali-v-nk-rf/
Статья 212 Налогового кодекса РФ
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.Материальная выгода, указанная в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, освобождается от налогообложения при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 220 настоящего Кодекса;2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.2. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как:1) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;2) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном настоящим Кодексом.3. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.4. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.В целях настоящей статьи в расходы на приобретение ценных бумаг, являющихся базисным активом опционного контракта, включаются суммы, уплаченные продавцу за ценные бумаги в соответствии с таким контрактом, а также уплаченные суммы премии и вариационной маржи по опционным контрактам.Материальная выгода не возникает при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части РЕПО при условии исполнения сторонами обязательств по первой и второй частям РЕПО, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части РЕПО по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции РЕПО.Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.Рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется на дату совершения сделки.Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях настоящей главы Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений настоящего пункта.Расчетной ценой инвестиционного пая закрытого инвестиционного фонда (интервального паевого инвестиционного фонда), не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг, признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний расчетной цены ценных бумаг.Рыночной стоимостью инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда (обращающегося и не обращающегося на организованном рынке ценных бумаг) в случае его приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная указанной управляющей компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний рыночной или расчетной цены ценных бумаг.Если в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах выдача инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, ограниченного в обороте, осуществляется не по расчетной стоимости инвестиционного пая, рыночной стоимостью такого инвестиционного пая признается сумма денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, без учета предельной границы колебаний.Рыночной стоимостью инвестиционного пая открытого паевого инвестиционного фонда признается последняя расчетная стоимость инвестиционного пая, определенная управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий открытый паевой инвестиционный фонд, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, без учета предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.Рыночная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 305 настоящего Кодекса.Рыночная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 305 настоящего Кодекса.
Комментарий юриста:
В данной статье материальная выгода определяется как выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, как выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, а также выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц на основании гражданско-правового договора или у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику лицами. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения в соответствии с положениями статьи 20 Налогового Кодекса РФ признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в частности, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу в силу должностного положения. При этом следует иметь в виду, что лицо считается подчиняющимся другому лицу в силу должностного положения, если оно находится в непосредственном подчинении по работе или службе и такое подчинение основано на законодательстве или внутренних документах организации, т.е. подчинение должно быть прямым и непосредственным.
Взаимозависимыми считаются лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
При получении доходов в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными как в рублях, так и в иностранной валюте.
Если налогоплательщиком получен доход в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, налоговая база определяется не реже чем один раз в налоговый период, равный календарному году.
Если материальная выгода получена в результате приобретения товаров (работ, услуг) на основании гражданско-правовых договоров или у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, налоговая база определяется как разница между ценой, по которой реализовывались товары (работы, услуги) в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми в отношении налогоплательщика, и ценой реализаций идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Например, ткань продается всем покупателям по цене 100 рублей за 1 м, а бухгалтеру организации, реализующей эту ткань, она была отпущена по цене 50 рублей за 1 м. Поскольку бухгалтер и организация, в которой она работает, являются взаимозависимыми лицами, налоговая база должна быть исчислена исходя из появившейся, разницы в ценах за 1 м идентичной ткани: 100 рублей — 50 рублей = 50 рублей. В случае получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг (определяемой с учетом предельной границы колебаний их рыночной цены) над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение. При этом порядок определения рыночной цены ценных бумаг и предельной границы колебаний их рыночной цены устанавливается федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Следует отметить, что статья 212 не рассматривает в качестве материальной выгоды экономию на процентах за пользование заемными средствами, полученными от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. С одной стороны, согласно статье 41 Налогового Кодекса РФ такая экономия на процентах также должна рассматриваться как получение дохода налогоплательщиком. С другой стороны, виды доходов, подлежащих учету при определении налоговой базы, исчерпывающим образом перечислены в статье 210 Налогового Кодекса РФ. Поскольку исходя из вышесказанного, доходы от экономии на процентах за пользование заемными средствами полученными от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не могут быть отнесены ни к одному из этих видов, такие доходы не подлежат налогообложению.
В то же время налоговый орган может применить предусмотренные данной статьей (в установленных ею случаях) последствия в отношении заимодавца, доначислив соответствующие суммы налога и пени.
Источник: https://www.samsebeyurist.ru/nalogovoe-pravo/1818-statja-212-nalogovogo-kodeksa.html