Вычет по счету-фактуре банкрота снимут — все о налогах

Выставляет ли банкрот счет-фактуру? | «Гарант-Сервис» г. Владимир

Ни на продавца-банкрота, ни на покупателя действующим налоговым законодательством не возложена обязанность составления счетов-фактур по сделкам между данными субъектами предпринимательской деятельности.

С 1 октября 2011 года в Налоговом кодексе появилась новая категория налоговых агентов — покупатели имущества и имущественных прав должников, признанных банкротами (кроме должников — физических лиц, которые не являются ИП)*(1).

У фирмы может возникнуть вопрос: кто — покупатель или продавец-банкрот должен выставлять счет-фактуру при приобретении товара, работ, услуг или имущественных прав?

Налоговые обязанности продавца-банкрота

Законодательством четко определено, что при реализации имущества или имущественных прав должниками, признанными банкротами, их налоговыми агентами по НДС выступают фирмы-покупатели*(2).

Значит ли это, что должники-банкроты освобождены не только от уплаты НДС в бюджет, но и от оформления счетов-фактур по таким операциям? Минфин России считает, что да. Ведь такая обязанность не следует из норм Налогового кодекса и Правил ведения книги продаж*(3).

Уплата НДС в бюджет продавцом-банкротом считается исполненной с момента удержания с него суммы налоговым агентом — покупателем*(4). При этом обязанность представления декларации по НДС предусмотрена только в отношении налогового агента*(5).

Отметим, что нормативными правовыми актами по бухучету также не установлены специальные требования к его ведению организациями, которые признаны банкротами и в отношении которых открыто конкурсное производство*(6).

Налоговые обязанности покупателя

Налоговый агент — покупатель*(7) определяет базу по НДС расчетным путем как сумму дохода от реализации имущества с учетом налога отдельно по каждой операции, произведенной продавцом-банкротом*(8).

Расчетная налоговая ставка, в зависимости от вида имущества, равна 18/118 или 10/110*(9). Сумму налога определяют на момент перечисления денег контрагенту.

Есть исключения из данного правила. Если фирма оплатила имущество до 1 октября 2011 года (до вступления в силу Закона N 245-ФЗ), она не обязана быть налоговым агентом продавца-банкрота. Данное условие не зависит от того, что право собственности на имущество перешло после указанной выше даты*(10).

Документы по уплате НДС за продавца-банкрота покупатель регистрирует в книге продаж за налоговый период, в котором исчислен налог по приобретенному имуществу.

Если фирма уплачивает налог после 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, такие платежные документы регистрируют в дополнительном листе книги продаж за указанный выше период*(11).

При этом документы покупатель регистрирует в хронологическом порядке: сначала в книге продаж, а затем в книге покупок *(12).

Специальный срок уплаты в бюджет НДС, исчисленного по такому имуществу, законодательно не предусмотрен*(13). Поэтому делать это следует по итогам каждого налогового периода исходя из суммы НДС, исчисленной за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом*(14).

Обязанность составления счета-фактуры (включая корректировочный) покупателями имущества или имущественных прав у должников-банкротов нормами Налогового кодекса не установлена*(15).

Может ли покупатель получить вычет по НДС без его составления?*(16) Да, если имущество или имущественные права приобретены для использования в облагаемых НДС операциях*(17). Счет-фактура не нужен.

Вычет «входного» НДС покупатель вправе получить на основании платежных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в бюджет*(18). Если покупатель все же оформит счет-фактуру, то вычету НДС данное обстоятельство также не препятствует*(19).

Уплаченные суммы НДС могут быть включены в налоговые вычеты в налоговом периоде, следующем за тем, в котором представлена декларация с отраженной в ней суммой НДС к уплате в бюджет, после фактической уплаты налога*(20). В случае покупки фирмой имущества у продавца-банкрота в договоре купли-продажи нужно указывать, включается ли сумма НДС в цену сделки и отдельно выделить эту сумму*(21).

Следует обращать внимание на цену в договоре при покупке имущества у организации-банкрота на торгах: указана ли она с учетом НДС или нет. Это поможет в будущем обезопасить себя от судебных тяжб из-за неопределенности цены сделки*(22). При указании цены имущества, выставленного на торги без НДС, победитель торгов будет исчислять налог сверху на цену сделки*(23).

Отметим, что пункт 4.1 статьи 161пункт 4.1 статьи 161 Налогового кодекса не применяют, если имущество должника-банкрота получено кредитором в случае признания повторных торгов несостоявшимися. Базу по НДС исчисляют как рыночную цену этого имущества без включения в нее налога*(24).

Пример
ООО «Актив», признанное банкротом, продает ООО «Пассив» (без проведения торгов) автомобиль за 500 000 руб. по договору от 14 мая. Остаточная стоимость машины по данным как бухгалтерского, так и налогового учета составляет 250 000 руб.

Оплату ООО «Пассив» произвело в полном размере 15 мая. В этот же день оформлен акт приема-передачи. Сумму НДС по договору купли-продажи ООО «Пассив» удерживает из суммы оплаты и перечисляет в бюджет равными долями ежемесячно: 20 июля, 20 августа и 20 сентября. В III квартале ООО «Пассив» принимает «входной» НДС к вычету.

Рассмотрим порядок отражения операций по реализации автомобиля в учете продавца и покупателя. У покупателя ООО «Пассив» определяет НДС по расчетной ставке 18/118*(25)*(25) , сумма налога составит: 500 000 руб. х 18/118 = 76 271,19 руб. Стоимость автомобиля без НДС: 500 000 — 76 271,19 = 423 728,81 руб.

— 15 мая: Дебет 0808 Кредит 60 — 423 728,81 руб. — отражена стоимость автомобиля; Дебет 1919 Кредит 60 — 76 271,19 руб. — отражена сумма НДС; Дебет 0101 Кредит 08 — 423 728,81 руб. — автомобиль принят в состав основных средств; Дебет 6060 Кредит 6868 субсчет «НДС» — 76 271,19 руб.

 — удержан НДС, подлежащей уплате в бюджет; Дебет 6060 Кредит 51 — 423 728,81 руб. — перечислена оплата за автомобиль на расчетный счет продавца без НДС; — 20 июля, 20 августа и 20 сентября в бюджет перечисляют НДС в размере 1/3 платежа за налоговый период: 76 271,19 руб. х 1/3 = 25 423,73 руб.

Дебет 6868 субсчет «НДС» Кредит 51 — 25 423,73 руб. — НДС перечислен в бюджет; Дебет 6868 субсчет «НДС» Кредит 19 — 25 423,73 руб. — НДС принят к вычету. У продавца-банкрота — 15 мая: Дебет 6262 Кредит 91-1 — 423 728,81 руб. — признан прочий доход от выбытия ОС (автомобиля).

Без учета НДС, так как у организации-банкрота отсутствует обязанность по начислению и уплате этого налога в бюджет; Дебет 91-291-2 Кредит 01 — 250 000 руб. — списана остаточная стоимость автомобиля; Дебет 5151 Кредит 62

— 423 728,81 руб. — получена оплата за автомобиль от покупателя.

Н. Юденич,
налоговый консультант

Экспертиза статьи: Е. Королева,

служба Правового консалтинга ГАРАНТ, налоговый консультант

Источник: https://garant-vlad.ru/articles/as101212-2/

Налоговая снимает вычет по НДС – что делать? | Гордон и Партнеры

У вас проверка НДС или прибыли? — Здесь Октябрьские 2017 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

Адвокат по налогам Гордон А.Э

Вычеты по НДС снимают только в рамках налоговой проверки – камеральной или выездной, и оформляют это целым набором документов.

Следовательно,  как минимум должен быть акт налоговой проверки, который можно оспорить, как и вынесенное решение по проверке. Причем оспаривание возможно, как по нарушению порядка налогообложения, так и по нарушениям порядка рассмотрения и вынесению решения по результатам налоговой проверки.

Мы рекомендуем уже на этапе налоговой проверки получать юридическое сопровождение налоговых проверок юристом или адвокатом, специализирующимся  по налогам.

Они располагают необходимым опытом и знаниями, и посоветуют наименее убыточный путь урегулирования налогового спора в вашей ситуации.

Причины снятия вычета по НДС отражают в акте налоговой проверки

В акте, согласно правилам Налогового кодекса РФ, в частности, должно быть отражено:

1)  сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

2) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;

3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его оформления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Внимание:

Не стоит уклоняться от вручения акта, поскольку тогда его направят почтой. В этом случае акт считается врученным по истечение 6-ти дней с даты отправления. А вам еще придется этот акт вылавливать.

Получив акт необходимо с ним ознакомиться и выяснить какие конкретно недостатки выявлены налоговой. По выездным, очень модная в 2017г. тема – однодневки в предыдущих периодах. Искать и доказывать налоговая научилась.

Что делать, если снимают вычеты по НДС

Как  действовать, если составлен акт налоговой проверки:

За этот месяц необходимо  разобраться в мотивах снятия вычетов, собрать доказательную базу, что бы опровергнуть доводы налоговой. Например, очень часто налоговая снимает вычеты по однодневкам, имея только показания ее руководителя с признанием не ведения хозяйственной деятельности.

В таких ситуациях необходимо доказать реальность хозяйственных операций и должную осмотрительность при выборе контрагента (обоснованность заключения договора именно с этим контрагентом).

Регулярно возникают ошибки по НДС с авансов. С 2016 года нарастает поток ошибок по экспорту. Ситуаций масса, и при всей схожести каждая имеет особенности по оспариванию.

В любом случае, за месяц должны быть подготовлены мотивированные возражения с обязательными ссылками на закон, на судебную практику, на разъяснения Минфина и т.д.

К возражениям  нужно приложить подтверждающие ваши доводы документы, и все вместе представить  в налоговую.

Если в ходе подготовки выяснится, что какие-то документы были у вас истребованы во время проверки, но вы их не представили, заранее готовьте позицию, почему их не представили.

Внимание:

1) Не представленные на рассмотрение акта документы в суд представить будет сложно.

2) Направление возражений и документов лучше оформлять сопроводительным письмом с описью. При сдаче документов в налоговую на копии сопроводительного письма и описи получить отметку о приеме.

Свои доводы (возражения) на акт нужно донести до налогового органа. Рассмотрение акта и возражений производится руководителем налогового органа, составившего акт. Рассмотрение проводится в налоговом органе, очно, в присутствии лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки. О дате, времени и месте рассмотрения акта лицо извещается письменно, и заблаговременно.

На этом этапе типичны две ошибки налоговой, которые позволяют отменить решение:

1)Не уведомляют лицо о дате, времени и месте рассмотрения (забывают, не верный адрес и т.п.)

2) Решение подписывает не тот руководитель, который рассматривал акт и возражения.

В ходе рассмотрения  выслушиваются доводы налоговой и налогоплательщика.

Важно:

Этап рассмотрения акта и возражений – единственный этап, когда налогоплательщик имеет возможность, а налоговая обязана ознакомить его со всеми материалами налоговой проверки. Доступны Запросы, ответы на них, протоколы допросов, Акты осмотров помещений, Протоколы выемок и Заключения экспертов т.д. и т.п.  В том числе и ответы из правоохранительных органов.

Эту возможность нужно обязательно использовать для получения максимального объема доказательств, поскольку на этом этапе можно установить что доказательства получены с нарушением закона.

Читайте также:  Перерыв в строительстве и расторжение договора с подрядчиком – не препятствие для вычета ндс - все о налогах

Иногда, особо ретивые инспекторы или заместители руководителя инспекции препятствуют в ознакомлении или в предоставлении всех материалов налоговой проверки. В этом случае необходимо отразить такие нарушения в протоколе, который обязательно составляется при рассмотрении акта и возражений.

К рассмотрению нужно быть готовым к публичному выступлению, поскольку устно в короткий срок нужно четко, кратко изложить свою позицию, быть готовым представить конкретные подтверждающие документы, и  возражать  на доводы и замечания налоговой.

На рассмотрении, помимо руководителя инспекции, от налоговой присутствуют не менее 3-5 человек.

Линия поведения  лица, в отношении которого составлен акт, на рассмотрении акта и возражений может быть активной, пассивной, провоцирующей, в зависимости от избранной тактики защиты.

В частности, действиями лица может быть спровоцировано назначение дополнительные  мероприятия налогового контроля (ч.6 ст.101 НК РФ).

Формально, доп мероприятия назначаются для получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

В качестве доп мероприятий  может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Срок доп мероприятий – не более 1 месяца.

Срок вынесения решения (оформление в письменном виде) – 10 дней (рабочих) с даты подачи возражений на акт.

Внимание:

Типичная ошибка – решение подписывает не тот руководитель, который рассматривал.

Нарушение существенное, на его основании решение можно отменить.

По существу решения могут быть двух видов:

1) решение о привлечении к налоговой ответственности

2) решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого составлен акт, в течение пяти дней.

Вступление в силу решения — по истечении одного месяца с даты вручения решения лицу, в отношении которого составлен акт, если решение не оспорено в апелляционном порядке.

Если решение не устраивает, необходимо его оспорить через подачу апелляционной жалобы.

Важно:

Оспорить решение налоговой в суд, минуя жалобу в вышестоящую налоговую,  запрещено (ст. 138 НК РФ).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается  в вышестоящий налоговый орган через налоговую, вынесшую оспариваемое решение.

Срок подачи жалобы – до вступления в силу решения по проверке, то есть в течение месяца с даты вручения решения лицу. Подать апелляционную жалобу можно в бумажном виде, или в электронном.

Содержание апелляционной жалобы: По содержанию, апелляционная жалоба сопоставима с возражениями на акт налоговой проверки, но в отличие от них в жалобе должны опровергаться доводы и акта проверки и решения по проверке, в том числе и нарушения, допущенные при рассмотрении акта.

Срок рассмотрения жалобы – один месяц с даты поступления апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Если вышестоящая налоговая отказала, решение налоговой вступает в законную силу.

Для оспаривания в суд дорога открыта.

Готовим исковое заявление в суд.

Порядок подачи заявления в суд – согласно правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Москва

По состоянию на 06 октября 2017 года

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

Источник: https://gordon-adv.ru/articles/nalogovaya-snimaet-vychet-po-nds-chto-d/

Отказы в возврате НДС: причины и судебная практика

Общение с налоговой службой у большинства налогоплательщиков сводится к сдаче отчетности.

Однако плательщики НДС, которые получили налога больше, чем его начислили, вынуждены регулярно объяснять причины этого и доказывать правомерность своих хозяйственных операций.

Несмотря на такие доказательства и объяснения, им все же регулярно отказывают в возмещении НДС и даже в суде отстоять свою позицию удается далеко не всегда. О сложившейся судебной практике и наиболее частых причинах отказа — в материале PPT.ru.

Отказ в возмещении НДС довольно частое явление со стороны налоговой службы. Обычно он является результатом камеральной проверки налоговой декларации, но иногда уже возмещенный налог восстанавливают после выездной проверки налогоплательщика или его контрагентов. При этом, отмена возмещения может быть полной или частичной, а сами основания для отказа в возмещении НДС могут быть разными, но не могут выходить за рамки статей Налогового кодекса. Налогоплательщик, которому отказали в возврате налога также может действовать в зависимости от обстоятельств и реального положения дел: он может оспорить решение УФНС или же согласиться с ним и заплатить недоимку. По такого рода делам давно сложилась судебная практика, но и она не является однозначной. Разберемся со всем этим подробнее и рассмотрим когда, а главное, при каких обстоятельствах, арбитражные суды отказывали налогоплательщикам вслед за ФНС.

Отказ в возмещении НДС: причины

Не принять налог к уменьшению орган ФНС может, только, если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами будет выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов. Об этом, в часности, сказано в статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 171 НК РФ и статье 173 НК РФ.

В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога можно только, если запросить документы контрагентов налогоплательщика. В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.

Самыми частыми причинами этого является:

  • Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, или пропустил установленный для вычета полученного от поставщика НДС;
  • Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

И, если в первом случае, оплошность налогоплательщика доказать не так сложно и она, как правило, является бесспорной, то во второй ситуации отмена уменьшения НДС влечет за собой целый «клубок» неприятных последствий.

Ведь налоговики, как правило, утверждают, что все товары (работы или услуги) приобретенные у такого контрагента в действительности были приобретены не у него, а у другого лица по более низкой цене или даже были изготовлены силами самой организации-налогоплательщика. То есть вся сделка может быть признана фиктивной, со всеми вытекающими последствиями.

При этом,организацию могут обвинить, как в злом умысле, так и в отсутствии должной осмотрительности при заключении договора с компанией-однодневкой. Таким образом, именно проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является главным подводным камнем при отказах в вычетах НДС.

Особняком стоит ситуация, когда налоговая служба не хочет принимать вычет по НДС при отсутствии регистрации или информации о регистрации иностранного контрагента налогоплательщика. По этому поводу до сих пор не сложилась официальная позиция, поскольку в Налоговом кодексе также нет разъяснений по этому вопросу.

Примечательно, что в свое время Пленум упраздненного Высшего арбитражного суда однажды признал незаконным отказ по такому основанию. Однако позже Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.04.

2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345 пришел к выводу, что организация не вправе заявлять НДС к возмещению, так как юридический статус ее иностранного контрагента оказался не подтвержден.

В спорной ситуации налоговикам удалось выяснить, что адрес иностранного покупателя российских товаров на территории США используется другими лицами, а сама фирма-контрагент не вела и не ведет деятельности. При этом документы на внешнеэкономическую сделку были оформлены без нарушений.Бывают случаи, что налоговики прямо заявляют отказ в приеме декларации по НДС с суммой налога к возврату. Они вызывают представителей организации и рекомендуют отказаться от отражения в отчете некоторых операций, чтобы исключить перечисление бюджетных средств. Такие действия инспекторов каждый налогоплательщик имеет возможность оценить самостоятельно и принять взвешенное решение. Ведь, как уже было сказано, суды далеко не всегда признают поражение проверяющих.

Отказ в возмещении НДС: судебная практика

Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении согласования НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

В пункте 49 которого сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ. Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Однако, на практике они его проявляют практически всегда.В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, должен быть изложен в отдельном решении. Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом, оспорить эти два решения возможно только в связке, ведь ВАС РФутверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика. Итак, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и какими бывают решения?

Льготы по налогу влияют на вычет

Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.

Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Необоснованная налоговая выгода

Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Именно такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016.

В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности.

Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который даже был представлен в материалы дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция.

У организации-поставщика отсутствовал управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Поэтому судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.

Читайте также:  Пени по налогам: изменения в уплате - все о налогах

Фирмы-«однодневки»

Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, зачастую и они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения. Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г.

N ММВ-7-14/[email protected], в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций.

В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, конечно же, отменяют уменьшение налога.

Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016 .

Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ пояснили, что не имеют отношения к данной фирме.

В связи с этим, суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.Вывод из этих и других судебных решений можно сделать только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента. Ведь чаще всего сумма самого невозвращенного НДС оказывается чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.

Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Источник: https://ppt.ru/news/138282

Кс разъяснил, можно ли получить налоговый вычет в рамках залога при банкротстве

Определением от 10 ноября 2016 года № 2561-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи Налогового кодекса об особенностях определения налоговой базы налоговыми агентами.

В 2013 году банк уступил залоговому кредитору свои права и требования к банкротящемуся должнику. При реализации имущества должника оборудование стоимостью 21,5 млн руб. не удалось продать на торгах, а потому кредитор оставил его за собой. Должник выставил счета-фактуры на 3,9 млн руб.

Эту сумму кредитор заявил к вычету в одной из налоговых деклараций, однако налоговики отказались возмещать НДС. Они объяснили это тем, что передача должником кредитору заложенного имущества, не реализованного путем продажи с публичных торгов, не образует объекта обложения НДС. А получатель имущества не имеет права на соответствующий налоговый вычет.

Арбитражный суд, а затем и вышестоящие инстанции согласились с решением ФНС.

Экономколлегия ВС РФ с таким выводом не согласилась и отправила дело на пересмотр. По мнению ВС, передача залогодателем права собственности на нереализованный предмет залога кредитору в счет погашения его требований можно назвать реализацией для целей исчисления НДС. Значит, должник должен был его исчислить, а залоговый кредитор имел право заявить к вычету.

В своем запросе в КС арбитраж указал, что применение оспариваемых законоположений не исключает получения залоговым кредитором вычета по НДС. При этом, считает Арбитражный суд, компания не выполнила обязанность налогового агента — не удержала сумму налога, отраженную в счете-фактуре, и не перечислила ее в бюджет.

Признаки неконституционности статьи НК заявитель усматривает в том, что ее судебное истолкование отклоняется от буквального смысла и в случае реализации имущества налогоплательщиков-банкротов дает основания вместо уплаты НДС в бюджет через покупателя (налогового агента) направлять эти суммы в первоочередном порядке на ведение конкурсного производства и на иные цели.

Между тем пункт 4.1 статьи 161 НК сам по себе не возлагал на кредиторов обязанностей налоговых агентов и не давал оснований для лишения их вычета по НДС. Следовательно, считает КС, этот вопрос нужно разрешать по общим правилам главы 21 НК, исходя из обстоятельств конкретного дела.

Отказ в вычете не может быть обусловлен лишь процедурой банкротства. Тем более, что ее правовые последствия не приравниваются к обстоятельствам, исключающим право на соответствующий налоговый вычет, таким как незаконная налоговая выгода или, напротив, законное освобождение от налога.

В то же время положения п. 4.1 ст. 161 НК, определяя покупателя имущества должников-банкротов в качестве налогового агента по НДС, могли быть интерпретированы по-разному.

И в буквальном смысле, и в правоприменительном их истолковании с выводом о том, что этот налог покупатель заложенного имущества должен уплатить за должника-банкрота непосредственно в бюджет.

Это приводило к формальному расхождению между оспариваемыми положениями и правилами очередности удовлетворения требований кредиторов в процедуре банкротства, создавая, кроме того, коллизии при реализации права на соответствующий налоговый вычет.

Степень определенности правового регулирования достигается «путем выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний с помощью даваемых ВС разъяснений по вопросам судебной практики, целью которых является устранение неопределенности нормы, обеспечение ее однозначного истолкования и единообразного применения, в том числе при необходимости адекватного и своевременного приспособления регулирующей роли нормы в единстве ее буквы и духа к той или иной сфере общественных отношений в их динамике», продолжает КС. Учитывая все вышесказанное, суд не усмотрел неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения п. 4.1. статьи 161 НК РФ.

Документ: Определение Конституционного суда РФ от 10.11.2016 № 2561-О по запросу Арбитражного суда Алтайского края о проверке конституционности пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/news/615-qqn-17-m1-23-01-2017-ks-obyasnil-mojno-li-poluchit-nalogovyy-vychet

Возмещение НДС: поставщик ликвидирован или не представляет данные при встречных проверках

В предпринимательской среде нередко происходит так, что поставщик налогоплательщика ликвидирован или по неизвестным причинам не представляет данные при встречных проверках.

Тогда, как правило, инспекторы отказываются возмещать НДС, обвиняя бухгалтеров в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Правомерны ли подобные претензии и есть ли шансы доказать свою невиновность?

Уплата НДС и применение вычета

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, необходимо рассмотреть саму суть уплаты НДС и суть применения вычета. «Добавленный» налог — это форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере его реализации.

НДС является косвенным налогом, то есть налогом, устанавливаемым в виде надбавки к цене или тарифу. При расчете сумма налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, и суммой налоговых вычетов. Поэтому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные в ст.

171 НК РФ налоговые вычеты, порядок применения которых указан в ст. 172 НК. Например, применение вычета по «входящему» НДС — это налог, который предъявляется поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав дополнительно к цене покупателю.

Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает обычную сумму НДС, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.

Как правило, вышеприведенная ситуация возникает у предприятий: — реализующих продукцию с применением ставки 10 процентов и при этом приобретающих товары (работы, услуги) по ставке 18 процентов; — когда в течение налогового периода объемы реализованных товаров (работ, услуг) ниже объемов приобретенных товаров (работ, услуг);

— а кроме того, у компаний, которые занимаются экспортом.

Встречные проверки поставщика

В ст. 176 НК указано, что после представления организацией налоговой декларации, предусматривающей НДС к возмещению, налоговый орган имеет право провести камеральную проверку. Вследствие чего налоговики имеют право истребовать документы, подтверждающие правомерность примененных в декларации вычетов.

При подаче заявления необходимо быть готовым к тому, что налоговая может отказаться принимать его, сославшись на одно или несколько обстоятельств, даже если налогоплательщик выполнил все требования, установленные ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Здесь и возникают претензии инспекторов к компании в виде требований, которые первые предъявляют к поставщику налогоплательщика. На практике это выглядит так, что при проведении камеральной проверки налоговый орган часто прибегает к встречной проверке у поставщиков проверяемой компании.

При встречных же проверках нередки случаи, когда инспекторы не получают результатов по операциям от поставщиков, либо проведение таких проверок невозможно по причине ликвидации предприятия поставщика.

Вот в таких ситуациях налоговый орган зачастую и отказывает в вычете, так как в действиях налогоплательщика усматривают стремление к извлечению необоснованной налоговой выгоды.

Условия предоставления налоговых вычетов

Определение налоговой выгоды можно выделить из Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53: «…

под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

В данной спорной ситуации прежде всего налогоплательщик должен четко соблюдать ряд условий, необходимых для предоставления налоговых вычетов. Все они даны в п. 2 ст. 171 и в п. 1 ст.

172 НК: — товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для операций, подлежащих обложению НДС; — товары (работы, услуги), имущественные права необходимо оприходовать (принять к учету); — счета-фактуры поставщика должны иметь надлежащее оформление; — следует иметь соответствующие первичные документы.

В обязательном порядке должны иметься заключенные договоры и сопроводительные документы к ним (копия устава, выписка из ОГРН, ИНН, ксерокопии документов, удостоверяющих личности руководителей).

Соблюдение перечисленных условий позволит избежать претензий со стороны налогового органа к правильности оформления счетов-фактур для вычета, кроме того, позволит доказать, что поставщик на момент совершения сделки являлся реально существующей и действующей организацией, зарегистрированной в установленном порядке в ЕГРЮЛ. В соответствии с ч. 1 ст.

65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган (ч. 1 ст.

65 АПК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. N 18162/09, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53, далее по тексту — Постановление N 53). Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ). Судебная практика разрешения подобных споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. Предполагается, что действия компании, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны (см. Постановление N 53).

Таким образом, для признания необоснованной налоговой выгоды налоговый орган должен доказать наличие недостоверности и противоречивости в сведениях, указанных в счетах-фактурах, а также в первичных документах, оформленных поставщиком. Невозможность истребования документов у поставщика ввиду его ликвидации и отсутствие выявленных нарушений в бумагах позволяют сделать вывод о безосновательности претензий, выдвигаемых налоговыми инспекторами.

Nota bene. Необходимо обратить внимание на то, что если поставщик, выставивший счета-фактуры, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, суды чаще всего отказывают в вычете.

Читайте также:  Кбк пени по страховым взносам в 2017-2018 годах - все о налогах

В п. п. 5 и 6 Постановления N 53 дается список обстоятельств, в которых проявляются признаки необоснованной налоговой выгоды. В предлагаемом перечне отсутствует пункт о ликвидации поставщика.
В п.

10 Постановления N 53 указывается, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды.

Однако следует отметить, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторами будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Nota bene. Заполняйте правильно В ст.

169 Налогового кодекса приведен перечень реквизитов счета-фактуры, отсутствие или неправильное указание которых может повлечь за собой отказ в налоговых вычетах: — порядковый номер и дата составления счета-фактуры; — наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; — наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; — номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); — наименование, количество поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); — наименование валюты (этот пункт введен Законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ); — цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; — стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога; — сумма акциза по подакцизным товарам; — налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

— стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.

Судебные споры по возмещению НДС в пользу налогоплательщика

Рассмотрим практику судебных решений по данному вопросу. В Постановлении ФАС Московского округа от 12 мая 2006 г. N КА-А40/3967-06 отмечено, что непоступление ответов на запросы налогового органа в связи с ликвидацией предприятий — поставщиков и подрядчиков работ не может являться основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика.

В Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2010 г. N А53-29476/2009, от 12 августа 2010 г. N А53-28502/2009, ФАС Московского округа от 27 августа 2010 г. N КА-А40/9934-10 отмечено, что невозможность провести встречную проверку поставщика в связи с его ликвидацией не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика права на налоговый вычет.

В Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2009 г. N А19-18109/08, ФАС Поволжского округа от 19 мая 2009 г.

по делу N А12-16477/2008 указано, что налоговый орган должен доказать в материалах дела, что предпринимателю было известно о нарушениях, допущенных поставщиками и что рассматриваемые взаимоотношения были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2008 г.

по делу N А21-6993/2006 отмечено, что инспекция не представила доказательств, подтверждающих, что налогоплательщику было известно о намерении поставщиков прекратить свою деятельность либо начать процесс ликвидации вскоре после совершения операций по поставке контрагенту товарно-материальных ценностей.

Как видно из арбитражной практики, суды поддерживают точку зрения налогоплательщиков в этом вопросе. Отсюда можно сделать вывод о неправомерности действий налоговых органов, направленных на то, чтобы отказать в вычете и последующем возмещении НДС.

… и против

Однако при недобросовестном оформлении операций между покупателем и поставщиком, а также при несоблюдении требований ст. ст. 171, 172 и 176 НК для получения вычетов и возмещения НДС, налоговики все же могут доказать вину компании. Это относится и к правильному оформлению договоров.

Обращаем ваше внимание на то, что если поставщик, выставивший счета-фактуры, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, суды чаще всего отказывают в вычете (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08, ФАС Центрального округа от 13 декабря 2010 г.

по делу N А64-6538/08-16, ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2010 г. по делу N А57-4654/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. N А33-22327/2009).

Как правило, в таких ситуациях суд указывает, что счета-фактуры, которые выставлены поставщиками, содержат недостоверные сведения и не могут служить основанием для применения вычета. В Письме Минфина России от 29 июля 2004 г.

N 03-04-14/24 «О требовании достоверности сведений, указанных в счете-фактуре» подчеркивается, что все данные в счете-фактуре должны быть достоверными и точными, иначе налоговый орган может отказать в вычете. На практике подобные ситуации возникают, если поставщик не прошел перерегистрацию юридического лица и был исключен из ЕГРЮЛ.

Nota bene. Графологическая экспертиза
Следует учесть, что ст. 95 Кодекса позволяет инспекции в ходе проверки прибегнуть к графологической экспертизе. Причем экспертиза потребует от проверяющих серьезного соблюдения норм и порядка ее проведения. При этом налогоплательщику даются некоторые права по сопровождению и участию в процессе экспертизы.

Несоблюдение налоговиками громоздкой процедуры проведения экспертизы чревато тем, что суд не примет ее результаты в качестве доказательств. Это может произойти при наличии любого нарушения со стороны инспекции, вроде отсутствия одного из реквизитов в своем постановлении о назначении экспертизы (Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66).

Если процедура проверки подписей соблюдена верно, а ее результатом оказывается вывод, что подписи руководителей были сфальсифицированы, то есть что они не имели подобных полномочий, то в такой ситуации суд, скорее всего, примет сторону налогового органа.

В нашем случае, если инспекции удается доказать отсутствие на счетах-фактурах поставщиков подписей реально уполномоченных должностных лиц, то суд признает счета-фактуры недействительными и откажет в налоговом вычете.

При проведении сделки поставщик часто может неправильно вписать свои реквизиты либо другие данные. В таких случаях суд опять становится на сторону налогового органа. (Достаточно ознакомиться с Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июля 2006 г.

N Ф04-2806/2006(24080-А67-32) по делу N А67-6370/04.) В данном случае налогоплательщик получил отказ в вычете из-за неверно указанного ИНН поставщика в счете-фактуре. Соблюдение правильности заполнения реквизитов в счетах-фактурах позволяет отстоять право на вычет НДС в суде.

Настоятельно рекомендуется заострить внимание на правильности оформления операций с поставщиками посредством четкого оформления счетов-фактур, так как в будущем, при возможной ликвидации партнера, что-либо исправить, оспорить будет практически невозможно. Кроме того, в ст.

169 Налогового кодекса сказано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными на это приказом (или иным распорядительным документом) по организации (или доверенностью от имени компании).

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем документ подписывается ИП лично с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации.

Следовательно, при заключении договоров для последующих операций с поставщиком рекомендуется потребовать от него копию приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера или же копию протокола учредительного собрания о назначении руководителя организации. Соблюдение приведенных простых правил позволит доказать правильность оформления документов при вычете «добавленного» налога.

Подводя итог, можно подчеркнуть, что лучшим аргументом для отстаивания своего права на вычет НДС перед инспекторами и в суде является добросовестность в оформлении сделок.

Если все операции, подпадающие под налоговый вычет, между ликвидированным поставщиком и налогоплательщиком проведены должным образом, то суд всегда становится на сторону налогоплательщика, даже если поставщик является представителем «проблемных» контрагентов (конечно, при условии, что налогоплательщик не знает о затруднениях своего поставщика).

Причем доказывать это должен налоговый орган, и зачастую это нерезультативно. При указанных выше нарушениях правильности оформления сделок и налоговых вычетов на практике высока вероятность того, что при вынесении вердикта суд встанет на сторону налогового органа.

Вычет НДС, НДС, Налоговые споры, Налоговые проверки

Источник: https://www.pnalog.ru/material/vozmeschenie-nds-vstrechnye-proverki

Если в отношении поставщика введена процедура банкротства, покупатель может потерять на НДС

При взаимодействии с лицом, в отношении которого введена процедура банкротства, организация сталкивается со сложностями при исчислении НДС. Кто должен уплачивать налог и выставлять счета-фактуры? И вправе ли контрагент банкрота заявить «входной» НДС к вычету?

/article/102205-za-kakie-narusheniya-neset-otvetstvennost-nalogovyy-agentПоследствия по НДС по сделке для обеих сторон зависят от того, в какой стадии процедуры банкротства находится поставщик.

Таких стадий несколько: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство ( п. 1 ст. 27Федерального закона от 26.10.

02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве ).

Полное прекращение деятельности банкрота-организации, то есть внесение записи в государственный реестр о его ликвидации, осуществляется только после завершения конкурсного производства (п. 3 и 4 ст. 149 Закона о банкротстве). При этом юридически должник признается банкротом только с момента открытия конкурсного производства ( ст. 124 Закона о банкротстве ).

Тот факт, что компания приобретает товары у контрагента, находящегося в стадии банкротства, — не препятствие для применения вычета НДС

Если конкурсное производство не открыто, то контрагент, проходящий процедуру банкротства, вправе вести свою обычную деятельность. Закон о банкротстве лишь накладывает определенные ограничения на осуществление такой деятельности. Так, в рамках процедуры наблюдения должник не может принять решение о реорганизации, создании филиалов и выплате дивидендов ( ст. 64 Закона о банкротстве ).

Такие ограничения никак не влияют на порядок исчисления НДС при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Если контрагент является плательщиком НДС, то при продаже он исчисляет налог на общих основаниях, предъявляет налог покупателю и выставляет счет-фактуру.

При этом покупатель имеет право на вычет НДС в общем порядке. Однако с таким подходом иногда не соглашаются налоговые органы, подозревая налогоплательщика-покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды.

Ведь контрагент-банкрот с большой долей вероятности так и не уплатит НДС в бюджет по сделке. Приводя подобные доводы, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.09.

07 № Ф08-5854/2007-2300А поддержал контролеров и отказал организации-покупателю в праве принять к вычету НДС с сумм, перечисленных контрагенту-банкроту.

Однако позднее большинство судов заняли противоположную позицию и встали на сторону налогоплательщиков. Арбитры указывают, что организации, в отношении которых не завершена процедура банкротства, являются самостоятельными налогоплательщиками. Законодательство не запрещает совершать с ними гражданско-правовые сделки и соответственно принимать НДС к вычету.

Источник: https://www.RNK.ru/article/189301-esli-v-otnoshenii-postavshchika-vvedena-protsedura-bankrotstva-pokupatel-mojet-poteryat-na

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]