Что грозит ндфл-агенту, не удержавшему налог? — все о налогах

Об обязанности физлица самостоятельно уплатить НДФЛ

Физические лица, которые должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, перечислены в п. 1 ст. 228 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  • физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, кроме российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, – исходя из сумм этих доходов;
  • физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей;
  • физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся ИП, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275‑ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», кроме случаев, предусмотренных абз. 3 п. 52 ст. 217 НК РФ.

Статья 228 НК РФ устанавливает ряд особенностей при исчислении и уплате НДФЛ в отношении перечисленных физических лиц.

Особенности исчисления и уплаты НДФЛ для налогоплательщиков, перечисленных в п. 1 ст. 228 НК РФ

Суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исчисляются в порядке, установленном ст. 225 НК РФ [*]. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, рассчитывается налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-390578-ob_obyazannosti_fizlitsa_samostoyatelno_uplatit_ndfl

Если налоговый агент не удержал налог

Возможно ли избежать наказания агенту, не удержавшему налог? Полностью, вероятно, нет, а вот не брать на себя чужую ответственность скорее всего получится.

Ситуация

Фирма несколько лет арендовала имущество у гражданина. О своих доходах гражданин сам уведомлял налоговую инспекцию в декларациях.

До того момента, когда он начал получать доходы от аренды, другая организация удержала с него излишнюю сумму НДФЛ. В связи с этим у гражданина имелось на руках судебное решение о проведении зачетов по налогу за счет переплаты.

Ссылаясь на это решение, фирма, арендующая у него имущество, не удерживала с выплат налог на доходы.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговики сочли неудержание НДФЛ неправомерным. По их мнению, фирма должна была удержать налог и перечислить его в бюджет, а также представить в инспекцию сведения о доходах гражданина. В результате фирму привлекли к ответственности в виде взыскания штрафов на основании статьи 123 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса.

Один штраф – за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. И другой штраф – за непредставление налоговикам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, налоговики начислили фирме пени за все время неуплаты неудержанного налога.

Фирма не согласилась с решением налоговой инспекции и довела дело до суда. Суд первой инстанции полностью поддержал ее. Он сослался на пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса и посчитал, что фирма правомерно учитывала излишне уплаченные гражданином суммы налога. Суд трактовал этот пункт так, что налоговый агент вправе исчислять налог с зачетом ранее удержанных с гражданина сумм налога.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Инспекция не отступила и, как оказалось, не напрасно. Она обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой.

Решение

Жалобу рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Свое решение он высказал в постановлении от 20 февраля 2004 г. № А26-4635/03-29.

В своей жалобе налоговики заявили, что суд первой инстанции ошибся, признав, что у фирмы отсутствует обязанность по удержанию налога на доходы физического лица.

По их мнению, то, что другая организация удержала с гражданина налог в сумме большей, чем нужно, не освобождает налогового агента от его обязанностей. А эти обязанности установлены пунктом 1 статьи 226 и статьей 230 Налогового кодекса.

В отношении начисленных пеней налоговики заявили, что начислили их, потому что фирма имела возможность удержать, но не удержала НДФЛ при выплате доходов гражданину.

Фирма, отстаивая свою позицию, указала, что правомерно не удерживала налог. Это, по ее мнению, подтверждается тем, что налоговая инспекция зачитывала гражданину переплату в счет уплаты налога с доходов, которые он получал от сдачи имущества в аренду. Фирма заявила, что удержание ею налога привело бы к повторному налогообложению доходов гражданина.

Арбитражный суд изучил материалы дела и частично удовлетворил жалобу инспекции.

При рассмотрении материалов дела суд установил, что гражданин действительно самостоятельно декларировал доходы от аренды, и налоговая инспекция зачитывала имеющуюся переплату по НДФЛ в счет уплаты налога с этих доходов. При этом арбитры указали, что суд первой инстанции ошибочно применил нормы статьи 226 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса все фирмы, от которых граждане получают доходы, обязаны исчислить, удержать у граждан и уплатить НДФЛ в бюджет. В пункте 2 этой статьи действительно упоминается зачет ранее удержанных сумм налога. Однако он касается далеко не всех.

Следуя тексту Налогового кодекса, налоговый агент должен удержать налог со всех выплачиваемых гражданину доходов. Исключением являются доходы, которые указаны в статьях 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса. По ним налог рассчитывается с зачетом ранее удержанных с человека сумм. То есть указанный зачет применяется только в отношении доходов, предусмотренных статьями 214.

1, 227 и 228 Налогового кодекса. Напомним, что эти статьи посвящены налогообложению доходов от операций с ценными бумагами, доходов индивидуальных предпринимателей, поступлений от других граждан, полученных от продажи имущества сумм и т. п.

В остальных случаях действует общий порядок, по которому НДФЛ рассчитывается без учета доходов, полученных гражданином от других фирм, и удержанных другими фирмами сумм налога. А удержание налога осуществляется непосредственно из доходов гражданина при их фактической выплате.

Гражданин, которому фирма платила по договору аренды, не является предпринимателем, и на полученные им доходы не распространяется действие статей 214.1 и 228 Налогового кодекса. Следовательно, у фирмы не было оснований для зачета ранее удержанных с его доходов сумм НДФЛ.

м

Исходя из вышесказанного, арбитры признали правомерность привлечения к ответственности фирмы за неудержание налога и непредставление сведений о доходах гражданина.

Несмотря на то, что фирме не удалось избежать штрафов, судьи избавили ее от начисленных пеней, сумма которых значительно превышала оба штрафа.

Арбитры указали, что налоговые агенты не являются непосредственно плательщиками налогов. Они лишь удерживают налог у плательщика и за него перечисляют его в бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса считается, что плательщик исполнил свою обязанность заплатить налог в бюджет с того момента, как налоговый агент удержал у него сумму налога.

До тех пор обязанность по уплате налога лежит на плательщике, в данном случае на гражданине. Таким образом, в случае неудержания налога налоговым агентом должником перед бюджетом останется сам гражданин.

Налоговики настаивали на том, что фирма обязана платить пени в связи с неудержанием НДФЛ. Однако судьи обратили их внимание на то, что, согласно пункту 4 статьи 24 Налогового кодекса, налоговые агенты перечисляют в бюджет только удержанные налоги.

Следовательно, лишь в случае удержания налога у фирмы появляется обязанность по перечислению в бюджет этого налога и уплате пеней, установленных статьей 75 Налогового кодекса.

Поскольку фирма не удержала сумму НДФЛ с гражданина, то пени она платить не должна.

Советы

Безусловно, самый очевидный совет – это удерживать НДФЛ с любой выплаты любому человеку. В таком случае вам не будут грозить ни штрафы, ни пени. А дальше со своими налогами человек пускай сам разбирается в своей родной инспекции.

Если вы все-таки по каким-либо причинам не удержали сумму налога, то будьте готовы к штрафу и пытайтесь оспорить начисленные пени. Дело в том, что суды не всегда однозначно трактуют положения Налогового кодекса.

Случается, что начисление пеней за неуплату неудержанного налога признается правомерным. Например, такую позицию занял ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 23 сентября 2003 г. № А-11-2060/2003-К2-Е-1291.

Однако позиция эта спорная, и вышеприведенное дело доказывает необоснованность начисления пеней налоговому агенту.

Кроме того, ответственности можно избежать в том случае, если у фирмы отсутствовала возможность удержать налог. Тогда фирма заплатит только штраф за непредставление сведений о невозможности удержать налог с дохода.

Такого мнения придерживаются и суды (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 августа 2003 г. № А82-78/2003-А/9). Когда можно с уверенностью сказать о невозможности удержать налог? Так можно сделать в случае, когда гражданин получает доход в натуральной форме.

Это особенно актуально при выдаче гражданам призов и выигрышей.

Источник: https://www.zaousb.ru/esli-nalogovyj-agent-ne-uderzhal-nalog/

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

С 1 января 2018 года вступили в действие положения закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, согласно которым ИП и гражданам будут списаны долги по налогам за определенный период. В этой статье мы расскажем, что такое налоговая амнистия-2018 для физических лиц, не являющихся ИП.

По данным ФНС, более чем за 20 млн граждан на 1 января 2015 г. числилась недоимка по имущественным налогам и неурегулированная задолженность по пеням на общую сумму свыше 103 млрд рублей. Хотя часть этих обязательств и была погашена в последующие периоды, на сегодня ее размер все еще превышает 40 млрд руб.

Президент РФ Владимир Путин о налоговой амнистии для физических лиц и ИП заявил на своей пресс-конференции 14.12.2017 г., предложив освободить должников от накопившихся выплат без лишних бюрократических формальностей. В рекордные сроки был разработан соответствующий законопроект, а 29 декабря, в последний рабочий день 2017 года, закон № 436-ФЗ уже был опубликован.

По каким налогам пройдет налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Закон № 436-ФЗ ограничивает период, за который списываются налоговые долги россиян. Под амнистию попадает недоимка, образовавшаяся до 1 января 2015 г. и до сих пор не погашенная, а также пени, начисленные на эту недоимку, и не уплаченные на момент, когда налоговики приняли решение о ее списании. Долги, возникшие позднее 01.01.2015 г., подлежат оплате.

Сразу нужно уточнить, каких долгов не касается закон о налоговой амнистии-2017 для физических лиц: капремонт (неуплаченных взносов на него), непогашенных кредитов, алиментов, коммунальных платежей и т.п. Эти обязательства граждан не относятся к налоговым, поэтому освобождения от них данная амнистия никому не принесет.

Налоги, по которым подлежат «прощению» долги в рамках налоговой амнистии для физических лиц:

  • транспортный налог,
  • налог на имущество граждан,
  • земельный налог.

Имущественные налоги физлиц налоговики рассчитывают сами, а затем, не менее чем за месяц до окончания сроков, установленных для уплаты, рассылают уведомления налогоплательщикам.

Крайний срок платежей по имущественным налогам – до 1 декабря года, следующего за отчетным.

Исходя из данных сроков, следует, что фактически налоговая амнистия-2018 для физических лиц транспортный налог, земельный и налог на имущество затронет в части просроченных обязательств за 2013 год и ранее.

Амнистии подлежат все должники-физлица, независимо от их материального состояния и размера накопленного долга, а также от причин, по которым этот долг возник.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. По НДФЛ спишут не всё

Предполагается ли налоговая амнистия-2018 для физических лиц по НДФЛ? В целом по подоходному налогу «прощение» долгов не предусмотрено, но пп. «г» п. 2 ст.

2 закона № 436-ФЗ дополняет статью 217 НК РФ о доходах, освобождаемых от налогообложения, новым пунктом 72, согласно которому действие амнистии распространяется только на так называемые «условные доходы» граждан, возникшие при следующих обстоятельствах:

  • облагаемый налогом доход был получен в период с 1 января 2015 г. по 1 декабря 2017 г.,
  • налоговый агент не удержал и не перечислил НДФЛ с дохода гражданина в бюджет, но предоставил справку 2-НДФЛ в налоговую, где указал сведения о его доходе.

Такая ситуация могла возникнуть при списании долгов гражданина перед различными организациями (банками, коммунальными службами, телефонными операторами и т.п.

), которым по сути не с чего удерживать подоходный налог, но отразить этот «условный» доход физлица в отчетности они обязаны.

Налоговики, получив такую справку 2-НДФЛ, на ее основании начисляют налог, и таких должников в России около 3 млн человек.

В этой части налоговой амнистии 2017 для физических лиц текст закона № 436-ФЗ содержит ограничения – не подлежит списанию НДФЛ, исчисленный, но не удержанный из следующих доходов:

  • полученная физлицом оплата труда, а также вознаграждение за выполнение других обязанностей, работ, оказание услуг;
  • проценты и дивиденды,
  • материальная выгода (ст. 212 НК РФ),
  • доходы в натуральной форме, в том числе подарки гражданину от ИП и организаций (ст. 211 НК РФ),
  • призы и выигрыши, полученные физлицом в различных мероприятиях – конкурсах, играх и т.п.

Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Как списать задолженность?

Узнать о наличии задолженности налогоплательщики могут, обратившись непосредственно в свою налоговую инспекцию по месту жительства, либо с помощью онлайн-сервиса на сайте ФНС РФ (понадобится квалифицированная электронная подпись или учетная запись на портале «Госуслуги»), то бишь, в Личном кабинете.

Обнаружив задолженность, подпадающую под закон о налоговой амнистии для физических лиц, обращаться в налоговую с заявлением и подавать какие-либо документы не нужно: ИФНС сама, в одностороннем порядке, признает ее безнадежной к взысканию и примет решение о списании. Уведомлять налогоплательщика о том, что долг «прощен», ИФНС не обязана, поэтому информацию о том, списана ли недоимка и пени, нужно запрашивать у налоговиков самостоятельно (или, опять же, посмотреть записи в Личном кабинете, и проверить списание долгов).

Если долги по налогам и пеням, числящиеся за гражданином на 1 января 2015 г., были погашены им, либо взысканы с него до вступления в силу закона № 436-ФЗ, налоговая амнистия для физических лиц-2017 на эти суммы не распространяется, и возврату из бюджета они не подлежат.

Источник материала Налоговая амнистия 2018 для физических лиц

Источник: https://rf.biz/2018-00-00/14597-nalogovaya-amnistiya-2018-dlya-fizicheskih-lits-25.html

Обязанность налогового агента по уплате НДФЛ

Понятие налогового агента обозначено в п. 1 стат. 24, где сказано, что это различные лица, на которых по требованиям законодательства РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию с физлиц сумм, а также по оплате их в пользу государства. Соответственно, налоговыми агентами по налогу подоходному являются:

  • Российские предприятия.
  • Частнопрактикующие нотариусы.
  • ИП.
  • Учредившие собственные кабинеты адвокаты.
  • ОП (обособленные подразделения) зарубежных фирм.

Все перечисленные субъекты станут налоговыми агентами в том момент, когда выплатят сторонним лицам какие-либо доходы по ТД и ГПД. В то же время налоговая база по НДФЛ при исполнении обязанностей налогового агента – это совокупный объем выданных гражданам доходов с учетом удержанного раньше налога и уплаченных фиксированных авансов (п. 2 стат. 226).

Как выполняется обязанность по удержанию НДФЛ налоговым агентом

В целях точности исчисления и последующего удержания фискального платежа налоговые агенты должны организовать корректный учет выданных гражданам доходных сумм и налогов (п. 1 стат. 230). Для этого ведутся обязательные регистры отдельно на каждого физлица-налогоплательщика. Форма документа может быть разработана компанией самостоятельно. Среди отображаемых сведений:

  • Вид (с кодировкой) выданных доходов и представленных вычетов.
  • Суммы доходов, расходов и вычетов.
  • Статус физлица.
  • Даты расчетов по доходным суммам.
  • Даты по удержанию и уплате в бюджет налога с номером документа.

В рамках обязанностей, предусмотренных НК для налогового агента, организация должна не только исчислить подоходный налог, а затем удержать его и заплатить средства государству, но и предоставить в ИФНС отчетность. Это ф. 2-НДФЛ, 6-НДФЛ.

Как выполняется обязанность налогового агента по уплате НДФЛ

Перечисление должно осуществляться за счет физлиц, но никак не работодателя. Запрещается уплачивать средства за счет источников предприятия (п. 9 стат. 226).

Если возможности удержать НДФЛ нет, придется уведомить об этом факте свою налоговую инспекцию не позже 1-го марта (п. 5 стат. 226).

А перечислить фискальный платеж следует не позже рабочего дня за днем расчетов с физлицом (п. 6 стат. 226).

Ответственность для налоговых агентов по НДФЛ

Действующие меры утверждены в стат. 126, 123 и 126.1 НК. Если не удержать и не перечислить в сроки надлежащую величину налога, взимается штраф в 20 % от такой суммы (стат. 123).

За нарушение сроков подачи 2-НДФЛ придется заплатить 200 руб. (п. 1 стат. 126), 6-НДФЛ – 1000 руб. (п. 1.2 стат. 126), а за подачу отчетов с ошибками – 500 руб. (стат. 126.1).

Такие штрафы взимаются за каждый документ.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/ndfl/obyazannosti-nalogovogo-agenta-ndfl.html

Что будет, если налоговый агент не удержал НДФЛ в бюджет

Скажите пожалуйста, если перечислить людям заработной платы через банк, а налоги не оплатить, что юридическому лицу грозит? И людям, за которых получается не оплатили 13 %?

Если налоговый агент не удержит (не полностью удержит) НДФЛ с сотрудников, или не перечислит (не полностью перечислит) его в бюджет, налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет (статья 123 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500).

Помимо штрафных санкций, инспекция может также начислить организации пени (ст. 75 НК РФ) до даты фактической уплаты НДФЛ в бюджет (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Если же неуплата НДФЛ будет выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Обоснование

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Что будет, если налоговый агент не удержал (не перечислил) НДФЛ в бюджет

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждаетсяпостановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция можетначислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

м

При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан(п. 9 ст. 226 НК РФ).

Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600.

Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент.

Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пеней в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал.

По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ,ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Источник: https://www.Zarplata-online.ru/qa/142736-qqbss-16-m6-chto-budet-esli-nalogovyy-agent-ne-uderjal-ndfl-v-byudjet

Доходы, с которых налоговыми агентами не удержан налог на доходы физических лиц, подлежат декларированию

3 апреля 2012 — 17:26

2 мая 2012 года истекает срок представления налоговых деклараций № 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, в том числе для граждан, получивших доходы, при выплате которых налоговыми агентами не был удержан налог на доходы физических лиц.

С 1 января 2012 года началась очередная декларационная кампания для граждан, в т.ч. обязанных декларировать доходы, полученные в 2011 году, не позднее 2 мая 2012 года.

Согласно статье 229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 Кодекса.

В соответствии со статьей 228 Кодекса самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) физические лица, получившие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов.

Налоговые агенты — российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики — физические лица получили доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, а также представить в налоговый орган по месту учета налогового агента сведения о таких доходах физических лиц.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п.5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации – далее Кодекс) по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год») с признаком 2.

Не позднее 31 января 2012 года такие сообщения по форме № 2-НДФЛ должны были быть представлены (разосланы) по итогам 2011 года не только в налоговые органы по месту учета налоговых агентов, но и гражданам – получателям таких доходов, для этого не требуется письменного заявления налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик – получатель дохода должен узнать о наличии у него по итогам 2011 года не удержанного НДФЛ и, соответственно, обязанности по представлению декларации № 3-НДФЛ прежде всего из справки о доходах по форме № 2-НДФЛ, выдаваемой налоговым агентом (работодателем).

Налоговые органы Республики Коми, получая от налоговых агентов сведения о выплате доходов, НДФЛ с которых не был удержан, также уведомляют конкретных налогоплательщиков – получателей таких доходов об обязанности представления декларации № 3-НДФЛ по сроку 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом (за 2011 год – не позднее 2 мая 2012 года), и уплаты в бюджет налог на доходы физических лиц (за 2011 год — по сроку 16 июля 2012 года), хотя такая обязанность на налоговые органы законодательством не возлагается.

В этой связи надеемся, что подобное информирование будет способствовать формированию нового взгляда гражданского сообщества на свои обязанности, в том числе по декларированию доходов и уплате налогов в бюджет, повышению налоговой грамотности населения и укреплению гражданской позиции жителей региона.

Невозможность удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога у налогового агента может возникнуть при исполнении исполнительных документов (выплат конкретных сумм по решению судебных органов, в том числе уволившимся работникам), при выплате доходов (в том числе выигрышей, призов) в натуральной форме и в других ситуациях.

Некоторые налогоплательщики считают, что полученные по решению суда выплаты не облагаются налогом, поэтому важно знать, что все доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, поименованы в статье 217 Кодекса, если налогоплательщику производятся выплаты, не поименованные в статье 217 Кодекса, они подлежат налогообложению.

Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Например, если работника восстановили на работе по решению суда и присудили выплатить ему компенсацию, то заработная плата (сумма денежных средств в размере среднего заработка) за все время вынужденного прогула (в том числе индексированная), взысканная в принудительном порядке по решению суда с организации-работодателя в пользу ее работника, облагается НДФЛ в общем порядке. Организация-работодатель как налоговый агент обязана исчислить, удержать у работника и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

Однако если сумма компенсационной выплаты в исполнительном листе по решению суда определена без учета НДФЛ, то организация-работодатель должна перечислить в пользу физического лица всю сумму, указанную в исполнительном листе, без удержания НДФЛ на основании ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Сумма НДФЛ в таком случае может быть удержана из следующей заработной платы работника, восстановленного судом в должности.

Если, кроме выплат по решению суда, другие денежные выплаты работнику, за счет которых организация может произвести удержание НДФЛ, не производятся (в том числе и в ситуации, когда работник уволился), то организация-работодатель обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налоговой задолженности работника (п. 5 ст. 226 НК РФ).

м

Таким образом, если у работника не был удержан НДФЛ, то он, на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, обязан при подаче налоговой декларации по НДФЛ самостоятельно исчислить НДФЛ с суммы выплаты, установленной судом, и уплатить налог.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

3) оплата труда в натуральной форме.

Таким образом, при получении физическим лицом таких доходов и отсутствии у налогового агента возможности удержать НДФЛ (например, в случае, если иные доходы в денежной форме в пользу налогоплательщика не производятся), НДФЛ исчисляется и уплачивается физическим лицом – получателем дохода самостоятельно.

Заполнить декларацию можно с помощью специальной программы «Декларация2011», которую можно скачать бесплатно.

Заполняя декларацию № 3-НДФЛ в данной программе, в разделе «Доходы полученные в РФ» необходимо выбрать тот код дохода, который указан в справке № 2-НДФЛ.

Источник: https://gorodusinsk.ru/stories/rabota/dohody-s-kotoryh-nalogovymi-agentami-ne-uderzhan-nalog-na-dohody-fizicheskih-lic

10 вопросов про возврат (зачет) НДФЛ физическому лицу — статья

По общему правилу налоговый агент, излишне удержавший из дохода физического лица НДФЛ, обязан произвести возврат самостоятельно (п. 14 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ; п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Правда, в отдельных случаях за возвратом излишне удержанного НДФЛ необходимо обращаться в налоговый орган (п. 1.1 ст. 231, ст. 231.1 НК РФ).

НДФЛ может быть удержан в излишней сумме из-за ошибки. Например, если работодатель предоставил сотруднику налоговый вычет не с начала года или исчислял налог по более высокой ставке, не учитывая приобретение статуса физическим лицом налогового резидента РФ.

Пошагово возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ выглядит следующим образом:

Шаг 1: Для возврата излишне удержанного НДФЛ письменно сообщите работнику о том, что излишне удержали налог из его доходов. Сделайте это в течение 10 рабочих дней со дня, когда вы обнаружили ошибку (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112 (п. 1)).

Шаг 2. Попросите от физического лица заявление в произвольной форме на возврат суммы НДФЛ. В заявлении обязательно должен быть указан банковский счет для перечисления денежных средств физическому лицу.

Возврат переплаты производится работодателем только в безналичной форме (п. 1 ст. 231 НК РФ). Срок подачи заявления — три года с даты, когда работодатель перечислил в бюджет излишне удержанную сумму (п. 7 ст.

78 НК РФ).

Шаг 3. Перечислите излишне удержанную сумму НДФЛ на указанный в заявлении счет физического лица

Вернуть налог необходимо в течение 3 месяцев со дня получения заявления (Письмо Минфина РФ от 6.07.2016 № 03-04-10/39533). При нарушении данного срока работодателю-налоговому агенту придется выплатить проценты за каждый календарный день просрочки в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни такой просрочки (абз. 3, 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

По каждому физлицу, которому возвращен налог, излишне удержанный в прошлые годы, представьте в ИФНС корректирующую справку 2-НДФЛ (Разд. I Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, Письма ФНС от 14.11.2016 № БС-4-11/21536@, от 26.10.2016 № БС-4-11/20366@).

Может ли налоговый агент вернуть налогоплательщику НДФЛ излишне удержанный другим налоговым агентом?

Налоговый кодекс не предусматривает такой возможности. Поэтому налоговый агент не вправе вернуть налогоплательщику НДФЛ, излишне удержанный другим налоговым агентом (Письмо Минфина России от 06.07.2016 № 03-04-10/39533). При смене места работы физическое лицо должно подать заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ своему предыдущему работодателю.

При увольнении работник возвращает работодателю выплаченные отпускные за неотработанные дни. Что делать работодателю с уже удержанным и перечисленным НДФЛ?

При выплате работнику отпускных сумм организация исчисляет, удерживает и перечисляет НДФЛ с указанных сумм (ст. 209 и 226 НК РФ).

То есть, суммы отпускных, выплаченные работнику, представляют собой его доход, с которого налоговым агентом должен удерживаться налог на доходы физических лиц ((Письмо от 30.10.2015 № 03-04-07/62635 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 11.11.

2015 № БС-4-11/19749@)). Минфин указал: если работник возвращает работодателю фактически выплаченные ему ранее суммы отпускных, такие суммы не будут признаваться его доходом.

Удержанные и перечисленные в бюджет с начисленных работнику с указанных сумм отпускных суммы налога являются излишне уплаченными налоговым агентом. Соответственно, суммы налоговых обязательств работника по налогу на доходы физических лиц за налоговый период необходимо скорректировать. При этом у налогового агента — работодателя образуется переплата налога на доходы физических лиц.

Налоговый агент при выплате физическому лицу аванса по ГП договору удержал с него НДФЛ и перечислил налог в бюджет. Впоследствии договор был расторгнут. Как вернуть налог?

Возврат НДФЛ будет зависеть от того, какую сумму аванса возвращает физическое лицо. Вариантов всего два.

1 вариант: Если физическое лицо возвращает заказчику фактически полученную сумму аванса (т.е.

аванс за вычетом НДФЛ, который удержал налоговый агент), то налоговый агент вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате НДФЛ, перечисленного с указанного аванса, или о зачете суммы налога в счет предстоящих платежей по НДФЛ или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (Письмо Минфина РФ от 17.10.2012 № 03-04-05/10-1198).

2 вариант: Налогоплательщик возвращает налоговому агенту сумму аванса без уменьшения ее на НДФЛ.

В случае расторжения договора гражданско-правового характера сумма излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога с выплаченного по такому договору аванса подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 231 Кодекса (см. вопрос 1) (Письмо Минфина РФ от 26.05.2014 № 03-04-06/24982).

Налогоплательщик приобрёл статус налогового резидента РФ в течение года. Налоговый агент вследствие ошибки продолжал удерживать НДФЛ по ставке 30%. Как вернуть НДФЛ налогоплательщику?

В этом случае НДФЛ с доходов, полученных таким физическим лицом с начала налогового периода, необходимо пересчитать по ставке 13%.

Пересчет производится по итогам года, в котором получен статус резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 15.02.2016 № 03-04-06/7958).

 Поскольку до приобретения плательщиком данного статуса НДФЛ удерживался по ставке 30%, возникла переплата по налогу.

За возвратом излишне удержанного НДФЛ физическому лицу нужно обратиться по окончании года не к налоговому агенту, а в налоговую инспекцию, в которой он состоит на учете по месту жительства (месту пребывания). При этом нужно представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус резидента (п.

 1.1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083). Минфин пояснил, что у работодателя нет обязанности в такой ситуации переоформить и представить в инспекцию новую справку о полученных физическими лицами доходах с учетом перерасчета налога (Письмо Минфина РФ от 29.11.2012 № 03-04-06/6-335).

Резидент иностранного государства представил налоговому агенту подтверждение своего статуса после даты выплаты дохода, освобождаемого от налогообложения. Необходимо ли вернуть уже удержанный НДФЛ?

В качестве доказательства статуса налогового резидента иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту подтверждающий документ (удостоверение личности или официальное подтверждение статуса иностранца).

Если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора, и удержания налога с такого дохода, этот налоговый агент осуществляет возврат налога (Письмо Минфина России от 15.08.2016 № 03-04-06/47795).

Налоговый агент обнаружил факт излишне удержанного НДФЛ с доходов сотрудника. Нужно ли ставить налоговую инспекцию в известность, что «излишек» возвращен?

Налоговому агенту по НДФЛ не нужно уведомлять налоговый орган о возврате излишне удержанного налога у сотрудника (Письмо ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@).

ИФНС узнает об этом самостоятельно — из представленной компанией отчетности — в форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

В строке 090 раздела 1 формы 6-НДФЛ отражается общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам в соответствии со статьей 231 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода.

Напомним, что излишне удержанную сумму НДФЛ налоговый агент возвращает на основании письменного заявления, полученного от налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК) (см. вопрос 1).

м

Вернуть «излишек» налоговый агент должен в течение трех месяцев с момента получения соответствующего заявления.

При этом возврат производится за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет, в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.

Суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, недостаточно для возврата физическому лицу в трехмесячный срок после получения от него заявления. Что в этом случае делать налоговому агенту?

Такая ситуация может возникнуть в том случае, если уменьшился штат работников и величина рассчитанного налога невелика.

Налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты. Его форма утверждена Приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Помимо заявления необходимо представить (абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ):

  • выписку из регистра налогового учета по НДФЛ за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие переплату (в частности, копии платежных поручений).

Указанные документы необходимо представить в инспекцию в течение 10 дней с момента получения заявления от физического лица (абз. 6, 8 п. 1 ст. 231 НК РФ).

После получения от организации заявления, инспекция может предложить провести совместную сверку расчетов по налогам (пеням, штрафам) (п. 3 ст. 78 НК РФ). Лучше не спорить и сделать это, так как в этом случае ИФНС зачтет или вернет вам переплату только после подписания акта сверки (п. п. 3 — 6 ст. 78 НК РФ).

Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ).

О своем решении инспекция должна сообщить налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Способ передачи такого сообщения руководителю организации, физическому лицу, их представителям установлен в п. 9 ст. 78 НК РФ.

 В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

Кстати, налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Может ли быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ переплата, образовавшаяся у него как у налогоплательщика по другому федеральному налогу?

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 чиновники сделали вывод, что абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса предусмотрена возможность зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов — по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

То есть, в Минфине признали, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по НДФЛ в соответствии со ст. 78 Кодекса.

Кроме того, финансисты пришли к выводу, что правила, предусмотренные данной нормой, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.

В письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ инспекция указала на возможность зачета переплаты по федеральному налогу в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.

Несколько лет назад Минфин в Письме от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 делал совершенно противоположный вывод о том, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль не может быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ.

Как мы видим, в связи с отсутствием четкой формулировки в законодательстве мнение контролирующих органов время от времени меняется. Поэтому можно дать совет налоговому агенту уточнить в своей инспекции, можно ли зачесть переплату по федеральному налогу в счет недоимки по НДФЛ.

Напомним, что для зачета «излишка» в налоговый орган нужно подать соответствующее заявление (подробнее см. предыдущий вопрос).

В какой срок можно вернуть (зачесть) переплату по ндфл?

Зачесть либо вернуть переплату по НДФЛ можно не позднее трех лет со дня перечисления налога в бюджет (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Порядок действий организации — налогового агента зависит от причины, по которой образовалась переплата. Как вернуть (зачесть) НДФЛ, излишне удержанный у физлица и перечисленный в бюджет мы рассмотрели в вопросе 1.

Переплату по НДФЛ, возникшую по другим причинам, например из-за ошибки в платежном поручении, можно вернуть на расчетный счет в порядке, описанном в вопросе 8 (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ, Письма Минфина РФ от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1600

Что грозит налоговому агенту за неудержание налога у налогоплательщика

Решительный Осторожный

Лев Зинченко,
директор департамента налогового планирования и контроля группы компаний РОСВОДОКАНАЛ

Леонид Сомов,
менеджер департамента налогового и правового консультирования BDO

Были ли основания у Президиума ВАС РФ для рассмотрения вопроса об уплате агентом налога из собственных средств?

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Нет, тем самым судебные органы вторгаются в сферу законодательных

Подобным решением судьи вторгаются в несвойственную им сферу формирования правовых норм.

Ранее, при передаче дела в Президиум, ВАС РФ обычно указывал, какие дела, рассмотренные судами прежде, нарушают единообразный подход. Чтобы упорядочить практику. По данному делу нет таких ссылок.

Вызывает опасения и тот факт, что фискальный интерес пытаются блюсти, не считаясь со средствами, превращая агента в налогоплательщика.

Закрыть лазейку можно и иными средствами, например, установив штраф налоговому агенту в размере 120 процентов от неудержанного налога.

Согласны: 62% читателей

ОСТОРОЖНЫЙ

Да, так как нормы НК РФ требовалось разъяснить

Я считаю, что Президиум ВАС РФ должен был создать прецедент. Так как из положений Налогового кодекса нельзя сделать однозначный вывод о том, должен ли налоговый агент, не исполнивший своих обязанностей, платить налог из собственных средств.

Например, статья 24 НК РФ указывает, что налоговый агент должен лишь исчислить и удержать налог у налогоплательщика, после чего перечислить его в бюджет. Но общий смысл норм Налогового кодекса говорит о том, что законодатель рассматривает налогового агента как лицо, полностью ответственное за налогоплательщика.

Согласны: 38% читателей

Правомерно ли принуждать налогового агента платить налог из собственных средств, если он не удержал у налогоплательщика НДС?

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Нет, до тех пор, пока не будут внесены соответствующие поправки в НК РФ

Действительно, из общего анализа норм, касающихся НДС (п. 3 ст. 171 и п. 4 ст. 173 НК РФ), можно сделать вывод о том, что уплата НДС налоговым агентом за счет собственных средств допустима. Президиум ВАС РФ как раз и сделал такой вывод. Но тем самым суд превращает налогового агента в налогоплательщика, что прямо противоречит смыслу НК РФ.

Кроме того, указанные нормы входят в противоречие с положениями статьи 24 НК РФ, которая ничего не говорит о возможности платить налог из собственных средств. А такие противоречия должны толковаться в пользу налогового агента (п. 7 ст. 3 НК РФ). Это очень сильный довод для оспаривания решения Президиума ВАС РФ в Конституционном суде.

Что же касается того, что НДС в рассмотренном Президиумом деле не был оговорен в контракте, то начислять его в таком случае сверх цены – правильно. Но это совсем не значит, что начислять нужно за счет собственных средств налогового агента.

Поэтому я считаю, что, несмотря на решение Президиума ВАС РФ, платить НДС из собственных средств для налогового агента недопустимо. Хотя, вероятно, придется.

Согласны: 70% читателей

ОСТОРОЖНЫЙ

Да, так как иначе будет нарушен баланс публичных и частных интересов

НК РФ не содержит механизма, который позволял бы взыскивать сумму налога с иностранного налогоплательщика в ситуации, когда налоговый агент и иностранный налогоплательщик по каким-то причинам, в том числе в результате недобросовестных действий, не заплатили налог в бюджет.

Поэтому, если не принуждать недобросовестного налогового агента платить НДС из собственных средств, нарушается баланс публичных и частных интересов: с одной стороны, у налогового агента есть обязанность перечислить сумму налога в бюджет, с другой – у налоговых органов нет механизма по взысканию этого налога ни с налогового агента, ни с налогоплательщика.

Очевидно, что в этой ситуации нарушается также и принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Поскольку операции внутри России между российскими резидентами должны облагаться НДС в полном объеме, а сделки по приобретению товаров (работ, услуг) у иностранных контрагентов могут не облагаться НДС вообще.

Причем, если следовать букве Налогового кодекса, единственными негативными последствиями для налогового агента в данной ситуации будут только суммы штрафа и пени.

Согласны: 30% читателей

Изменится ли в связи с решением Президиума ВАС РФ по НДС судебная практика по налогу на прибыль, которая до сих пор была противоположной?

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Возможно, так как подход судов потребуется унифицировать

Напомню, что Президиум ВАС РФ 20.09.11 принял постановление № 5317/11, в котором, ссылаясь, по сути, на те же самые нормы, что и в деле об НДС, принял противоположное решение.

В результате теперь и у судов, и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает когнитивный диссонанс по поводу того, как применять одни и те же нормы в отношении разных налогов.

По НДС станут пытаться взыскивать налог у налогового агента, а по налогу на прибыль – нет.

Это еще раз подтверждает, что в нормах Налогового кодекса присутствуют неустранимые сомнения и противоречия, в которых даже ВАС РФ подчас не может разобраться.

м

Поэтому по налогу на прибыль вполне возможно ожидать изменения позиции Президиума ВАС РФ. А вслед за этим и позиции нижестоящих судов.

Согласны: 49% читателей

ОСТОРОЖНЫЙ

Не думаю, так как налог на прибыль требует иного подхода

Действительно, в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.11 № 5317/11 был применен иной подход. В том деле российская компания выплачивала проценты иностранной и не удерживала налог у источника. Суд решил, что за счет собственных средств налоговый агент платить налог не обязан.

Кроме того, и прежде практика по налогу на прибыль складывалась не единообразно. Суды принимали решение то в пользу налоговых агентов, то в пользу налоговиков.

Было бы весьма странным, если бы Президиум ВАС РФ тут же поменял свою недавнюю позицию по налогу на прибыль. Я бы с интересом на это посмотрел. С другой стороны, это может сделать Пленум ВАС РФ. Тем более что в проекте информационного письма Пленума по первой части НК РФ содержится иной подход к проблеме.

Согласны: 51% читателей

Стоит ли ожидать в будущем попыток взыскивать и НДФЛ за счет средств налогового агента?

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Да, возможны попытки изменить законодательство

Я считаю, что вполне можно ожидать каких-то попыток унифицировать подход к проблеме и по НДФЛ. Заставить налоговых агентов, не удержавших НДФЛ, платить его из собственных средств.

Я только хотел бы обратить внимание на то, что рассматриваемое нами постановление Президиума ВАС РФ ухудшает положение налоговых агентов.

Поэтому оно не может распространяться на ранее возникшие правоотношения (постановление КС РФ от 21.01.10 № 1-П).

Поэтому, если и будут какие-то попытки взыскать налог у налоговых агентов из их собственных средств по прошлым налоговым периодам, есть шанс успешно обжаловать эти действия в Конституционном суде РФ или Европейском суде.

Согласны: 55% читателей

ОСТОРОЖНЫЙ

Нет, так как НК РФ содержит однозначный запрет на это

По НДФЛ таких претензий быть не должно, так как статья 226 НК РФ однозначно говорит о том, что налоговый агент должен удержать и перечислить в бюджет этот налог из средств физлица. Пока данная норма действует, бояться нечего.

Это связано еще и с тем, что уж у российских физлиц наши налоговые органы всегда найдут способ взыскать налог, не удержанный налоговым агентом. Да и суммы там не такие большие, чтобы решать данный вопрос через внесение изменений в Налоговый кодекс или принятие постановления Президиума ВАС РФ, подтверждающего возможность взыскать НДФЛ из собственных средств работодателя.

Согласны: 45% читателей

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/2685-chto-grozit-nalogovomu-agentu-za-neuderjanie-naloga-u-nalogoplatelshchika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]