Долги, приобретенные в порядке уступки, не включаются в резерв сомнительных долгов — все о налогах

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уступку права требования с условием, что у комитента был уже создан резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?Мы нашли выход!

Консультация предоставлена 19.08.2015 г.

Организация (комитент) заключила договор комиссии с комиссионером на реализацию готовой продукции от имени комиссионера, но за счет комитента. В сроки, закрепленные в договоре, комиссионер не произвел оплату по договору, мотивируя тем, что ему не заплатил конечный клиент (покупатель по договору поставки). Отгрузка товара была произведена комиссионером покупателю в 2013 году.

Суд вынес решение в пользу комиссионера в 2015 году и взыскал с покупателя сумму основного долга по договору поставки в размере 11 000 000 руб., в том числе НДС, сумму неустойки в размере 3 900 000 руб., а также государственную пошлину в размере 100 000 руб.

После проведения определенных действий по истребованию долга между комиссионером и комитентом заключается договор цессии, согласно которому комиссионер (цедент) уступает, а комитент (цессионарий) принимает права требования исполнения обязательств с покупателя (должника цедента), которыми обладает комиссионер (цедент) согласно указанному решению суда.

Общая сумма прав требования комиссионера (цедента) к покупателю (должнику) на момент подписания договора цессии составляет 15 000 000 руб., в том числе НДС.

Размер неоплаченных денежных обязательств комиссионера (цедента) к комитенту (цессионарию) подлежит уменьшению по данным бухгалтерского учета на сумму 10 000 000 руб., в том числе НДС.

Согласно условиям договора подписание договора цессии сторонами является безусловным и достаточным основанием для его отражения в бухгалтерском и налоговом учете сторон.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную уступку права требования с условием, что у комитента был уже создан резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете организации-комитента могут быть сформированы следующие проводки:

Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 76, субсчет «Расчеты с комиссионером за реализованные товары»

— 10 00 000 руб. — расчеты с комиссионером переведены на расчеты по исполнительному листу;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— 5 000 000 руб. — отражен прочий доход, соответствующий уступленным правам требования по исполнительному листу;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»

— поступили денежные средства, взысканные с должника по исполнительному листу.

В случае финансовой несостоятельности должника:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»

— списана безнадежная дебиторская задолженность.

Обоснование позиции:

Взаимоотношения сторон в рамках договора комиссии регламентированы нормами главы 51 ГК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пункт 2 ст. 993 ГК РФ возлагает на комиссионера определенные обязательства. В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан:

1) немедленно сообщить об этом комитенту;

2) собрать необходимые доказательства;

3) по требованию комитента передать последнему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (ст.ст. 382-386, 388, 389 ГК РФ).

В связи с тем, что обязанность по передаче прав комиссионеру предусмотрена ГК РФ, для уступки прав по нарушенному договору в рамках п. 2 ст. 993 ГК РФ не требуется заключения договора цессии, обязывающего цедента уступить права цессионарию.

Однако волеизъявление обеих сторон на совершение уступки должно быть совершено в письменной форме (п. 1 ст. 389 ГК РФ).

Должник должен быть уведомлен о переходе требования к другому кредитору и вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу (п. 1 ст.

 385 ГК РФ). Для этого осуществляется передача комиссионером комитенту документов, которые удостоверяют право требования к третьему лицу, и сведений, имеющих значение для осуществления требования (п. 3 ст.

 385 ГК РФ).

Поскольку договор комиссии представляет собой возмездную сделку, уступка комитенту права (требования) по нарушенному договору в силу п. 2 ст. 993 ГК РФ не может рассматриваться как безвозмездная.

Поэтому взимание комиссионером с комитента вознаграждения за уступку требования на основании п. 2 ст. 993 ГК РФ не только не предусмотрено действующим законодательством, но и прямо противоречит существу посреднических правоотношений.

Источник: https://garant-victori.ru/ustupku-prava-trebovaniya-rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-bukhgalterskom-uchete

Резерв сомнительных долгов: налоговый и бухгалтерский учет

Любое предприятие может столкнуться с образованием долга. Требования его погашения далеко не всегда приносят успех. Судебные же тяжбы могут не принести успеха, если контрагент не имеет средств на погашение или если срок для возврата их через подачу иска давно прошел.

Учитывая это, специалисты в области юриспруденции советуют защищаться от таких случаев. Настоящей страховкой становится резерв сомнительных долгов. Все самое важное о таком процессе сегодня раскрывает далее наша статья.

Понятие термина

Итак, под сомнительным долгом стоит понимать дебиторскую задолженность любого предприятия, которая не была оплачена в определенные контрактом сроки, а также не была защищена с помощью разного рода гарантий. К числу последних относится:

  • Договор о залоге;
  • Поручительские обязательства;
  • Гарантия банка.

Для того чтобы бухгалтерия смогла сформировать резерв таких обязательств  проводится инвентаризация.

Если подобные долги были обнаружены, тогда организация должна принять меры по формированию резерва. Основанием для этого становится п. 70 положения, регулирующего ведение бухгалтерского учета. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то такая мера крайне необходима, чтобы остаться «на плаву». Указанная норма не содержит в этом плане исключений для таких лиц.

Что такое резервы по сомнительным долгам?

Особенности расчета резервов сомнительных долгов в бухгалтерии

Детальный порядок такого процесса все же формируется у каждой компании индивидуально и закрепляется в учетной политике. Резерв  должен отражаться  в числе расходов или прибыли (согласно п. 4 ПБУ). Каждое же отчисление в резерв указывается в графе расходов.

Резерв учитывается на специальном счете, под номером 63 название «Резервы сомнительных долгов». Аналитика же будет отображена в счете 62. Ее рекомендовано организовать так, чтобы обеспечить получение полезной информации о состоянии долгов, которые не оплачивались в установленные договорами периоды.

В активах баланса «дебиторка» из которой формировались резервы, отражается с вычетом резервов, в пассиве без указания сумм. Списание сумм задолженности переходит во внебалансовый счет 007. Наблюдение за таким долгом осуществляется в течение нескольких лет.

Условия для формирования резерва в бухгалтерии

Действующие нормы закона, а ст. 266 НК РФ указывают на то, что налогоплательщик имеет полное право формировать резерв сомнительных долгов. В этом учете данные суммы, попавшие в резерв, будут переданы к числу внереализационных расходов состоянием на последнюю дату отчетного периода.

Учитывая то, что резерв, который может определяться нормами действующего документа, ограничен признанием, появляется разница между такими видами учета.

В специальных документах исчисление резерва делают с учетом следующих  показателей:

  1. Для сомнительных долгов, термин которых превышает девяносто дней, в резерв попадет вся сумма  задолженности;
  2. Если термин превышен, сорок пять или девяносто дней здесь уже резерв возрастет до 50% суммы долга.
  3. Если термин держится в пределах 45 дней – сумма в резерве не прибавится.
    Резерв сомнительных долгов  по документам  применяется только на покрытие утрат от безнадежной задолженности.

Практика показывает, что действующее законодательство не уделило достаточно внимания оценке вероятности выплаты долга. Более того, такая процедура полностью отсутствует в нормативных документах, что создает немало хлопот руководству предприятий и организаций.

Так, допустим, если фирма применяет только условия полной предварительной оплаты для своих покупателей, то здесь нет оснований для создания резерва долгов. Человек получил товар только после того, как его оплатил. Нет денег – нет покупки и проблем.

Отражение резерва в бухгалтерском учете.

Если, по сонетам  специалистов в учетной политике предусмотреть, что такие резервы создаются в размерах величин возможных потерь от отсутствия оплаты долгов на дату отчета. Такой подход покажет, что  сумма резерва будет равной сумме, которая не была полученной к завершению отчетного периода.

Таким образом, данные вопросы очень важны, но отсутствие их регулирования заставляет организации уповать на бдительность и компетентность бухгалтеров.

Различия формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

Специалисты в области бухгалтерии напоминают о необходимости различать бухгалтерский и налоговый учет резервов. И вот в чем дело.

  Первый вариант — это обеспечение формирования документов, содержащих систематизированную информацию.

Целью его является  составление бухгалтерской отчетности, которая позволит получить результаты работы компании. В отличие от него налоговый учет не дает такого эффекта.

Например, руководство компании приняло решение о предоставлении контрагенту организации кредита и для этого понадобится анализ бухгалтерских отчетов. Это же понадобится для участия в тендерах. Отчетность по финансам помогает заинтересованным лицам понять то, насколько их контрагент способен функционировать и отвечать по взятым на себя обязательствам.

Таким образом, налоговый учет дает возможность государственным органам осуществлять контроль полноты и своевременности оплаты налогов.  Бухгалтерский же учет позволяет вести финансовую отчетность. Это и покажет все результаты именно этой сферы деятельности предприятия.

Налоговый учет и варианты отражения сомнительных долгов

В бухгалтерский учет попадают исключительно резервы сомнительных долгов по расчетам за продукцию, работу и услугу. Если появление сомнительного долга произошло из имущественных прав или вещей, что не являются продукцией или товаром, то его сумму необходимо взять  во внимание при создании резерва в налоговом учете, но в бухгалтерском учете она учитываться не будет.

Какие нормативные акты используются для их формирования

В процессе составления таких резервов специалистам необходимо использовать целый ряд нормативных актов, в числе которых:

  • Налоговый кодекс в редакции от 03.07.2016 с последними изменениями;
  • Положение о бухгалтерском учете с последними изменениями;

Источник: https://dolg.guru/dolgi/yuridicheskie-litsa/rezerv-somnitelnyh-dolgov-osnovnye-aspekty-regulirovaniya.html

Что такое резерв по сомнительным долгам и из чего он образуется

Если в должнике нет уверенности, значит, отсутствует уверенность в финансовом состоянии компании. По этой причине нужно заниматься формированием резерва по сомнительным долгам. Резерв показывает, какие убытки принесла бизнесу просрочка в оплате.

В налогообложении дает возможность пораньше признать расходы в компаниях, применяющих метод начисления. Статья раскрывает нюансы создания запаса по сомнительным долгам.

Что такое резерв по сомнительным долгам

Ведение записей о должниках, с которыми возникли проблемы по получению оплаты ­– это и является учетом. Вести учет нужно, чтобы получить реальные сведения об экономическом положении фирмы и получить возможность списать долги.

Долги, которые не оплачиваются, признаются сомнительными и включаются в запас. Учет показывает, какие суммы поступлений ожидаются от должников

  • узнать реальные доходы от деятельности компании;
  • собрать сведения о должниках;
  • уменьшить начисления по налогу на прибыль;
  • создать реальную бухгалтерскую отчетность;
  • подтвердить перед контрагентами финансовое состояние компании.

Можно включить любую просрочку. Не имеет значения причина, почему контрагент не платит. Правило утвердил п. 70 Приказа Минфина №34 н от июля 1998 года. Акты сверок с дебиторами составлять не обязательно.

Резерв по сомнительным долгам-что это?

Создавать резерв-обязанность всех юридических лиц. Исключений для организаций не устанавливается. Перечисления делаются, когда обнаруживается задолженность.

6 важных моментов для отражения в учетной политике компании

  • временные интервалы для анализа задолженности;
  • обстоятельства, когда просрочка помещается в запас;
  • признаки неплатежеспособности контрагента;
  • шансы на погашение задолженности;
  • факторы влияния на увеличение долгов;
  • способ расчета долгов.

Порядок формирования и начисления резерва

Нужно выбрать временной интервал для включения в запас. Решение закрепляется в приказе за подписью руководителя. Важно! Размер запаса и сумма долгов могут отличаться в зависимости от вероятности уплаты долгов. 3 варианта учета:

  • по каждому контрагенту, просрочившему оплату;
  • по срокам задержки с оплатой;
  • по размерам задолженности.

Что такое резерв по сомнительным долгам, смотрите в этом видео:

Выбрать можно вариант, который больше подходит для компании. 3 нюанса ведения учета:

  1. Расчеты по каждому должнику в отдельности. Вариант подходит для небольших компаний. Анализируется, являются ли долги поставщиков сомнительными, или нет. Образуется запас из выявленной суммы.
  2. Учет по срокам задержки с перечислением оплаты.Долги распределяются по срокам появления. К сумме задолженности применяется коэффициент.
  3. Учитываются все просроченные платежи.
Читайте также:  За не тот месяц в сзв-м оштрафуют? - все о налогах

По каким правилам ведется учет резерва в бухгалтерском учете

  • Кредиторская и дебиторская задолженность, учитывается отдельно.
  • Запас имеет оценочное значение.Важно! Когда меняются факторы влияния на размер задолженности, корректируется и сумма резерва. Изменение отражаются в текущем и будущем периодах (пункт 4 ПБУ 21/2008).
  • Неиспользованная часть сохраняется до конца года, который идет вслед за годом создания. В дальнейшем организация может создать по задолженности новый запас.
  • Корректирование показателей резерва отражается через прочие расходы. Для списания безнадежного долга делается проводка по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности.

Как отразить в резерве задолженность в иностранной валюте

Перерасчет производится по курсу валюты, определенной на день операций с этим долгом и на дату составления отчетности. Для учета используется справка-расчет. Размер задолженности принимается к учету вместе с налогом на добавленную стоимость.

Образование резерва в бухгалтерском учете

Даются пояснения по долгам, когда просрочку допустили связанные организации. Правила и порядок установлены пунктами 3 и 10 ПБУ 11/2008. Для учета используется справка-расчет. Размер задолженности принимается к учету вместе с налогом на добавленную стоимость.

Учет резерва в налоговом учете.

Как оформить справку-расчет

Справка информирует о событии, которое предстоит отразить в бухгалтерском либо налоговом учете. 2 случая для оформления справки:

  • первичный документ для операции не предусматривается;
  • нужно провести дополнительные расчеты.

Справку нельзя составить, если требуется подпись других контрагентов, кроме подписи бухгалтера. Официально форме справки не утверждалась. Поэтому форма документа утверждается приказом директора компании. Справка содержит реквизиты, необходимые для первичного документа.

В чем отличие создания резерва по ПБУ и Налоговому кодексу

  1. В необходимости проведения анализа. ПБУ обязывает анализировать просрочку. С точки зрения налогообложения учет просрочки компании могут вести по своему желанию.
  2. Возможность включения просрочки в запас. Согласно ПБУ допускается вести учет любых долгов. Налоговый кодекс устанавливает, что можно учитывать просрочку платежей, допущенную по оплате услуг и товаров.

  3. Время возникновения задолженности. В бухучете не придется ждать, пока станет очевидно, что была допущена просрочка. По Налоговому кодексу образуется просрочка, когда пропущен срок платежей, утвержденный соглашением.

Поскольку учет регулируется разными правовыми актами, действуют разные правила для определения размера долгов.

5 правил создания резерва для бухгалтерского учета:

  1. Когда появляются проблемы с оплатой, нужно учитывать время и размер просроченных платежей.
  2. Проблемные долги являются прочими расходами.
  3. Проблемной признается просрочка, которая не обеспечена гарантией. При этом имеются высокие шансы на то, что контрагенты так и не произведут оплату.
  4. Бухгалтер анализирует размеры просрочки и финансовое состояние должников.
  5. Размер запаса не ограничивается в размерах.

Резерв долгов по Налоговому кодексу

В налоговом учете компания сама решает, учитывать ли просроченную задолженность.

  1. Налоговый кодекс устанавливает, сколько отчислять в запас.
  2. Сумма запаса не может превышать десять процентов от размера прибыли, которая образуется в компании.
  3. После того, как выбран способ работы с просрочкой, его нужно закрепить в учетной политике компании.

Как происходит расчет резерва, узнайте из этого видео:

Причины для расхождения информации в бухучете и налоговом учете

  • Разные временные показатели для отнесения платежей в разряд просроченных.
  • Разные размеры для отнесения платежей в разряд просроченных.
  • Переводы нужно делать в такой же последовательности, как работает учетная политика компании. Когда сумма просроченных платежей превышает резерв, нужно делать списание в прочие расходы.

Важно! Согласно статье 266 Налогового кодекса компания направляет запас по сомнительным долгам на покрытие безнадежной задолженности.

Что происходит с просрочкой, когда время для обращения в судебные органы истекает

Долг не исчезает. Последующие пять лет он отражается на забалансовом счете организации. Наблюдение за долгами продолжается производиться для уточнения шансов на оплату, когда изменяется материальное положение должника.

Допускается ли восстановление резерва

ПБУ предусматривается возможность для восстановления, если изменяется материальное положение должника. Запас по просроченным платежам переводится в прочие расходы.

Проверка платежей с пропущенным сроком

Пять лет после списания просроченные платежи нельзя оставлять без внимания. Нужно искать возможности взыскать платежи, если имущественное положение заемщиков изменится в лучшую сторону.

Какие действия производятся с резервом

  • Просрочка включается в прочие доходы, когда контрагент производит оплату.
  • Запас восстанавливается, если по итогам года заказчик так и не сделал платеж.
  • Списываются долги, получение которых невозможно для компании.

Обязательные условия для создания резерва.

Запас может переходить на следующий год, если он полностью не израсходован в текущем году. Лишних записей можно избежать, если скорректировать запас по просроченным платежам по итогам года.

Заключение

Резервы создавать нужно, поскольку он показывает, какую прибыль получает бизнес и размер убытков. Списание просроченных платежей отличается в налоговом и бухгалтерском учете. Осуществлять учет сомнительной долгов в бухгалтерском учете и оформлять проводки следует по правилам ПБУ.

Источник: https://PravoZa.ru/dolgi/debitorskaya-i-kreditorskaya/rezerv-po-somnitel-ny-m-dolgam.html

Формируем резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Все чаще и чаще компании пользуются предоставленной им законом возможностью формировать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет увеличить им «налоговые» расходы, что в условиях кризиса немаловажно.

В настоящей статье Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима» расскажет о том, как этот резерв создать, какие долги можно списывать за счет резерва, а также о проведении корректировок.

К сожалению, редкая компания в условиях кризиса может похвастаться отсутствием у нее дебиторской задолженности. Более того, именно в последнее время у многих организаций наблюдается усиленный рост «дебиторки». Чтобы получить хотя бы какой-то плюс из всей этой ситуации, организации могут с нового года начать формировать резерв по сомнительным долгам.

Это позволит уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, не дожидаясь, когда задолженность перейдет в разряд безнадежных долгов. Правда, формировать резерв могут только те компании, которые при расчете налога на прибыль используют метод начислений.

Перед тем, как приступить к рассмотрению вопросов по образованию резерва, напомним, чем сомнительная задолженность отличается от безнадежной.

К безнадежной задолженности относят те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Тогда как сомнительной является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). В формировании резерва участвует именно сомнительная задолженность.

Поясним, в чем смысл создания такого резерва. В обычной ситуации организация может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы долгов только тогда, когда эти долги станут безнадежными (чаще всего это происходит через три года, после истечения срока исковой давности).

А организации, формирующие резерв, могут уменьшать базу на сумму отчислений в такой резерв гораздо раньше. Суммы отчислений включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

А затем, когда сомнительная задолженность переходит в разряд безнадежной, сумма безнадежного долга списывается за счет сформированного резерва.

Делим задолженность на 3 группы

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Для начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года.

Выявленную задолженность условно нужно распределить на три группы в зависимости от срока возникновения. Это связано с тем, что в создаваемый резерв может включаться не вся сумма задолженности, а какая-то ее часть, в зависимости от степени ее «давности».

Так, задолженность, срок образования которой к концу отчетного периода, составит свыше 90 календарных дней, в сумму создаваемого резерва включается полностью. Та задолженность, которая имеет «возраст» от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается в размере 50 процентов.

Соответственно, задолженность со сроком возникновения до 45 дней не будет увеличивать сумму создаваемого резерва вообще. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 266 НК РФ. При этом в расчет следует брать задолженность с учетом предъявленной суммы НДС (письмо Минфина России от 09.07.04 № 03-03-05/2/47).

Обратите внимание: срок образования необходимо считать не с момента возникновения «дебиторки» по данным бухгалтерского учета (Дт 62 Кт 90), а с момента, когда контрагент должен был ее погасить по сроку, указанному в договоре. Поэтому бухгалтер должен будет «поднять» каждый договор и просчитать «возраст» задолженности исходя из срока оплаты, предусмотренного конкретным договором.

Некоторые наши клиенты интересуются, зависит ли право на создание резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль от наличия подтверждения дебитором суммы своей задолженности? Нет, не зависит, так как подобного условия в Налоговом кодексе не содержится. И Минфин России в письме от 26.07.06 № 03-03-04/1/612 это подтверждает.

В резерв включается не любая «дебиторка»

Необходимо также учитывать, что в формировании резерва участвует не вся возникшая дебиторская задолженность, а только та, что образовалась в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, задолженность, образовавшаяся, например, в связи с перечислением вами аванса и невыполнением поставщиком своих обязательств по поставке в ваш адрес товаров (работ, услуг) формировать резерв не должна. С такой позицией согласен и Минфин (письмо от 17.06.09 № 03-03-06/1/398).

А можно ли включать в резерв задолженность по оплате штрафных санкций, которые должник должен уплатить за нарушение сроков оплаты товара? Нет, нельзя.

Как мы уже отметили, сомнительным долгом, по которому создается резерв, признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Из такой формулировки, во-первых, следует, что к сомнительной относится задолженность покупателя исключительно по оплате товаров (работ, услуг).

Во-вторых, та задолженность, которая не была погашена контрагентом в сроки, определенные договором. Для уплаты штрафных санкций сроки договором не установлены.

Штраф — это мера ответственности за нарушение контрагентом договорных обязательств, в частности, условия об оплате.

Нюансы списания резерва

Итак, организация образовала резерв, включив в него сомнительные долги в соответствие с приведенными выше правилами. Сумму резерва она включит в состав внереализационных расходов (то есть спишет) на 31 марта 2010 года (но с учетом корректировок, о них мы подробно расскажем далее).

Обращаем внимание, в данном случае мы рассматриваем организации, для которых отчетными периодами по налогу на прибыль являются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.

Также следует помнить, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

При этом речь идет о выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть внереализационные доходы при расчете «лимита» не учитываются. Итак, резерв сформирован и списан на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в 1 квартале 2010 года.

Каковы дальнейшие действия? Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, то бухгалтер должен периодически проверять, не перешла ли какая-либо сомнительная задолженность в разряд безнадежных долгов. Если такая задолженность будет обнаружена, то она должна быть списана за счет резерва.

Соответственно, в периоде признания задолженности безнадежной она уже не будет относиться на расходы. Обратите внимание: для понимания сути описываемых операций важно не путать списание суммы резерва (включение сформированного резерва в расходы) и использование резерва (уменьшение суммы сформированного резерва на сумму долгов, которые стали безнадежными).

А если в 1 квартале 2010 года резерв не будет использован или будет использован не полностью? В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации на 30 июня 2010 года резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного периода. Механизм корректировки состоит в следующем. Новый резерв сравнивается с предыдущим (а точнее, с суммой неиспользованного предыдущего резерва) и в зависимости от полученного результата компания увеличивает либо свои расходы, либо доходы.

В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Если же сумма вновь создаваемого резерва, наоборот, окажется больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном периоде. Это следует из пункта 5 статьи 266 НК РФ (дополнительно такой порядок подтвержден в письме Минфина России от 16.11.

06 № 03-03-04/2/245). При этом не нужно забывать о «лимите» отчислений в резерв.

Хотим отметить, что некоторые организации несколько ошибочно трактуют пункт 5 статьи 266 НК РФ, в котором сказано: «сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период».

Читайте также:  Ненормированный рабочий день по тк рф - что это значит? - все о налогах

И только в этом случае нужно проводить корректировки «последующего» резерва. Соответственно, на основании буквальной трактовки данной нормы компании делают вывод, что организация может принять решение и не переносить остаток резерва на следующий период, а значит, в таком случае она может не корректировать вновь создаваемый резерв.

Однако такой вывод ошибочен и суды это подтверждают (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.07 по делу № А26-5063/2006-28). Слово «может быть» относится к ситуации, когда организация решила в дальнейшем не создавать резерв.

В этом случае логично, что остаток резерва переносить на следующий период не придется, а неиспользованную сумму нужно будет включить в доход на основании пункта 7 статьи 250 НК РФ.

Причем, это возможно только в конце налогового периода, поскольку создание резерва, по мнению специалистов Минфина, является элементом учетной политики, а решение о внесении изменений в учетную политику для налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (письмо Минфина России от 21.09.07 № 03-03-06/1/688).

При списании безнадежного долга за счет резерва может сложиться ситуация, что сумма безнадежных долгов, подлежащих списанию в данном отчетном периоде, оказалась больше суммы сформированного резерва. В описанной ситуации разницу (убыток) разрешено включать в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Если контрагент погасил «сомнительный» долг Может статься, что в одном отчетном периоде та или иная задолженность была учтена при формировании резерва (так как являлась сомнительной), а в последующем отчетном периоде должник вдруг погасил свою задолженность.

Встает вопрос: нужно ли восстанавливать сумму задолженности, учтенную в составе резерва? Статья 266 НК РФ не содержит четких указаний на этот счет.

Некоторые специалисты считают, что ранее отраженную погашенную задолженность необходимо восстановить, то есть включить в состав внереализационных доходов в периоде погашения.

Однако мы считаем, что проводить отдельную операцию по восстановлению задолженности нужно не всегда. Дело в том, что действующий механизм корректировки резервов фактически позволяет «автоматом» восстановить долги, изначально признанные сомнительные, но впоследствии погашенные контрагентом. Поясним на примере.

Если бы в примере мы решили восстановить погашенную задолженность, как того требуют некоторые специалисты, то организация сначала бы включила в доход сумму в размере 740 000 руб. (восстановила резерв), и в этом же периоде отразила расход в сумме 320 000 руб.

(как отчисления в резерв). Конечный итог в общем-то, такой же, как и в вышеприведенном примере, но к нему мы пришли по-разному.

Заметим, что суды подтверждают: «прямого указания на необходимость восстановления налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам, на суммы погашенной контрагентами задолженности, которая при формировании резерва за предыдущий период учитывалась предприятием как сомнительная, статьи 250 и 266 Налогового кодекса РФ не содержат» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.05 по делу № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).

Следовательно, порядок корректировок, приведенный нами в примере 2, в большей степени соответствует законодательству. Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.08 по делу № А56-12719/2007.

В нем судьи прямо сказали: «механизм функционирования резерва по сомнительным долгам позволяет равномерно относить на расходы возможные в будущем убытки от списания безнадежных долгов и своевременно корректировать полноту исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль в тех случаях, когда задолженности, признанные сомнительными и отнесенные в соответствующий резерв, не становятся безнадежными, а также в случае их погашения контрагентами налогоплательщика».

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2009/11/2440

Как использовать сомнительные долги в налоговом планировании

Правильное управление просроченной дебиторской задолженностью — один из способов оптимизации платежей по налогу на прибыль. Налоговое законодательство предоставляет компаниям возможность сократить свои налоговые потери, если покупатели не исполнили обязательства по оплате поставленных товаров (работ, услуг).

Этот способ не является в полной мере инструментом снижения налоговых платежей, а лишь дает возможность регулировать налоговую нагрузку. Благодаря ему компания может получить отсрочку по уплате налога, а также он может помочь, когда размер платежей по налогу на прибыль значительно превысит запланированные объемы.

Создав резерв по сомнительным долгам, компания может на его сумму уменьшить налогооблагаемую прибыль. Эти расходы включаются в состав внереализационных на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).

К внереализационным расходам приравниваются и убытки от списания безнадежных долгов, по которым не был создан резерв (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Но чтобы получить от просроченной дебиторской задолженности максимальный налоговый эффект, необходимо учесть некоторые особенности как при создании резерва, так и при списании безнадежных долгов.

Какую задолженность можно включить

Резерв по сомнительным долгам создается в отношении той задолженности налогоплательщика, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Ее можно включить в резерв, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Официальная позиция
Дмитрий Григоренко, советник налоговой

службы III ранга:

— Если дебиторская задолженность не связана с реализацией товаров (работ, услуг), то она не участвует в формировании резерва. Например, это относится к купле-продаже векселей, задолженности по договорам уступки права требования, займа.

Мнение практика
Александр Погребс, руководитель отдела по работе с филиальной сетью налогового департамента ФГУП «Почта России»:

— Если в обеспечение обязательства по оплате товара в соответствии с договором купли-продажи покупатель выдал продавцу собственный вексель, то дебиторская задолженность у продавца не будет участвовать в формировании резерва.

Пока вексель не предъявлен к оплате, вряд ли можно считать, что срок оплаты по договору уже истек. Кроме того, при выдаче векселя обязательство по оплате товара переходит в разряд заемного (коммерческий кредит).

Следовательно, после предъявления векселя задолженность будет связана уже не с продажей товара, а с задолженностью по займам.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/541-kak-ispolzovat-somnitelnye-dolgi-v-nalogovom-planirovanii

Резерв по сомнительным долгам. Проводки, примеры 2018 года

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика.

В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия.

Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
Читайте также:  Сроки представления расчета 4-фсс с 2017 года - все о налогах

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/rezerv-po-somnitelnym-dolgam/

Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

1.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Положения настоящего пункта распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным настоящей статьей.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.

Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

5.

Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Комментарий к Ст. 266 НК РФ

Сформировать в налоговом учете соответствующий резерв вправе налогоплательщик, имеющий сомнительную дебиторскую задолженность.

Сомнительным долгом для целей налога на прибыль признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам (абз. 2 п. 1 ст. 266 НК РФ). Отметим, что с 1 января 2015 г.

для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом будет признаваться задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 г., по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую НК Российской Федерации»).

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется (абз. 3 п. 1 ст. 266 НК РФ).

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам (абз. 4 п. 1 ст. 266 НК РФ).

В налоговом учете задолженность в целях формирования по ней соответствующего резерва может быть признана сомнительной в случае, если она:

а) является дебиторской, то есть причитается налогоплательщику со стороны его контрагентов — организаций или физических лиц. При этом Минфин России указывал, что гл.

25 НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность (Письмо Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/594).

При этом просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств. Поэтому налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом (Письмо Минфина России от

21 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/579);

б) связана с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии со ст. 39

Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией либо индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, — передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. О том, что не признается реализацией товаров, работ или услуг, говорит п. 3 ст. 39 НК РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Следовательно, имущественные права не могут быть приравнены ни к товарам, ни к работам, ни к услугам. Таким образом, если у налогоплательщика возникла задолженность, связанная с реализацией имущественных прав, то она не может участвовать в расчете резерва по сомнительным долгам;

в) не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Например, в Письме Минфина России от 15 октября 2003 г.

N 16-00-14/316 разъяснялось, что сомнительным долгом может признаваться дебиторская задолженность, обязательства по оплате которой не обеспечены не только залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и возможностью удержания имущества должника, но также и иными способами, предусмотренными законодательством и/или договором;

г) возникла на основании договора, в котором предусмотрен срок ее погашения.

Исходя из определения сомнительного долга, содержащегося в п. 1 ст. 266 НК РФ, также следует, что не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и быть признана сомнительной для целей налогообложения прибыли задолженность, которая возникла, например:

— в результате перечисления предоплаты в счет оказания услуг (Письмо Минфина России от 8 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/816);

— по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/150);

— по выплате дивидендов налогоплательщику как участнику общества (Письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. N 03-03-06/1/441);

— в связи с предоставлением процентного займа (Письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. N

03-03-06/1/318);

Источник: https://stNKRF.ru/266

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]