Срок давности по налогам физических лиц: разъяснения налогоплательщикам :
Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее.
Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно.
Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.
Срок давности
Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление.
Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.
Срок давности по налогам физических лиц
В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками.
Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество — второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует Фз №2003-1.
Ч. 3 ст. 363 НК
В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.
Фз №2003-1
Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок.
Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности.
По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.
Пени
Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок.
В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС.
Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.
Индивидуальные предприниматели
В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.
Важный момент
Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании.
Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел.
Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.
Пресекательные периоды
В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений.
Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления.
Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.
И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог.
Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы.
Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.
Противоречия НК
Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно.
При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК.
В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам.
На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.
Существует, в частности, в НК статья 48.
В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.
Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной).
Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК.
В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.
Разъяснения ВАС
Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу.
В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней.
Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение.
Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.
По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует.
Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования.
Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.
Информационное письмо Президиума ВАС
Источник: https://BusinessMan.ru/new-srok-davnosti-po-nalogam-fizicheskix-lic-razyasneniya-nalogoplatelshhikam.html
Срок давности по налогам
Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.
Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности. Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.
Какой срок давности по налогам в 2018 году?
Правильно вести речь о сроке давности взыскания налога. Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.
В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:
- физлица;
- организации (юрлица) и ИП.
Для физических (частных) лиц
Срок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст. 48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы. Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:
- на имущество физлиц;
- на транспорт.
НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.
Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период. Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.
Нетрудно понять, что сумма долга, требующая погашения, значительно вырастет.
Для юридических лиц и ИП
Процесс взимания недоимки с юрлиц и ИП регламентируется ст. 46, 47 НК РФ. Если инспекция взыскала с предприятия (предпринимателя) лишнюю сумму сбора, штрафа, пени, налогоплательщик может подать заявку о возврате переплаты. Это можно сделать в течение 30 дней с момента, когда:
- его уведомили об излишней уплате налога;
- решение суда о том, что инспекция взыскала большую сумму, чем нужно, вступило в силу.
Если же указанный период уже истек, можно обратиться в судебный орган. В этом случае отрезок времени по налогам юрлиц и предпринимателей составит 3 года с момента, когда их известили о переплате суммы налога, либо когда должник узнал об этом. Налогоплательщик при переплаченном налоге может пропустить стадию обращения в инспекцию и сразу писать заявление в судебную инстанцию.
Во время взыскания налоговой задолженности с ИП и предприятий через суд срок давности составляет:
- при оплате долга за счет средств на расчетных счетах — 6 мес.;
- при обращении взыскания на прочее имущество налогоплательщика — два года.
Применение такого понятия, как срок исковой давности по налогам для юридических лиц, является аналогичным, как и по отношению к частным лицам.
Обратите внимание!
Стоит отметить, что во время ревизии предприятия рассматривают документы только за последние 3 года. Исключение составляет ситуация, если ранее были препятствия для осуществления контролирующих действий инспекции.
В случае, если доходы физлица получены в ходе предпринимательской деятельности, действуют те же положения, которые регулируют и деятельность юрлица. С другой стороны, они попадают под те же правила, которые относятся и к физическим лицам. Особых норм, которые подходят только для ИП, не установлено.
Долг ИП списывается лишь в следующих ситуациях:
- смерть;
- признание финансово несостоятельным.
Истекший срок давности по налогам в 2018 году
Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет. К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.
Обратите внимание!
ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.
Если долг не превышает 3 тыс. руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.
Резюме
Таким образом, налогоплательщик, который заплатил в бюджет больше положенного, имеет право на письменное обращение к налоговикам о возврате переплаченных средств на протяжении 3-х лет. Срок исковой давности, в том числе и по налогам, заканчивается совершением налогоплательщиком действий, которые свидетельствуют о признании задолженности.
Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.
Как видим, в области налогообложения временные отрезки имеют большое значение. Но здесь также имеется много особенностей, которые могут затянуть разбирательство на долгое время. Конечно, лучше не допускать никаких просрочек и недоимок по платежам в налоговую, добросовестно исполнять все имеющиеся обязательства.
Можно сделать вывод, что вопрос определения сроков давности, действующих при неуплате налогов, характеризуется как запутанный и довольно сложный. В той ситуации, если выставленные налоговой службой требования о выплатах кажутся некорректными, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам портала Правовед.ru.
Источник: https://pravoved.ru/journal/srok-davnosti-po-nalogam/
Границы ответственности налогового агента по НДФЛ (Егорова Н.)
Дата размещения статьи: 14.05.2015
Налоговый агент, который несвоевременно перечислит удержанный НДФЛ в бюджет, может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса. Однако наказать его налоговики могут только в пределах срока исковой давности, который составляет три года. Вопрос в том, с какого момента начинается отсчет этого срока.
Ответственность налогового агента по НДФЛ за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога предусмотрена ст. 123 Налогового кодекса (далее — Кодекс). В соответствии с данной нормой за подобное правонарушение налоговый агент наказывается штрафом, размер которого составляет 20 процентов от суммы «просроченного» НДФЛ.В то же время в силу п. 1 ст.
113 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
При этом здесь же оговорено, что исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. ст. 120 и 122 Кодекса. Иных исключений из данного правила нет.
Соответственно, получается, что срок исковой давности, по истечении которого налоговый агент может, что называется, спать спокойно, исчисляется со дня совершения правонарушения, но…
Проблема в том, что у контролирующих органов разошлись представления о том, что же в данном случае считать днем совершения правонарушения.
Особенности «агентских» расчетов
Такое «раздвоение» связано прежде всего с тем, что налоговые агенты рассчитываются с бюджетом в особом порядке. Особенности исчисления НДФЛ налоговыми агентами, равно как и порядок плюс сроки уплаты такового в бюджет, определены ст. 226 Налогового кодекса.
Пунктом 4 названной нормы установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удерживать налог можно за счет любых денежных средств, выплачиваемых физлицу. Однако в любом случае удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты.
Обратите внимание! Налоговые агенты — кредитные организации не должны удерживать НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 212 Кодекса, выплаченных своим клиентам (кроме клиентов, являющихся сотрудниками таких организаций).А теперь что касается порядка уплаты НДФЛ. В силу положений п.
6 данной нормы в этой части могут быть варианты.
В общем случае налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога в зависимости от способа расчетов с физлицами, а именно:- при наличных расчетах уплата налога осуществляется не позднее дня фактического получения в банке денег на выплату этого дохода;- при безналичных расчетах налог должен быть уплачен в день перечисления средств на карточку налогоплательщика (или по его поручению на счет третьего лица).
Однако в данной норме также говорится об иных случаях, то есть когда налогоплательщик получает доход каким-то иным способом. Причем здесь возможны две ситуации — выплата либо денежного дохода, либо натурального.
В первом случае налог уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
А во втором (для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды) — не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.
«Цена» спора — один день
Ну а теперь вернемся к вопросу исчисления срока исковой давности. Представители Федеральной налоговой службы, проанализировав вышеназванные нормы Кодекса, пришли к следующим выводам.
В стандартной ситуации (выплата дохода наличными или по безналу) днем совершения правонарушения, предусмотренного ст.
123 Кодекса, признается день, следующий за днем фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, или же день, следующий за днем перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика.
И именно с этих дат начинается отсчет трехлетнего срока исковой давности.В иных же случаях днем совершения правонарушения считается второй день со дня фактического получения налогоплательщиком денежного дохода или же второй день со дня фактического удержания исчисленной суммы налога — для натуральных доходов.
Названная позиция чиновников далеко не бесспорна. И это подтверждает Минфин России в Письме от 10 февраля 2015 г. N 03-02-07/1/5483. Финансисты указывают на то, что в ст. 226 Кодекса установлены конкретные сроки для удержания и перечисления налоговым агентом суммы НДФЛ.
Соответственно, никакой необходимости «мудрить» здесь нет. Ведь в ст. 113 Кодекса сказано, что срок исковой давности исчисляется со дня совершения правонарушения.
А таковым, очевидно, является день, когда налоговый агент должен был перечислить налог в бюджет, но не сделал этого.
С точностью до минуты
Таким образом, представители Минфина заняли более выгодную для налоговых агентов позицию, фактически сократив срок исковой давности на один день. Однако в вопросе освобождения налогового агента от ответственности лояльности финансистов уже не наблюдается.Дело в том, что положения пп.
1 п. 4 ст. 81 Кодекса позволяют налогоплательщикам при самостоятельном обнаружении ошибки, которая привела к занижению суммы налога к уплате, выйти из ситуации с минимальными потерями.
Для этого нужно подать в налоговый орган «уточненку», предварительно перечислив налоговую недоимку и пени. И при таких обстоятельствах налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога.
Тем самым законодатель, по всей видимости, решил простимулировать налогоплательщиков на самостоятельную корректировку налоговых обязательств перед бюджетом.
Собственно говоря, это правило распространяется и на налоговых агентов, но… Из буквального толкования положения п. 6 ст. 81 Кодекса следует, что это высказывание справедливо лишь отчасти.
В соответствии с данной нормой об освобождении налогового агента от ответственности (естественно, при соблюдении всех вышеназванных условий) можно говорить только в случае представления налоговыми агентами «уточненок».
Мягче… есть куда?
На самом деле получается довольно странная ситуация. Если, к примеру, налоговый агент подает в налоговый орган сведения о доходах физлиц изначально с некорректными данными, а затем подает «уточненки» (новые справки) уже с достоверной информацией, предварительно уплатив налог и пени, то штрафа по ст. 123 Кодекса не будет.
А если налоговый агент погасит свой долг перед бюджетом и даже заплатит пени за несвоевременную уплату налога до истечения срока представления справок по форме 2-НДФЛ и корректные данные будут представлены уже в первичной отчетности, то… он остается в проигрыше.Примечательно, что в Письме от 16 февраля 2015 г.
N 03-02-07/1/6889 представители Минфина России не нашли в этом ничего странного.
Они просто констатировали, что Кодексом не предусмотрено освобождения налогового агента от ответственности за несвоевременное перечисление удержанных с налогоплательщиков сумм НДФЛ в случае своевременного представления им в налоговый орган достоверных сведений о доходах физических лиц за соответствующий налоговый период.
И тот факт, что налог в полном объеме уплачен до представления указанных сведений в налоговый орган и проведения проверки, не играет никакой роли.Правда, финансисты все же оговорились, что, во-первых, при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафных санкций может быть уменьшен как минимум вдвое (п. 1 ст. 112 НК, п. 3 ст. 114 НК).
А во-вторых, представители Минфина России напомнили, что Письмом от 26 ноября 2013 г. N ГД-4-3/21097 налоговикам рекомендовано в спорных ситуациях руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами высших судов. И на этом, собственно, все.В то же время, к примеру, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 марта 2014 г.
N 18290/13 как раз таки признал ошибочным вывод о невозможности освобождения от ответственности на основании п. 4 ст. 81 Кодекса налогового агента, который нарушил срок перечисления в бюджет удержанного у налогоплательщика налога, но уплатил его в полном размере до представления расчета, не содержащего ошибок, повлекших неуплату налога.
По мнению высших судей, такое толкование налогового законодательства не отвечает принципу справедливости.
Ведь оно приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие искажение сведений, повлекшее неполную уплату налога в бюджет, ставятся в более выгодное положение по сравнению с налоговыми агентами, представившими достоверную информацию об удержанных и перечисленных суммах налога, однако нарушившими срок перечисления этих сумм в бюджет.
И то обстоятельство, что общество не исказило налоговую отчетность и до представления первичного расчета уплатило налог в полном размере, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что должно повлечь освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса.Представляется, что молчание представителей Минфина на сей счет более чем объяснимо. Ведь отчитываются налоговые агенты по НДФЛ раз в год. Соответственно, если их освободить от ответственности за несвоевременную уплату налога, то никакого стимула ежемесячно перечислять налог в бюджет у них не будет. И на самом деле здесь имеет место довольно тонкая грань между добросовестным поведением налогоплательщика… и намеренным переносом срока уплаты налога (т.е. кредитование у бюджета под минимальный процент).
В завершение отметим, что к ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет налоговые агенты могут быть привлечены только в случае, если у них была возможность удержать налог. Ведь уплата налога за счет средств налоговых агентов Кодексом не допускается (п. 9 ст. 226 НК).
В таких ситуациях не позднее месяца по окончании соответствующего налогового периода необходимо сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ и о его сумме (п. 5 ст. 226 НК). С этой целью в инспекцию направляется справка по форме 2-НДФЛ с признаком 2.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3519
Какой срок исковой давности по уплате налогов?
С чего начинается взыскание налоговых платежей с физических лиц
Срок исковой давности по налогам физических лиц
В каком порядке взыскиваются налоги с юридических лиц
Срок исковой давности по налогам юридических лиц
Сколько по налоговым правонарушениям составляет срок давности
С чего начинается взыскание налоговых платежей с физических лиц
Если гражданин не имеет статуса ИП, то взыскание с него налоговой задолженности происходит в судебном порядке. Начальный этап процедуры взыскания – направление в адрес физлица требования об уплате налога.
Срок выставления требования исчисляется со дня обнаружения задолженности (ст. 70 НК РФ). Он равен:
- 3 месяцам по задолженности свыше 500 руб.;
- 1 году по задолженности 500 руб. и меньше.
Моментом обнаружения долга является следующий день после наступления срока внесения налогового платежа (п. 50 постановления пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013). Если же декларация с исчисленной суммой налога подана в ИФНС позже установленного срока, то считается, что задолженность обнаружена на следующий день после подачи декларации.
Важно: если налоговые платежи начислены по итогам налоговой проверки, то требование об их уплате ИФНС направляет должнику в пределах 20 рабочих дней после вступления в силу решения ИФНС по итогам ВНП или КНП.
Как правило, в требовании указывается временной промежуток, предоставляемый должнику для погашения задолженности. Если такой период не отражен, то в силу п. 4 ст. 69 НК РФ долг следует уплатить в пределах 8 рабочих дней с даты получения требования.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Право на взыскание налоговой задолженности с физического лица в судебном порядке у налогового органа появляется:
- если задолженность больше 3 000 руб., то в течение полугода после истечения срока удовлетворения налогового требования;
- если долг равен 3 000 руб. или ниже этой суммы – в течение 6-месячного периода с того момента, как общая сумма долга по всем налоговым платежам превысит 3 000 руб.;
- если в течение 3 лет (с установленного для исполнения налогового требования дня) сумма долга так и не станет выше 3 000 руб. – в течение полугода с момента истечения этого 3-годичного срока.
В каком порядке взыскиваются налоги с юридических лиц
Взыскание налоговой задолженности с юрлиц начинается так же и в те же сроки, что и с физлиц, – с выставления требования на уплату налога.
При неисполнении требования в большинстве случаев ИФНС взыскивает долг с организации, а также с ИП без обращения в судебный орган. Случаи, когда взыскание возможно только в судебном порядке, перечислены в п. 2 ст.
45 НК РФ и являются исключениями из правила о бесспорном взыскании. К примеру, через суд взыскивается налоговый платеж, начисленный в связи с переквалификацией налоговым органом сделки налогоплательщика-организации.
Срок исковой давности по налогам юридических лиц
Процедура взимания недоимки с юридических лиц и ИП регламентирована статьями 46, 47 НК РФ. В первую очередь ИФНС направляет в банк инкассовые поручения о списании средств со счетов должника. Это возможно в течение 2 месяцев с момента истечения срока, предоставленного для исполнения предварительно направленного требования. Пропуск этого срока влечет последствия:
- инспекция лишается возможности бесспорно взыскать деньги со счетов;
- ИФНС может в течение полугода обратиться за взысканием в суд.
Если средств на счетах будет недостаточно для полного погашения задолженности, ИФНС в течение 1 года после истечения срока требования выносит постановление о взыскании долга за счет имущества и направляет его в подразделение судебных приставов. При пропуске этого срока инспекция имеет возможность в течение 2 лет взыскать налоговую задолженность через суд.
Важно: в случае обращения ФНС с иском к должнику по причине пропуска срока бесспорного взыскания суд рассматривает дело по существу, оценивая правомерность начисления и правильность расчета налога (пп. 58, 59 указанного постановления пленума).
Сколько по налоговым правонарушениям составляет срок давности
Срок исковой давности по налоговым правонарушениям такой же, как и при взыскании долга по налогам и пеням. Рассмотренные выше правила и сроки в равной мере относятся и к процедуре взыскания штрафов, начисленных налоговой службой за нарушения в сфере налогов и сборов.
От исковой давности следует отличать давность привлечения к налоговой ответственности – период времени на вынесение налоговой инспекцией решения о начислении штрафных санкций. Этот срок, в силу ст.
113 НК РФ, составляет 3 года с момента совершения нарушения. А при назначении санкций за нарушения, предусмотренные ст.
120 или 122 НК РФ, давностный срок отсчитывается после окончания того налогового периода, в пределах которого они были совершены.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Срок на взыскание налогов с гражданина зависит от суммы задолженности:
- если она больше 3 000 руб. – ИФНС может обратиться в суд в течение полугода после окончания срока исполнения требования;
- если долг не превышает эту сумму, то давностный срок определяется по особым правилам, закрепленным в п. 2 ст. 48 НК РФ.
При судебном взыскании налоговой задолженности с ИП и организаций срок давности равен:
- 6 месяцам – при взыскании долга за счет средств на расчетных счетах;
- 2 годам – при обращении взыскания на другое имущество должника.
Источник: https://rusjurist.ru/sroki_iskovaya_davnost/srok_iskovoj_davnosti/kakoj_srok_iskovoj_davnosti_po_uplate_nalogov/
Срок исковой давности по ндфл с физических лиц
Порядок налогообложения для трейдеров в Российской Федерации
Как я уже говорила, трейдер является налогоплательщиком и обязан уплачивать налог со своего дохода, полученного от операций на рынке Форекс, за исключением суммы вложенных им денежных средств. Данный налог называется налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) . Многие трейдеры считают, что если они совершают операции на рынке ДЦ иностранного происхождения, т.е.
https://www.youtube.com/watch?v=QOLY50MxtlE
через ДЦ, которые находятся вне территории Российской Федерации (далее РФ) и, соответственно, ее юрисдикции, то налог с дохода, полученного таким путем, платить не обязательно, так как прибыль они получили за пределами РФ.
Штраф за неуплату НДФЛ в срок: физическим, юридическим лицом
Экономическая выгода, полученная физическим лицом, облагается налогом с доходов.
Под действие НДФЛ попадают доходы, полученные в денежной или натуральной форме при наличии возможности определить их величину. Обложению подлежат материальная выгода, полученная фактически или в виде права распоряжаться доходом.
Суммы должны быть удержаны и перечислены в сроки, установленные НК РФ. Избежать санкций за просрочку платежа позволяет информация о датах перечисления НДФЛ в бюджет.
Срок исковой давности по пеням
За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.
Решением ИФНС предприятию доначислены к уплате в бюджет недоимка по НДФЛ, пени по НДФЛ, в разы превышающие сумму недоимки, и штрафные санкции за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом.
Представление гражданами налоговых деклараций об имущественном состоянии и доходах
Обязательное представление декларации об имущественном состоянии и доходах, полученных в 2012 г.
предусмотрено для тех граждан, которые получали доходы не от налоговых агентов, и доходы, с которых в течение года налог не удерживался.
Декларация подается в орган государственной налоговой службы по месту налогового адреса налогоплательщика, т.е.
по месту регистрации (по паспорту), или месту преимущественного проживания гражданина.
Срок исковой давности по налогам
Налоговые споры считаются одними из самых сложных в адвокатской практике. Важным вопросом в сфере привлечения хозяйствующих субъектов к ответственности и взыскания задолженностей является срок исковой давности по налогам.
Установленный законодательно промежуток времени, в течение которого фискалы имеют право предъявить требование к налогоплательщику, не всегда одинаков. Определить, какой именно срок необходимо применять в конкретном случае, как его исчислять, могут только профессиональные юристы.
Задолженность по налогам — сроки исковой давности
Считается, что обязанность граждан и организаций вовремя уплачивать налоги в бюджет не может быть отчуждена, равно как и не может иметь срока давности.
Впрочем, если исключить моральную составляющую, долги по налогам ограничены сроками, в течение которых они могут быть истребованы через суд. Их принято считать сроком исковой давности.
Каков срок исковой давности по налогам и переплатам?
Можно ли учитывать безнадежные долги и переплаты в целях налогообложения прибыли?
Когда можно и нужно списывать безнадежные долги по налогам?
Постараемся разобраться.
Налог на доходы физических лиц со списанного кредита: советы должникам
В 2013 – 2015 годах многие банки и коллекторские агентства активно списывали должникам непогашенные кредиты при условии погашения части суммы задолженности.
Как налоговый агент, каждое финансовое учреждение обязано при этом под расписку уведомить своего должника о полной сумме списанных средств и обязанности должника самостоятельно задекларировать и оплатить с них налог на доходы физических лиц в следующем календарном году.
Срок исковой давности в налоговых спорах
Общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ . к налоговым правоотношениям не применяется (часть 3 статьи 2 ГК РФ).
При рассмотрении вопроса о сроках взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не стоит путать сроки взыскания и срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ.
Источник: https://vigor24.ru/srok-iskovoj-davnosti-po-ndfl-s-fizicheskih-lic-48275/
Срок исковой давности по налогам для физических лиц в 2018 году — транспортному, составляет по взысканию, на доходы
В статье пойдет речь о сроках исковой давности по налогам для физических лиц. Для каких целей необходим, каков срок для различных типов налога – далее.
Каждый гражданин обязан своевременно оплачивать налоги. В противном случае наступает ответственность.
По неуплаченным сборам предусмотрен срок исковой давности, в продолжение которого налоговая инспекция назначает штраф.
Основные моменты
Законодательная власть возложила на физических и юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать налоги.
Платежи поступают в бюджет разного уровня, после чего направляются на содержание армии, поддержку малоимущих граждан, развитие различных проектов и прочих государственных целей.
Контролирует полноту и своевременность оплаты государственные органы. Чтобы физическое лицо оплачивало налоги своевременно, и не образовывалась задолженность, налоговая инспекция предпринимает такие действия:
Высылает оповещение в течение 30 суток | До момента окончания сроков внесения платежа |
Направляет должникам требование уплатить налог | С указанием суммы недоимки и пени – если платеж не внесен вовремя |
Если долг не погашен после полученного требования, налоговый орган имеет право подать на неплательщика в суд.
Определения
Срок давности по транспортному налогу | Период, в течение которого работники налогового органа имеют право требовать с физического лица оплатить налог за транспорт |
Налог | Обязательный платеж, который платит физическое (юридическое) лицо, согласно действующему законодательству. Уплачивается в федеральный и местный бюджет |
Исковая давность | Период времени, отведенный гражданину, права которого нарушены |
НДФЛ (налог на доходы физического лица) | Общегосударственный налог, исчисляемый в процентном соотношении от совокупной прибыли физического лица за вычетом доходов, подтвержденных документами |
Физическое лицо | Субъект гражданского права |
Налоговая служба | Исполнительный орган власти федерального уровня, осуществляющий контроль за соблюдением норм законодательства |
С какой целью определяется
Сроки исковой давности в области налогообложения – механизм, обеспечивающий защиту прав как самого плательщика, так и получателя налогов. Это дает возможность упростить разрешение спорных моментов.
Законные основания
Статьей 113 (часть 1) Налогового кодекса установлены сроки исковой давности. Согласно статье 363 Налогового кодекса, срок исковой давности составляет 3 года.
На основании статьи 57 (пункт 4) Налогового кодекса, гражданин оплачивает налог после получения официального платежного поручения в течение 1 месяца, иначе образуется долг.
Согласно статье 113 НК, физическое лицо нельзя привлекать к ответственности за налоговое правонарушение, если срок исковой давности истек.
Сколько составляет срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц
Физические лица уплачивают определенные налоги в бюджет государства. Законодательство при этом разрабатывает сроки давности с целью принудительного их взыскания.
По каждому гражданскому, административному или уголовному делу законодательство разрабатывает собственные сроки давности – период, в течение которого разрешается обращаться в суд по конкретному делу.
Если в течение этого срока налоговая служба не установила факт задолженности по налогам конкретного физического лица, сроки истекают. Обращаться в суд после этого времени будет бессмысленно.
По транспортному
Обязанность выплачивать налог на транспорт возникает после того, как автомобиль поставят на учет в ГИБДД или Ростехнадзор.
Не вносить платежи разрешается только после снятия автомобиля с учета. Транспортный налог оплачивают не позднее 1 декабря следующего года.
Она высылает гражданину письмо с напоминанием оплатить налог. Это региональный налог, выплачиваемый всеми физлицами без исключения.
Если плательщик налогов получил оповещение, но не выплачивает задолженность, после 1 декабря эта сумма может быть взыскана в принудительном порядке.
Если до этой даты оповещение не пришло, лучше самостоятельно посетить налоговую инспекцию. В запросе указывается:
- сумма долга и начисленной пени;
- период внесения платы;
- предупредительные меры в случае невыплаты;
- конечная дата выплаты задолженности.
Документ на выплату высылается налоговым органом не позднее 3 месяце, если сумма долга составляет более 500 рублей, или не позднее 1 года при недостаче менее 500 рублей.
Выплатить долг законодательство обязывает в течение 8 дней с момента получения извещения. Это касается тех случаев, когда в оповещении не указывается конечная дата выплаты.
По отношению к неплательщику применяются следующие меры:
- начисление пени. Если средства не зачисляются вовремя, образуется просрочка. Невыплаченная сумма называется недоимкой. С этой даты за каждый просроченный день начисляется пеня;
- изъятие имущества либо денег с помощью заявления в суд;
- ограничение в переездах;
- наложение ареста на банковский счет или автомобиль;
- взыскание денег с заработной платы.
Транспортное средство вернут собственнику только после полной выплаты задолженности.
На доходы (НДФЛ)
В соответствии с действующим законодательством, на территории Российской Федерации для всех правонарушений предусмотрен срок давности для подачи иска.
Для физических лиц сроки давности по 2-НДФЛ имеются некоторые отличия по сравнению с юридическими лицами:
Нет привилегий | На них распространяется общий промежуток времени – 3 года |
Временной промежуток исчисляется с момента получения дохода | Либо начисления налогообложения на имущество |
Временная граница | Может расширяться судом после предъявления заявления от исполнительного органа власти |
По завершении 3 лет | Долг считается безнадежным |
Для списания задолженности в суд подается исковое заявление. По налогу на доходы физических лиц срок исковой давности определяется следующим образом:
Максимальный период давности для гражданских дел | 10 лет. Но в большинстве случаев он равен 3 годам |
Сокращенный срок давности по закону | Не должен превышать 3 года |
Исчисляется период с момента выявления правонарушения | То есть, пропуска оплаты налогообложения по НДФЛ |
Временная граница может начать исчисляться с того момента | Как стало явным совершение неправомерных действий |
Если гражданин уклоняется от сотрудников налогового органа и суда | Исковую давность приостанавливают до тех пор, пока гражданин не объявится |
В первые 10 месяцев налоговая служба самостоятельно пытается разрешить ситуацию, и только после этого обращается в суд для принудительного взыскания средств.
По земельному
К земельному налогу, как и к любому другому применяется срок исковой давности. Составляет он также 3 года. Исчисляется следующим образом:
После истечения 3 лет долг взыскать не получится. Как показывает практика, количество должников высокое, из-за чего налоговая служба не успевает следить за долгами.
Как исчисляется граница срока исковой давности:
Начинается | С даты начисления взноса по налогам |
Приостанавливается по просьбе | Налоговой инспекции |
По истечении трех лет и не доведения дела | До суда оно считается безнадежным |
Отсчет срока могут переносить | Если физическое лицо получает заказное письмо с оповещением |
Если за этот период никаких действий от налогового органа не исходило, задолженность списывают.
На имущество
Физические лица обязаны выплачивать налог на имущество. Объектом обложения налогами выступает недвижимое имущество, на которое у гражданина имеется право собственности (дом, квартира, гараж и прочее).
Налоговый период для этого типа сбора – 1 год. Расчет осуществляется на основании кадастровой или инвентаризационной стоимости имущества.
При неоплате имущественного налога возникнуть может несколько ситуаций:
Имущество у плательщика налогов есть, но оповещение ему не приходило из-за отсутствия информации у налоговой инспекции о наличии у гражданина этого имущества | Либо его не задекларировали, либо по каким-то причинам сведения потерялись. В таком случае физическое лицо обязано до 31 декабря посетить ФНС и попросить рассчитать налог. Государственные органы предъявлять претензии не станут |
Данные о наличии имущества налоговой инспекции не предоставлялись | Госорган самостоятельно обнаружил его. В таком случае предъявляется счет за 3 налоговых периода. То есть, физическое лицо обязано будет уплатить налог за 3 года |
Извещения получались, но не оплачивались | В таких случаях законодательство разрешает налоговой службе поступить несколькими путями – при сумме долга свыше 3 тысяч рублей подать иск в течение полугода с момента образования задолженности или при сумме меньше 3 тысяч – подать иск в течение 3 лет |
Если имеется уважительная причина, суд имеет право восстановить (продлить) срок подачи искового заявления, если он был пропущен.
Видео: взыскание задолженности с налогоплательщика
Сотрудники налоговой инспекции отправляют должнику уведомление с требованием оплатить налог. Сроки предъявления документа – 1 месяц до даты внесения платежа.
Как показывает практика, судебные решения по срокам исковой давности по налогам для физических лиц неоднозначны. Судья может продлить срок давности для подачи иска.
Судебные разбирательства при этом не осуществляются. Судья выносит приказ, имеющий исполнительную силу. Копию отправляют налогоплательщику в течение 10 дней.
За этот период он вправе выразить возражения. Даже если физическое лицо их не обоснует, судья может отменить приказ. В таком случае ФНС обращается в районный суд с новым заявлением.
На это законом отводится полгода после отмены судебного решения. Его разрешается обжаловать до тех пор, пока документ не обретет законную силу.
Если решение не отменено, на его основании выдают исполнительный лист. В дальнейшем по нему происходит взыскание средств.
Если у должника нет финансов на погашение задолженности, истребование переходит на его собственность.
Таким образом, физические лица обязаны своевременно оплачивать различные типы налогов. В противном случае к ним применяется ответственность.
Налоговая инспекция имеет право истребовать погашение долга в течение 3 лет. Именно такой промежуток времени определяется законодательством как срок исковой давности.
На добровольное погашение задолженности налоговая инспекция дает неплательщику 8 дней, после чего обращается в суд.
Должник оплачивает долг лишь за этот период. Даже если у него образовалась задолженности за 5 и более лет, он возвращает задолженность лишь за 3 года.
Источник: https://jurist-protect.ru/srok-iskovoj-davnosti-po-nalogam-dlja-fizicheskih-lic/
Особенности проверок налоговых агентов по НДФЛ | Народный вопрос.РФ
0 [ ] [ ]
Особенности проверок налоговых агентов по НДФЛ
Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности подвергается налоговому контролю со стороны налоговиков, одной из форм которого выступают налоговые проверки.
При этом проверки налоговых агентов по НДФЛ имеют некоторые особенности, о которых и пойдет речь в нижеприведенном материале.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (письмо Минфина России от 18 января 2013 года № 03-02-07/1-11).
В статье 31 НК РФ закреплен определенный объем прав, «дарованных» законодательством налоговым органам. В рамках рассматриваемой темы статьи следует обратить внимание на следующие из них:
– производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее смотрите статьи 76 и 77 НК РФ);
– требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В связи с этим ни в коей мере нельзя забывать и об обязанностях налоговых органов, предусмотренных статьей 32 НК РФ. Вот лишь некоторые из них, интересующие нас в данном случае:
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ);
– принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее об этом смотрите в главе 12 части первой НК РФ под названием «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм») (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ);
– направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ);
– представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (подпункт 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;
– осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (подпункт 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ);
– по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (подпункт 12 пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
– правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 июня 2014 года по делу № А32-11484/2012, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2013 года по делу № А27-17528/2012, постановление ФАС Центрального округа от 14 апреля 2006 года по делу № А14-8935-2005/334/33);
– письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 декабря 2002 года по делу № Ф03-А73/02-2/2660);
– вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2003 года по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1);
– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 2 мая 2012 года по делу № А28-5002/2011, от 28 ноября 2011 года по делу № А29-2853/2011; постановление ФАС Центрального округа от 28 августа 2006 года по делу № А35-9977/05-С18);
– в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Помимо указанных обязанностей налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
В частности, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ, на что указывает пункт 1 статьи 231 НК РФ.
Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта.
Пункт 5 статьи 24 НК РФ гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
– камеральные налоговые проверки;
– выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Статья 88 НК РФ регламентирует общие положения и порядок проведения камеральных налоговых проверок.
При этом пункт 10 этой статьи гласит, что правила ею предусмотренные, распространяются помимо налогоплательщиков еще на плательщиков сборов, налоговых агентов и на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено НК РФ.
В силу пункта 17 статьи 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся аналогично и в отношении налогоплательщиков, и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.
При этом одно лицо может быть проверено в ходе одной выездной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ.
Исходя из вышесказанного, важным представляется рассмотреть вопрос о нарушениях, установленных в процессе налоговой проверки не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов.
Если налогоплательщик является налоговым агентом и не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со статьей 123 НК РФ.
Так, неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Более того, налоговому агенту, не перечислившему в установленный срок сумму удержанного у налогоплательщика налога в бюджет, не удастся избежать и начисления пени, на что указывает статья 75 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога.
Имейте в виду, что арбитры считают вполне правомерным начисление пени даже в том случае, если налоговый агент не произвел удержание налога у налогоплательщика.
На это указывает пункт 2 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором также сказано, что с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
Обращаем Ваше внимание на то, что в НК РФ в отношении исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, установлены особенности проведения налоговых проверок.
Так, согласно статье 214.8 НК РФ при проведении камеральной и (или) выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со статьей 214. 6 НК РФ налоговые органы вправе запрашивать в порядке, предусмотренном НК РФ, документы, перечисленные в пункте 1 названной статьи, а именно:
1) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществлявшего на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций этой российской организации);
2) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, в чьих интересах доверительный управляющий осуществлял на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);
3) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление физическим лицом на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 1 декабря 2014 года № 03-08-13/61294 «О порядке налогообложения доходов в виде дивидендов», документы, подтверждающие налоговое резидентство, необходимы к представлению налоговому агенту на момент проведения налоговых проверок в случае применения налоговым агентом льгот и освобождений, предусмотренных НК РФ или международным договором Российской Федерации, в том числе в случае, когда налоговым агентом не удерживается налог с процентных доходов по облигациям российских эмитентов, выплачиваемых в пользу юридических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации;
4) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление доверительным управляющим на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах физического лица, а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица;
5) иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.
Обратите внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, является открытым, то есть при проверке дополнительно могут быть запрошены документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующих налоговых ставок и льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. На это указывает Минфин России в письме от 9 января 2014 года № 03-08-05/82. В этом же письме Минфин России отмечает, что закрытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами, не определен.
В силу пункта 2 статьи 214.8 НК РФ требование о представлении вышеперечисленных документов должно быть направлено налоговому агенту, который осуществил исчисление, удержание и уплату соответствующего налога, в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ.
Если у налогового агента отсутствуют истребуемая информация и (или) документы, налоговый агент должен направить иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, которым была осуществлена выплата дохода по ценным бумагам российских организаций, запрос о представлении таких документов.
Заметим, вышеуказанные документы также могут быть запрошены налоговыми органами у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Обратите внимание, что документы, истребованные в соответствии со статьей 214.8 НК РФ, подлежат представлению в налоговый орган не позднее трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего требования. При этом срок представления документов может быть продлен решением налогового органа, но не более чем на три месяца.
Источник: https://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2780