Минфин все также против расходов на спорт — все о налогах

Минфин объявил о создании списка «налоговых расходов» государства :: Экономика :: РБК

Минфин намерен тщательнее оценить выпадающие доходы бюджета из-за налоговых льгот. При отсутствии результата они могут быть пересмотрены или отменены

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Минфин предложил составить отдельный перечень «налоговых расходов» бюджета и установить механизм их оценки. В случае неэффективности расходов меры господдержки планируется скорректировать или вовсе отменить. Проект постановления правительства, разработанный министерством, опубликован на портале раскрытия нормативных актов.

Представитель Минфина в комментарии РБК подчеркнул, что документ пока находится на стадии общественного обсуждения, «по итогам которого будут собраны замечания и предложения для дальнейшей его доработки».

Налоговые расходы — это выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам, сборам и таможенным платежам в качестве господдержки бизнеса, социально ориентированных НКО, социально незащищенных граждан и других категорий.

В отличие от прямых расходов бюджета у налоговых часто нет срока действия — многие льготы предоставляются бессрочно.

Минфин ранее неоднократно заявлял, что налоговые льготы — это недополученные ресурсы бюджета, но в отличие от прямых трат контроля за ними нет.

«Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния», — предупреждало министерство в специальном прошлогоднем докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот (*.pdf).

По оценке Минфина, которая приводится в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на следующую трехлетку (*.pdf), налоговые расходы бюджетной системы в 2015 году составляли 1,9 трлн руб., а в 2018-м достигнут 3,1 трлн руб. В основном налоговые расходы приходятся на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб., в 2018 году.

Далее следуют льготы в сферах здравоохранения, социальной политики, образования, науки и другие — впрочем, их объемы значительно меньше. В 2021 году бюджет понесет 3,36 трлн руб. налоговых расходов, прогнозирует Минфин. Оценки получены на основе данных налоговой отчетности и метода упущенных доходов, который учитывает сумму потерь доходов бюджета от предоставления той или иной льготы.

В разрезе госпрограмм самые большие льготы и преференции заложены в госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов», которая предполагает 1,2 трлн руб. налоговых расходов в 2018 году.

Далее следует программа «Развитие сельского хозяйства» более чем с 450 млрд руб. налоговых расходов. В целом более 1,5 трлн руб. всех налоговых расходов приходится на льготы по НДС и ввозной пошлине.

Реестр, который планирует создать Минфин, будет публиковаться на его сайте. Кураторами налоговых расходов по тем или иным госпрограммам станут министерства и ведомства, ответственные за их исполнение.

Проект перечня налоговых расходов Минфин будет разрабатывать ежегодно до конца марта, затем документ будет согласовываться с Минэкономразвития и ответственными ведомствами.

Кураторам госпрограмм предстоит оценить целесообразность налоговых расходов по таким критериям, как их востребованность и соответствие целям госпрограмм. Если какой-либо из них не будет выполнен, льготу уже могут скорректировать или отменить.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость.

Предполагается, что постановление правительства вступит в силу 1 января 2019 года. Методику оценки эффективности налоговых расходов должны определить до 1 июля 2019 года.

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов ранее указывал, что отменить или хотя бы усовершенствовать для начала можно 25 льгот, большинство из которых относятся к налогу на прибыль (в год бюджет теряет около 430 млрд руб. от послаблений по этому налогу).

Кроме того, пересмотреть можно пониженную ставку НДС для продуктов и товаров для детей (278 млрд руб.), а также имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (151,1 млрд руб.) и освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет (51,3 млрд руб.

), писал эксперт.

По мнению руководителя направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александры Суслиной, пересмотрены могут быть все льготы. «Минфин около десяти лет ведет работу для повышения эффективности налоговых льгот.

Вопрос об отмене неэффективных постоянно стоит на повестке дня. Весь объем льгот может быть пересмотрен. Очень многие из них вызывают сомнения, но результат и масштаб потерь бюджета оценить очень трудно», — пояснила Суслина РБК.

Не закреплено и само понятие налоговых расходов, напомнила она.

Однако эксперт названа «спорной» идею передать контроль за эффективностью льгот самим исполнителям госпрограмм. «Оценка собственной же работы вряд ли может быть объективной.

Логичнее было бы назначить внешний контроль, например, со стороны Счетной палаты.

Возможно, отчасти это сделано потому, что именно органы, которые пользуются льготами, лучше понимают, сколько они сэкономили», — считает Суслина.

Представитель Минфина не уточнил, чем обусловлено предложение назначить кураторами по оценке эффективности налоговых расходов самих исполнителей госпрограмм и сформирован ли уже примерный список льгот для отмены или корректировки. «В настоящее время порядок оценки эффективности налоговых расходов имеет рамочных характер и находится на стадии межведомственного согласования», — сообщил он.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/10/08/2018/5b6ae6a19a794786201c49e8

Минфин предложил ввести законодательную норму на проведение налоговых экспериментов

Министерство финансов РФ вместе с Федеральной налоговой службой (ФНС) предлагает закрепить в Налоговом кодексе возможность проведения налоговых экспериментов. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель министра финансов Илья Трунин.

«Мы хотим ввести специальную норму.

Мы предлагаем вместе с Федеральной налоговой службой и с участием специалистов из Государственной думы ввести нормы в первую часть Налогового кодекса на проведение налоговых экспериментов.

Там мы предлагаем записать, что правительство будет выходить с отчетом о проведении эксперимента и предложением либо сворачивать проект по завершении, либо закреплять», — сказал Трунин.

О предложении ввести новую норму замминистра сообщил, говоря о концепции по специальному режиму налогообложения самозанятых. После принятия соответствующего закона начнется эксперимент для физических лиц, не имеющих наемных работников, в четырех субъектах России: Москва, Московская область, Республика Татарстан и Калужская область.

«Новый режим могут применять не только домработницы, няни или репетиторы, но и, например, ремесленники, если человек работает один. Важно отметить, что это именно специальный налоговый режим, не новый налог», — подчеркнул замглавы Минфина.

«Проблема в том, что культуры уплаты налогов в нашей стране не было никогда — ни в Российской Федерации, ни в Советском Союзе, ни в Российской империи», — признал Трунин. Он отметил, что министерство не претендует на то, чтобы за какое-то короткое время привить эту культуру.

«Но сейчас уровень налогового администрирования находится на таком уровне, что мы получаем больше возможностей отслеживать доходы граждан. Все больше распространяются безналичные платежи, по информационным платформам видно, кто чем занимается», — пояснил замминистра.

Правительство предлагает людям, которые не хотят иметь неприятностей с налоговыми органами, «удобный, необременительный способ уплаты налогов с очень низкими ставками».

Для самозанятых будут установлены следующие налоговые ставки: 4% — общая ставка, 6% — если человек оказывает услуги бизнесу, который хочет принять их на расходы. «Все страховые платежи должны быть включены в эти ставки.

Из них 1,5% — это будут взносы на обязательное медицинское страхование», — сообщил Трунин.

По его словам, пользоваться предлагаемой возможностью смогут и физические лица, и индивидуальные предприниматели. На первом этапе власти предложат ограничение по доходам — 200 тыс. рублей в месяц (2,4 млн рублей в год).

При этом, как рассказал замглавы Минфина, пенсионное страхование для самозанятых будет формироваться так: либо человек где-то официально работает и получает минимальную зарплату, соответственно, за него платит работодатель, либо если он нигде не работает, то будет получать только социальную пенсию или дополнительно формировать пенсию сам. Люди должны сами сделать осознанный выбор.

Читайте также:  Что делать, если в платежке неверно указан налоговый период? - все о налогах

Уплата налога будет производиться через специальное мобильное приложение «Мой налог». «В законе есть еще один очень важный элемент — электронный оператор. Если человек получает такие доходы через приложение-агрегатор, например, такси, сдавать отчетности и платить налог за него налог может этот агрегатор», — добавил Трунин.

Как отметил замминистра, правительство надеется, что сумма 2,4 млн рублей, является существенным ограничителем, и после введения нового режима не будет миллиардного уклонения от налогообложения.

Предлагается установить срок проведения пилотного проекта в упомянутых четырех субъектах в 10 лет. Смогут ли другие регионы подключаться к эксперименту за этот период определит правительство.

Для урегулирования таких вопросов и будет введена специальная норма о проведении налоговых экспериментов в Налоговый кодекс.

«Нам нужно посмотреть, как пилотный проект будет реализовываться», — подчеркнул замминистра, отметив, что очень важно то, что новый режим смогут применять как индивидуальные предприниматели, так и просто физические лица. Власти будут впервые реализовывать норму ГК о том, что предпринимательской деятельностью можно заниматься без регистрации в качестве ИП.

Правительство предлагает отказаться от регистрации в качестве ИП и уплаты предпринимателем фиксированных страховых взносов. Раньше этот сектор существовал сам по себе. Но в последнее время власти стали обращать внимание, что большое количество трудоспособного населения не обращается за пособиями, не формирует свои пенсионные права и не платит в систему медстрахования, рассказал замминистра.

Власти неоднократно пытались решить проблему налогообложения деятельности самозанятых граждан. Поручения разработать соответствующие нормы кабмину давали президент и премьер-министр.

Также был принят закон, который установил налоговые каникулы для самозанятых на 2017-2018 годы.

По истечении этого периода самозанятые должны решить, прекратят ли они заниматься своей деятельностью, перейдут ли в статус ИП или будут платить НДФЛ по ставке 13%.

Однако пока лишь небольшое количество граждан зарегистрировались в качестве самозанятых и встали на учет в налоговых органах. По данным на конец 2017 года, в информационной системе ФНС фигурировали всего 813 самозанятых.

Недавно в Госдуму был внесен законопроект, продлевающий действие налоговых каникул до конца 2019 года. В июне министр экономического развития Максим Орешкин сообщил, что новый налоговый режим для самозанятых может быть запущен уже с 1 июля 2019 года.

Минфин ранее предлагал установить для самозанятых ставку налога в размере 3% при оказании услуг физлицам и 6% — юрлицам. Обсуждаемый лимит доходов за год, к которым может применяться такая система, составлял 10 млн рублей.

Источник: https://www.newsru.com/finance/11sep2018/nalogi.html

Каникулы кончились: правительство отменит налоговые льготы

Минфин объявил о начале реформы налоговых льгот уже с 2018 года. Правила предоставления льгот будут систематизированы в специальном кодексе к концу этого года.

Со следующего года налогоплательщиков ждет мораторий на новые льготы, оценка эффективности действующих и замена бессрочных освобождений целевыми льготами на конкретный срок. Стоимость льгот, которые подлежат перераспределению или отмене, оценена в 2,5 трлн руб. в 2017 году.

Элементы предстоящей реформы включены в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Во вторник проект документа был представлен Минфином на парламентских слушаниях в Госдуме.

Как следует из различных разделов «Основных направлений», налоговые льготы получают новый статус «налоговых и неналоговых расходов бюджета». Изменение правил будет закреплено в Бюджетном кодексе.

Уже осенью текущего года глава Минфина Антон Силуанов обещал внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

Пока депутатам были продемонстрированы расчеты действующих льгот, которыми пользуются предприниматели на текущих условиях. Стоимость льгот в 2017 году в действующих правилах оценен в 2,5 трлн руб. К 2020 году эта цифра увеличится до 2,8 трлн руб.

Минфин подсчитал, что, в частности, регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб в 2017 году, в 2020 году они могут недосчитаться уже 377,1 млрд руб.

Смена понятия «налоговая льгота» на «налоговый расход» дает возможность Минфину говорить о более чем 17% дополнительных расходах федерального бюджета. Традиционные расходы бюджета на 2018–2020 годы в Белом доме пока решено не увеличивать, несмотря на президентские выборы в следующем году.

Из материалов Минфина следует, что налоговые льготы посчитаны прямым способом — по методу «упущенных доходов» на основе статистики собранной ФНС.

В расчеты не включены льготы и освобождения в рамках системы специальных налоговых режимов (соглашения о разделе продукции, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система).

Методика подсчета объема льгот не обсуждалась ни в документах Минфина, ни во время парламентских слушаний. Из всех выступающих в Госдуме надвигающуюся реформу заметили только глава счетной палаты Татьяна Голикова и президент РСПП Александр Шохин.

Татьяна Голикова сделала замечание Минфину, что «в документе по-прежнему не содержится сведений об эффективности применяемых льгот и концептуальных подходов, позволяющих оценить, целесообразность их отмены или продолжения».

Александр Шохин предложил сделать по настоящему предсказуемой налоговую нагрузку, которую Минфин оценивает в 31,6% ВВП.

По мнению Шохина неизменность налоговой нагрузки гарантирует только специнвестконтракт, содержащий «дедушкину оговорку». Для всех остальных предпринимателей она может меняться даже при условии неувеличения налогов — «отменится льгота, либо ставка поменяется».

В «Основных направлениях» сообщается, что ответственные исполнители госпрограмм получат полномочиями по проведению оценки эффективности предоставляемых льгот и преференций в рамках государственных программ, на основе разработанных Минфином общих подходов.

При этом «создание системы мониторинга налоговых и неналоговых расходов бюджетов бюджетной системы, регулярный анализ объемов и оценка эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении целевых показателей госупрограмм».

Полученные дополнительные финансовые ресурсы «могут быть направлены на обеспечение приоритетных направлений экономики», — говорится в документе.

Минфином также подчеркивается, что «основным принципом распределения налоговых и неналоговых расходов по госпрограммам является соответствие их целей приоритетам и целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определенным в госпрограммах».

При этом отдельные статьи налоговых и неналоговых расходов могут соответствовать сразу нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным государственным программам. Налоговые и неналоговые расходы, которые не подходят под перечисленные выше критерии, отнесены к непрограммным налоговым расходам.

Тем самым для бюджетных лоббистов фактически анонсирован новый элемент борьбы за бюджетные ресурсы, аналогичный распределению обычных бюджетных расходов. Раньше налоговые льготы были исключены из этого процесса.

Отмена некоторых льгот уже анонсирована «Основными направлениями». Запланирована поэтапная отмена пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций по линейным объектам. Речь идет о ставке 2,2% по трубопроводам, линиям энергопередачи (отмена с 2019 года) и по железнодорожным путям общего пользования (отменяется с 2021 года).

Отмена запланирована и для льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для автомобильных дорог федерального значения.

Кроме того, с 2018 года предложено установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.

Но из расчетов Минфина следует, что отменяемые льготы пока не настолько значительны с точки зрения всех налоговых расходов бюджета.

Наибольшие потери Минфин оценил от 38 видов освобождений по НДС. В целом стоимость льгот от НДС и освобождение от таможенной пошлины оценена в 1,2 трлн руб в 2017 году. К 2020 году стоимость льгот может возрасти до 1,4 трлн руб.

В этой группе льгот наиболее крупной оказалась пониженная до 10% ставка НДС «при реализации и ввозе определенных товаров». Эта льгота распространяется на продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары и племенные животные.

В 2017 году стоимость этой льготы для бюджета оценена в 495,3 млрд руб. В 2020 году, если ничего не поменяется стоимость льготы может возрасти до 624,8 млрд руб. Отдельно выделены крупные налоговые расходы по освобождению от уплаты НДС при реализации медицинских услуг. Стоимость льготы в 2017 году — 102,8 млрд руб, а в 2020 году — 125,4 млрд руб.

Другие крупные потери бюджета оценены за счет льгот по налогам и сборам на рентные доходы. В 2017 году — 536,3 млрд руб., в 2020 году 656,8 млрд руб. При этом по налогу на добычу полезных ископаемых потери указаны Минфином в размере 412,4 млрд руб. в 2017 году и 499,3 млрд руб. в 2020 году.

Налоговые расходы по имущественным налогам оценены Минфином по 54 видам льгот в 423,1 млрд руб. в 2017 году. Но они уже сокращаются в 2020 году до 363 млрд руб. Прежде всего за счет уже упомянутой отмены льгот на линейные объекты.

На этом фоне представленная Минфином оценка льгот по страховым взносам выглядит скромно. В 2017 году налоговые расходы по взносам оценены в 90,8 млрд руб, а к 2020 году они снизятся до 35,3 млрд руб.

Читайте также:  Кого еще освободят от онлайн-касс? - все о налогах

Отметим, что первое обсуждение налоговой политики в Госдуме депутатов заинтересовало крайне мало. Практически незамеченной осталась и двусмысленность «Основных направлений» по налоговому маневру по формуле 22/22 (снижение страховых взносов с 30% до 22%, и повышение НДС с 18% до 22%). С одной стороны никаких упоминаний о деталях этой реформы в документах нет ни слова.

С другой стороны в материалах Минфина одной фразой упоминается о том, что «целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления — путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».

Против повышения НДС и снижения страховых взносов выступили только представители деловых организаций и примкнувший к ним ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Кузьминов предложил ввести дифференцированную ставку НДФЛ.
От права задать уточняющие вопросы Антону Силуанову депутаты отказались. А глава бюджетного комитета Андрей Макаров объяснил нежелание усложнять обсуждение дискуссии тем, что детали «Основных направлений» еще не раз будут разбираться Госдумой.
«Посмотрел я на ваши лица и подумал как поощрить тех, кто досидел до конца», — подвел итог обсуждения глава бюджетного комитета Госдумы. Отметим, что председатель Госдумы Владислав Володин уже несколько минут как покинул зал и передал ведение заседания своему зампреду Александру Жукову.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37433801-kanikuly-konchilis-pravitelstvo-otmenit-nalogovye-lgoty/

В минфине заявили, что полный переход на ндд в нефтяной отрасли возможен через 3-5 лет

МОСКВА, 7 сентября. /ТАСС/. Окончательный переход на налог на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли возможен не ранее, чем через 3-5 лет, пока бюджет не готов к такой нагрузке, сообщил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, выступая на Московском финансовом форуме.

«Пока бюджет по структуре расходов не готов взять на себя такую волатильность доходов (при полномасштабном переходе на НДД — прим. ТАСС). В долгосрочной перспективе переход на НДД неизбежен, но это не разговор ближайших трех или даже пяти лет», — сказал он.

При расширении практики НДД оценивается не только эффект на отрасль, но и на бюджет. «Понятно, что налогообложение и финансовый результат — это лучшие практики, их идеологически правильно распространять на всю отрасль, но это нельзя делать в отрыве от того, как чувствует себя бюджет при переходе на новый режим», — пояснил представитель Минфина.

По его словам, главная задача ведомства в регулировании нефтяной отрасли — баланс интересов бизнеса и социальной функции государства.

Сейчас нефтедобывающие компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый с объемов добычи. НДД же будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Ставка НДД составит 50%.

Новый налог будет распространяться на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн в год); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 млн тонн.

НДД заработает уже с 1 января 2019 года на пилотных месторождениях. В список пилотных проектов вошли 35 участков недр, разрабатываемых «Роснефтью», «Лукойлом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

О налоговом маневре в нефтяной отрасли

Сазанов также заявил, что возможные корректировки завершения налогового маневра в нефтяной отрасли будут носить технический характер, принципиальных изменений уже не будет. «Минфин однозначно высказал свою позицию.

Нефтяники деньги зарабатывают, и мы считаем, что не сможем оправдать дополнительные льготы им перед гражданами в сегодняшней ситуации.

И если мы говорим о каких-то корректировках завершения налогового маневра, то они могут носить исключительно технический характер, но никаких дополнительных денег. На наш взгляд, это нонсенс в данной ситуации», — отметил он.

«Если посмотреть на денежный поток, который составит 2 трлн рублей по отрасли в 2018 году — это в 2,5 раза прирост к прошлому году», — сказал Сазанов.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5535589

Минэнерго РФ выступает против нового налогового маневра Минфина—Новак

(Рейтер) Минэнерго против предложений Минфина о налоговом маневре в нефтянке, предусматривающих обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение НДПИ, сказал в среду министр энергетики РФ Александр Новак.

«Мы не предлагаем, как министерство энергетики, никаких налоговых маневров, связанных со снижением экспортной пошлины и увеличением НДПИ с механизмом обратного акциза. Мы, наоборот, в данном случае выступаем оппонентом предложения министерства финансов», — сказал Новак в Общественной палате.

«Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как закончится модернизация всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года», — добавил он.

Аргументы Минфина — сейчас нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в интервью Ведомостям в середине марта оценивал ущерб от промедления с нефтяным налоговым маневром в 1 триллион рублей.

Основная часть субсидии, по его словам, приходится на НПЗ, которые получили 600 миллиардов рублей, 140 миллиардов рублей бюджет потерял из-за поставок в Белоруссию, которая получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин, а 300 миллиардов рублей — из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр — полностью обнулив пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, которые компенсирует рост НДПИ. Минфин считает, что это можно было бы сделать уже в следующем году.

Правительство начало проводить налоговый маневр в нефтянке в 2015 году, постепенно снизив пошлину до 30 процентов от цены на нефть и увеличив ставку НДПИ на нефть. Минфин хотел закончить его в 2017 году, но против отмены пошлин выступили Минэнерго и нефтяники.

В среду премьер Дмитрий Медведев сказал, что правительству предстоит решить вопрос о завершении налогового маневра в отрасли, сообщили российские агентства.

Параллельно Минфин и Минэнерго уже много лет обсуждают новый налоговый режим в нефтяном секторе — налог на добавленный доход.

Российские власти хотели запустить пилотные проекты с переходом на НДД с января 2018 года, но дискуссия вокруг нового налога, который будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку, затянулась.

Новая система налогообложения нефтяной отрасли первоначально задумывалась как избавление от безсистемного распределения льгот нефтяникам. Она стала предметом долгих споров Минфина и Минэнерго о сроках и параметрах перехода, и о параллельных льготах для обводненных месторождений.

FACTBOX-Изменения налогового режима в нефтегазовой отрасли РФ (Олеся Астахова. Текст Дарьи Корсунской и Андрея Кузьмина)

Источник: https://fomag.ru/news-streem/minenergo_rf_vystupaet_protiv_novogo_nalogovogo_manevra_minfina_novak/

Расходы граждан берут «под колпак» Налоговики разрабатывают механизм борьбы с серыми доходами

Российские власти обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения. Об этом сообщают «Ведомости». В начале 2000-х от такого механизма отказались, но теперь у налоговиков хватает информации. Поэтому Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) решили бороться с серыми зарплатами, поскольку «надо чем-то наполнять бюджет», рассказали газете шесть федеральных чиновников.

Данных у ФНС для контроля за расходами сегодня действительно достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам для начисления транспортного налога. О покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Кроме того, они имеют возможность получать сведения о банковских счетах граждан.

Впрочем, использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам не так просто. До 2003 года, напоминает издание, в Налоговом кодексе имелись статьи, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц.

Читайте также:  Пособие за раннюю постановку на учет по беременности в 2018 году: не запутайтесь с размером - все о налогах

В 1990-е даже была специальная декларация о расходах.

Но при этом было совершенно не ясно, как определить, откуда у гражданина доход: купил ли он, допустим, квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства? Именно поэтому наладить контроль за расходами тогда не удалось.

Замминистра финансов Илья Трунин пояснил изданию, что и сегодня переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую нельзя.

При этом он уточнил, что некоторые механизмы контроля за расходами уже имеются: многие госслужащие и сотрудники госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы.

Правда, эта информация пока не используется в налоговом администрировании.

Читайте по теме

Из программы Минфина торчат ножницы Кудрина

Для монетаризма 90-х готовится упаковка 2018 года

Кроме того, в некоторых случаях НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Например, при продаже недвижимости: если квартира во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

В итоге, как отмечают «Ведомости», при учете доходов возможен следующий механизм. Можно обязать граждан декларировать определенные активы раз в год, и, если человек через полгода после отчетности совершил крупную покупку, которая превышает его доходы, можно при проверке смотреть на задекларированные активы.

Издание отмечает, что для начала вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц. После того как налоговики выявят незадекларированные доходы, простым доначислением не обойдется. ФНС должна будет передать данные в правоохранительные органы для выяснения легальности доходов.

Громоздкость процедуры собеседники «Ведомостей» объяснили тем, что «идея очень сырая». Вместе с тем, как представляется, идея для кабмина привлекательная, поскольку дает бюджету дополнительные доходы.

Каковы шансы, что контроль за расходами населения будет введен, как это можно сделать на практике?

 — Во всем мире налоговые органы и органы финансового контроля стремятся к тому, чтобы минимизировать или даже полностью ликвидировать наличное денежное обращение, — отмечает председатель Русского экономического общества им.

 С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — В этом случае все транзакции отдельных физических лиц становятся видимыми, и гражданам почти невозможно уклоняться от уплаты налогов.

С другой стороны, налоговики стремятся — с точки зрения ведения финансовой отчетности — превратить физическое лицо фактически в лицо юридическое. Во многих странах от граждан уже сегодня требуется декларирование не только доходов, на основе которых идет расчет налогов, но и всего своего имущества.

Эта тенденция хорошо видна на примере новейшего проекта Налогового кодекса Украины, который был написан под диктовку консультантов Международного валютного фонда (МВФ).

Этот документ предполагает декларирование не только недвижимого имущества, но и драгоценностей и даже наличных денег.

Другими словами, если украинец не задекларировал деньги, которые он хранит под матрацем, и к нему пришли с налоговой проверкой — это его проблемы.

Понятно, что даже на Украине нельзя сегодня полностью ликвидировать наличное денежное обращение. Поэтому авторы кодекса и предусмотрели эту ситуацию: гражданин «незалежной», по их мнению, может хранить наличными любую сумму в любой валюте, но если эта сумма превышает 1 млн. гривен (в пересчете на национальную валюту) — необходимо ее задекларировать, и заплатить с нее налог.

«СП»: — Что мешает ввести в России систему контроля за расходами?

— В свое время Россию спасало от нашествий завоевателей бездорожье. С попытками ввести контроль над расходами ситуация в чем-то схожая. Для успеха нужно оборудовать все матушку-Россию сетью специальных аппаратов для приема к оплате пластиковых карт, а также поставить банковские терминалы во всех торговых точках. Но у нас масштабы страны препятствуют такой модернизации.

Другими словами, установить контроль за расходами россиян мешает именно техническая составляющая. И на мой взгляд, такая ситуация будет сохраняться еще довольно долго, хотя министр финансов РФ Антон Силуанов регулярно сокрушается, что мы якобы «нецивилизованная» страна, поскольку около 25% всей денежной массы в России — это наличные деньги, и с этим пора разобраться.

Характерно, что в качестве примера Силуанов приводит Швецию. Между тем, Швеция является единственной страной в мире, где уже имеются магазины, в которых наличные не принимают.

Замечу, что в Европе на протяжении двух последних десятилетий культивировалась идея, что любой магазин должен предлагать клиенту выбор: наличный расчет или безналичный.

Но теперь, видимо, дело зашло еще дальше, и примеру Швеции скоро последует вся остальная Европа.

«СП»: — А как осуществляется контроль над расходами в США?

— Все американцы обязаны подать налоговые декларации до 1 апреля, и вы не представляете, в какое возбуждение они от этого приходят, поскольку боятся ошибиться при заполнении финансовой отчетности.

Американцы, на мой взгляд, уже давно находятся «под колпаком» органов финансового контроля. Многие из них не в состоянии заполнить чрезвычайно сложные формы декларации. Потому в США процветает бизнес налоговых консультантов, которые заполняют декларации за хорошую плату.

Я останавливался в Штатах в семье мелких — по американским меркам — бизнесменов. Меня удивило, что мой знакомый при разговорах по телефону что-то всегда старательно фиксировал в блокнот. Оказалось, он классифицировал звонки: этот частный, этот по вопросам бизнеса. Эти сведения также нужно было вносить в налоговую декларацию, в графу издержек по бизнесу, чтобы получить налоговые льготы.

Силуанов, видимо, именно такую модель считает идеалом.

«СП»: — Эта модель сулит ощутимый выигрыш бюджету?

— Эту модель «хозяева денег» — международные банковско-финансовые круги — разработали не для того, чтобы помочь России решить проблему с дефицитом бюджета. Ее придумали, чтобы поместить весь мир в условный электронно-банковский концлагерь. По большому счету, речь идет не о финансах, а об установлении тотального контроля над людьми.

Не дай Бог, чтобы и мы дошли до такого. В тех же США налоговую службу граждане боятся куда сильнее, чем, скажем, ФБР. Там очень легко получить штраф или даже тюремное заключение за неверные сведения, указанные в налоговой декларации.

Думаю, оговорка российских чиновников, что «идея сырая», связана с опасениями, что россияне воспримут эту инициативу в штыки.

Я же считаю, что нашим чиновником и налоговикам надо бы заняться другим — установлением контроля за сотнями миллиардов долларов, которые российские олигархи и корпорации держат в офшорах. Именно в этом направлении, на мой взгляд, находятся реальные источники пополнения бюджета России…

— Много лет подряд все российское общество буквально умоляло государство усилить контроль за расходами наиболее состоятельных граждан, — напоминает профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Ситуация чудовищного расслоения, при которой 1% супербогатых кичится перед 99% бедных, не устраивала никого. В итоге государство сделало ряд шагов в этом направлении, и я не считаю, что такой контроль бьет по интересам простых россиян.

Напомню, в нынешней системе контроля за крупными покупками имущественный вычет не предоставляется при покупке товара стоимостью до 250 тысяч рублей. Это значит, что все ваши расходы до указанной суммы не подпадают под какой-либо контроль. А в 250 тысяч рублей укладывается, я думаю, 99% всех покупок сограждан.

Замечу, что вся необходимая материально-техническая база для контроля за крупными покупками уже создана, и вступит в действие, в основном, в 2017 году.

Речь идет о том, что все крупные покупки через кассовую технику будут автоматически учитываться по базе налоговиков.

А уже сегодня налоговики имеют доступ к базам коммерческих банков — например, к базам купли-продажи валюты, — и давно «законнектились» с базами Росфинмониторинга и Росреестра.

Читайте по теме

«Паразитарная» часть бюджета добивает экономику

Что стоит за заявлением главы Минфина о возможности отказа поддержки ряда отраслей

Другими словами, отследить крупные покупки для налоговиков уже сегодня труда не составляет. Достаточно поставить соответствующий фильтр в программе, — как мы это делаем, когда, например, узнаем свою задолженность перед налоговыми органами или перед ГИБДД, — и спустя короткое время налоговый инспектор получает всю информацию о недобросовестных налогоплательщиках на подотчетной территории.

Поэтому разговоры о контроле над расходами не имеют, я считаю, отношения к подавляющему большинству российских граждан.

С моей точки зрения, налоговым органам вообще нет смысла отслеживать суммы ниже 1 миллиона рублей: происхождение этого миллиона любой россиянин — при наличии средней зарплаты около 30 тысяч рублей в месяц, — может объяснить простым накоплением, и какие-либо претензии к нему предъявить едва ли удастся.

Есть еще важный момент. Общая сумма сборов по НДФЛ превышает 2,5 трлн. рублей в год. А вот сумма, которая доначисляется в процессе проверок налогоплательщиков, составляет всего 0,1% от всей суммы сборов. Это говорит о двух вещах.

Во-первых, наши граждане весьма щепетильны при подготовке и подаче налоговых деклараций. Во-вторых, суммы доначисляемых средств несопоставимы с затратами на налоговые проверки.

С учетом сказанного, кабмину просто нет смысла заморачиваться с широкой кампанией по контролю над расходами граждан…

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/152467/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]