Нюансы внутрихозяйственного финансового контроля — все о налогах

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия: порядок проверки, отчет :

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения – это самый надёжный и точный метод подтверждения факта того, что организация работает продуктивно, в соответствии с действующими законами, а все ее работники трудятся добросовестно. Рекомендовано организовывать мероприятия по аудиту деятельности регулярно, анализируя полный спектр факторов.

Проверки как способ идти к успеху

Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность.

Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата.

Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оптимальный вариант – привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов.

Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании.

Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.

Работа аудитора: важные особенности

Специалист, осуществляющий проверки плана финансово-хозяйственной деятельности, собирает информацию о процессах на предприятии и оценивает полноту применяемых методик, учетных форм.

Аудитор изучает, насколько достоверный учет деятельности компании ведется, и предлагает на рассмотрение руководителю план мероприятий, которые позволят повысить эффективность работы компании. Как правило, внедрение новых методик требует определенных усилий.

Аудитор формулирует рекомендации, позволяющие их минимизировать и оптимизировать. По результатам нововведений в обозримом будущем компания получит более высокий доход на фоне оптимизации производственных трат.

Польза аудита

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес – это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение.

Обращение к аудитору – лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически.

Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает комплексное изучение корпорации, призванное выявить:

  • финансовое положение;
  • обязательства фирмы;
  • активы и пассивы.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляется информация, с высокой эффективностью используемая для управленческих решений в ближайшем будущем. Но эта задача очень ответственная, поэтому поручать аудит кому попало нельзя.

Рекомендовано привлекать внешних специалистов: это независимые субъекты, способы оценивать все процессы без вовлечения эмоциональной, финансовой, иной личной заинтересованности.

Аудитор должен хорошо знать действующие законы и понимать нормативы, основные действующие в предприятиях требования, а также механизмы, позволяющие оптимизировать рабочий процесс.

Основные мероприятия анализа

Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:

  • изучение документов;
  • анализ экономических данных о предприятии;
  • изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
  • изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
  • экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
  • изучение кредитной составляющей баланса;
  • анализ использования ресурсов предприятия.

Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:

  • изучение документации;
  • интервьюирование работников;
  • проведение тестов персонала и рабочего процесса;
  • наблюдение за рабочим процессом;
  • анализ.

Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.

Задача аудита

Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации – словом, совершенно любого предпринимательства – преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.

Итак, аудит – мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены.

Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.

Особенности мероприятия

Проводимая внештатными квалифицированными специалистами налоговая проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности всегда индивидуальна. Это означает, что руководители очерчивают круг хозяйственных, финансовых, налоговых вопросов. Именно на них фокусируется внимание проверяющих.

Чем больше в фирме документов, чем круг аспектов для анализа шире, чем поле работы и сложность технического задания больше, тем больше времени займет аудит.

Если было выбрано сотрудничество со сторонней организацией, от этого будет зависеть и цена услуги.

В целом привлечение к аудиту работников организации позволяет сэкономить на мероприятии, но лучшие итоги показывают проверки, выполненные сторонними аудиторами, так как эти лица более объективны.

Ревизия: взгляд изнутри

По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами.

Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур.

Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.

Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности.

В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации.

В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.

Проверки, контроль и доверие

Зачем вообще нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности? Это не просто метод удостовериться, что фирма эффективна и надежна. Это еще и инструмент, позволяющий добиться расположения, доверия инвесторов, управленческих органов, государственных инстанций. В любой коммерческой организации аудит помогает защитить деньги акционеров, общественные активы.

На предприятии необходимо организовать:

  • наличие и принятие в работу финансового, хозяйственного плана;
  • введение внутреннего контроля;
  • обеспечение прозрачной управленческой системы, позволяющей исключить злоупотребление полномочиями;
  • меры предупреждения и обнаружения рисков, связанных с деньгами, операциями;
  • достоверность публикуемых данных.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности направлена на определение того, в какой степени все перечисленные пункты реализуются на практике. Чтобы аудит был корректным, можно организовать специальный комитет, а контроль за проверкой возложить на совет директоров.

Система контроля: путь к успеху

Для начала стоит уяснить один факт: сколько бы ни была современной, эффективной, продуманной и прогрессивной внедренная на предприятии система контроля за его тратами, это не может служить абсолютной гарантией отсутствия непредвиденных потерь. С другой стороны, внедрение подобной системы уменьшает риск их возникновения.

Создание системы и ее внедрение в рабочий процесс – задача, которую компания должна решать самостоятельно. При этом система контроля за деятельностью должна функционировать каждый день, необходима регулярность.

По закону проверка финансово-хозяйственной деятельности ложится на ревизионную комиссию. Чтобы контроль был достаточно эффективным, внутри корпорации должны работать четко отлаженные механизмы ежедневного отслеживания динамики событий.

Только такое тотальное слежение за хозяйственными операциями позволит полностью исключить некорректность ведения бизнеса.

Теоретические аспекты

Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.

Обязательно определение понятия «внутренний контроль».

Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия.

Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности – это еще и управление рисками.

Внутренний контроль: пренебрежение недопустимо

Регулярный аудит – это самый надежный метод выявления рисков, предупреждения злоупотреблений. Если удалось организовать его эффективно и корректно, компания несет меньшие расходы при повышенном качестве управленческой системы. Для максимальной эффективности в структуре создают специальный отдел – службу, ответственную за ревизию контроль.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Это такое подразделение, которое каждый день проводит проверку. Важно, чтобы оно было независимым от исполнительных органов компании. Устав должен содержать правила, согласно которым выбирают работников ревизионного отдела.

Состав, структуру, требования определяют в локальных нормативных актах организации или другой внутренней документации.

Все бумаги, связанные с деятельностью ревизионной службы, должны быть утверждены главным руководителем компании.

Эффективность и надежность

Создание ревизионной комиссии позволяет следить за воплощением в реальность хозяйственного, денежного плана предприятия. Таковой предварительно утверждается главным руководителем организации или советом директоров.

В будущем этот управленческий орган влияет на работу проверочного органа. Чтобы управленцы могли эффективно контролировать рабочий процесс, они создают комитет по аудиту. Он отвечает только за внутренние проверки в компании.

То, как работает ревизионная комиссия, генеральный директор контролирует либо лично, либо через аудиторскую комиссию.

Рекомендовано так наладить рабочий процесс, чтобы лица, органы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой имели четко ограниченную компетенцию, зафиксированную на бумаге. Одни должны отвечать за разработку мер внутреннего контроля, другие – за утверждение, кто-то должен нести ответственность за применение плана в действительности, иные – за оценку результата.

Этот подход позволяет добиться эффективности управленческой системы на предприятии. Эксперты советуют возложить обязанности по проработке процедур контроля на аудиторский комитет, ревизионную службу и исполнительные структуры компании. Утверждать проекты может только совет директоров (или генеральный директор).

Обязанности и применение мер на практике

Исполнительным структурам организации в обязанность следует вменить практическое применение мер контроля. Оценка эффективности, разработка рекомендаций по улучшению обстановки в фирме должна быть возложена на аудиторский комитет. Состав такового назначают, ориентируясь на достижение максимального контроля за хозяйственной финансовой работой.

Читайте также:  Заявление на возврат госпошлины в налоговую - образец - все о налогах

Чтобы контроль был налажен не просто эффективным, но и объективным, важно, чтобы в аудиторском комитете были независимые лица, в том числе управленцы. Если объективные причины не допускают подбора такого состава, в качестве управляющего комитетом выбирают независимого директора, а в число членов включают неисполнительных директоров, независимых.

Кого включаем?

Устав должен содержать упоминание о квалификации участников аудиторского комитета и ревизионной комиссии. Необходимо, чтобы лица имели образование в области бухгалтерского учета, точно представляли себе, по каким правилам и нормам составляются финансовые отчеты.

Оптимальное соотношение работников комиссии таково: две трети участников и руководитель должны быть лицами с высшим экономическим, юридическим образованием. Без такового могут быть только технические работники. Руководителем следует назначать человека, обладающего стажем не менее пяти лет по направлению, соответствующему полученному образованию.

Особенное внимание при подборе участников аудиторской комиссии обращают на личные свойства и качества потенциальных членов. Никто из них не должен вызывать сомнения в своей лояльности фирме, надежности и честности, трудолюбии и ответственности.

Рекомендовано выбирать только тех сотрудников, чья репутация безупречна, так как успех проверки напрямую зависит от того, насколько все участники работают на интересы компании, а не в пользу личной выгоды.

Категорически не рекомендовано допускать к участию в подобной комиссии тех, у кого за плечами экономические преступления, самоуправство, правонарушения, сопряженные с предпринимательством.

Еще один аспект, заслуживающий особенного внимания: возможный конфликт интересов у участников ревизионной комиссии. Как только есть подозрение на такую ситуацию, тут же понижается эффективность проверки, падает достоверность результатов.

Так, если некий участник ревизионной комиссии также занимает должность, состоит в управляющем органе, в силу чего в его интересах будет скрыть нечто из общей картины деятельности предприятия, необходимо предотвратить его участие в работе.

Исходя из этого, заранее стоит исключить из числа потенциальных аудиторов тех, кому принадлежат высокие должности в рамках юридических лиц, конкурирующих с компанией, организовывающей у себя аудит.

Независимость как залог надежности

Выбирая участников ревизионной комиссии, нужно брать только тех, на кого не могут давить исполнительные органы предприятия. Только полная независимость может быть гарантом точных и корректных результатов проверки. При наличии давления, рычагов управления аудиторами проверка превращается в малоэффективную, особенно над нестандартными операциями.

Чтобы подобрать независимых аудиторов и гарантировать эффективность их работы, нужно не только тщательно отбирать каждого участника проверки, но и заключить со всеми выбранными лицами договора от лица совета директоров. В договорах прописывается ответственность за несоблюдение принципов достоверной проверки и вознаграждение, положенное аудитору, достойно справившемуся со своими обязанностями.

В договорах прописывается и то, насколько часто аудиторам придется присутствовать на заседаниях, посвященных внутренней проверке на предприятии. Рекомендовано организовывать такие мероприятия ежемесячно. К каждому очередному совещанию комиссии придется готовить рекомендации исходя из полученной за прошедшее время информации.

На заседаниях не только рассматривают итоги проведенных за месяц работ, но и анализируют, насколько выполняется план, какие операции заслуживают особенного внимания руководящего состава, какие должностные обязанности вызывают сомнения. Руководить подобным совещанием должен председатель.

Если к работе привлекаются сторонние аудиторские предприятия, их представители обязаны присутствовать на каждом мероприятии.

Подводя итоги

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия – незаменимый инструмент контроля эффективности компании, выявления резервов и устранения нарушений. В ходе аудиторских мероприятий определяют, каковы обязательства, капитал компании, активы и состояние в целом.

Результаты проверки необходимы для принятия управленческих решений, позволяющих вывести предприятие на новый уровень. Пренебрегать регулярными проверками недопустимо, а к участию в них следует привлекать только независимых профессионалов с юридическим, экономическим образованием.

Источник: https://BusinessMan.ru/proverka-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya-poryadok-proverki-otchet.html

Ревизия как форма финансово-хозяйственного контроля

Шаламова Оксана Васильевна1, Черных Андрей Андреевич1
1Южно-Уральский государственный университет

Shalamova Oksana Vasilyevna1, Chernyh Andrey Andreevich1
1South Ural State University

Библиографическая ссылка на статью:
Шаламова О.В., Черных А.А. Ревизия как форма финансово-хозяйственного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6481 (дата обращения: 08.06.2018).

Для того чтобы активам предприятий была обеспечена необходимая сохранность, а материальные, трудовые и финансовые ресурсы использовались качественно, необходим соответствующий контроль.

Поэтому грамотная постановка контроля является необходимым условием перехода субъектов предпринимательской деятельности в рыночные взаимоотношения.

Достижением данной цели служит разработка новых форм и методов контроля, из которых наиболее действенными по праву являются ревизия и аудит.

В экономической структуре общества контроль является наиболее распространенным и взаимосвязанным с иными явлениями. Из-за этого, в процессах управления производством не всегда можно обнаружить его важную роль. Чтобы понять, почему так важен контроль, существует необходимость  в качественном, самостоятельном анализе данной сферы практики управления.

Контроль неразрывно связан с процессом управления и является одной из основных его частей. Ранее принятые решения и планы корректируются на основе его данных. Контроль, производимый с высоким уровнем эффективности, прежде всего, направлен на определенную стратегию, нацеленную на результат. Он должен быть в достаточной мере прост и своевременен.

Из вышесказанного следует, что контролем является система проверки и наблюдения за процессом функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

В свою очередь, ревизия является одной из более действенных видов последующего контроля, в ходе которого проходит проверка хозяйственных процессов и финансовых операций, отраженных в первичной документации и записях бухгалтерского учёта в учреждениях, связанных с предпринимательской деятельностью. Контролирующими органами ведется проверка контроля исполнения законодательства в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного их отражения в бухгалтерском учете.

Ревизия занимается исследованием финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений исходя из документально закрепленного плана проведения проверок. Одна из основных ее задач – это проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. При ее решении проводится сверка результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета.[1]

При проверке финансовых операций, хозяйственных процессов и фактов хозяйственной жизни учреждения, ревизорами устанавливается соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Одним из объектов изучения также является управленческая деятельность проверяемого учреждения. Ревизией проводится проверка организации работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля над исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля над работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. [2]

Ревизия осуществляет контроль над:

— соблюдением государственной дисциплины;

— экономным использованием государственных средств;

— сохранностью материальных и финансовых ресурсов;

— правильностью постановки бухгалтерского учета;

— пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок.

Субъектами государственного финансового контроля (ревизии) являются:

— государственные органы и структуры;

— промышленные и коммерческие организации с государственным участием;

— предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

— общественные неправительственные организации и учреждения;

— предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществлении деятельности, регулируемой государством.

Ревизия позволяет изучить все аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации или учреждения. Она всегда имеет особый правовой статус, который определяет границы ее распространения, сроки, права и обязанности лиц, проводящих проверку, и чиновников, деятельность которых проверяется. [3]

Отличия ревизии от аудита представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отличия ревизии от аудита

Признаки Ревизия Аудит
1 Цель Выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц Предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации
2 Задачи 1. Обнаружить незаконные и нецелесообразные операции.2. Принять меры относительно возмещения нанесенного вред и привлечения к ответственности виновных лиц.3. Профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций. 1. Подтверждение заключением проверенной информации.2. Функциональные:- корректирования;- оперативного контроля;- стратегическая
3 По характеру отношений Исполнительная деятельность Предпринимательская деятельность
4 По объектам Ревизия выявляет все, что нарушает действующие законодательство, ее выводы максимально точные Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации, снижению платежеспособности, ухудшению финансового состояния предприятия. Данные аудита не точные, а приблизительные
5 По затратам Оплату проводит вышестоящая или государственная организация; первая осуществляет затраты за счет отчислений на ее удержание, вторая – за счет бюджета Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и в себестоимость продукции
6 По правовому регулированию Отношения между ревизором и клиентом осуществляются по вертикальным связям на основании инструкций и приказов вышестоящей организации или государственных органов. Клиент не выбирает ревизора, его назначают Отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом регулируются гражданским правом: на основании хозяйственного договора клиент самостоятельно выбирает аудитора. Отношения имеют горизонтальную связь, которой характерны добровольность, равноправие и подотчетность аудитора клиенту
7 По практическим задачам Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, осуществление помощи и предоставление консультационных услуг
8 По ответственности Ревизор несет ответственность перед органом, который назначил ревизию согласно норм трудового права Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и третьими лицами согласно нормам гражданского права и перед АПУ – согласно закону РФ «Об аудиторской деятельности»
9 По результатам Ревизор составляет акт ревизии, где указывает все выявленные недостатки, делает заключение относительно установленных нарушений, вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба, передает информацию вышестоящему органу, а при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным является освещение информации, доведение ее всему трудовому коллективу, а с помощью средств массовой информации – всему населению. Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудированной информации, подтверждает ее достоверность, предоставляет рекомендации для клиента, сохраняет в тайне полученную информацию. Сохранение профессиональной тайны является первой заповедью аудитора

С 1 августа 2011 года вступил в силу Закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В данный документ введены некоторые новые правила ведения государственного и муниципального контроля.

Читайте также:  Предпринимателям разрешили перечислять взносы позже - все о налогах

Источник: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6481

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля :

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна.

Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах.

Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

— мониторинг;

— обследование;

— проверка;

— экспертиза;

— ревизия;

— анализ;

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике.

Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами.

С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия.

Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии.

На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства.

То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере.

Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли.

Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками.

Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок.

Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия.

Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей.

Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Ревизия

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций.

При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов.

Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием.

В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации.

Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками.

Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации.

В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы.

Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели.

Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги.

Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Внешний контроль

Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация.

Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой.

Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много.

Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита.

То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями.

Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц.

Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные.

Читайте также:  Кому пересчитают налог на имущество за 2015 год? - все о налогах

Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций.

Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим.

Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии.

Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта.

Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации.

Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Источник: https://www.syl.ru/article/167574/new_metodyi-finansovogo-kontrolya-formyi-finansovogo-kontrolya

Финансово-хозяйственный контроль — Финансово-хозяйственный контроль — Дикань ЛВ Библиотека русских учебников

Финансово-хозяйственный контроль — это контроль за финансовыми операциями и хозяйственными процессами с целью установления их законности, правильности и целесообразности, применяется во всех отраслях н национальной экономики и имеет различные формы в зависимости от формы собственности подконтрольного объект.

Сущность финансово-хозяйственного контроля, кроме его понятие, также характеризуется субъектами, объектами и методами его осуществления

Субъекты финансово-хозяйственного контроля — это внешние и внутренние органы контроля. Каждой форме финансово-хозяйственного контроля отвечает отдельный субъект контроля (рис 13, с 21)

Объектом финансово-хозяйственного контроля являются разнообразные осуществлены на предприятии хозяйственные и финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и соответственно документально отра бражени.

Активы отдельного предприятия по тем или иным признакам объединяют в экономически однородные группы (необратимые, обратимые, привлеченные средства, источники их формирования и т.д.

), каждая из которых является самостоятельным объектом контролю.

Финансово-хозяйственный контроль на каждом конкретном предприятии охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в структуре капитала

Финансово-хозяйственному контролю присущи те же формы, что и экономическом. Сферы, формы финансово-хозяйственного контроля отвечают сферам экономики (табл. 11)

Таблица 11. Соответствие между сферами экономики и формам финансово-хозяйственного контроля

Сфера экономики Формы финансово-хозяйственного контроля
Аудит Контроль и аудит в банках Государственный аудит Ревизия Инспекция Налоговый контроль Казначейский и бюджетный контроль Внутренний контроль
Государственная + + + По желанию субъекта хозяйствования
Частная + +
Бюджетная + + + + +
Банковская + +

Метод финансово-хозяйственного контроля рассматривается как совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние объектов, подлежащих исследованию

Обратите внимание. Методы финансово-хозяйственного контроля являются едиными для всех его форм (аудита, ревизии и т. Ин)

Методы финансово-хозяйственного контролю делятся на общенаучные и специфические

К загальнонаунових относятся методы, которые используются многими науками, совершенно не связанными между собой (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, кл ласификация.

Специфические — это методы, сложившиеся под влиянием теории и практики и направлены на решение специальных задач в процессе проверки (инспекция, изучение по сути, наблюдение, опрос, аналитический и осмотр, подтверждение, обобщение.

Тестовые задания * 5

* 5:. Ответы к тестовым заданиям приводятся в прил 9

1. Вид контроля, который проводится одновременно на нескольких предприятиях, входящих в состав одной организации (ассоциации, объединения), — это:

а) сквозной;

б) сплошной;

в) комбинированный

2. Вид контроля, осуществляемого в процессе производственно-хозяйственной деятельности по всей иерархии управления и направлен на предотвращение возможным отклонением в производственном процессе и возможным трудно ощам:

а) предварительный;

б) текущий;

в) следующий

3. Совокупность приемов (методов, средств) исследования, в соответствии с плановой цели контроля целесообразно применить для изучения финансово-хозяйственной деятельности конкретного учреждения, организации или предприятия в определенное время, — это:

а) метод экономического контроля;

б) форма экономического контроля;

в) предмет экономического контроля

4. Установка правильности и законности финансовой деятельности предприятия в части создания, распределения, перераспределения и использования его финансовых ресурсов — это цель:

а) финансового контроля;

б) хозяйственного контроля

5. На государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях в части эффективности использования бюджетных средств производится:

а) ревизия (инспектирование);

б) государственный аудит;

в) казначейский контроль

6. В бюджетных учреждениях в части выполнения ими бюджета осуществляется:

а) государственный аудит;

б) бюджетный контроль;

в) казначейский контроль

7 предметов хозяйственного контроля являются:

а) хозяйственные операции;

б) хозяйственная деятельность;

в) хозяйственные процессы

8 объектов хозяйственного контроля являются расходы на изготовление продукции, наличие и движение готовой продукции в процессе:

а) закупки;

б) производства;

в) реализации

9. Контроль за финансовыми операциями и хозяйственными процессами с целью установления их законности, правильности и целесообразности, применяется во всех отраслях национальной экономики и имеет различные фо ормы зависимости от формы собственности подконтрольного объекта, — это:

а) финансово-хозяйственный контроль;

б) экономический контроль

10. В общенаучных методов финансово-хозяйственного контроля относятся:

а) инспекция;

б) синтез;

в) инвентаризация

11 субъектов, осуществляющих государственный аудит:

а) контрольно-ревизионное управление;

б) Счетная палата Украины;

в) Государственное казначейство Украины;

г) управление государственного аудита

12. Дайте определение понятия»специфические методы финансово-хозяйственного контроля

Источник: https://uchebnikirus.com/buh-audit/finansovo-gospodarskiy_kontrol_-_dikan_lv/finansovo-gospodarskiy_kontrol.htm

Место налогового контроля в государственном финансовом контроле

Ликвидация государственной регламентации подавляющей части экономических отношений, формирование рыночных принципов хозяйствования, признание равноправными различных форм организации производства, объективно обусловили структурную перегруппировку системы контроля за состоянием экономики со стороны государства.

Негосударственный сектор, основанный на частной и коллективной собственности, обладает большей эффективностью по сравнению с государственными предприятиями.

Контроль становится полноправным элементом системы управления производством, защитой от проявлений бесхозяйственности, фактором оптимизации финансово – хозяйственной деятельности.

В рыночных условиях государственный финансовый контроль направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.

Финансовый контроль определяется как контроль со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

Объектом бюджетного контроля являются общественные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетный контроль осуществляют: парламент страны, Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации,  финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний бюджетный контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств.

Другим видом государственного финансового контроля является налоговый контроль. Необходимость контроля за соблюдением налогового законодательства обусловили появление налогового контроля.

Проведение налогового контроля возлагается в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налоговые органы и их должностных лиц, а также на таможенные органы.

Валютный контроль также является одним из видов государственного финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами: Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Департамент валютного контроля), Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные уполномоченные органы.

Таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляют валютный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Государство проводит страховой и банковский надзор соответственно в сфере страхования и банковской системы. Данные категории, рассматриваются, как разновидности государственного финансового контроля.

Страховой надзор осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление банковского надзора  возложено на Центральный банк Российской Федерации.

Таким образом, можно отметить, что каждый из рассмотренных видов государственного финансового контроля имеют свою специфику. Но цель у них общая – эффективное функционирование государства и благосостояние народа.

Как уже было сказано, осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы.

До 2004 года работу налоговых органов возглавляло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), которое входило в систему центральных органов государственного управления РФ и подчинялось Президенту и Правительству РФ.

В ходе проводимой в России административной реформы МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу при Министерстве финансов Российской Федерации.  Основными нормативными документами, регламентирующими порядок осуществления налогового контроля, являются Налоговый кодекс РФ часть 1 глава 14 и  Закон РФ «О налоговых органах РФ» № 943–1 от 21 марта 1991 года (в редакции 2001 г.).

Кроме основных нормативных документов в налоговых органах разрабатываются и утверждаются «Регламенты», которые являются внутренними документами для служебного пользования

Контрольно-экономическая деятельность налоговых органов ориентирована на решение следующих основных проблем:

— обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства в целях улучшения функционирования экономики;

— проверка выполнения плательщиками предписаний бухгалтерских стандартов и требований налогового учета;

— контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджеты всех уровней;

— создание комплекса предупредительных мероприятий по устранению возможности налоговых правонарушений.

Источник: https://www.rubukh.ru/ompnp/place-of-fiscal-control-in-the-state-financial-control.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]