Обязательно ли наличие экспедиторских документов для признания расходов?
Приказом Минтранса от 11.02.2008 N 23 утверждены формы экспедиторских документов.
Поручение экспедитору и расписка содержат множество сведений, таких как код товара и страна происхождения, не имеющих отношения к внутрироссийским перевозкам.
Каковы последствия, если эти графы не заполнять? Какова позиция налоговых органов относительно необходимости экспедиторских документов для целей налогового учета?
Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Экспедиторские документы не являются исключительными документами, дающими право налогоплательщику на признание соответствующих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль
Ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.
Считаем, для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей налогообложения прибыли в общем случае достаточно акта оказанных услуг, если он содержит всю необходимую информацию об оказанных экспедиторских услугах.
При этом свою позицию в споре с налоговыми органами в случае ненадлежащего оформления первичных документов по оказанию экспедиторских услуг организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.
Обоснование вывода:
Одним из обязательных условий признания расходов для целей формирования налогооблагаемой прибыли является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
При этом нормы главы 25 НК РФ не содержат конкретного перечня документов, необходимых и достаточных для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции.
Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются первичные документы.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Источник: https://otchetonline.ru/174-buxuchet/38546-obyazatel-no-li-nalichie-ekspeditorskih-dokumentov-dlya-priznaniya-rashodov.html
Экспедиторская расписка: для чего нужна и как ее оформить? | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru
Услуги грузоперевозок считаются достаточно популярными, но для их оказания компании должны грамотно составлять разную транспортную документацию.
Если она будет отсутствовать, то это может стать основанием для возникновения проблем с работниками ГИБДД или сотрудниками налоговой инспекции. Все услуги, предполагающие перевозку грузов, являются транспортно-экспедиторскими.
Для их оказания требуется между клиентом, представленным получателем или отправителем груза, и экспедитором заключить договор экспедиции, для чего учитываются требования ст. 801 ГК.
К нему обязательно прикладывается экспедиторская расписка, содержащая сведения о перевозимых товарах. Каждый участник такого соглашения должен разбираться, для чего нужна экспедиторская расписка, как она составляется, кем подписывается, а также какие сведения содержит.
Экспедиторская расписка представлена документацией, формируемой при передаче груза клиентом экспедитору. Часто задаются граждане вопросом, нужна ли экспедиторская расписка. Она является обязательной для оформления, так как выступает непременной частью договора перевозки груза.
Заполняется документация непосредственным экспедитором, но при этом на ней должна иметься подпись отправителя. Для чего нужна экспедиторская расписка? Она выступает доказательством того, что экспедитор действительно принял груз, поэтому обязан только перевезти его в назначенное место в установленный срок.
Дополнительно этот документ служит в качестве доказательства того, что экспедитор на определенный период времени выступает владельцем транспортируемого груза.
Именно он должен заботиться о том, чтобы никакие обстоятельства не могли негативно сказаться на целостности перевозимых предметов.
Экспедитор несет ответственность за груз, поэтому если он будет поврежден, то специалисту придется покрывать ущерб, нанесенный заказчику.
Виды экспедиторских документов
В п. 5 Правил экспедиторской деятельности, которые были утверждены ПП № 554, перечисляются все документы, которые должны иметься у экспедитора. К ним относится:
- непосредственная экспедиторская расписка;
- поручение, предназначенное для экспедитора и составленное отправителем груза;
- складская расписка.
Для чего нужна экспедиторская расписка? Именно за счет нее перевозчик груза может подтвердить, что он получил конкретные товары от клиента. После транспортировки предметов он перестает отвечать за них.
Обязательно ли ее составлять?
При формировании договора транспортной экспедиции в обязательном порядке необходимо прикладывать к нему дополнительную документацию. Часто у участников сделки возникает вопрос, нужна ли экспедиторская расписка. Она является непременным документом, составляемым в письменном виде и подписываемым обеими сторонами процесса.
Если будет отсутствовать данный документ, то возникнут сложности с учетом расходов на транспортировку. Это приведет к невозможности правильного расчета налога на прибыль.
В п. 6 Правил указывается, что вместо экспедиторской расписки могут применяться другие документы, которые при этом подтверждают принятие и перевозку конкретного груза.
Данные бумаги обязательно составляются в письменном виде и включают список всех товаров, которые перевозятся экспедитором.
В договоре, составленном между двумя сторонами сделки, должно указываться, какие дополнительные документы прикладываются к соглашению.
Кто оформляет?
Заполнение экспедиторской расписки считается несложным процессом, причем заниматься им должен сам экспедитор. Специалист может обращаться к клиенту за получением дополнительных сведений о перевозимых грузах.
Выдается она клиенту после того, как будет принят весь груз. Именно на основании этого документа у экспедитора появляется право владения грузом до окончания его транспортировки. Поэтому транспортная накладная и экспедиторская расписка – это важнейшие документы для любого перевозчика. На основании этой документации обеспечивается правильное ведение бухгалтерского учета в любой компании.
Может ли расписка применяться вместо накладной?
Нередко у граждан возникает вопрос о необходимости накладной при наличии расписки. К особенностям составления разных документов относится:
- если участником договора выступает экспедитором, то его транспортные расходы подтверждаются соответствующими экспедиторскими документами;
- экспедитору не требуется оформление транспортной накладной, но она является обязательным документом для перевозчика, который часто привлекается для непосредственной транспортировки груза;
- эти документы являются совершенно разными и не могут заменять друг друга.
Если экспедитор самостоятельно занимается перевозкой, поэтому не привлекается им сторонний перевозчик, то ему не требуется накладная, поэтому достаточно только расписки. Отследить груз по экспедиторской расписке заказчик может таким же образом, как и по другим транспортным документам.
Как правильно оформляется?
Важно не только разобраться в том, для чего нужна экспедиторская расписка, но и как правильно ее составить, чтобы она действительно применялась в качестве официальной документации. При формировании данного документа учитываются правила:
- обязательно фиксируется дата, когда составляется расписка;
- прописывается номерной знак документа;
- указываются сведения об отправителе груза и о получателе;
- перечисляются другие лица, которые участвуют в процессе транспортировки груза;
- вписываются сведения о непосредственном экспедиторе, который ответственен за груз в процессе его перевозки.
Все участники процесса могут быть как физлицами, так и разными компаниями. Если участником выступает организация, то фиксируется в расписке ее наименование, а также контактные данные. Если стороной сделки выступает физлицо, то требуется прописать Ф. И. О. гражданина, его телефон и паспортные данные.
Вид и содержание документа
Отсутствует какая-либо строгая форма экспедиторской расписки, поэтому документация может составляться на стандартном листе А4 или на фирменном бланке транспортной организации. Для этого может использоваться печатный вариант или рукописный.
Образец заполнения экспедиторской расписки располагается ниже.
Обязательно включается в документ подпись экспедитора, что подтверждает, что все внесенные в документ сведения являются достоверными, а также специалист действительно принял на хранение груз. Формируется расписка исключительно в двух экземплярах, так как один остается у клиента организации, а другой передается непосредственно экспедитору.
При необходимости могут делаться дополнительные копии, которые при этом обязательно подписываются экспедитором. Без его подписи они считаются недействительными. Как только груз будет доставлен по адресу назначения, расписка от клиента не возвращается экспедитору, а остается у отправителя. Поэтому документ является необоротным.
Порядок заполнения документации
Оформление экспедиторской расписки считается простым процессом. Для этого достаточно только вписывать последовательно определенные сведения. Поэтому рекомендуется пользоваться следующим алгоритмом:
- первоначально прописывается дата, когда формируется расписка, причем она обязана соответствовать дате, когда экспедитор принимает от клиента груз;
- присваивается документации определенный номер, для чего учитываются особенности внутреннего документооборота конкретной транспортной организации;
- в бланк вписываются данные о клиенте, представленные его Ф. И. О. и паспортными данными, а если он является компанией, то указывается ее название, реквизиты, юридический адрес и контактные сведения;
- приводятся данные о непосредственном грузоперевозчике, причем если он является частным лицом, то обязательно должны включаться его паспортные данные;
- указывается страна происхождения груза;
- приводится опознавательный номер или товарный код груза, чтобы предъявлять данную информацию проверяющим при остановке транспорта;
- прописываются сведения о маркировке, которая позволяет установить, при таких условиях должен перевозиться товар, какие должны соблюдаться условия, причем обычно маркировка представлена разными голографическими знаками, символами или другими обозначениями;
- указывается вид упаковки, так как она может быть представлена пластиковым контейнером, коробкой из картона, мешком или другими элементами;
- прописывается, сколько места в транспорте занимает груз;
- указывается вес груза, причем как нетто, так и брутто;
- вносятся данные об объеме и габаритах перевозимых предметов;
- приводится полная стоимость груза на основании имеющихся платежных документов, полученных от клиента;
- особенно много внимания уделяется условиям перевозки, где указываются обязательства экспедитора обеспечить сохранность груза в течение его транспортировки;
- создается строка, предназначенная для особых условий, куда могут вноситься разные сведения, если на их наличие согласны обе стороны;
- в конце ставится на расписке подпись экспедитора с расшифровкой.
Не требуется заверять документ печатью организации. Пример экспедиторской расписки располагается ниже.
Другие нюансы
Расписка не представлена оборотным документом, поэтому клиент компании не должен возвращать ее экспедитору после того, как он выполнит свои обязательства по имеющемуся соглашению.
Не допускается наличие ошибок в документе, а также не разрешаются исправления. Если во время составления документации экспедитор совершает ошибку, то ему требуется просто заново начать составлять расписку.
Большинство полей в этом документе предназначаются непосредственно для описания груза, что позволяет легко его идентифицировать. Это необходимо не только для самого экспедитора, но и для автоинспекторов, которые могут остановить грузовой автомобиль для проверки.
Они обычно изучают информацию, которую содержат накладные и экспедиторская расписка. В этих документах данные должны быть идентичными.
К другим экспедиторским документам относится складская расписка и поручение, сформированное непосредственно для экспедитора. На основании этих бумаг экспедитор берет на себя обязанность не только по транспортировке груза, но и по его защите, чтобы он во время перевозки оставался в целостности. Именно за эти услуги предназначается гонорар специалисту.
При необходимости исполнитель может привлекать для выполнения задачи сторонние организации. Наиболее часто для этого используются услуги перевозчика.
Можно ли отследить груз?
Еще одним уникальным предназначением расписки выступает возможность для заказчика отслеживать, где именно находится его груз. Для этого можно пользоваться разными сервисами, располагающимися в интернете.
Отслеживание груза по экспедиторской расписке считается простым процессом, так как достаточно в выбранном сервисе ввести номер документа и груза, а также номер заявки. На основании введенной информации клиент сможет понять, где именно находится его груз, а также как быстро будут выполнены экспедитором условия договора.
Советы юристов
Экспедиторская расписка считается важным документом не только для самого заказчика, но и для непосредственного экспедитора.
Это обусловлено тем, что документ применяется в налоговом учете для расчета расходов, понесенных специалистом во время перевозки груза. Поэтому составлять его надо аккуратно, с учетом многочисленных требований и без ошибок.
Если будут выявлены разные помарки или неточности, то это может стать основанием для того, чтобы работники ФНС отказались применять ее для уменьшения налоговой базы.
Расписка содержит данные только о сторонах соглашения и грузе. В ней отсутствует информация о периоде транспортировки груза. Поэтому дополнительно надо отдельно выставлять и оплачивать счет на оплату. Экспедитор должен позаботиться и о формировании транспортной накладной.
Весь пакет документов требуется не только непосредственному исполнителю, но и заказчику. Это позволит без сложностей заниматься расчетами налогов и ведением бухгалтерского учета.
Заключение
Экспедиторская расписка считается важным документом для всех организаций и частных лиц, специализирующихся на перевозке грузов. Именно на основании нее передается ответственность за конкретные товары экспедитору.
К заполнению и оформлению такой расписки требуется подходить ответственно. В ней должны содержаться исключительно достоверные и точные сведения. Это позволит в будущем при возникновении каких-либо непредвиденных случаев подтвердить, что груз был принят и доставлен конкретной транспортной компанией к месту назначения.
Источник
Читайте также
Источник: https://IDeiforbiz.ru/ekspeditorskaya-raspiska-dlya-chego-nuzhna-i-kak-ee-oformit.html
Экспедиторская расписка кто должен оформлять. Как выглядит экспедиторская расписка
» Экспедиторская расписка
Экспедиторская расписка
Расписка экспедитора – это вид документа, который вручается клиенту экспедитором после передачи транспортируемого груза и служит подтверждением факта выполнения экспедитором поставленной задачи по транспортировке или удерживания груза на складе до момента передачи его получателю.
Если на момент возвращения экспедиторской расписки к экспедитору груз не был доставлен получателю, то распоряжение об отправке груза может быть аннулировано.
Подписывая расписку, экспедитор берет на себя полную ответственность за дальнейшее сохранение груза и гарантирует его доставку грузоперевозчиком к грузополучателю.
Информация по заполнению
Образец заполнения расписки
Экспедиторская расписка обязательно должна содержать пункты, описывающие точную информацию, которая является необходимой для осуществления перевозки и оформления сопутствующей документации: товаросопроводительной, расчетной, перевозочной.
Все реквизиты расписки должны быть внесены в документ в виде следующих пунктов:
- Клиент . Указываются данные о клиенте, который передает груз в распоряжение экспедитору до передачи его получателю – его контактная информация, адрес, полное наименование.
- Номер . Вносится номер, указанный на экспедиторской расписке.
- Получатель . Вносится информация о получателе груза: название, контактные данные, адрес и другие данные, необходимые для перевозки.
- Экспедитор . Указываются данные об экспедиторе, который берет на себя ответственность за перевозку груза. Эта информация может быть также внесена и в экспедиторскую расписку, если такова имеется.
- Номера мест . Записываются номера и знаки, выделенные и нанесенные на места для конкретного груза, количество занимаемого места, способ упаковки груза и тип его размещения.
- Места и упаковка . Здесь описывается количество отдельных мест, которые были задействованы для перевозки всей партии груза, без возможности разделить его на отдельные места не разукомплектовывая, а также внешний вид, тип и способ упаковки передаваемого для перевозки груза.
- Данные о грузе . Пункт предназначен для подробного описания товара с использованием различной профессиональной терминологии и терминов, которые приняты в сопутствующих и транспортных и таможенных тарифах. Груз описывается просто и понятно, для того чтоб его можно было идентифицировать, это необходимо в соответствии с правилами банков, таможенной службы и других транспортных органов. Описание груза не должно быть излишне подробным.
- Вес груза . Указывается вес вместе с упаковкой, но тара и оборудование перевозчика, используемое транспортировки не учитывается.
- Размеры . Вносятся точные размеры для каждого грузового места, а именно их высота, длина и ширина.
- Обслуживание и обязательства . В данный пункт вносятся обязательства экспедитора и условия приема им груза для транспортировки.
- Дата и место . Указывается дата составления расписки и место ее выдачи. Дата расписки должна совпадать с датой приема груза от клиента.
- Подпись . Документ подписывается экспедитором, заверяется печатью, что делает расписку подлинной и подтверждает факт приема груза экспедитором.
Обратная сторона экспедиторской расписки содержит общие положения для экспедиторов, установленные российским законодательством, в качестве унифицированного договора для транспортной экспедиции.
(Размер: 44,5 KiB | Скачиваний: 1 272)
Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.
Однако начнем, как положено, с начала.
Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным».
В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.
Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.
Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом.
Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе.
Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п.
5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г.
«Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23).
Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.
Обычные дела
Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза.
Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции.
На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.
Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд.
Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции.
Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к.
представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).
Распишитесь…
Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.
Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.
Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки).
Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза.
Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений.
И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.
Форма и содержание
Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).
Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю).
Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».
Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).
Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон).
Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто).
Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.
Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.
Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза.
Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).
Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.
Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств».
Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать.
Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г.
по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).
Вниманию бухгалтеров
Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю.
Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).
Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза.
(Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.
) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).
Источник: https://www.adminpz.ru/different/forwarding-receipt-who-should-make-out-what-does-the-forwarding-receipt-look-.html
Экспедиторская расписка — правила составления и ответственность сторон!
Многие компании нуждаются в доставке каких-то материалов или продукции к месту назначения, однако не у каждой есть собственный транспорт. И при оформлении договоров, касающихся транспортировки, нередко возникают различные неточности и нарушения. Но обо всем по порядку.
Пример экспедиторской расписки
Согласно контракту транспортной экспедиции, в обязанности самого перевозчика входит выполнение указанных в этом документе услуг (за счет отправителя или получателя груза).
И если договор не разовый, то в нем обязательно должны содержаться отсылки к приложениям, составляемым для каждой новой перевозки, и оговорки, что все они, то есть приложения – это неотъемлемые части документа. Но в некоторых случаях такая оговорка не требуется вовсе, т. к.
факт неотъемлемости ряда договорных приложений предусмотрен законодательством.
Именно таким образом обстоят дела с экспедиторским поручением, где указывается список услуг и условия их выполнения посредством складской расписки, которая, в свою очередь, говорит о том, что экспедитор принял у отправителя груз на временное хранение, а еще с экспедиторской распиской (подтверждено постановлением №554 от сентября 2006-го года). Иными словами, благодаря этой расписке экспедитор получает право на временное владение грузом.
О необходимости экспедиторской расписки
Правила транспортно-экспедиционной деятельности
Чтобы лучше понять, насколько важна описываемая в статье расписка, приведем в качестве примера типичную ситуацию.
Пример.
Получатель груза обратился к экспедитору, чтобы тот выполнил транспортировку от его имени. Был оформлен соответствующий контракт, на основании которого исполнителю выдали:
- товаротранспортную накладную;
- доверенность.
Но все случилось не так, как изначально планировалось – определенная часть груза была утеряна. Стороны некоторое время безрезультатно переписывались, после чего получатель обратился в суд. Он потребовал, чтобы с экспедитора взыскали стоимость потерянного груза, но спор ему так и не удалось выиграть, причем ни в одной из инстанций.
Причина проста: получатель груза не смог предоставить суду экспедиторскую расписку, а значит, формально никаких договорных обязательств между фирмами не было вовсе.
Как видим, из-за отсутствия расписки, которая должна обязательно прилагаться к договору, нельзя добиться возмещения стоимости потерянного груза, поскольку никаких обязательств по контракту с юридической точки зрения в таком случае быть не может.
Что подтверждает расписка?
Итак, экспедитор выдает расписку после того, как получит груз, подтверждая тем самым сам факт передачи. Кроме того, экспедитор получает право владеть грузом на время его транспортировки. Выдача этого документа подтверждает как минимум четыре важных момента.
- Отправка уже состоялась, а экспедиторская фирма ответственна за выполнение своих транспортных обязательств.
- Упаковка груза или тара, в котором он находится, в нормальном состоянии.
- Содержание документа полностью согласовано с инструкциями, которые были переданы экспедитору, иными словами, отсутствуют любые разночтения.
- Условия, указанные в транспортной документации, не противоречат тем обязательствам, которые взяла на себя экспедиторская фирма.
Статья 801. Договор транспортной экспедиции
Основные требования к документу
Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).
К бланку документа предъявляются следующие требования:
- он должен быть распечатан на листах формата А4;
- при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
- заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
- никаких ошибок там быть не должно.
Практически все поля рассчитаны на описание груза. Здесь они практически те же, что и в поручении экспедитору – упомянутом выше транспортном документе. Но одного поля в поручении нет – речь идет о пункте «Условия». Здесь, как можно судить из названия, указываются условия, на которых экспедитор принимает груз, а также его обязательства как доставщика.
Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции
При желании ниже можно проставить особые отметки, например, любые дополнительные сведения о:
- ценностях;
- сохранности транспортируемого груза;
- особом способе перевозки;
- безопасности окружающей среды и проч.
После заполнения бланк подписывается самим экспедитором или, как вариант, его уполномоченным представителем.
Инструкция по заполнению бланка экспедиторской расписки
Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Бланк состоит из 16-ти полей. Рассмотрим, что следует указывать в каждом из них.
Поле №1. Здесь необходимо указать дату составления документа.
Поле №2. В нем следует проставить номер расписки.
Поле №3. Вносятся сведения об отправителе груза: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Бланк экспедиторской расписки
Поле №4. Указываются сведения о получателе (клиента): полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Поле №5. Вносится информация об экспедиторе: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Поле №6. Здесь необходимо указать название государства, в котором был изготовлен подлежащий транспортировке груз.
Поле №7. В следующей графе экспедитор указывает товарный код транспортируемого груза, требуемый для статистики и таможни, а также непосредственно для транспортных нужд.
Поле №8. Вносится маркировка перевозимого груза согласно действующему законодательству России.
Поле №9. Далее необходимо указать точное кол-во грузовых мест, а также конкретный тип упаковки.
Поле №10. Вносятся сведения о массе груза нетто и брутто (то есть без упаковки и с ней).
Поле №11. В этом поле указывается точный объем груза.
Поле №12. Здесь экспедитор указывает стоимость груза (согласно платежной документации).
Поле №13. Обозначаются размеры и масса отдельной упаковки.
Поле №14. Обозначаются условия, при которых состоится прием груза, а также обязательства экспедитора перед клиентом.
Поле №15. Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.
Поле №16. Экспедитор или уполномоченный представитель указывать в этой графе ФИО и ставит подпись.
Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору
Стоит отметить, что если не будут соблюдены установленные законодательством формы документа, это формально будет значить отсутствие расписки как таковой. А значит, никаких договорных обязательств с юридической точки зрения нет, поэтому если недовольный клиент, к примеру, обратится в суд, то ему, по всей видимости, можно даже не рассчитывать на положительное для себя решение.
Бухгалтерская сторона вопроса
Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.
Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом. Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки.
Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Статьи 805 и 806
Видео – Ответственность экспедитора в случае повреждения или потери груза
Источник: https://law-world.ru/yuridicheskaya-praktika/dolgovye-raspiski/ekspeditorskaya-raspiska.html
Экспедиторская расписка. Образец и бланк 2018 года
Оформление экспедиторской расписки происходит в случаях привлечения предприятием сторонней транспортировочной компании для перевозки товарно-материальных ценностей.
Данный документ входит в обязательный комплект экспедиторских документов и является приложением к договору между грузоотправителем или грузополучателем и транспортной организацией.
Он относится к первичной документации и поэтому к его составлению необходимо относится внимательно, соблюдая все установленные для подобного рода бумаг нормы и требования.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк экспедиторской расписки .docСкачать заполненный образец экспедиторской расписки .doc
Зачем нужен данный документ
Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным.
Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п.
Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.
Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.
Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.
Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.
Как составить экспедиторскую расписку
На сегодняшний день экспедиторская расписка не имеет строго установленного образца, поэтому она может составляться в произвольной форме или на основе разработанного внутри предприятия шаблона (который должен быть утвержден в учетной политике фирмы). Некоторый организации по старинке предпочитают использовать ранее обязательный к применению бланк документа, поскольку он содержит в себе все необходимые сведения.
В расписку должна быть включена информация о:
- предприятии-грузоотправителе,
- получателе груза,
- персональные данные экспедитора (его фамилия-имя-отчество),
- дата и номер составления документа,
- некоторые сведения о грузе (вес, упаковка, количество занимаемых мест, и т.п. параметры).
Расписка практически аналогична другому транспортному документу, сопровождающему груз – поручению экспедитору.
Ошибки, а уж тем более недостоверные или заведомо ложные сведения допускать в документе нельзя, поскольку впоследствии при некоторых обстоятельствах, он может стать юридически значимым документом, востребованным в судебной инстанции. Если случилось оказия и некоторая неточность все же была допущена, лучше не исправлять ее, а создать новый документ.
Как оформить экспедиторскую расписку
Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.
Расписка составляется в двух экземплярах:
- один из которых передается на руки клиенту компании,
- а второй остается у экспедитора.
В некоторых случаях при необходимости могут быть сделаны дополнительные копии, которые также должны быть подписаны экспедитором. Следует отметить то, что после того, как груз будет доставлен до адресата, расписка не возвращается экспедитору, а остается на руках клиента (для такого рода бумаг есть даже специальный термин «необоротный документ»).
Образец составления экспедиторской расписки
- Вначале указывается дата написания расписки (она должна соответствовать непосредственно дате приема груза).
- Далее документу присваивается номер (по внутреннему документообороту транспортной компании).
- После этого в бланк вписываются сведения о грузоотправителе:
- его полное наименование,
- точный фактический адрес (по которому должен быть доставлен товар),
- телефон.
- Затем аналогичным образом вносятся сведения о грузополучателе.
- Следующее, что нужно внести в бланк:
- страну происхождения груза,
- его опознавательный номер или многозначный товарный код (в целях предъявления при различного рода транспортных досмотрах),
- сведения о маркировке (проще говоря, правилах и условиях перевозки товара – обычно указывается в виде символов, голографических значков и иных коротких обозначений прямо на упаковке).
- Ниже следует указать вид упаковки (картонная коробка, мешок, бочка, банки и т.п.), а также количество занимаемых мест.
- Затем в расписке пишется вес груза брутто и нетто (т.е. с упаковкой и без) и вносятся сведения об объеме, размере груза и его полной стоимости (в соответствии с платежками).
- В завершение расписка должна быть подписана экспедитором (обязательно с расшифровкой автографа). Заверять печатью расписку не обязательно.
Персональная информация об экспедиторе может включать в себя только его фамилию и инициалы, но при необходимости в документ можно вписать и его паспортные данные.
В «Условиях» прописываются обязательства экспедитора по обеспечению сохранности груза в момент транспортировки. В случае каких-либо дополнительных данных они вносятся в последнюю строку «Особые условия», но только при взаимном согласии сторон.
Источник: https://assistentus.ru/forma/ekspeditorskaya-raspiska/
Порядок оформления экспедиторских документов
Соответствие фактически оформленных документов требованиям действующего законодательства необходимо для подтверждения расходов на перевозку для целей налогообложения прибыли.
АННА РЫМАРЕВА, аудитор ООО «Ассистанс Аудит»
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности и договором транспортной экспедиции.
Права и обязанности экспедитора в основном сводятся к тому, чтобы принять груз от клиента, заключить с перевозчиком договор перевозки от своего имени или от имени клиента, обеспечить получение груза от последнего перевозчика в пункте назначения, обеспечить доставку груза получателю.
Если экспедитор доставляет груз своим транспортом, то обязанность заключения договора с перевозчиком у него отсутствует.
Вместе с тем экспедитор может принять на себя и целый ряд других обязанностей, в частности: временное хранение груза; его сортировку и упаковку; погрузочно-разгрузочные операции; оформление перевозочных документов; осуществление контроля за движением груза и предоставление соответствующей информации клиенту; предъявление претензий и исков перевозчику и т. п.
Документооборот
Рассмотрим вопросы, связанные с надлежащим оформлением документов при организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом.
Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Однако до недавнего времени не было точно определено, какими именно документами подтверждается факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции.
Но с 25 апреля 2008 года вступил в силу Приказ Минтранса РФ от 11.02.08 №23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов». Этот Приказ устанавливает обязательные для оформления документы, что не исключает возможности оформления дополнительной документации согласно договору между экспедитором и клиентом.
Такая возможность предусмотрена п. 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Законодательно установлено всего три обязательных для оформления документа:
• поручение экспедитору;
• экспедиторская расписка;
• складская расписка.
Поручение экспедитору как уже ясно из названия документа, этот документ заполняется клиентом и определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно — экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции.
Он может составляться как на однократное выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией перевозок грузов, так и на систематическое оказание таких услуг.
Поручение экспедитору составляется в двух экземплярах, оригинал остается у экспедитора.
Экспедиторская расписка — заполняется экспедитором и подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Должна составляться в двух экземплярах.
Складская расписка — подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Также составляется в двух экземплярах экспедитором, с вручением оригинала клиенту.
При этом предъявляются жесткие требования к оформлению этих документов: размер шрифта должен быть №14, формат бумаги — А4, название документа — расположено по центру и напечатано прописными буквами полужирным шрифтом 16-го размера.
Таким образом, на первый взгляд, документооборот при оказании экспедиторских услуг достаточно прост: заключение договора, оформление поручения экспедитору, составление экспедиторской расписки при приеме груза и складской расписки при необходимости принятия груза экспедитором на складское хранение.
Однако бухгалтера соответствие фактически оформленных документов требованиям действующего законодательства волнует еще и с точки зрения документального подтверждения и обоснованности расходов на перевозку для целей налогообложения прибыли.
В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Такие договоры имеют двойственную природу и могут рассматриваться как:
• разновидность договора оказания услуг:
исполнитель выполняет услуги, связанные с перевозкой;
• посреднический договор: исполнитель организует выполнение услуг, связанных с перевозкой.
Источник: https://digest.wizardsoft.ru/consultation/consult-juridical/poryadok-oformleniya-ekspeditorskikh-dokumentov
Экспедиторская расписка – для чего нужна?
Услуги по транспортировке товаров, обеспечению их отправления и получения, а также прочие услуги, которые имеют связь с транспортировкой, называются транспортно-экспедиционными. Для исполнения таких услуг между клиентом и перевозчиком должен быть заключен контракт. Один из документов, который формируется в рамках этого контракта — экспедиторская расписка.
Основной экспедиторской документацией признается:
- Задание перевозчику;
- Складская расписка;
- Экспедиторская расписка.
Перевозчик формирует и выдает расписку только после получения груза, подтверждая этим действием передачу. Кроме того, на время перевозки груза перевозчик получает временное право на владение им. Так для чего нужна экспедиторская расписка? Ее выдача является подтверждением следующего:
- Груз уже был отправлен, а экспедиторская компания несет ответственность за исполнение своих транспортных обязанностей.
- Упаковка груза в нормальном состоянии, не имеет никаких повреждений.
- Содержание расписки согласовано с инструкциями, переданными перевозчику.
- Условия, которые прописаны в транспортных документах не находятся в противоречии с обязанностями, взятыми на себя транспортной фирмой.
Отслеживание груза по расписке
Еще одни предназначением этого документа является отслеживание груза по экспедиторской расписке. Для этого в сети Интернет предусмотрено довольно большое число сервисов.
Чтобы отследить груз, потребуется ввести на сервисе номер расписки, номер груза и номер заявки.
Нужно ли формировать расписку
Экспедиторские документы представляют собой обязательную часть контракта экспедиции. Они формируются в бумажном виде. Их бланки и порядок оформления установлены на законодательном уровне, Приказом Минтранса №23. А обязательна или нет экспедиторская расписка?
По правилам действующего законодательства, экспедиторская расписка является обязательной к формированию бумагой. Без нее нельзя учесть транспортно-экспедиционные издержки в составе затрат по налогу на выручку фирм.
Однако в рамках контракта транспортно-экспедиционных услуг может использоваться и другая документация, в зависимости от особенностей осуществляемых услуг. То есть, экспедиторской бумагой, которая подтверждает, что перевозчик получил груз, может быть не экспедиторская расписка, а иная бумага. Главное, чтобы это предусматривал контракт, оформленный между сторонами.
Кто формируется расписку
Кто должен оформлять экспедиторскую расписку? По действующему законодательству, обязанность по ее формированию ложится на перевозчика. Он должен оформить и передать ее клиенту. В обязанности клиента входит только обеспечение перевозчика нужными сведениями для формирования документа.
Расписка вместо накладной
Если есть расписка, тогда зачем нужно формировать накладную? Можно ли использовать экспедиторскую расписку вместо транспортной накладной?
Если по контракту транспортной экспедиции контракт заключает перевозчик, доказательством транспортных издержек для клиента будет именно экспедиторская документация. Но, несмотря на это, перевозчику нужно сформировать транспортную накладную. Ведь в соответствии с действующим законодательством, ее формирование при заключении контракта о транспортировке груза является обязательным условием.
Источник: https://okbuh.ru/raspiska/ekspeditorskaya-raspiska