Инкассовое поручение от налогового органа
В статье мы подробно разберем, что такое инкассовое поручение, и когда оно выставляется. А также — что делать, если к вашему счету пришло инкассовое поручение налогового органа, и как его отозвать. Пример заполнения инкассового поручения и бланк есть в нашей статье.
Скачать бланк инкассового поручения>>>
Что такое инкассовое поручение
Инкассовое поручение – это документ, который позволяет без согласия плательщика списывать денежные средства с принадлежащих ему счетов. Таким образом, инкассовое — это расчетный документ, на основания которого происходит платеж без акцептирования владельца счета. Посмотрим, как выглядит инкассовое поручение.
Срочная новость от ЦБ РФ: банкам запретили принимать платежные поручения с такими словами в назначении платежа>>>. Подробности читайте в журнале «Российский налоговый курьер».
Пример инкассового поручения
Инкассовое поручение очень напоминает обычное платежное поручение в банк. Оно оформляется на бланке формы 0401071 (приказ Минфина от 12.11.13 № 107н).
Для чего используется инкассовое поручение
Инкассовое поручение выставляется в следующих случаях.
Задолженность перед бюджетом
Если средства должны быть списаны для погашения задолженности перед исполнительными органами в законном и бесспорном порядке.
Пример
Компания вовремя не заплатила налог и не погасила долги добровольно по требованию налоговиков. Тогда инспекция отправляет в банк инкассо и списывает деньги принудительно в счет погашения налоговой задолженности.
Договор с банком
Если банк имеет право безакцептно списать денежные средства на основе договоренностей с плательщиком. Чаще всего это происходит, если стороны договора договариваются и передают в банк условия на безакцептное списание со стороны плательщика при условии выполнения определенных условий договора.
Пример
Примером служит оплата коммунальных услуг.
Инспекция имеет право выставлять инкассовые поручения к счету компании, если компания не исполняет свою обязанность по уплате налогов добровольно (ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.
Одновременно с решением о взыскании инспекция выставляет инкассовое поручение на всю сумму недоимки и чаще всего блокирует счета. Далее возможны три варианта развития событий.
Компания погасила долги добровольно
Компания имеет право оплатить задолженность добровольно даже после того, как налоговики отправили в банк инкассо. В этом случае компании нужно быстрее сообщить инспекции об уплате и показать платежки с выпиской банка. Тогда инспекция отзывает из банка инкассо.
На счетах компании есть деньги
Если компания не собирается платить добровольно, то банк просто списывает долги по инкассо. Причем банк обязан это сделать не позднее следующего операционного дня после его получения.
На счетах не оказалось денег
Может сложиться такая ситуация, что на счете компании, куда инспекция отправила инкассо, нет денег. Тогда налоговики направляют документы на взыскание в службу судебных приставов, а они накладывают арест на имущество должника, продают его и гасят долг.
Если налоговики пропустили этот срок, они вправе обратиться в суд за его восстановлением. На это им отводится шесть месяцев со дня окончания срока, который указан в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Чтобы оплатить налоги вовремя, используйте готовые образцы платежек:
В 2017 году инспекциям проще взыскивать долги
С 1 июня 2016 года, если инспекторы не успели выставить инкассо, вся процедура от обращения в суд до взыскания долга займет два месяца. Это касается долгов, сумма которых не превышает 100 000 руб. (ч. 3 ст. 229.2 АПК РФ).
Получив заявление от инспекции, судья выносит судебный приказ в течение 10 рабочих дней. Никакого разбирательства с вызовом обеих сторон не нужно. Лишь единоличное решение суда (ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ).
Далее пять рабочих дней отводится на то, чтобы выслать приказ должнику. И 10 рабочих дней дается должнику, чтобы подать свои возражения. Еще через 10 рабочих дней судебный приказ вступает в силу.
На его основании судебные приставы взыщут долги самостоятельно.
Комментарий практикующего юриста.
По мнению Дениса Скрябина, управляющего партнера юридической фирмы «Скрябин и партнеры», если вы получили судебный приказ, то в течение 10 рабочих дней предъявите в суд возражения.
В них укажите причины несогласия с судебным приказом. Например, неверный расчет, отсутствие оснований для взыскания задолженности и др.
Если пропустите 10-дневный срок, деньги уже спишут, а для их возврата придется обжаловать судебный приказ в кассационном порядке.
Что включают в инкассовое поручение
В зависимости от конкретной ситуации инкассовое поручение в обязательном порядке включает в себя:
- Номер закона, на основании которого выставлено инкассовое поручение, а также соответствующий номер статьи закона.
- Номер и дата исполнительного листа, название организации, номер дела в судопроизводстве.
Важно: если инкассо выставили на основании исполнительного листа, к нему в обязательном порядке прикладывается подлинники или дубликат исполнительного листа.
- Договор с указанием реквизитов и условий, на основании которого вставлено инкассовое поручение
В какой очередности банк списывает деньги
Банк списывает деньги со счета в строгом порядке. Для этого установлены очереди списания (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Если денег на счете недостаточно, банк исполняет платежные документы в таком порядке.
Первая очередь | по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета:— для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,— о взыскании алиментов |
Вторая очередь | по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств:— для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту),— по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности |
Третья очередь | по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств— для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту),— поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет РФ,— по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Как банк обрабатывает инкассовое поручение
При обработке инкассовых поручений банк руководствуется положением ЦБ №383П. При этом инкассовые поручения подлежат обязательному исполнению со стороны банка согласно ст. 874-876 ГК РФ.
Определена также очередность оплаты недоимки по налогам и сборам. По недоимке со стороны ФНС выставляется отдельное инкассовое поручение по каждому налогу, имеющему свой КБК.
При этом в случае образования переплаты по налогам и сборам возможен возврат суммы переплаты.
Важно: Территориальный налоговый орган вправе отозвать инкассовые поручения, направленные в банк другим территориальным налоговым органом. Например, если это делает правопреемник в связи с реорганизацией налогового органа, ранее направившего в банк такое поручение.
Источник: https://www.RNK.ru/article/215361-inkassovoe-poruchenie
О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей в интервью с главным специалистом-экспертом отдела организации взыскания задолженности опфр по воронежской области, барановым виталием юрьевичем
1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?
Для плательщиков страховых взносов, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и сумма дохода которых не превышает 300 000 рублей, установлен срок уплаты страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае, если сумма дохода плательщиков превышает 300 000 рублей, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода превышающей указанному сумму, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.
2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?
Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.
Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование передается плательщику – физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.
Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.
К требованию прилагается расчет пеней.
Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.
Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:
— если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;
— не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.
3.А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?
Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.
Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.
По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.
В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В случае, если в течение одного года и двух месяцев сумма задолженности не превысила 1 500 рублей, орган ПФР осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке. Заявление в суд направляется в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.
Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.
На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.
Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.
При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.
Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.
4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.
Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.
Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.
В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей постановление о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате недоимки, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?
В случае неисполнения плательщиком страховых взносов — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.
Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:
— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз и составляет 17 328,48 рублей.
— расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.
Максимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2014 год составляет — 138 627,84 рублей.
Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.
Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.
Если такая информация не поступила в орган ПФР на том основании, что плательщик своевременно не отчитался в органы ФНС, сумму страхового взноса орган ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ — 138 627,84 рублей.
В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.
Источник: https://www.pfrf.ru/branches/voronezh/news/interviev/~2015/03/04/86045
Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения
Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса.
Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.
Основания для приостановления операций по счетам
Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов: — не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст.
76 НК РФ); — налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ); — обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.
Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).
Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога.
Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.
В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10).
Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению. Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога).
При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.
Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.
Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда: — по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации; — в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.
Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)).
В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено. В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта: — заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства; — неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях; — непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов). Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Новое основание для приостановления операций по счетам
Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность.
Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).
По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией. В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке.
Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме: — требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ); — требования о представлении пояснений (п. 3 ст.
88 НК РФ); — уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.
Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.
Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.
Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом
Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.
Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.
Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.
Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь. Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению: — государственной пошлины; — налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников; — налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей; — страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию; — страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени. Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка: — для оплаты банковской комиссии; — по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету; — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации; — по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами. Допускается приостановление операций и переводов: — по счетам ликвидируемой организации; — по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику; — по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке. При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц. Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами. Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение: — ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве; — ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами; — о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления. В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации. Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.
С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Источник: https://www.buhgalte.ru/blog/budni_buha/4520.html
Арбитражный суд Дальневосточного округа
Данная категория споров содержит в себе определенные проблемные вопросы, требующие разрешения и обобщения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Исходя из смысла статей указанного закона установлен иной, чем для других процедур банкротства порядок уплаты обязательных платежей.
Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Все обязательные платежи в период конкурсного производства можно разделить на обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом (текущие платежи).
К обязательным платежам первой группы относятся налоги и сборы, обязательства по уплате которых возникли до признания должника банкротом и введения в отношении него соответствующей процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление).
Согласно п. 1 ст. 137 Закона указанные обязательные платежи входят в состав требований кредиторов третьей очереди, и подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве.
Они подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 142 Закона, то есть после полного удовлетворения требований кредиторов первых двух очередей.
Так, суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций, об оставлении без рассмотрения требования Отделения Пенсионного фонда в части взыскания с общества страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, в связи с тем, что задолженность общества за 2005 год не является текущими платежами.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой выявлена неполная уплата за 2005 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки налоговым органом принято решение о доначислении страховых взносов, пеней и штрафа, направленное в Отделение Пенсионного фонда.
Последним предприятию выставлено требование с предложением уплатить указанную сумму в бюджет.
Источник: https://fasdvo.arbitr.ru/node/13076
Страничка зарплатчика
Эта страница создана, в основном, для наших очных и дистанционных студентов и студенток. Но, понимая, что информация о «зарплатных» новостях актуальна для многих бухгалтеров, мы приглашаем к нам всех желающих.
На всех занятиях наши специалисты обещали вам, что даже после вручения вам сертификата о получении квалификации «бухгалтер по расчету зарплаты», мы постараемся держать вас в курсе всех изменений законодательства, непосредственно связанных с расчетом заработной платы, и мы держим свое слово!
Здесь мы будем публиковать и предоставлять доступ к тем материалам курса «Бухгалтер по расчету заработной платы», которые изменяются в соответствии с действующим законодательством.
Для того, чтобы всегда быть в курсе всех изменений нормативных актов по расчету заработной платы и связанных с ней расчетов налогов и взносов, мы предлагаем вам подписаться на нашу новостную рассылку (если вы еще этого не сделали), заполнив контактную форму ниже:
Уже стало хорошей традицией начинать год с новыми законодательными изменениями. Год 2014 — не исключение.
В целом помимо косметических изменений, касающихся страховых взносов, прослеживаются тенденции прошлых лет, а именно усилен контроль и увеличена налоговая нагрузка без увеличения самих ставок.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.14 №188-ФЗ (далее — Закон №188-ФЗ), а также рядом законопроектов c 1 января 2015 года в силу вступают изменения в законодательстве о страховых взносах.
В частности, установлена возможность зачета излишне уплаченных взносов в рамках одного администрирующего органа, уточнен порядок начисления пеней, а также появились нормы, регламентирующие предоставление отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Об этих и других важных изменениях и пойдет речь в данной статье.
Изменена предельная величина базы для начисления страховых взносов
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.12.14 №1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года» установлен новый лимит для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС.
Отсутствие упоминания в постановлении предельной величины базы для начисления взносов в ФОМС породило две точки зрения по этому вопросу:
- 1) предельная величина для взносов в ФОМС отсутствует;
- 2) предельная величина для взносов в ФОМС остается на уровне 624 000 руб.
Более распространенным является мнение, что с 1 января 2015 года лимита для начисления страховых взносов в ФОМС не будет (см. таблицу 1).
Таблица 1. Предельная величина базы для начисления страховых взносов: 2014–2015 годы
ПФР | 624 000 | 711 000 |
ФОМС | 624000 | отстутствует |
ФСС | 624 000 | 670 000 |
ФСС — НС ПЗ (травматизм) | отсутствует | отсутствует |
Рассмотрим на примере, как изменение лимитов сказалось на реальных расходах компании (см. таблицу 2).
Таблица 2. Расчет взносов для двух видов зарплат: 2014–2015 годы
Взносы в фонд | 2014 год, руб. | 2015 год, руб. | 2014 год, руб | 2015 год, руб. |
ПФР | 79 200,00 | 79 200,00 | 194 880, 00 | 205 320,00 |
ФОМС | 18 360,00 | 18 360,00 | 31 824,00 | 61 200,00 |
ФСС | 10 440,00 | 10 440,00 | 18 096,00 | 19 340,00 |
ФСС — НС ПЗ (травматизм) | 720,00 | 720,00 | 2 400,00 | 2 400,00 |
Очевидно, что большая нагрузка снова ложится на компании с более высокой «белой» заработной платой.
Снижено число застрахованных лиц для обязательного представления сведений в форме электронного документооборота
В 2015 году среднесписочная численность застрахованных лиц для обязательного представления сведений по форме РСВ-1 ПФР и форме 4-ФСС в электронном виде снижена с 50 до 25 (подп. «в» п. 3 ст. 5 Закона №188-ФЗ).
Аналогичная норма установлена относительно правил сдачи индивидуальных сведений (п. 2 ст. 1 Закона №188-ФЗ).
Страхователь при представлении сведений на 25 и более застрахованных работников (включая заключивших договоры
гражданско-правового характера) за предшествующий отчетный период представляет их в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. На практике такое разделение актуально лишь для персонифицированных отчетов, подаваемых за периоды до 2014 года.
Напомним, что начиная с отчетности за I квартал 2014 года индивидуальные сведения включаются в РСВ-1 ПФР.
Страхователи, у которых число застрахованных работников меньше 25 человек, также могут подавать отчетность в форме электронного документооборота. Изменены сроки подачи обязательных форм отчетности по страховым взносам
Согласно проекту Федерального закона №611451-6 с 1 января 2015 года установлены новые сроки подачи отчетности во внебюджетные фонды:
- РСВ-1 ПФР должна быть подана и принята ПФР на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетнымпериодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
- 4-ФСС представляется на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Отчетным периодом, как и прежде, является квартал.
Отменено правило округления сумм страховых взносов к уплате
Согласно подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона №188-ФЗ с 2015 года сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, должна определяться в рублях и копейках.
Ранее взносы в ПФР, ФОМС и ФСС было необходимо округлять до
рублей.
Ограничена не облагаемая страховыми взносами сумма выплат при увольнении
Взносами (в том числе взносами на «травматизм») не облагаются все виды установленных законодательством выплат, связанных с увольнением
работников, за исключением указанных в подп. «а» п. 3 ст. 2 и подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ:
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Уточнен порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.
09 №212-ФЗ (далее — Закон №212-ФЗ), страховыми взносами не облагается оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, от места отправления до пункта пропуска через границу РФ.
С 1 января 2015 года введено положение о том, что пунктом пропуска через границу является в том числе здание международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через границу РФ (подп. «б» п. 3 ст. 2, подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ).
Ранее возникали споры по поводу того, что считать пунктом пропуска через РФ в случае следования самолетом: здание международного аэропорта или фактическую точку пересечения Государственной границы РФ.
Правило обложения взносами компенсации стоимости провоза багажа весом до 30 кг действует независимо от места проведения отпуска: в России или за рубежом. Данная сумма не облагается страховыми взносами. С 2015 года подлежит обложению страховыми взносами оплата проезда к месту отпуска и обратно членов семей работников Крайнего Севера.
Изменены правила обложения страховыми взносами оплаты расходов по найму жилья в командировке
С 1 января 2015 года сумма оплаты работодателем расходов по найму жилья сотрудника в командировке однозначно подлежит обложению страховыми взносами, в случае если данные затраты не подтверждены документально (подп. «б» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ). Данное правило действительно как в отношении коммерческих, так и в отношении бюджетных организаций.
Установлена обязанность начислять страховые взносы в ПФР на выплаты всем временно пребывающим иностранным гражданам
Иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, с 1 января 2015 года обязаны быть застрахованными в сфере обязательного пенсионного страхования независимо от срока заключенного с ними трудового договора (п. 4 ст. 3 Закона №188-ФЗ).
Источник: https://spb-balt-synd.ru/service/accounter/page_zp
Изменил ли ВС РФ свою позицию по уплате страховых взносов ИП на УСН?
Автор: Казаков Е. С., эксперт журнала
Предприниматели на УСНО (за исключением тех, у кого совсем маленькие обороты) уже не первый месяц нервничают по поводу уплаты фиксированных страховых взносов «за себя».
Нервничать есть из‑за чего, ведь существуют две точки зрения на то, как рассчитать эти взносы с суммы, превышающей годовой доход 300 000 руб. Все зависит от того, как определять этот доход – с учетом расходов или без них.
И недавно неопределенности в вопросе добавил судья ВС РФ.
Два подхода
Напомним, что согласно ст. 430 НК РФ плательщики страховых взносов, указанные в пп. 2 п. 1 ст.
419 НК РФ (в частности, индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в строго фиксированном размере, только если их доход за расчетный период (календарный год) не превысил 300 000 руб.
Если он превысил названную сумму, то с превышения платится дополнительно 1 % взносов в ПФ РФ.
В данной статье не поясняется, как определять доход с указанной целью. Об этом есть разные мнения.
Чиновники, конечно, стоят на страже интересов внебюджетного фонда.
Они считают, что для названного расчета полученный предпринимателем доход не уменьшается на расходы во всех случаях, кроме того, когда ИП находится на общем режиме и уплачивает НДФЛ. При этом они ссылаются на п. 9 ст.
430 НК РФ, в котором обозначено, что в целях п. 1 данной статьи (то есть для определения базы для исчисления фиксированных страховых взносов) доход учитывается так:
Общий (уплата НДФЛ) |
Статья 210 (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности) |
ЕСХН |
Пункт 1 ст. 346.5 |
УСНО |
Статья 346.15 |
ЕНВД |
Статья 346.29 |
ПСНО |
Статьи 346.47 и 346.51 |
При совмещении режимов облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Так, в письмах Минфина России от 27.06.
2018 № 03‑15‑05/44261, № 03‑15‑05/44256 указывается, что Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на плательщиков с другими налоговыми режимами, в НК РФ нет.
Формально так и получается, что ИП на общем режиме использует норму, в которой говорится о расчете налоговой базы (значит, учитывает доходы и расходы), а другие ИП должны опираться на статьи НК РФ, которыми установлен лишь порядок расчета дохода на соответствующем спецрежиме.
Но такое расхождение, возникающее в зависимости от режима налогообложения, не выглядит справедливым. И об этом было сказано в нескольких решениях ВС РФ.
Правда, данные решения относятся к периоду, когда страховые взносы рассчитывались по нормам Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ, а не НК РФ. Высшие судьи ссылались на Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27‑П.
В нем рассматривалась уплата страховых взносов предпринимателем на общем режиме, но выводы из этого постановления, по мнению ВС РФ, вполне подходят для предпринимателей на УСНО с объектом обложения «доходы минус расходы».
КС РФ разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212‑ФЗ и ст.
227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают: для данной цели доход такого предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Арбитры ВС РФ, в свою очередь, в Определении от 22.11.2017 № 303‑КГ17-8359 по делу № А51-8964/2016 пришли к выводу, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налого-
обложения плательщиками, применяющими УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Поэтому они заключили, что изложенная КС РФ в Постановлении № 27‑П правовая позиция подлежит применению и по отношению к предпринимателям на УСНО (см. также определения ВС РФ от 03.08.2017 № 304‑ЭС17-1872 по делу № А27-24987/2015, от 13.06.2017 № 306‑КГ17-423 по делу № А12-23593/2016, от 30.05.2017 № 304‑КГ16-20851 по делу № А03-24006/2015, от 18.04.
2017 № 304‑КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016).
И как быть теперь?
Сложилась довольно устойчивая ситуация: стороны имеют противоположные, но однозначные мнения. Стало ясно, что Минфин не примет вариант с уменьшением дохода на расходы при исчислении страховых взносов предпринимателем на УСНО. И не менее очевидно, что если этот предприниматель оспорит такую позицию финансистов в суде, свое дело он выиграет.
Пусть все указанные решения ВС РФ относились к периоду действия Федерального закона № 212‑ФЗ, аргументация судей полностью применима и сейчас. Ведь по‑прежнему принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения плательщиками, применяющими УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Более того: и в п. 3 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212‑ФЗ говорилось, что в целях исчисления фиксированных страховых взносов для плательщиков, применяющих УСНО, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, и в пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ сказано то же самое дословно.
Таким образом, оснований для смены позиции у ВС РФ нет. Уверенно это можно будет утверждать, когда ему попадет на рассмотрение дело о фиксированных страховых взносах предпринимателя-«упрощенца» – спор между ним и налоговиками.
Для таких споров, вероятно, время еще не наступило. Закончился лишь один расчетный период (2017 год), который контролировали налоговики, а не чиновники ПФ РФ. А уплатить по его итогам страховые взносы с дохода, превышающего 300 000 руб.
, предприниматели должны были до 01.07.2018 (п. 2 ст. 432 НК РФ).
И вот незадолго до наступления этого срока появилось Решение ВС РФ от 08.06.2018 № АКПИ18-273. В нем не рассматривалась конкретная ситуация, относительно которой требовалось бы определить, как правильно считать фиксированные страховые взносы.
Но Минфин счел, что теперь его позиция поддержана ВС РФ. Об этом он заявил, например, в Письме от 01.08.2018 № 03‑15‑05/54069 (см. также письма Минфина России от 12.07.2018, ФНС России от 03.07.2018 № БС-4-7/12733@, от 25.07.2018 № БС-3-11/4992@).
На самом деле в Решении ВС РФ № АКПИ18-273 была рассмотрена законность письма Минфина, в котором он в очередной раз утверждал, что по НК РФ вычет сумм расходов при определении размера взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, а норм, распространяющих этот подход на плательщиков на других налоговых режимах, кодекс не содержит (Письмо от 12.02.2018 № 03‑15‑07/8369).
Забегая вперед, отметим, что предпринимателю-заявителю было отказано в признании данного письма недействующим, что, собственно, финансисты и расценили как поддержку своей позиции.
Фактически названным решением ВС РФ установлено лишь соответствие содержания Письма Минфина России № 03‑15‑07/8369 НК РФ. Включая, правда, и содержание той части письма, где утверждается, что предприниматель на УСНО при расчете фиксированных страховых взносов расходы не учитывает.
И действительно, как указано выше, формально в пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ говорится лишь о доходе, который рассчитывает предприниматель на УСНО.
Но судьи ВС РФ в своих многочисленных прежних определениях опирались совсем на иное – прежде всего признавая, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения плательщиками на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». И эта аналогия никуда не исчезла с передачей прав администрирования страховых взносов налоговым органам.
А это значит, что изложенная КС РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27‑П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
То есть в ситуации с определением размера фиксированных страховых взносов предпринимателем-«упрощенцем» уже на основании НК РФ, а не в конкретном случае, рассмотренном в Определении ВС РФ от 18.04.
2017 № 304‑КГ16-16937, как лукаво утверждает Минфин в Письме № 03‑15‑05/54069.
По поводу Решения ВС РФ № АКПИ18-273 отметим также, что его автором оказался судья ВС РФ в единственном лице, который до этого ни разу не был задействован в упомянутых определениях ВС РФ, принятых всякий раз Судебной коллегией по экономическим спорам в составе трех судей в пользу предпринимателей.
Так можно ли считать данное решение особым мнением одного судьи? И захотят ли его коллеги фактически потерять лицо, согласившись с этим мнением? Время покажет.
Вот только предприниматели на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» остаются в состоянии неопределенности. Кто‑то из них может пойти на риск и рассчитать свои взносы с учетом расходов. Ему, безусловно, придется доказывать свою позицию в суде. Кто не захочет рисковать, тому придется уплатить сумму взносов, как хотят чиновники, и ждать развязки.
Бухгалтер Крыма, №9, 2018 год
Источник: https://www.audar-press.ru/izmenenia-v-strahovanii-s-2015