С 25 мая сокращается срок подачи уведомления о прибытии работника-иностранца — все о налогах

Как считать срок уведомления о приеме или увольнении иностранца? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»

С 25 мая сокращается срок подачи уведомления о прибытии работника-иностранца - все о налогах

Законом установлена обязанность работодателя уведомлять органы ФМС о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.Вопрос:1.

При исчислении рабочих дней, какие дни учитываются — рабочие дни принятые в организации, рабочие дни работы ФМС, общепринятые рабочие дни?2.

Исчисление 3-х дневного срока начинается включая день заключения/расторжения договора или со следующего дня по общему правилу ГКРФ?Прошу Вас дать ответы, обоснованные действующим законодательством, официальными разъяснениями уполномоченных органов, постановлениями высших судов и т.д.

Ответ на 1 вопрос: При исчислении рабочих дней, какие дни учитываются — рабочие дни, принятые в организации, рабочие дни работы ФМС, общепринятые рабочие дни?

Согласно п. 2 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147, такие уведомления необходимо направить в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора с иностранцем.

Поскольку в Порядке, утвержденном приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147, не установлены какие-либо специальные правила определения рабочих дней, нужно учитывать общепринятые рабочие дни, установленные производственным календарем для пятидневной рабочей недели.

Ответ на 2 вопрос: Исчисление 3-х дневного срока начинается, включая день заключения/расторжения договора, или со следующего дня по общему правилу ГКРФ?

Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Аналогичный порядок исчисления сроков установлен ст. 4.8 КоАП РФ.

Подробнее об увольнении читайте здесь:

Московский городской суд в решении от 20 мая 2016 г. по делу N 7-5652 при определении срока, в течение которого работодатель должен направить уведомление о приеме иностранца, исходит из норм п. 1 ст. 4.

8 КоАП РФ: течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. В соответствии с п. 3 ст. 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.

Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/145619-qqkss8-kak-schitat-srok-uvedomleniya-o-prieme-ili-uvolnenii-inostrantsa

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.  

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства.

Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение.

Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье  «Нарушения миграционного законодательства»

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане.

Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт.

При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в  статье  «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».

Однако на что следует обратить внимание.

В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями.

Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ.

Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников.

Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):

 — гражданин Российской Федерации,

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

— федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту.

Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан.

По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает.

Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию.

В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии.

Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки.

В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании.

Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства.

Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

— учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

— устав (редко);

— одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ  (редко);

— ИНН (всегда);

— ОГРН (всегда);

— приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

— копия паспорта ген. директора (почти всегда);

— доверенность на представителя;

— приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

— копия паспорта представителя (редко);

Читайте также:  Охрана труда при работе на высоте - инструкция 2017 - все о налогах

— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица.

Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое.

Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

— заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

— заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется.

Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г., Судебное решение от 04 марта 2016 г., Судебное решение от 06 июля 2015 г.

— патент;

— все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

— отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

— трудовой договор;

— уведомление о заключении трудового договора.

Источник: http://legallabor.ru/sobytiya-i-informatsiya/78-migratsionnyj-uchjot-inostrannykh-rabotnikov-obyazannost-rabotodatelya

Уведомляем госорганы о трудовых отношениях с иностранцами — Все о кадрах

Расскажем, какие органы и в какие сроки работодателям следует уведомить о трудовых отношениях с иностранцами, а также как продлить срок действия разрешения на работу зарубежному гостю.

О ком следует уведомить

Работодателю при оформлении на работу иностранца нужно уведомить в строго ограниченные сроки целый ряд госорганов. Причем эта обязанность возникает в зависимости от статуса иностранных работников (см. таблицу).

Таблица. Требования законодательства в отношении трудоустройства иностранных граждан в зависимости от правового статуса

Иностранные граждане Срок Временно пребывающие на территории РФ Временно проживающие в РФ Постоянно проживающие в РФ
Без визы На основании визы
1 2 3 4 5 6
Разрешение на работу для иностранного работника Не установлен Требуется (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) Требуется (п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ) Не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) Не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ)
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников для работодателя Не установлен Не требуется (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) Требуется (п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ) Не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) Не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ)
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания 7 дней Требуется (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ) Требуется (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ) Не требуется Не требуется
Уведомление о заключении или расторжении договора (территориальный орган ФМС России, служба занятости населения) 3 дня Требуется (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) Не требуется Не требуется Не требуется
Уведомление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (территориальный орган ФМС России, служба занятости населения) 3 дня Требуется (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) Не требуется Не требуется Не требуется
Уведомление работодателем ФНС России о привлечении и об использовании иностранных работников 10 дней Требуется (Письмо ФНС России от 14.02.2008 N ШС-6- 3/102@) Требуется (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ) Не требуется Не требуется
Уведомление:— о нарушении условий трудового договора (ФМС России),— о самовольном оставлении места работы или пребывания (ФМС России, ФСБ России) 3 дня Требуется (пп. 7 — 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ) Требуется (пп. 7 — 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ) Не требуется Не требуется

«Безвизовые» иностранцы

Во-первых, работодатель, заключивший (или расторгнувший) трудовой и гражданско-правовой договоры с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в безвизовом режиме, обязан в течение трех дней с этой даты уведомить об этом ФМС России и службу занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Формы уведомлений утверждены Приказом Федеральной миграционной службы России от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (Приложения N N 5 и 10); далее — Приказ N 147.

Во-вторых, если компания предоставила такому мигранту отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в году, то в течение трех дней ей следует уведомить об этом ФМС России и службу занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма уведомления утверждена Приказом N 147 (Приложение N 9).

Бланки уведомлений нужно заполнить разборчиво от руки или с использованием технических средств (например, компьютера) на русском языке. Сокращения, аббревиатуры, зачеркивания и исправления использовать нельзя.

В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил/расторг трудовой или гражданско-правовой договор, а также предоставил отпуск без сохранения заработной платы.

Кроме того, в уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.

Уведомления можно представить лично в территориальный орган ФМС России и орган службы занятости (по одному экземпляру для каждого органа) или направить почтовым отправлением — письмом с объявленной ценностью и описью вложения (по два экземпляра для каждого органа).

К сведению. При заключении нового трудового договора с иностранцем работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и о нем.

В-третьих, работодателю в течение десяти дней следует уведомить о привлечении и использовании иностранного работника налоговый орган по месту своего учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Срок начинает течь от одного из следующих дней:

— подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

— прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

— получения иностранным гражданином разрешения на работу;

— заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

— приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

— приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

— аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Форма уведомления утверждена Письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ «О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы».

В-четвертых, работодатели, пригласившие иностранца в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с ним новый договор, обязаны в трехдневный срок направлять информацию в территориальный орган ФМС России в случаях:

1) нарушения мигрантом условий трудового (гражданско-правового) договора, а также досрочного расторжения такого договора (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);

2) самовольного оставления иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). В этом случае уведомить придется еще и ФСБ России.

В-пятых, работодателю как принимающей стороне следует поставить иностранца, которого он пригласил на работу, на миграционный учет в течение семи дней с момента прибытия его в Россию (ст. 20 Закона N 109-ФЗ).

Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Чтобы заполнить уведомление, иностранец обязан предъявить работодателю миграционную карту и документ, который подтверждает его личность (пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Мнение. Станислав Раузский, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании «Советникъ»

Местом пребывания иностранного работника может быть как жилое помещение, так и иное помещение, организация, в которых он находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).

Поэтому в качестве места пребывания иностранного работника можно указать юридический адрес компании-работодателя.

Приняв документы, территориальный орган ФМС России, почта или многофункциональный центр поставят на отрывной части бланка отметку, что будет являться подтверждением выполнения обязанности по постановке на миграционный учет. Ее следует передать иностранцу.

Иностранцы могут самостоятельно уведомить органы миграционного учета о прибытии в место пребывания при наличии документов, подтверждающих уважительность причины (болезнь и пр.), препятствующей принимающей стороне направить уведомление.

«Визовые» иностранцы

На сегодняшний день обязанность работодателей уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу, заключении и расторжении трудового договора с временно пребывающими в РФ «визовыми» иностранцами не обозначена ни одним нормативным правовым актом. Дело в том, что работодатель обращается в ФМС России за разрешениями на привлечение и использование иностранной рабочей силы и на работу.

А вот уведомить налоговиков придется (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). В отношении такого уведомления действуют те же Порядок и форма, как и в отношении «безвизовых» иностранцев.

Кроме того, работодателю нужно уведомить ФМС России о нарушении мигрантом условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении договора и о самовольном оставлении им места работы или пребывания (в этом случае поставить в известность придется еще и ФСБ России).

Временно и постоянно проживающие в РФ иностранцы

Работодатели освобождены от обязанности уведомлять какие-либо государственные органы (ФМС России, ФСБ России, службу занятости населения и ФНС России) о фактах трудовой деятельности в компании иностранных работников, временно и постоянно проживающих в РФ.

Граждане республик Беларусь и Казахстан

В связи с тем что на граждан республик Беларусь и Казахстан не распространяются правила и ограничения, установленные Законом N 115-ФЗ, для работодателей, принимающих их на работу, отсутствует необходимость уведомления государственных органов (ФМС России, службы занятости населения, ФНС России).

Продление срока действия разрешения на работу

Как мы говорили ранее, срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен (п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Для продления срока действия разрешения на работу, выданного на срок временного пребывания, иностранцу не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения следует представить в ФМС России следующие документы:

— заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

— трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ;

— сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, представляемые по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 20.07.2010 N 223;

— документы, подтверждающие отсутствие у иностранца заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;

— документы, подтверждающие постановку мигранта на учет по месту пребывания.

Миграционная служба примет решение о продлении срока действия разрешения на работу в течение трех рабочих дней со дня представления необходимых документов и без учета квот на выдачу таких разрешений (п. п. 7.3 и 7.4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Обратите внимание, что при продлении срока действия разрешения на работу работодателю не нужно повторно уведомлять государственные органы о привлечении иностранного работника, если с этим работником не заключается новый трудовой договор и не расторгается старый.

Источник: http://info-personal.ru/obuchenye-rabotnikov/statya-uvedomlyaem-gosorgany-o-trudovyx-otnosheniyax-s-inostra/

Прием на работу иностранного работника (порядок оформления и необходимые документы)

  1. Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

  2. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

  3. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

  4. Какие документы нужны для заключения трудового оговора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

  5. Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

  6. Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

  7. Привлечение работников-иностранцев, постоянно проживающих в РФ

  8. Особенности оформления на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста

  9. Особенности привлечения работников-иностранцев – граждан республики Беларусь, республики Казахстан, Киргизии и переселенцев

  10. Когда не нужно разрешение на работу — прием на работу беженцев, переселецнев и пр.

  11. Исчисление и удержание НДФЛ с доходов работников – иностранцев

  12. Особенности труда иностранных работников, временно пребывающих и временно проживающих в России

  13. Особенности, связанные с увольнением иностранного работника

  14. Административная ответственность работодателя

  15. Полезные ссылки по теме

Читайте также:  Минфин разъяснил, какие допотпуска не уменьшают прибыль - все о налогах

Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан.

Патент на работу для иностранного работника

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

  • в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, — равен сроку действия выданной ему визы;
  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — не может превышать 90 суток;
  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи — равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ миграционная карта — это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте».

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.

Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.

Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Виза — это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
  • дату рождения;
  • пол;
  • гражданство (подданство);
  • номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дату выдачи визы;
  • разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;
  • номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;
  • срок действия визы; цель поездки;
  • данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);
  • кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы, работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

  • предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора;
  • подать в территориальный орган ФМС заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника. Узнать — где взять бланк заявления;
  • получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;
  • подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;
  • получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России;
  • уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

В какой налоговый орган обращаться:

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь разрешение на работу, которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

  • заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;
  • допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;
  • предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам — гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным.

Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ.

Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Патент на работу для иностранного работника

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

Исходя из статей 65 и 3273 Трудового кодекса РФ Для заключения трудового договора с временно пребывающим в России иностранцем необходимы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина);
  • миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);
  • разрешение на работу или патент;
  • трудовая книжка (российского образца);
  • полис добровольного медицинского страхования;
  • документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета (Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации»).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/priem_inostranca_na_rabotu-inostranniy_rabotnik.html

Что нужно знать работодателю о миграционном учете: ответы на вопросы · Энциклопедия начинающего предпринимателя

8:20, 29 января 2016 4   78   5250

Часть 1   Часть 2

Нужно ли ставить на миграционный учет граждан Белоруссии?

Нужно. И давайте усвоим, что граждане стран-участниц ЕЭС для нас являются все-таки гражданами другой страны, то есть иностранцами. И поэтому они тоже подлежат миграционному учету.
Но нужно отметить, что принадлежность к Евразийскому Экономическому Союзу дает гражданам этих стран некоторые привилегии.

И одна их них – увеличенный срок для постановки на миграционный учет. Если всем остальным иностранцам нужно в течение 7 рабочих дней успеть получить регистрацию, то гражданам стран-участниц ЕЭС можно целый месяц (30 суток) быть «неучтенными».

Кроме того, между Россией и Беларусью вообще нет границ, поэтому граждане этой замечательной страны въезжают в РФ, не оформляя миграционных карт.

Напомню, что сегодня в ЕЭС входят 5 стран: РФ, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия.

Принимаем гражданку Украины временно. Она уверяет, что ей не нужно становиться на миграционный учет. Разве может такое быть?

По общему правилу, не может. Любой иностранец должен быть учтен.
Но действительно есть категории иностранцев, которые могут длительно находиться на территории РФ без миграционного учета.

Это высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей. Если ваша работница или ее муж является ВКС, то они действительно могут 90 дней не оформлять регистрацию по месту пребывания.

И только когда пройдут эти 90 дней, иностранца-ВКС нужно в течение семи рабочих дней зарегистрировать по месту пребывания.

Если же сотрудник ВКС или члены его семьи вздумают поездить по стране, то в течение месяца они имеют право не становиться на учет по новому месту пребывания. То есть, поехав с семьей в отпуск, иностранец-ВКС избавлен от необходимости подавать уведомления о прибытии.

Можем ли мы иностранцу установить разъездной характер работы? Нужно ли каждый раз, отправляя работника-иностранца в поездку, снимать его с миграционного учета?

Возможность установления разъездного характера работы, а также возможность вообще посылать работника-иностранца в командировки, установлена на государственном уровне. Я писала уже об этом, поэтому повторяться не буду. Вот в этой статье вы найдете удобную таблицу, в которой указаны:

  • профессии для всех категорий ИГ, которым может быть установлен разъездной характер работы,
  • общая продолжительность времени, когда ИГ может работать вне пределов субъекта РФ, на котором ему разрешено работать или проживать.

Отмечу, что командировки за границу каким-либо сроком не ограничены. Поэтому работника-иностранца можно направлять в заграничные командировки, не учитывая указанные в таблице ограничения. НО! Если ИГ выехал за границу хоть на день, то при въезде обратно в РФ нужно снова подавать в УФМС Уведомление о прибытии.

Читайте также:  Когда «упрощенцу» учесть в доходах оплату по карте - все о налогах

Теперь о миграционном учете. Никаких особых правил учета при направлении работника-иностранца в командировку или в иную служебную поездку не установлено.

Если ИГ пробудет в месте командировки более семи рабочих дней, то уведомлять об этом УФМС по новому месту пребывания нужно в общем порядке.

А когда работник вернется, его опять нужно ставить на миграционный учет по «старому» месту пребывания.

Кстати, если ваш работник будет жить в гостинице, отеле или подобных учреждениях, их администрация в обязательном порядке сообщит об этом в миграционную службу в течение одного рабочего дня после заселения.

Другие сроки установлены для иностранцев – ВКС. Они могут находиться в командировке до 30 дней без учета по новому месту пребывания.

Как работодателю не нарушить правила миграционного учета, если работник-иностранец уехал в отпуск, а мы не знаем, насколько и куда?

Очень хороший вопрос. Организация по отношению к работнику-иностранцу, временно пребывающему в РФ, является принимающей стороной. Что является нарушением со стороны «принимающей стороны» (простите за каламбур)?

Нарушение — если принимающая сторона не поставит или не вовремя поставит в известность УФМС о прибытии к ней ИГ.

В данном случае, если работник во время отпуска уедет в другой город (регион) России, то в этом месте пребывания у него будет другая «принимающая сторона» (санаторий, гостиница, арендодатель съемной квартиры, иное физическое лицо). И именно она должна озаботиться миграционным учетом.

Чтобы не нарушить правила миграционного учета, работодателю следует поинтересоваться, где проводил свой отпуск его работник.

Если он не выезжал за пределы субъекта, в котором зарегистрирован по месту пребывания, то ничего делать не нужно. Если выезжал, то придется снова нести Уведомление о прибытии в свой УФМС.

И здесь важно не пропустить срок – не позднее семи рабочих дней со дня прибытия домой или со дня въезда в РФ (если ИГ отдыхал за границей).

Должна ли организация снимать с миграционного учета работника-иностранца после увольнения?

К счастью, такой обязанности у работодателей теперь нет. Снятие с учета по месту пребывания происходит автоматически после получения сведений о регистрации ИГ по новому месту пребывания или о выезде из РФ.
После увольнения главное не забудьте в трехдневный срок подать в УФМС Уведомление о прекращении трудового договора с иностранцем.

Если остались вопросы, задайте их в комментариях.

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/chto-nuzhno-znat-rabotodatelyu-o-migracionnom-uchete-otvety-na-voprosy/

Увольнение иностранного гражданина

Компании, нанимающие иностранных работников в свой штат, однажды сталкиваются с необходимостью правильно оформить увольнение человека, принадлежащего к этой категории граждан.

Основания могут быть разными – добровольный уход, конец оговоренного срока найма, болезнь или даже смерть.

Часто всплывает вопрос, как уволить иностранца и соблюсти все необходимые формальности.

Что говорит закон?

В первую очередь, надо понимать, что иностранец, законно пребывающий на территории России, подпадает под действие ее Трудового кодекса, и в отношении него действуют все нормы, прописанные в этом законе (включая подзаконные акты).

Иностранец также подчиняется нормам закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

Нормативная база

Увольнение иностранных работников обычно производится на основаниях двух типов:

  • Первая группа – эти общие основания, не связанные с наличием иностранного гражданства у данного человека.
  • Вторая – это специальные причины, характерные только для этой категории работников.

Увольнение на общих основаниях руководствуется положениями Трудового кодекса, которые равно распространяются на всех работников.

Здесь важно руководствоваться, в первую очередь, статьей 84.1 ТК РФ, которая детально описывает процедуру оформления увольнения.

Как и в случае с россиянином, для иностранного работника должен быть составлен приказ по форме №T-8, которую утвердило постановление Федеральной службы госстатистики от 05 января 2004 за номером 1 под названием «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Бланк приказа:

Бланк приказа об увольнении (форма Т-8)

Уходящего сотрудника надо обязательно познакомить с бумагой под роспись.

Необходимо знать, что, согласно приказу ФМС РФ за номером 147, изданному 28 июня 2010 года, обязательно надо в течение трех дней уведомить данную службу о разрыве трудового договора с иностранцем, живущем в стране по визе.

Правда, это касается досрочного увольнения.

Категории иностранцев

Всех иностранных граждан можно распределить по нескольким категорям:

Категория Вид документа Права
Постоянно живущие в РФ Вид на жительство (ВНЖ) Не нужно получать никакого разрешения на работу, не входят в квоты найма
Временно живущие в РФ Разрешение на временное проживание (РВП) Необходимо разрешение на работу, не входят в квоты найма
Временно пребывающие в стране Виза, нет ни РВП, ни ВНЖ Требуется уведомление ФМС при приеме и увольнении
Граждане ЕАЭС Миграционная карта, цель приезда – работа Не входят в квоты, не нуждаются в патентах и разрешениях на работу, уравнены в правах с гражданами РФ

В первом случае не требуется никаких дополнительных документов для найма, достаточно вида на жительство, в остальных двух при приеме оформляется разрешение на работу, поэтому и увольнение возможно на специальных, а не только на общих основаниях.

Кроме того, различают тех, кто находится в стране по визе или подпадает под действие безвизового режима пребывания.

Порядок увольнения иностранного гражданина (2015)

Порядок увольнения человека с иностранным гражданством почти не отличается от стандартной процедуры оформления ухода с работы любого иного работника, так как регулируется в большинстве случаев Трудовым кодексом РФ.

Общие основания

Общие условия для расторжения действующих трудовых договоренностей установлены статьей 84.1 ТК РФ и применимы в большинстве случаев для иностранных работников тоже.

Увольнение может быть связано со следующими причинами:

Собственное желание

На нынешний момент в законодательстве не предусмотрено каких-либо специальных норм, которые бы регулировали уход по собственному желанию конкретно иностранных работников.

Работодатель же вправе отсрочить последний день работы, если в документе не указано ни одной уважительной причины.

В том случае, если идет речь о визовом иностранце, по окончании действия договора необходимо также направить уведомление в ФМС о преждевременном расторжении трудового соглашения.

Окончание срока договора

Чаще всего работодатели охотнее оформляют на работу иностранцев по срочному трудовому соглашению – хотя гражданство иного государства не является достаточной причиной для заключения подобного соглашения, и это указано в статье 59 ТК РФ.

В квоту, касающуюся привлечения иностранной трудовой силы, подобные разрешения не попадают, и выдаются довольно просто.

Инициатива работодателя

По инициативе работодателя увольнение проходит на основаниях, отмеченных в ст.81 ТК РФ.

Среди них:

И так далее. В каждом из этих случаев необходимо иметь подтверждающие документы, и выполнить все требования ТК РФ.

Смерть

Смерть относится к условиям, не зависящим от воли сторон.

В этом случае редко возникает вопрос, по какой статье уволить сотрудника — все указано в пункте 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса.

Соглашение сторон

Прекращение обязательств по соглашению сторон – наиболее простой случай разрыва трудового договора с лицом, имеющим иное гражданство.

В этом случае достаточно руководствоваться стандартной процедурой увольнения — издать приказ по требуемой форме, предложить работнику под ним расписаться, сделать расчет и выдать документы (например, трудовую книжку).

Частные случаи

Необходимо также следить за соответствием процедур разрыва трудового договора в любом частном случае, руководствуясь общими для всех положениями закона.

Если работника посадили

Необходимо различать основания для заключения сотрудника под стражу.

Если же действует всего лишь предварительное заключение из-за возбужденного уголовного дела, работодатель имеет право не платить зарплату по статье 129.

В том же случае, если сотрудник получил условный срок, под сомнение можно поставить его профессиональные или моральные качества в зависимости от сферы деятельности.

К примеру, аморальное поведение педагога станет достаточным основанием для увольнения. Для финансового работника недопустимы мошенничество и хищения (статья 81 ТК РФ).

При наличии ребенка до 3 лет

Согласно закону (статьи 261 и 264 ТК РФ), фирма-наниматель не вправе уволить женщин, ребенок которых младше трех лет, или отцов, которые воспитывают таких детей без матери, но возможно уйти по соглашению сторон, в связи с окончанием срока договоренности и по собственному желанию.

Кроме того, трудовые отношения прекратятся и в случае ликвидации предприятия.

Данные нормы касаются как тех из указанных лиц, кто работает, так и тех, кто пребывает в отпуске по уходу за ребенком.

Окончание разрешения на работу

Работодатель вправе разорвать трудовой договор, если прекратило действовать разрешение на работу.

Это отмечено в пункте 9.3 статьи 18 закона за номером 115-ФЗ под названием «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации».

Неуплата за патент

Если иностранец не оплатил вовремя патент, это еще не повод его уволить.

Иностранец вправе в этот период также уйти по собственному желанию или по обоюдному соглашению.

За прогулы

Увольнение за прогулы производится по инициативе работодателя в соответствии с общими требованиями ТК РФ.

На основании всех документов выходит приказ об увольнении в связи с игнорированием сотрудником своих прямых обязанностей.

Находящегося в отпуске

Иностранца, который пребывает в отпуске, возможно уволить по собственному желанию, если тот заранее напишет заявление.

Иностранцам также выдается компенсация за неиспользованный отпуск.

Работающего по совместительству

Увольнение иностранца, работающего по совместительству, проводится по статье 288 ТК РФ – в том случае, если фирма нашла работника, который займет эту должность в качестве своего основного рабочего места.

А вот бессрочное трудовое соглашение однозначно попадает под указанную статью.

Находящегося на больничном

Работника, который в данный момент остается дома по болезни, законно увольнять лишь по его собственному желанию или вследствие ликвидации предприятия.

Разрешено также заключить соглашение сторон. В противном случае работодатель нарушит требования ТК РФ.

На испытательном сроке

Во время своего испытательного срока сотрудник-иностранец увольняется на общих основаниях.

Однако основанием должны являться только профессиональные качества сотрудника, иначе такое расторжение трудового соглашения легко опротестовать через суд.

Кого уведомлять и куда сообщать?

Возникает вопрос, кого уведомлять в 2018 году при увольнении иностранного работника.

Безвизовый режим таких жестких рамок не имеет.

Налоговая

В большинстве случаев желательно уведомить налоговую службу по месту регистрации фирмы-нанимателя.

В такой ситуации работодателю дается десять дней на уведомление налоговых органов, по окончании срока трудового договора туда тоже отправляется документ.

Унифицированной формы не существует, поэтому бумага составляется по усмотрению компании.

УФМС

Строгое правило касается лишь визовых иностранцев – три дня на уведомление.

На сегодня нет требований обязательно уведомить ФМС об уходе иностранного безвизового работника.

Бланки уведомлений:

Уведомление об увольнении иностранного гражданина из ЕАЭС

Уведомление об увольнении иностранца с видом на жительство

Уведомление об увольнении иностранца с патентом

Уведомление об увольнении иностранца с разрешением на временное проживание

Уведомление об увольнении иностранца с разрешением на работу

Уведомление об увольнении с работы беженца

ЦЗН

Центры занятости населения тоже никак не уведомляются об увольнении иностранцев – только об их приеме на работу.

Тем не менее, при желании работодатель имеет право сообщать об уходе сотрудников этой категории. Это не касается визовых работников – их увольнение требует уведомления в трехдневный срок.

Какие документы требуются?

Перечень документов мало чем отличается от списка стандартных бумаг при увольнении россиянина.

Например, увольнение обосновывают такие документы, как:

  • заявление об уходе;
  • документ о разрыве трудового договора по взаимному соглашению сторон;
  • бумага о конце срока действия трудового договора.

Плюс выпускается приказ, в котором прописываются основания увольнения и законодательная основа.

Работник подписывает этот документ, а затем на него оформляется расчет с перечислением сделанных выплат.

Уведомление (образец заполнения)

Увольнение визовых иностранцев обязательно сопровождается уведомлением, отправляемым в ФМС.

Работодатель по своему усмотрению может направить подобный документ и с случае с безвизовыми иностранными гражданами.

Запись в трудовой

В трудовой книжке, принадлежащей иностранному сотруднику, делается запись в требуемой форме.

Кроме того, подобное документируется и в личной карточке – только там обязательно получить также подпись работника.

Гарантии, выплаты и компенсации

Иностранцу положены те же гарантии, что и россиянину.

Неиспользованный отпуск также компенсируется.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли оформить увольнение задним числом?

Увольнение «задним числом» чревато ошибками в документах, которые, в свою очередь, могут привести к штрафам.

Лучше действовать в соответствии с законодательством.

Как уволить сотрудника, который постоянно болеет?

Официальным путем, при наличии законно выданных больничных листов, уволить часто болеющего работника нельзя.

Во всех остальных случаях сотрудника нельзя ни увольнять, ни переводить в другое место.

Можно ли оформить в выходной день?

Увольнение может быть оформлено в любой день, если заранее подготовить все документы.

Фирма имеет право заранее выдать ему трудовую книжку и деньги, но в приказах будет стоять суббота или воскресенье.

Источник: http://kadriruem.ru/uvolnenie-inostrannogo-rabotnika/

Ссылка на основную публикацию