Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды
Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья.
Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России.
Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Соглашение об избежании двойного налогообложения — что это?
Соглашение об избежании двойного налогообложения — это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.
В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.
Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Аргентина Армения Белоруссия Бельгия Болгария Ботсвана Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Германия Гонконг (с 01.01.2017) Греция ДанияЕгипет | Израиль Индия Индонезия Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Канада Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Корея Куба Кувейт ЛатвияЛиван | Литва Люксембург Македония Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Молдова Монголия Намибия Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Польша Португалия Румыния Саудовская Аравия Сербия СингапурСирия | Словакия Словения США Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Украина Филиппины Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария ШвецияШри-ЛанкаЮАРЯпония |
«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах.
Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,— говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.
Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.
Как учитывается налог при получении дохода от аренды
«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России.
Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России.
Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,— поясняет Екатерина Шабалина.
Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).
К налоговой декларации прилагаются:
- выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
- или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).
«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,— говорит Екатерина Шабалина.
Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды.
Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка — 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России — 1 300 евро (13 %).
Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.
При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год.
Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20 %.
Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год.
Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу — 540 евро.
Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.
Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости
Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.
По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:
- для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
- для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).
Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.
Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.
Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.
Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала — 50 тыс. евро — облагается испанским налогом по ставке 24 %.
Сумма налога в этом случае — 12 тыс. евро.
Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.
•
Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов — уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине — незаконно.
Юлия Кожевникова, Tranio
Источник: https://tranio.ru/articles/double_taxation_avoidance/
Договора об избежании двойного налогообложения как инструмент налогового планирования
Мы часто слышим словосочетания налоговое планирование, налоговая оптимизация, схема оптимизации налогообложения. Давайте проведем небольшой налоговый экскурс, узнаем больше информации об инструментах налогового планирования, и как это работает.
Как же оптимизировать налогообложение? Налоги платятся с базы – активных доходов — прибыль юридического лица, доход физического лица, стоимость увеличения капитала компании, оборот, пассивных доходов – дивиденды, проценты, роялти.
Скрыть базу и этим уменьшить налог, значит, нарушить закон.
Да, в Швейцарии, например, уклонение от налогов криминальным преступлением не считается, но в большинстве стран за незаконные действия с налогами грозят штрафы и можно загреметь в тюрьму.
Единственным законным решением является использование так называемых инструментов налогового планирования, которые позволяют путем применения более низких ставок налогов либо применением полного освобождения от налогообложения его оптимизировать.
Суть налогового планирования состоит в использовании законных средств, способов и приемов для сокращения своих налоговых обязательств.
Обзор теории налогового планирования
— международное налоговое планирование важно в рамках иностранной инвестиционной деятельности; — международное налоговое планирование (international tax planning) – применение разных методов с целью минимизирования эффективной налоговой ставки для физических или юридических лиц путем использования льготных положений национальных правовых систем и налоговых соглашений; — международное налоговое планирование считается успешным, если эффективная налоговая ставка снижена;
— договора об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaties — DTT) являются важным инструментом в международном налоговом планировании.
Важность договоров об избежании двойного налогообложения двоякая:
1) предотвращение двойного или обременительного налогообложения прибыли (от обычной деятельности), капитальной прибыли (от прироста капитала) и капитала;
2) эффективный инструмент для соединения выгодных положений налоговых систем разных стран.
При этом очень важно изучать национальные налоговые системы.
Ведь, чтобы понимать международные схемы оптимизации, сначала нужно знать национальные, их плюсы и минусы и что, собственно говоря, оптимизировать, в налоговом законодательстве какой страны искать тот волшебный золотой ключик, использовав который, мы решим загадку замкнутого круга обременительных налоговых обязательств или оптимизации тех или иных процессов, связанных с налогообложением (передача активов в наследство, например).
Практические аспекты международного налогового планирования:
1. Международное налоговое планирование не может быть простым по своей сути и выгоды должны быть обоснованными и продуманными. 2. Должно быть проведено всестороннее налоговое и юридическое исследование. 3. Международное налоговое планирование – это не уклонение от уплаты налогов.
4. Нужно учитывать позицию налоговых органов и их деятельность.
Практические аспекты. Какие инструменты мы можем использовать для международного налогового планирования?
— национальная налоговая практика для налогового планирования – создание специальных экономических зон и территорий приоритетного развития с особым режимом налогообложения; — выгодные положения налогового законодательства в рамках национальных систем — налоговые каникулы;
— международные договора об избежании двойного налогообложения.
Договора об избежании двойного налогообложения как инструмент налогового планирования
Цели международных соглашений, устраняющих двойное налогообложение:
— устранение двойного налогообложения; — предотвращение уклонения от уплаты налогов; — распределение налоговых прав;
— ограничения национального законодательства с приоритетом более выгодного двустороннего международного решения.
Выгоды от использования:
— устраненное и минимизированное двойное налогообложение; — сниженные налоговые ставки; — установленная резидентность и источник средств;
— возможности для налогового планирования.
Область действия договоров об избежании двойного налогообложения:
— налоги: налоги на прибыль и на капитал;
— физические и юридические лица: резиденты и нерезиденты.
Важно знать, что положения договоров об избежании двойного налогообложения как любые международные договора в случае возникновения споров являются превалирующими над национальными законами.
Протоколы таких договоров такие же важные и имеют аналогичную договорам об избежании двойного налогообложения юридическую силу.
Возьмем для примера Сингапур. Репатриация дивидендов (выплата нерезиденту за пределы Сингапура) не налогооблагается. Стандартная ставка налога у источника на проценты составляет 15%.
При переведении процентного дохода в Гонконг ставка аналогична 15%. Для Украины и Казахстана она ниже – 10%.
Если материнская компания Китая владеет не менее 10% сингапурской компании, ставка налога у источника при выплате процентов сингапурской компанией составит 7%. Для России ставка 7.5%, для Узбекистана – 5%.
При выплате роялти стандартная ставка составляет 10%, аналогична и для Гонконга. При выплатах платежей роялти из Сингапура в Украину и Россию, платится 7.5% налог. Для Казахстана 10%, а для Узбекистана – 8%. Если китайская компания владеет не менее 10% сингапурской, при выплате первой платится налог у источника по самой низкой ставке 6%.
Источник: https://wealthoffshore.net/agreements/dtas-as-tax-planning-tool/
Что такое двойное налогообложение и как его избежать?
Как устранить двойное налогообложение?
Проблема вычитания налога сразу двумя государствами является достаточно актуальной темой, так как в силу различных основ налогового законодательства в странах мира многие физические лица, получающие прибыль вне территории родины, попадают под двойной вычет из них, им приходится платить по месту получения дохода и по месту гражданства.
Понятие двойного налогообложения
Это вычитание налогов из доходов лиц в нескольких странах мира – по месту пребывания и по месту формирования данных доходов.
Происходит взыскание налогов согласно двум направлениям, в которых работает фискальная служба:
- По территориальному принципу – в таких странах сбор налогов происходит в более лояльном контексте, так как они претендуют только на доходы полученные в пределах страны;
- По принципу резидентности – здесь сбор рассчитан на получение максимум вливаний в бюджет, так как налог изымается с резидента вне зависимости места получения его дохода.
Как устранить двойное налогообложение — смотрите в этом видео:
Основные разновидности
Налогообложение зависит от используемой схемы и бывает следующих типов:
- Международный двойной экономического типа – снимается со всех субъектов одновременно, которые получили доход от одной операции, то есть их доход является общим. Это инициативный вариант получения сборов от резидента, доход которого был получен за границей;
- Международный двойной юридического типа – это доход полученный по выполненной операции одним лицом, с такого оборота вычитается налог сразу несколькими государствами. В отношении данного типа сформирован свод специальных правил, согласно которым юрисдикция 2-х государств разделена для выполнения операции, а это значит, что необходимо наладить отношения между государствами, имеющими отношение к доходу и лицу, получившего его.
Классификация по уровню
На классификационный признак влияет и уровень проведения операции, в зависимости от него могут формироваться такие виды:
- Внутренний – когда имеет значение важность и уровень административно-территориальной единицы, в пределах которой был получен доход, но при этом на любом округе оно осуществляется.
В свою очередь данный тип также подразделяется согласно выполненным операциям на каналы:
- Вертикальный, согласно которому необходимо уплатить два вида налога – местный и государственный;
- Горизонтальный – его особенность в индивидуальном подходе к каждой операции, в зависимости от региона ее выполнения, то есть доступно уплатить только налоги проведенные на территории данного муниципалитета, можно уплатить все касающиеся операции налоги или общегосударственные.
- Внешний – за пределами РФ, в подобной ситуации сталкиваются своды налогового законодательства двух государств, налогоплательщику придется удовлетворить требования фискальных служб на обеих территориях.
Негативные стороны налогообложения, приводящие к противоречию
Среди минусов данного способа вычитать сбор является:
- Дележ прибыли налогоплательщика сразу двумя государствами в один и тот же период, что в результате составляет немалую сумму для субъекта;
- Выделение резидентов и нерезидентов является крайне проблематично, для этого необходимо создавать новую классификацию доходов;
- Необходимость в создании четкой законодательной базы, которая строго регламентирует объект налогообложения для возможности взыскания.
Важно: именно такое взаимодействие поможет урегулировать вопрос и найти компромисс интересов двух государств.
Что такое двойное налогообложение?
Это пакт между двумя государствами, в котором четко указаны правила вычитания налогов в тех случаях, когда объект прибыли расположен на территории страны, где субъект не числится резидентом.
Необходимость в нем – формирование перечня налогов, которые попадают под действие соглашения, а также перечень субъектов, являющихся субъектами двойного вычитания налога.
Также такой договор содержит все существенные условия – срок действия, условия налогообложения, порядок разрыва сотрудничества.
Важно: Россия имеет 82 соглашения об избежании двойного вычета налога с прочими государствами.
Преимущества таких договоренностей явные:
- Это предотвращение двойного или обременительного вычитания налога;
- Эффективный инструмент, предусматривающий применения только положительных сводов налоговых законов двух стран;
- Возможности для налоговых новшеств с учетом национальных законов налогообложения;
- Минимизация ставок;
- Фиксация резидентности и местоположения объекта дохода.
При этом следует понимать, что такое послабление:
- Не даст избежать внесения обязательных платежей;
- Оно имеет несколько направлений и вариантов взыскания взносов и при неправильном подходе можно не сократить, а наоборот увеличить их;
- Для использования соглашения с выгодой необходимо учитывать все нюансы страны, где предполагается размещение бизнеса и наличия подписанного с ней соглашения родного государства.
Применение соглашения о создании специальных экономических зон:
- Налоги на прибыль и капитал;
- Физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты.
Что такое прямые налоги и относится ли налог на прибыль и капитал к этой категории — узнайте по ссылке.
Методы устранения двойного налогообложения.
Важно: взнос в казну зарубежной страны не может быть меньшим 13% обязательных к уплате в России.
То есть необходимо вычитать взнос в казну иностранного государства с учетом налога в России, а это значит, что налог следует начинать рассчитывать от российского сбора.
Отсюда вытекает, что с вычитанной суммы налога 13% идет на уплату налога в РФ, а остальная часть остается в государстве, где находится объект прибыли.
Оформление прибыли от аренды
Получение прибыли за рубежом необходимо декларировать, выполнить это можно в течение 3 лет. Для декларирования используется налоговая декларация 3-НДФЛ, в которую вносятся все сведения относительно получения доходов за границей.
Как отразить переплату по НДФЛ и что делать в таком случае вы можете узнать в этой статье.
К справке следует приложить:
- Справку о взносе сбора за границей, при этом ее следует перевести на государственный язык и заверить у нотариуса;
- Документ, отражающий тип дохода и его размер за календарный год, в нем также следует указать дату сбора и его сумму.
Налогообложение при реализации зарубежного имущества
До 1 января 2016 года российским законодательством предусматривалась уплата налога при продаже имущества за рубежом страны и в ее пределах в одинаковых размерах, исключения не были предусмотрены.
Но с 1 января вычитания налога от продажи имущества можно избежать, если:
- Владелец располагал собственностью свыше 5 лет;
- Получил ее согласно дарственной или ухаживал за недееспособным членом семейства, который являлся владельцем имущества, в таких случаях имущество должно было находиться в собственности от 3 лет.
- При этом жилье не имело отношения к предпринимательской деятельности.
Оформление прибыли от продажи имущества
Оформление прибыли в данном случае происходит следующими этапами:
- Следует разобраться имеет ли бывший владелец отношение к категориям, которые освобождаются от уплаты сбора;
- Если нет, необходимо составить и подать декларацию до 30 апреля следующего за получением дохода года. Как заполнить в общем порядке налоговую декларацию налогоплательщика вы можете прочесть здесь;
- Уплатить пошлину до 15 июля этого же года.
Исчисление налога с деятельности предпринимателя
Согласно существующим правилам, в случае получения дохода на территории любой страны, налоговый сбор следует внести только в ее казну, но при учете следующих пунктов:
- Прибыль получена путем постоянного представительства;
- Лицо, получившее ее не является резидентом другой страны.
При этом, если доход получен посредством представительства, то налог изымается именно с той части, которая получена представительством.
В данном случае необходимо понимать и соблюдать условия представительства:
- Представительство может осуществляться только посредством постоянного пункта нахождения, который имеет постоянный характер, это не может быть переносная палатка;
- Представительство может иметь вид целостного проекта, если предусмотрено выполнение работ, требующих перемещение, к примеру, строительные;
- Представительство не может выражаться в лице агента имеющего резидентность страны;
Важно: при этом коммерция должна в полном или частичном объеме выполняться посредством указанной локации.
- Если помещение предназначено для выполнения вспомогательных или временных мероприятий, то его нельзя считать местом представительства, в таком случае не может быть речи о взносе налога в казну одного государства.
Заключение
При получении дохода от любой деятельности за границей следует учитывать все особенности налоговых законов данной страны, но при этом помнить, что налоговые платежи в любом случае обязательны, и уклонение от данной процедуры уголовно наказуемо. Уплачивать налог за рубежом по меньшей ставке чем на родине и не подавать за это отчетность неприемлемо.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
В каком порядке применяется Конвенция об избежании двойного налогообложения вы можете посмотреть тут:
Источник: https://FBM.ru/bukhgalteriya/nalogooblozhenie/dvoynoe-nalogooblozhen.html
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Испанией. Испания по-русски — все о жизни в Испании
Конвенция от 16 декабря 1998 года
16 декабря 1998 года была подписана Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.
Указанная Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одной или обеих стран-участниц соглашения. В статье 2 отмечено, что Конвенция применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от имени страны-участницы или её политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания. Пункт 2 этой же статьи дает четкое определение таких налогов:
Налоги, попадающие под действие Конвенции | |
Налоги в Испании | Налоги в России |
— подоходный налог с физических лиц;- корпоративный налог;- налог на капитал;- местные налоги на доходы и капитал;- иные налоги, аналогичные вышеуказанным, введенные после подписания Конвенции в дополнение к существующим или их заменяющие. | — налог на прибыль или доходы- предприятий и организаций;- подоходный налог с физических лиц;- налог на имущество предприятий;- налог на имущество физических лиц.- иные налоги, аналогичные вышеуказанным, введенные после подписания Конвенции в дополнение к существующим или их заменяющие. |
Статьи 3, 4 и 5 Конвенции раскрывают понятия «компания», «национальное лицо», «резидент», «постоянное представительство» и т.д.
Начиная со статьи 6, подробно рассматриваются все виды прибыли, которую может получить физическое или юридическое лицо на территории одной или обеих стран-участниц соглашения:
- Статья 6: Доходы от недвижимого имущества
- Статья 7: Прибыль от предпринимательской деятельности
- Статья 8: Доходы от международных перевозок
- Статья 9: Корректировка прибыли ассоциированных предприятий
- Статья 10: Дивиденды
- Статья 11: Проценты
- Статья 12: Роялти
- Статья 13: Доходы от капитала
- Статья 14: Доходы от независимых личных услуг
- Статья 15: Доходы от работы по найму
- Статья 16: Гонорары директоров
- Статья 17: Доходы артистов и спортсменов
- Статья 18: Пенсии
- Статья 19: Доход от государственной службы
- Статья 20: Суммы, выплачиваемые студентам и стажерам
- Статья 21: Другие доходы
- Статья 22: Капитал
Наконец, Статья 23 Конвенции устанавливает методы устранения двойного налогообложения для Испании и для России. Определяются налоговые вычеты и их максимальные размеры.
Заключительные статьи Конвенции от 16 декабря 1998 года говорят о недискриминации, системе обмена информацией между компетентными органами стран-участниц, вступлении её в силу и о прекращении действия.
Скачать на русском языке полный текст Конвенции от 16 декабря 1998 года.
Центр услуг «Испания по-русски» – это полный комплекс профессиональных услуг в сфере открытия или покупки готового бизнеса в Испании. Исследования рынка, получение лицензий, регистрация юр.лица, аудит.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?
Да
(0) (0)
Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/348283
Как избежать двойного налогообложения?
В статье описываются основные проблемы двойного налогообложения и механизмы их решения.
В настоящее время всё больше организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, расширяют сферу своей деятельности и открывают филиалы и представительства за границей.
При выборе иностранного государства, в котором российское предприятие планирует работать, необходимо учитывать наличие и положения международных соглашений Российской Федерации о порядке зачета налоговых платежей и взносов, уплаченных вне пределов России, с обособленных подразделений зарегистрированных в России организаций, с целью избежания «двойного налогообложения». В противном случае, при отсутствии таких межгосударственных актов, не исключена ситуация, когда отечественное предприятие обязано отчислять с полученного дохода налоговые взносы и платежи в бюджет Российской Федерации и иностранного государства, на территории которого зарегистрированы его филиалы или представительства.
Таким образом, ключевым моментом при определении необходимости открытия филиала или представительства российского юридического в другой стране должно служить наличие у России соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами.
Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства. В случае, если в Налоговой Кодексе РФ содержаться иные правила и нормы, чем установлены международным актом, подлежат применению положения международных соглашений.
В зависимости от того, заключено ли у Российской Федерации с государством, в котором организована деятельность обособленного подразделения отечественного юридического лица, международное соглашение об избежании двойного налогообложения или такого соглашения нет, действуют различные механизмы зачета и возврата излишне взысканных доходов с российской организации.
Первая ситуация — когда порядок зачета налоговых платежей страной регистрации юридического лица при получении дохода обособленными подразделениями предприятия за пределами Российской Федерации, урегулирован:
- двусторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;
- иными международными актами, косвенно касающимися вопросов налогообложения;
- либо иными международными договорами, заключенными несколькими странами, в форме Конвенций и Типовых положений.
- По результатам 2011 года Россия заключила двусторонние международные договора об избежании двойного налогообложения с 74 странами.
- Подробный перечень двусторонних международных документов, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам определения порядка налогобложения, содержится в Письме ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ «О направлении Перечня действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения».
Также вопросы применимого порядка налогообложения могут быть затронуты в международных соглашениях, тема налогообложения в которых рассматривается наряду с другими вопросами:
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций (Ратифицировано РФ на основании Распоряжения Правительства РФ от 24.03.2009г. №347-р);
Источник: https://www.conventions.ru/view_articles.php?id=26
Применение международных договоров об избежании двойного налогообложения
В Налоговом кодексе есть общая норма по превалированию положений действующих международных договоров над положениями внутреннего законодательства.
В соответствии с п. 3.2 ст. 3 вышеуказанного Кодекса, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.
При этом международным договором не определено, каким образом лицо, имеющее право на применение правил этого международного договора, должно подтверждать это право.
Включение в Налоговый кодекс специальной ст.
103, регулирующей порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения к полному или частичному освобождению от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, позволило четко определить основания, дающие право на получение преимуществ, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения, установить процедуры подтверждения права нерезидента на налоговые льготы, предусмотренные в указанных соглашениях, определить, каким образом будет осуществляться возмещение излишнего удержания сумм налога на доходы с источником их происхождения из Украины и т. п.
По состоянию на 26.12.2011 г. действующими являются международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной с 64 странами. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона о правопреемстве Украина применяет 4 договора СССР об избежании двойного налогообложения, действующих до вступления в силу новых договоров.
Вступили также в силу международные двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами (в скобках указана дата вступления в силу): Австрией (20.05.99 г.), Азербайджаном (03.07.2000 г.), Алжиром (01.07.2004 г.), Арменией (19.11.96 г.), Белоруссией (30.01.95 г.), Бельгией (25.02.99 г.), Болгарией (03.10.97 г.), Бразилией (26.04.
2006 г.), Великобританией (11.08.93 г.), Венгрией (24.06.96 г.), Вьетнамом (19.11.96 г.), Грецией (26.09.2003 г.), Грузией (01.04.99 г.), Данией (21.08.92 г.), Египтом (27.02.2002 г.), Израилем (20.04.2006 г.), Индией (31.10.2001 г.), Индонезией (09.11.98 г.), Иорданией (23.10.2008 г.), Ираном (21.07.2001 г.), Исландией (09.10.2008 г.), Италией (25.02.2003 г.
), Казахстаном (14.04.97 г.), Канадой (22.08.96 г.), Китаем (18.10.96 г.), Республикой Корея (19.03.2002 г.), Кувейтом (22.02.2004 г.), Кыргызстаном (01.05.99 г.), Латвией (21.11.96 г.), Ливаном (06.09.2003 г.), Ливией (31.01.2010 г.), Литвой (25.12.97 г.), Македонией (23.11.98 г.), Марокко (30.03.2009 г.), Молдовой (27.05.96 г.), Монголией (03.11.2006 г.
), Нидерландами (02.11.96 г.), Норвегией (18.09.96 г.), Объединенными Арабскими Эмиратами (09.03.2004 г.), Пакистаном (30.06.2011 г.), Польшей (11.03.94 г.), Португалией (11.03.2002 г.), Российской Федерацией (03.08.99 г.), Румынией (17.11.97 г.), Сингапуром (18.12.2009 г.), Сирией (04.05.2004 г.), Словакией (22.11.96 г.), Словенией (25.04.2007 г.), США (05.06.
2000 г.), Таджикистаном (01.06.2003 г.), Таиландом (24.11.2004 г.), Туркменистаном (21.10.99 г.), Турцией (29.04.98 г.), Узбекистаном (25.07.95 г.), Финляндией (14.02.98 г.), Францией (01.11.99 г.), ФРГ (04.10.96 г.), Хорватией (01.06.99 г.), Чехией (20.04.99 г.), Швейцарией (26.02.2002 г.), Швецией (04.06.96 г.), Эстонией (24.12.96 г.
), Южно-Африканской Республикой (23.12.2004 г.).
Конвенция между Кабинетом Министров Украины и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал, вступившая в силу 29.11.2001 г., применяется также в отношениях Украины с Республикой Сербия и Республикой Черногория.
Кроме того, согласно ст. 7 Закона о правопреемстве Украина применяет договоры СССР об избежании двойного налогообложения, действующие до вступления в силу новых договоров. Договоры СССР действуют в отношениях Украины со следующими странами: Испанией, Кипром, Малайзией, Японией.
Информация о перечне стран, в отношениях с которыми Украина применяет международные договоры об избежании двойного налогообложения, ежегодно (в начале года) доводится ГНС Украины до сведения и выполнения налоговым службам и размещается на веб-сайте ГНС Украины*.
Международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Украиной с зарубежными странами, применяются к лицам, являющимся резидентами Украины и резидентами соответствующей страны. В соответствии с положениями ст.
103 Налогового кодекса применение международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения уменьшенной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, подтверждающего статус налогового резидента согласно требованиям этой статьи.
Аналогично в зарубежной стране, с которой Украиной заключен договор об избежании двойного налогообложения, от резидента Украины, претендующего на применение положений договора, будет требоваться справка, подтверждающая, что указанное лицо является резидентом Украины.
У налогоплательщиков возникает много вопросов о подтверждении резидентами Украины своего резидентского статуса для получения права на льготное налогообложение в зарубежных странах, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим некоторые из них.
Какие лица являются резидентами Украины?
Согласно положениям пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса физическое лицо—резидент—это физическое лицо, имеющее место жительства в Украине.
В случае если физическое лицо имеет место жительства также в зарубежной стране, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания также в зарубежной стране, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае если страну, в которой физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одной из стран, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.
Достаточным (но не исключительным) условием определения местонахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения этого подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.
Если вопреки закону физическое лицо—гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то в целях обложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, который не имеет права на зачет налогов, уплаченных за рубежом, предусмотренного Налоговым кодексом или нормами международных соглашений Украины.
Если физическое лицо является лицом без гражданства и на него не распространяются положения абзацев первого—четвертого пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, то его статус определяется согласно нормам международного права.
Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины в порядке, установленном Налоговым кодексом, или его регистрация в качестве самозанятого лица.
Для юридических лиц резидентами являются:
- юридические лица и их обособленные лица, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами;
- дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Украины за рубежом, имеющие дипломатические привилегии и иммунитет (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Какие лица являются нерезидентами Украины?
Согласно пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса нерезиденты—это:
- иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) согласно законодательству Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
- дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
- физические лица, не являющиеся резидентами Украины.
Существуют ли в Украине специальные формы подтверждения статуса налогового резидента Украины?
Приказом № 173 утверждена форма справки о подтверждении статуса налогового резидента Украины. Справка выдается по единой форме как для физических, так и для юридических лиц.
Какой государственный орган Украины имеет право подтверждать статус налогового резидента Украины? Какие предусмотрены порядок и сроки выдачи справки о подтверждении статуса налогового резидента Украины?
В соответствии с приказом № 173 указанную справку выдает государственная налоговая инспекция по местонахождению юридического лица (месту жительства физического лица).
Такая справка выдается на бланке государственной налоговой инспекции по местонахождению юридического лица (месту жительства физического лица) в течение 10 рабочих дней с момента подачи письменного обращения такого лица.
Может ли предоставляться подтверждение статуса налогового резидента Украины в специальных разделах форм, утвержденных компетентными органами иностранных государств?
Приказом № 575 внесены изменения в приказ № 173, которыми установлено, что государственные налоговые инспекции по местонахождению юридического лица (месту жительства физического лица) при подаче таким лицом заявления об освобождении (уменьшении) от налогообложения доходов из источников в иностранном государстве или заявления о возмещении уже уплаченных налогов на территории иностранного государства по формам, утвержденным компетентным органом этого иностранного государства по выполнению международных договоров об избежании двойного налогообложения на ее территории, обязаны подтверждать статус налогового резидента на этих формах подписью начальника государственной налоговой инспекции и печатью.
Нужно ли в Украине обязательное предоставление нерезидентом, получающим доходы из источников в Украине, подтверждения его налогового резидентства для применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения или такое применение в каких-то случаях может проводиться без требования предоставления такого подтверждения?
Согласно положениям п. 103.2 ст. 103 Налогового кодекса применение международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения уменьшенной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, подтверждающего статус налогового резидента в соответствии с требованиями п. 103.4 этой статьи.
При этом согласно положениям п. 103.10 ст. 103 Налогового кодекса в случае непредоставления нерезидентом справки в соответствии с п. 103.4 этой статьи доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения, то есть без учета положений международного договора.
Существует ли в Украине утвержденная форма справки, согласно которой нерезидент должен подтверждать свой статус налогового резидента другой страны?
До принятия Налогового кодекса в соответствии с п.
4 Порядка № 470 справки, подтверждающие статус резидента страны, с которой заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, должны были выдаваться компетентным органом соответствующей страны, определенным международным договором, по форме согласно приложению 1 к этому Порядку или законодательству такой страны. С 1 января 2011 г. такой формы не существует, поскольку указанный Порядок утратил силу.
В соответствии с положениями п. 103.5 ст.
103 Налогового кодекса справка, подтверждающая, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, выдается компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны, и должна быть надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.
Пунктом 103.5 ст. 103 Налогового кодекса предусмотрена обязательная процедура легализации справки о статусе налогового резидента страны, с которой заключен международный договор. Есть ли страны, с которыми не применяется процедура легализации указанных справок?
Пунктом 3.2 ст. 3 Налогового кодекса определено, если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, применяются правила международного договора.
Украина наряду с другими государствами подписала Гаагскую конвенцию об отмене требования дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов.
Официальные документы, которые будут использоваться на территории государств—участников Конвенции, должны быть удостоверены специальным штампом «Apostille» (далее—апостиль), проставленным компетентным органом государства, в котором был составлен документ.
Официальные документы, на которых проставлен апостиль, не требуют какого-либо дальнейшего удостоверения (легализации).
Из государств, с которыми Украина имеет действующие договоры об избежании двойного налогообложения, участниками этой Конвенции являются: Австрия, Азербайджан*, Армения*, Беларусь*, Бельгия (в отношениях с Украиной Конвенция действует с 05.07.2004 г.
), Болгария*, Венгрия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан*, Кипр, Китайская Народная Республика (продолжается процедура вступления в силу), Латвия*, Литва*, Македония, Молдова*, Нидерланды, Норвегия, Польша*, Португалия, Российская Федерация*, Румыния*, Сербия и Черногория*, Словацкая Республика, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турция, Федеративная Республика Германия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика*, Швейцария, Швеция, Эстония*, Южно-Африканская Республика, Япония.
Порядок удостоверения документов штампом апостиль применяется в отношениях между Украиной и государствами—участниками Конвенции, кроме ФРГ, которая в соответствии со ст. 12 этой Конвенции выразила возражение против присоединения Украины к Конвенции, и кроме государств, обозначенных знаком «*», для которых применяется специальный порядок, изложенный ниже.
Согласно договоренностям, достигнутым между Минфином Украины и Минфином ФРГ, для резидентов ФРГ установлен особый порядок предоставления справок о подтверждении налогового резидентства. В соответствии с этим порядком указанная справка выдается налоговыми инспекциями федеральных земель, должна быть предоставлена в оригинале и не требует легализации.
Украина также является участницей двусторонних договоров о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных делах и многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах.
В соответствии с заключением Минюста Украины документы налоговых учреждений иностранных государств, являющихся участниками договоров о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах, на территориях договорных сторон должны приниматься без какого-либо дополнительного удостоверения.
Учитывая указанное, справки о статусе налогового резидента, выданные налоговыми органами иностранных государств, принимаются на территории Украины без какого-либо дополнительного удостоверения (без легализации и удостоверения апостилем) на основании международных договоров Украины о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных делах, заключенных с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Болгарией, Казахстаном, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией, Сербией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Чехией, Эстонией.
____________
*Cм. письмо ГНС Украины от 12.01.2012 г. № 811/7/12-1017.
Источник: https://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/468