Будет ли возврат к единому социальному налогу? — все о налогах

Назад в будущее: нужен ли России возврат к единому социальному налогу

В рамках антикризисных мер, которые могут быть приняты правительством РФ в ближайшее время, рассматривается возвращение к отмененному шесть лет назад единому соцналогу (ЕСН). Также рассматривается вопрос увеличения налоговой нагрузки на получающих высокую зарплату. Федеральное агентство новостей поинтересовалось у экспертов, насколько это сейчас необходимо….

Читать полностью…

В ходе проведения Восточного экономического форума (ВЭФ), который сейчас проходит во Владивостоке, было подписано соглашение о желании создать СПГ-терминал. Его задачей будет являться перевалка и хранение сжиженного природного газа на Камчатке….

Ассортимент Октавий на российском рынке существенно урезан. Из прайс-листов исчезли модификации RS и Scout, все полноприводные версии, а также машины в богатой комплектации Laurin & Klement….

Едва ли не самой обсуждаемой темой, связанной с Россией, в мировых экономических СМИ неожиданно для многих стало скромное объявление датской логистической компанией Maersk о пробном запуске первого, причем даже не крупно-, а среднетоннажного контейнеровоза по Северному морскому пути….

Для Лукашенко тема мостов стала первым серьёзным шоком. Он-то думал, что советские железобетонные мосты будут стоять вечно… А они (внезапно!) начали сыпаться один за другим. Причина понятна: построены они были давно и рассчитывались на совсем другой «трафик»…

Президент России Владимир Путин в ходе визита на судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке принял участие в церемонии закладки крупнейшего танкера типа «Афрамакс» и дал старт строительству самого большого в стране сухого дока, который начнет работу даже на три года раньше намеченного…

Трудовые мигранты массово покидают Россию ― из-за девальвации рубля им стало невыгодно приезжать сюда на заработки. Это приводит к дефициту кадров — в некоторых отраслях он достигает 30%….

«Русал» попал под американские санкции 6 апреля вместе с другими российскими компаниям, в том числе связанными с Олегом Дерипаской. Попадание в санкционный список означает заморозку всех активов в США и запрет для американских граждан на ведение любого бизнеса с этими компаниями….

Сверхбыстрые темпы – с конца 1970-х – комплексной технологической перестройки производственных и инфраструктурных отраслей в КНР потребовали, да и поныне требуют растущих объемов, прежде всего, сжиженного природного газа. В этой связи СПГ резонно считать конкурентом содержимого «Силы Сибири», да и…

В последнее время очень много стало появляться статей, заметок, мнений о неизбежности очень крупного экономического кризиса, вызванного обвалом финансовых рынков. Причем их авторы не просто видные представители экономичестского направления в экономической науке, но и абсолютно авторитетные…

Источник: https://finobzor.ru/4494-nazad-v-buduschee-nuzhen-li-rossii-vozvrat-k-edinomu-socialnomu-nalogu.html

Социальный налог — вперед в прошлое?

Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке. До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно. Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН. Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды.

Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству. Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат. Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее.

Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот — загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом.

Что такое единый социальный налог?

Единый социальный налог был введен в России в 2001 году.

Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования.

ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.
  • Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

    А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

    Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

    Сравнение ЕСН в 2010 году и страховых взносов в 2015 году

    Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

  • Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.
  • Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.
  • Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
  • Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.
  • Страховые взносы

    Просуществовав 9 лет, ЕСН опять уступил место обязательным страховым взносам во внебюджетные фонды.

    С 2010 года работодатели стали начислять такие взносы на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Регулирование уплаты страховых взносов определено в Федеральном законе N 212-ФЗ.

    Перечисление социальных взносов в федеральный бюджет было полностью отменено и все средства сосредоточились в бюджетах ПФР и ФСС.

    В 2015 году в систему страховых взносов были внесены значительные коррективы, затронувшие как особенности их расчета, так и уплату. В частности, изменились требования к среднесписочной численности работников, расчет суммы взносов теперь должен осуществляться с учетом копеек, определены требования к обложению страховыми взносами выходного пособия, а также ряд других изменений.

    Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц.

    При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные. Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования.

    Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

    Перспективы возврата социального налога

    Сразу же после перехода Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования под управление Минфина, Федеральная налоговая служба объявила о реформировании сложившейся системы социальных взносов.

    По задумке налоговиков, вместо разных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС работодатели должны платить единый взнос. Этот взнос не должен зависеть от фонда оплаты труда работников и будет контролироваться одним органом.

    Казалось бы, такая инициатива ФНС является первым шагом на пути к возврату ЕСН, уже анонсированному некоторыми чиновниками. Но это не совсем так.

    Сама налоговая служба пояснила, что объединение социальных взносов не должно изменить их основную суть, а также порядок учета и распределения.

    Ведь при страховых взносах собранные средства целиком поступают в бюджеты соответствующих фондов и распределяются ими в зависимости от потребностей. В случае с социальным налогом деньги поступают в бюджет и подлежат распределению оттуда на общих основаниях.

    Именно способ распределения средств вызвал наибольшее беспокойство у экспертов, когда впервые заговорили о возврате социального налога.

    Совокупный бюджет социальных фондов на 2016 год составляет 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП. Доходная часть федерального бюджета на 2016 год утверждена в размере 13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП.

    Это значит, что внебюджетные средства составляют почти половину общероссийского бюджета.

    Правда, такая проблема не сильно волнует самих бизнесменов. Им, по большому счету, важнее не то, куда пойдут их деньги (которые все равно придется заплатить), а то, каким образом их будут администрировать.

    Практика показывает, что удобнее, когда администрирование и сбор средств осуществляет одна структура, а не две, три или четыре.

    Поэтому, если речь идет об объединении всех взносов в один, без увеличения ставки, то предприниматели готовы это поддержать.

    Как выяснили журналисты, чиновники собираются не просто объединить все социальные взносы в один, но и изучить возможность введения дополнительного платежа в Пенсионный фонд в размере 2%, который будут уплачивать сами граждане.

    Кроме того, глава российского Правительства Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития «проработать вопросы: начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов; введения соплатежа застрахованных лиц при уплате взносов». Это значит, что страховые взносы с высоких зарплат, которые уплачивают работодатели, также могут быть увеличены.

    Министр экономического развития Алексей Улюкаев опроверг факт обсуждения правительством таких инициатив, хотя и не отрицает само существование подобных идей.

    Однако, как показывает практика, такие заявления зачастую не соответствуют действительности, поскольку делаются чиновниками тогда, когда вопрос еще «висит в воздухе» и не решен окончательно.

    Как известно, власти ввели мораторий только в отношении налоговой нагрузки для бизнеса. А страховые взносы, пока они еще не стали ЕСН, к налогам не относятся.

    Поэтому, можно сказать только о том, что уже в 2017 году бизнесу придется привыкать к единому социальному взносу и новым «старым»функциям ФНС, а вот станет ли этот взнос налогом, чиновники еще не решили.

    Источник: https://ppt.ru/news/135276

    Возврат переплаты по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС

    Остатки ЕСН в части, зачисленной в ФСС, и новые страховые взносы — не одно и то же

    Те, кто платил ЕСН, часть этого налога перечисляли в ФСС. Сейчас в ФСС надо платить страховые взносы — это самостоятельный платеж, а не часть налога. То есть ЕСН и страховые взносы — разные платежи. Поэтому если по итогам 2009 г.

    получилось так, что Фонд соцстраха должен вам деньги, то такую задолженность нельзя зачесть в счет уменьшения вами текущих платежей по страховым взносам в ФСС. Этот долг Фонда перед вами можно увидеть в декларации по ЕСН за 2009 г. и в Расчетной ведомости по форме-4 ФСС РФ, сданной по итогам 2009 г.

    В новом Расчете по страховым взносам в ФСС РФ (в форме-4 ФСС РФ, по которой надо отчитываться по новым взносам в ФСС) есть строка 12 «Задолженность за территориальным органом Фонда на начало расчетного периода». Эта строка предусмотрена для того, чтобы показывать в ней сумму задолженности на начало года.

    Но вот при сдаче отчетности за отчетные периоды 2010 г. в этой строке должны стоять прочерки. Такое правило закреплено в Рекомендуемом порядке заполнения формы-4 ФСС РФ. Это логично, поскольку раньше такие взносы не платились.

    https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

    Таким образом, если у вас на конец 2009 г. была переплата в ФСС, ее не должно быть в Расчете по форме-4 ФСС РФ, который вы сдали в ФСС за I квартал 2010 г. Но это не повод для того, чтобы ставить крест на ваших деньгах.

    Внимание! ЕСН и страховые взносы в 2010 г. — совершенно разные платежи. Поэтому зачет между ними невозможен.

    Сумму переплаты по ЕСН за 2009 г. вы можете вернуть или зачесть в счет уплаты федеральных налогов (к примеру, налога на прибыль или НДС) в течение 3 лет с момента уплаты налога.

    Это касается и части ЕСН, зачислявшейся в ФСС РФ. Так что времени для того, чтобы вернуть свои деньги, еще предостаточно.

    Но прежде чем обращаться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате денег либо об их зачете, вам нужно разобраться в ситуации более детально.

    Читайте также:  Какой порядок учета ндс при возврате товара поставщику? - все о налогах

    Есть ли переплата по ЕСН — это еще нужно выяснить и подтвердить

    Если по состоянию на 31.12.2009 числится задолженность ФСС перед вашей организацией, это еще не значит, что у вас есть переплата по ЕСН. Дело в том, что такая задолженность могла образоваться по различным причинам. Причина 1. В 2009 г. расходы, возмещаемые за счет ФСС, превысили суммы, начисленные к уплате Это могло произойти из-за того, что сумма выплаченных работникам в 2009 г.

    соцстраховских пособий оказалась больше, чем сумма начисленного ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС). Ведь эту часть ЕСН надо было уменьшать на сумму ваших расходов на цели государственного социального страхования (к примеру, на выплату пособий по беременности и родам и т.д.).

    В этом случае имеет место превышение ваших расходов, финансируемых за счет средств ФСС, над суммой начисленного ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС РФ), а не переплата по ЕСН. Увидеть такой перерасход средств ФСС вы можете в налоговой декларации по ЕСН (по строкам 0900 — 0940 «Подлежит начислению в ФСС…»): в них должна быть указана отрицательная величина ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС РФ).

    Такая задолженность за ФСС на конец года также должна быть отражена в строке 10 разд. I Расчетной ведомости по форме-4 ФСС РФ за 2009 г.

    Сумма такого перерасхода не возвращается налоговым органом, так как это не переплата. И если у вас именно такая ситуация, вам надо обращаться не в инспекцию, а в свое отделение ФСС. Это нам подтвердили в налоговой службе.

    Из авторитетных источников Мельниченко Анатолий Николаевич, государственный советник РФ 1 класса «Если на конец 2009 г.

    числится долг ФСС перед работодателем из-за того, что сумма расходов работодателя за счет средств ФСС (к примеру, на выплату пособий работникам) превысила начисления по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, в налоговую службу за зачетом или возвратом переплаты обращаться не нужно. Налоговые органы такой возврат или зачет делать не будут. Они и раньше его никогда не делали.

    Превышение расходов над начислениями должен возмещать Фонд социального страхования».

    Причина 2. За 2009 г. заплатили в ФСС больше, чем нужно Переплата по ЕСН может быть в случае, когда ваша организация перечислила в бюджет больше денег, чем нужно было. Это и будет настоящая переплата по ЕСН (в части, зачислявшейся в ФСС).

    Обычно такая денежная переплата — это либо результат технической ошибки (просто неправильно заполнили платежку), либо следствие сознательного желания подстраховать себя. Ведь наличие переплаты по налогам оберегает организацию от штрафов за ошибки, приведшие к занижению налога, которые проверяющие могут найти в ходе проверки.

    Еще одна причина возникновения переплаты по ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС) кроется в особенностях расчета этого налога. Налог считался нарастающим итогом с начала года. В случае если в начале года у вас не было больших выплат пособий работникам, вы должны были перечислять деньги в бюджет.

    Но если потом, ближе к концу года, вы выплатили довольно большие суммы пособий (превышающие начисленный за весь год ЕСН в части, зачисляемой в ФСС), то у вас за один и тот же год может быть как перерасход средств ФСС, так и денежная переплата по ЕСН. Например, в течение 2009 г.

    организация исправно платила ЕСН — все правильно и в срок. В ФСС было уплачено 100 000 руб. (цифры условные). Но в декабре 2009 г. за счет ФСС были выплачены пособия (декретные) — 140 000 руб. А годовая сумма начисленного ЕСН (в части, зачисляемой в ФСС) оказалась равной 120 000 руб.

    Получилось, что сумма выплаченных за счет ФСС пособий (140 000 руб.) превысила на 20 000 руб. сумму начисленного за весь год налога (120 000 руб.). А значит, это превышение (20 000 руб.) организации должен возместить ФСС.

    А вот сумма ЕСН, которую организация платила в течение года, когда еще не знала, что будет перерасход (то есть в нашем примере 100 000 руб.), и будет денежной переплатой по ЕСН.

    Ведь по итогам года получилось, что в бюджет организация вообще не должна была платить ЕСН (в части, поступающей в ФСС). И эту переплату должна вернуть налоговая служба.

    Причем, как видим, переплата возникла не из-за ошибок бухгалтера.

    Из авторитетных источников Мельниченко А.Н., ФНС России «Сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС, уменьшалась на сумму выплаченных пособий. Если годовая сумма пособий была больше, то налоговые обязательства в этой части ЕСН равнялись нулю.

    В случае когда налогоплательщик перечислял за такой год ЕСН в части ФСС, параллельно с перерасходом средств ФСС (который должен возместить Фонд) у него образовывалась денежная переплата в размере перечисленных в бюджет сумм. И ее налоговый орган в соответствии со ст.

    78 Кодекса обязан вернуть по заявлению налогоплательщика или зачесть.

    Учитывая особый порядок исчисления ЕСН в части, подлежащей уплате в ФСС, наличие переплаты в данный Фонд в результате расходования средств на цели государственного социального страхования в соответствии с законодательством РФ не является следствием допущенных налогоплательщиком ошибок или нарушения налогового законодательства».

    В форме-4 ФСС РФ «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации» (которую вы сдавали в 2009 г.) для отражения переплаты по ЕСН была предусмотрена отдельная строка — строка 11 разд.

    I «в том числе: за счет переплаты по единому социальному налогу».
    С денежной переплатой по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, как вы уже поняли, должна разбираться налоговая инспекция — по правилам Налогового кодекса.

    Для долгов ФСС, возвращенных вам в 2010 г., не нашлось места в отчетности

    Итак, если у вас по итогам 2009 г. был перерасход, то надо обращаться в свое отделение ФСС. Чтобы получить свои деньги из ФСС, вам нужно подать заявление о возврате денег на расчетный счет.

    Как мы уже говорили, ни о каком зачете в счет текущих платежей по страховым взносам либо в счет других налогов (в том числе и федеральных) речи быть не может. Особых сложностей с получением денег от Фонда (если, конечно, он признает свой долг) нет. Как правило, отделения ФСС довольно оперативно перечисляют деньги.

    Вопросы у бухгалтеров появляются потом: где в «налогово-страховой» отчетности показать суммы возмещения, полученные из ФСС? Оказывается, что нигде.

    Ведь, как мы уже разобрались, в отчетности по страховым взносам за 2010 г. (в новом Расчете по форме-4 ФСС РФ) не нужно показывать долг Фонда перед вами за 2009 г. (строки 12 — 14 разд. I формы-4 ФСС РФ).

    Также не нужно показывать и получение денег из Фонда в счет погашения вашего перерасхода, возникшего на конец 2009 г. Если же вы отразите в отчетности за 2010 г. деньги, полученные в счет возмещения своих расходов 2009 г. (в строке 6 разд.

    I формы-4 ФСС РФ), у вас появится долг перед Фондом по текущим страховым взносам. Так что не делайте так.

    Внимание! Не нужно отражать в отчетности по взносам за 2010 г. деньги, полученные из ФСС на возмещение вашего перерасхода за 2009 г.

    В то же время учтите, что при получении денег из ФСС в счет погашения его долга перед вами, образовавшегося по состоянию на 31.12.2009, вам не нужно исправлять ни отчетность в ФСС за 2009 г. (Расчетную ведомость 4 ФСС РФ), ни последнюю налоговую декларацию по ЕСН (за 2009 г.).

    Из авторитетных источников Мельниченко А.Н., ФНС России «При исчислении суммы ЕСН, подлежащего уплате в ФСС, деньги, полученные страхователем от исполнительного органа ФСС в порядке возмещения расходов на цели государственного социального страхования, надо учитывать в том периоде, в котором они были получены на счет налогоплательщика.

    Причем независимо от периода, в котором произошел перерасход средств. То есть при исчислении ЕСН за 2009 г. в части, зачисляемой в ФСС, не надо было учитывать деньги, поступившие страхователю на расчетный счет от ФСС в 2010 г. (даже если это произошло до подачи годовой декларации в инспекцию).

    Указанные суммы возмещений из ФСС не могут быть учтены налогоплательщиком и в отчетности по ЕСН за 2010 г., поскольку с 01.01.2010 гл. 24 НК РФ отменена.

    Следовательно, отчетности по ЕСН за 2010 г., попросту говоря, не существует. Никаких переходных положений по данному вопросу (где отражать суммы полученного возмещения из ФСС) в законодательстве нет».

    В итоге полученные из ФСС деньги остались «неприкаянными». Только в вашем бухучете и, разумеется, во внутренних документах отделения Фонда соцстраха будет видна реальная картина ваших взаиморасчетов.

    Из авторитетных источников Мельниченко А.Н., ФНС России «Если налогоплательщик получил возмещение из ФСС в 2010 г. за понесенные им в 2009 г. расходы на социальное страхование, то возникает такая ситуация.

    По данным налогового органа у него может числиться переплата по ЕСН в части, подлежащей зачислению в ФСС, хотя фактически такой переплаты уже нет.

    А следовательно, и требовать от инспекции или от ФСС денег организация уже не может.

    Следует отметить, что правовыми основаниями для уточнения налоговых обязательств налогоплательщиков по отмененному ЕСН за 2009 г.

    могут являться решения налоговых органов по результатам проведения выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков по ЕСН за 2009 г.

    , в ходе которых налоговые органы обязаны использовать информацию из документов органов ФСС, подтверждающих возмещение в 2010 г. расходов налогоплательщиков на цели государственного социального страхования, произведенных ими в 2009 г.».

    Такая временная «виртуальная» переплата может зависнуть у вас на лицевом счете в инспекции из-за особенностей в обмене информацией между ФСС и налоговой службой.

    Но инспекторы прекрасно осведомлены о возможности подобной ситуации и не заплатят вам лишнего. Ведь, как вы помните, они занимаются только «денежной» переплатой по ЕСН.

    Именно по этой причине инспекции сначала все тщательно проверяют, а только потом возвращают деньги.

    Сложности, с которыми вы можете столкнуться

    Если у вас по итогам 2009 г., образовалась «денежная» переплата по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, вам надо обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением либо на зачет, либо на возврат денег. Уже сложившаяся с начала 2010 г. практика таких зачетов и возвратов показала, что инспекция может отправить вас в ФСС за актом сверки.

    В отделении Фонда соцстраха могут, конечно, провести сверку и выдать вам требуемый акт сверки расчетов. Однако могут такую сверку и не сделать, а ограничиться лишь письмом о том, что результатом сверки надо считать принятую (и проверенную отделением ФСС) форму-4 ФСС РФ за 2009 г. Именно такое письмо от отделения ФСС получило наше издательство.

    После того как вы получите в ФСС акт сверки расчетов по взносам либо подобное письмо, надо опять обратиться в инспекцию. И инспекция должна вернуть вам деньги или зачесть их. Кстати, зачет переплаты в счет предстоящих платежей инспекции обычно делают гораздо легче, чем возврат «живых» денег.

    Поэтому наше издательство обратилось в инспекцию именно с заявлением на зачет переплаты по ЕСН в счет другого федерального налога.

    Но если налоговая не предпринимает никаких действий и в то же время не возвращает вам в срок (в течение месяца) денежную переплату по ЕСН — она нарушает НК РФ. Вы можете обжаловать действия налоговиков и требовать от них уплаты процентов за просрочку возврата. А вот требовать проценты за несвоевременный зачет своих денег у вас оснований нет.

    * * *

    Не забудьте о том, что если у вас в 2010 г. выявится недоимка по взносам в ФСС за 2009 и более ранние годы, это будет недоимка по ЕСН. А она вполне может возникнуть, к примеру, если в ходе проверок уплаты взносов за 2009 г.

    и более ранние периоды инспекторы ФСС не примут часть ваших расходов, которые вы сделали за счет средств ФСС. И такую недоимку также не надо путать с задолженностью по новым страховым взносам. Для перечисления долгов по ЕСН предусмотрены отдельные КБК.

    Для части ЕСН, зачисляемой в ФСС, это КБК 182 1 09 09020 07 1000 110.
     

    Возврат налогов, Страховые взносы

    Источник: https://www.pnalog.ru/material/vozvrat-pereplaty-esn-fss

    Новости экономики и финансов СПб, России и мира

    Фото: Trend/ Елена Яковлева
    Читайте также:  Какая электронная подпись подходит для росреестра? - все о налогах

    Разработчики концепции «Стратегия-2020», которая была представлена на прошлой неделе, предлагают правительству России вновь вернуться к единому социальному налогу (ЕСН) и отдать администрирование налога Федеральной налоговой службе. Подобная система уплаты налога существовала до 2010 года.

    В 2010 году были введены обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которым также были переданы функции по администрированию платежей. С 1 января 2011 года ставка взносов была повышена с 26 до 34%. Однако впоследствии это решение было пересмотрено и ставки снижены до 30% с введением дополнительной ставки 10% для зарплаты более 512 тыс.

    рублей в 2012 году и 537 тыс. рублей в 2013 году. Сниженные ставки будут действовать до конца 2013 года — предполагается, что в течение этого периода правительство разработает новую стратегию пенсионной реформы.

    Но независимо от сценариев реформирования пенсионной системы эксперты считают, что перед правительством должны быть по­ставлены вопросы о целесообразности возврата к единому социальному налогу и передачи администрирования соответствующих платежей налоговым органам», — сообщается в докладе «Стратегия-2020».

    Разработчики указывают на то, что принятые решения о замене единого социального налога страховыми взносами и об изменении их шкалы в пользу более регрессивной, а также об увеличении ставки обязательных взносов с 26% до 34% от фонда оплаты труда не обеспечили долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, но увеличили налоговую нагрузку и усложнили администрирование.

    Возврат к ЕСН бизнес воспримет положительно, считает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Эльгиз Качаев. «Я думаю, что возврат к ЕСН произойдет с большой вероятностью.

    Существующая сейчас система оказалась неудобной никому — ни государству, ни бизнесу. Реформа по факту признана неэффективной», — рассказал он. По словам лидера бизнес-ассоциации, предприниматели вместо одного органа теперь обращаются сразу в три.

    Вследствие чего выросли и расходы на содержание бухгалтерии, и система выглядит более запутанной. Для государства также более приемлемо организовывать администрирование в одном органе, что уменьшает аппарат госслужащих.

    «Но на собираемость налогов в целом это не повлияло, уход в тень не менее трети малых предприятий произошел все-таки из-за увеличения ставки налога», — рассуждает Эльгиз Качаев.

    С ним согласен первый заместитель председателя петербургского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Горюнов: «Да, с 2010 года нагрузка на бизнес возросла, главный удар — очередная потеря стабильности: все-таки к ЕСН предприниматели почти за 10 лет привыкли. Возврат к налогу сейчас вряд ли решит проблему, нужно менять ставки налога. Это все мелкое латание дыр, а необходим другой подход к изменению налоговой системы».

    По оценке Андрея Горюнова, в тень ушло до 90% малого бизнеса. Выплата страховых взносов понятнее и проще для бухгалтера: он при возникновении трудностей взаимодействует напрямую с тем органом, которому отчитывается или выплачивает взносы, а не с посредником в виде ФНС, говорят другие эксперты.

    «Однако что бы действительно стоило изменить в существующей схеме, помимо уменьшения ставки обязательных взносов, — отмечает Александр Доронин, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», — это сокращение частоты сдачи отчетов в Пенсионный фонд по индивидуальным сведениям с четырех до одного-двух в год».

    «Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление — увеличивается, — говорится в докладе «Стратегия-2020″. — В этой связи в числе приоритетов налоговой политики должно быть установлено неувеличение тарифов страховых взносов в рассматриваемом периоде».

    Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

    Источник: https://www.dp.ru/a/2012/03/20/Edinij_socialnij_nalog_h/

    Возврат единого социального налога поможет госбюджету, но может угробить пенсионную систему России — МК Волгоград

    26.01.2016 в 20:53, просмотров: 2366

    Всю минувшую неделю региональное бизнес-сообщество обсуждало возможное возвращение подзабытого уже единого социального налога (ЕСН).

    Который год в правительстве РФ задумываются о его «воскрешении» – в нынешней нестабильной экономической ситуации возврат ЕСН является одной из мер антикризисного плана кабмина.

    Волгоградских предпринимателей пугает неизвестность: не будет ли ставка нового «старого» налога превышать ставку трех ныне действующих соцотчислений.

    Единый социальный налог упразднили не так давно – в 2010 году. Тогда его заменили на три обязательных страховых взноса: в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

    Важно, что сначала суммарные ставки налога не превышали ставку одного только ЕСН и составляли 26% от фонда оплаты труда юридического лица, однако впоследствии за счет увеличения ставки отчисления взноса в ФОМС, ставка налога была повышена до 30%.

    Плательщиками ЕСН являлись организации и индивидуальные предприниматели, если они оформлялись как юридическое лицо. Возврат к ЕСН обсуждают в правительстве уже который раз с 2010 года. Всякий раз разговоры о том, что для госбюджета было бы полезно вернуть единый соц. налог активизируются в «смутные» для национальной экономики времена, однако каждый раз эта налоговая рокировка откладывается.

    Так вышло и сейчас – СМИ сообщили о том, что в кабинетах Минфина всерьез прорабатывается идея о возврате ЕСН, а уже на следующий день вице-премьер Ольга Голодец опровергла саму целесообразность такого маневра.

    Складывается ощущение, что в правительстве нет единого мнения и они просто зондируют почву на предмет изучения реакции предпринимателей на возврат ЕСН.

    Понятно, что в случае своего возвращения ЕСН вряд ли будет иметь прежнюю ставку в 30%, ведь тогда его антикризисные свойства будут попросту нивелированы.

    Волгоградские предприниматели признаются, что к возврату ЕСН они относятся скорее негативно.

    Объясняют это тем, что только успели обрадоваться сокращению числа налоговых проверок, как на повестке дня нарисовалась новая угроза – ЕСН. Так как ставка налога будет, скорее всего, повышена.

    Этот тезис косвенно подтверждает и обсуждаемая параллельно с возвращением ЕСН идея об увеличении налоговой нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тыс. рублей в год.

    – С одной стороны, платить ЕСН проще, чем три страховых взноса – это упрощает администрирование налога, да и предпринимателям легче ориентироваться, когда сборы централизованы, – говорит председатель региональной организации поддержки и помощи предпринимателям «Дело» Татьяна Шибченко.

     – Загвоздка вот в чем: если чиновники решили вернуть налог, упраздненный пять лет назад, наверняка вернут его уже с новой, завышенной ставкой. Нет нужды объяснять, насколько это несвоевременно – дополнительно обременять бизнес именно сегодня, в такой непростой посткризисный период.

    Сегодня бизнес снова должен стать основой формирования крепкого среднего класса, и возвращение налогов из «сундука» этому точно не способствует.

    В выигрыше от возвращения ЕСН останется только госбюджет, который существенно поправится за счет централизованных поступлений. Правда, поправится ненадолго, считают эксперты.

    – В случае возврата ЕСН Пенсионный фонд России перестанет аккумулировать денежные средства и будет играть роль лишь распределителя льгот и пособий, – объясняет руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин.

    – То же касается Фонда соцстрахования и Фонда обязательного медицинского страхования. Аккумулировать ЕСН будет налоговая служба, откуда налог пойдет прямиком в госбюджет.

    Эффект от этой меры будет недолгим: в конечном итоге из госбюджета придется выделять средства для решения проблем ПФР, который атрофируется как структура и будет испытывать серьезные финансовые проблемы.

    Потенциальными рисками возврата ЕСН эксперт называет рост серых зарплат, теневой занятости, увеличения случаев уклонения от уплаты налогов, сокращение работников. Все это грозит национальной экономике в том случае, если ставка нового ЕСН будет выше нынешней нагрузки по выплате взносов в фонды.

    – Зато независимо от ставки нового ЕСН определенно стоит ожидать роста дефицита ПФР, а значит, могут быть проблемы с пенсиями, – продолжает Терехин. – С регулярностью их выплат и очень медленным последующим увеличением.

    Стоит отметить, что после отмены ЕСН в 2010 году страховые взносы, как отдельный вид отчислений для государства, оказались на втором плане после налогов и акцизов. Это привело к тому, что к началу 2015 года задолженность по страховым взносам, включенная в реестр требований кредиторов, достигла 36 млрд рублей.

    – Несмотря на то, что штрафы за неуплату социальных взносов были установлены солидные, эффективность штрафных санкций так и осталась довольно низкой, – говорит заслуженный юрист России, профессор кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве РФ Иван Соловьев.

    – Это говорит о том, что социальные фонды так и не сумели приобрести навыки надлежащего администрирования страховых взносов, а потому логичнее передать этот функционал ФНС, которая в последнее время демонстрирует успешную собираемость налоговых сборов.

    Срабатывает психология – если три взноса взять и объединить, да еще назвать их налогом, то собираемость таких взносов повысится в разы, даже при условии, что ставка его будет несколько выше.

    В любом случае, ЕСН, как и три взноса, которые пришли ему в 2010 году на смену – это сборы целевые. Когда заменили ЕСН на три вида взносов во внебюджетные фонды, удалось привести в порядок, например, сферу здравоохранения, так как вместо ЕСН взносы исправно шли в ПФР, ФСС и ФОМС.

    Деньги расходовались в том числе на модернизацию сферы медицины. Но фактически этому способствовало то, что общая сумма введенных ставок трех взносов (34%) превышала ставку ЕСН (26%).

    Положительный эффект от замены ЕСН на три взноса дало то, что налоговая нагрузка на бизнес и граждан выросла и с них стали собирать более высокие суммы.

    Цифра в тему:

    Всего в области зарегистрировано 59,3 тыс. предпринимателей (все формы). Из них 18 167 находятся на упрощенной системе налогообложения, 472 приобрели патенты.

    Инфографика

    Источник: https://volg.mk.ru/articles/2016/01/26/vozvrat-edinogo-socialnogo-naloga-pomozhet-gosbyudzhetu-no-mozhet-ugrobit-pensionnuyu-sistemu-rossii.html

    Что такое единый социальный налог и кто его платит?

    Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат.

    Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение.

    Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

    Социальный единый налог что значит данное понятие?

    Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя.

    Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь.

    Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

    Кто признается плательщиками данного налога?

    Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

    Что является объектом обложения единым социальным налогом?

    В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

    В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.

    Единый социальный налог в 2018 году ставка

    Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки.

    Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%.

    Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

    Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

    Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

    Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

    Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

    Читайте также:  Работодателям грозит новый штраф на полмиллиона - все о налогах

    Для предпринимателей и работодателей информация

    Из последних изменений единого социального налога, ставке и выплат, самым важным является то, что теперь во время того, как осуществляется расчет и уплата, запрещено округлять суммы в любую сторону. Также было увеличено число организаций, имеющих право подавать отчетность в электронном виде. Для ПФР было установлено максимальное значение для уплаты, которое чуть превышает 150 тысяч рублей.

    С недавних пор страховыми взносами облагаются еще и суммы командировочных расходов, если существует соответствующее документальное подтверждение. Оплачивать налоговые суммы на пенсионные цели необходимо даже в том случае, если вы взяли на работу иностранного гражданина.

    Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

    • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
    • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
    • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

    (2

    Источник: https://mosfund.ru/pravo/chto-takoe-edinyj-socialnyj-nalog-i-kto-ego-platit.html

    Возвращение «блудного» единого социального налога RosInvest.Com — Венчур, управление, инвестиции / RosInvest.Com /

    Просмотров: 1985

    Российские власти планируют реформировать систему страховых взносов и хотят с 2017 года заново ввести социальный налог. Его будет администрировать Федеральная налоговая служба. Более того, правительство желает увеличить налоговую нагрузку на людей, зарабатывающих в год свыше 800,0 тыс. руб. Окончательное решение пока не принято – слишком много вопросов.

    Тем не менее, масштабная реформа в ближайшее время будет обсуждаться на самом высоком правительственном уровне и высока вероятность, что она будет одобрена.

    Но эксперты заявляют, что подобные нововведения достаточно сложно реализовать и наверняка будет принят, несколько иной – компромиссный вариант.

    Федеральная налоговая служба, по некоторым источникам, считает идею введения социального налога не актуальной и устаревшей. И это, со слов ее представителей, понимают и в правительстве, где сегодня думают о том, как скоординировать работу ФНС и ПФР.

     Новый правительственный проект предусматривает создание вместо трех страховых взносов единого социального налога. Предполагается передача всех реестров плательщиков этих взносов непосредственно в федеральную налоговую службу.

    По информации источников, это должно произойти с 1 июля 2016 года. Нормативная база под эти реформы появится уже через месяц – ровно столько дано на их подготовку правительству РФ.

    Социальные же фонды никуда не исчезают – они остаются и вплотную работают с ФНС.

    Перераспределение финансов

    Если то, что задумали российские власти реализуется, то произойдет перераспределение огромных государственных денежных потоков. На текущий год доходы ПФР запланированы в размере 4,3 трлн. руб. Фонд социального страхования составит приблизительно 0,6 трлн. руб. и в ФОМС поступит в текущем году около 1,0 трлн. руб.

      Таким образом, федеральная налоговая служба России на следующий год, если конечно решение будет принято, может получит контроль над 5,7 трлн. руб. – а это составляет почти 7,5% ВВП Российской Федерации.

    Возврат к соцналогу будет означать, что огромная отечественная пенсионная структура превратиться в обыкновенный «собес», который будет только заниматься техническим пенсионным обеспечением – учет, начисление и выдача пособий.

    Страховые взносы появились совсем недавно – в 2010 году. Они как раз и заменили ЕСН – единый страховой налог. Причем против данного решения были против Минэкономразвития и Минфин, которыми тогда руководили Эльвира Набибулина и Алексей Кудрин.

    В то время по стране «прошелся» экономический кризис и чиновники считали использование данной меры нецелесообразной. Да и российский бизнес не был готов к подобной реформе. Но проект был «продавлен» и отдан на откуп социальному ведомству (Минздраву), возглавляемого Татьяной Голиковой. Доводы критиков были проигнорированы.

    В первый год своего рождения общая ставка всех социальных платежей оставалась на уровне старого налога ЕСН – 26% от фонда оплаты труда. Прошел год и в 2011 году она подскочила до 34%, чем повергла в ужас весь отечественный бизнес.

    Российские власти пошли навстречу недовольным и остановились как раз посередине, снизив налог на следующий год до 30%. В таком виде социальные взносы сохранились и до сегодняшнего дня. Их структура следующая – 22% ПФР, 5,1% -ФОМС и 2,9% -ФСС.

    Очень нужный налог

    Стоит отметить, что думать о возвращении единого социального налога начали практически на следующий год после его отмены. Это предложение поступило от экспертов, которые занимались разработкой программы «Стратегия – 2020».

    Они, в частности, заявляли, что после передачи функций по сбору социальных платежей ПФР резко ухудшилось качество обслуживания, в части администрирования. Более того, заработная плата росла быстрее по отношению к поступлениям, которые замедлились.

    Соответственно, увеличилось количество проверок, что стало нервировать отечественный бизнес. Но и тогда идея экспертов была отвергнута правительством, которое впоследствии все-таки вернулось к ее реализации.

    Это произошло в 2013 году, когда российский президент поручил правительству дать оценку передачи полномочий по сборам социальных платежей федеральной налоговой службе. Вновь начались дискуссии, которые разделили экспертное сообщество на две части.

    Существует в этом вопросе и правовая коллизия. Дело в том, что по Конституции РФ Пенсионный фонд России не является органом государственной власти.

    Этот факт не позволяет ему использовать принудительные меры от имени государства, например, без суда взыскивать задолженности, выносить постановления по результатам ревизионных проверок и т.д.

    Об этой проблеме вспомнили и сегодня, когда снова хотят вернуть единый социальный налог. Остается ждать, какое же решение примут российские власти.

    Источник: https://RosInvest.com/page/vozvrashhenie-bludnogo-edinogo-socialnogo-naloga

    Голодец опровергла слухи о введении единого социального налога

    В России не планируют снова вводить единый социальный налог (ЕСН). По крайней мере в ближайшее время. Вице-премьер правительства Ольга Голодец опровергла сообщения СМИ, заявив, что такую возможность в кабмине даже не обсуждали.

    «Откуда вы это взяли?» — так она отреагировала на вопрос журналистов о возможной отмене в России страховых взносов и возвращения единого социального налога. Его, напомним, отменили еще в 2010 году.

    О планах по введению такого налога и передаче его администрирования Федеральной налоговой службе (ФНС) накануне активно дискутировали и в социальных сетях. Новость вызвала волнение еще и потому, что речь также шла и об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

    В России могут вернуть единый социальный налог

    Для тех, кто уже не помнит: ЕСН — это прямой федеральный налог, который какое-то время заменял собой отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

    Однако это не отменяло целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступали в фонды.

    С введением ЕСН функции его администрирования были переданы налоговым органам. Поэтому и сейчас возможное решение о возврате к единому социальному налогу действительно видится логичным некоторым экспертам в свете создания единого фискального органа на базе ФНС, который должен стать, в том числе, администратором страховых взносов. Но это не означает, что возвращается ЕСН.

    Слишком уж много плюсов было, когда его отменили. Средства сразу начал получать тот фонд, который специализировался на предоставлении гражданам определенных социальных гарантий. Деньги граждан стали персонифицированными, ими стало легче управлять.

    Кроме того, отмена социальных платежей в виде налога привела к снижению общей налоговой нагрузки на бизнес.

    Конечно, платежи никуда не делись, но в расчетах налоговой нагрузки по стране неналоговые платежи не числились, что позволило РФ улучшить свои показатели в международных рейтингах.

    Но есть и те эксперты, кто допускает мысль о возвращении единого налога. По их мнению, ФНС удастся намного эффективнее заниматься администрированием социальных платежей. Контрольная деятельность этого органа отлажена, предполагает серьезную аналитическую работу и выход на проверку только при наличии достоверных сведений о нарушениях.

    ФНС ежегодно отчитывается о сокращении числа проверок и увеличении сборов. «Как бы бизнес ни относился к налоговой службе, она сейчас эффективная. Нужно понимать, что едут на том, кто везет.

    Налоговая служба — это рабочая упряжка», — считает Дмитрий Тихонов, доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС.

    В то время как внебюджетные фонды до сих пор не получили эффективную нормативную базу для проведения контрольных мероприятий. Буквально в декабре 2015 года обсуждался вопрос расширения их полномочий и предоставлении права проведения внеплановых и повторных проверок.

    Однако бизнес это, по-прежнему, не убеждает. Предприниматели опасаются, что возврат к ЕСН будет связан с повышением ставок налога. На эту мысль наталкивает обсуждаемый вопрос об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

    Как вам это?

    Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

    — И по моим сведениям тоже, тема возврата единого социального налога на заседании Экспертного совета при правительстве не поднималась. Этот вопрос в принципе в правительстве серьезно не обсуждается.

    Речь идет об оптимизации администрирования страховых взносов и о передаче этой функции от небюджетных социальных фондов налоговой службе. А это принципиально разные вещи.

    Страховые платежи — персонифицированы, а налог обезличен.

    Что касается введения страховых платежей с зарплат выше 800 тысяч рублей, на мой взгляд, это решение может привести к уходу в тень если не отдельных категорий высокооплачиваемых работников, то по крайней мере части их зарплаты.

    С одной стороны, такое вознаграждение получает не так много россиян. Может быть, миллион человек, максимум — несколько миллионов. 55 процентов работающих россиян зарабатывают в среднем 22 тысячи рублей (если считать по «старой» методике Росстата определения средней зарплаты, по новой методике их доход еще ниже).

    560 тысяч работающих пенсионеров получают более одного миллиона рублей в год. Теперь представьте — за них делаются отчисления в пенсионный фонд. При этом их пенсия не индексируется, в августе ее могут пересчитать максимум на 200 рублей.

    И если сейчас еще и увеличат сумму, которая будет облагаться страховыми платежами, какой у них и их работодателей останется интерес работать в белую?

    То же самое касается и молодых людей с высокими доходами. Высокие зарплаты часто у людей, работающих, например, в сфере новейших технологий, IT, нередко их продукция и услуги конкурируют на международном рынке, и увеличение нагрузки на фонд оплаты труда будет понижать эту конкурентоспособность.

    Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:

    — В России уже был ЕСН, и это не был позитивный опыт. Поскольку в то время в бюджетах социальных фондов образовались «дыры», которые не удается «заткнуть» до сих пор.

    Причина — собираемость социального налога была на уровне 70 процентов от объема сборов фондами.

    Объяснить этом можно тем, что одно только понятие «налог» заставляет наших предпринимателей искать возможности «оптимизировать» платежи. К социальным взносам отношение другое.

    В России изменились правила уплаты налога на недвижимость

    Что касается взимания взносов с зарплат выше 800 тысяч рублей — почему нет? Вы заметили, как только речь заходит об увеличении налогов или страховых платежей, нас сразу начинают пугать уходом бизнеса в тень.

    У нас есть мощные силовые, контролирующие структуры, которые обязаны следить за тем, чтобы это не происходило. А если все-таки происходит, значит, они работают неэффективно и бюджет зря тратит на них средства налогоплательщиков. И всю структуру их работы надо перестраивать.

    Кроме того, я считаю, самое время вернуться к рассмотрению таких вопросов, как введение прогрессивного подоходного налога — чем выше зарплата, тем больше человек платит, а также налога на роскошь. Это будет социально справедливо.

    Татьяна Малеева, директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

    — Изменение системы сбора социальных платежей — это больше технический вопрос. Считается, что у налоговой инспекции больше возможностей для качественного администрирования.

    Один из аргументов в пользу такого решения — это уменьшение нагрузки на бизнес.

    Но как бы и кем не собирались платежи, пенсионный фонд все равно будет следить за правильностью их уплаты работодателями, поэтому контроль с его стороны не уменьшится.

    Повышение суммы, облагаемой социальными платежами, частично поможет решить проблему дефицита пенсионной системы. Но кардинально — нет, поскольку не так много россиян зарабатывают 800 тысяч в год.

    Для того чтобы система стала более устойчивой, нужно повышать пенсионный возраст до 62-63 лет для обоих полов. Если это сделать, то схема может быть мягкой: пенсионный возраст женщин будет прибавлять по полгода в год, у мужчин — по три месяца.

    Если это решение отложить, придется действовать по более жесткой схеме. И это будет стресс для людей предпенсионного возраста.

    Источник: https://rg.ru/2016/01/22/sotsnalog.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]