Правила предоставления льгот на имущество для организаций
Имущественное налогообложение юридических лиц находится в ведении регионов. Власти на местах при разработке собственных законопроектов должны руководствоваться условиями федеральных нормативов.
В отличие от граждан, предприятия куда больше защищены от необоснованного завышения ставок, на федеральном уровне установлены типы льготных организаций.
Рассмотрим подробнее вопрос преференций по налогу на имущество, какие изменения произошли и чего ждать в дальнейшем.
Законодательное регулирование
Налоговый Кодекс для бухгалтерии предприятия – настольная книга. Именно здесь собраны воедино налоговые правила и нормативы. Порядок налогообложения юридических плательщиков в отношении имущества регулирует 30 глава документа.
Объектом налогообложения имущество становится только при постановке на баланс предприятия (ст. 374). Это основные фонды предприятия.
Допускаются следующие формы владения:
- собственность;
- временное использование или доверительное управление;
- применение в совместной деятельности (отражается официально).
Не все основные средства являются источником бюджетных пополнений.
Есть особые категории, которые даже при полном бухгалтерском учете от налогов освобождены:
- природные ресурсы (земля, леса, водоемы);
- оборонное имущество федеральной принадлежности;
- культурно-историческое наследие РФ;
- объекты ядерной промышленности;
- морские суда с ядерными установками, атомными технологий работы;
- имущество космической отрасли;
- движимые средства, учтенные после 31.12.2012 г.
Кому положены
На федеральном уровне льготные категории полностью освобождены от налогов.
Что касается продолжительности действия, тут два варианта:
- бессрочно;
- на определенное время (3, 5, 10 лет).
Налоги не платят:
- подразделения федеральных структур исполнения уголовных наказаний на фонды, непосредственно задействованные в основной деятельности;
- организации религиозных концессий;
- общественные объединения инвалидов за имущество, используемое в уставной деятельности организаций;
- предприятия фармацевтики в отношении основных средств, используемых в получении профилактических и лечебных препаратов против эпизоотий и эпидемий в ветеринарии;
- организации, владеющие балансовым имуществом, учтенным в зонах особого экономического статуса,
- компании, ведущие деятельность в Сколково по направлениям управления, исследовательскую, инновационную, внедряющие новые технологии в производство;
- организации, имеющие на балансе нефтегазовое имущество для морской геологоразведки;
- судостроительные компании в отношении основного оборудования, задействованного в судостроительных и ремонтных работах.
Исчерпывающий перечень льготных категорий юридических плательщиков содержится в ст. 381 НК.
Порядок оформления
Специфика уплаты налогов юридическими лицами в полном объеме возложена в обязанности бухгалтерии предприятий.
Все это в равной степени относится и к применению льгот.
Действует такой принцип: налоговые преференции учитывает организация при составлении налоговых деклараций и автоматом закладывает в результат.
Оформление льгот начинается с отчетов в ФНС. Понадобятся следующие позиции:
- налоговая база – это сумма, с которой предстоит заплатить налог. В 2018 году базой может выступить среднегодовая стоимость имущества или кадастровая стоимость объекта;
- в свою очередь среднегодовая оценка определяется по остаточной стоимости имущества: ост/стоимость = изначальная оценка – амортизация;
- теперь выясняется точная ставка налога. Она устанавливается субъектами в зависимости от типа имущества и категории организации. Здесь уже могут быть заложены определенные преимущества (снижение ставки, налоговый вычет). Расчет ведется по формуле налог = нбаза х ставка/100.
В действующих сроках, ставках и алгоритмах исчисления платежей юридическое лицо опирается на действующие нормативные акты. НК, региональные законы, разъяснения и постановления Минфина – знать нужно все актуальные требования.
Особенности предоставления на движимое имущество
Под движимым имуществом организации понимаются не только транспортные средства. Гражданский кодекс относит сюда вещи, не причисляемые к недвижимости: деньги, ценные бумаги, аналогичные активы – п. 2, ст. 130 ГК.
В свою очередь, статья 374 НК считает движимость имуществом юридического лица. Категория подпадает под льготирование с рядом условий:
- вывести из-под платежного бремени возможно только объекты, взятые на бухучет после 31.12.2012 года;
- из льготного списка выпадает движимость, приобретенная в результате ликвидации/реорганизации предприятия или по сделке между взаимозависимыми сторонами.
Последние поправки. В настоящее время льгота действует на территории РФ повсеместно. Однако с 2018 года для исключения движимости из разряда «налогового» имущества необходимо принятие соответствующего закона на местах.
Особенности предоставления для бюджетных организациях
В 2018 году на федеральном уровне для бюджетных учреждений действуют ограничения на максимум ставки:
- по кадастру – 2%;
- по остаточной стоимости – 2,2%.
По-прежнему исключено из налоговой базы движимое имущество 1 и 2 амортизационных групп, а также фонды, перечисленные в статье 374 НК РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Деятельность бюджетных организаций затрагивает самые разные отрасли, в силу чего основной объем льгот назначается по субъектам:
- К примеру, в Калужской области муниципалитет и казенные учреждения полностью не платят имущественный налог. Мораторий действует также на автономные учреждения, использующие в уставной деятельности областное и муниципальное имущество с согласия владельца (ФЗ № 263-оз).
- В Нижегородской области снижена ставка до 0,5% для имущества типа А (помещения), используемого для научных, опытных, конструкторских работ за счет бюджетных ассигнований.
- Существенные послабления предусмотрены в Москве и ее муниципальных образованиях.
Часть регионов давно прекратила льготирование бюджетной сферы по имущественному налогу. Московская обл. еще в 2004 году отменила особое налогообложение для бюджета законом № 151/204-оз.
Не значатся в списках льготников организации Псковщины, Сахалина, Ставрополья.
Региональные особенности
Посмотрим, как платят имущественные налоги предприятия Красноярского края.
Направление регулируется краевым законом №3-674 от 2007 года. В общих случаях действует ставка 2,2 процента. Для значимых с экономической и социальной позиции организаций предусмотрены льготные условия:
- 1,1% – ставка для инвесторов в экономику края. Правительство активно привлекает инвесторов в развитие производств, но на особый порядок претендуют только крупные финансовые партнеры. Инвестиционные транши от 50 млн рублей должны предназначаться на капитальные вложения по одному инвест-проекту. Приобретенные объекты должны попасть на баланс не раньше 1 января 2010 года. Допустимый временной разрыв с момента приобретения, модернизации инвестиционного имущества до принятия его на учет – 3 года.
- 0,5 % – налог с имущества фармацевтических предприятий Красноярья, занятых изготовлением или льготным отпуском лекарств, а также занятые в обороте препаратов из особых списков (наркотических, психотропных).
- Сняты налоговые обязательства по имуществу:
- предприятий народных промыслов, когда в общих доходах доля от реализации продукции народного художественного творчества составляет 50 и более процентов;
- организаций, в отношении автодорог регионального значения общего пользования, а также капитальных дорожных сооружений этих объектов;
- предприятий по переработке древесных отходов (стружечных материалов, брикетов, древесных плит и другого). Предоставляется в отношении имущества основной деятельности, поставленного на баланс с 1 января 2007 года. Период между приобретением и началом учета – до 10 лет. «Мораторий» распространяется только на пять налоговых периодов;
- организаций в отношении частных автодорог общего назначения, внесенных в ЕГР и ставших частью баланса с 2016 года;
- предприятий, участвующим в создании спортивной инфраструктуры и обслуживании участников XXIX Всемирной Зимней Универсиады 2019 года. Условие – капитальные инвестиции претендентом на льготу в предстоящее мероприятие с 2016 по 2018 годы.
- производителей сельхозпродукции с циклом переработки собственной продукции, в том числе на арендованном оборудовании;
- производители первичного алюминия, некоторые предприятия энергетики.
Перечень претендентов на льготное налогообложение широк, но самые привлекательные условия предлагаются предприятиям промышленной сферы, инвестиционного сектора. Часть льгот бессрочна, другие положения распространяются на ограниченный период. Есть масса дополнительных условий и требований к правообладателям.
Организация, имеющая по закону 3-674 право на несколько льгот, на свое усмотрение выбирает одну.
Последние новости и изменения
В 2018 году продолжится переход организаций на кадастровое определение налоговой базы (Брянск, Мурманск, Алтай, Белгород, МО, Москва). Более того, часть регионов, «принявших кадастр» в 2017 году, в текущем периоде повышают ставку. Фактически оценка объекта возрастает существенно, вместе с ней – налог даже по льготной ставке.
Субъектам предпринимательской деятельности необходимо ожидать от законодателей следующих инноваций:
- Все объекты, которые относятся к 1 и 2 амортизационным группам основных средств, не подлежат налогообложению. Этот порядок регулируется Налоговым Кодексом РФ, статьей 374.
- Все объекты, которые включаются в другие амортизационные группы, принятые на баланс, начиная с 2013 года, подлежат обложению налогом.
- В 2018 году на территории России действует Федеральная льгота по налогу на имущество (амортизационные группы 3-10), при условии принятия соответствующего законодательного акта региональными властями.
- Начиная с 01.01.2018 г. региональные власти могут утверждать дополнительные льготы по налогу на имущество, вплоть до его полной отмены. Рассчитывать на такие поблажки могут субъекты предпринимательской деятельности, обладающие следующим имуществом: относится к категории инновационного и высокоэффективного оборудования; с даты изготовления которого не прошло более трех лет (перечень в ст. 381 НК РФ).
- Налоговые ставки не могут превышать в 2018 году 1,10% относительно имущества (движимого), если региональными властями не были утверждены относительно него льготы.
- Льготы в 2018 году не будут применяться относительно имущества организаций (движимого), которое было поставлено на баланс до 01.01.2013 г. На такие основные средства также не распространяется ограничение относительно налоговой ставки 1,10%. Они облагаются налогом на общих основаниях.
- В отдельных российских регионах приняты соответствующие законодательные акты, позволяющие по льготному движимому имуществу применять ставки, которые ниже 1,10%, либо вовсе не платить налог. Например, в столице и в МО в течение 2018-2020 гг. субъекты предпринимательской деятельности будут применять нулевую ставку относительно движимого имущества, поставленного на баланс с 01.01.2013 г. В СПБ субъекты хозяйствования могут применять льготу только в отношении объектов, с даты изготовления которых прошло не больше трех лет.
О данном виде налоговых послаблений для предприятий города Москвы смотрите в следующем видеосюжете:
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://posobie-help.ru/nalogi-i-zakony/nalogovye-lgoty/imushhestvennie-dlya-organizacij.html
Налог на имущество организаций с 2015 года: изменения в налогообложении движимого имущества
У многих организаций на балансе числятся объекты движимого имущества С 2015 года внесено несколько важных поправок в порядок налогообложения такого имущества. О них аудиторы компании «Правовест Аудит» расскажут в данной статье.
Что такое движимое имущество?
Определение понятия содержится в статье 130 ГК РФ.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Не относящиеся к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом. При этом объектом налогообложения налогом на имущество признается только то движимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном ПБУ 6/01.
Все ОС 1 и 2 амортизационных групп — не объект налогообложения
Как известно, движимое имущество, принятое к учету в качестве ОС после 1 января 2013 года, до этого года не являлось объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). С 1 января 2015 года данный подпункт 8 полностью изменен — не являются объектом налогообложения ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утв.
Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. N 1. Напомним, что к 1 и 2 амортизационным группам относятся объекты ОС со сроком полезного использования соответственно от 1 до 2-х лет включительно и свыше 2-х, но не более 3-х лет.
Таким образом, с 1 января 2015 года ОС, относящиеся к 3-10 амортизационным группам (в том числе движимое имущество), признаются объектом налогообложения.
Введена новая льгота — движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013
Однако включать в налоговую базу движимое имущество в большинстве случаев не придется. Поскольку одновременно с 1 января 2015 года появилась новая налоговая льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Под нее как раз попадает движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате: — реорганизации или ликвидации юридических лиц; — передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (п.
2 ст. 105.1 НК РФ).
Таким образом, если при реорганизации (ликвидации) фирма получила движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года оно учитывается при расчете налоговой базы (письмо ФНС России от 20.01.2015г. N БС-4-11/503).
До 2015 года при получении движимого имущества в результате реорганизации в период 2013-2014гг. данные ОС объектом налогообложения не являлись.
Что касается получения имущества от взаимозависимых лиц. Если от учредителя с долей в уставном капитале более 25% получено движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года данное имущество также подлежит налогообложению. Даже если оно принято к учету в 2013-2104 гг. Любое другое движимое имущество 3-10 групп, принятое к учету после 1 января 2013 года, льготируется.
Нюансы заполнения расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2015 года?
Таким образом, не платят налог на имущество организации, у которых (п. 1 ст. 373 НК РФ): — нет ОС; — ОС только 1-2 амортизационной группы. При этом не важно: каким образом на баланс приняты данные ОС (получены при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации). Такие фирмы не должны сдавать декларацию и авансовый расчет по налогу (ст. 373, 386 НК РФ).
Если же среди прочего облагаемого имущества у организации присутствуют ОС 1-2 амортизационной группы, то их стоимость нигде в авансовом расчете по налогу не показывается, поскольку такие ОС объектом налогообложения не являются. Если же у организации имеется движимое имущество 3-10 группы, подпадающее под льготу (п. 25 ст.
381 НК РФ), то его остаточная стоимость отражается в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения, а также льготируемого имущества.
Таким образом, если ранее движимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 года, не являлось объектом налогообложения и при камеральной проверке налоговым органом никак не проверялось, то с 2015 года налоговики вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие данную налоговую льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Итак, с 1 января 2015 года:
— любое имущество 1 и 2 амортизационных групп не является объектом налогообложения;
— движимое имущество 3-10 групп, принятое на учет с 1 января 2013 года, льготируется (за исключением полученного при реорганизации, ликвидации, от взаимозависимых лиц).
Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на все интересующие Вас вопросы!
март 2015 года
Приглашаем на ближайшие круглые столы >>
Искренне Ваш,
«Правовест Аудит» звоните: (495) 231-23-21 (многоканальный);
пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Услуги от «ПРАВОВЕСТ Аудит» –
это снижение рисков и укрепление бизнеса
Источник: Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
Источник: https://otchetonline.ru/174-buxuchet/45134-nalog-na-imuschestvo-organizaciy-s-2015-goda-izmeneniya-v-nalogooblozhenii-dvizhimogo-imuschestva.html
Статья 381 НК РФ. Налоговые льготы
СТ 381 НК РФ.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) утратил силу с 1 января 2013 г.;
6) утратил силу с 1 января 2006 г.;
7) утратил силу с 1 января 2006 г.;
8) утратил силу с 1 января 2005 г.;
9) утратил силу с 1 января 2013 г.;
10) утратил силу с 1 января 2013 г.;
11) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
12) утратил силу с 1 января 2013 г.;
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
15) имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
16) утратил силу с 1 января 2006 г.
17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
18) утратил силу с 1 января 2013 г.;
19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2.1 статьи 145.
1 настоящего Кодекса).
Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);
21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;
22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
24) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;
25) организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.
Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов;
26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
Комментарий к Ст. 381 Налогового кодекса
Данная статья Налогового кодекса РФ устанавливает льготы по отдельным видам имущества. При этом законами субъектов РФ могут быть также установлены льготы на основании и в пределах, определенных данной статьей.
Применение налоговых льгот налогоплательщиком является его правом, а не обязанностью.
Для организаций предусмотрено освобождение от уплаты указанного налога в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.
Данная льгота не применяется, если оно принято в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Также подлежит налогообложению движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г.
на учет в результате его передачи (включая приобретение) от одного лица другому, если эти лица признаются взаимозависимыми в силу пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.
Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 25 комментируемой статьи, вступающие в силу с 1 января 2015 года.
Источник: https://www.NalKod.ru/statia381
Когда взаимозависимость компаний и граждан может повлиять на налогообложение
Взаимозависимость, не требующая доказательств
Для целей налогообложения взаимозависимые лица — это граждане или организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности.
Для справки
Размер доли участия в ООО определяется как размер доли, принадлежащей компании в уставном капитале этого ООО. Эти сведения есть в ЕГРЮЛ.
Размер доли участия в АО определяется исходя из количества акций одной организации, принадлежащих другой организации.
Законодатель установил критерии, при которых лица признаются взаимозависимыми. Так, компании являются взаимозависимыми, если одна из них участвует в другой и доля ее участия составляет более 20%.
Такое участие может быть прямым, косвенным и смешанным.
При прямом участии компания A непосредственно владеет долями в ООО (акциями в АО) компании B. Чтобы признать их взаимозависимость, нужно, чтобы компании A принадлежало более 20% долей (акций) компании B:
> 20%
? A ?????????????????????>? B ?
При косвенном участии одна организация участвует в уставном капитале другой через последовательность иных организаций. Определить долю участия одной компании в другой можно, перемножив доли участвующих организаций, определенные в процентах. Например, компания A участвует в компании C через компанию B.
Выглядит это так:
45% 50%
? A ?????????????????????>? B ?????????????????????>? C ?
Доля косвенного участия компании A в компании C составит 22,5% (45% x 50%), поэтому для целей налогообложения эти компании признаются взаимозависимыми.
При смешанном участии одна компания участвует в капитале другой как прямо, так и косвенно. Например, компании A принадлежит доля, составляющая 15% уставного капитала компании B, но, кроме этого, компании A также принадлежит доля, составляющая 40% уставного капитала компании C, которой, в свою очередь, принадлежит доля, составляющая 30% уставного капитала компании B.
15%
? A ??????????????>? B ?
_
/
/
/
/
40% / 30%
/
/
/
/
/
_| /
?????
? C ?
?????
Доля прямого участия компании A в уставном капитале компании B — 15%, доля косвенного участия — 12% ((40% x 30%) / 100%). Поскольку смешанное участие компании A в компании B составляет 27% (15% + 12%), для целей налогообложения эти компании являются взаимозависимыми.
Физические лица признаются взаимозависимыми, когда:
(или) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
(или) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства (родители и дети; дедушки, бабушки и внуки; полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры) или свойства (родственники супругов по отношению друг к другу и каждый из супругов по отношению к родственникам своей второй половины), а также попечителя и опекаемого.
Кого признают взаимозависимыми суды
В силу прямого указания НК РФ к взаимозависимым лицам можно отнести только организацию, участвующую в капитале другой организации либо только физическое лицо, состоящее в семейных отношениях с другим физическим лицом, или подчиняющееся ему по должностному положению.
Но суды могут признать взаимозависимыми компании между собой или компанию и физическое лицо и по другим основаниям. Причем для того чтобы признать две организации взаимозависимыми, даже не требуется участие одной из них в капитале другой.
Но такие широкие полномочия даны только суду.
Особо печалит тот факт, что налоговикам до того, как сделать доначисления по проверке, вовсе не нужно бежать в суд за решением, подтверждающим факт взаимозависимости проверяемого лица с его контрагентами. Инспекция сначала доначислит вам налоги по результатам проверки, а уж потом, если вы пойдете обжаловать ее решение в суд, арбитры рассмотрят вопрос о вашей взаимозависимости с деловыми партнерами.
Например, для признания лиц взаимозависимыми судами часто используется такое понятие, как заинтересованность в совершении сделки.
Кроме того, основания для признания лиц взаимозависимыми суды могут почерпнуть в законах, защищающих конкуренцию.
Например, суды признавали взаимозависимость компаний по следующим основаниям:
— генеральным директором обеих компаний является одно и то же физическое лицо;
— учредителем сторон сделок является один и тот же человек;
— должностными лицами компаний — сторон сделки являются близкие родственники;
— стороны сделки входят в единую группу компаний;
— участники сделок признаны аффилированными лицами: имеют общих учредителей, располагаются по одному адресу, имеют счета в одном банке (также являющемся стороной сделки) и т.д.
Как вы поняли, есть множество оснований для признания лиц взаимозависимыми или аффилированными. Поэтому доказать вашу взаимозависимость с партнерами особого труда не составит. Вопрос в другом: чем опасна установленная взаимозависимость?
Как взаимозависимость может вам навредить
Налоговикам дано право контролировать цены по вашим сделкам с взаимозависимыми партнерами. И если цена по сделке более чем на 20% отклоняется от рыночной цены, вам грозят доначисления по налогам, пени и штрафы. Хотя есть и позитив: обосновать расчет рыночной цены налоговикам довольно сложно, поэтому судебные выигрыши инспекций по этому вопросу — большая редкость.
Возьмем, например, метод определения рыночной цены с использованием информации о сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами.
Чтобы применить его, налоговики должны использовать исключительно официальные источники информации о ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках.
А большинство из использованных налоговиками источников информации суд не признает официальными.
Однако если налоговики при определении рыночной цены проведут серьезный анализ и задействуют экспертов (оценщиков, маркетологов, консультантов), суд вполне может принять решение, которое больно ударит компанию или предпринимателя по карману.
Приведем примеры.
Инспекция проверила компанию, сдающую в аренду торговые площади. В результате проверки была установлена взаимозависимость компании с торговым центром, которому компания сдавала в аренду 95% площадей (торговый центр являлся учредителем компании).
Факт сдачи в аренду площадей по цене ниже рыночной был установлен в результате маркетингового исследования, проведенного консалтинговыми компаниями.
Налоговики также использовали сведения о ставках арендной платы, применяемых компанией, и сопоставили их со ставками арендной платы в других организациях, состоящих на учете в инспекции.
Кроме того, инспекторами был установлен факт сдачи оставшихся 5% площадей сторонним организациям, для которых размер арендной платы был в 6,5 раз выше, чем для взаимозависимого с компанией торгового центра. Ознакомившись с доказательствами, представленными налоговым органом, суд счел их достаточными, а решение инспекции о доначислениях налогов обоснованным.
Если по сделке с взаимозависимыми лицами ваша компания применяет цены ниже рыночных, то высока вероятность доначисления налогов исходя из рыночных цен.
Также в пользу инспекции завершился спор с предпринимателем, сдававшим другому предпринимателю нежилые помещения по ценам, в несколько раз уступающим рыночным.
Арендатор этих помещений в свою очередь сдавал эти помещения в субаренду третьим лицам по рыночным ценам и исчислял налоги по упрощенной системе налогообложения.
Инспекция успешно доказала взаимозависимость арендодателя с арендатором по должностному положению и по тому, что он был женат на родной сестре арендодателя, а также влияние этой взаимозависимости на результаты сделок по передаче помещений в аренду.
Кроме того, взаимозависимость участников сделки может навести налоговиков на подозрения, что операции между компаниями проведены исключительно с целью получить налоговую выгоду:
— уменьшить налоговую базу;
— получить налоговый вычет;
— применить налоговую льготу или более низкую налоговую ставку;
— получить право на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Хотя сама по себе взаимозависимость участников сделки еще не служит основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Налоговикам еще нужно доказать:
— отсутствие разумной деловой цели в действиях компании. Напомним, что налоговая выгода в качестве самостоятельной деловой цели рассматриваться не может;
— невозможность выполнения спорной хозяйственной операции. Например, доказано отсутствие необходимых условий для ведения реальной экономической деятельности (ресурсов, производственной базы, персонала) или самого намерения вести эту деятельность;
— отсутствие экономической выгоды от сделки.
Разумеется, налоговики не просто попытаются собрать как можно больше доказательств получения необоснованной налоговой выгоды, но и по возможности будут использовать их в комплексе.
Грядут ли перемены?
Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что доказывать несоответствие цен рыночным налоговики так и не научились, но они с лихвой компенсируют это, выдвигая компаниям и предпринимателям обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.
Контролировать цены налоговикам трудно еще и по той причине, что в НК РФ невнятно прописан сам механизм такого контроля. Минфин России уже давно разработал поправки в Налоговый кодекс, касающиеся контроля за ценами по сделкам между взаимозависимыми и другими связанными между собой компаниями (трансфертных цен).
Вместо ст. ст. 20 и 40 он предложил включить в НК РФ новый раздел о взаимозависимых лицах, ценах и налогообложении, налоговом контроле соответствия цен по сделкам уровню рыночных цен. Предложено также расширить перечень источников информации и методов, используемых при проверках цен на «рыночность».
В числе намечаемых новинок по контролируемым сделкам — обязанность уведомлять инспекцию о таких сделках, если они крупные. Правда, пока это все вилами на воде писано.
Минфин, конечно, выходит со своими предложениями по внесению поправок в НК РФ, касающихся трансфертного ценообразования, но законопроект в Госдуму до сих пор не внесен.
Не нужно бояться сделок с взаимозависимыми контрагентами. Просто нужно понимать, что таким сделкам налоговики всегда будут уделять повышенное внимание. Впрочем, если вы не используете свою взаимозависимость с деловыми партнерами для ухода от налогов, то и опасаться вам нечего.
Налоговая ответственность
Источник: https://www.pnalog.ru/material/vzaimozavisimost-gragdan-firm-nalogooblogenie
Семь правил работы с «движимой» льготой (Демин А.)
Дата размещения статьи: 04.09.2016
Можно принять как факт, что вопросы применения налоговых льгот всегда находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов.
Споры в основном связаны с правомерностью применения тех или иных льгот, что обусловлено в первую очередь двоякостью формулировок, использованных законодателем при их установлении.
Именно такая «судьба» постигла и льготу в виде освобождения от налогообложения налогом на имущество «движимости».
Налоговый кодекс устанавливает достаточно четкие критерии для возможности применения льготы в виде освобождения от налогообложения движимого имущества.
Среди прочих условий с этой целью «движимость» не должна быть принята на учет в результате сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами.
Однако на практике оборудование, как раз относящееся к движимому имуществу, может быть приобретено у стороннего поставщика, но запчасти к нему и его монтаж производятся силами взаимозависимого лица. Означает ли это, что право на льготу организация утрачивает?
Льгота не для всех
В последнее время в свете определенных обстоятельств, когда для бюджета важна каждая «копейка», чиновники не раз говорили о том, что необходимо сократить перечень налоговых льгот. Поэтому в некоторой степени неожиданным был шаг законодателя, благодаря которому с 1 января 2013 г.
движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС после указанной даты, было исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций (Закон от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ).
Со своей стороны налогоплательщики начали активно выводить свою «движимость» из-под налогообложения, используя для этого все возможные способы — продавали ее и вновь ставили на учет, передавали взаимозависимым лицам и т.д. и т.п.
Цель этих действий понятна — выполнить условия, установленные Налоговым кодексом (далее — Кодекс), — с тем, чтобы сократить размер своих налоговых обязательств. И действительно, почему бы не воспользоваться такой возможностью?
При подобных обстоятельствах нет ничего удивительного и в том, что законодатель нанес ответный удар, сузив круг пользователей «движимой» льготой. Законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ пп. 8 п. 4 ст.
374 Кодекса был изложен в новой редакции, согласно которой из числа объектов налогообложения «выпали» только ОС, входящие в первую или во вторую амортизационную группу. Для иной же «движимости», принятой на учет после 1 января 2013 г.
, законодатель предусмотрел льготу в виде освобождения от налогообложения, оговорив случаи, при которых она не действует. Так, воспользоваться льготой нельзя в отношении объектов, которые приняты на учет в результате (п. 25 ст. 381 НК):
— реорганизации или ликвидации юрлиц;
— передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, большинству «оптимизаторов», которые в свое время увели движимое имущество от налогообложения, в том числе путем передачи его дочернему предприятию, на 1 января 2015 г. уже должны были показать остаточную стоимость этих объектов в базе по налогу на имущество.
Нет смысла говорить о том, что лишение права на применение льготы компаний, которые принимают к учету ОС в результате реорганизации, вряд ли «тянет» на борьбу с оптимизаторами.
Ведь во многом компаниям в результате реформы гражданского законодательства пришлось менять свою организационно-правовую форму, то есть «преобразовываться», а стало быть, и прощаться со льготой.
Зато можно констатировать, что и «взаимозависимые» ограничения на практике применить не так-то и просто.
«Взаимозависимые» тонкости
Смоделируем ситуацию. Предположим, что компания приобрела оборудование не у взаимозависимого лица. Однако данное оборудование нужно установить и даже, возможно, приобрести к нему какие-либо установочные запчасти. Быть или не быть в этом случае льготе по налогу на имущество?
Чтобы разобраться в ситуации, вспомним, что согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по правилам бухучета.
В свою очередь правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н) и Планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина от 31 октября 2001 г. N 94н).
Собственно говоря, от бухгалтерских правил нам ведь и предстоит отталкиваться. И рассмотрим мы несколько ситуаций.
Движимое имущество, входящее в третью и далее амортизационные группы, приобретено у взаимозависимого лица.
В отношении данного объекта льгота в виде освобождения от налогообложения не применяется. Это прямо следует из п. 25 ст. 381 Кодекса.
«Движимость» собрана из запчастей, приобретенных у взаимозависимого лица.
Полученный в результате сборки объект ОС освобождается от обложения налогом на имущество на основании п. 25 ст. 381 Кодекса. Ведь производственные запасы не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.
А потому и изготовленная из материалов «движимость» вне зависимости от того, у кого они были приобретены (у взаимозависимых лиц или нет), под «движимую» льготу по налогу на имущество подпадает (см. Письмо Минфина от 5 марта 2015 г.
N 03-05-04-01/11797).
«Движимость» приобретена не у взаимозависимого лица, но к его монтажу привлекается лицо взаимозависимое.
Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве ОС, в том числе стоимость переданного в монтаж оборудования и затраты по его монтажу, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированная (с учетом затрат на приобретение, монтаж оборудования и др.) первоначальная стоимость объектов ОС, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19933