Интересные поправки в 1 часть НК РФ, действующие с 2014 года
С 2014 года вступает в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса Федеральными законами. Некоторые из них носят чисто формальный характер и на налогоплательщиков никак не влияют, а некоторые — имеют практическое применение и бухгалтеру необходимо принять их во внимание.
В нашей статье мы постарались собрать самые значимые и интересные нововведения в первую часть НК РФ.
Из нее вы сможете узнать, в каких случаях при проведении камеральной проверки налоговая имеет право потребовать первичные документы, а так же – как изменился порядок обжалования актов и действий/бездействия ФНС и многое другое.
Новое в порядке округления сумм налога
Федеральным законом от 23.07.2013г. №248-ФЗ в статью 52 НК РФ «Порядок исчисления налогов» был добавлен пункт 6, согласно которому с 2014 года исчисление суммы налогов производится в полных рублях.
При этом сумма налога менее 50 копеек — отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Напомним, что в редакции НК РФ, действующей до 2014 года, округление сумм налогов до полных рублей предусматривалось некоторыми положениями 2 части Налогового кодекса, а именно:
Пунктом 4 ст.255 НК РФ – в части НДФЛ. Пунктом 11 ст.346.29 НК РФ – в части стоимостных показателей в декларации по ЕНВД Подпунктом 11 пункта 2 ст.
342 НК РФ – в части налоговой ставки по налогу с полезных ископаемых, при горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья определенными категориями налогоплательщиков.
По большинству остальных налогов порядок округления устанавливался теми приказами Минфина и ФНС РФ, которыми утверждены положения о порядке заполнения деклараций по этим налогам.
Таким образом, возникало несоответствие между положениями Налогового кодекса и требованиями Приказов ФНС и Минфина, что в свою очередь приводило к возникновению споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.
В своем Решении от 20.08.2012г. №8116/12, ВАС РФ указал, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Налоговым Кодексом непосредственно:
для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (пункт 4 статьи 225 Кодекса), единого налога на вмененный доход (пункт 11 статьи 346.29 Кодекса),
а для упрощенной системы налогообложения такого порядка исчисления налога НК РФ не предусмотрено.
В связи с чем вынес решение признать пункт 2.
11 Приложения №2 «Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.06.2009г.
№58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» не соответствующим Налоговому кодексу.
Таким образом, добавление пункта 6 в статью 52 НК РФ устранило имеющиеся ранее противоречия.
Налогоплательщикам, у которых приостановлены операции по расчетному счету, новый счет в другом банке не откроют
Изменения затронули так же и статью 76 НК РФ «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей».
Согласно новой редакции пункта 12 данной статьи, с 2014 года, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика -организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам иных лиц*, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Соответственно, если раньше открыть новый расчетный счет нельзя было только в том банке, в котором был открыт заблокированный расчетный счет, то теперь ни один банк не вправе открыть новый расчетный счет при наличии «заблокированного» расчетного счета в любом из банков.
Порядок информирования банков:
о приостановлении операций, об отмене приостановления операций
по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам иных лиц*, устанавливается ФНС России по согласованию с Центральным банком РФ.
*Согласно п.11 ст.76 НК РФ, правила, установленные 76 статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках (а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств):
налогового агента – организации, плательщика сбора — организации, ИП — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.
На практике это будет означать скорее всего, что банк откажет в открытии расчетного счета, если ему не будет предоставлена справка из ИФНС об отсутствии «заблокированных» расчетных счетов у потенциального клиента.
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/37892-interesnye-popravki-v-1-chast-nk-rf-deystvuyuschie-s-2014-goda.html
Госдума пересматривает в пользу плательщиков возврат излишне взысканных налогов
На сегодня возврат излишне взысканных налога, страховых взносов, сбора, пеней и штрафов мало устраивает плательщиков. Как по сроку, так и порядку.
На соответствующее заявление в налоговую закон даёт совсем мало времени. Поэтому Госдума решила в корне пересмотреть весь механизм, чтобы он стал удобен и организациям (ИП, физлицам), и налоговикам.
О новом долгожданном законопроекте – в нашем обзоре.
Действующий порядок
Нынешняя редакция Налогового кодекса РФ даёт плательщикам ничтожно мало времени на подачу в ИФНС заявления о возврате излишне взысканного налога или иных обязательных отчислений в бюджет. Всего лишь 1 месяц со дня (п. 3 ст. 79 НК РФ):
- Когда плательщик узнал о факте чрезмерного взыскания с него налога и т. п.
- Начала действия судебного решения.
В то же время исковое заявление о возврате излишне взысканной суммы налога или иного обязательного платежа действующая редакция ст. 79 НК РФ позволяет подать в течение аж 3-х лет, когда стало или должно было стать известно о факте излишнего взыскания.
По сути, действующий порядок возврата излишне взысканных сумм налогов, сборов и др. вынуждает плательщиков сразу идти в суд. Ведь за 1 месяц необходимо не просто отойти от результатов контрольных мероприятий, из-за которых произошло взыскание, а также сориентироваться в ситуации, и подготовить грамотное заявление в налоговую. То есть:
- понять, как изложить свою позицию;
- привести ссылки на нормативные документы;
- привести и приложить подтверждающие материалы.
Отрицательный момент действующего механизма возврата излишне взысканного налога сбора и пени – перегрузка судебной системы подобными заявлениями. Хотя их вполне могли рассмотреть и сами налоговики. Однако закон диктует обратное.
Также см. «Бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)».
Что предлагают депутаты
11 июля 2017 года большая группа депутатов внесла на рассмотрение нижней палаты российского парламента законопроект № 223287-7 под названием:
|
Данный проект закона вносит изменение в пункт 3 статьи 79 НК РФ. Основная цель поправки – отменить совершенно обременительный для каждого плательщика судебный порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
Так, предложено увеличить внесудебный срок возврата излишне взысканного налога и иных обязательных платежей. Сейчас подать в суд иск о возврате можно в течение 3-х лет и общего срока исковой давности. А запланировано сделать следующее: продлить срок на подачу в ИФНС заявления о возврате суммы излишне взысканного с 1 месяца до 3-х лет.
Можно выделить очевидные плюсы, если этот законопроект будет одобрен (что практически не вызывает сомнений):
- упрощение порядка возврата излишне взысканных налоговиками сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов;
- снижение числа споров в судах по данному предмету;
- распространение досудебного механизма обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм обязательных платежей.
В новом виде п. 3 ст. 79 НК, скорее всего, будет звучать так:
|
По нашей информации, детальное рассмотрение этого законопроекта в Госдуме стартует с середины октября 2017 года, когда будут поданы замечания и поправки на него. Так что, будем держать вас в курсе.
Если всё пройдет гладко, новый механизм возврата излишне взысканных налога, сбора, взносов и т. д. заработает уже спустя 1 месяц с даты официальной публикации принятого закона.
Источник: https://buhguru.com/news/vozvrat-izlishne-vzyskannogo.html
Поправки в 1 часть Налогового кодекса, действующие с 2015 года — АркНет
Так, например, на налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде, возлагается обязанность своевременно отправлять в адрес ФНС квитанции о приеме электронных документов в соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
В случае же, если такая квитанция не будет направлена налоговой инспекции, то она сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика на основании пп.2 п.3 ст.76 НК РФ.
Кроме того, будут расширены полномочия инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля.
Часть нововведений затрагивают налогоплательщиков-физических лиц и ухудшают их положение. С 2015 года все физлица должны будут самостоятельно сообщать в ИФНС об объектах обложения:
- транспортным налогом,
- земельным налогом,
- налогом на имущество,
в случае, если за весь период владения недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
В статье будут подробно рассмотрены вышеуказанные нововведения, а так же некоторые другие новшества, ожидающие нас в связи с изменениями положений 1 части Налогового кодекса с 2015 года.
Истребование документов у налогоплательщика в связи с проведением камеральной проверки
Напомним, что уже с 2014 года при проведении камеральных налоговых проверок, у налоговых органов появились новые основания требовать у налогоплательщиков пояснений и документов.
Право требовать пояснений у ИФНС появилось после внесения изменений в п.3 ст.88 НК РФ. Так, кроме ранее предусмотренных случаев, налоговые органы с 2014 года вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения* при проведении камеральной налоговой проверки:
· На основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной.
Пояснения должны обосновывать изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
· Налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка:
Пояснения должны обосновывать размер полученного убытка.
*Такие пояснения необходимо представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней.
Кроме того, в 88 статью первой части НК РФ законом от 28.06.2013г. №134-ФЗ был добавлен пункт 8.3, который вступил в действие в 2014 году.
На сегодняшний день, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), которая представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи этой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:
- уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
- или увеличена сумма полученного убытка
по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом), ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика:
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета),
- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Вышеуказанные требования касаются не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а так же тех лиц, которые в соответствии с требованиями НК РФ обязаны предоставлять налоговые декларации и расчеты.
С 1 января 2015 г. перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы будет снова расширен.
Так, в соответствии с новой редакцией п.8.1 ст.88 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (относящиеся к указанным операциям):
1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС
2. Либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком*.
*Иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС.
3. Или при выявлении несоответствия сведений, указанных в декларации по НДС сведениям, указанным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.
Документы будут запрашиваться налоговыми органами в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют:
- о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет,
- либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
То есть, если несоответствия и противоречия не ущемляют интересов бюджета, документы затребовать ИФНС не вправе, но если возникают сомнения по поводу заявленных вычетов – ждите Требования о предоставлении пояснений и документов.
Новые основания для приостановления операций налогоплательщиков по счетам
С 2015 г. начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ. В настоящее время, в соответствии с данным пунктом Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:
· непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
При этом действующей редакцией 76 статьи НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговые органы могут принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Начиная с 01 января 2015 года, операции по счетам приостанавливаются:
1) Как и прежде, в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Новой редакцией определено, что такое решение выносится в течение трех лет со дня истечения 10 дневного срока, установленного настоящим подпунктом (пп.1 п.3 ст.76 НК РФ).
2) В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции* о приеме:
- требования о представлении документов (такие требования направляются в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
- требования о представлении пояснений (направляются согласно п. 3 ст. 88 НК РФ);
- и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (направляются на основании пп.4 п.1 ст.31 НК РФ),
— в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
*Обратите внимание, что согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ, направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом.
Кроме того, в 76 статье НК РФ появится новый пункт — 3.1, регламентирующий сроки отмены решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
В соответствии с данным пунктом, решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с п.3 ст.76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:
- при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
- при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.
В соответствии с п.11 ст.76 НК РФ действующей в настоящее время, правила, установленные 76 статьей, применяются также в отношении приостановления операций:
- по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации,
- по счетам в банках ИП — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов,
- по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты),
— налогоплательщиков, налоговых агентов, а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств указанных лиц.
С 2015 года согласно новой редакции п.11 ст.76 НК РФ, действие п.3 ст.76 НК РФ будет распространяться также:
- на организации,
- индивидуальных предпринимателей,
которые не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), но в соответствии с положениями 2 части НК РФ обязаны представлять декларации по соответствующим налогам (пп.3 п.11 ст.76 НК РФ).
Физические лица должны сообщать в налоговую данные об объектах налогообложения
Согласно п.4 ст.85 НК РФ, органы:
- осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним*,
- осуществляющие регистрацию транспортных средств**
*Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и ее территориальные органы.
**Госавтоинспекция и гостехнадзор.
обязаны сообщать сведения:
- о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,
- о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах),
- об их владельцах,
- в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Напомним, что физические лица должны уплачивать налог на имущество, которым облагается недвижимость, находящаяся в собственности такого физического лица (ст.1 ст.2 Закона от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
Источник: https://www.arqnet.ru/news/popravki-v-1-chast-nalogovogo-kodeksa-deystvuyushchie-s-2015-goda/
Нк рф: существенные изменения в первую часть; ставки по усн
И снова законодатели нас «радуют» изменениями в Кодекс…
Изменения коснулись как первой, так и второй части. Давайте разберемся, что изменилось и когда изменения вступают в силу.
Изменения первой части НК
Вступление в силу нормативных актов о налогах
Вступление в силу нормативных актов о налогах регламентируется статьей 5 Налогового кодекса РФ. В эту статью и внесены изменения.
С 1 октября 2008 года акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу с момента официального опубликования.
Перерасчет налога в случае его переплаты: изменение с 1 января 2010 года
С 1 января 2010 года абзац третий пункта 1 статьи 54 НК дополнить нормой, прямо разрешающий перерасчет налога налогоплательщиком в том случае, если такой перерасчет невыгоден для бюджета:
«Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.»
Налогоплательщиков защитили от дополнительных платежей в случае ликвидации банков
В условиях затруднений, возникающих в банковской системе, многие предприятия, как в 1998 году, оказались перед угрозой ситуации, когда налоговая платежка не проводится банком в силу проблем, возникших в банке.
Новая редакция статьи 59 Кодекса защищает добросовестных плательщиков налогов от произвола банка.
Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
При этом новые нормы применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации и до 1 января 2009 года.
Крупный бизнес: право на индивидуальную льготу
Впервые НК РФ фактически закрепил право особо крупных налогоплательщиков на получение адресной льготы по налогам введением с 1 января 2009 года в НК РФ новой статьи 64.1.
В соответствии с новой статьей отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации.
Такая отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Организация, претендующая на получение такой отсрочки или рассрочки, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
2) предполагаемый график погашения задолженности;
3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.
Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.
Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения.
Инвестиционный налоговый кредит для оборонных производств
Статья 67 Кодекса дополнена нормой о предоставлении инвестиционного налогового кредита организацией, если она является исполнителем государственного оборонного заказа.
Установлен срок для информирования банка и налогоплательщика об отмене приостановления операций по счету
Статья 76 НК РФ дополнена сроками информационного обмена между банком, налоговым органом и налогоплательщиком относительно прекращения приостановлений операций по счету налогоплательщика-организации. Изменение вступает в силу с 1 января 2009 года.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Ранее срок вручения решения не был установлен.
А с 1 января 2010 года за нарушение сроков вводится даже ответственность налогового органа (новый п.9.2 статьи 76):
«9.2.
В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.»;
Камеральная проверка: не связана с другими документами; уточненная декларация
Уточнены условия документального обеспечения налоговых проверок, а также проведения проверок в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (статья 88 Кодекса).
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (без указания на представление документов, дополнительных к данной декларации).
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в установленном порядке, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Уточнена дата вручения акта налоговой проверки
В соответствии с уточненной редакцией пункта 5 статьи 100 Кодекса акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Что такое доказательства при налоговой проверке
Новой редакцией статьи 101 Кодекса уточнено, что понимается под доказательствами, представленными к налоговой проверке.
К доказательствам относятся в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса.
Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением требований Кодекса.
Налоговые наказания для банков
Существенно увеличены штрафы, которые налагаются на банки в связи с правонарушениями, связанными с налоговым законодательством. Посмотрим эти (обычно редко применяемые налогоплательщиком — организацией или ИП) тексты статей.
Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
влекут взыскание штрафа в размере 20 (ранее — 10) тысяч рублей.
2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет,
влечет взыскание штрафа в размере 40 (ранее — 20) тысяч рублей.
Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа
Нарушение банком установленного Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи (ранее администрация и почта в статье не упоминались) о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации —
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 тысяч рублей.
(Ранее нормы о штрафе при отсутствии задолженности данная статья не содержала.)
Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа
1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа, а также пени и штрафа
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа,
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Упрощенная система: вот как выглядит льгота по ставкам
Пункт 2 статьи 346.20 НК дополнен предложением: «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.»
Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
И все. Иных уточнений нет. Возможных градаций по льготам нет.
Остальные изменения второй части НК — в Правоведе № 47.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2008/46/03
Утверждены масштабные поправки в НК РФ
Закон вносит многочисленные изменения в часть первую НК РФ и почти во все главы второй его части. Среди новшеств есть очень важные новеллы, затрагивающие как компании, так и физлиц.
Таковыми будут признаваться сделки между взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из ее сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль (альтернатива амортизации) при сумме доходов по сделкам от 60 млн рублей в год.
Во время «камералки» декларации по прибыли, в которой заявлен такой вычет, налоговики могут требовать у компаний пояснения, а также запрашивать «первичку», подтверждающую их правомерность. На представление пояснений дается 5 дней.
По такому же принципу станут взимать НДС и с реализации алюминия вторичного и его сплавов, а также при продаже сырых шкур животных.
Продавец таких товаров будет выставлять счет-фактуру без указания в нем НДС, но с отметкой о том, что налог исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре покупатель – налоговый агент примет НДС к вычету, в том числе и по предоплате.
Продавцы, не являющиеся плательщиками налога, проставят в договоре и в «первичке» запись: «Без налога (НДС)».
Покупатели указанных товаров должны исчислить налог расчетным методом и уплатить его в бюджет вне зависимости от того, являются они плательщиками НДС или нет. Указанные лица декларируют чужой налог, подав в ИФНС электронную декларацию по ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Если отметку «Без налога (НДС)» в документах продавец укажет ошибочно, то считать и платить налог придется ему.
Если в течение квартала товар используется как в облагаемых, так и в освобожденных от НДС операциях, надо определить пропорцию, по которой «входной» налог принимается к вычету или учитывается в стоимости товаров.
Однако пропорцию можно не соблюдать, если в налоговом периоде расходы на не облагаемые НДС операции оказались меньше 5 процентов в общем объеме расходов.
Чтобы воспользоваться правилом 5 процентов, теперь необходимо вести раздельный учет.
При соблюдении этого правила разрешено принимать к вычету весь «входной» НДС по тому имуществу (имущественным правам), которое используется как в облагаемых, так и в не облагаемых налогом операциях.
Поэтому по товару, задействованному только в необлагаемых операциях, вычет применить не получится. До внесения поправок на этом настаивали Минфин РФ и ФНС РФ. Суды поддерживали чиновников в этом вопросе.
Под налогообложение попадут услуги инофирмы, оказываемые через Интернет (п. 1 ст. 174.2 НК РФ), независимо от того, кто является покупателем этим услуг.
Определены документы для подтверждения вычета по ним.
Вычету подлежит налог, предъявленный иностранной компанией при оказании интернет-услуг. Для вычета понадобится договор и (или) расчетный документ с выделенной суммой налога и указанием ИНН и КПП инофирмы, а также документов на перечисление оплаты, включая НДС.
Устраняется неопределенность в отношении посредников, участвующих в расчетах за оказанные электронные услуги и признаваемых налоговыми агентами.
Определено, что такими посредниками не признаются организации — субъекты национальной платежной системы и операторы связи, указанные в Законе «О национальной платежной системе».
Если реорганизуемая компания – налоговый агент до завершения реорганизации не подала сведения по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ или приложение 2 к «прибыльной» декларации, то представить эти отчеты должен правопреемник в инспекцию по месту своего учета.
Одним из таких моментов является дата списания организацией безнадежного долга физлица. Поправка уточняет, что определять доход на эту дату надо, если компания взаимозависима по отношению к гражданину.
Актуально для организаций, у которых есть дебиторская задолженность конкретного контрагента с разными сроками возникновения и одновременно имеется долг перед этим контрагентом.
Уточняется, как «дебиторка» признается сомнительным долгом: уменьшение указанных дебиторских задолженностей на кредиторскую производится начиная с первой по времени возникновения.
Имеются в виду те долги, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Эта норма распространяется также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными.
Налогоплательщик получил право уменьшать суммы налога на прибыль (авансового платежа), исчисленные по ставке 20 процентов и зачисляемые в бюджеты субъектов РФ на инвестиционный налоговый вычет — величину, составляющую не более 90 процентов суммы расходов текущего налогового (отчетного) периода на приобретение объекта ОС либо на его модернизацию.
Вычет может применяться к объектам ОС, относящимся к 3-й-7-й амортизационным группам.
Установлен порядок применения вычета, оговорены условия и ограничения для его использования.
Убрали два коэффициента: 1,3 и 1,5, установленные для двухлетних и почти новых автомобилей от 3 до 5 млн рублей.
Для этой же ценовой категории автомобилей остается коэффициент 1,1, который будет применяться для машин не старше трех лет.
С первого января 2018 года льгота в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на баланс в качестве ОС, сможет применяться лишь в случае принятия закона соответствующего субъекта РФ.
Если такой закон субъект не принял, то налоговая ставка в отношении указанных ОС в 2018 году не может превышать 1,1 процент.
По движимому имуществу не старше 3 лет (отнесенных к категории инновационного оборудования) регионы смогут устанавливать дополнительные льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие смены вида разрешенного использования, перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади участка будет учитываться при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
С 2018 года объектом обложения взносам ИП (без наемных работников) вместо МРОТ станет факт ведения предпринимательской деятельности.
Указанные платежи будут определяться иначе, чем до поправок.
Для наглядности мы показали новшества в табличной форме.
ТАБЛИЦА: «Взносы на ОПС»
Размер доходов | 2018 год / рубли | 2019 год / рубли | 2020 год / рубли |
Менее 300 тыс. рублей | 26 545 | 29 354 | 32 448 |
Более 300 тыс. рублей | 26 545 + 1 %с суммы свыше300 тыс. | 29 354 + 1 %с суммы свыше300 тыс. | 32 448 + 1 %с суммы свыше300 тыс. |
Страховые взносы на ОПС ограничены 8-кратным размером зафиксированного взноса.
ТАБЛИЦА: «Взносы на ОМС»
2018 год / рубли | 2019 год / рубли | 2020 год / рубли |
5 840 | 6 884 | 8 426 |
Предприниматели смогут уменьшать налоги, исчисленные при УСН, на пенсионные и медицинские взносы в размере, определенном в соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ — на всю сумму взносов, а не в фиксированном размере, как до поправок.
Оговорено, что 50-процентный предел уменьшения «упрощенного» налога с объектом «доходы» (на взносы, пособия и пр.) не касается ИП без работников.
Аналогичные поправки вносятся и в нормы по ЕНВД.
Суммы страховых взносов за расчетный период ИП уплачивают как и прежде — не позднее 31 декабря текущего календарного года. При этом взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (до поправок – не позднее 1 апреля).
Чтобы расчет посчитали представленным, нельзя допускать ошибки в следующих графах раздела 3:
- 210 — сумма выплат и иных вознаграждений за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
- 220 — база для исчисления пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
- 240 — сумма исчисленных пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
- 250 — итоги по графам 210, 220 и 240;
- 280 — база для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
- 290 — сумма исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы;
- 300 — итоги по графам 280, 290.
Cуммарные данные в перечисленных строках по всем физлицам должны соответствовать сводным данным в подразделах 1.1 и 1.3 расчета.
Те соотношения, которые применяются сейчас, сохранятся.
Напомним: расчет считается непредставленным, если в расчете совокупная сумма взносов на ОПС с базы, не превышающей предельной величины, за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода в целом по плательщику не соответствует сведениям о сумме взносов на ОПС по каждому застрахованному лицу. Аналогичные последствия возникают и в том случае, если указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц (п. 7 ст. 431 НК РФ).
В НК РФ принято множество других поправок. О них мы напишем в следующих номерах журнала.
Основные налоговые новшества, как ожидается, заработают с 01.01.2018.
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Источник: https://www.v2b.ru/articles/utverzhdeny-masshtabnye-popravki-v-nk-rf/
Госдума продолжает работу по изменению первой части НК РФ
Многие депутаты считают, что в законопроекте сужен принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Например, депутат В.В.
Похмелкин обратил внимание на то, что в правительственном законопроекте налицо существенное отступление от «принципа презумпции невиновности налогоплательщика или, скажем так, принципа добросовестности налогоплательщика, который вытекает из российской Конституции и из природы налоговых отношений как отношений административных». В этих правоотношениях, когда с одной стороны выступает государство, а с другой стороны — физическое или юридическое лицо, бремя доказывания вины налогоплательщика всегда должно лежать на государстве. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Каждое сомнение, которое возникает в ходе применения закона, должно трактоваться в пользу налогоплательщика, а не в пользу контролирующего органа. К тому же, отметил депутат, что крайне важно, должен доминировать принцип недопустимости поворота к худшему: «Например недопустимо, когда следующие друг за другом одна, вторая, третья проверки не выявляют нарушений, а после этого нарушения вдруг вскрываются и никто из налоговых инспекторов не несет ответственности за результаты, а налогоплательщик отвечает, хотя уже прошло много времени».
В правительственном законопроекте существенное искажение принципа презумпции невиновности налогоплательщика выражается, в частности, в том, что предлагается более жестко определять режим авансовых платежей, а также в том, что налоговые проверки становятся фактически неограниченными по времени.
«Если можно проводить проверку в течение всего года, то ни о каком ограничении сроков просто не может быть и речи! И неважно, в каком порядке это осуществляется.
Мы знаем прекрасно, что, когда нужно, когда это диктует политическая конъюнктура, всегда найдутся тот орган, то должностное лицо, которые подобное решение примут», — сказал В.В. Похмелкин.
По его мнению не все в порядке в законопроекте и с реализацией принципа равенства всех налогоплательщиков перед законом. И это не может не беспокоить. Ведь принцип равенства до сих пор не соблюдается в нашей правоприменительной практике. Мы знаем, что одни налогоплательщики за то или иное нарушение наказываются, вплоть до тюрьмы, а другим это сходит с рук.
Депутату представляется, что было бы крайне важным в ходе доработки принятого в первом чтении законопроекта усилить гарантии того, что налогоплательщики не будут делиться «на черных, белых или серых».
Если налогоплательщик виноват, то он должен обязательно ответить перед законом, а если не виноват, то не должен привлекаться к ответственности независимо от его политических взглядов или отношений с руководством.
Не вполне удовлетворен В.В. Похмелкин и тем, как в правительственном законопроекте прописан принцип ответственности налоговых органов за совершенные ими действия.
«Меня очень интересует, — подчеркнул депутат, — почему на скамью подсудимых рядом с известным российским предпринимателем, который обвинен и осужден за уклонение от уплаты налогов, не сели те налоговые инспектора, те должностные лица, которые организовывали и проводили проверки и не выявили в свое время никаких нарушений.
На мой взгляд, это означает одно из двух: либо невиновен предприниматель, либо незаконно, неправомерно освобождены от ответственности те, кто в свое время недоглядели нарушения: хотя бы по халатности, не говоря уже о других причинах.
Поэтому каждый случай выявления нарушения после повторной, контрольной и других проверок должен сопровождаться, как мне кажется, серьезными мерами привлечения к ответственности тех налоговых органов, тех должностных лиц, которые эти проверки проводили. С другой стороны, каждый факт нарушения прав налогоплательщиков также должен встречать должную реакцию».
Защита налогоплательщиков требует дополнительных гарантий
Источник: https://bankir.ru/publikacii/20060225/gosdyma-prodoljaet-raboty-po-izmeneniu-pervoi-chasti-nk-rf-2164785/