Обложение НДС транспортно-экспедиторских услуг при международных перевозках
При международных перевозках сторонами договора транспортной экспедиции (заказчиком и исполнителем) могут быть как российские, так и иностранные компании.
Место государственной регистрации сторон такого договора влияет на налогообложение транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ). При этом ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных налоговых норм над российским налоговым законодательством.
Однако международные налоговые соглашения, заключенные между РФ и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, не регулируют обложение косвенными налогами, включая НДС. Следовательно, для целей НДС в данном случае должны применяться нормы НК РФ, учитывающие международные правила взимания НДС по принципу «страна назначения».
Налоговые взаимоотношения по НДС между участниками Таможенного союза (Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан) регулируются специально принятыми документами.
Место реализации ТЭУ
Объектом налогообложения признается реализация услуг (работ), местом осуществления которых является территория РФ [3, п. 1 ст. 146]. Если заказчиком либо исполнителем договора выступает иностранное юридическое лицо, то для целей обложения НДС должно быть установлено, является ли РФ местом реализации транспортно-экспедиторских услуг.
В случае если местом реализации услуг РФ не является, объект обложения НДС отсутствует.
Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране, не являющейся членом Таможенного союза
Для определения места реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, должны применяться положения ст. 148 НК РФ (табл. 2).
Если одной из сторон договора является иностранное лицо, то ТЭУ признаются оказанными на территории РФ (т. е. облагаются НДС) в следующих случаях:
1) исполнителем услуг является российская сторона договора (для случаев организации международной перевозки товаров, помещенных под любую таможенную процедуру);
2) исполнителем услуг является иностранная организация, не зарегистрированная в РФ, и при этом оказываемые услуги связаны с перевозкой товаров между пунктами, расположенными на территории РФ.
Это означает, что у российской организации, приобретающей ТЭУ, возникает обязанность исполнять функции налогового агента по НДС за иностранное лицо, установленная ст. 161 НК РФ.
Пример 1
Российская организация ООО «ТрансСервис» оказывает ТЭУ немецкой компании по организации перевозки груза со склада в Москве до склада в Гамбурге. Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг является РФ, следовательно, услуги экспедитора облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].
Пример 2
Российская компания ООО «ВЭД Логист» оказывает ТЭУ китайской компании по организации перевозки товаров со склада в Шанхае (КНР) до склада в Астане (Казахстан) без завоза на таможенную территорию РФ.
Так как в рассматриваемом случае ни пункт отправления, ни пункт назначения не находятся на территории РФ, то согласно подп. 5 п. 1 ст.
148 НК РФ местом реализации таких услуг РФ не является, следовательно, услуги экспедитора не облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].
Пример 3
Российская компания ЗАО «Витаруз» экспортирует товары в Австрию (опасный груз). Согласно условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю на таможенном посту в Смоленской области. Доставка осуществляется специализированным автомобильным транспортом.
В процессе перевозки товары не подлежат перегрузке с одного транспортного средства на другое. Австрийский покупатель для организации перевозки предложил привлечь специализированную логистическую компанию — резидента Австрии.
Так как экспортным договором доставка товаров до Смоленской таможни возложена на российского экспортера, то ЗАО «Витаруз» заключило договор транспортной экспедиции с австрийской логистической компанией об организации перевозки опасного груза от склада в Москве до Смоленской таможни.
Далее по отдельному договору та же логистическая компания будет оказывать услуги по доставке груза, но уже австрийскому покупателю, получившему на Смоленской таможне право собственности на товар. Груз в пути перегружаться не будет.
В рассматриваемом случае ЗАО «Витаруз» приобретает ТЭУ у иностранной компании, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст.
148 НК РФ местом реализации экспедиторских услуг в данном случае будет РФ, так как организация перевозки товаров иностранным лицом осуществляется по договору с ЗАО «Витаруз» между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, их реализация облагается НДС.
ЗАО «Витаруз» признается налоговым агентом согласно ст. 161 НК РФ и обязано уплатить в бюджет за иностранную компанию НДС.
Отдельно рассмотрим нормы подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, устанавливающие правила определения места реализации услуг экспедитора при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита.
На основании подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ можно сделать вывод, что местом реализации таких услуг является РФ только в случае, если согласно договору российский экспедитор оказывает услуги, связанные с международной перевозкой таких товаров, между пунктами от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ.
При буквальном толковании вышеуказанного подпункта для ситуаций оказания услуг российским экспедитором, когда по условиям договора он оказывает услуги заказчику на всем протяжении маршрута перевозки груза (из одного зарубежного государства в другое), а не от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, может быть сделан вывод, что для этого случая должны применяться правила подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. местом реализации услуг РФ не является.
Однако аудиторская практика показывает, что отдельные налогоплательщики применяют и иной вариант толкования норм НК РФ о месте реализации услуг, оказываемых на всем протяжении маршрута следования товаров, помещенных под таможенный режим транзита:
а) на маршруте, пролегающем по территории других государств, территория РФ не считается местом реализации ТЭУ (подп. 5 п.1.1 ст. 148 НК РФ), т. е. услуги по данной части маршрута не являются объектом обложения НДС;
б) на маршруте, проходящем по территории РФ, местом реализации ТЭУ считается РФ, и на данной части маршрута услуги облагаются НДС [3, подп. 4.2 п. 1 ст. 148].
Как видим, при толковании неоднозначных положений подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ могут быть сделаны разные выводы, требующие применения разных правил налогообложения операций. Для получения официального мнения в отношении толкования спорных положений заинтересованному налогоплательщику следует получить адресные разъяснения Минфина России [3, ст. 34.2].
Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране – участнице Таможенного союза
При выполнении работ (оказании услуг) налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг) [2, ст. 2].
Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5. п. 1 ст. 3].
О б р а т и т е в н и м а н и е: положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (от 11 дек. 2009 г.) распространяются только на те ситуации, когда сторонами договора транспортной экспедиции являются резиденты государств – участников Таможенного союза.
Следовательно, если ТЭУ оказываются российской организацией, а их заказчиком является белорусская или казахстанская организация, местом реализации таких услуг считается территория РФ, и услуги облагаются НДС в порядке, установленном НК РФ.
Если же исполнителем услуг является организация, зарегистрированная в Республике Беларусь (либо Республике Казахстан), а заказчиком – российская организация, то местом их реализации РФ признается только при перевозке товаров между двумя географическими пунктами, расположенными на территории РФ. В иных случаях местом реализации ТЭУ, оказанных белорусским или казахстанским исполнителем российскому заказчику, РФ не является.
Пример 4
Белорусская транспортная компания «БелТрансАвто» по договору с российским экспортером ОАО «Нафтадоб» оказывает ему услуги по организации перевозки оборудования из Тюмени (Россия) в Брест (Беларусь).
Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5 п. 1 ст. 3] .
Так как услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, при этом маршрут товаров проходит не только по таможенной территории РФ, то местом реализации таких услуг РФ не признается [3, подп. 4.1 п. 1 ст. 148], и, значит, услуги не являются объектом обложения российским НДС.
Соответственно, у ОАО «Нафтадоб» отсутствуют обязанности налогового агента по уплате НДС за иностранное лицо [3, п. 1, 2 ст. 161].
Пример 5
Российская компания ООО «ТрансГрупп» оказывает ТЭУ компании «Смит и Ко», резиденту Великобритании, по автоперевозке товаров по территории Республики Беларусь (от склада в Минске до склада в Витебске). Должна ли российская экспедиционная компания облагать свои услуги НДС?
Так как заказчиком по договору является резидент Великобритании, то для определения места реализации услуг следует применять положения НК РФ, а не законодательство стран Таможенного союза.
Исполнителем ТЭУ является российская компания, однако маршрут не проходит через территорию РФ (услуги оказываются между географическими пунктами на территории Республики Беларусь).
Следовательно, для определения места оказания услуг должен применяться подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, в соответствии с которым РФ таковым не является, и, значит, операции реализации услуг не облагаются НДС. В условиях договора цена услуг экспедитора должна быть согласована сторонами без включения в нее суммы НДС.
Источник: https://NalogKodeks.ru/oblozhenie-nds-transportno-ekspedito/
Какую налоговую систему выбрать при грузоперевозках для ИП и ООО
Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.
Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ).
Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим.
Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.
Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.
Допустимые налоговые режимы
Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.
Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:
- УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
- ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
Источник: https://MoneyMakerFactory.ru/articles/nalogi-gruzoperevozki/
Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки
Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.
Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.
ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предприниматели могут использовать:
- Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
- Упрощенный режим (УСН).
- Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
- Патент (ПНС).
Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.
Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.
Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:
- Объем планируемых заказов.
- Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
- Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.
Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.
Упрощенная система
Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.
Положительные стороны применения УСН:
- Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
- Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
- Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.
Отрицательные стороны использования УСН:
- Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
- Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.
Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.
Вмененный доход
ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.
Плюсы применения ЕНВД:
- Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
- Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.
Минусы применения ЕНВД:
- Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
- Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.
При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.
Дополнительный документооборот
Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.
Необходимо обеспечить:
- Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
- Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
- Ведение книг учета выданных путевых листов.
- Заключение договоров транспортной экспедиции.
Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.
Источник: https://IPprof.ru/nalogi/vybor-sistemy-nalogooblozheniya-dlya-ip-gruzoperevozki.html
Транспортные услуги в Таможенном союзе: порядок исчисления НДС
Аренда транспортных средств
Для перемещения грузов организации в отдельных случаях прибегают к аренде транспортных средств. Для определения необходимости исчисления НДС при аренде транспортных средств у организаций, расположенных на территории Таможенного союза, обратимся к Налоговому кодексу РБ (далее – НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК).
Рассмотрим нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (далее – Протокол).
В нем сказано, что косвенные налоги при выполнении работ, оказании услуг взимаются в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола) (ст.
2 Протокола).
Справочно: в ст. 4 Протокола речь идет о работах по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства.
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) следует определять в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза тогда, когда работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).
Приведенные положения следует применять также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Справочно: транспортные средства – морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река – море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст. 1 Протокола).
Пример 1
Белорусская транспортная организация в условиях действия Таможенного союза арендует автотранспортный полуприцеп у российской организации.
Поскольку арендодателем является российский налогоплательщик, то местом реализации признается территория Российской Федерации.
Белорусскому арендатору автомобильного прицепа не следует исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь.
Оказание экспортируемых транспортных услуг
Объектами обложения НДС признаны обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Для определения места реализации транспортной услуги напомним требования ст. 3 Протокола: местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола.
В подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола не изложен порядок определения места реализации транспортных услуг. Следовательно, нужно руководствоваться нормой подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола. При оказании таких услуг белорусским налогоплательщиком местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь с соответствующим налогообложением в порядке, установленном законодательством РБ.
Ставка НДС – 0 %
Обороты по реализации экспортируемых транспортных услуг облагают НДС по нулевой ставке (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Требования по применению нулевой ставки НДС при оказании транспортных услуг приведены в п. 4 ст. 102 НК.
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят:
– услуги транспортной экспедиции;
– услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
Документальное оформление
Экспортируемые транспортные услуги облагают НДС по ставке 0 % при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами.
Данное положение распространяется и на оформленные бланками международного и межгосударственного сообщения услуги, оказываемые по перевозке грузов железнодорожным транспортом, следующим назначением на станции (порты) иностранных государств.
С 2012 г. установлена форма реестра документов
Основанием для применения ставки НДС 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором – реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг.
С 2012 г. предусмотрено, что форму реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов) и порядок его заполнения утверждает МНС.
Форма реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов) приведена в приложении 3 к налоговой декларации (расчету) по НДС (далее – приложение 3).
Приложение 3 заполняют без нарастающего итога за каждый отчетный период в отношении экспортируемых транспортных услуг, облагаемых по ставке НДС 0 % в соответствии с п. 4 ст. 102 НК.
Пример 2
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nedostup-transportnye-uslugi-v-tamozhenn_0000000