Памятка для тех, кого вызвали на допрос в налоговую инспекцию
14.07.2018 # Наша точка зрения
Расим Назаров
Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.
Мы уже говорили о том, какую основную цель преследуют налоговые органы при проведении допросов, говорили и о том, как подготовиться к допросу.
Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.
1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?
Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).
Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.
Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе
Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.
Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.
Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.
2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?
Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.
После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний.
В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст.
112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).
3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?
От участия в допросе Вы отказаться не можете.
Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.
4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?
Источник: https://www.camer-ton.ru/publications/our-point-to-view/tax-interrogations-checklist.html
Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки
В настоящем материале я раскрою тему порядка продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки.
Мы попросили выразить мнение о процедуре приостановления налогового адвоката Павла Тылика. Вот, что думает Тылик П.Ю. о приостановлении налоговых проверок:
Налоговый адвокат Тылик Павел
- В соответствии со ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП составляет 2 месяца. Но как показывает практика, в установленный двухмесячный срок ВНП никогда не укладывается.
- Законом предусмотрено, что проведение проверки можно приостановить в обычном порядке до 4 месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Опять же, как показывает практика, все случаи приостановок носят исключительный характер(!?). Обжаловать в суде приостановление можно, но суд, как правило, в этом случае будет на стороне налогового органа: будьте уверены, налоговики это приостановление обоснуют легко как исключительный случай. И вам крыть будет нечем.
- Таким образом проверка может затянуться на год.
- Само приостановление осуществляется на основании Решения ИФНС.
- Хотя во время приостановления запрещено осуществлять какие-либо проверочные мероприятия на территории самого налогоплательщика, фактически проверка не прекращается и в этот период могут проводиться допросы, а так же осуществляться иные меры налогового контроля. Вот такое вот приостановление!
- На практике нет понимания, как исчислять приостановление в календарных или рабочих днях!
- ИФНС, чтобы уложиться в сроки проведения проверки может идти на некоторые хитрости, и за день до вынесения Решения о приостановлении проверки затребовать у налогоплательщика документы. В этом случае налогоплательщик обязан представить запрошенные документы, даже если ВНП приостановлена.
- Что касается сроков исчисления камеральных проверок, то здесь дело еще проще. Сроки камералок по мнению суда никак не влияют на права и обязанности налогоплательщика, а сами сроки по мнению суда являются организационными и выход за пределы срока проведения камеральной проверки никак не влияют на выводы, которые будут сделаны налоговиками.
Но все сказанное не означает, что надо сидеть и ждать милости от налоговиков. Существуют способы противостоять произволу, а время приостановки налоговой проверки использовать для своей пользы.
Спасибо за ваши вопросы. Удачи всем».
Выездная налоговая проверка — одна из самых серьезных процедур налогового контроля. Именно поэтому законодательство РФ четко определяет правила ее проведения. Тема нашей сегодняшней статьи — продление и приостановление выездной налоговой проверки (нормы, основания, регламентация).
По НК РФ, срок ВНП не может составлять больше 2 месяцев. Но есть ситуации, когда его продлевают до 4 месяцев и даже полугода. По каким причинам инспекторы могут продлить срок?
- Проверяется крупнейшая организация, и времени, отведенного законом на аудит, недостаточно.
- Из органов правоохранения, контроля или других источников поступила информация о нарушениях НК РФ проверяемой фирмой, и эти данные нужно дополнительно проверить.
- На предприятии произошел форс-мажор (например, подтопление или пожар).
- Проверяется компания, включающая в себя обособленные подразделения. Если у предприятия 4 и больше таких подразделений, ВНП могут продлить на 4 месяца. Если же отдельных подразделений меньше, аудит разрешено продлить на 4 месяца, но только если данные подразделения уплачивают не меньше 50% общей суммы налогов предприятия и (или) владеют имуществом, стоимость которого не меньше 50% имущества компании.
Если у предприятия — 10 и больше отдельных подразделений, то инспекторы могут продлить аудит до полугода.
Здесь стоит учитывать, что сроки разрешено продлевать, если хозяйствующий субъект проверяется целиком, а отдельные подразделения — в комплексе.
Если ИФНС отдельно проверяет каждое подразделение, будь то филиал или представительство, на все контрольные мероприятия дается не больше 1 месяца, и этот срок продлить нельзя.
- Налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в назначенный срок не предоставляет документацию, требуемую для ВНП. Закон РФ обязывает проверяемые субъекты предъявлять инспекторам необходимые бумаги в течение 10 дней с момента соответствующего уведомления. Если компания не может их предъявить, то оповещает об этом инспекцию. Получив уведомление, начальник ИФНС, который проводит аудит, вправе продлить период предъявления документации или дать отказ.
- Есть другие обстоятельства: сложность производственных процессов на предприятии, большое количество направлений его деятельности, огромный объем документации, которую нужно проанализировать. В каждом конкретном случае ИФНС, учитывая все нюансы, решает или продлить сроки, или отказать в этом.
Важный момент: если решение о ВНП выносит проверяющее отделение ИФНС, то решение о продлении сроков принимает вышестоящая налоговая инспекция, на основании соответствующего запроса из проверяющего отделения. Таким образом, продлевать сроки ВНП вправе может лишь начальник управления ИНФС в конкретном регионе РФ.
Срок приостановки выездной налоговой проверки
Перейдем к основному вопросу статьи — приостановлению аудита. По каким причинам налоговая может сделать это? Сразу оговоримся, перечень обстоятельств — закрытый, и расширить его нельзя.
Вот основания для «паузы»:
- Необходимо узнать информацию (истребовать документацию) у контрагента или иных лиц, владеющих сведениями (документами) по хозяйственным операциям проверяемой компании.
- Получить сведения у зарубежных госорганов в соответствии с международными соглашениями РФ.
- Провести экспертизы.
- Перевести на русский иностранную документацию налогоплательщика.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Но есть и исключение, касающееся последнего пункта перечня. Если за полгода ИФНС не смогла получить нужные данные, то период приостановки ВНП можно продлить еще на 3 месяца.
На какой именно период необходимо приостановить ВНП, руководитель ИФНС определяет в каждой конкретной ситуации индивидуально.
Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?
Во время «паузы» в аудите налоговая прекращает изымать документы у проверяемого субъекта. Ему возвращают все подлинные бумаги, кроме документации, полученной при выемке. Также в данный период сотрудники налоговой не проводят никаких контрольных мероприятий на территории налогоплательщика.
Четкая регламентация сроков приостановления выездной налоговой проверки дает налогоплательщику определенные гарантии. После возобновления аудита у него должна быть возможность вести деятельность в том же режиме и взаимодействовать с партнерами на тех же условиях.
Если бы сроки не были регламентированы, и налоговая инспекция вмешивалась в работу предприятия на протяжении длительного времени своей проверкой и продолжительной паузой в ней, правовое положение бизнеса непременно бы пошатнулось, и создалась серьезная угроза для успешной финансовой деятельности.
Каким образом производится приостановление проверки?
Решение о приостановке налогового аудита оформляет начальник (или замруководителя) ИФНС. Контрольные мероприятия считаются приостановленными со дня, обозначенного в данном документе.
Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки должно включать в себя ФИО начальника или уполномоченного представителя фирмы, на которой проводят аудит.
Это лицо непременно нужно ознакомить с решением, а также оповестить о дате возобновления аудита.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: приостановление выездной налоговой проверки
Давайте остановимся на самых частых вопросах, связанных с паузами в налоговом аудите, и прокомментируем их.
- Сколько раз ИФНС может приостанавливать проверку? До нескольких раз, главное, чтобы период приостановки в целом не превысил полугода.
- Что налоговики вправе делать во время «пауз»? Как уже было отмечено, никаких мероприятий на проверяемом субъекте они вести не вправе: например, осматривать территорию, требовать бумаги у налогоплательщика, опрашивать его работников и требовать пояснений у него самого. Но при этом инспекторам разрешено анализировать документацию предприятия, делать запросы, получать ответы на возникающие вопросы и т. д. — словом, выполнять контрольные действия, но на своей территории.
- Могут ли инспекторы допрашивать свидетелей в это время? Нет, это противоречит нормам законодательства. Если же в период «пауз» налоговики опрашивают персонал проверяемой компании, налогоплательщику следует выявлять и направлять протоколы таких допросов вышестоящей налоговой инспекции, а также в суд. При этом нужно требовать, чтобы эти доказательства были признаны недействительными, поскольку получены незаконным путем.Зачастую инспекторы в России действуют неправомерно, нарушая установленные нормы.
Например, в некоторых случаях они намеренно затягивают приостановленные сроки, аргументируя это тем, что нужно истребовать документы у контрагентов. На деле это делается для того, чтобы выкроить время для получения исчерпывающей информации о проверяемой компании и опросе большего числа свидетелей.
Вам, как налогоплательщику, нужно следить за тем, чтобы ИФНС проводила контрольные мероприятия законно. Известен случай, когда налоговая приостановила аудит, якобы чтобы получить документы у контрагента предприятия.
Проверку инспекторы очень долго не возобновляли, сообщая, что контрагент еще не предоставил бумаги.
Налогоплательщик решил проверить эту информацию и поступил следующим образом: связался с контрагентом и узнал, что документацию, на основании запроса ИФНС, тот передал еще несколько месяцев назад.
Помните: подобные ситуации необходимо выявлять и пресекать. Защищать свои права вы можете в суде или вышестоящей инспекции. Ведь по мнению Высшего Арбитража РФ, процесс приостановки аудита был введен для того, чтобы уравновесить интересы сторон — ИФНС и налогоплательщика.
Для налоговиков «пауза» — это возможность получить необходимые сведения для дальнейшего аудита без нарушения прав проверяемого субъекта.
Но, доказывая свою правоту в суде, налогоплательщики должны предъявлять доказательства в пользу того, что их права и интересы были нарушены. Суды принимают сторону инспекций, если этих доказательств недостаточно, или они отсутствуют, не соглашаясь с тем, что приостановление выездной налоговой проверки явилось неправомерным.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/razyasnyaem-poryadok-prodleniya-i-priostanovleniya-sroka-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/
Бухгалтеру
Название документа:
Письмо Минфина России от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156
Комментарий:
Минфин России рассмотрел вопрос о возможности проведения допроса свидетелей в период приостановления выездной проверки.
По мнению финансового ведомства, налоговый орган вправе в указанный период вызывать свидетелей для дачи показаний на территории инспекции.
Причем пригласить для допроса можно любых лиц, включая работников организации, в отношении которой приостановлена выездная проверка. Подобные разъяснения Минфин России уже давал (Письмо от 28.10.2008 N 03-02-07/1-433).
Позиция министерства обосновывается следующим. Согласно п. 9 ст.
89 НК РФ выездная проверка может быть приостановлена в том числе для истребования документов (информации) у контрагента или иных лиц в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
В это время налоговый орган не вправе истребовать документы у налогоплательщика, а также совершать на территории (в помещении) налогоплательщика действия, связанные с проверкой.
Как отметил Минфин России, приостановление выездной проверки не означает прекращения всех мероприятий налогового контроля. Запрета на вызов свидетелей либо на получение информации от других лиц в указанный период в Налоговом кодексе РФ не содержится. Поэтому в период приостановления выездной проверки инспекция вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.
Работник организации, в отношении которой проверка приостановлена, также может выступать в качестве свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ). При его допросе может присутствовать представитель налогоплательщика.
В поддержку своей позиции финансовое ведомство приводит в рассматриваемом Письме решения некоторых арбитражных судов. В них сделан вывод, что проведение допроса свидетеля в период приостановления выездной проверки не нарушает требований Налогового кодекса РФ (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.
2008 N 07АП-6856/08, ФАС Московского округа от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 N А44-3520/2009). Есть и другие решения, при рассмотрении которых использовался такой же подход (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А44-3520/2009, ФАС Дальневосточного округа от 20.03.
2009 N Ф03-711/2009).
В то же время не все арбитражные суды при решении рассматриваемого вопроса приходят к единому выводу.
Некоторые суды считают, что в период приостановления выездной проверки допрос свидетелей проводить нельзя. Эта точка зрения определена иной трактовкой п. 9 ст. 89 НК РФ. Согласно указанной норме проверку можно приостановить только для следующих целей:
1) истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведение экспертиз;
4) перевод на русский язык документов, которые налогоплательщик представил на иностранном языке.
Иными словами, в п. 9 ст. 89 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований приостановления выездной проверки и допрос свидетелей в него не включен. Следовательно, показания свидетелей, полученные в указанный период, суд не может принять в качестве допустимых доказательств. Ведь в силу п. 3 ст.
64 АПК РФ использование судом доказательств, полученных с нарушением норм федерального закона, не допускается. Такой ход рассуждений отражен, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 N А78-8715/2009, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.
2006 N А56-31672/2005 (Определением ВАС РФ от 07.05.2007 N 4991/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Применение документа (выводы):
По результатам выездной проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.
Причиной может служить, например, то, что инспекция исключила часть расходов по налогу на прибыль на основании свидетельских показаний, которые получены в период приостановления проверки. Финансовое ведомство считает, что в данном случае налоговое законодательство не нарушается.
Налогоплательщику остается либо согласиться с решением налогового органа, либо попытаться доказать в суде неправомерность допроса свидетелей в период приостановления выездной проверки.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Вернуться к списку новостей
Источник: https://www.consultant-so.ru/news/show/type/bookkeeper/year/2011/month/05/alias/_dopros_svidetelej_v_pomeschenii_inspektsii_
Директора вызвали в налоговую на допрос, что делать?
В материале рассмотрены практические аспекты допроса должностных лиц компании. Вы узнаете, кого налоговая вызывает на допрос и как вести себя в ходе допроса, какими последствиями чреват допрос для проверяемой организации, а также как минимизировать возникающие при этом налоговые риски.
Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.
На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.
Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившихся, так и ныне работающих).
Свидетеля вызывают повесткой на допрос в налоговую инспекцию, а все показания заносятся в протокол.
Дача пояснений – не допрос
Вызов в налоговую на допрос нередко путают с таким мероприятием налогового контроля, как вызов для дачи пояснений (ст. 31 НК РФ). Он оформляется уведомлением.
При этом одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос в качестве свидетеля в налоговую должно явиться лицо, указанное в повестке о вызове (например, генеральный директор), в то время как для дачи пояснений от компании можно направлять любого представителя компании по доверенности (в том числе одного лишь юриста).
Итак, Вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.
1. Не игнорируйте вызов на допрос в налоговой
Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение.
Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога.
Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.
Важно!
Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).
2. Подготовьтесь к вопросам налоговиков
Допрос свидетелей налоговая инспекция проводит с целью получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных налоговых нарушений, связь с компаниями-однодневками. Поэтому чаще всего задают вопросы по сделкам и операциям, которые показались инспекторам «сомнительными»:
- Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
- Почему выбрали именно его?
- Каким образом контактировали с контрагентом?
- Кто подписывал договоры и прочие документы?
- Контактные данные и реквизиты контрагента?
- Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
- Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
- Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
- Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?
- и др.
Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление.
Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо.
Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.
4. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко
Если вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно.
К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ.
Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы.
Как свидетелю формулировать свои ответы Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы.
Например, на вопрос инспектора о том, как был найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».
На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».
Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).
Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.
В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.
Внимательно прочитайте протокол допроса налоговой инспекции, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений.
Как показывает практика, проверяющие могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля.
В последующем это предоставляет ИФНС широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам проверки решении.
История из практики
В ходе допроса генерального директора ООО «XXX», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов налоговый свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными».
При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента.
Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «XXX».
Практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе генерального директора либо главбуха заключается в следующем:
- Присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса налоговой показаний генерального директора или главного бухгалтера, исключения двусмысленности и противоречивости, дачи указанными свидетелями показаний сообразно фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п. При необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки.
История из практики
Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «XXX» его иностранных покупателей.
При этом необходимо отметить, что ООО «XXX» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «XXX» не было. В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет».
В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «XXX», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.
- Присутствие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).
Для допроса хватит простой доверенности Действующее законодательство гарантирует любому лицу право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
При этом для присутствия и участия юриста в ходе допроса в налоговой необходимо всего лишь оформить на него простую доверенность от имени свидетеля (т.е. нотариально заверять доверенность не надо!).
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/gendirektora-vyzvali-na-dopros-v-nalogovoi-pravila-bezopasnogo-povedeniia-6000/
Журналы для бухгалтеров и ИП Республики Татарстан
Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля¬
Налоговые органы при выездных и камеральных проверках активно используют такие формы налогового контроля, как допрос работников, а также руководителей и учредителей организации, осмотр помещений и территорий налогоплательщика. Некоторым вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
– Каким образом налоговый орган может затребовать информацию в отношении проверяемого налогоплательщика или сделки?
– Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования информации.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и последствия их неисполнения.
Кроме того, указанные документы могут быть адресованы организации как налогоплательщику или носить адресный характер – касаться конкретных физических лиц.
– Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?
– Налоговый кодекс не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.
Налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) инспекции повесткой.
Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки. При этом по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля. В форме протокола допроса свидетеля, помимо прочего, отражается адрес места проведения допроса.
Тем самым в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей – физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.
– Может ли генеральный директор быть допрошен в качестве свидетеля?
– ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.
– Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе сотрудника организации?
– По мнению Минфина России, Налоговый кодекс не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей. Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое участие не названо в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.
Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженном в соответствующей доверенности).
Следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц, по общему правилу, нотариально удостоверенной. Доверенность, выданная от имени организации, не является подтверждением полномочий представлять интересы ее работника.
– Какая ответственность пре-дусмотрена для свидетеля и за какие действия?
– Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний). Физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством.
Налоговым кодексом установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний: скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере 3 000 рублей.
Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений.
При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность: предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до
1 000 рублей; на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 рублей.
– Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?
– В акте проверки указывают сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, а также наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты согласно приложению к акту.
Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
Иными словами, к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.
Рекомендуется внимательно
изучить протоколы допроса свидетелей. Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.
Под сомнение также можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).
Подобные замечания можно включить в возражения к акту проверки.
– Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?
– Налоговый орган вправе проводить осмотр в рамках выездной, камеральной налоговой проверки и вне рамок проверки.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений, а также:
– решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
– мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.
– Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?
– Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.
Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.
С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре Налоговым кодексом не установлен.
Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 Налогового кодекса документы, запретить проведение осмотра не вправе.
Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет административную ответственность в виде штрафа в 10 000 рублей. Законодательство дает в этом случае налоговому органу право исчислить налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.
Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.
– А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?
– Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.
Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, если он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Отмена решения возможна, если руководитель налогового органа или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).
– Может ли в ходе осмотра проверяющими проводиться фото- и видеосъемка?
– Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 Налогового кодекса. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.
– Должно ли при проведении осмотра приниматься во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?
– По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводят в рабочее время.
Проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено на другой день.
Окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого по правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.
Представители налогоплательщика могут возражать против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени, отразить замечания об этом обстоятельстве в протоколе осмотра.
Если это ими сделано не было, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра в возражениях к акту должны быть приведены иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра.
Например, отсутствие при проведении осмотра понятых.
По материалам журнала
«Актуальная бухгалтерия»
Журнал «Налоговые известия» №20 (октябрь) 2017 года
Источник: https://nalog-iz.ru/provedenie-doprosov
Директора вызвали на допрос в налоговую… (Разумова И.)
Дата размещения статьи: 14.11.2016
Поскольку бремя доказательства виновности налогоплательщика лежит на плечах налогового органа, то он всегда старается собрать как можно больше свидетельств совершения организацией правонарушений. Для этого ИФНС в ходе выездных и камеральных проверок проводит различные мероприятия налогового контроля.
Доказательственную базу по делам о налоговых правонарушениях формируют и показания свидетелей. Как показывает практика, на месте свидетеля может оказаться любой сотрудник организации, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст.
90 НК РФ), в том числе руководитель организации.
Являться или нет?
В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела.И, по мнению ФНС России, если в качестве свидетелей опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например, директор организации, протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 17.
07.2013 N АС-4-2/12837). Поэтому часто инспекторы проводят не допрос руководителя, а опрос, который оформляется пояснениями, а не протоколом допроса. Ответственность за отказ от дачи пояснений нормами НК РФ не предусмотрена, в то же время показания, полученные в ходе опроса, не имеют доказательственную силу.
Для того чтобы показания директора можно было приобщить к материалам проверки и ссылаться на них, инспектор наверняка оформит их показаниями свидетеля, то есть составит протокол допроса.Поэтому, зная основные моменты проведения данной процедуры, можно с легкостью пройти это испытание. А основное правило при проведении допроса — уверенность.
Уверенность в себе, в организации, в невиновности…Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого в налоговый орган в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ). Однако порядок вызова на допрос в законодательстве не установлен.
Как правило, свидетелю направляется заказным письмом с уведомлением о вручении повестка о вызове в качестве свидетеля. Указанное уведомление с подписью получившего его лица является документом, подтверждающим получение повестки (п. 23.3 Порядка, утв. Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п).
Налоговый орган всегда может отследить получение почтового отправления на официальном сайте ФГУП «Почта России» в разделе «Отслеживание почтовых отправлений». Поэтому при получении повестки почтой вряд ли удастся избежать ответственности.Кроме того, инспекторы могут пригласить свидетеля на допрос по телефону, факсу, электронной почте или даже СМС.
Но в данном случае инспектору будет невозможно доказать, что именно свидетель ответил на телефонный звонок, принял факс, прочитал свою электронную почту или СМС, а следовательно, невозможно будет привлечь к ответственности за неявку.Как указано выше, ответственность наступает в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин.
При этом в НК РФ не сказано, какие именно причины являются уважительными. В частности, уважительной причиной будет неполучение свидетелем повестки, направленной по почте, а также болезнь и командировка.
Однако во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Свидетель может посчитать уважительными и иные причины, о которых он должен сообщить в налоговую.
А бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу N А23-1512/07А-14-90).
Где проводится?
Допрос свидетеля, как правило, проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. В данном случае ему направляется повестка, в которой указываются:- основания вызова на допрос;- время (дата, час, минуты) явки для проведения допроса;- место проведения допроса.
Но показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания, если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган, например из-за болезни, старости или инвалидности.
Так, директор организации может быть допрошен по месту работы, то есть по месту деятельности самого проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, свидетеля могут провести допрос по месту его жительства.
При этом обязательно должно присутствовать не менее двух должностных лиц ИФНС, и необходимо предварительно получить согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение.
Об этом обязательно делается отметка в протоколе допроса, удостоверенная подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц и работниками ИФНС (письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
Когда проводится?
Нормы ст. 90 НК РФ не уточняют период, когда может проводиться допрос свидетеля. В статье 31 НК РФ закреплено, что они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Можно предположить, что допрашивать налоговики могут до, во время и после проведения проверки.
Однако ФНС России отметила, что, несмотря на то, что НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, суды признают неправомерным их использование в качестве доказательств налогового правонарушения по уже завершенной налоговой проверке, доказательства признаются недопустимыми (письмо от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@).
Источник: https://xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai/article/1209
Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?
Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.
При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).
В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.
Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.
Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.
При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.
То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.
Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.
Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.
Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.
Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.
При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:
- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.
Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.
Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).
С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.
Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Контрольные мероприятия
В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей
- экспертиза;
- выемка документов и предметов;
- осмотр;
- инвентаризация имущества.
В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.
Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.
В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.
Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.
В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для
- истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертизы;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).
На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.
Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.
Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.
Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.
Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.
Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.
При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.
Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.
На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.
Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.
Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.
Кира Трунтаева
Ведущий налоговый юрист
Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.
Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.
Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.
В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.
в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.
Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:
- низкая налоговая нагрузка;
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
- отражение значительных сумм налоговых вычетов;
- значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
- зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
- налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
- «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
- ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
- низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).
Этот перечень является далеко не исчерпывающим.
Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.
В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.
Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.
Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.
Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.
Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.
Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-chto-zhdat-i-kak-gotovitsya/