Обязанность протоколировать рассмотрение материалов проверки закреплена в нк рф — все о налогах

Обзор последней судебной практики применения п. 3 ст. 32 НК РФ (передача материалов налоговой проверки в следственные органы)

       В последнее время начинает усиливаться роль уголовно-правового механизма в борьбе с неуплатой налогов, в системе мер, направленных на погашение налоговой задолженности.

В связи с этим всё большую актуальность начинают приобретать вопросы, касающиеся самых различных аспектов предполагаемого или реального взаимодействия налогоплательщиков, руководителей организаций с правоохранительными органами.

Отправной точкой такого взаимодействия в целом ряде случаев становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ с последующими мероприятиями, предусмотренными уже УПК РФ.

       В силу данной нормы, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

       Между тем, у налогоплательщика при судебном обжаловании решения налогового органа по итогам налоговой проверки есть традиционное дополнительное средство защиты своих интересов – судебное обеспечение в виде приостановления действия указанного решения.

Но как давно уже показывает практика, столкновение между собой таких обеспечительных мер с реализацией п. 3 ст. 32 НК РФ неизбежно порождает дополнительные споры о законности/правомерности передачи налоговыми органами материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер.

При этом говорить о единообразии практики по таким спорам еще рано.

       Типичная ситуация: в период действия судебных обеспечительных мер (в виде приостановления действия решения налогового органа по итогам проверки) истекает 2-месячный срок исполнения требования об уплате налога и налоговый орган на основании п. 3 ст. 32 НК РФ направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

        Последняя практика ВАС РФ, например, была не в пользу налогоплательщика: «принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта не исключает обязанности налогового органа исполнять другие возложенные на него обязанности.

Действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы Российской Федерации материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст.

32 НК РФ» (определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. N ВАС-6048/14).

       Зато после ликвидации ВАС обновленный Верховный Суд

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/04/26/obzor_poslednej_sudebnoj_praktiki_primeneniya_p_3_st_32_nk_rf_peredacha_materialov_nalogovoj_proverk

Рассмотрение материалов налоговой проверки

Согласно пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляется руководителем налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку, либо его заместителем.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель или его заместитель принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении (п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

 

Поэтапно процедура рассмотрения материалов налоговой проверки выглядит следующим образом:

  • проведение руководителем налоговой инспекции подготовительных мероприятий, которые включают в себя: представление и оглашение материалов налоговой проверки, проверку явки всех приглашенных на рассмотрение лиц, проверку полномочий должностных лиц и представителей проверяемой организации-налогоплательщика, разъяснение присутствующим на рассмотрении лицам их прав и обязанностей (см. п.3 ст.101 Налогового кодекса РФ);
  • исследование материалов налоговой проверки (см. п.4,5 ст.101 Налогового кодекса РФ). На данном этапе руководитель налоговой инспекции или его заместитель устанавливают факты нарушения налогового законодательства, наличие оснований для привлечения к налоговой ответственности, а также наличие у налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность (см. ст.111-112 Налогового кодекса РФ);
  • вынесение решения руководителем налоговой инспекции или его заместителем по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки о привлечении, либо от отказе в привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, обязательно должно быть извещено о месте и времени рассмотрения налоговой инспекцией материалов налоговой проверки, об этом указано в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку свои письменные возражения на акт налоговой проверки, в том числе документы (либо заверенные копии), подтверждающие обоснованность таких возражений. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность произвольного сокращения установленного п.6 ст.100 указанного закона пятнадцати дневного срока на подачу налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки, даже в тех случаях, когда налогоплательщик согласился с фактами, указанными в акте налоговой проверки или выводами проверяющего налогового инспектора о совершенном правонарушении. Так же не допускается произвольное сокращение указанного срока на подачу возражений в случаях, когда письменные возражения на акт налоговой проверки налогоплательщиком были поданы до его истечения. Иными словами, налоговая инспекция обязана выждать установленный законом пятнадцатидневный срок. По мнению законодателей, обеспечить соблюдение прав налогоплательщиков можно лишь подобным способом.

Порядок вручения проверяемому налогоплательщику решения руководителя налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регламентирован пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которой  такое решение может быть вручено лично налогоплательщику в течение пяти дней со дня его вынесения или направят заказным письмом с уведомлением по почте. В таком случае решение будет считаться врученным налогоплательщику по истечении шести дней с даты, когда оно было направлено по почте (с даты почтового штемпеля). В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение руководителя налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

С 2 июня 2016 года был введен новый порядок ознакомления налогоплательщиков с материалами проведенных в отношении них налоговых проверок.

Так, вместо  обязанности налогового органа направлять материалы проверки налогоплательщику, указанные нововведения предоставляют налогоплательщику право подать заявление на личное ознакомление с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, если они проводились.

При этом, следует иметь ввиду, что без такого заявления налоговая не предоставлять налогоплательщику материалы налоговой проверки для ознакомления.  Поэтому налогоплательщику желательно использовать предоставленное ему право на ознакомление с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Такое заявление налогоплательщик может подать в налоговый орган в течение одного месяца или десяти рабочих дней соответственно (см. п. 6 ст. 100, п.6.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим налогоплательщик вправе копировать материалы проверки во время ознакомления с ними, об этом указано в Письме ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890.

Обязанность налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки

Пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик, в отношении которого была проведена налоговая проверка, вправе принимать участие в рассмотрении ее материалов, как лично, так и через своего законного представителя.

Стоит отметить, что неявка налогоплательщика или его уполномоченного представителя, если он был извещен надлежащим образом со стороны налоговой инспекции, не препятствует рассмотрению материалов налоговой проверки в его отсутствие.

Прежде чем приступить к рассмотрению материалов налоговой проверки, руководитель налоговой инспекции обязан (см. п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, были ли извещены участники производства по делу надлежащим образом. Затем он принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения. Факт рассмотрения материалов налоговой проверки в отсутствие приглашенных лиц фиксируется в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на этапе установления факта явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки будет установлено, что налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и в них отсутствуют документы, подтверждающие такое не извещение, рассмотрение материалов налоговой проверки подлежит отложению. Решение об отложении рассмотрения материалов проверки в случае неявки налогоплательщика составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06 марта 2007 года № ММ-3-06/106@. В случае отложения рассмотрения материалов налогоплательщик должен быть обязательно уведомлен о времени и месте нового рассмотрения. Данное требование обязательно для руководителя налогового органа, рассматривающего материал налоговой проверки, так как несоблюдение данного требования может послужить основанием для безусловной отмены решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (см. п. 14 ст. 101 Налогового кодекса  РФ). Также руководителю налогового органа необходимо проверять полномочия представителя налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (в случае его участия), а также разъяснять лицам, участвующим в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, их права и обязанности. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, при необходимости иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Как уже отмечалось, отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Читайте также:  Календарь бухгалтера на 2018 год - все о налогах

Важно! Все выше перечисленные процессуальные действия руководитель налогового органа должны быть выполнены с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки.

Только после выполнения указанных подготовительных действий, руководитель налогового органа (или его заместитель) может переходить к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки по существу.

Предмет исследования при рассмотрении материалов налоговой проверки

Предметом исследования при рассмотрении материалов налоговой проверки являются собранные в рамках налоговой проверки доказательства.

Так, в ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Порядок действий руководителя налогового органа (или его заместителя) при рассмотрении материалов налоговой проверки урегулирован пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Так, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

  • устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Из абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ действия руководителя налогового органа (его заместителя) в рамках исследования материалов налоговой проверки не относятся к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов, несоблюдение которых влечет безусловную отмену решения по итогам данной проверки. Поэтому если при исследовании материалов налоговой проверки были допущены нарушения, то они не будут безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке.

Обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность проверяемого налогоплательщика

Согласно статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Вообще действующее налоговое законодательство РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщиков.

 При этом любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность.

Тем не менее, Налоговый кодекс РФ устанавливает всего два случая, когда ответственность налогоплательщика безоговорочно должна быть смягчена, это:

  • совершение налогового нарушения при стечении тяжелых семейных обстоятельств;
  • совершение налогового нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В таких случаях, налогоплательщик при наличии подтверждающих указанных обстоятельств доказательств, смягчающих его ответственность, может рассчитывать на уменьшение судом полагающегося штрафа.

При этом судом, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, могут быть признаны и иные обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, прямо не указанные в ст.

112 Налогового кодекса РФ, но установленные в других отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность лица, допустившего то или иное нарушение.

А вот обстоятельством, отягчающим ответственность налогоплательщика, считается совершение налогового правонарушения налогоплательщиком, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное нарушение.

В свою очередь, все обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь, отягчающим обстоятельством является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение – своего рода рецидив совершения налогового правонарушения.

Таким образом, обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, при рассмотрении материалов дела о налоговом нарушении и  учитываются при определении степени налоговой ответственности (размера налоговых санкций).

Основания для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности

Как уже указывалось выше, несоблюдение должностным лицом налоговой инспекции требований Налогового законодательства РФ является безусловным основанием для отмены решения руководителя налоговой инспекции вышестоящим органом или судом (см. п.14 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Поэтому, в частности, нарушение должностным лицом налогового органа существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. И как мы уже отмечали ранее в настоящей статье, к таким существенным условиям в первую очередь относится обеспечение возможности налогоплательщика, в отношении которого была проведена налоговая проверка, принимать участие в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя, во вторую очередь, обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика представить свои объяснения по существу.

Проанализировав установленные законом права и обязанности налогового органа и налогоплательщика, можно сделать вывод, что  в действующем Налоговом кодексе РФ безусловных оснований для отмены решения, как таковых, не содержится.

И если опираться на положения пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то любое нарушение должностным лицом налогового органа существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения руководителя налоговой инспекции о привлечении проверяемого налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.  

Источник: https://apgmag.com/rassmotreniye-materialov-nalogovoy-proverki/

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Содержание

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Читайте также:  Для некоторых транспортных компаний могут снизить ндс - все о налогах

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения.

Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/vynesenie-resheniya-po-rezultatam-rassmotreniya-materialov-nalogovoj-proverki.html

Налоговые проверки: разъяснения «скользких» моментов

Выемка из жилого помещения. Возможно, или нет?

Довольно часто возникает необходимость произвести выемку документов, которые находятся не в офисе или производственном помещении, а в квартире. Очевидно, что при таких условиях налогоплательщик, как правило, добровольно отказывается выдать требуемое. Что говорит об этом закон?

Статья 89 НК РФ дает налоговым органам полномочия проводить проверку физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В то же время, если речь идет о жилье, встает вопрос о конституционном праве на его неприкосновенность.

Таким образом, сотрудники налоговых органов не вправе находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц (ст. 25 Конституции РФ).

Также налоговики не вправе:• осматривать жилое помещение проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (ст. 92 НК РФ);

• производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица — даже если эти документы не были представлены в установленный срок (ст. 93, 94 НК РФ).

В то же время, независимо от согласия или несогласия проверяемого физического лица налоговики вправе:• вправе провести налоговую проверку по месту нахождения налогового органа (п. 5 ст. 91 НК РФ).

• запросить у физического лица документы, необходимые для проверки;• осматривать имущество физического лица, которое расположено в его нежилых помещениях;• производить выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;• вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ), привлечь специалистов и экспертов (ст. ст. 95, 96 НК РФ);

• истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Если же физическое лицо препятствует проведению проверки, то налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:• отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;• непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;• отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;

• ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Справедливости ради надо отметить, что расчетным путем определяются не только доходы, но и налоговые вычеты. Налоговые вычеты налоговики также должны определить расчетным методом, применив профессиональный налоговый вычет в 20% от общей суммы доходов (абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ).

Выемка после окончания выездной налоговой проверки

Как известно, выемка подлинников документов может производиться на основании мотивированного постановления, если (п. 14 ст. 89, п. п. 1 и 8 ст. 94 НК РФ):• для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;

• у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Выемка документов производится в рамках выездной проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ), однако в НК РФ не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.

Однако, как указал ВАС России, налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае если:• налогоплательщик представляет документы по требованию налогового органа с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки и

• при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения (см. постановление ВАС России от 10.04.12 № 16282/11).

Обеспечительные меры. Если имущество в залоге

Каким образом решается вопрос о применении обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ), если имущество находится в залоге?

После вынесения решения:• о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или• об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

руководитель или его заместитель вправе принять обеспечительные меры, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня:• исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или• исполнения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или

• до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

В числе обеспечительных мер закон называет:• запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

• приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 НК РФ).

Поскольку НК РФ не устанавливает исключений из состава имущества, в отношении которого могут быть применены запрет на отчуждение или залог, то применение обеспечительных мер в отношении заложенного имущества закону не противоречит.

Кроме того, налоговый орган не вправе частично отменять решение об обеспечительных мерах.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, до дня его отмены вышестоящим органом или судом.

Читайте также:  Аудит учета финансовых результатов (нюансы) - все о налогах

Налогоплательщик умер, не дождавшись конца проверки

Проверяемое лицо — единственный руководитель и учредитель организации, — скончался в процессе выездной налоговой проверки. Каким образом оформляются результаты налоговой проверки?

Действительно, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица или объявлении его умершим (подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Таким образом, со дня смерти налогоплательщика — физического лица, выездная налоговая проверка в отношении него должна быть прекращена, равно как действия по составлению акта проверки и рассмотрению материалов налоговой проверки.

Завершение упомянутых мероприятий оформляется докладной запиской на имя начальника (заместителя) ИФНС.

Если же скончался единственный учредитель и руководитель организации, то налоговые органы связываются с нотариусом соответствующего нотариального участка в целях:• уточнения вопросов наследования доли в уставном капитале общества;

• инициирования доверительного управления наследственным имуществом.

В таком случае акт налоговой проверки вручается доверительному управляющему, который также вправе представлять налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Если же наследники не объявятся, и, как следствие, имущество общества переходит в доход государства, то контрольные мероприятия заканчиваются оформлением докладной записки на имя начальника (заместителя), к которой прилагается:• документ, подтверждающий факт смерти или объявления умершим учредителя (руководителя) организации;

• документ, подтверждающего право государства на наследство, выдаваемое нотариусом.

Если налогоплательщик не является на рассмотрение материалов налоговой проверки

НК РФ устанавливает конкретный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения (ст. 100, 101 НК РФ) – 10 дней. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Нарушение указанных сроков не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Безусловным основанием для отмены решения является нарушение существенных условий процедуры, а именно:• необеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

• необеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

Таким образом, перенос рассмотрения материалов проверки призван дать налогоплательщику возможность ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.

Если же налогоплательщик, извещенный надлежащим образом, не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, то решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз.

3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Факт уклонения налогоплательщика от получения акта и уведомлений должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа.

Также должен быть составлен протокол об административном правонарушении о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонении от таких проверок (ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Правонарушения не выявлено

Как оформляется акт выездной налоговой проверки при отсутствии правонарушения? Что должно быть указано во вводной части акта выездной налоговой проверки?

Вводная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки, что следует из анализа положений приказа ФНС России от 25.12.

06 № САЭ-3-06/892 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (подп. 1 п. 6 разд. I).

При этом указываются только те мероприятия налогового контроля, которые подтверждают налоговое правонарушение.

Как выглядит выписка из паспорта

Что именно должны содержать выписки из документов, которые содержат сведения, не подлежащие разглашению? Например, паспорт.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, которые содержат не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Источник: https://www.pbu.ru/pbu/article/1099

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, Комментарий, разъяснение, статья от 25 августа 2008 года

Российский налоговый курьер, N 17, 2008 год<\p>

Рубрика: Налоговое администрирование Подрубрика: Налоговый контроль С.А.Тараканов, Контрольное управление ФНС России

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

По результатам налоговой проверки составлен акт установленной формы. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то оформление акта является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности.

Как проходит данная процедура, какими правами при этом обладает налогоплательщик, рассмотрено в статье.

Механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. На это указал Конституционный суд РФ в постановлении от 14.07.2005 N 9-П.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях изложен в статье 101 НК РФ. Обязанности налоговых органов, которые относятся к существенным условиям данной процедуры, перечислены в пункте 14 статьи 101 НК РФ.

Налоговые органы должны предоставить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и давать объяснения.

Нарушение существенных условий является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Акт налоговой проверки

Результаты проведенной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет.

Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении такой проверки.

При камеральной налоговой проверке акт составляется, только если в ходе ее проведения выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

На оформление акта отводится десять рабочих дней с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п.2 ст.100 НК РФ).

Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись.

Обратите внимание: факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено прежде всего на то, чтобы зафиксировать его содержание.

Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.

Итак, оформление результатов выездной налоговой проверки актом, в котором изложены конкретные факты налоговых правонарушений, — обязательное условие дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов.

При отсутствии акта налоговой проверки решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности рассматривается как вынесенное без наличия на то законных оснований.

Формы актов выездной и камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее — требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

При составлении акта проверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, в том числе по количеству и составу приложений к нему, являющихся неотъемлемыми частями акта.

Как правило, акт налоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в нем приложениями. Однако допускается вручать акт без приложений, которые были сформированы на основе доказательств, полученных в установленном порядке от проверяемого лица. Дело в том, что в статьях 65 и 66 АПК РФ не предусмотрено раскрытие доказательств перед лицами, у которых соответствующие доказательства (документы) уже имеются.

БУКВА ЗАКОНА

Приложения к акту выездной налоговой проверки

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться:

— ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте «г» пункта 1.8.

2 требований;
— материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;

— иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14 требований.

Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями статьи 21 НК РФ.

Кому вручается акт налоговой проверки

Акт налоговой проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом либо его представителем. Это следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.

В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации:

— законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);

Источник: https://docs.cntd.ru/document/902119924

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]