Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы) — все о налогах

Формирование учетной политики предприятия

Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы) - все о налогах

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики соответствующее информационное обеспечение необходимо для экономически обоснованного управления финансово-хозяйственной деятельности каждой организации.

Рыночные преобразования в России активизировали работу по развитию системы налогообложения. При этом происходит реформирование российского бухгалтерского финансового учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности.

В результате этих изменений положения налогового законодательства и правила финансового учета часто не совпадают.

Бухгалтерский учет все в большей степени становится областью принятия управленческих решений — решений, которые могут принести организациям дополнительные экономические выгоды или наоборот убытки. При этом понятие «учетная политика организации» начинает приобретать совершенно новое звучание.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности [18, с. 41]. Поэтому, учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Ключевым моментом в совершенствовании управления на предприятии финансовыми потоками является интеграция финансового и налогового учета, позволяющая в максимальной степени использовать информацию, накопленную в системе финансового учета.

Учитывая вышесказанное, тема выпускной квалификационной работы, посвященная формированию и анализу содержания учетной политики организации, является весьма актуальной.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает учетная политика ООО «Баумикс-Сибирь».

Предметом исследования является формирование учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового учетов.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в определении направлений совершенствования учетной политики в целях улучшения показателей финансово-экономической эффективности организации.

Для реализация указанной цели были поставлены следующие задачи:

-выявить сущность, содержание, базовые понятия и подходы к учетной политике в организации;

-изучить порядок документального отражения учетной политики;

-определить принципы формирования и изменения учетной политики на предприятии;

-проанализировать формирование учетной политики в целях бухгалтерского учета на примере ООО «Баумикс-Сибирь»;

-проанализировать в организации формирование учетной политики в целях налогообложения;

-исследовать результаты внутреннего аудита учетной политики на предприятии;

-разработать рекомендации по улучшению учетной политики на предприятии;

-определить направления по совершенствованию учетной политики в ООО «Баумикс-Сибирь».

Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, использовались различные источники: законодательная, научная, учебная, учебно-методическая литература, монографии, сборники статей, журнальные публикации.

Информационная база представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации по вопросам формирования учетной политики, учетной политикой, данными финансовой и статистической отчетности исследуемой организации.

Практическая значимость работы заключается в разработке направлений совершенствования учетной политики, предназначенной для использования конкретной организацией.

Разработанные рекомендации позволят совершенствовать действующую практику бухгалтерского учета в ООО «Баумикс-Сибирь» и повысят в нем оперативность и обоснованность принимаемых решений.

Кроме этого разработанные рекомендации могут быть использованы для совершенствования учетной политики в работе других оптовых организаций.

1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии

1.1 Сущность, содержание и модели формирования учетной политики организации

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Иными словами, это порядок первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни организации, или реализация метода бухгалтерского учета [17, с. 32].

Особенность учетной политики как набора методологических решений заключается в том, что они могут быть заданы действующими нормативными актами, и тогда речь идет об учетной политике для целей финансового (внешнего, официального) бухгалтерского учета, а могут определяться исключительно менеджментом (администрацией) фирмы, и тогда говорят об учетной политике для целей управленческого (внутреннего) учета. Область выбора методологии ведения бухгалтерского учета при принятии учетной политики для целей финансового учета, то есть для целей составления внешней (финансовой, официальной) бухгалтерской отчетности строго определена действующими нормативными документами.

Поэтому, в последние годы было введено в действие несколько положений по бухгалтерскому учету, в частности, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 6.10.08 г. №106н.

Согласно п. 2 ПБУ 1/08, «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» [6].

Являясь реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета учетная политика неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования — все это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Источник: https://diplomba.ru/work/11700

Аудит учетной политики — организации, полноты включает, предприятия, лица, на примере в 2018 году

В процессе налоговых проверок немалый интерес уделяется учетной политике и следованию ее тезисам. На фоне этого актуален своевременный контроль. Каков в 2018 году порядок аудита учетной политики организации?

При аудите организации она ревизуется на предмет соблюдения тез учетной политики, учрежденной на проверяемый отрезок времени.

По итогам проверки выражается обоснованное мнение аудиторов по данному направлению. Как проводится аудит учетной политики организации в 2018 году?

Важные аспекты ↑

Это значит, что при подготовке заключительного вывода аудитором должна оцениваться аргументированность учетной политики, применяемой организацией.

Для аудита учетной политики необходимо установить:

Наличие распорядительной документации По учетной политике и ее состав
Соответствие сроков принятия документов И установленной для них формы законодательным нормам
Логичность применения тезисов Учетной политики
Присутствие непохожих на шаблонные способов учета Позволяющих субъекту верно отражать финансовые следствия и имущественное положение
Полноту раскрытия Принятых методик ведения бухучета
Соблюдение наличествующей Учетной политики

При аудите в ознакомительных целях непременно оцениваются и анализируются главные принципы бухучета и документооборота, используемые аудируемой организацией.

Важно дать оценку целесообразности и точности избранных форм и методов, которые регулируют организационно-методические основы ведения бухучета и исчисления налогов.

Изначально аудитору надлежит разобрать соответствие учетной политики аудируемого лица отраслевому направлению, структуре и иным тонкостям реализовываемой деятельности.

Что это такое

К вариациям ведения бухучета причисляют методы:

  • организации документооборота;
  • использования системы учетных регистров;
  • обрабатывания информационных данных;
  • организации инвентаризационных процессов;
  • использования счетов бухучета;
  • группирования и оценки фактов хоздеятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • прочие методики.

Аудит полноты учетной политики включает проверку соответствия законодательным нормам и правилам избранного формата ведения бухучета.

В частности требуется установить, отвечает ли проверяемая учетная политика таким требованиям как:

Полнота отображения в бухучете Всех имеющих место фактов деятельности
Приоритетность содержательности Над формой
Непротиворечивость То есть сведения аналитического и синтетического учета, а также главной бухгалтерской книги должны соответствовать показателям статей бухотчетности
Рациональность бухучета

Проверяя учетную политику, аудитор выясняет, наличествует ли надлежащий приказ по оформлению учетной политики, насколько используемая учетная политика отвечает функционирующим положениям по бухучету.

С какой целью проводится

Целевым предназначением аудита учетной политики выказывается определение соответствия употребляемой организацией методики бухучета действующим нормативам.

Это в свою очередь дозволяет сформировать суждение о достоверности в общем финансовой отчетности во всех наиболее значимых аспектах.

Основными этапами подобной проверки становятся:

  • исследование системы формирования бухучета;
  • оценивание учетной политики;
  • разбор системы документации и документооборота.

Согласно аудиторским стандартам №26 (п.5, п.16) аудитору в ходе ревизии надлежит выяснить:

Сколь учетная политика прошлого периода схожа с политикой Определенной на проверяемый период относительно сопоставимой отчетности и отдельных существенных показателей
Вносились ли при модификации учетной политики Подобающие коррективы с целью отображения следствий изменений
Раскрыты ли видоизменения учетной политики В отчетности должным образом

Правовая база

Тип проверки разрабатывается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако все операции аудита должны отвечать действующему российскому законодательству.

Помимо прочего аудиторы при проверке учетной политики должны руководствоваться такими нормативами как:

Аудит учетной политики предприятия ↑

Информационная база для знакомства с содержательной частью учетной политики предприятия включает в себя:

  • приказ либо распоряжение об учетной политике;
  • рабочий план счетов бухучета;
  • перечень учрежденных форм первичной документации и документальных форм внутренней бухотчетности;
  • правила по документообороту и методикам обрабатывания учетных данных;
  • учрежденные методы учета некоторых показателей;
  • иные приложения.

Аудитору важно обнаружить любые значимые сведения, касающиеся учетной политики ООО или иного субъекта.

Нужно определить отличия действующей учетной политики от применявшейся ранее и выяснить, каковые изменения существенно повлияли на оценку отчетности пользователями.

Оцениваемые критерии

Один лишь факт присутствия приказа об учетной политики и прочей распорядительной документации не может подтверждать употребление учетной политики как инструмента управления предприятием.

Аудитором проверяется, соблюдаются ли правила принятия учетной политики, утвержденные ПБУ 1/98, а именно:

Наличествует ли приказ руководства Об учетной политике
Утверждены ли формы Не стандартной первичной документации, рабочий план счетов, правила по документообороту, инвентаризационный порядок, методы обрабатывания учетных данных, способы оценивания имущества, порядок контроля над хозоперациями и прочее
Существует ли приказ о дополнениях Привнесенных в учетную политику
Имеется ли приказ об изменении учетной политики

Оценивая полноту и верность учетной политики, аудитор должен увериться, что распорядительная документация по учетной политике охватывает сведения, какие аргументируют предпочтенные способы бухучета.

Особое внимание при этом уделяется способам, которые не описаны в нормативах, какие по законодательству либо из-за двойственности законов предполагают вариантность, какие основаны на специфике деятельности.

Если предприятием независимо разрабатываются отдельные методы бухучета, то аудитору надлежит обследовать их соответственность требованиям и допущениям, учрежденным законодательными нормами по бухгалтерскому учету.

По какой программе

Программа аудита учетной политики может несколько различаться в разных случаях, что зависит от специфики предприятия.

Но в целом аудит полноты учетной политики включает в себя такие моменты:

Исследование структуры приказа об учетной политике
  • инспектируется рабочий план счетов бухучета;
  • изучаются формы первичной документации по оформлению хозопераций;
  • проверяется наличие утвержденных форм первичной учетной документации и регистров бухучета;
  • подтверждается наличие графика документооборота;
  • оценивается рациональность сроков обработки документов;
  • анализируется порядок осуществления инвентаризации обязательств и имущества;
  • проверяется порядок сохранения документации
Проверка соответствия избранных методов учета Обязательств и активов действующим ПБУ
Проверка соблюдения непрерывности деятельности Имущественной обособленности, последовательности использования учетной политики, временного определения фактов хоздеятельности
Оценка правомерности изменений Внесенных в учетную политику

Предприятием должно раскрываться в пояснительной записке то, почему изменилась учетная политика, в чем суть изменений, как отображены изменения в бухотчетности, как скорректированы суммы с учетом изменений.

Рабочий документ

По завершении аудиторской проверки создается мнение аудитора относительно проверки учетной политики. Выражается оное в приложении 1.1 к аудиторскому заключению «Рабочий документ аудитора».

В рабочем документе аудитора касательно учетной политики должны рассматриваться следующие вопросы:

  1. Кто ведет бухучет на предприятии?
  2. Какими нормативами регулируется работа бухгалтерского отдела?
  3. Как обрабатываются учетные данные?
  4. Какая используется бухгалтерская программа?
  5. Наличествует ли приказ об учетной политике?
  6. Учрежден ли рабочий план счетов?
  7. Утверждены ли формы не стандартной первичной документации?
  8. Определены ли лица, располагающие правом подписи первичных документов?
  9. Установлен ли график документооборота?
  10. Очерчен ли круг лиц, отвечающих за сохранение документации?
  11. Определен ли инвентаризационный порядок?
  12. Наличествуют ли договоры о матответственности с ответственными материально сотрудниками?
  13. Имеет ли предприятие структурные подразделения на отдельном балансе?
  14. Какой употребляется метод начисления амортизации?
  15. Устанавливает ли учетная политика стоимостный лимит для введения активов в состав основных средств?
  16. Утверждены ли нормы переоценки основных средств?
  17. Как отображается в учете закупка и заготовка материальных и производственных запасов?
  18. Как списываются выпущенные в производство материалы?
  19. Как учитывается готовая продукция при заготовке и складировании?
  20. Как распределяются косвенные расходы?
  21. Как списываются расходы на продажу?
  22. Каким образом оценивается неоконченное производство?
  23. Утверждено ли положение о формировании резервов?
  24. В каком порядке учитываются траты по обычным видам деятельности?
  25. Иные значимые вопросы.
Читайте также:  Электронную копию доверенности на представителя не нужно дополнять бумажной - все о налогах

На примере организации

Процедура аудита учетной политики постоянно совершенствуется. Потому в преддверии проверки желательно ознакомиться с порядком на примере какой-либо организации.

Наиболее значимыми моментами при этом являются план процесса, программа, важные нюансы, завершающий этап. Законом не утверждены программа и план аудита учетной политики.

Но в большинстве случаев процедура состоит из двух основных этапов. На первом проводится контроль формирования и применения учетной политики организации.

В процессе ознакомления с учетной политикой и анализа документов предприятие обязано предоставить аудиторам всю документацию, касающуюся учетной политики, бухгалтерской отчетности и внутренней отчетности.

При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.

Нюансы для предприятия общественного питания ↑

Основная особенность финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания в том, что таковая сочетает элементы торговли и производства.

Производственная деятельность таких учреждений включает в себя три взаимосвязанных процесса – заготовку сырья для производства готовой продукции, выработку готовой продукции и реализацию продукции.

Поэтому аудит предприятия общественного питания осуществляется аналогично аудиторской проверке, как сферы торговли, так и сферы производства.

Главные задачи при проведении аудита на предприятии общественного питания это проверка полноты и правильности отображения операций по приходованию материальных ценностей, калькулированию себестоимости готовой продукции, списанию запасов в производство.

Также значимо определение финансового итога деятельности и отражения оного в бухгалтерской отчетности.

Аудит учетной политики это важный процесс, имеющий немало особенностей. Потому крайне желательно подготовиться к нему заранее.

Аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности финансовой отчетности, должно в равной степени охватывать и данные об учетной политике.

Если в процессе проверки выявлены несоответствия реального ведения бухотчетности утвержденным способам, то в итоговой части аудиторского заключения должны наличествовать особые оговорки относительно несоответствующих моментов.

Источник: https://buhonline24.ru/audit/uchetnoj-politiki.html

Аудит учетной политики организации

Учетная политика организации представляет собой совокупность правил ведения бух. Учета в конкретной организации. Это обязательный сегмент аудита.

Учетная политика носит открытый характер, т.к. не зная как сформированы показатели, невозможно оценить степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и правильность расчетов налоговых баз.

Основными законодательными и нормативными документами являются:

Положение по бухгалтерскому учету № 1/98 «Учетная политика организации»

Налоговый Кодекс РФ гл. 25

Целью аудита этого сегмента, является установление соответствия внутренних документов организации установленным требованиям законодательства.

В процессе аудита учетной политики можно выделить 3 этапа, содержание которых приведено в таблице.

Название этапа Контролируемые показатели и аудиторские процедуры
  Общая оценка учетной политики Проверить наличие приказа на утверждение учетной политики в целях бух. учета и налогового учета
Проверить соответствие этих документов требованиям ПБУ 1/98 и гл.25 НК РФ, а также другим главам НК РФ.
Оценить соответствует ли учетная политика масштабу деятельности организации, т.е. проверить отражены ли в учетной политике все стороны деятельности организации.
Проверить вносились ли в учетную политику изменения, и оценить степень законности вносимых изменений, т.к. в течение года изменения в учетную политику нельзя вносить, за исключением изменений законодательства)
Проверить полноту раскрытия способов ведения бух. учета и налогового учета, особенно тех которые существенно влияют на формирование отчетности и налогообложения.
  Анализ организационно-технических аспектов учетной политики Проверить какая форма ведения бух. учета выбрана и соответствует ли она фактически применяемой.
Проверит выбранную форму ведения налогового учета, т.е. проверить как организация ведет налоговый учет ( автоматизировано, параллельно, с использованием доп. регистров и т.д.)
Оценить рабочий план счетов, и проверить имеются ли отличия от типового плана счетов.
Проверка наличия документации по организации бух. учета и налогового учета (должностные инструкции, график документооборота и т.д.)
Анализ методологических основ учета Проверка способа оценки ОС и начисления амортизации.
Проверка порядка классификации ОС и порядка установления сроков полезного использования
Оценить выбранный вариант оценки производственных запасов.
Оценить вариант незавершенного производства.
Оценка метода калькулирования себестоимости, в т.ч. как закрывается счет 26 и 44.
Проверить порядок учета расходов на ремонт, расходов будущих периодов и резервов.
Проверить допускается ли перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную.
Проверить каков порядок использования прибыли.
Проверить порядок расчета налоговых баз.

Результаты анализа в учетной политике имеют очень большое значение для формирования мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, т.к. выявленные на данном этапе ошибки существенны по отношению к отчетности. Поэтому аудит учетной политики относится к числу системных вопросов, которые влияют на основные показатели бухгалтерской отчетности.

Аудит кассовых операций

Аудит кассовых операций является часть аудита цикла оплаты. Основная цель проверки — установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильность их отражения в балансе и главной книге.

При проведении аудиторской проверки аудитор руководствуется следующими нормативными документами:

Положение о порядке ведения кассовых операций, утвержд. ЦБ РФ № 40 от 10.1993 г.

ФЗ № 58 от 22.05.03 г. « О применении ККТ»

ГК РФ

Кодекс об Административных правонарушениях.

Кассовые операции во многих организациях осуществляются в значительных объемах и носят массовый характер. Процесс аудита кассовых операций отличается тем, что кассовые операции в любой организации, независимо от формы собственности, вида деятельности оформляются одинаковыми документами:

Приходный кассовый ордер;

Расходный кассовый ордер.

Аудиторские процедуры, которые используются при проверке кассовых операций:

Инвентаризация кассы;

Обследование помещения кассы;

Опрос;

Анкетирование;

Проверка соблюдения установленных на предприятии правил совершения некоторых операций (лимитов кассы);

Проверка правильности составления первичных документов, записей, регистров.

Состав денежной наличности в кассе включает в себя не только деньги, но также и ценные бумаги, бланки строгой отчетности, денежные документы.

В процессе аудиторской проверки, по соглашению с заказчиком инвентаризация в кассе может проводиться неоднократно. Причем проведение инвентаризации должно проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Если принято решение о проведении инвентаризации, а кассир отсутствует, то аудиторы могут опечатать помещение кассы, до прихода кассира.

Инвентаризация денежных средств начинается с составления кассиром отчета на момент проверки. Отчет кассира представляет собой 2-й лист кассовой книги. Все организации обязаны вести одну кассовую книгу, а кассир должен заносить туда свои данные.

Кассовая книга открывается на 1 год в ручном или автоматизированном виде. Если кассовая книга ведется вручную, то с начала года она нумеруются, и хранится у кассира. Отчет кассира проверяется аудиторами, к нему прикладываются все первичные документы, которые прошли по кассе на момент проверки.

Отчет представляет собой расписку, в которой кассир дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет, и что к моменту инвентаризации в кассе нет, не оприходованных и не списанных в расход денег. После этого отчет визируется, брошюруется и передается в бухгалтерию.

В бухгалтерии на основании этого отчета составляются проводки по счету 50 и выводится остаток по кассе.

После этого кассир начинает пересчет кассовой наличности, начиная с сомой крупной купюры и заканчивая разменными монетами. Полученный результат сравнивается с остатком по счету 50, в результате чего устанавливается недостача, излишек, либо устанавливается, что излишков и недостач не обнаружено.

По итогам инвентаризации составляется акт типовой формы, который приведен к документу «Порядок ведения кассовых операций». Этот акт дополняется в случае выявления нарушений или рекомендаций.

По результатам инвентаризации составляются следующие проводки:

Излишек оформляется приходным кассовым ордером: Д 50 К 91

Недостача оформляется расходным кассовым ордером. Д 94 К 50, Д 73 К 94

Д 50,70 К 73 –если виновник найден

Д 91 К 94 – если виновное лицо не найдено

При проведении аудиторской проверки кассы, аудиторами обследуется кассовое помещение, на предмет соответствия кассового помещения установленным требованиям, которые сформулированы МВД.

Также аудиторы проверяют наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром, причем договор может заключаться с лицом достигшим 18 лет, и полностью дееспособным. Также аудиторы знакомятся с приказом о приеме на работу и личным делом кассира.

На приказе о приеме на работу делается заметка о том, что кассир ознакомлен с порядком ведения кассовых операций.

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, т.к.

в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, оплаты мелких хозяйственных расходов и других небольших платежей. Этот лимит устанавливается банком ежегодно.

Каждый банк периодически проверяет соблюдение кассовой дисциплины. Как правило, банком проверяются 3 календарных месяца. Превышение установленного лимита в кассе допускается лишь в :

в период выплаты з/п сотрудникам предприятия;

На сумму невыплаченной з/п.

За превышение лимита КоАП устанавливает следующие санкции:

Штраф от 400 до 500 МРОТ на юридическое лицо;

Штраф от 40 до 50 МРОТ на должностное лицо.

Далее проверяется правильность оформления приходных и расходных ордеров, бух. проводки. Проверяя кассу аудиторы обращают внимание на соблюдении лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами (100 тыс. руб. по одной сделке).

Предыдущая1234567891011Следующая

Источник: https://lektsia.com/7×4243.html

Учетная политика для целей налогообложения

Разработанную налоговую учетную политику налогоплательщик должен применять с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств:

— изменение применяемых методов учета;

— существенное изменение условий деятельности организации;

— изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.

Изменение учетной политики по НДС возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Читайте также:  Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля? - все о налогах

Для налога на прибыль организаций никаких конкретных сроков не установлено.

Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Обратите внимание! Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления.

Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Учетная политика по налогу на прибыль

Порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль предусматривает большое количество различных вариантов. Следовательно, любое предприятие может разработать для себя учетную политику в части налогообложения прибыли, полностью учитывающую нюансы своей деятельности. Рассмотрим некоторые элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли.

Оценка незавершенного производства

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Таким образом, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом.

В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.

К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

В ст. 319 НК РФ не прописаны правила оценки незавершенного производства. В настоящее время налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять в течение не менее двух налоговых периодов.

Таким образом, организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

Так, в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организациям предоставлено право выбора способа оценки незавершенного производства в зависимости от их производственных или технологических особенностей:

— по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

— по прямым статьям затрат;

— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным расходам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения прибыли должен закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации.

Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. 8 ст. 254 НК РФ:

— по стоимости единицы запасов (товара);

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Обратите внимание: налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но никак не раскрывает их содержание. Поэтому правила расчета стоимости товаров, сырья и материалов указанными методами следует искать в нормах бухгалтерского учета, а именно в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Источник: https://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-uchetnaya-politika

Разработка учетной политики: тонкости процесса

Важный для каждого предпринимателя аспект – планирование учетной политики. Необходимо упорядочить процесс, принимая во внимание его характерные признаки в конкретном промежутке времени.

Квалифицированная разработка учетной и налоговой политики гарантирует продуктивное соотношение звеньев компании, которые выступают участниками процедуры, а также сводит к минимуму траты времени, труда и финансов на решение разнообразного спектра задач.

Под разработкой подразумевается механизм построения базового акта деятельности предприятия.

— типовая — от 5000 руб.
— индивидуальная — от 12000 руб.

На чем делается акцент при разработке учетной политики предприятия?

Для бухгалтерского и налогового учетов документация собирается отдельно. В первом случае ее компонентами являются:

  • перечень счетов, группирующих сведения о бизнесе;
  • стандарты первичной документации;
  • процедуры контроля закупаемой и изготавливаемой продукции;
  • пути учета приема ТМЦ и их сдачи;
  • схемы амортизации.

Во втором случае, она состоит из таких элементов:

  • варианты НДС-подсчета;
  • способы признания доходов и трат;
  • приемы амортизационных вычислений;
  • пути резервного формирования по намеченным тратам;
  • методика оценки ТМЦ.

Кому может понадобиться данная услуга?

Это важно для субъектов, взявших на вооружение типовую схему обложения налогами: ЕНВД и ОСНО. Если выбор пал на УСН, целесообразно сформировать «неусложненный» вариант, фиксирующий и упорядочивающий данные об основных средствах и неденежных активах.

На составление учетной и налоговой политики отводится 90 суток. Отчет – с даты оформления юридического лица.

Задействовать учетную политику придется ежегодно: с 01.01, начиная с года, идущего следом за годом основания бизнеса. Нередко приказ №1 в наступившем году касается именно учетной политики.

При разработке учетной политики организации должны выполняться все нормативные положения. В последующем весь пакет документов будет рассматриваться контролирующими инстанциями.

Нюансы, продиктованные разработкой учетной политики

Операция может проводиться:

  • по налогу на имущество, НДС и доходы (типовой порядок налогообложения);
  • по единому с/х налогу (при ЕСХН либо ЕСХН и ЕНВД);
  • по самому выгодному режиму для малого бизнеса – УСН (упрощенная форма или учет по схеме УСН и ЕНВД).

Согласование НДС-операций надлежит проводить до того, как истечет 3-месячный период, в котором регистрировалась фирма. Принятие по налогу на прибыль не имеет строго обозначенных сроков. Однако, как доказано на практике, ее также нужно оформить до окончания 1-го квартала.

Составление учетной и налоговой политики начинается с распоряжения руководителя. Подготовить его форму предприятие может своими силами. Базовые пункты могут быть изложены в приказе или в листе-вкладыше. Пока нет единой – шаблонной – формы.

Исходя из нюансов бизнеса, разрешено по отдельности создавать документы для каждой разновидности платежей и учета. В ее контексте выделяются соответствующие тематические разделы.

Стоит оговорить, что разумнее будет опираться на уже опробованные в деле методы.

Разработка учетной политики организации – этапы

Необходимый ряд шагов, которые предстоит сделать предпринимателям:

  • изучение показателей финансовой и учетной деятельности;
  • выработка норм бух/учета и системы внутрифирменного управления;
  • сопряжение элементов бухгалтерского и управленческого характера, используемых для организации;
  • согласование учетной политики и опций управления;
  • выявление подходящей схемы корректирования;
  • обзор документации по параметрам финансового положения компании.

Компетентная разработка учетной политики предприятия благотворно сказывается на уровне доходности, налогов, а также на общем бизнес-развитии.

Помощь профессионалов при разработке учетной и налоговой политики

В ходе проверок бизнесменов, организуемых налоговиками, непременно фокусируется внимание на учетной политике. В этой связи стоит предварительно обеспечить грамотность документации. Доверять создание и анализ результативности политики фирмы нужно опытным специалистам.

ООО «Аллегра-Консалт» окажет полный перечень услуг по бухгалтерской и юридической поддержке предприятий. Клиенты вправе рассчитывать на индивидуальный подход. Во внимание принимаются требования системы нормативно-правовых актов и бизнес-нюансы.

Источник: https://allegra-consult.ru/buhgalterskoe-soprovozhdenie/razrabotka-uchetnoy-politiki/

Разработка учетной политики

С наступлением рыночных отношений изменились требования к формированию бухучета в организациях.

Суть такого подхода состоит в том, что в соответствии с общими правилами, установленными государством, компания проводит самостоятельную разработку политики учета для реализации поставленных задач.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании.

То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен.

Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.

Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.

Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.

Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.

Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы. Согласованная в приказе учетная политика — это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

Читайте также:  Когда платить ндфл с отпускных и больничных - все о налогах

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении выездных или камеральных проверок.

Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.

В ней должны обеспечиваться следующие условия:

  • своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
  • рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.

Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени госрегистрации юридического лица.

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего плана счетов бухучета;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.

О том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы можете прочитать тут.

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах.

Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период.

В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Следует отметить другие детали документа:

  • Обязательная индивидуальность. При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
  • Высокая гибкость. Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
  • Максимальное использование прав, предоставленных законом. Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
  • Обоснованность. Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой налога на прибыль.

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Бесплатная консультация юриста

Москва и область

Санкт Петербург и область

ЗнайДело.Ру — портал для тех, кто начинает бизнес

Учетная политика – комплекс средств и способов ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии. Она разрабатывается отдельно для налогового учета и отдельно для бухгалтерского учета.

Учетная политика является основным финансовым документом юридического лица, именно поэтому так важна его грамотная разработка. Юристы советуют поручить оформление столь важной документации квалифицированным специалистам. Такие специалисты работают в ООО «Ордин и К».

На вооружении наших сотрудников находится постоянно обновляемые правовые базы, которые позволяют следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ. По общему правилу, для любой организации, осуществляющей выплату налогов разработка учетной политики – основной элемент.

Исключением является лишь упрощенная система налогообложения, где законодатель разрешает вводить «упрощенную учетную политику».

Ошибкой многих руководителей является формальное отношение к вопросам разработки учетной политики предприятия, и зачастую, последствия неправильного применения отдельных ее элементов приводит к плачевным результатам.

Учетная политика юридического лица разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. При этом, к элементам учетной политики относятся:

  • Система ведения бухгалтерского учета;
  • Организация работы бухгалтерского аппарата;
  • Структурные подразделения, которые были выведены на отдельный баланс;
  • Рабочие план счетов и план субсчетов;
  • Формы учета первичных документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота;
  • Правила обработки учетной документации;
  • Перечень форм бухгалтерской отчетности; образцы такой отчетности;
  • Способы заполнения и предоставления бухгалтерской отчетности;
  • Изменение стоимости основных средств;
  • Начисление амортизационных отчислений;
  • Выбор единиц учета материалов и др.

Учетная политика юридического лица должна применяться во всех структурных подразделениях предприятия и применяться последовательно из года в год.

Для разработки и внесения изменений в учетную политику издается приказ о внесении изменений, в котором указываются все нововведения.

В случае, если у юридического лица появляются новые активы, операции, то в нее должны быть внесены дополнения. Дополнения разрабатываются и вносятся так же путем издания приказа о внесении дополнений.

В ходе налоговых проверок особое внимание уделяется учетной политике компании, благодаря ей можно отстоять свою позицию.

Юристы и бухгалтеры компании ООО «Ордин и К» окажут квалифицированную помощь по вопросам разработки учетной политики юридического лица. За получением такой помощи Вы можете обратиться в наши офисы в Вологде и Великом Устюге.

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник. © 2012-2017 consult35.ru

Разработка учетной политики организации

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается и подписывается руководителем или главным бухгалтером организации. Согласно ст.8 ФЗ 402, ПБУ 1/2008 заверять печатью организации Учетную политику организации или нет, решает сам руководитель. Сдавать ее в налоговую инспекцию не нужно.

Учетная политика утверждается единожды — при создании организации и действует до ее ликвидации.

В Налоговом кодексе РФ прямо указано, что применять учетную политику надо последовательно из года в год, а изменения вносить лишь в случае изменения законодательства о налогах и сборах, применяемых методов учета или начала осуществления новых видов деятельности, смене руководства компании (ст. 313 НК РФ).

Учетная политика подразделяется на цели:

  • для целей налогового учета.
  • Составление и сдача деклараций УСН и НДС, бухгалтерской отчетности и прибыли
  • Расчет заработной платы на сотрудников
  • Консультации по учету и налогообложению и т.д.
  • Ведение кадрового документооборота

В учетной политики для целей бухгалтерского учета могут быть рассмотрены следующие основные вопросы:

  • Формы первичных документов организации, которая она сама разработала и использует в своей работе. Согласно ФЗ 402 о БухУчете, унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания, как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике;
  • Способ начисления амортизации;
  • Способ учета и распределения доходов и расходов;
  • Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг.

В учетной политики для целей налогового учета могут быть рассмотрены следующие основные вопросы:

1) метод начисления- доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

2) кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке.

  • формирование резервов, а именно:

1) Резерв по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. В связи с этим, при наличии сомнительного долга надо создать резерв.

2) Резерв на оплату отпусков и вознаграждений. Правила создания данного резерва регламентируются статьей 324.1 НК РФ. Согласно данному резерву вы должны отразить в учетной политике принятый способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

3) резерв по ремонту основных средств. В статье 260 п.3 НК РФ установлено, что для равномерного списания расходов налогоплательщик вправе создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Правила его создания определены в статье 324 Налогового кодекса РФ.

Бухпрофи — Ведение Бухгалтерского и Налогового учёта Российских и Иностранных компаний. 2005-2017

Все права защищены. Копирование возможно только с указанием активной ссылки.

Что входит в это понятие. Зачем она нужна на предприятии. Кто ответственен за ее разработку и утверждение. Что входит в ее состав. Нужно ли ее утверждать и прочие нюансы.

Разработка учетной политики необходима для деятельности любого юридического лица. Бухгалтеры ООО «Ордин и К» разработают для Вас учетную политику предприятия.
Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, разрабатывается и подписывается руководителем или главным бухгалтером организации

Источник: https://moibuhuchet.ru/razrabotka-uchetnoj-politiki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]