От повышения МРОТ проиграли обычные россияне — МК
Так проблему бедности не решить
24.01.2018 в 19:18, просмотров: 112214
Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.
Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.
Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы.
Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).
Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина.
Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%.
То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает.
Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.
Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу — вряд ли.
Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года — до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.
История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!
И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.
То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом).
Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте».
Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.
Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога.
Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.
Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.
Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.
Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.
Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги — и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться.
Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.
Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц — без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.
Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много — вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.
Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.
Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц — это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги…
Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности.
Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили.
Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.
Повышение МРОТ до прожиточного минимума — правильная в принципе мера — вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/01/24/ot-povysheniya-mrot-proigrali-obychnye-rossiyane.html
Так проблему бедности не решить: от повышения МРОТ проиграли обычные россияне
Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.
Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.
Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.
Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы.
Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).
Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года — до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.
История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!
И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.
То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом).
Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте».
Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.
Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога.
Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь—октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.
Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.
Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.
Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже. Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги — и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц.
Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц — это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги…
Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности.
Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили.
Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.
Повышение МРОТ до прожиточного минимума — правильная в принципе мера — вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.
Игорь Николаев
Источник
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Вернуться на главную
Источник: https://rusrand.ru/analytics/tak-problemu-bednosti-ne-reshit-ot-povysheniya-mrot-proigrali-obychnye-rossiyane
Путин решил уравнять МРОТ и прожиточный минимум на полгода раньше
В конце декабря прошлого года Путин подписал закон о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума
Михаил Метцель / ТАСС
Минимальный размер оплаты труда в России будет доведен до прожиточного минимума с 1 мая 2018 г. — на полгода раньше, чем ранее планировали власти. Об этом во время визита на Тверской вагоностроительный завод объявил президент Владимир Путин.
МРОТ сейчас составляет около 9500 руб., прожиточный минимум — более 11 000 руб., напомнил Путин. «Сколько себя помню, всегда говорили о необходимости уравнять МРОТ и прожиточный минимум», — сказал Путин, отвечая на вопрос рабочего о возможном увеличении минимального размера оплаты труда.
Проблема всегда была в нехватке бюджетных средств, пояснил президент: решение затронет 4 млн человек, и не только тех, кто получает минимальную оплату труда, но и получателей пособий по беременности и родам, а также временной нетрудоспособности.
То, что 4 млн человек получают зарплаты ниже прожиточного минимума, — несправедливо и искривляет рынок труда, отметил Путин.
В конце декабря прошлого года Путин подписал закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума. Согласно документу, с 1 января 2018 г. МРОТ увеличивается до 9489 руб. в месяц, а с начала 2019 г. МРОТ всегда будет устанавливаться в размере прожиточного минимума за II квартал года.
Ранее на встрече с президентом председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков призвал ускорить доведение МРОТ до 100% от прожиточного минимума. Путин напомнил, что пообещал Шмакову рассмотреть это предложение, исходя из показателей российской экономики.
«Вчера я встречался с министром финансов. Экономика России на подъеме. У нас есть возможность с мая уравнять МРОТ и прожиточный минимум», — сказал Путин рабочим.
Новая величина МРОТ будет постоянно индексироваться и после уравнивания никогда не должна будет опускаться ниже прожиточного уровня, отметил президент.
Он также добавил, что решение не ударит по индивидуальным предпринимателям, которые прежде рассчитывали отчисления в страховые фонды, исходя из величины МРОТ: «Теперь для них сделана отсечка».
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое определяет величину прожиточного минимума в России за II квартал на душу населения в размере 10 329 руб.
Для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 11 163 руб., пенсионеров – 8506 руб., детей – 10 160 руб. Суммарные расходы в бюджетной сфере на повышение МРОТа составят 26,2 млрд руб. в 2018 г., в 2019 г. – 43,9 млрд руб.
, говорила замминистра труда и соцзащиты Любовь Ельцова.
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин 9 января рассказал «Российской газете», что величина прожиточного минимума в перспективе может начать высчитываться исходя из медианного среднедушевого дохода, а не из стоимости потребительской корзины. По его данным, нынешний прожиточный минимум в России составляет примерно 43% от медианного среднедушевого дохода.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/10/747367-uravnyat-mrot-prozhitochnii
Малый бизнес попрощается с МРОТ
Ранее Владимир Путин поручил отвязать размер страховых взносов малого бизнеса от минимального размера оплаты труда. Правительство быстро выполнило указание и уже внесло в Думу данный законопроект. Кроме того, кабмин подготовил поправки в Налоговой кодекс, серьезно изменяющие порядок определения нагрузки на индивидуальных предпринимателей по страховым взносам. Для чего это делается?
Сколько сейчас платят?
В настоящий момент индивидуальный предприниматель обязан за себя вносить минимальные страховые взносы, которые привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
Гражданин должен их оплатить даже в том случае, если реально не работает и не зарабатывает, напоминает адвокат Сергей Головин.
На 1 января 2017 года МРОТ был равен 7500 рублей, и при доходе до 300 тысяч рублей фиксированные страховые взносы считались по формулам: пенсионное страхование – (МРОТ * 12* 26%) = 23 400 рублей; медицинское страхование – (МРОТ *12* 5,1%) = 4590 рублей.
Суммарно в 2017 году ИП платили страховые взносы на сумму 27 999 рублей. В связи с тем, что МРОТ в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом, сумма страховых взносов стала больше на 4837 рублей.
При доходе больше 300 тысяч рублей предприниматель обязан выплатить дополнительный взнос, который равен 1% от суммы превышения.
– Сейчас МРОТ равен 7800 рублей, но вряд ли данная сумма сохранится на 1 января 2018 года, так как сейчас находится на утверждении законопроект об увеличении МРОТ до 9 489 рублей с будущим повышением. При данной цифре минимальные взносы в 2018 году будут составлять 35 412,95 рубля, а максимум при сверхлимитном доходе – 242 652,71 рубля, – поясняет адвокат.
Почему решили «отвязать» взносы от МРОТ?
По мнению Сергея Головина, если размер страховых взносов малого бизнеса не отвяжут от МРОТ, взносы могут вырасти в два раза.
– Принятие закона является в настоящий момент наиболее благоприятным вариантом для ИП.
Но в случае, если МРОТ вырастет, станет равен прожиточному минимуму и не будет изменено законодательство, страховые взносы вырастут примерно в два раза в зависимости от региона.
В Москве прожиточный минимум во 2 квартале 2017 года составил 16 426 рублей. Страховые взносы в этом случае должны быть равны 61 311,19 рубля, – объясняет собеседник.
О возможном увеличении нагрузки на бизнес предупреждает и Олег Филиппов, директор по бизнес-образованию факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС.
– Правительство РФ с 1 января 2018 года значительно повышает МРОТ, в связи со стремлением поэтапно привести МРОТ к прожиточному минимуму. В случае, если формулу расчета фиксированного платежа ИП оставить, как и прежде, то величина фиксированного платежа вырастет на 20%, что будет негуманно в связи с необходимостью поддержки малого бизнеса и при плане по инфляции 4%, – говорит эксперт.
Поправки в Налоговый кодекс
В настоящий момент существует несколько законопроектов, предлагающих поправки в Налоговый кодекс.
Так, законопроект, внесенный правительством, предлагает установить новый фиксированный размер взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для ИП, работающих без наемных сотрудников.
Если доход не превышает 300 тысяч рублей, взносы будут в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период.
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тысяч рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период плюс 1% от суммы дохода плательщика. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составят 5 840 рублей за расчетный период. Размер выплат собираются каждый год индексировать по решению правительства.
Второй законопроект, внесенный в сентябре депутатами Госдумы, предлагает установить более справедливую систему налогообложения, поясняет Сергей Головин. Для ИП, зарабатывающих до 300 тысяч рублей, взнос в Пенсионный фонд составит не более 6%, но при этом останется необходимость уплачивать установленные налоги и взносы на ОМС.
По словам адвоката Сергея Головина, оба законопроекта должны облегчить жизнь самозанятых граждан, которые смогут платить в бюджет реальный процент от своих доходов, или, по крайнем мере, их фиксированные взносы не будут привязаны к МРОТ.
– Для ведения бизнеса в нашей стране установлен сейчас порог доходности. В случае, если доходность ниже определенного положительного уровня после уплаты страховых взносов, смысла продолжать деятельность нет.
Это связано с тем, что индивидуальные предприниматели, работающие только «на себя», обязаны оплачивать в бюджет страховые взносы в фиксированном размере.
Самозанятые граждане, имеющие доход менее 40 тысяч рублей, платят намного большую долю своих доходов по сравнению с теми, у кого выручка выше.
Так, например, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с налоговой базой «доходы» с доходами, равными МРОТ (7500 рублей), должны отдать более 50% от выручки без учета затрат, что приводит к разорению или уходу в тень. При этом предприниматели с доходами более 500 тысяч рублей платят в бюджет около 6% от выручки, – объясняет адвокат.
Однако эксперты опасаются, что по правительственному законопроекту с фиксированными взносами, они будут индексироваться с опережением инфляции.
– Да, это возможно, так как заложенная индексация привязана к предельной базе для взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование – прим. ред.) по решениям правительства. Но даже сами разработчики законопроекта не загадывают далеко. Наше законодательство очень непредсказуемо, и мы можем говорить о тенденциях и желаемых цифрах, но все это писано вилами по воде, – подытоживает собеседник.
Источник: https://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/44864-malyy-biznes-popposhtaetsya-so-mpot.html
Мрот опять растет: минималку окончательно повысили до 200$
С 1 января в стране выросла минималка – сегодня она составляет около 9,5 тыс. рублей. Но в Кремле, как мы знаем, на этом решили не останавливаться – МРОТ в России в этом году вырастет уже второй раз.
Соответствующий проект закона был принят парламентом в третьем окончательном чтении – как и анонсировалось, с Первомая размер МРОТ достигнет размера прожиточного минимума, правда, лишь с годичной задержкой – он будет соответствовать ПМ за II кв. 2017 года.
Хотя и этим показателям он будет соответствовать лишь условно, поскольку с него еще будут удержаны 13% НДФЛ.
Немного раньше
Пусть и в небольшой спешке, но парламент все же принял изменения в законодательство, которыми таки привел в действие положения ст. 133 ТК – теперь минималка в России не будет ниже прожиточного минимума, а с 01.05.2018 достигнет 11,1 тыс.
рублей, что составляет приблизительно 200 $. Необходимо отметить, что повышение произошло немного раньше озвученного срока. В планах чиновников было доведение минималки в 2018 году лишь до 85% от ПМ, а ныне принятое повышение планировалось на 2019 год.
Однако свои коррективы внес глава государства: отправившись в начале января в Тверь на встречу с рабочим коллективом ОАО «ТВЗ», президент, неожиданно для всех пообещал ускорить процесс уравнивания минимальной зарплаты и ПМ.
Еще через пару недель проект поправок в закон был внесен в парламент.
Комментируя инициативы президента, министр труда Топилин уже подчеркнул, что размер действующий ныне минималки будет зависеть от стоимости минимального потребительского набора, но лишь за II кв. прошедшего года.
При этом чиновник заверил – если даже прожиточный минимум и снизится, чего на практике действительно нельзя исключать, то минималка за ним уменьшаться не будет. Министр отметим, что «на все про все» для повышения потребуется около 40 млрд рублей – 8 млрд для федеральных бюджетников и 32 млрд для местных.
Всего же повышение минималки до 200 $ коснется, как утверждают в Минтруде, около 3 млн человек, половина из которых являются бюджетниками. При этом ранее в ведомстве говорили о 4 млн человек.
И это, к слову, весьма скромные оценки, ведь та же вице-премьер Голодец еще в 2017 году говорила про 5 млн человек, которые работают за 7,5 тыс. рублей. Были и более смелые оценки, по которым «работающая бедность» охватывала не менее 9-10 млн человек.
Кто эти люди и чья зарплата с 1 мая должна вырасти до 200 $? Это, безусловно, технический персонал всех без исключения бюджетных организаций, ряд работников образования и культуры, сельского хозяйства, работники дошкольного образования, швеи, метеорологи, рабочие провинциальных заводов и так далее.
Многих, безусловно, радует такое повышение, особенно в контексте обещанной Минтрудом реформы потребительской корзины. Она, правда, не произойдет ранее 2020 года.
Но есть и еще одна проблема – это вычет из суммы минималки НДФЛ.
НДФЛ уменьшить МРОТ
Вопрос в том, что 13% НДФЛ вычитается из любой зарплаты, даже минимальной. И после удержания налога у получателей минималки на руках останется все равно меньше, чем минимальная стоимость потребительской корзины – всего 9,7 тыс. рублей.
Депутаты активно обсуждали данный вопрос, многие даже возмущались по этому поводу, но найти какое-либо решение так и не удалось.
Рассмотреть данную проблему обещал и сам Топилин: участвуя в парламентских чтениях, он утверждал, что его ведомство занимается поиском выхода из сложившейся ситуации.
А между тем, возникшая ситуация откровенно противоречит международной практике. Во всем мире, если в стране и существует некий минимальный набор товаров и услуг в стоимостном выражении, то он точно не подлежит никаким ослаблениям.
В этом контексте разработчикам правок необходимо было либо повышать МРОТ выше ПМ на те самые 13%, либо вообще освобождать МРОТ от подоходного налога.
Например, во многих странах Западной Европы, второй вариант – весьма распространенная практика.
В целом же общественность поддерживает повышение минималки, хотя размеры такого повышения многих не устраивают. Некоторые депутаты, в частности, указывали на то, что нормально, по их мнению, минимальной зарплатой считаются 25 тыс. рублей. Мол, даже повышение до 200 долларов все равно делает российскую минималку ниже, чем в любой из европейских стран.
Даже у «экономических аутсайдеров» ЕС, таких как Болгария и Румыния, МРОТ все равно выше и составляет 250-280 долларов. Сравнивать с передовыми странами и вообще не приходится, разница будет десятикратной.
В контексте этого едва ли стоит рассматривать предстоящее уравнивание МРОТ и ПМ не в рамках политической целесообразности и предстоящих мартовских выборов.
Разместить резюме Добавить вакансию
Источник: https://careerist.ru/news/mrot-opyat-rastet-minimalku-okonchatelno-povysili-do-200.html
Мрот и прожиточный минимум уравняют с 1 мая 2018 года
ТВЕРЬ, 10 января. /ТАСС/. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет доведен до прожиточного минимума раньше, чем это планировалось — с 1 мая 2018 года. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин во время общения с рабочими Тверского вагоностроительного завода.
Глава государства напомнил, что в июле прошлого года размер МРОТ был поднят до 70% от прожиточного минимума, еще раз он был увеличен с 1 января 2018 года, а уровнять эти показатели планировалось еще через год.
По словам президента, вопрос об ускорении этого процесса поднял на недавней встрече с ним глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
«Я ему сказал, что мы посмотрим, насколько это возможно исходя из того, как будет работать российская экономика», — заметил Путин.
«У нас позитивная динамика российской экономики сохраняется — у нас и меньше, чем мы ожидали, дефицит бюджета, у нас растут золотовалютные резервы. То есть, экономика России на подъеме, и этот тренд сохраняется.
У нас есть возможность с 1 мая текущего года уравнять МРОТ и прожиточный минимум, мы это сделаем», — подчеркнул Путин.
Он отметил, что повышение МРОТ коснется примерно 4 млн человек, в том числе госслужащих, работников малых предприятий, часть работающих пенсионеров и т.д.
Глава государства подчеркнул, что МРОТ будет постоянно индексироваться и уже не будет опускаться ниже прожиточного минимума.
Вопрос о деньгах
Президент напомнил, что сегодня МРОТ составляет «всего 9489 рублей». «И, сколько я себя помню, мы все время говорили и продолжаем говорить о необходимости хотя бы уравнять минимальный размер оплаты труда с так называемым прожиточным минимумом», — сказал президент, отметив, что на данный момент прожиточный минимум составляет более 11 тыс. рублей.
«Вопрос всегда сводился к одному — к отсутствию бюджетных возможностей, но совершенно очевидно, что это: а) несправедливо, б) это искривляет рынок труда, он должен быть цивилизованным, человек должен получать хотя бы минимум для того, чтобы иметь возможность прожить на эти деньги, а если этого нет, то это ненормальная ситуация», — продолжил глава государства.
Путин также заметил, что резкое повышение МРОТ могло бы негативно сказаться на самозанятых, отчисления которых в социальные фонды зависят от этого показателя. «Мы специально, чтобы не создавать такие проблемы, сделали отсечку и с 1 января этого года «оторвали» выплаты в социальные фонды от величины МРОТа», — добавил глава государства.
Прожиточный минимум и МРОТ
Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.
МРОТ — это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц.
Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/4864530
Налоги, бизнес, штрафы: повышение МРОТ даст эффект «бюджетного бумеранга»
В закладки
Озвученные главой Минтруда Максимом Топилиным дополнительные расходы с 1 мая в 39,3 млрд рублей на ускоренное повышение МРОТ двояко скажутся на российской экономике. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов.
«Дополнительные расходы порядка 40 миллиардов рублей на повышение МРОТ для организаций бюджетного сектора экономики окажет двоякий эффект на экономику. С одной стороны, эти выплаты, конечно, создадут дополнительную нагрузку на федеральный и местные бюджеты. С другой стороны, серьезного негативного экономического эффекта ждать не приходится, так как предстоящие события ожидаемы.
Эта нагрузка была заранее заложена вот все виды государственных бюджетов в РФ.
Ни для кого не секрет, что федеральный бюджет в РФ дефицитный – такая ситуация сложилась в том числе благодаря повышению различных социальных выплат. То есть нагрузка прогнозируемая, ударом ни для кого не станет.
При этом эффект от повышения МРОТ для России также будет двояким – первым его почувствует малый бизнес», — отмечает специалист.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин рассказал: «В связи с повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая 2018 года для организаций бюджетного сектора экономики потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. Из них объем средств федерального бюджета — 7,5 миллиарда, региональных и муниципальных бюджетов — 31,8 миллиарда рублей». Затраты для бизнеса оцениваются в 22,7 млрд.
«С точки зрения микроэкономики шаг российского руководства вполне оправдан – не может человек в любой стране мира зарабатывать меньше, чем стоит минимальная корзина благ, услуг и товаров в этом государстве.
С другой стороны, повышать МРОТ в условиях бюджетного дефицита обычно не рискуют – обычно в такой ситуации подобные решения откладываются.
Но социальное положение россиян смелый шаг правительства, несомненно, изменит.
Средний и крупный бизнес практически нововведений не почувствуют – для них повышение МРОТ малозначимо.
Большинство «серых» схем по уходу от налогов использует малый бизнес – сотрудникам платят официально МРОТ, все превышающие его суммы – в конвертах.
Подъем «минималки» будет означать, что компании должны повысить отчисления в пенсионный, страховой и прочие государственные фонды. «Теневикам», естественно, это не понравится, и они будут реагировать», — подчеркивает экономист.
Плюс на минус
Сейчас МРОТ в России составляет 9489 рублей — 85% от прожиточного минимума трудоспособного населения. С 1 мая он будет увеличен и составит 11163 рублей.
Повышение, по данным Минтруда, коснется 1,6 миллиона сотрудников бюджетных предприятий и 1,4 миллиона работников реального сектора экономики.
Руководство страны официально заявило, что такой ход никаких рисков для российской экономики не создает.
Анонсировал повышение МРОТ до 100% прожиточного минимума президент России Владимир Путин еще в 2017-м, он же распорядился создать соответствующую официальную инициативу.
Однако 10 января он объявил: в связи с улучшением состояния экономики страны МРОТ можно будет уравнять с прожиточным минимумом уже с 1 мая 2018 года, а не с 1 января 2019-го, как планировалось ранее.
То есть суммарное повышение МРОТ в 2018 году составит 43%.
«Малый бизнес в любой стране мира стандартно реагирует на повышение МРОТ, и Россия здесь не исключение.
Когда минимальные показатели выплаты сотрудникам вырастают, часть компаний либо уходит в «тень», либо ищет альтернативные пути обхода дополнительного налогового бремени.
Крайне маленькая часть бизнеса сочтет, что выгоднее закрыться, но большинство просто перестроится и оптимизирует работу.
Позитивные последствия повышения МРОТ налицо. Россиян, чьи доходы «привязаны» к минимальному размеру оплаты труда, будут получать больше – повысится их покупательская способность, вырастет общий товарооборот в стране. Что быстро скажется на всей экономической системе страны.
Глобально российскую экономику повышение МРОТ, конечно, не перевернет, но эта инициатива поддержит рост ВВП. Кроме того, официально говорить не принято, но вслед за повышением МРОТ увеличивается аналогичный показатель, используемый для определения уровня штрафов, пени и других взысканий.
Если этот показатель изменится, получится эффект бюджетного бумеранга. То есть со сборов вырастут налоговые поступления государству.
А это как раз уменьшит дефицит федерального и местных бюджетов, что поможет экономике государства страны справляться с целым рядом проблем, связанных с нехваткой средств», — заключает Антон Шабанов.
Читайте нас в Яндексе
Максим Бут
#владимир путин #прожиточный минимум #повышение мрот #топилин
Источник: https://rueconomics.ru/303050-nalogi-biznes-shtrafy-povyshenie-mrot-dast-effekt-byudzhetnogo-bumeranga
Что год пришедший приготовил: от роста МРОТ до новых штрафов
Россияне счастливо встретили новый 2018 год – и только доедают оливье и бутерброды. Тем временем, жизнь в стране уже постепенно начала меняться благодаря законам, принятым еще в прошлом году. Пока вы смотрите любимую новогоднюю комедию и коситесь на недопитое шампанское, «МИР 24» напомнит вам о главных изменениях в России-2018.
Больше МРОТ, выше зарплаты и пенсии
С 1 января 2018 года вступает в силу одобренный парламентом и подписанный президентом России Владимиром Путиным документ о повышении минимального размера оплаты труда. Теперь в месяц вам не могут платить меньше 9489 рублей (во всяком случае, официально), что составляет 85% от прожиточного минимума. Таким образом, МРОТ с 2018 года подняли почти на 1,7 тыс. рублей.
Некоторые эксперты положительно высказывают о таком шаге, однако многие утверждают, что увеличение МРОТ может повысить безработицу и увеличить инфляцию. Что же получится на самом деле – узнаем уже в этом году. Тем более, что с 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда поднимут до 100% прожиточного минимума, то есть до 10329 рублей.
Также уже с 1 января 2018 года были проиндексированы пенсии. После прибавки в 3,7% средний размер страховых выплат составит 14,3 тыс. рублей. Бюджетникам еще щедрее повысят зарплату – на 4%.
Плата за первенца и пенсии подкидышам
Еще один закон, проведенный Путиным, предусматривает выплату ежемесячного пособия при рождении первого ребенка до достижения им полутора лет. Норма распространяется также на взятых из детдома детей, однако только для тех домохозяйств, где подушевой доход не превышает полтора региональных прожиточных минимума.
Размер пособия также будет зависеть от региона, но примерная сумма – около 10,5 тыс. рублей. Кроме того, при рождении второго ребенка, за которого, напомним, все еще выплачивают материнский капитал, также возможны выплаты пособия.
Однако деньги будут браться из уже выделенных семье. Кстати, маткапитал теперь можно будет потратить и на дошкольное образование ребенка.
Все еще на эти деньги можно улучшить жилищные условия семьи, вылечить ребенка с ограниченными возможностями или потратить капитал на обучение сына или дочери.
С 1 января также начнется выплата социальных пенсий детям, у которых отсутствуют сведения о родителях. На счет ребенка до 18 лет будет поступать пенсия в размере 10068 рублей, а если он поступит в вуз на очное отделение – то и до 23 лет.
Тарифы, цены, налоги
Конечно, не прибавками к зарплатам едиными. Нужно помнить и о том, что с 2018 года подорожало. Так, серьезно увеличился налог на имущество.
Осенью граждане РФ получат платежки, сумма в которых будет рассчитываться на 60% из кадастровой стоимости, а на 40% – из инвентаризационной. В 2016 году пропорция была обратной.
И так как кадастровая стоимость жилья рассчитывается, в том числе, из рыночной, стоит отложить на оплату этого налога больше денег.
Пострадают и курильщики. Впрочем, возможно, эта новость наоборот заставит отказаться от курения и спасет зависимых от никотина россиян. В 2018 году на 10% вырастет ставка акциза за тысячу сигарет. Теперь она составит чуть более 1,7 тыс. рублей. Это значит, что магазину придется отдать около 150 рублей за пачку.
С 1 июля 2018 года начнут действовать новые тарифы ЖКХ. Ничего нового: все те же 3-4 процента в рамках естественной инфляции. Уже в начале года вырастет и плата за проезд на общественном транспорте.
Одна поездка по карте «Тройка» на автобусе, троллейбусе, МЦК, метро или монорельсе обойдется в 36 рублей – на рубль больше показателей предыдущего года.
«Единый» на 60 поездок подорожает на 65 рублей, а на месяц – на 75 рублей.
Уже традиционно подскочат цены и на топливо для личных автомобилей. Рост составил 50 копеек за литр для поставщиков, а значит – около 60 копеек за литр для покупателя. Но эта цена еще не окончательная.
Предполагается, что акцизы вырастут еще на 50 копеек в течение года. Кстати, если вы подумывали купить импортный автомобиль, то уже поздно.
Из-за повышения утилизационного сбора Минпромторгом, цены на иномарки вырастут на 10-17 процентов.
Пдд и штрафы
К слову об автомобилистах, стоит упомянуть и изменения в правилах дорожного движения. Напомним, что с 1 января в три раза строже будут наказывать за нарушение норм светопропускаемости стекол. Подумайте еще раз, прежде чем их тонировать. За первое нарушение с вас возьмут 1,5 тыс. рублей, а за повторное – 5 тыс. рублей.
Еще одно изменение – ввод «зон успокоенного движения». Это такие пространства, где пешеходы пользуются безоговорочным преимуществом перед автомобилями на любом участке дороги. В основном они будут организованы во дворах и на территориях, где скорость ограничена 20 километрами в час. Будут введены и специальные знаки для этих зон.
Нарушать, кстати, тоже не рекомендуем. С 2018 года все неоплаченные штрафы грозят автомобилистам лишением водительского удостоверения. Такие санкции могут быть применены к тем, у кого накопилось от 10 тыс. рублей неоплаченных штрафов.
Прощай, анонимность
С 1 января 2018 года в России вступает в силу закон о мессенджерах. Если не вдаваться в юридические аспекты, то он призван, в первую очередь, избавиться от анонимных пользователей в сервисах и обязать владельцев блокировать информацию по запросу суда. В случае невыполнения обязательств, мессенджер может навсегда прекратить работу на территории РФ.
Произошло и еще несколько примечательных изменений. Например, теперь в России запрещено продавать или производить для внутреннего рынка энергетические напитки с содержанием алкоголя.
Также с 1 января 2018 года начал работу реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. В основном, это означает, что чиновник был связан со взяточничеством. Любой кадровик государственной гражданской службы сможет проверить, не был ли пойман на коррупции тот человек, которого он собирается взять на работу.
Позитивные изменения ждут тех, кто не является гражданином России. С 1 января заработает система беспошлинной торговли tax free. Если иностранец за сутки купит на территории РФ товаров на сумму более 10 тыс. рублей, то при выезде из страны он сможет получить налоговый вычет в размере 18%.
Несмотря на то, что изменения уже вступили в силу и влияют на нашу жизнь, не стоит в новогодние праздники сильно волноваться о копеечном подорожании бензина или проезда на метро. Впереди еще несколько выходных дней, проведите их с пользой и без лишних переживаний. С Новым годом!
Источник: https://mir24.tv/articles/16285244/chto-god-prishedshii-prigotovil-ot-rosta-mrot-do-novyh-shtrafov
Предприниматели отвяжутся от МРОТ
Правительство представило новую формулу страховых взносов для ИП
Правительство внесло в Думу законопроект, отменяющий зависимость страховой нагрузки на малый бизнес от уровня МРОТ. Новый порядок расчета менее прозрачен для бизнеса, а взносы все равно будут индексироваться выше инфляции
Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин (слева) и министр финансов России Антон Силуанов (справа) ( Дмитрий Азаров / Коммерсантъ)
Вместе с проектом федерального бюджета на 2018–2020 годы правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговой кодекс (НК), существенно меняющие порядок определения нагрузки на индивидуальных предпринимателей по страховым взносам.
Законопроектом предлагается установить новый фиксированный размер взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для ИП без наемных работников (уплачивающих взносы «за себя»).
Эти платежи больше не будут зависеть от минимального размера оплаты труда (МРОТ), но будут ежегодно индексироваться по решениям правительства. В случае принятия закона норма начнет действовать с 1 января 2018 года.
В этом году правительство наконец решило довести МРОТ до прожиточного минимума — это должно произойти в начале 2019 года. Это значит, что страховые взносы ИП, если не отвязать их от МРОТ, вырастут очень сильно в ближайшие пару лет.
С 1 января 2018 года фиксированный платеж ИП по действующему законодательству уже должен вырасти на 27% (более чем на 7 тыс. руб.).
Предложенные изменения позволят сохранить «экономически обоснованный уровень фискальной нагрузки» по уплате страховых взносов для ИП, не производящих выплат физлицам, указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Идея законопроекта обсуждалась и была одобрена в ходе встречи президента России Владимира Путина и президента «Опоры России» Александра Калинина, пояснила РБК официальный представитель Минэкономразвития.
По ее словам, представленный в Госдуму документ — совместный законопроект Минфина, Минэкономразвития и Минтруда.
Отвязка страховых взносов от МРОТ позволит снизить нагрузку на бизнес в целом, говорит представитель ведомства.
Законопроект устанавливает фиксированный взнос для ИП в размере 26 545 руб. на пенсионное страхование и 5840 руб. на медицинское страхование — итого 32,4 тыс. руб. Таким образом, если закон примут, платеж по взносам вырастет на 15,7% относительно текущего размера, а если сохранится привязка к МРОТ, то взносы вырастут по меньшей мере на 26,5%.
Как ИП платят страховые взносы сейчас
Страховые взносы ИП определяются по формуле «МРОТ, помноженный на 12 (месяцев) и на ставку взноса (26% — на пенсионное страхование и 5,1% — на медицинское)». МРОТ для определения страховых взносов берется по состоянию на 1 января.
Плательщики с годовым доходом более 300 тыс. руб. дополнительно уплачивают 1% от превышения доходов над 300 тыс.
В 2017 году для ИП с доходом до 300 тыс. руб. взносы на пенсионное страхование составляют 23 400 руб., на медицинское — 4590 руб. Для зарабатывающих больше 300 тыс. — столько же плюс 1% от величины превышения. При этом сумма взносов на пенсионное страхование не может превышать восьмикратную величину МРОТ.
Ставку пенсионных взносов предлагается зафиксировать в размере 26 545 руб., если доход ИП не превышает 300 тыс. руб. за год. Если доход предпринимателя превышает 300 тыс. руб., то взносы в Пенсионный фонд составят 26 545 руб. + 1% доходов свыше 300 тыс. руб.
Для взносов на медицинское страхование устанавливается платеж 5840 руб. В пояснительной записке правительство никак не поясняет, почему цифры именно такие.
Но источник РБК, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, объясняет логику так: для формирования объема пенсионных прав для самозанятой категории застрахованных лиц нужно создать ситуацию, когда фиксированный размер страхового взноса будет ежегодно обеспечивать формирование не менее одного индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). А стоимость ИПК зависит от размера предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, устанавливаемой ежегодно правительством.
Олег Яковлев / РБК
Законодатели посчитали размер фиксированной ставки по формуле исчисления ИПК, исходя из того, что предельная база для исчисления страховых взносов будет увеличена в 2018 году до 1,021 млн руб., говорит эксперт компании «СКБ Контур» Павел Орловский.
В свою очередь, фиксированный взнос на обязательное медицинское страхование предлагается рассчитывать исходя из средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения с применением понижающего коэффициента 0,75. Согласно закону о размере и порядке расчета тарифа на ОМС неработающего населения, к фиксированному тарифу в размере 18 865 руб. применяется т.н. коэффициент дифференциации для регионов.
Законопроект предполагает, что начиная с 2019 года обе фиксированные ставки (на пенсионное и медицинское страхование) будут ежегодно индексироваться по решениям правительства.
Пенсионный взнос будет индексироваться таким образом, чтобы обеспечивать плательщикам взносов формирование за каждый календарный год не менее одного ИПК.
«Индексация пойдет прямо пропорционально изменениям размера предельной базы [для исчисления страховых взносов на ОПС]», — говорит Орловский. А эта предельная база за последние три года постоянно росла, указывает он: в 2016 году она увеличилась на 11,95% (до 796 тыс. руб.
), в 2017-м — на 10,05% (до 876 тыс. руб.), а в 2018 году она вырастет на 16,55% (до 1,021 млн руб.). Предельная база сама по себе ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней зарплаты в стране и повышающим коэффициентом (на 2018 год он равен 2,0).
Таким образом, страховые взносы по новому порядку будут индексироваться, скорее всего, с опережением инфляции, которая прогнозируется в пределах 4% в ближайшие три года. Ранее Минэкономразвития, предлагая отвязать страховые взносы ИП от уровня МРОТ, планировало индексировать социальные платежи ИП с учетом инфляции, но впоследствии от этой идеи было решено отказаться.
Фиксированный платеж на ОМС будет ежегодно индексироваться «в размере не менее темпа роста средневзвешенного тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», говорится в законопроекте.
А рост этого тарифа в конечном счете определяется коэффициентом удорожания медицинских услуг, который ежегодно устанавливается законом о бюджете ФОМС. Так, проектом бюджета ФОМС на 2019 год устанавливается коэффициент удорожания медуслуг в 1,116, а на 2020 год — 1,161 (это тоже больше прогнозируемой общей инфляции).
Тарифы медицинской помощи в рамках ОМС в последнее время сильно дорожают, говорилось в заключении Счетной палаты.
Если предлагаемые поправки в НК будут приняты, то в 2018 году страховые взносы ИП составят минимум 32 385 руб., максимальная ставка составит 218 200 руб., подсчитал Орловский.
«Если государство поумерит аппетиты, то новый проект выглядит явно выгоднее текущих положений НК по страховым взносам, по крайней мере на ближайшие два года. Дальше, учитывая волатильность нашего законодательства, и смысла нет загадывать», — рассуждает эксперт.
В целом расчет размера фиксированной ставки взносов становится для ИП менее прозрачным, говорит он. С другой стороны, применительно к МРОТ тоже нельзя предсказать, как и сколько раз за год он вырастет.
Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/10/03/59d23f4d9a7947f2f358390c