Возражения на акт выездной налоговой проверки
Акт по результатам налоговой проверки
Проведенная налоговая проверка (в том числе и выездная) завершается составлением акта налоговой проверки. В нем должны быть отражены все выявленные в ходе проведения проверки налоговые правонарушения.
Такой результат налоговой проверки с суммой доначислений по налогам должны быть указаны в акте налоговой проверки, на основании которого руководитель налоговой инспекции примет решение о привлечении компании налогоплательщика и его руководителя к налоговой ответственности.
Один экземпляр акта налоговой проверки обязательно должен быть вручен проверенному налогоплательщику, а последний, в свою очередь, вправе подать на такой акт свои письменные возражения.
Также немаловажным является то, что отраженные в акте факты совершения налогового нарушения влияют на окончательное решение руководителя налоговой инспекции.
Требования к оформлению акта налоговой проверки поименованы в статье 100 Налогового кодекса РФ.
Ранее в нашей статье «Оформление результатов налоговой проверки» (статью можно посмотреть тут) мы уже рассказывали о том, как составляется акт налоговой проверки и в какой момент налогоплательщиком могут быть поданы на такой акт письменные возражения.
Пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок на составление акта налоговой проверки с момента оформления справки об окончании проведенной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки – это документ информационного характера, который абсолютно не несет никакой правовой природы.
Он всего лишь содержит зафиксированные проверяющим налоговым инспектором факты совершенных налогоплательщиком нарушений и в дальнейшем подлежит проверке руководителем налоговой инспекции при рассмотрении материалов налоговой проверки в совокупности со всеми другими собранными при проверке доказательствами.
Право проверяемого налогоплательщика на подачу письменный возражений на акт налоговой проверки закреплено в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, срок на подачу таких возражений составляет 30 (тридцать) дней, причем сделать это налогоплательщик может как на весь акт в целом, так и на его отдельные положения, с которыми он не согласен.
К письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.
Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для вынесения руководителем налоговой инспекции решения по результатам проведенной налоговой проверки, который начинает исчисляться после истечение 1 (одного) месяца, оговоренного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
В данной статье мы более подробно расскажем о порядке подачи налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки, а также о сроках рассмотрения поданных на акт налоговой проверки возражений налоговой инспекцией.
Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки
При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:
- документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
- формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
- листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
- в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:
- реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
- дата и место представления возражений;
- даты начала и окончания проверки;
- период проведения проверки;
- наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
- конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
- законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
- сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/389@).
В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной.
Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.
Права налогоплательщика при подготовке и подаче возражений на акт налоговой проверки. Подготовка к рассмотрению материалов проверки
Нередки случаи, когда проверяемый налогоплательщик по тем или иным причинам не представил в установленный сроке свои письменные возражения на акт выездной налоговой проверки.
В таком случае он может руководствоваться пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ и принимать участие в обсуждении содержащихся в акте налоговой проверки данных при рассмотрении материалов проверки и вносить свои устные замечания/пояснения под протокол.
Проверяющая налоговая инспекция обязана уведомить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ).
м
Основная задача налогоплательщика грамотно представить свои возражения по существу, например в отношении:
- Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
- Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
- Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
- Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.
При этом налогоплательщику желательно одновременно с возражениями на акт налоговой проверки подавать документы, подтверждающие его возражения, хоть налогоплательщик формально и не обязан этого делать, но приобщать их все же рекомендуется.
Доводы, приведенные налогоплательщиком в форме возражения по проверке, рассматриваются только при их существенности.
Налогоплательщику при предъявлении своих аргументов о несогласии с актом налоговой проверки необходимо избегать частых ошибок:
- Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика (основания для возражений должны быть аргументированными).
- Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
- Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.
Суть в том, что по смыслу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности приводятся доводы проверяемого лица, которые он использует в свою защиту, а доводы проверяемого лица налоговой инспекцией проверяются на основании доказательств, поэтому лучше подстраховать себя и приобщить к возражениям все имеющиеся у Вас доказательства. Налоговый орган, в свою очередь, не несет обязанности доказывать обстоятельства, на которые ссылается проверяемое лицо как на основание своих возражений. Задача налогового органа в таком случае, обеспечить проверяемому лицу возможность представить имеющиеся у него доказательства, а не собирать их за него самостоятельно.
Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки
Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).
Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:
- в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
- в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).
Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).
Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.
https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4
При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:
- рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
- срок исчисляется в рабочих днях;
- при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
- период может быть увеличен в пределах одного месяца.
Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки.
Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ.
Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.
Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.
В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г.
№ А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п.
Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).
Источник: https://apgmag.com/vozrajeniya-na-akt-nalog-proverki/
Возражение на акт налоговой проверки
Источник: журнал «Главбух»
Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:
- в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ);
- в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Такой порядок действует при подготовке возражений на акт, который компания получила 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).
Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Пример
Компания получила акт налоговой проверки 10 сентября 2015 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 10 октября 2015 года.
Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Пример
Компания получила акт налоговой проверки 31 августа 2015 года. Возражения нужно представить не позднее 30 сентября 2015 г.
До 24 июля 2013 года срок подготовки возражений составлял 15 рабочих дней. К моменту начала действия новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Причем его продление Законом № 248-ФЗ не предусмотрено.
Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение может быть вынесено без учета мнения компании по спорным вопросам
Как составить возражения
Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.
Прежде всего в возражениях перечислите:
- наименование инспекции, в которую представляются возражения;
- наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
- ИНН и КПП (если есть);
- адрес регистрации, как в учредительных документах (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
- дату представления возражений;
- наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
- даты начала и окончания проверки.
Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки.
Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.
Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.
Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения Минфина России и налоговой службы
Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения.
Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями.
О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.
Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.
Подписать возражения по акту может либо руководитель компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.
Как оформить приложения
Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно – в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Копию каждого документа нужно заверять отдельно (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов – и одностраничных, и многостраничных.
Одностраничные документы. Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.
Другой вариант более рискованный – сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф – по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как ответственности за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).
Многостраничные документы. Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г.
№ 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись.
Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.
Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.
На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.
26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).
Кроме того, нужно поставить печать (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).
Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки
Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее представитель на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).
Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Каковы последствия представления возражений
Возражения могут как помочь компании – снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.
Дополнительные мероприятия
При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки.
При этом срок, отведенный на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления – 10 рабочих дней и еще один месяц.
м
Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.
Дополнительные мероприятия могут быть такими:
- истребование документов у компании или ее контрагентов;
- допрос свидетеля;
- проведение экспертизы.
До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).
С 24 июля 2013 года для этого установлен конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.
Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе налогоплательщик сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.
При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений.
А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 – выдержки из документа, п.
38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Для компании это выгодно Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.
Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.
Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.
Срок исковой давности
Даже если нарушения выявлены, компанию не получится привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ по истечении срока давности. Иными словами, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого было нарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ).
Таким образом, проведение дополнительных мероприятий продлевает срок проверки и приближает компанию к окончанию срока исковой давности. А значит, повышает шансы на отмену штрафа.
Причем в случае с неуплаченными налогами этот срок начинает отсчитываться с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором компания не заплатила налог (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Специалисты ФНС России разъясняют, что в расчет надо брать не период, за который платится налог, а тот год или квартал, в котором налог нужно было фактически платить (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).
Пример
Компания занизила налог на прибыль за 2013 год, срок уплаты которого 28 марта 2014 года. Налоговый период в данном случае равен году. Значит, срок исковой давности начнет исчисляться с 1 января 2015 года.
То есть срок давности инспекторы будут исчислять не с того момента, когда компания фактически нарушила налоговый порядок. А только по истечении налогового периода, в котором это нарушение допущено.
Решение по результатам проверки
В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки:
- либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.
Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:
- обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
- документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
- решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ;
- размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней
Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:
- срок на обжалование вынесенного решения;
- порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
- наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
- иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.
Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.
Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.
Пример
Решение по проверке принято 6 марта 2015 года (пятница), Компания должна его получить не позднее 16 марта 2015 года.
По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.
Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.
Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.
Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.
Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.
После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).
Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/48689-vozrazhenie-na-akt-nalogovoy-proverki.html
Образец возражения на акт выездной налоговой проверки — обжалование, срок, оспаривание в 2018 году
В случае наличия определенных условий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям назначается выездная проверка.
В таком случае налоговые инспектора прибывают непосредственно по месту регистрации компании – для анализа бухгалтерской, налоговой отчетности.
По результатам проведения проверки составляется специальный акт. Как и в случае с камеральной, проверяемое предприятие имеет право на составление возражений.
Процедура регламентируется законодательством. Сам текст возражения не унифицирован, формат может быть различным.
м
Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность в Российской Федерации, могут быть проверены налоговой инспекцией на предмет нарушений.
Такие проверки могут быть двух типов:
В случае выездной – происходит выезд по месту нахождения проверяемого лица. Такие проверки могут быть двух типов:
- тематические, комплексные;
- внеплановые и плановые.
Особенно часто причиной проведения таких рейдов являются большие размеры вычетов, используемые в связи с НДС.
В некоторых случаях допускается проведение повторного рейда:
- для контроля деятельности налогового органа, реализующего это операцию ранее;
- если налогоплательщик представил уточненные документы отчетности (декларация, иное).
Результатом проведения такой проверки всегда является специальный акт. В нем подробно перечисляются все обнаруженные недочеты, ошибки.
Документ передается после формирования на руки проверяемому и в течение установленного периода времени все нарушения должны быть устранены. В противном случае на организацию наложат штрафы, иные санкции.
Если руководство предприятия считает обозначенные ошибки неверными, допускается составление возражений. Они оформляются в письменной форме.
Срок подачи возражений при выездной проверке составляет 1 месяца. В течение этого периода времени допускается составление документации с пояснениями.
Прежде, чем приступить к составлению данного документа, следует ознакомиться с важными вопросами:
- что это такое?
- назначение документа;
- действующие нормативы.
Что это такое
Возражения по акту налоговой проверки представляет собой документ, содержащий подробные разъяснения. Он содержит обозначение фактов, на основании которых бухгалтерия организации свершила те или же иные действия.
Желательно обозначать ссылки на законодательные нормы из Налогового кодекса РФ, других НПД. В таком случае налоговые инспектора не смогут не принять к сведению возражения.
Этот момент регламентируется следующими НПД:
Составление документа с возражениями, пояснениями и передача их в налоговую службу – не обязанность, а право. Потому проверяемый может вовсе не составлять подобный документ.
Если пояснения, возражения не приняты ФНС или же не учтены, проверяемый может обратиться в суд.
Назначение документа
Проводящие выездную проверку лица могут сами допускать какие-либо ошибки, не ориентироваться в законодательстве.
Или в силу непонимания специфики работы, некоторых аспектов бухгалтерского учета неверно трактовать определенные действия.
В случае обнаружения таких ошибок в составленном по результатам проверки акте руководство предприятия имеет право донести до ФНС свою позицию таким образом.
Особенно часто подобные ситуации возникают по возражениям на акт выездной налоговой проверки по НДС.
Действующие нормативы
Проведение выездной проверки, а также процедура составления возражений по ней регламентируется законодательством.
Все нормативно-правовые документы, акты стоит изучить самому проверяемому. Это позволит соответствующим образом сформировать возражения, избежать назначения неправомерных штрафов ФНС.
К самым важным нормативно-правовым документам по данному вопросу можно отнести следующее:
ст.№83 НК РФ Ведение учета юридическими лицами ст.№85 НК РФ Обозначаются обязанности оповещать налоговые органы о свершении некоторых действий, изменениях сведений ст.№88 НК РФ Камеральная проверка ст.№89 НК РФ Выездная проверка ст.№89.1 НК РФ Перечисляются все особенности проведения выездной проверки консолидированной группы ст.№89.2 НК РФ Как проводится проверка налогоплательщика, участвующего в различных инвестиционных проектах регионального значения ст.№91 НК РФ Обеспечение доступа налоговых инспекторов и иных сотрудников ФНС в помещения проверяемого предприятия ст.№93.1 НК РФ Обозначается факт возможности требования определенных данных, сведений у контрагентов в случае проведения проверок ФНС ст.№94 НК РФ Когда и каким образом допускается проводить выемку документов ст.№95 НК РФ Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки ст.№96 НК РФ Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных) Но на мероприятия этого типа постановления Федеральной налоговой службы, а также статьи НК РФ не распространяются.
Обжалование акта выездной налоговой проверки
Если проверяемое юридическое лицо по какой-то причине несогласно с обозначенными в документе претензиями, стоит поторопиться.
В случае отсутствия опыта формирования бумаг рассматриваемого формата следует разобраться с основными вопросами:
- порядок оспаривания документа;
- в какой срок нужно предоставить;
- используемая сумма.
Несмотря на отсутствие унифицированной формы возражения, стоит ознакомиться с верно составленным примером.
Только так реально не допустить свершения наиболее типичных ошибок, недочетов. Как следствие – уменьшить количество времени, необходимого на разрешение сложных ситуаций.
Порядок оспаривания документа
Процедура оспаривания акта с результатами проверки выполняется в следующем порядке:
Проверяемый получает акт на руки В течение 10 дней с момента окончания работы налоговых инспекторов Составляется документ с возражением — Почтой РФ Заказным письмом с описью вложения, документация высылается в органы ФНС, проводящие проверку Возражения рассматриваются, налоговые органы дают ответ на них
- данные принимаются к сведению;
- возражения отвергаются
В первом случае может быть проведена новая проверка, с учетом всех сведений. Либо возражения приняты без проверки.
При наличии ссылок на законодательство, соответствии возражений действительности. Если же ФНС не прореагировал должным образом на все представленные возражения, необходимо будет обратиться в суд.
В какой срок нужно предоставить
По истечении данного срока все ещё остается возможность обжаловать результаты проверки. Но вероятность положительного результата будет минимальна.
После получения возражений руководитель отдела ФНС, проводящего проверки, обязан рассмотреть их в течение не более чем 10 дней.
Используемая форма
Форматирование документа не определяется законодательством. Составляющий возражение может оформлять его в свободной форме.
Желательно включить в него следующее:
- полное наименование проверяемого ранее предприятия, его адрес;
- дату составления возражения;
- сущность возражения;
- доводы, на основании которых выводы проверки необходимо считать недействительными;
- перечень прилагаемых к возражениям подтверждающих документов;
- подпись с расшифровкой ответственных должностных лиц — главный бухгалтер, директор.
Заполненный образец
Верно заполненный образец можно будет найти на авторитетном источнике, в интернете. Возражение возможно передать в проводящую проверку налоговую инспекцию разными способами:
- непосредственно в канцелярию;
- в специальное окошко для приема таких документов – узнать о месте его расположения возможно прямо в региональном отделении ФНС;
- почтой.
Допускается передавать документ:
Лично Данную процедуру выполняет руководитель предприятия, главный бухгалтер Через представителя Если по какой-то причине самостоятельно сделать это нет возможности Во втором случае обязательно требуется наличие подтверждающий право представлять интересы документ. Составляется в свободной форме, требуется подпись и печать организации.
Видео: выездные налоговые проверки
Причем копия его должна быть передана вместе с возражением. В особых случаях для принятия решения требуется присутствие уполномоченного представителя организации.
Сам факт явки проверяется руководителем отдела, проводящего выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Процесс рассмотрения проводится в соответствии с п.3 ст.№101 НК РФ. Обязательные к соблюдению правила:
- объявляется должность, Ф.И.О. проводящего рассмотрение конкретного возражения;
- определяется факт явки конкретных представителей проверяемого юридического лица;
- проверяется факт возможности представления интересов;
- права и обязанности разъясняются всем, участвующим в рассмотрении возражения (ст.№23 НК РФ);
- рассмотрение возражений может быть отложено на определенное время – при неявке уполномоченного представителя.
Результат самого рассмотрения возможен различный:
- повторная проверка, дополнительные разъяснительные мероприятия;
- назначение меры ответственности за нарушение закона;
- невозможность привлечения к ответственности.
Нередко в особо сложных случаях разъяснительные мероприятия занимают не один месяц.
Действия через суд ↑
В случае несогласия с актом проверки возможно обращение в суд. Данная процедура является стандартной:
- подготовка документального подтверждения позиции;
- составление искового заявления;
- сдача всех необходимых документов в канцелярию суда.
Проведение выездной проверки – важное мероприятие. Потому самому проверяемому необходимо заранее подготовиться к нему. В том числе разобраться с процедурой составления возражения.
Источник: https://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/vyezdnaja/obrazec-vozrazhenija-na-akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki.html
Возражение на акт налоговой проверки: образец
x
Check Also
Льготы студентам в России 2018 на проезд, ЖД билеты и многое другое Вопрос о предоставлении …
Отсрочка от армии – кому дают отсрочку от призыва в 2018 году В федеральном законе …
Альтернативная служба в армии 2018 (гражданская служба) Альтернативная служба в армии в 2018 году остается …
Стипендия летом :: платят ли ее студентам в период каникул Каждый без исключения, кто носит …
Государственная социальная стипендия в 2018 году О социальной стипендии студентам в 2018 году: кто имеет …
Президентская стипендия 2018 для студентов и аспирантов – какой размер и порядок получения Стипендия Президента …
Повышенная стипендия 2018 :: размер и как получить Стать получателем повышенной стипендии в 2018 году …
Стипендия студентов 2018 учебный год Все о стипендиях в 2018 г.: размер стипендии и повышение, …
Новый закон об образовании РФ от 2018 года – текст и обзор изменений Начался учебный …
Расписание болезней 2018 для призывников в армию Каждый молодой человек, не желающий отправляться на службу …
Московские предприниматели могут обращаться напрямую к чиновникам со своими проблемами – доступен новый сервис Новый …
Текст закона об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ 2018 (последняя редакция) Закон об образовании …
Российские производители получат кредиты и субсидии в 2014 году Очередные меры поддержки отечественной промышленности будут …
Постановление № 487 о стипендиях и других мерах поддержки студентов, аспирантов и докторантов ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ …
Мэрия намерена сделать упор на финансовую и имущественную поддержку бизнесменов Мэрия Читы внесла изменения в …
Категории годности к военной службе При проведении призывных мероприятий в отношении призывника, одной из их …
Льготы и гарантии работников, связанных с вредными условиями труда 2018 Производство на некоторых предприятиях может …
Все о северном стаже: что в него входит, как рассчитать и подтвердить и другие вопросы …
Правительство РФ направит 1 млрд руб. на субсидии для покупки техники сельхозпроизводителям ПФО Российское сельское …
Выплаты в случае гибели сотрудника увеличены до 1 млн. рублей В конце октября текущего года …
Субсидии фермерам в 2018 году: как получить? Сельское хозяйство в России – сфера экономики, особенно …
Зарплаты государственных гражданских служащих 2018 ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ (по состоянию на 22.02.2012) 1. Оклады …
Пример бизнес-плана для предоставления в центр занятости ЦЗН г. Урюпинск 15,01,2013 «Справочник» — Урюпинский справочник …
Налог на тунеядство в России 2018 : официально безработных заставят платить? Налог на тунеядство в …
м
Источник: https://edem-style.ru/nalogi-i-posobiya/vozrazhenie-na-akt-nalogovoj-proverki-obrazec
Возражение на акт налоговой проверки: образец
Возражение на акт налоговой проверки — это письменное обращение в инспекцию, выражающее несогласие с актом, составленным по результатам налоговой проверки (п.6 ст.
100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых нарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ). Компания может не согласиться как со всем актом налоговой проверки, так и с его отдельными положениями.
Ниже мы привели образец возражения по акту налоговой проверки.
Образец возражения на акт налоговой проверки
Возражение на акт налоговой проверки Образец
по акту выездной налоговой проверки
от 25 октября 2016 г. № 09-117
В период с 1 сентября по 24 октября 2016 года инспекторами ИФНС России № 20 по г. Москве была проведена выездная налоговая проверка Альфа по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам. Проверкой был охвачен период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года. По результатам проверки был составлен акт от 25 октября 2016 г. № 09-117.
После ознакомления с указанным документом организация считает, что ряд выводов, сделанных проверяющими в пунктах 1.2.3, 2.3.4, 3.4.5, не соответствует фактам, имевшим место в деятельности организации за проверяемый период, и нормам действующего
В связи с этим, руководствуясь статьей 100 Налогового кодекса РФ, излагаем свою позицию по отдельным положениям акта проверки.
Организация не согласна с выводами, которые изложены в пункте 1.2.3 акта, о том, что затраты организации на участие в тендерных торгах, которые были проиграны, не являются экономически обоснованными, а значит, не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ).
Статья 252 Налогового кодекса РФ не ставит экономическую обоснованность произведенных затрат в зависимость от положительного результата тендера, так как заранее этот результат
неизвестен. Суммы, отнесенные на расходы, были перечислены в связи с выполнением требований, которые предъявляют организаторы тендера к участникам. Возврат этих средств условиями участия в тендере не предусмотрен.
Расходы, связанные с участием в тендере, были направлены на получение дохода в будущем, а значит, их можно считать экономически обоснованными. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7.
Все необходимые документы, которые подтверждают расходы на участие в тендере, к проверке были представлены.
Поэтому считаем, что Альфа имела право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов, которые связаны с участием в тендере.
В связи с изложенным считаем неправомерным:
– доначисление налога на прибыль (п. 1.2.3) в связи с исключением затрат на тендер из налогооблагаемой базы;
– начисление пеней (п. 2.3.4 акта) в связи с доначислением налога на прибыль по пункту 1.2.3 акта;
– привлечение Альфы к ответственности (п. 3.4.5 акта) за неуплату налога на прибыль, поскольку налоговая база по этому налогу не искажена (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 109 НК РФ).
Просим учесть наши возражения при рассмотрении материалов проверки. По остальным положениям акта возражений не имеем.
– письмо Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 – на 1 листе.
Директор __________________ А.В. Львов
Куда направить возражение по акту налоговой проверки
Возражения по акту налоговой проверки направляются в адрес налоговой инспекции, проводившей проверку и составившей документ. Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно на сайте ФНС России с помощью сервиса: Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции. Возражение на акт налоговой проверки можно подать:
- в канцелярию или окно приема документов налоговой инспекции;
- отправить по почте.
Возражение на акт налоговой проверки можно подать лично либо через представителей, у которых есть на это право на основании учредительных документов (п.1 ст. 27 НК РФ). Это, как правило, сотрудники организации. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое
Источник: https://digivi-cctv.ru/nalogi-i-vyplaty/vozrazhenie-na-akt-nalogovoj-proverki-obrazec
Возражения на акт налоговой проверки
Начальнику ИФНС России по __________ административному округу г. __________, советнику государственной гражданской службы РФ 1-го класса _________
на акт от «__» __________ ____ г. N ______
Старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по _______________ административному округу г. __________, референтом государственной гражданской службы РФ 2-го класса __________ на основании решения начальника ИФНС России по _______________ административному округу г.
_______________, советника государственной гражданской службы РФ 1-го класса __________ от «__» __________ ____ г. N ___ проведена проверка соблюдения банком обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах за период с «__» __________ ____ г. по «__» __________ ____ г. На основании материалов выездной проверки __________ составлен акт от «__» __________ ____ г.
N ___ об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях.
Как указано в акте, __________ (далее — Банк) в нарушение п. 5 ст.
76 НК РФ направлены сообщения в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах в Банке, операции по которым приостановлены налоговым органом, с нарушением срока, в связи с чем проверяющим предлагается привлечь Банк к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, в виде уплаты штрафа в размере 10 тыс. руб. за каждый случай несвоевременного сообщения об остатках денежных средств.
Банк не может согласиться с выводами и предложениями должностного лица налогового органа, в связи с чем на основании п. 5 ст. 101.4 части первой НК РФ представляет следующие возражения по акту.
Привлечение Банка к ответственности по ст. 135.1 НК РФ не отвечает требованиям НК РФ, т.к. указанная статья предполагает ответственность Банка за несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а не за несвоевременное сообщение в установленный срок указанной информации. Статья 135.
1 также указывает на ответственность банков за несвоевременное представление справок и выписок по счетам в случаях, установленных НК РФ. В свою очередь, п. 5 ст. 76 НК РФ предусматривает обязанность Банка по сообщению в налоговый орган информации об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены. В указанной статье (п. 5 ст.
76 НК РФ) ничего не сказано об обязанности Банка представлять выписки и справки в налоговый орган в установленные сроки, несвоевременное исполнение которой, равно как и неисполнение, является основанием для привлечения к налоговой ответственности по ст. 135.1 НК РФ.
В свою очередь, в результате проверки должностным лицом налогового органа деятельности Банка не были установлены факты несообщения Банком налоговому органу об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков-организаций, операции по которым приостановлены.
Учитывая, что нормы налогового законодательства расширительному толкованию не подлежат, диспозиция данной статьи не может быть распространена на случаи несвоевременного сообщения об остатках средств на счете в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ.
Кроме того, само изложение ст. 135.1 НК РФ, текст которой содержит лексический оборот «представление банком справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
«, явно указывает, что основанием для привлечения к ответственности банка является факт неоднократного или повторного непредставления (несвоевременного представления) банком справок и выписок.
Непредставление (несвоевременное представление) банком одной справки или выписки не может быть признано налоговым правонарушением, поскольку в настоящей статье эти документы указаны во множественном числе.
На основании вышеизложенного, учитывая, что основания для привлечения Банка к ответственности по ст. 135.1 НК РФ отсутствуют, на основании ст. 101.4 части первой НК РФ
по результатам рассмотрения акта от «__» __________ ____ г. N ______ и приложенных к нему документов и материалов вынести решение об отказе в привлечении Банка к ответственности за налоговое правонарушение.
Директор _______________ _______________ / _______________ /
Доверенность от «__» __________ ____ г. N ______.
Приложение:
Копия доверенности от «__» __________ ____ г. N ______.
Источник: https://obrazec.org/05/vozrazhenija_na_akt_nalogovoj_proverki.htm