Акцизы будут расти вместе с инфляцией — все о налогах

Эксперты оценили вклад роста акцизов на бензин в инфляцию :: Экономика :: РБК

С 1 апреля 2016 года вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо — соответствующий закон подписал сегодня Владимир Путин. Инфляция в результате может дополнительно увеличиться на 0,4 процентного пункта

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Владимир Путин подписал закон о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля — это будет уже второе повышение с начала года. Ставка акциза на бензин вырастет на 2 руб.

за литр, на дизельное топливо — на 1 руб. за литр. По подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%.

Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта.

Розничные цены​​

Рост акцизов имеет прямое и косвенное влияние на общий уровень цен в экономике. С одной стороны, цены топлива непосредственно входят в индекс потребительских цен (ИПЦ). Вес бензина в ИПЦ в 2016 году — 3,17%, соответственно, прямое увеличение уровня цен составит около 0,2 п.п. при условии, что цены на бензин вырастут на 6,5–7%, как прогнозирует Минфин.

Косвенное влияние — увеличение транспортных издержек производителей и розничных сетей. С учетом его прирост инфляции может составить 0,3–0,4 п.п. — примерно в два раза выше непосредственного влияния на ИПЦ, приводит грубую оценку Николай Кондрашов, ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Ситуация с акцизами также может отразиться в инфляционных ожиданиях, допускает он.

Последствия повышения акцизов на бензин далеко не так сильны, если сравнивать с эффектами от снижения курса рубля и падения потребительского спроса, считает главный экономист ING Дмитрий Полевой.

Учитывая, что правительство достаточно активно следит за розничными ценами, по факту их повышения может не произойти или оно может оказаться ниже оценки, исходящей из допущения, что рост акцизов на бензин будет полностью переложен на потребителя, говорит он. «Повышение возможно, но, скорее всего, переноса «один к одному» власти постараются не допустить.

Это может быть на уровне неформальных контактов с нефтяными компаниями, либо повышение будет распределено во времени, чтобы оно было не таким болезненным», — считает эксперт.

«У нас есть тенденция: когда какие-то цены повышаются, они повышаются сильнее, чем повышение каких-нибудь акцизов, просто потому, что нужна постоянная маржа», — возражает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.

Отдельно нужно понимать специфику грузоперевозок: они «не одноразовые» — с одной стороны, осуществляются между городами, а с другой, внутри городов происходит развоз груза по магазинам, отмечает Шибанов. Наконец, есть влияние повышения цен на спрос на продукты-заменители, транспорт.

Акциз не налог

Рост ставки акциза на бензин Аи-95 составит 34%, но поскольку акциз составляет не более 30% в цене бензина, повышение акциза скажется на конечной стоимости топлива незначительно — цена повысится на 2,36 руб.

к​ концу 2016 года (+6,5%), говорил на прошлой неделе статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев на заседании комитета Думы по бюджету.

Роста цен на бензин для конечных потребителей Минфин ожидает в третьем квартале 2016 года — к этому моменту производители переложат увеличенную стоимость акцизов на потребителей.

Повышение акциза — мера мобилизационная: правительство ищет все возможные источники пополнения бюджета, отмечал Зубарев.

Дополнительные доходы от повышения топливных акцизов Минфин оценивает в 2016 году в 89,3 млрд руб.

Но считать это нарушением моратория на изменение налоговых условий для бизнеса нельзя: повышаются акцизы, а налоговые условия и налоги не меняются, говорил представитель Минфина.

Председатель комитета по бюджету Андрей Макаров уверен, что цены на бензин начнут расти еще до вступления в силу закона с 1 апреля. Увеличение акцизов несомненно скажется на затратах сельского хозяйства и армии, но правительство не представило соответствующих подсчетов в пояснительной записке к законопроекту, посетовал депутат 24 февраля.

Расходы по транспортировке будут передаваться в цены многих товаров, соглашается главный экономист Royal Bank of Scotland по России Татьяна Орлова, прогнозировать этот эффект, по сути, невозможно, так как речь идет о решениях индивидуальных продавцов.

«Представьте: вы владелец супермаркета, у вас подорожала доставка продуктов от каких-то оптовых поставщиков, — рассуждает эксперт. — Вы можете полностью перенести это в отпускные цены, вообще не перенести, можете выбрать какой-то промежуточный вариант, 30–50%.

Это зависит от финансового состояния конкретного владельца супермаркета — есть ли у него какой-то запас «жирка», который он может использовать и не оказаться в убытке».

Повышение акцизов не всегда приводит к повышению цен на бензин на ту же величину, сказал РБК представитель Минэкономразвития, тем более «в условиях значительных спросовых ограничений населения».

«Кроме того, снижение вывозных пошлин на ГСМ в 2016 году дает производителям дополнительную прибыль от экспорта.

В этих условиях производитель может перераспределить доходность между внутренним рынком и экспортом», — передала пресс-служба ведомства в ответ на вопросы РБК.

Инфляция в России на конец 2016 года составит 7–7,5% после 12,9% по итогам прошлого года, говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев ранее в феврале.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/29/02/2016/56d469169a79474fd1a5040e

Минфин оценил влияние повышения топливных акцизов на инфляцию

Инициатива повысить акцизы на топливо принадлежит Минфину

Д. Абрамов / Ведомости

Вклад в инфляцию от повышения акцизов на топливо в 2018 г. будет менее 0,1 п. п., сообщил представитель Минфина в ответе на запрос «Ведомостей».

Внеплановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо в два этапа было окончательно одобрено правительством вместе с проектом бюджета в понедельник – по 50 коп. с 1 января и с 1 июля 2018 г. Это существенно большее повышение, чем предусмотрено сейчас Налоговым кодексом: индексация на инфляцию в 4%, т. е. примерно на 30 коп. за 1 л бензина и 23 коп. за 1 л дизельного топлива.

Срок полного переноса акцизов в цену на АЗС в последние годы варьировался от 1 до 14 месяцев, комментировал ранее директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Есть рыночные риски роста цен до конца 2017 г. на 2,8 руб. за 1 л.

, цитировал федеральный чиновник письмо Минэнерго в Минфин и аппарат правительства, и даже при одной только индексации на инфляцию средняя цена топлива может превысить в 2018 г. психологически важные 40 руб. Повышение акцизов на топливо «повлияет на динамику цен, но есть основания рассчитывать», что она будет близкой к инфляции (прогноз Минэкономразвития — 4%.

— «Ведомости»), говорил замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин (его слова по «Интерфаксу»).

Рост акцизов не создает большого риска для инфляции, отмечал главный экономист ING Дмитрий Полевой, но то, что правительство в последний момент перед внесением бюджета принимает такое решение, – нехороший знак: лоббистский напор усиливается, любые решения могут быть изменены в любой момент.

Инициатива повысить акцизы на топливо принадлежит Минфину, следует из ответа представителя Минтранса на вопросы «Ведомостей». Ранее несколько чиновников говорили, что инициатива исходит из Минтранса. Минтранс просил увеличить финансирование дорог и Минфин предложил повысить акциз, отмечает чиновник еще одного министерства.

«Согласованное всеми ведомствами предложение об увеличении акцизов одобрено правительством и учтено в проекте федерального бюджета на 2018-2020 гг.», — лаконичен представитель Минфина.

Дополнительные доходы бюджетной системы от повышения акцизов с 1 января составят 40 млрд руб., а от обоих повышений в 2018 г. – 55 млрд, указывает представитель Минфина, из них 29 млрд руб. будут направлены в региональные дорожные фонды, остальное — в Федеральный дорожный фонд.

«Инициатива, предложенная Минфином, позволит обеспечить доходы региональных дорожных фондов не ниже уровня 2017 г.», – указывает представитель Минтранса.

Часть средств от акцизов на топливо сегодня направляется на нужды федерального бюджета, в том числе для выполнения майских указов президента, на финансирование инфраструктуры Крыма и Калининграда, отмечает он.

Деньги нужны, в частности, на строительство трасс «Приморское кольцо» в Калининградской области и «Таврида» в Крыму, рассказывали ранее чиновники.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/09/20/734606-minfin-vliyanie-aktsizov

Новые зарплаты депутатов и поборы с простых украинцев: что заложили в бюджет-2018

Вчера ночью Верховная Рада приняла бюджет страны на 2018 год. В сравнении с прошлым годом, увеличили расходы на военных и других силовиков, а также содержание аппарата власти, но при этом на образование и медицину для украинцев денег особо не нашлось. Экономисты уверены: в новом проекте достаточно коррупционных рисков, что само по себе в течение года будет подстегивать рост инфляции.

На медицину и образование денег не нашлось

В принятом 273 депутатами проекте госбюджета исходили из курса доллара в 29, 3 грн/$ (в 2017-м – 27,2 грн/$). Доходы на следующий год установили в размере 913,6 млрд грн (877,42 млрд грн), а расходы – 988,6 млрд грн (948 млрд грн). Прожиточный минимум в следующем году собираются повышать трижды:

  • в январе – до 1700 грн,
  • в мае – до 1777 грн,
  • в декабре – до 1853 грн.

Также повышение ждет и минимальную зарплату – ее увеличат до 3723 грн (в этом году ее подняли до 3200 грн).

Что касается ведомств, то в новом году львиную долю расходов на себя взяли Минсоцполитики (150 млрд грн, из которых 139 млрд отдали Пенсионному фонду) и Минобороны (86 млрд). Причем в сравнении с прошлым годом у Минсоца забрали почти 2 млрд грн, а Минобороны прибавили 3 млрд.

Астрологи спрогнозировали Украине 2018 год: новый президент, прорыв по Донбассу и доллар по 40 грн

К слову, другим силовикам также подкинули средств: ведомству Авакова отдали 65,9 млрд грн (в этом году – 63,9 млрд грн), в частности, Нацгвардии – 10,9 млрд грн (9,7 млрд грн), Нацполиции – 24,2 млрд грн (23,4 млрд грн). НАБУ и НАПК, вокруг которых нынче кипят страсти, останутся с тем же, а вот ведомству соратника президента Юрию Луценко добавят на зарплату. ГПУ увеличили эту статью на 327 млн грн.

На этом фоне незаметной выглядит прибавка Минобразования – 31,3 млрд грн (было 30,8 млрд грн), чуть больше досталось Минкульту – 6,3 млрд грн (5,4 млрд грн), а на медицину и вовсе денег пожалели – 26,5 млрд грн против прошлогодних 31,5 млрд.

Зато депутаты не поскупились расширить траты на зарплаты чиновников: в частности, Максим Курячий из БПП внес поправку, которой бюджетный комитет расширил расходы на зарплаты аппарату Верховной Рады на 49 млн грн, Госуправлению делами – на 21 млн грн, Кабинету министров – на 23 млн.

Как рассказал «Вестям» экономист Александр Охрименко, в целом бюджет на следующий год никаких радикальных улучшений не несет: «Повышение «минималки» до 4100 грн, как это недавно обещал президент, может состояться разве что в конце 2018 года.

Это очередной пиар-ход, который используют, чтобы задобрить народ под выборы, и он, скорее всего, сработает. С другой стороны, прожиточный минимум хотя бы отдаленно приблизится к реальному только 1 декабря следующего года.

На 1700 грн прожить нельзя, реально эта цифра должна составлять минимум 3 тысячи».

«На них можно будет купить только кефир и хлебушек»: Гройсман пообещал среднюю зарплату до 10 тыс. грн

Инфляция в 9%, считает экономист, как и реальный процент ВВП гораздо выше, чем он есть в нынешнем бюджете: «Поскольку цены у нас зависимы от импорта, из расчетов депутатов выходит так, что цены на импортные товары должны вырасти, но на украинские товары значительно уменьшиться.

Экономист Андрей Новак и вовсе называет бюджет-2018 копией нынешнего.

«Структурно доходы и расходы почти ничем не отличаются, просто получилось, что к бюджету этого года прибавили показатель инфляции и по факту экономические результаты мало чем будут отличаться от тех, что есть в этом году: рост ВВП и инфляции будут аналогичными, продолжится девальвация гривны до 30 грн/$ к концу 2018 года», – пояснил он.

По его мнению, есть и неоднозначные статьи: в частности, они касаются увеличения госдолга на 231 млрд гривен и получения доходов от приватизации – 22,5 млрд грн.

«Для сравнения в 2017 году закладывали 17 млрд и получили чуть более миллиарда. Даже не представляю, что можно на эту сумму продать. Соответственно, всю эту строку расходов можно смело прибавлять к дефициту бюджета.

То есть реальный дефицит бюджета составит около 100 млрд гривен», – считает Новак.

Также, по его словам, резкое повышение зарплат спровоцирует уход предприятий в тень, что продолжит прошлогоднюю тенденцию, когда людей массово увольняли или прятали в документах.

С ним согласен и экономист Юрий Гаврилечко, который также говорит, что по факту для малых предприятий не создали никаких поблажек, а под ударом снова окажутся как раз те предприниматели, которые платят единый налог.

Скандальный законопроект «Покупай украинское» депутаты приняли за основу

Акциз будет расти вместе с инфляцией

Кроме того, попутно в Налоговый кодекс протащили еще одну поправку: согласно ей, вчера также был ограничен беспошлинный ввоз товаров как при пересечении границы, так и при пересылке товаров почтой.

В частности, самостоятельно украинцы смогут ввести товаров из-за рубежа в пограничных пунктах на 500 евро и на 1000 евро в самолете, но теперь налогом не будут облагаться товары в том случае, если вы пересекаете границу не чаще, чем один раз в 72 часа – в противном случае без налогов вы сможете провести товары только на 50 евро.

Читайте также:  Проводки дт 51 и кт 51, 62, 66, 91 (нюансы) - все о налогах

Также фактически начнет действовать запрет и на международные пересылки физлицам – в сумме без налогов украинцы смогут получить всего три посылки в месяц стоимостью не более 150 евро, хотя раньше, чтобы обойти ограничение в 150 евро, предприимчивые украинцы могли делить посылки и отправлять их сколько угодно раз.

Напомним, в прошлом году похожую инициативу уже удалось отклонить, но депутаты, как оказалось, снова нашли лазейку. «От такой инициативы получат прибыль торговые сети-монополисты и контрабандисты на западных границах страны.

Кроме того, есть риск, что часть товаров, которые не смогут ввести через контролируемую границу, могут попытаться отправить через неподконтрольный Донбасс», – считает Гаврилечко.

Киевские таможенники снова задержали посылки для Тома Сойера, Дона Корлеоне и Джека Воробья

Что касается акциза на сигареты и алкоголь, то по словам Охрименко, к Украине сейчас выдвинуто требование, что цены на эту категорию товаров уже с нового года должны быть вровень с европейскими.

А по мнению Гаврилечко, поскольку акциз теперь будет повышаться на процент роста инфляции, то и цены у нас будут расти в такой же пропорции, причем не только на алкоголь и табак, но и на бензин и даже на продукты питания.

Как выяснили «Вести», рост минимальной зарплаты в 2018 году не спасет: все равно купить на чуть подросшие зарплаты украинцы смогут даже меньше, чем сейчас. Все эксперты также едины в том, что рост минимальной зарплаты вызовет рост цен на все продукты питания и товары.

 По мнению экономиста Юрия Гаврилечко, цены на продукты будут расти, а производители будут стараться, чтобы как можно больше товаров вывести за рубеж и там продать. «Поэтому на внутреннем рынке может возникнуть дефицит продуктов, а значит, будет падать качество», — говорит эксперт.

 Как рассказал «Вестям» директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, социальные продукты могут в среднем прибавить в цене 15-20%.

  • ВЕСТИ
  • Украина
  • Новые зарплаты депутатов и поборы с простых украинцев: что заложили в бюджет-2018

Источник: https://vesti-ukr.com/strana/268676-novye-zarplaty-deputatov-i-pobory-s-prostykh-ukraintsev-chto-zalozhili-v-bjudzhet-2018

Бензином решено обогнать инфляцию

Правительство приняло решение в два этапа дополнительно поднять акцизы на топливо: на 50 коп. за 1 л с 1 января 2018 года и на такую же сумму — с 1 июля, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Это много выше, чем предусмотрено Налоговым кодексом: индексация на инфляцию в 4% должна равняться примерно 30 коп. акциза за 1 л бензина и 23 коп. за 1 л дизельного топлива.

Допдоходы бюджета составят 55–60 млрд руб., говорят чиновники. При этом из-за повышения акциза на 50 коп. 1 л топлива в рознице может подорожать на 1,5%, или на 60 коп. Кроме того, есть еще рыночные риски опережающего роста цен до конца 2017 г.

— на целых 2,8 руб. за 1 л. При индексации на инфляцию средняя цена топлива может превысить в 2018 г. психологически важные 40 руб., цитирует он письмо.

Минэнерго предлагает повышать акцизы 1 апреля и 1 сентября, дополнительные доходы составят 39 млрд руб.

Решение предварительное, но правительство будет на нем настаивать. При этом рентабельность переработки очень низкая, повышение акцизов будет полностью заложено в стоимость конечной продукции, говорят собеседники издания, не отрицая необходимости вливаний в инфраструктуру Крыма и Калининграда.

Вот и лето прошло

Интересно, отмечает руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский, что лето мы пережили без традиционного резкого повышения цен на бензин. С мая по август цены повышались не более, чем на 3%. Вместе с тем, Минтранс уже  запросил деньги на строительство дорог в Калининградской области и Крыму — и это повышение, вероятнее всего, произойдет.

Вместе с тем решение правительства о повышении акцизов на топливо могут сильно усложнить задачу по контролю низких показателей инфляции, которая сейчас декларируется и активно реализуется властями.

Увеличение акциза на 50 копеек в январе и еще на 50 копеек в июле практически гарантируемо выведут среднюю стоимость литра бензина АИ-92 на уровень 38 рублей в рознице (с нынешних менее, чем 37 руб., скажем, в Подмосковье). А литр дизеля превысит сегодняшние показатели стоимости АИ-95.

Все это, полагает Валентин Островский, подстегнет к росту уровня цен на большинство товаров и негативно скажется на показателях инфляции. Несколько непоследовательным видится подход правительства, которое борясь с инфляцией, предлагает меры, которые явно простимулируют инфляцию.

Не автоматически, но все равно вырастет

В России традиционно очень высокая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль, и в частности, нефтепереработку, отмечает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Это постоянная арена баталий лоббистов топливно-энергетического комплекса и представителей экономического блока правительства. Но вопрос несколько сложнее, и повышение акциза на 50 коп.

не означает автоматическое пропорционально повышение розничных цен на топливо. Нефтяные компании имеют в своем арсенале сразу же несколько вариантов реакции на подобные инициативы.

Когда нагрузка начинает возрастать, в экспертном сообществе запускается дискуссия о том, что энергетикам выгоднее импортировать сырую нефть, а не производить топливо на территории страны.

В наиболее острую фазу подобных противостояний, рассказывает аналитик, в ряде регионов даже возникали топливные кризисы.

Еще один вариант – это увеличение нагрузки на конечных потребителей, которое приводит к резкому росту инфляционного давления, что нервирует монетарные власти и ФАС.

В конечном счете, система всегда находит некоторое равновесное состояние, нефтяники получают какие-то уступки, но цены на топливо при этом в любом случае растут.

В то же время увязывать текущие инициативы с необходимостью финансировать проекты в Крыму и Калининграде вряд ли стоит, поскольку в реальности речь идет о более комплексном процессе, считает Артем Деев. При этом некоторый рост розничных цен вполне вероятен, поскольку мы видим достаточно низкую инфляцию, и этот аргумент, без сомнения, будут использовать лоббисты нефтяной отрасли.

Источник: https://expert.ru/2017/09/18/aktsizyi-na-benzin/

Последствия влияния инфляции на налоговые доходы бюджета и их корректировка

УДК 336.02

Р. К. Шакирова, А. Е. Сапунова, И. В. Романюк Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Последствия влияния инфляции

на налоговые доходы бюджета и их корректировка

В статье проведен ретроспективный анализ номинальных и реальных налоговых доходов бюджета в части налоговых платежей, взымаемых по твердым ставкам, за период с 2006 по 2014 гг.

, дана оценка факторов, влияющих на динамику налоговых доходов бюджета.

Сгруппированы приемы сглаживания воздействия инфляции на сумму налоговых поступлений, используемые в современной практике налогового администрирования России.

Ключевые слова: инфляция, фискальная система, эффекты воздействия, адаптационная политика, твердые (специфические) налоговые ставки, номинальные поступления, реальные поступления, индекс-дефлятор.

Половина действующих налогов в России полностью или частично исчисляется исходя из твердых ставок в денежном выражении. Такие ставки установлены в отношении акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, госпошлины; водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов, налога на игорный бизнес, транспортного налога.

По последним четырем из перечисленных видов платежей размеры ставок не пересматривались с момента их установления Налоговым кодексом РФ. Размеры госпошлины повышались в 2009 г. и в конце 2014 года. Вместе с тем для построения эффективной налоговой системы [1] в условиях инфляции государству необходимо активнее использовать методы адаптационной политики [4].

Согласно данным Федеральной налоговой службы [3], максимальный объем поступлений водного налога, сбора за пользование объектами животного мира и налога на игорный бизнес приходился на 2006-2007 гг.

— период общего подъема российской экономики (табл. 1).

С 2008 года наблюдается уменьшение объема поступлений в бюджетную систему РФ по указанным платежам, что можно частично объяснить последствиями мирового кризиса.

Снижение фискальной функции перечисленных налогов и сборов связано с проблемами развития отраслей экономики, на которые в большей степени ложится бремя уплаты данных платежей. В России в упадочном состоянии находится рыбный промысел, после реформ 2009 г. свернуло деятельность большинство занимающихся игорным бизнесом организаций. Судя по приведен-

ным данным, предприятия, являющиеся плательщиками водного налога, также не могут восстановиться после кризиса 2008-2009 гг. [5], что связано с общими проблемами организации произ-производства в стране.

Ежегодный рост поступлений в бюджетную систему России происходит по госпошлине и транспортному налогу. За 2006-2014 гг. сумма доходов федерального бюджета РФ, связанная с их взиманием, возросла более чем в 3 и в 4 раза соответственно.

Механизм воздействия инфляции на налоговые доходы бюджета при применении твердых налоговых ставок заключается в инфляционном обесценении налоговых поступлений, в случае если ставки не пересматриваются в течение длительного периода времени. По официальным данным [2], годовой уровень инфляции в России за период с 2006 по 2014 гг. колебался в пределах от 6,10 % в 2011 г. до 13,28 % в 2008 г. (табл. 2).

Данные, представленные в таблице 3, отражают динамику реальной величины бюджетных поступлений, скорректированной с учетом инфляции.

В связи с резким падением объема налоговых поступлений по сборам за пользование объектами животного мира, водному налогу и налогу на игорный бизнес разрыв между номинальными и реальными платежами снижается (табл. 4). Таким образом, влияние инфляции уменьшается. Однако данный факт не говорит о том, что явление имеет положительную динамику, поскольку связано с падением бюджетной эффективности названных налогов и сборов.

Таблица 1

Фактические (номинальные) поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 14249 14836 13017 8091 6174 3860 2757 2483 2202

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5655 5857 1492 388 426 411 411 406 430

Налог на игорный бизнес 31127 31549 26432 10998 -115 86 291 460 525

Госпошлина 4058 4584 6214 8541 10459 10416 11251 12569 14297

Транспортный налог 26948 40330 53102 62029 75616 83203 90164 106133 117533

Таблица 2

Динамика годового индекса инфляции в России за 2006-2014 гг.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Показатель инфляции, % 9,00 11,87 13,28 8,80 8,78 6,10 6,58 6,45 11,36

Таблица 3

Реальные бюджетные поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 12966 13074 11288 7379 5631 3624 2576 2322 1951

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5145 5162 1294 353 389 385 384 379 381

Налог на игорный бизнес 28325 27804 22921 10030 -125 80 272 430 465

Госпошлина 3692 4040 5388 7789 9540 9781 10510 11758 12673

Транспортный налог 24522 35543 46049 56570 68976 78127 84231 99287 104181

Таблица 4

Разница между реальными и номинальными бюджетными поступлениями по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 1283 1762 1 729 712 543 236 181 161 251

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 510 695 198 35 37 26 27 27 49

Налог на игорный бизнес 2802 3745 3 511 968 10 6 19 30 60

Госпошлина 366 544 826 752 919 635 741 811 1624

Транспортный налог 2426 4787 7053 5459 6640 5076 5933 6846 13352

За период с 2006 по 2014 гг. сумма поступлений по водному налогу упала в почти в 6,5 раза, по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — более чем в 13 раз, а по налогу на игорный бизнес — почти в 60 раз.

В отношении госпошлины в 2009 г. была проведена частичная индексация твердых ставок, что не могло не отразиться на сумме поступлений в бюджет. Увеличение в 3,5 раза доходов бюджета, связанных с взиманием госпошлины, также можно объяснить увеличением количества обращений

юридических и физических лиц к уполномоченным органам за совершение юридически значимых действий.

Рост почти в 4,5 раза суммы поступлений в бюджет по транспортному налогу связан с ростом количества транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщиков.

Поскольку объемы платежей по государственной пошлине и транспортному налогу имеют положительную динамику, уровень влияния инфляции на величину реальных налоговых поступлений по ним также растет.

Современной практикой администрирования налогообложения в России наработано несколько приемов сглаживания негативных последствий инфляции, к которым можно отнести:

ежегодное установление ставок налога в размерах, учитывающих изменение индекса цен. В качестве примера можно привести акцизы.

Другим примером является единый налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения (в данном случае может изменяться не размер налоговых ставок, а величина потенциального годового дохода, которая лежит в основе расчета налога). Указанный метод корректировки элементов налогообложения (ставок, налоговой базы) достаточно трудоемок;

введение на определенный период ежегодных прогрессивно увеличивающихся коэффициентов, действующих с периодической цикличностью.

Для российской налоговой системы опыт введения подобных методов противодействия инфляции нов и касается водного налога. Соответствующие поправки были приняты лишь в конце 2014 г.

и начали действовать только с января 2015 г. На сегодняшний день нет аналитических данных,

позволяющих сделать выводы о последствиях применения указанных коэффициентов. Недостатком метода является то, что размер налоговых ставок определяется налогоплательщиком самостоятельно и требует округлений;

— применение индекса-дефлятора, который устанавливается ежегодно на правительственном уровне и должен учитывать изменение индекса цен за предыдущий период.

Этот прием в отечественной практике используется давно в отношении единого налога на вмененный доход и, несмотря на то, что в данном случае корректировка касается величины налоговой базы, подобная практика может быть распространена на другие виды налоговых платежей в части налоговых ставок, так как вполне оправдывает себя.

Читайте также:  Заполняем приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) - все о налогах

На наш взгляд, третий из перечисленных способов является наименее трудоемким и простым в практическом применении. Введение индекса-дефлятора целесообразно в отношении рассчитываемых по твердым ставкам налогов.

Величина индекса должна учитывать фактическое изменение уровня цен за период, прошедший с момента установления специфических ставок. За период с 2006 по 2014 гг. уровень инфляции достигал в среднем примерно 10 %.

В связи с этим для оценочных расчетов логично использование повышающих коэффициентов в следующих размерах: 2006 — 1,1; 2007 — 1,2; 2008 — 1,3; 2009 — 1,4; 2010 -1,5; 2011 — 1,6; 2012 — 1,7; 2013 — 1,8; 2014 — 1,9.

Для оценки последствий применения указанных индексов определены суммы реальных налоговых поступлений, скорректированные с учетом соответствующих коэффициентов (табл. 5).

Таблица 5

Реальные поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., определенные с учетом корректирующих коэффициентов, млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 14262,8 15689,1 14674,3 10330,0 8446,8 5798,3 4378,5 4180,5 3707,6

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5659,9 6194,2 1682,0 494,4 583,0 616,3 652,1 682,3 723,2

Налог на игорный бизнес 31157,2 33364,7 29797,9 14041,8 -188,2 128,7 462,0 773,8 883,6

Госпошлина 4061,1 4847,9 7005,0 10904,7 14310,0 15649,1 17866,9 21164,5 24078,1

Транспортный налог 26974,0 42651,2 59864,2 79198,2 103464,5 125003,3 143192,7 178716,9 197943,1

Применение повышающих коэффициентов животного мира может нивелировать действие к ставкам сборов за пользование объектами инфляции на величину поступлений в бюджет

по сбору. Сумма сбора, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов, даже превосходит сумму номинальных платежей по сбору, отраженных в отчетности ФНС РФ.

Так, сумма номинальных поступлений составляет: 2006 г. — 565 4265 тыс. руб.; 2011 г. -410 221 тыс. руб.; 2014 г. — 429 431 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. — 5 659 919 тыс. руб.; 2011 г. — 616 317 тыс. руб.; 2014 г. — 723 231 тыс. руб.

В отношении водного налога также наблюдается устранение негативного влияния инфляции, хотя и происходит общее снижение объема платежей, которое не связано с инфляционными явлениями.

При этом сумма номинальных поступлений по данному налогу составляет: 2006 г. -14 248 596 тыс. руб.; 2011 г. — 3 859 331 тыс. руб.; 2014 г. — 2 201 473 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. — 14 262 844 тыс.

руб.; 2011 г. -5 798 259 тыс. руб.; 2014 г. — 3 707 633 тыс. руб.

То же самое можно сказать и по поводу налога на игорный бизнес. Номинальные поступления по налогу составляют: 2006 г. — 31 126 117 тыс. руб.; 2011 г. — 85 679 тыс. руб.; 2014 г. — 524 644 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. — 31 157 243 тыс. руб.; 2011 г. — 128 725 тыс. руб.; 2014 г. -883 584 тыс. руб.

Положительная динамика объемов поступлений по государственной пошлине, как указывалось ранее, не устраняет отрицательных последствий инфляции (даже, наоборот, усиливает их).

Вместе с тем применение индекса-дефлятора при расчете величины данного сбора может устранить нежелательный эффект, связанный с инфляцией. Так, величина номинальных поступлений составляет: 2006 г. — 4 057 016 тыс. руб.; 2011 г. -10 416 047 тыс. руб.; 2014 г. — 14 296 825 тыс. руб.

Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. — 4 061 074 тыс. руб.; 2011 г. — 15 649 069 тыс. руб.; 2014 г. -24 078 141 тыс. руб.

Для транспортного налога характерна аналогичная ситуация. Размер номинальных поступлений составляет: 2006 г. — 26 947 093 тыс. руб.; 2011 г. -83 202 428 тыс. руб.; 2014 г. — 117 532 227 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. — 26 974 040

тыс. руб.; 2011 г. — 125 003 328 тыс. руб.; 2014 г. -197 943 075 тыс. руб.

Таким образом, применение к твердым налоговым ставкам повышающих коэффициентов, размер которых сопоставим с индексом инфляции, позволяет не только устранить воздействие инфляционного фактора, но и обеспечить рост реальных налоговых поступлений.

Приведенные обстоятельства приводят к выводу о необходимости ежегодной корректировки специфических налоговых ставок тем или иным методом.

На сегодняшний день в российской налоговой системе применяется несколько способов проведения таких корректировок.

Наименее трудоемким из всех этих методов, на наш взгляд, является применение индекса-дефлятора, устанавливаемого ежегодно с учетом уровня инфляции.

Ш

1. Гринкевич А. М. Теоретические подходы к формированию эффективно-справедливой налоговой системы // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20). C. 131-137.

2. Индекс потребительских цен в % к декабрю предшествующего года. URL: https://base.garantru/149900/#ixzz3aH£hIDyp (дата обращения 15.04.2015).

3. Материалы официальной отчетности ФНС РФ. URL: https://www. nalog. ru/rn12

4. Шакирова Р. К. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика // Финансы и кредит. 2015. № 2. С. 22-38.

5. Шакирова Р. К. Налоговая политика в системе государственного антициклического регулирования // Модернизация национальной экономики: проблемы и решения: коллективная монография. М.: ООО «ЭКЦ «Профессор». 2014. С. 377-403.

1. Grinkevich A. M. Teoreticheskie podkhody k formirova-niyu effektivno-spravedlivoi nalogovoi sistemy, Vestnik Toms-kogo gos. un-ta, Ekonomika, 2012, No. 4 (20), pp. 131-137.

2. Indeks potrebitel'skikh tsen v % k dekabryu predshestvuyu-shchego goda. URL: https://base.garant.ru/149900/#ixzz3aHfhIDyp (data obrashcheniya 15.04.2015).

3. Materialy ofitsial'noi otchetnosti FNS RF. URL: https://www. nalog. ru/rn12

4. Shakirova R. K. Inflyatsiya, antiinflyatsionnaya politika i nalogi: teoriya i praktika, Finansy i kredit, 2015, No. 2, pp. 22-38.

4. Shakirova R. K. Nalogovaya politika v sisteme gosu-darstvennogo antitsiklicheskogo regulirovaniya, Modernizatsiya natsional'noi ekonomiki: problemy i resheniya: kollektivnaya monografiya, M.: OOO «EKTs «Professor», 2014, pp. 377-403.

УДК 336.02

R. K. Shakirova, A. E. Sapunova, I. V. Romanyuk Mari State University, Yoshkar-Ola

Consequences of the impact of inflation

on tax revenues and their adjustment

The article gives a retrospective analysis of nominal and real tax revenues in terms of taxes, is charged at a flat rate for the period from 2006 to 2014. The factors affecting the dynamics of tax revenues were assessed. The research grouped techniques smoothing the impact of inflation on the amount of tax revenue used in current practice of tax administration in Russia.

Keywords: inflation, fiscal system, the effects of, adaptation policies, fixed (specific) tax rates, nominal revenues, actual revenues, deflator index.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-vliyaniya-inflyatsii-na-nalogovye-dohody-byudzheta-i-ih-korrektirovka

Эксперты: Продавцы бензина переложат дополнительные расходы из-за роста акцизов на потребителей | Rusbase

С 1 апреля в России повышаются налоговые ставки акцизов на топливо. Закон был в ускоренном порядке принят Госдумой и Советом Федерации в конце прошлой недели, а сегодня его подписал президент России Владимир Путин. Эксперты говорят, что в связи с этим можно закладывать рост цен на бензин еще на 2-3 рубля за литр, что, впрочем, будет в пределах инфляции.

Фото: Shutterstock

С 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повышается на 2 рубля в расчете на литр топлива. Акциз на автомобильный бензин 5-го класса, действующий с 1 апреля по 31 декабря 2016 года, составит 10130 рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо вырастет на 1 рубль в расчете на литр.

Государство планирует за счет роста акцизов получить дополнительный доход примерно в 89,3 млрд рублей, что позволит сократить дефицит бюджета, поясняет главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.

Из-за драматического снижения цен на нефть нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году сократились на 6%. По ее словам, розничные цены на бензин и дизель растут в среднем на 7-10% в год.

«Тем не менее, в 2015 году темпы роста замедлились до 5%, что было связано с контролем ФАС. Однако на фоне увеличения топливных акцизов цены на бензин и дизель могут продолжить расти.

По нашим оценкам, можно закладывать рост цен еще на 2-3 рубля за литр, что будет в пределах инфляции: наш прогноз по ИПЦ на конец 2016 года — 8,3%. Безусловно, рост цены произойдет не в моменте, а постепенно — в течение года», — говорит Крылова.

В Минфине ожидают, что рост стоимости бензина за год будет ниже уровня инфляции и составит примерно 5%. По словам замглавы ведомства Юрия Зубарева, максимально негативный эффект в ценах на бензин будет наблюдаться в том случае, если производитель полностью переложит это повышение на потребителя.

«С учетом 18% НДС это составит 2,36 рубля при розничной цене на бензин 34-35 рублей за литр 92-го бензина. Это означает рост цен из-за акциза на 6,5-7%, то есть максимально возможный рост цены именно из-за повышения акцизов будет находиться в пределах прогнозированного уровня инфляции», — подчеркнул Зубарев (цитата по ТАСС).

Безусловно, повышение акциза приведет к росту цен, поскольку НПЗ и так работают на грани рентабельности, и заправки фактически могу варьировать цену только в пределах розничной наценки, которая не так велика (5-20%), и у небольших сетей, где она выше — возможностей сократить эту наценку не так много, отмечает аналитик ИК «Премьер» Илья Балакирев. Поэтому стоит ожидать повышения цены на топливо пропорционально росту акциза (примерно на рубль за литр). По мнению эксперта, есть вариант, когда попытаются применить «ручное управление» и «попросят» крупные сети не повышать цены — это может привести к уходу с рынка мелких игроков. 

Напомним, что в этом году акцизы на топливо уже повышались — с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 рубля. До этого дважды в год акциз рос в 2013 году.

В условиях рынка увеличение акциза и изменение розничной цены вовсе не связаны таким непосредственным образом, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Для примера, средняя цена 92-го бензина на 1 января 2015 года составляла 32,55 рубля за литр, 31 декабря 2015 года 33,83 рублей, а сегодня, 29 февраля 2016 года, — 33,56.

По 95-му бензину средние цены составили 35,34 рублей, 36,65 рублей и 37,04 рублей соответственно, говорит эксперт.

«Колебания в пределах 1-1,5 рублей — это ведь намного меньше инфляции, не правда ли? При этом заметим, что 1 января 2016 ставка на бензин Евро-5 уже выросла на 36,1%, и это практически не сказалось на ценах», — говорит аналитик «Финама».

Он добавляет, что, кроме акцизов, в цене бензина еще и ставка НДПИ, и закупочные цены внутри ВИНК, и стоимость импортных составляющих производства, и покупательная способность потребителей.

«В конкурентной борьбе производители могу снизить отпускные цены с учетом подешевевшего отечественного сырья, так как возможности равномерно перераспределять издержки внутри вертикально интегрированных компаний, хотя и ограничены, но еще имеются.

Но по мере исчерпания этих возможностей, ниже издержек и разумной рентабельности никто из производителей топлива цену держать не будет. И тогда, конечно, любое повышение акцизов будет перекладываться на потребителей», — говорит он.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что закон о повышении ставок акцизов на автомобильный бензин — непопулярная, но необходимая мера. По ее словам, в бюджете не хватает средств на ремонт и строительство дорог.

При этом стоит отметить, что рост цен на бензин затронет и другие сферы. Поскольку логистика – одна из ключевых проблем в российской экономике, рост цен на топливо затрагивает практически любые другие отрасли, где хоть как-то присутствуют транспортные расходы — то есть почти все отрасли за исключением части сферы услуг, говорит Илья Балакирев.

Безусловно, продавцы бензина переложат дополнительные расходы из-за роста акцизов на потребителей, и в значительной степени эти расходы повысят цены и увеличат потребительскую инфляцию, говорит начальник аналитического отдела ИК РУСС-ИНВЕСТ Дмитрий Беденков.

По его словам, рост тарифов на перевозки грузов увеличит цену товаров и ляжет дополнительным бременем на конечных потребителей как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Несмотря на то, что отношение потребителей, особенно частного сектора, к ценам на топливо обладает некоторой эластичностью, и поэтому даже рост цен в пределах 5-10% не сильно скажется на объемах продаж, естественно, что этот рост и будет размазан тонким слоем на всех потребительских ценах в пределах той доли, которую составляет стоимость перевозок сырья и товаров в процессе производства и дистрибуции от добычи до прилавка, отмечает Алексей Калачев. «Условно говоря, в автоперевозках рост цен на топливо на 10%, если он действительно произойдет, отразится почти полностью, в розничных ценах на промышленные товары влияние может ограничиться 1-2%, а к цене сельскохозяйственной продукции добавится около 5%», — считает эксперт.

Читайте также:  Когда с аванса по зарплате придется удержать ндфл - все о налогах

«Лукойл уже потвердил, что он как производитель это повышение акциза неизбежно будет ретранслировать в цену своего продукта. Фискальная часть увеличивается, поэтому такие шаги предпринимаются, чтобы сохранить маржинальность.

Безусловно, рост цен на бензин приведет к росту цен на товары первой необходимости. Не критично, но рост будет. Кто-то будет урезать свою маржинальность, кто-то — нет», — говорит главный аналитик «Нордеа Банка» Денис Давыдов.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/article/eksperty-povyshenie-aktsiza-privedet-k-rostu-tsen-na-benzin/

Считать ли обоснованным повышение ставок акцизов?

В РФ основным законодательным актом по акцизному налогообложению является глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ, введенная в действие 01.01.2001г. В зависимости от функций, которые они выполняют (ст.181 НК) акцизы подразделяются на:

1) акцизы на подакцизные товары;

2) акцизы на алкоголь и табачные изделия – взимание данного вида акциза выполняет не только фискальную функцию налогов, но и преследует цель ограничения потребления населением вредных для здоровья продуктов;

3) акцизы на нефтепродукты (горюче-смазочные материалы) – фискальная функция, а также средство пополнения дорожных фондов (роль платежа за пользование дорогами);

4) акцизы на люксовые товары – выполняют перераспределительную роль, а также поощрение трудоемких производств (производство автомобилей, яхт, дорогой высокотехнологичной электроники и пр.).

Хотя, по сути, акциз – это косвенный налог, который взимается с налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, но фактически бремя налога ложится на покупателей путем установления более высокой цены на товары. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным. Но при этом хочется отметить, что акцизы являются наиболее собираемыми налогами в РФ.

В первую очередь, во всем мире власти используют акцизы как средство стимулирования отказа от вредных привычек, что способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Еще в 2008г. Россия присоединилась у Международной конвенции ВОЗ по борьбе против курения.

По данным Всемирного банка, в России от заболеваний, связанных с курением умирает до 400 тыс. чел, при этом курит около 44 млн. чел. Российская экономика теряет до 3% ВВП в год (более 1 трлн. руб.

), а от алкоголизма в стране ежегодно умирает до полумиллиона трудоспособного населения.

Более того, борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит более целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

В структуре доходов федерального бюджета на 2013 г. доля акцизов составляет примерно 2-3%. В 2014г. в федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере более 300 млрд руб. [1]

В январе 2013г. в Москве проходил круглый стол «Налогообложение алкогольной продукции: специфика и перспективы», на котором эксперты и представители министерств обсуждали результаты и перспективы регулирования отрасли с помощью акцизной политики.

По мнению специалистов, одним из наиболее эффективных методов снижения алкоголизма, существующих в мировой практике, является изменение структуры потребления и перенос акцента с крепких напитков на напитки с меньшим содержанием алкоголя. Достичь этого можно путем сбалансированной акцизной политики, т.е. установлением более высокой ставки акциза на напитки с высоким содержанием алкоголя и пониженной на напитки с меньшим содержанием алкоголя.

В последние годы в России усилилось государственное регулирование в пивоваренной отрасли в части производства и оборота пива, но при этом механизм регулирования потребления алкоголя населением не работает должным образом. Так, несбалансированный рост акциза на пиво приводит к росту цены и провоцирует рост потребления более крепких напитков. Согласно данным И.

Соколова – заведующего лабораторией Института экономической политики им. Гайдара «в России в 2010г. в структуре потребления (в пересчете на 1 литр чистого спирта на душу населения 15+ лет) на крепкий алкоголь приходилось 51%, на пиво – 38%, на вино – 11%».

С точки зрения мировых экспертов «идеальное соотношение», оказывающее наименьшее негативное влияние на здоровье, считается соотношение 15-50-35. Поэтому, чтобы переориентировать спрос, необходимо увеличить ставки на крепкий алкоголь в 2,5-3 раза от уровня ставок 2012г., а на пиво в 1,2-1,5 раз, что позволит снизить долю потребления крепких напитков [2].

При этом пивоваренная отрасль России в целом поддерживает политику государства в данной области, присоединившись к международному соглашению от 9 октября 2012г., принятому в Вашингтоне.

Но с другой стороны, руководители пивоваренной отрасли России отмечают, что еще в 2010 г. акцизы на пиво были уже увеличены в 3 раза (с 2009 г акцизы на пиво увеличились с 3 до 15 руб. – 400%, в 2014 г. планируется увеличить до 18 руб.). Начиная с 2010 г.

, поступления в бюджет акцизов на пиво на миллиарды рублей превысили сумму, полученную от поступлений акцизов на крепкий алкоголь. Поэтому дальнейшее несбалансированное увеличение акцизов на пиво приведет к росту потребительских цен и падению спроса.

Пивовары надеются, что, принимая законопроект «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ», предусматривающий индексацию ставок акцизов на 2016г.

, государство, повышая акцизы на пиво, будет придерживаться прогнозируемого уровня инфляции (5,4%), а в дальнейшем будет стремиться к понижению ставок.

Кроме того, высокие ставки акцизов ведут к росту нелегального, кустарного производства алкоголя, что наносит вред здоровью населения и повышает соответственно затраты на здравоохранение.

Надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно.

В итоге – потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет.

Особо хочется остановиться на табакокурении. Целью повышения акцизов на табак является противодействие курению, особенно среди молодежи.

Однако рост цен на сигареты не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в России в 2013г. потери бюджета составят 3,4 млрд. руб.).

Повышение ставок акциза на сигареты объясняется также необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату больничных.

Согласно английскому эксперту Крису Сноудону, «повышение стоимости пачки сигарет на 10%, снизит число курильщиков не более, чем на 2,3%» [3].

Это можно объяснить тем, что спрос на алкоголь и табак достаточно изменчив и всегда найдутся те, кто предпочтет в чем-то другом себя ограничить, чем откажется от потребления привычных товаров и услуг, даже если они наносят вред его здоровью. А в результате пострадает среднестатистический потребитель, чей доход уменьшится.

Таким образом, повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня жизни и здоровья населения, но и заботиться об увеличении поступлений в госбюджет, а также бороться с криминальными рынками в России.

Сегодня необходимо рассмотреть проблему акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей.

Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета нашей страны, однако изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции. Акциз на бензин в 2012 г. рос немного больше инфляции и составил в среднем 5,5 руб.

в цене 1 литра бензина, а в 2014 г. прогнозируется на уровне 7,5 руб., что меньше чем в европейских странах, поэтому в России цены на бензин сравнительно ниже.

Низкие цены на бензин стимулируют население покупать больше автомобилей, эксплуатировать старые машины, что в свою очередь негативно сказывается на экологической обстановке в крупных городах, которая еще больше обостряется из-за пробок на дорогах. При этом российская транспортная инфраструктура находится в очень плохом состоянии.

С одной стороны, доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП увеличились с 2005г. по 2011 г. в 6 раз [4, ст. 105-108], однако этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется повысить инвестиции до 4-4,5% ВВП.

С другой стороны, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, воровство, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо. Это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому с середины 2012г.

осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса. Как сообщил министр финансов РФ, Минфин предлагает подумать о повышении налогов на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний и ускоренного повышения экспортной пошлины на мазут, а также о повышении ставок акцизов на нефтепродукты для наполнения дорожных фондов. В.В.

Путиным подписан закон об индексации ставок акцизов с 2014 по 2016 г.- в 2014г. акцизы на бензин 4 класса составят 9 916 руб. за 1 тонну, а в 2015- 10 858 руб.

Повышение ставок акцизов способствует росту доходов бюджета, но в дальнейшем приведет к повышению социальной напряженности и негативно скажется на экономике. А самое главное это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на продукты, коммунальные платежи, проезд и, как следствие, снизится уровень жизни населения.

Экономическая политика государства должна быть направлена на обеспечение стабильности и доходности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности.

Практика ежегодного увеличения налоговых ставок говорит об отсутствии у Правительства РФ четкой программы экономического развития и прогнозируемой экономической политики.

Стабильность и доходность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики.

Сигареты в России стоят значительно дешевле не только по сравнению с экономически развитыми странами, но и с развивающимися (Турция, Таиланд).

Понятно, что чем выше цена на табачную продукцию, тем ниже спрос, и наоборот, а чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак (в большинстве европейских стран акциз на табак достигает 66% рыночной цены).

Но акцизы на табак должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

В отношении производства алкогольной продукции, доступность крепких алкогольных напитков, отсутствие контроля над продажей алкоголя несовершеннолетним, несбалансированное соотношение ставок акциза на крепкие напитки и пиво, привели к печальным фактам.

По итогам января 2013 г. впервые с 2006 г. в России отмечен 10% рост смертельных случаев от употребления алкоголя. Мировой практикой подтверждено оптимальное соотношение акцизной нагрузки в отношении пива и крепкого алкоголя как 1:3.

Но, к сожалению, в нашей стране алкоголизм приобрел масштаб национального бедствия, а имущественный и социальный ущерб огромен, что значительно превышает доходы от налогов и акцизов с алкогольной торговли.

Поэтому повышение акцизов на алкогольную продукцию обоснованно, даже если это может привести к экономическому кризису в стране.

Известно, что государство с каждого проданного 1 литра бензина почти половину средств забирает посредством акциза и НДПИ. В конце 2012 г. были подписаны поправки во вторую часть Налогового кодекса о повышении акцизов на бензин, поэтому можно ожидать к 2014г. увеличения акцизов до 45%. Конечно, это скажется на ценах, а также может привести к бензиновому дефициту в различных регионах страны.

«Повышение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета, однако в конечном итоге может иметь негативные последствия для российской экономики» ­ это точка зрения аналитика финансовой группы БКС Д. Дорофеева очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

Литература:

1.      Приложение № 3.1 к Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

2.      Гайдаровский форум 2013г. «Налогообложение алкогольной продукции: специфика и перспективы», utsgroup.ru›ru/news/short-news/5-n1

3.      «Налоги на пороки», Российская газета № 6105 от 18 июня 2013 г.

4.      Гатауллина А. А. Политика государственных расходов в области развития транспорта и дорожного хозяйства [Текст] / А. А. Гатауллина // Молодой ученый. — 2013. — №1.

Источник: https://moluch.ru/archive/67/11586/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]