Аудиторам добавят ответственности — все о налогах

Ответственность аудиторов

В конце сентября в Днепропетровске состоится V Международная конференция “Аудит XXI”, организатором которой является Днепропетровское территориальное отделение Союза аудиторов Украины (САУ). На конференции будут рассмотрены вопросы ответственности, места и роли аудиторов и бухгалтеров.

Поскольку среди предпринимателей немало тех, кто предоставляет аудиторские и бухгалтерские услуги, редакция “Частного предпринимателя” обратилась к Михаилу Крапивко – вице-президенту ВПГО САУ, председателю правления Днепропетровского ТО САУ с просьбой высказать свою точку зрения на проблемы ответственности аудиторов.

 Вопрос ответственности всегда является наиболее болевым и острым. Давайте спросим у себя: будем ли мы дорого платить за что-то без гарантий его полезности и защищенности? Ответ напрашивается сам собой.

Конечно, каждый клиент, заказывающий бухгалтерские или аудиторские услуги, должен знать: какую ответственность несут аудиторы и аудиторские фирмы.

В настоящее время существуют несколько видов ответственности аудиторов:

материальная ответственность за нанесенный ущерб (она должна быть оговорена в договоре на проведение аудита и не может превышать суммы фактически нанесенного ущерба);

профессиональная ответственность за качество выполненного аудита (оказанных услуг);

административная ответственность;

уголовная ответственность.

Отметим, что в Украине сложилась практика снижения материальной ответственности условиями договоров, и довольно часто она ограничивается размером стоимости аудиторских услуг. При этом материальная ответственность применяется к аудиторским фирмам, а не к аудиторам (наемным работникам этих фирм), которые сформировали мнение или выдали недостоверное заключение.

Наиболее часто применяемой является профессиональная ответственность. Меры взысканий оговорены в Законе Украины от 22.04.93 г. № 3125-XII “Об аудиторской деятельности” и применяются Аудиторской палатой Украины вследствие дисциплинарных расследований по результатам поданных жалоб и заявлений либо как результат проверки субъектов аудиторской деятельности.

Административная ответственность в Украине практически не применяется к аудиторам.

Что касается уголовной ответственности, то после того как Минтруда предоставило разъяснение о возможности расценивать действия аудитора или внешнего бухгалтера как соучастие при возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с неуплатой налогов, фальсификацией финансовой информации и целому ряду других уголовных преступлений в сфере хозяйственной деятельности, можно сказать, что создана правовая основа для привлечения аудиторов к уголовной ответственности за хозяйственные преступления клиентов как минимум в качестве соучастников.

Но и аудиторы, и аудиторские фирмы не хотят рисковать. Поэтому как один из способов снижения рисков рассматривают вопрос страхования ответственности аудиторов. Решит ли это какие-либо проблемы?

Говоря об ответственности аудиторов, необходимо понимать, каких целей мы хотим достичь и что простимулировать. Если перед нами стоит задача минимизировать риски пользователей аудированной финансовой отчетности, то мы можем развивать идею страхования ответственности аудиторских фирм и аудиторов.

То есть за деньги заказчика страховать риски того, что заказчик или третьи лица (пользователи) предъявят материальные претензии аудиторской фирме или аудитору.

Повышает ли такое страхование доверие к аудиторам? Становятся ли заказчики аудита или пользователи такой аудированной финансовой отчетности более защищенными или более уверенными в достоверности результатов аудита? Вопросы скорее риторические.

Вряд ли пользователям добавит уверенности знание того, что аудитор переложил на страховую компанию значительную часть материальной ответственности за результаты своей работы. При необходимости заказчики самостоятельно могли бы снять часть своих рисков от аудита, застраховав их. Но в таком случае страховые компании были бы вынуждены оценивать аудиторов, чтобы определить степень рисков.

Однако во время обсуждений путей дальнейшего реформирования аудита часто возникают идеи введения обязательного страхования ответственности аудиторских фирм и аудиторов.

Так, в трех законопроектах, подготовленных в настоящее время, присутствуют подобные нормы.

При этом еще и раздаются “прогрессивные идеи” создать “свою” страховую компанию либо дать право Аудиторской палате Украины определять уполномоченную страховую компанию.

Можно однозначно утверждать, что страхование аудиторских рисков не выполнит функций повышения доверия к аудиту со стороны заказчиков, пользователей и общества. Страхование необходимо руководству и собственникам аудиторских фирм для снижения негативного влияния недобросовестности и нечестности персонала.

Источник: http://chp.com.ua/all-news/item/19364-otvetstvennost-auditorov

Ответственность аудитора и аудируемого лица

Руководство экономического субъекта (аудируемого лица) несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту и точность налоговых расчетов и за правильность и своевременность уплаты причитающихся налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Перед проведением налогового аудита аудитор вправе потребовать от руководства экономического субъекта письменного подтверждения понимания того факта, что проведение налогового аудита не снимает ответственность с руководства экономического субъекта за правильность и своевременность исполнения обязательств по налогам и сборам, а также за выполнение требований действующих нормативных актов. Такое подтверждение может быть представлено в форме соответствующих положений договора на проведение налогового аудита или заявления об ответственности, подписанного руководителем организации.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за юридическое оформление предоставляемых аудитору документов, достоверность предоставляемой информации, документов и сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

В результате проведения налогового аудита могут быть выявлены нарушения налогового законодательства и искажение бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, то есть неверное отражение и представление данных из-за несоблюдения установленных правил исчисления, отражения и перечисления налогов и сборов.

В случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

Если руководитель экономического субъекта не сочтет нужным внести поправки и исправления в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, требуемые аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства.

Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство (главный бухгалтер, директор) несет ответственность по следующим основаниям: за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и справок; за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений; за неустранение или несвоевременное их устранение. А аудитор несет ответственность за правильность и полноту данных, отраженных в заключении и(или) отчете аудитора о выявленных им искажениях. Аудиторская организация несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении без разрешения экономического субъекта сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности, заполняемых налоговых деклараций и справок третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).

Морозова Ж.А. Налоговый аудит: практическое руководство.

Cм. также

Аудит и МСФО

Налоговый аудит — новое направление аудиторской деятельности

Учет расходов на аудит

Расходы на аудит, или все включено, господа

Источник: http://www.rusconsult.ru/common/news/news_2055.html

Налоговый аудит

ИП и все коммерческие организации обязаны платить налоги и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды различных уровней.

Налоговое российское законодательство и требования к экономическим субъектам часто меняются, ориентироваться в этой сфере без помощи профессионалов становится все трудней.

При этом мера ответственности при неграмотном ведении бухгалтерской и налоговой отчетности значительная.

Поэтому одной из популярных аудиторских услуг стал налоговый аудит, позволяющий заранее выявить ошибки и решить проблемы в штатном порядке.

Услуги аудиторов позволяют предотвратить нежелательные последствия при проведении проверок налоговыми инспекторами и избежать штрафных санкций.

Можно рассматривать проведение аудита, как генеральную репетицию перед налоговой проверкой, позволяющую избежать конфликтных ситуаций с органами государственной власти и минимизировать финансовые потери.

Специалисты проверяют правильность начисления суммы налогов, предупреждают возможные претензии и штрафные санкции.

Кроме того, услуга позволяет руководителям бизнеса оценить квалификацию своих сотрудников и разобраться насколько оптимально построен на предприятии налоговый учет, нет ли ошибок или лишних переплат.

Сегодня большинство российских компаний несет большую налоговую нагрузку, поэтому лишние штрафы никому не нужны.

Аудиторская организация проверяет всю налоговую и бухгалтерскую отчетность на предприятии, налоговые регистры, первичную документацию, договоры и пр.

Налоговый аудит относится к сопутствующим услугам и проводится на договорной основе по инициативе владельцев бизнеса или руководства компании. Некоторые клиенты предпочитают, чтобы проверка налоговой отчетности выполнялась при проведении общего аудита на предприятии.

Однако это не позволяет в необходимой мере изучить весь объем налоговой информации. Только полноценный налоговый аудит поможет снизить налоговые риски.

Солидная аудиторская фирма знает требования контролирующих органов, положения нормативных актов и имеет большой практический опыт в этой сфере. Нет единой процедуры, как должна осуществляться проверка.

Профессионалы учитывают специфику организации и то, как осуществляется уплата налогов.

После рассмотрения налоговой и бухгалтерской отчетности специалисты составляют заключение о достоверности отчетных документов, дают рекомендации по устранению отклонений и ошибок и пр.

Состоит налоговый аудит из трех этапов

Первый — это предварительная экспертиза используемой системы налогообложения.

Квалифицированные специалисты анализируют основные факторы системы налогообложения, проверяют действующие схемы хозяйственных отношений, методики, при помощи которых исчисляются налоги.

Анализируется насколько грамотно в организации ведется документооборот, устанавливаются полномочия должностных лиц, ответственных за расчет и исчисления налоговых платежей.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

На данном этапе аудиторы знакомятся с особенностями хозяйственных операций в организации и с существующими объектами налогообложения. Предварительно оценивается уровень налоговых обязательств и возможные налоговые отклонения.

Подобные проверочные действия помогают оценить на каких участках налоговой системы скорей всего возникнут проблемы. Так, например, если экономический субъект поставляет за рубеж товары, то, как правило, трудности возникают с акцизами или с расчетом налогов на прибыль.

Еще можно сразу же выявить на каком участке проблем не возникнет. Чаще всего это касается транспортных налогов и отчислений на рекламу.

Второй этап — это непосредственная проверка правильности расчета и уплаты налогов и сборов в бюджет, а также во внебюджетные фонды.

Аудит может выполняться сплошным методом, когда проверяется вся документация, которая относится к налоговому учету или выборочным, при котором особое внимание уделяется проблемным участкам, выделенным на первом этапе.

Проведение проверки сплошным методом очень трудоемкое и не всегда целесообразное занятие, если у фирмы одна специализация и единая система налогообложения.

Налоговый аудит сплошным методом необходим только при проверке крупных предприятий с обособленными подразделениями, которые используют разные системы налогообложения. На втором этапе проверяется налоговая отчетность, соблюдение сроков уплаты, правильность расчета налогооблагаемой базы, правомерность применения налоговых льгот и специальных налоговых режимов.

В ходе проверки оценивается правильность расчета налога на прибыль, по акцизам, на добавленную стоимость, по таможенным пошлинам, на имущество, на землю, транспорт и выполнение других налоговых обязательств.

Анализируется насколько грамотно заказчик проводит расчеты с Фондом занятости, Фондом мед. страхования, Фондом соц. страхования, Пенсионным фондом и с другим внебюджетными структурами.

Кроме того, производится проверка актов налоговых органов, которые касаются вопросов налогообложения.

Качественная работа аудиторов невозможна без тесного сотрудничества с руководством организации, с юристами и с бухгалтерской службой.

Чтобы проверить насколько грамотно рассчитываются и уплачиваются налоги, профессионалы должны быть обеспечены достоверной информацией о том, какие проводятся сделки на предприятие.

Формальные сведения не позволяют аудиторам квалифицированно оценить все риски с точки зрения налогообложения.

Кроме того, если в ходе проверки аудиторская фирма выявила ошибки, бухгалтерия компании-заказчика услуг должна принять все меры к их скорейшему устранению. Если во время не была произведена уплата налогов, то произвести отчисления. В дальнейшем сотрудникам необходимо работать так, чтобы избегать подобных недоработок. Обнаруженные и исправленные ошибки не вносятся в отчет.

Заключительный этап — это подведение результатов и оформление аудиторского заключения, в котором профессионалы отражают свое мнение о правильности применения налоговых льгот, о полноте отражения и перечисления налогов и платежей в бюджет или во внебюджетные фонды и пр. Кроме отчета проверяющая организация составляет подробный отчет о проверке, о выявленных ошибках и о рекомендациях по их исправлению.

При обнаружении нарушений налогового законодательства специалисты рассчитывают негативные последствия для организации.

Дают рекомендации по улучшению системы налогообложения в организации, по внесению корректив в соответствии с изменениями требований законодательства, по организации внутреннего контроля, позволяющего следить за тем, насколько правильно осуществляется уплата налогов. В отчете делается итоговый вывод о текущем состоянии налогового отчета и об адекватности используемой системы налогообложения.

Ответственнность компании-аудитора 

Компания-аудитор несет ответственность за качество и полноту проверки.

Проверяющая организация должна сообщать руководству компании о результатах проверки и об ответственности за допущенные нарушения, в тех случаях, когда бухгалтерская служба не считает нужным вносить изменения в отчетность, в налоговые декларации и пр.

Добровольное проведение аудита может быть одноразовым или выполняться на постоянной абонентской основе. Может быть выполнен полный аудит или частичная проверка в отношении какого-либо налога или конкретной коммерческой сделки.

Сколько стоят услуги специалистов, которые выполняют налоговый аудит, зависит от специфики организации, от сложности и объема работ, от запущенности налогового учета, от целей заказчика и пр.

Для каждого клиента стоимость услуг будет индивидуальной. Услуга «Налоговый аудит» доступна и экономически оправдана.

Квалифицированное экспертное заключение позволяет выстроить разумную финансовую стратегию и заранее подготовиться к проверкам налогового органа.

Читайте также:  Справку о доходах белорусского работника заверять в налоговой инспекции не нужно - все о налогах

Аудиторская компания гарантирует полную конфиденциальность и реальную помощь при возникновении конфликтов с контролирующими органами.

Профессионалы несут материальную ответственность перед заказчиком за качество работ и представленные результаты проверки.

Вовремя проведенный аудит позволяет заказчикам сохранить деловую репутацию, избежать значительных штрафных санкций, минимизировать убытки и предотвратить банкротство организаций.

Поделиться

Источник: http://www.i-ias.ru/blog/audit_nalogi.html

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность.

Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.

4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности.

При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года.

Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС.

Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен.

Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно.

В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата.

Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности.

А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков.

Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник:

Источник: https://fingu.ru/blog/auditorov-obyazali-stuchat-na-klientov-i-eshche-tri-vazhnye-popravki/

Роль налогового аудита в снижении налоговой нагрузки предприятия

Терентьева Т. А., Антонова Н. А., Орлова Е. И. Роль налогового аудита в снижении налоговой нагрузки предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 592-599. — URL https://moluch.ru/archive/104/24233/ (дата обращения: 12.09.2018).

Предприятие, осуществляя свою деятельность, направленную на получение прибыли, взаимодействуют как минимум с тремя субъектами экономики: юридические лица (другие предприятия), физические лица (потребители) и государство.

К юридическим лицам, непосредственно взаимодействующим с предприятием, относятся поставщики, подрядчики, покупатели, партнеры, конкуренты, биржи, банки и другие организации.

К физическим лицам относятся непосредственные покупатели, собственники, инвесторы и другие, заинтересованные в деятельности предприятия физические лица.

Рис. 1. Взаимодействия предприятия с внешней средой

В соответствии со схемой возникает три типа взаимодействия предприятия с внешней средой.

Между предприятием и юридическими и физическими лицами происходит движение инвестиций, ценных бумаг, денежных средств, товаров, предметов и средств труда. Важно, что субъекты таких взаимоотношений равны между собой.

Контроль за правильностью выполнения условий взаимодействия осуществляют как сами участники, так и государство с помощью законодательства.

Третий тип взаимодействия — «предприятие — государство» имеет свою особенность. Во-первых, участники таких отношений не равны, так как государство определяет рамки, в которых может осуществлять свою деятельность предприятие.

То есть, государство устанавливает законодательную базу и осуществляет контроль над правомерной деятельностью и наказание в случае ее нарушения. Во-вторых, государство осуществляет свою деятельность за счет налоговых поступлений, которые обязано выплачивать предприятие.

Так как государство напрямую заинтересовано в налоговых выплатах, контроль над деятельностью предприятия осуществляют в данном случае налоговые органы. [2]

Рассмотрим более подробно налоговую нагрузку, которую испытывают предприятия. Согласно данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.07.2015 г. всего по России было проведено 16617250 камеральных проверок, 859261 проверок выявили нарушения (5,2 %) и привели к доначислению платежей (включая налоговые санкции и пени) 33 549 763 тыс. рублей. [1]

Результаты выездной проверки фискальных органов можно рассмотреть в таблице 1. Согласно ее данным 99,3 % выездных проверок приводят к выявлению нарушений и доначислению платежей, санкций и пени.

Таблица 1

Результаты выездных проверок налоговых органов по России по состоянию на 01.07.2015 г.

Вид выездной проверки Количество, единиц Дополнительно начислено платежей, тыс. рублей
Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой 14 568 140 404 135
из них: выявившие нарушения 14 461 X
Проверки организаций 12 857 136 922 065
из них: выявившие нарушения 12 760 X
Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 1 711 3 482 070
из них: выявившие нарушения 1 701 X

Рис. 2. Динамика налоговой нагрузки 2006–2014 гг.

Налоговая нагрузка на предприятия различных видов деятельности существенно изменилась за последние девять лет (см. диаграмма 1). В 2007 году наблюдалось резкое увеличение налоговой нагрузки по всем отраслям. В 2008 году налоговая нагрузка начала снижаться вплоть до 2010 года, достигнув значения ниже 2006 года.

Средняя налоговая нагрузка по всем видам деятельности с 2010 года по настоящий момент продолжает медленно повышаться. Самую большую налоговую нагрузку испытывают предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, на 2014 год их налоговая нагрузка составила 38,5 %, максимальное значение налоговой нагрузки 54,8 % составило в 2007 году.

Также испытывают большую налоговую нагрузку предприятия, занимающиеся деятельностью по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта и предоставляющие прочие коммунальные, социальные и персональные услуги. После них идут операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Наименьшую налоговую нагрузку испытывает оптовая и ризничная торговля. [3]

Взаимодействие налоговых органов и предприятия можно описать с помощью схемы.

Рис. 3. Взаимодействие государства с предприятием через налоговые органы

На предприятие при взаимодействии с налоговыми органами ложиться множество обязанностей. Оно должно соблюдать Налоговый кодекс, своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги, а в случае обнаружения ошибки налоговыми органами выплачивать штрафы. Здесь на помощь предприятию может прийти налоговый аудит, который осуществляется аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

Аудит налогообложения проводится в интересах предприятия. Поэтому налоговый аудит носит добровольный характер, т. е. предприятие самостоятельно принимает решение о необходимости проведения налогового аудита.

Аудит налогообложения позволит собственнику или управляющему контролировать деятельность бухгалтеров по ведению налогового учета. А также предупредить возникновение спорных вопросов с налоговыми органами.

Взаимодействие между предприятием и аудиторской организацией можно рассмотреть на схеме.

Рис. 4. Взаимоотношение предприятия и аудиторской организации

Организации легче оплатить услуги аудиторов, с целью дополнительной проверки налоговой отчетности, чем выплачивать штрафы. Особенно удобен налоговый аудит для крупных и средних предприятий, где штрафы за неправильное начисление и неуплату налогов достигают достаточно большое размеров (Таблица 2–4)

Таблица 2

Размеры штрафов за нарушения НК иКоАП РФ

Правонарушение Нормативный документ Ответственность по НК РФ
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе ст. 116 НК РФ Штраф в размере 10 тысяч рублей
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе ст. 116 НК РФ Штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета ст. 119 НК РФ Штраф в размере 5 процентов не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) ст. 119.1 НК РФ Штраф в размере 200 рублей
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода ст. 120 НК РФ Штраф в размере 10000 рублей
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода ст. 120 НК РФ Штраф в размере 30000 рублей
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы ст. 120 НК РФ Штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (неумышленно) ст. 122 НК РФ Штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора)
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (умышленно) ст. 122 НК РФ Штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора)
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ст. 123 НК РФ Штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (неумышленно) ст. 126 НК РФ Штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (умышленно) ст. 126 НК РФ Штраф с контролирующего лица в размере 100 000 рублей
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу налогоплательщиком — иностранной организацией ст. 129.1 НК РФ Штраф в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения

Таблица 3

Размеры штрафов за нарушения УК РФ

Правонарушение Нормативный документ Ответственность по УК РФ
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации совершенное в крупном размере ст. 199 УК РФ Штраф (в размере от 100 до 300 тысяч рублей или з/п или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет) или принудительные работы до 2 лет или арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
То же деяние, совершенное:а) группой лиц по предварительному сговору;б) в особо крупном размере ст. 199 УК РФ Штраф (в размере от 200 до 500 тысяч рублей или з/п или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) или принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Неисполнение обязанностей налогового агента совершенное в крупном размере ст. 199.1 УК РФ Штраф (в размере от 100 до 300 тысяч рублей или з/п или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет) или принудительные работы до 2 лет или арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
То же деяние, совершенное в особо крупном размере ст. 199.1 УК РФ Штраф (в размере от 200 до 500 тысяч рублей или з/п или иного дохода осужденного за период от 2 года до 5 лет) или принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере ст. 199.2 УК РФ Штраф (в размере от 200 до 500 тысяч рублей или з/п или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет) или принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Читайте также:  Может ли перешедший на осн предприниматель уменьшить доход от продажи недвижимости, приобретенной им на «упрощенке»? - все о налогах

Таблица 4

Размеры штрафов за нарушения КоАП РФ

Правонарушение Нормативный документ Ответственность по КоАП РФ
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе ст. 15.3 КоАП РФ Предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1 тысячи рублей
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе ст. 15.3 КоАП РФ Штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета ст. 15.5 КоАП РФ Предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей
Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде ст. 15.6 КоАП РФ Штраф на должностных лиц от трехсот до пятисот рублей

Литература:

  1.                Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/rn56/ (дата обращения 15.10.15)

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24233/

Уголовная ответственность аудиторов: реформа, которая коснется всех

Банк России получил права по надзору за аудиторской деятельностью и активно реформирует отрасль. В планах ввести уголовную ответственность аудиторов. В статье расскажем, какова ответственность аудиторов, а также на примере судебных дел посмотрим, за что им предъявляют претензии.

Используйте пошаговые руководства:

Аудит – это независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности. Ответственность аудиторов заключается прежде всего в:

  • качественном выполнении работы;
  • соблюдении требований государственных регулирующих органов;
  • сохранении конфиденциальной информации, полученной в ходе проверки.

Соответственно, претензии к аудиторским фирмам может предъявить как заказчик, так и государственные регуляторы и прочие пользователи проаудированной отчетности. Поскольку аудит можно рассматривать как социально значимую профессию, то существенные этические требования предъявляют профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации и само общество.

Скачайте полезный документ:

Отчет о результатах подготовки к аудиторской проверке

Чем должен заниматься аудитор

Первоначально аудитор рассматривался как ревизор, карикатурная канцелярская крыса, погруженная в изучение множества папок с документами. Со временем в обязанности аудитора вошли:

  • оценка достоверности отчетности;
  • проверка эффективности системы внутреннего контроля;
  • идентификация связанных сторон и конечных бенефициаров;
  • выявление фактов мошенничества;
  • содействие борьбе с коррупцией и терроризмом и…

Этот список не исчерпывающий.

Кроме того, клиенты рассматривают аудитора как партнера и неиссякаемый источник консультаций по учету и отчетности, юридическому сопровождению, эффективности бизнес-процессов и, конечно, налоговым вопросам. Поскольку получение своевременной и полной информации очень важно для аудитора, то в общении с сотрудниками клиента ему необходимы навыки дипломата и профессионального коуча.

Образно говоря, в настоящее время от аудитора ожидают способностей агента Джеймса Бонда, обладающего как минимум детектором лжи для выявления мошеннических и коррупционных действий руководства и хрустальным шаром для предсказания будущего банкротства.

Не сомневаюсь, что компании также могут много чего рассказать о взаимодействии с аудиторами. Но давайте обратимся к практике, когда точку во взаимоотношениях между аудиторами, компаниями и инвесторами ставят суд и государственные регуляторы (см. также как подготовиться к аудиторской проверке отчетности).

Ответственность аудиторов в России

Ответственность аудиторов в России предусмотрена за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения и разглашение аудиторской тайны. Регулирует аудиторскую деятельность одноименный Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.

Исторически от аудитора помимо мнения о достоверности финансовой отчетности ожидают еще и анализа налоговых рисков. В текущей судебной практике нет исков к аудиторам, выдавшим положительное заключение, в случае доначисления налогов и сборов после выездной налоговой проверки.

А в достаточно старом постановлении арбитражного суда 2006 года суд в первой и второй инстанциях (дело № А39-8206/20050129/17) отказался признать аудиторское заключение заведомо ложным, указав, что обязанность аудитора – выражение мнения о достоверности отчетности, а обязанность руководства компании – расчет налогов и представление налоговых деклараций в соответствии с действующим законодательством.

Судебную практику, когда аудиторы оспаривают заявления компаний о признании аудиторского заключения заведомо ложным, можно разделить на три основные категории.

1. Претензии к аудитору за некачественное выполнение работы в случае несогласия с аудиторским заключением

Так, вопросы документального оформления взаимодействия аудитора с заказчиками могут сыграть решающую роль в случае предъявления претензий.

2. Заявления от миноритарных акционеров в рамках корпоративных споров о выплатах совету директоров и получении конфиденциальной информации в ходе суда

Так, общество в лице миноритарных акционеров предъявляет к аудиторскому заключению существенно большие требования, чем действующее законодательство и введенные с 2017 года международные стандарты аудита.

Безусловно положительное аудиторское заключение рассматривается как подтверждение полного соответствия деятельности аудируемого лица всем законодательным актам, а также гарантия добросовестности собственников и руководства.

3. Иски от инвесторов и вкладчиков, принимающих решения на основании аудиторского заключения

В этих случаях инвесторы действуют по примеру мировой практики привлечения аудитора к солидарной ответственности за стратегию деятельности аудируемых компаний.

Инвесторы рассматривают безусловно положительные аудиторские заключения как свидетельство того, что аудиторы разделяют и даже поддерживают деятельность руководства и выступают в качестве рейтинговых агентств, давая определенную оценку способности компаний успешно осуществлять деятельность в обозримом будущем.

Существенная неопределенность, характерная для экономики в последнее время, нашла отражение в пересмотренном Международном стандарте аудита МСА 700, по которому аудитор должен включать в аудиторское заключение отдельный раздел в случае существенной неопределенности в непрерывности деятельности аудируемого лица.

Нужно отметить, что аудиторское заключение повсеместно используется как доказательство в гражданских спорах, например:

  • о взыскании с уволенного генерального директора понесенных убытков на основании проведенной аудиторами инвентаризации и подтвержденных данных бухгалтерского учета (решение от 18 апреля 2017 года по делу № А21-5489/2016);
  • взаимоотношениях банка и кредиторов и порядке расчета кредитных ковенант на основании проаудированной отчетности (решение от 19 сентября 2016 года по делу № А40-22882/2016);
  • расторжении договора в связи с изменившимся финансовым положением контрагентов, подтвержденным аудиторским заключением (решение от 9 марта 2017 года по делу № А19-19396/2016).

Как изменится ответственность аудиторов в ближайшее время

В каком направлении будут развиваться в России законодательство в области регулирования аудиторской деятельности и судебная практика, трудно предсказать. Назначение ЦБ РФ регулятором аудиторской деятельности свидетельствует о намеренном усилении роли государственных органов в проведении контроля качества аудиторских проверок и ограничении деятельности саморегулируемых организаций.

Законодательные инициативы в России в целом соответствуют мировым тенденциям:

1) расширить сферу взаимодействия аудиторов и государственных органов:

  • разрешить Федеральной налоговой службе запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах (одобрено Правительством РФ в феврале 2017 года);
  • расширить обязанности аудиторов уведомлять государственные органы о сделках или финоперациях аудируемого лица при подозрении в легализации преступных доходов или финансирования терроризма без предварительного уведомления клиентов;
  • ввести обязанность аудиторов сообщать в ЦБ РФ о фактах, затрагивающих интересы вкладчиков и кредиторов банков; 

2) повысить ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения:

  • для аудиторских компаний − штраф до полумиллиона рублей;
  • для аудиторов: если причинен существенный вред − уголовная ответственность, если не причинен – административная ответственность до 50 тыс. руб.

Как демонстрирует приведенная выше судебная практика, существенное увеличение штрафов за нарушение аудиторских стандартов не только российская инициатива. Это закономерное последствие, когда инвесторы принимают решения на основании проаудированной отчетности и от аудиторов ожидается разделение ответственности наравне с руководством аудируемых компаний.

Привлечение же аудиторов к уголовной ответственности – исключительная мера наказания. Нарушения нелегко доказать в суде, как все, что касается умысла. Число успешных судебных дел по привлечению к ответственности за умышленную дачу ложных показаний ничтожно. Маловероятно, что этот законопроект удастся реализовать на практике.

Однако масштабные реформы аудиторской деятельности, предложенные ЦБ РФ, аудиторское сообщество восприняло неоднозначно. Регулятор предложил:

  • повысить требования к уровню квалификации и профессиональной репутации аудиторов и аудиторских компаний, проводящих аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС);
  • сократить перечень компаний, подлежащих обязательному аудиту;
  • существенно ограничить полномочия саморегулируемых организаций;
  • ввести практически неограниченные полномочия ЦБ РФ в отношении разработки и утверждения законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и признания аудиторского заключения и финансовой отчетности недостоверными без решения суда.

В мировой практике обязанности регуляторов выполняют государственные органы, основная задача которых заключается в надзоре над аудиторскими компаниями, проводящими аудит отчетности публичных компаний (PCAOB, SEC, FRC).

Они обладают определенными полномочиями в сфере регулирования аудиторской деятельности, однако финальное решение в спорах между аудиторами, регуляторами и инвесторами выносит независимый суд.

Это повышает доверие общества к объективности и непредвзятости полученных выводов и обеспечивает равные права для всех участников рынка.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка РФ;
  • обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Введение же дополнительных обязанностей для ЦБ РФ потребует существенных материальных и временных ресурсов (квалифицированных кадров, в том числе не в сфере финансовых институтов), наработанных методик контроля качества, налаживания взаимодействия с саморегулируемыми организациями и профессиональными объединениями.

Кроме того, такое количество полномочий у одного регулирующего органа может негативно повлиять на всех участников аудиторской деятельности, заменив индивидуальный и вдумчивый подход на реформирование по принципу русской пословицы «лес рубят, щепки летят». Не лишним будет вопрос, как и кто будет регулировать деятельность самого «мегарегулятора».

В итоге несомненным остается только тренд на нарастающее ужесточение в сфере регулирования аудиторской деятельности и расширение сферы ответственности аудиторов.

ВИДЕО: новый порядок применения международных стандартов аудита

С 2017 года действует новый порядок применения международных стандартов аудита. Подробнее о нем, в том числе и об ответсвенности аудиторов, рассказывает Наталья Беляева, FCCA, менеджер отдела аудита компании «МАЗАР»

Подготовлено по материалам журнала «МСФО на практике»

Источник: https://fd.ru/articles/158726-ugolovnaya-otvetstvennost-auditorov-qqq-17-m6

Налоговый аудит

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным.

Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации.

Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту.

Читайте также:  Учет услуг банка при усн «доходы минус расходы» (нюансы) - все о налогах

Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к.

объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

  • подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов
  • общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
  • подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
  • минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит.

К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.

Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита.

Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

  • предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

  • провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
  • проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
  • проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка.

По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно.

Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация.

Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок.

Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации.

Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением.

В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации.

Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению.

Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

  • Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;
  • Оценка правомерности применения налоговых льгот;
  • Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:
    • налогу на добавленную стоимость,
    • акцизам,
    • налогу на прибыль организаций,
    • налогу на доходы физических лиц,
    • единому социальному налогу,
    • таможенным пошлинам и сборам,
    • налогу на имущество организаций,
    • транспортному налогу,
    • земельному налогу,
    • налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,
    • и т.д.
  • Оценка правильности расчетов с внебюджетными фондами, в том числе:
    • Пенсионным фондом РФ,
    • Фондом социального страхования РФ,
    • Фондом медицинского страхования РФ,
    • Фондом занятости РФ (по квотированию рабочих мест).
  • Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
  • Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
  • Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
  • Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
  • Разработка и представление:
    • рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
    • оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
    • рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
    • предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
    • предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
    • рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
    • рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
    • предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

По итогам проведения налогового аудита оформляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания, которое содержит обоснованные выводы и предложения, а именно:

  • выводы о состоянии налогового учета;
  • заключение об адекватности системы налогообложения деятельности компании;
  • информацию о потенциальных налоговых рисках;
  • возможности планирования налоговой нагрузки компании.

В результате проведения налогового аудита экономический субъект получает:

  • Оценку правильности определения налогооблагаемой базы.
  • Оценку правомерности применения налоговых льгот.
  • Оценку правильности расчета налоговых обязательств.
  • Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
  • Рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • Оптимальные механизмы исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
  • Рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот.

Ответственность аудиторов

Очевидно, что аудиторы, как и работники налоговых органов, способны выявить возможные нарушения действующего законодательства.

Однако цель налоговых органов — привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности, а цель аудиторов — снизить вероятность привлечения к ней организации.

Аудиторы не могут заставить своего заказчика принимать те или иные решения, они могут только дать обоснованные рекомендации.

Таким образом, в случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

Если бухгалтерия организации не сочтет нужным исправить существенные нарушения, выявленные аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства. Решение о том, следовать или не следовать рекомендациям аудиторской фирмы, остается за руководителем организации. Таким образом, аудиторская фирма освобождает себя от ответственности и перед законом, и перед клиентом в случае привлечения последнего к ответственности. Однако у аудиторской фирмы есть определенные обязательства перед клиентом. В частности, она несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации проверяемой организации. По окончании налогового аудита заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с налоговыми органами.

Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется: для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта; при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами; в других необходимых случаях.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

Источник: http://www.RAF-Ko.ru/index.php/uslugi-auditorskie-uridicheskie/auditorskie-uslugi-kompanii/nalogovij-audit-raf-i-ko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector