Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок
До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как необходимо реагировать на истребование документов вне рамок проведения ВНП?»
Вот что он нам рассказал:
«Существуют законные основания, когда у вас налоговики имеют право запросить документы, а когда вы имеете право в предоставлении документов отказать. Это все в Налоговом Кодексе.
Я бы обратил ваше внимание на другое.
Что, во-первых, надо оценить какие именно документы у вас истребуют налоговики. Если это документы, связанные с вашей текущей работой, то это одно. Если же истребуются документы, связанные с теми компаниями, работу с которыми бы вы не хотели показывать — это другое.
Далее, когда вы получили запрос о предоставлении документов по текущей вашей деятельности и вам в принципе нечего скрывать, но с некоторыми документами надо бы еще поработать, то в этом случае необходимо обратиться в налоговый орган и попросить немного больше времени, чем они вам предоставили. Основанием для отсрочки в передаче документов налоговикам может быть факт отсутствия руководителя, ответственного лица, отпуск главного бухгалтера или слишком большой объем испрашиваемых документов и т.п. Основанием получения отсрочки в предоставлении документов могут быть и другие случаи.
При это надо понимать, что в случае, если вы получили два требования, то к выполнению каждого следующего требования вы можете приступать только после исполнения предыдущего. Это ваше право.
А имеющуюся паузу в предоставлении документов вы можете использовать в свою пользу.
Если налоговики у вас истребуют документы, связанные с вашими «оптимизациями», то в этом случае надо очень хорошо взвесить все «за» и «против»: передавать документы и если передавать, то какие именно.
Таким образом, если вы примите решение передавать документы, то в этом случае вам следует хорошо подумать и подготовить ответы на вопросы, какие вам могут быть заданы налоговиками после того, когда они получат эти документы.
Вот для этого, что бы подумать вам и нужна пауза: посоветоваться с оптимизаторами, с адвокатом, главным бухгалтером, финансовым директором.
Т.е. вы должны понимать, что вы ответите на каждый заданный вам вопрос:
- как вы нашли вашего контрагента;
- кто именно с ним созванивался;
- с кем конкретно вы вели переговоры по сделке;
- как передавались документы;
- как материал поставлялся или как и кем работы выполнялись, назовите ФИО работников;
- по какому телефону вы связывались с вашим контрагентом и т.п.
Ответы из серии: давно это было и я ничего не помню, а документы привозил курьер, а в офисе контрагента я никогда не был, все так делают и у всех «прокатывает» — не проходят.
Еще раз, ответ из серии «ничего не помню, давно это было» не проходит ни в суде, ни в налоговом органе, ни тем более при допросе в полиции.
Важно понимать, что испрашиваемые документы у вас рано или поздно могут забрать, в том числе принудительно. В этом случае некоторые незаконопослушные компании документы теряют. Помогает или нет утрата документов? В каждом конкретном случае бывает по-разному. Судебная практика противоречива.
Что делать и как отвечать на такое требование?
- Посчитать все налоги, которые вы, возможно, недоплатили.
- Определить, тянет ли «оптимизация» на уголовку.
- Если к вам претензия только по НДС, то просто посчитать свои затраты на обеспечение своей защиты: определить, что дороже, заплатить налоги и спать спокойно или отстаивать свою правоту.
- Если вы случайно возместили НДС, то в этом случае уплата возмещенного налога вас не спасет, и надо спешить уже за помощью к адвокату.
- Возможны иные действия, но это уже тема индивидуальной консультации.
В случае, если вам «светит» уголовка, либо банкротство, а за процедурой банкротства субсидиарная ответственность — немедленно обращаться к специалистам.
О том, что выясняют налоговики перед тем, как вам написать адресованное в ваш адрес требование читайте мою статью: «Как налоговики выбирают жертву…», а так же статью «Предпроверочный анализ или как понять, что вам грози ВНП…»
Надеюсь мои советы и разъяснения помогут вам, хотя бы в самом начале развития событий, правильно сориентироваться и определить, какие и когда передавать документы по требованию налоговиков.»
Поступление в компанию требования инспектора ФНС о выдаче документации часто вызывает сомнения у руководителя компании.
Правомерно ли действует инспектор ФНС?
Конечно, если документы законно истребованы в рамках проведения проверки, то налогоплательщик обязан их предоставить. Однако законность таких действий стоит сверить с содержанием Налогового кодекса.
Но если вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла прямая и законная необходимость в запросе документации, то при определенных обстоятельствах налогоплательщик также не сможет отказать в ее предоставлении без наступления негативных последствий.
Требование вне рамок налог. проверки-что это?
Это абсолютно такое же требование, как и направляемое при обычных проверках. Его форма определена Приказом ФНС № ММВ-7-2/189@ от 08 мая 2015 г.
Требование, в частности, должно содержать сведения, из которых адресат может понять:
- какие именно документы требует инспектор;
- за какой период;
- как он обосновывает свой запрос;
- к какой именно конкретной сделке относятся запрашиваемые документы;
- к деятельности какой организации они относятся;
- в какой срок их нужно предоставить;
- при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла такая необходимость.
Необходимо отметить, что вышеуказанный приказ ФНС устанавливает жесткие формулировки оснований запроса, из которых невозможно извлечь полезную информацию, так как они содержат только ссылки на нормы НК РФ, по которым осуществляется запрос.
Существует лишь два законных повода к требованию документов у юрлица или ИП вне проведения в отношении них проверки. Первым поводом является проверка у партнера компании, в ходе которой инспектор ФНС запрашивает сведения, касающиеся сотрудничества именно с этим конкретным партнером.
Строго говоря, в этом случае документы также истребуют в связи с проверкой, только она проводится не в отношении данной организации, а в отношении кого-либо из ее партнеров.
Вторым поводом является необходимость получения инспектором ФНС документов по конкретно-определенной сделке. К примеру, такая необходимость может возникать в рамках исполнения дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК), которые назначаются при недостаточности доказательств наличия или отсутствия нарушений в экономической деятельности налогоплательщика.
Такие ДМНК назначаются уже по окончании проверки, но до принятия по ней решения.
Следует отметить, что до 2013 года налоговые органы имели право запрашивать по этому основанию только информацию. Поскольку некоторые арбитражные суды разделяли понятия «информация» и «документ», в закон были внесены поправки, позволяющие требовать именно документацию.
Истребование документов (информации) по конкретному контрагенту
Этот вид контрольных мероприятий известен под наименованием «встречная проверка». Потребовать документацию самостоятельно сотрудник «чужой» ИФНС не имеет права, он должен направить поручение по месту регистрации партнеров компании. Исключение из обязанности направления поручения только одно – совпадение инспекций сторон проверяемой сделки в одном лице.
В поручении проверяющий инспектор сообщает, какие документы и сведения, по какой сделке или контрагенту ему необходимы. Как правило, по этому основанию запрашиваются следующие документы:
- заключенные с данным партнером контракты;
- акты, отчеты, счета-фактуры, накладные, оформлявшиеся по сделкам с ним;
- книги покупок, книги продажи (поскольку в них могли регистрироваться сделки с этим контрагентом).
Требование прочих документов часто является предметом судебных разбирательств. К примеру, запрос налоговиками штатного расписания не всегда можно посчитать относящимся к сделкам с контрагентом.
С другой стороны, штатное расписание может потребоваться для проверки наличия полномочий у лица, подписавшего договор или акт.
Также сложно предположить наличие реальной необходимости истребования карточек счетов, ведомостей, табелей учета рабочего времени и других аналогичных документов.
Разумеется, ФНС придерживается позиции, что налогоплательщик обязан предоставить инспектору любые запрошенные документы (письмо № ЕД-4-2/19869 от 30.09.2014 г.), а судьи обычно с налоговиками в этом вопросе соглашаются, полагая мнение налогоплательщиков субъективным.
Например, Верховным судом была высказана правовая позиция о том, что передаче налоговикам подлежит даже конструкторско-технологическая документация, так как по ней можно определить объем и другие характеристики выполненных проверяемым партнером работ.
По мнению судебного органа, налоговики могут потребовать не только финансовые, но и другие документы (Определение № 309-КГ16-5567 по делу № А50-9472/2015 от 24.05.2016 г.).
Истребование документов (информации) по конкретной сделке
Необходимость в получении материалов по конкретно-определенным сделкам возникает как при ДМНК, так и в других случаях. К примеру, такое требование может получить конечный покупатель товара, изготовленного проверяемым лицом, даже если этот покупатель приобретал товар не напрямую у производителя, а через несколько посредников.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/istrebovanie-dokumentov-vne-ramok-provedeniya-nalogovyx-proverok/
Требования из налоговой: как спасаются коллеги
Обзор обсуждений бухгалтеров из группы «Красный уголок бухгалтера», которые получают требования от ИФНС.
Дача пояснений
Налоговый орган вправе (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ) вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений.
Вызов может быть связан с налоговой проверкой или проведением анализа исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и делается в виде письменного уведомления.
Коллеги, пришло требование из налоговой по Москве, вызывают дира для пояснения финансово-хозяйств. деятельности, он не хочет идти, я в отпуске, а 1 сентября он в отпуск уезжает, что им отвечать?
— KaterinaShovkrinskaya
Требование может прийти в период нахождения руководителя в отпуске. Несмотря на отпуск, необходимо дать ответ на требование, сообщить налоговикам об отсутствии возможности явиться руководителя лично в налоговую:
«Отправьте пояснение в письменном виде, приложите приказы об отпуске. Напишите, что пояснения даем в письменном виде, т.к. отпуск» (Андрей Юдаев).
В случае, когда инспектору необходимы комментарии по деятельности организации, то посетить налоговые органы может иной представитель компании.
Но предварительно следует уточнить, устроят ли налоговиков пояснения от представителя организации вместо руководителя.
«Иногда налоговики хотят общаться исключительно с руководством. Нужно звонить, узнавать, примут ли вас, как замену. Мотивировка такая: человек в отпуске, при смерти, но мы хорошие (Ольга Пермякова).
Если вызов директора связан с целью проверки его фактического участия в деятельности организации и исключения номинальности, то визита в налоговые органы ему не избежать, пусть и после возвращения из отпуска.
«Пусть директор, не дожидаясь назначенной даты, позвонит сам по указанному в требовании телефону. Возможно, зададут несколько вопросов, и дело этим и ограничится, необходимость визита отпадет. Если нет — должен идти» (Елена Шафорост).
Требование о представлении документов
В организацию приходит требование о необходимости представить документы для проверки, а у вас в силу уважительных причин нет возможности в срок представить затребованные документы.
Подскажите, пожалуйста, кто-нибудь отправлял Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации). Форма по КНД 1125045 по ТКС. В какой срок его можно отправить.
Можно ли в последний день предоставления документов или уже поздно?
— Марина Цыганок
Налоговый кодекс регламентирует срок для представления документов — 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если срок пропускается, то компания будет оштрафована на 200 рублей за каждый несданный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
Если компания не может представить документы, то в течение дня, следующего за днем получения требования, надо письменно известить налоговиков с указанием причин задержки (п.3 ст.93 НК РФ).
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе продлить сроки представления документов или отказать.
Решение о приостановлении операций по счетам
Решение о приостановлении операций организации по её счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случаях, предусмотренных п.3 ст. 76 НК РФ. Одна из причин — неуплата налога, пени или штрафа.
Налоговики выносят решение о взыскании неуплаты и направляют в банк инкассовое поручение для списания с расчетного счета суммы долга. Как правило, налоговая блокирует счет только в части суммы недоимки. Никогда такого не было, и вот опять…
Вместо «с добрым утром» получила сегодня Решение о приостановке операций по счетам за неисполнение Требования об уплате пеней по НДС в размере 7,33 руб. Требование видела, бред полный, взяла Справку о состоянии расчётов, убедилась, что ничего там нет и начала звонить исполнителю. Безрезультатно.
Учитывая, что раньше все разговоры с ними заканчивались словами «у нас ошибка, порвите и забудьте», забила. Есть чем заняться в гораздо более серьёзных масштабах. Утешает одно: счёт заблокированный неактивен, а про второй счёт они по собственной дурости почему-то не знают.
Но всё же вопрос: что дальше будет? Снимут эти 7,33 руб. и успокоятся? Или мы должны теперь кому-то в ноги падать? Только падать в ноги невыгодно — спуститься в метро в несколько раз дороже этой огромной для бюджета суммы…
— Вера Золотова
Блокировка расчетного счета полностью в данной ситуации возможна, если налогоплательщик, получив требование по ТКС, в течение шести дней не отправил квитанцию:
«Никуда не надо ехать, при получении любого требования нужно отправить квитанцию о получении требования в ответ в течение 6 дней. Вот за неотправку квитанции ИФНС имеет право заблокировать счета.
При неуплате налога в срок ИФНС приостанавливает операции на сумму задолженности. В вашем случае на 7.33 руб. Как только в налоговую эта сумма зачислится, решение о приостановлении операций по счетам отменят.
И все» (Корсукова Анна).
Документы вне рамок проверки
Право налоговикам требовать документы дают ст. 93 НК РФ, ст. 93.1 НК РФ. Требование, как правило, направляют, когда проводится проверка. Но следует обратить внимание на п.2 ст.93.1 НК РФ, который позволяет налоговой требовать документы вне рамок проверки.
Москва, требование из налоговой, ссылка на 93.1, просят предоставить информацию о конкретных сделках, выборка очень большая, период выборки 2015-2017 гг.
У кого- нибудь была подобная история? Чем закончилась? Я правильно понимаю — надо готовиться к выездной?
— Елена Стрижова
Коллеги рассказывают, чего ждать и как грамотно отреагировать на требование, полученное в рамках ст.93.1 НК РФ:
— «Есть позиция, изложенная в Письме Минфина России от 23 ноября 2009 г.
N 03-02-07/1-519, суть которой сводится к тому, что поскольку Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то любые требования в этой части со стороны налоговых органов будут правомерны» (ElenaZyablova);
— «Как правило: чем больше просят, тем меньше следует давать! Статья 93.1 — требование предоставить документы о контрагенте. Я направляю договор, счета-фактуры и дописываю в сопроводиловке: „Иные документы, указанные в требовании во взаимоотношениях с контрагентом, не используются“.
Не следует идти у налоговиков на поводу и давать им всё, что зажелают. Документы следует предоставлять только те, в составлении которых участвует контрагент и которые предоставляются ему, всё иное не касается….., ни аналитика, ни оборотки, ни пояснения.
А бояться налоговиков — себе дороже» (Анатолий Тяпин).
(Visited 5 times, 1 visits today)
Источник: https://law.kolomnaonline.ru/trebovaniya-iz-nalogovoj-kak-spasayutsya-kollegi.html
Заранее узнать о выездной проверке
У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.
Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.
Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса
Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.
Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки
Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса
Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.
Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.
Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.
Должна ли налоговая предупреждать о проверке
Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.
На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.
Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.
Скан решения о выездной проверке
Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.
О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.
Запрос о сделках за три года
Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.
Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:
- какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
- сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
- какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
- от кого получала деньги, сколько и за что;
- численность сотрудников;
- банковские счета;
- какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
- есть ли среди партнеров однодневки;
- были ли штрафы от ГИБДД;
- список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.
Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.
Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.
Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.
Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа
Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая
В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.
Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.
Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.
Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.
Вызов на комиссию
Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.
Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.
Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой
У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:
- разрывы по НДС;
- слишкам большая доля вычетов по НДС;
- слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
- компания в убытках два года подряд;
- подозрения, что компания платит зарплату в конверте.
Как пройти зарплатную комиссию
Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.
Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.
Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.
Проверка партнеров
Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.
Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».
Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.
Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.
Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.
Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.
На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:
Скан запроса налоговой для встречной проверки
А это — поручение запросить документы:
Скан поручения от одной налоговой к другой
Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.
Запрос от полиции
Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.
Cкан запроса полиции
«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»
По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.
Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.
Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.
Источник: https://delo.modulbank.ru/all/proverka
«…Инспекция срочно требует прогноз по налогам на полгода вперед…»
«…Инспекция прислала нам по факсу письмо, где требует срочно, в течение десяти календарных дней, представить прогноз по налогам на полгода вперед.
И еще в письме есть приписка, что если фактические суммы не совпадут с прогнозируемыми, то надо будет дать пояснения.
Получается, что я должна сейчас угадать сумму налогов, которую мы заплатим во втором полугодии?! Что это за новые требования? И как отказать налоговикам?..»
Из письма главного бухгалтера Ольги Морозовой, г. Москва
Ольга, правда на вашей стороне. Чиновники из Минфина и ФНС России, а также независимые эксперты в один голос утверждают, что инспекция не вправе требовать такие прогнозы. А отказать налоговикам можно по-разному.
Минфин России: инспекторы не вправе просить прогнозы
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, считает, что инспекторы не имели права требовать прогноз:
– Предоставление подобных «прогнозов» в кодексе не предусмотрено. «Прогнозы» по налогам отсутствуют в перечне документов, которые компании должны составлять для целей исчисления и уплаты налогов. Следовательно, нет и ответственности за непредставление таких документов.
https://www.youtube.com/watch?v=l5Of7eX6gCQ
ФНС России: инспекция может требовать только обязательные документы
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, согласен с коллегой из финансового ведомства:
– С одной стороны, инспекция вправе потребовать от компании информацию, которая связана с уплатой налогов. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 31 НК РФ. С другой – это должны быть документы, обязанность представлять которые есть в кодексе. На сегодняшний момент обязанность составлять или сдавать в инспекцию прогнозы нигде не установлена.
Независимые эксперты: требование ИФНС можно проигнорировать
Александр Лемчик, управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг», рекомендует не отвечать налоговикам:
– Очевидно, что действия налоговой незаконны и рассчитаны на налогоплательщиков, которые готовы сделать все, чтобы облегчить работу инспекции. О псевдозаконности требования свидетельствует хотя бы тот факт, что оно отправлено в компанию по факсу, то есть не в установленном законом порядке. Я рекомендую игнорировать подобные «письма счастья».
Максим Шишов, старший юрист налоговой практики адвокатского бюро «ЮГ», добавляет:
– Все зависит от того, готова ли компания идти навстречу инспекции. Налоговики используют такие прогнозы для планирования собираемости платежей в бюджет. Ваше право – участвовать в этом планировании или нет. Можете подать приблизительную информацию по налогам. Если фактические суммы налога разойдутся с заявленными в плане, можно ничего не объяснять.
Наше мнение: написать обоснованный отказ
Мы считаем, что компания имеет полное право вообще не реагировать на требования налоговиков. Штрафов за отказ предоставить прогноз нет. Но молчание может привести к излишнему вниманию со стороны инспекции, поэтому стоит направить аргументированный отказ.
А в нем четко обосновать, почему предоставление прогноза невозможно. Например, можно приложить копии деклараций, которые подтвердят, что у компании каждый квартал суммы налогов, выручки и других показателей сильно отличаются.
Общий смысл содержания: мы готовы представить информацию, но такое прогнозирование в силу объективных причин невозможно.
Если инспекция проявит излишнюю настойчивость в попытках получить прогнозы, то всю переписку, включая копию требования налоговиков, можно отправить в Управление ФНС вместе с жалобой. В опрошенных нами УФНС подтвердили готовность пойти навстречу компаниям и внятно объяснить инспекциям, что такие требования незаконны.
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/16773-inspektsiya-srochno—trebuet-prognoz-po-nalogam-n
Обязан ли налогоплательщик делиться с налоговыми органами своими планами или прогнозами на предстоящий год?
Каждый год одно и то же. В первые месяцы наступившего года налоговики начинают бомбить своих подведомственных налогоплательщиков (особенно крупных) на тему «дайте нам свои планы по уплате налогов».
Причем требования эти иногда осуществляются в достаточно жесткой форме, с угрозами вызова в инспекцию и наложения штрафов.
Соответственно к нам в компанию идет запрос «правомерно/неправомерно»?
И каждый год мы всем даем один и тот же ответ: «НЕПРАВОМЕРНО».
Дело в том, что во-первых, в соответствии с подп.6 п. 1 ст. 24 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В свою очередь налоговые органы могут истребовать у налогоплательщиков документацию только в соответствии с законодательством о налогах и сборах (подп.1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Иными словами, истребование информации и документов у налогоплательщиков может осуществляться не произвольно (захотелось инспектору, вот и давай налогоплательщик, пошевеливайся), а по установленным основаниям и в рамках определенной процедуры.
А это или налоговая проверка (ст. 93, 88, 89 НК РФ) или особый случай по п.2 ст. 93.1 НК РФ. ВСЁ!
Во-вторых, обратите внимание, ЧТО может истребоваться? Только документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. А мои планы и прогнозы (даже, если у они у меня есть) к реальному положению дел, по взимания и уплате налогов, отношения никакого не имеют.
Ну и в-третьих, истребоваться могут только те документы, ведение и наличие которых у налогоплательщика, предусмотрено действующим законодательством (см. например, письмо ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@). А планы и прогнозы по налогам будущих времен налогоплательщик вести не обязан.
Во всяком случае НК РФ его в этом не обязывает. Иными словами, предоставлять свои планы это НЕ ОБЯЗАННОСТЬ налогоплательщика, а его ПРАВО. Есть на то добрая воля налогоплательщика — предоставит планы, не хочет налогоплательщик — и… и ничего ему не сделать, т.к. каких-либо санкций за «не представления планов» не предусмотрено.
Разве что угрозы «ну мы тебе припомним это» или еще что то в этом духе.
Кстати, даже Минфин РФ по этому вопросу на стороне налогоплательщиков. Ниже я даю даже его письмо по этому поводу.
Так что «думайте сами, решайте сами», но по закону всё обстоит именно так: требования налогового органа к налогоплательщику о представлении документов, составление которых не предусмотрено законодательством, могут быть оспорены в установленном порядке
Источник: https://www.nalog-briz.ru/2014/03/blog-post_3831.html
Платит ли налоговая инспекция налоги?
Как не смешно или парадоксально это бы не звучало, но налоговые инспекции тоже платят налоги. В этом смысле они ничуть не отличаются от прочих юридических лиц – предприятий, учреждений, ООО-шек и прочих.
Единственной «привилегией» налоговых инспекций является освобождение от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в суде (как, впрочем, и иных органов государственной власти). Всё. Других льгот в налогообложении ФНС не имеет.
Само собой, налоговые инспекции не ведут коммерческую деятельность и не получают доходов. Но, во-первых, некоммерческие организации и учреждения от налогообложения не освобождаются. А во-вторых, уплата далеко не всех налогов связана именно с ведением деятельности и получением прибыли.
Так что, учитывая специфичность деятельности налоговых органов, налоги на прибыль или там НДС они, конечно, не платят. Не платят и не могут платить они и НДПИ или, скажем, сборы за пользование животным миром.
Но вот налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги – за милую душу.
Ведь налоговые инспекции имеют здания, в которых они располагаются, и земельные участки, на которых эти здания стоят, и автомобили.
Как все работодатели, налоговые инспекции уплачивают и страховые взносы. А как же иначе? Ведь работают там люди, а не роботы, и они нуждаются в пенсиях, пособиях по больничным и медицинском обслуживании.
И разумеется, налоговые инспекции перечисляют в бюджет НДФЛ за своих работников. От этой обязанности работодателя налоговые органы ну никак не освобождены.
Проверяют ли налоговые инспекции? А как же!
Уплачивая налоги и взносы, бухгалтера налоговых инспекций и декларации предоставляют, и справки 2-НДФЛ, и расчеты по страховым взносам. И их, конечно же, проверяют. И никаких привилегий они при этом не имеют: и форматы проверки, и её порядок, и сроки – абсолютно такие же.
Вот с выездными проверками дело состоит несколько сложнее. Чисто теоретически этому ничего не мешает (не запрещено в принципе). Юридически начальнику налоговой инспекции выносить решение на самого себя несколько… странно. Но это не означает, что проверок вовсе нет.
Выездные проверки с успехом заменяют так называемые внутренние аудиторские проверки. Проводят их работники управлений ФНС по региону раз в три года (а могут и из другого региона заехать, чтобы уж совсем незаинтересованные были). Могут быть эти проверки и тематическими, и комплексными (всё, как и выездные у других предприятий).
Что такая проверка из себя представляет? А вы представьте себе, что вашу организацию одновременно проверяют налоговики, прокуратура, пожарники, СЭС и полиция (сразу и по всем направлениям)! А ещё шерстят все ваши документы, причём и с точки зрения норм права, и с точки зрения соблюдения норм делопроизводства, орфографии и пунктуации. А ещё некая служба безопасности трясёт ваших сотрудников на предмет, не сболтнули ли чего конкурентам из-за чего фирма (возможно) убытки понесла. А еще рядом маячит отдел по защите прав потребителей: вдруг кто-то вашей работой из поставщиков или потребителей недоволен… представили?
Проверяют аудиторы у налоговых инспекций и финансовую деятельность, в том числе и правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления налогов и взносов. И «прилетит» если что и бухгалтеру, и начальнику не просто лишении премии или там штраф, а «потери бюджета» или «коррупция» и увольнение с формулировкой «за утрату доверия».
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/1799750-platit-li-nalogovaja-inspekcija-nalogi.html
Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей | Народный вопрос.РФ
0 [ ] [ ]
4409
Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.
При этом относительно налогоплательщиков – физических лиц не индивидуальных предпринимателей все представляется совсем неоднозначно.
Подробнее об особенностях проведения проверок налогоплательщиков физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, читайте в настоящей статье.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, прямо установлена пунктом 2 статьи 89 НК РФ, в котором сказано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.
Однако в виду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут (письмо ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля»):
– находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в нем физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (статья 25 Конституции Российской Федерации и пункт 5 статьи 91 НК РФ);
– провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (статья 92 НК РФ);
– произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (статьи 93 и 94 НК РФ).
Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:
– запросить у него необходимые для проверки документы;
– провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
– произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
– вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (статья 90 НК РФ).
Обратите внимание, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (детей, родителей, родных дедушек, бабушек, внуков, братьев и сестер), поэтому от дачи показаний можно отказаться (статья 51 Конституции Российской Федерации, статья 90 НК РФ);
– привлечь специалистов и экспертов (статьи 95 и 96 НК РФ);
– истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (статья 93.1 НК РФ);
В остальном же на налогоплательщиков – физических лиц распространяются все положения статьей 88 и 89 НК РФ, закрепляющие порядок проведения налоговых проверок с учетом специфики данного субъекта. Рассмотрим их.
Итак, статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
https://www.youtube.com/watch?v=4v0H-kGnN_8
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).
В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.
4 НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации).
При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Пунктом 3 статьи 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику – физическому лицу с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Согласно пункту 9.
1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком – физическим лицом представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 НК РФ.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (пункт 1 статьи 89 НК РФ).
Напомним, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (пункт 2 статьи 89 НК РФ):
1) фамилию, имя, отчество налогоплательщика – физического лица;
2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность, фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Федеральной налоговой службой (пункт 2 статьи 89 НК РФ).
Отметим, что на сегодняшний день форма данного решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее – Приказ ФНС РФ № САЭ-3-06/892@).
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2009 года по делу № А26-7103/2008).
При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 года по делу № А12-16788/07).
Согласно пункту 5 статьи 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Пункт 6 статьи 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в некоторых случаях такая проверка может быть продлена до четырех и даже шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Формы данных документов приведены в Приложении 1 и Приложении 2 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Обязательно ознакомьтесь с положениями Приказа ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).
Налогоплательщик – физическое лицо обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ).
Отметим, что рекомендуемая форма Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов приведена в письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов (пункт 14 статьи 89 НК РФ).
Процедуре выемки документов посвящена статья 94 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Аналогичные разъяснения приведены и в письмах ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля», от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Следует иметь в виду, что указанное постановление должно быть полностью заполнено, то есть в обязательном порядке в нем должно быть указано, у какого лица производится выемка, где, в связи с чем, а также какие именно документы подлежат изъятию. постановление должно быть подписано руководителем налогового органа либо его заместителем. Вручается данное постановление проверяемому налогоплательщику под подпись.
Особо обращаем Ваше внимание на то, что указанное постановление должно содержать достаточные основания для того, чтобы выемка документов была признана правомерной.
Об этом же говорит и судебная практика, например постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 января 2007 года по делу № А21-7163/2005; постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2007 года по делу № А64-3084/06-22; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 года № Ф04-838/2007(31637-А45-32) по делу № А45-10487/2006-3/256 и другие.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику – физическому лицу.
Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Источник: https://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2767