Физлицо получило натуральный доход? исполните обязанность налогового агента — все о налогах

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц на примере ООО «НМЗ»

Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанность налогового агента - все о налогах

Пример расчета удержания  суммы НДФЛ налоговым агентом  на примере ОАО «НМЗ»:

Опарина Светлана Михайловна, доход облагается по ставке  13%

Таблица 8  «Расчет суммы   НДФЛ»

По результатам расчетов в приложении представлены:

  • Справка о  доходах физических лиц за 2011 год № 798 от 16.01.2012

1.2. Порядок удержания, порядок и сроки  уплаты НДФЛ в бюджет

         Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса  РФ):

  • российские организации;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • индивидуальные предприниматели;
  • постоянные представительства в России иностранных организаций.

             Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика – физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

             Из приведенного выше правила есть исключения. В пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

  • индивидуальные предприниматели – по доходам от предпринимательской деятельности;
  • частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, – по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие  доходы:

  • по договорам гражданско-правового характера, заключенных с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);
  • от источников за пределами Российской Федерации;
  • от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  • в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

            Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Правила исчисления и уплаты налога налоговыми агентами;

Налоговый кодекс РФ устанавливает  четкие правила исчисления, удержания  и перечисления НДФЛ налоговыми агентами. Вот эти правила.

  • Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.
  • Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

            Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

           Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

          Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

         Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

       Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

     Сроки для перечисления налоговым агентом НДФЛ в бюджет установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ:

      Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

1.3. Отчетность налогового агента

         Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

              Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

      До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

        Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

  • за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
  • за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:

  • отдельные категории физических лиц
  • физические лица в отношении отдельных видов доходов

        В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

1.4. Контроль за исполнением обязанностей налогового агента

         Налоговая отчетность (налоговый отчет) — это письменное заявление и (или) электронный документ налогоплательщика, налогового агента, представленное (ый) в налоговые органы, которое (ый) должно (должен) содержать сведения об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет по установленной законодательством форме.

          Совокупная сумма налога, исчисленная  и удержанная налоговым агентом  у налогоплательщика, в отношении  которого он признается источником  дохода, уплачивается в бюджет  по месту учета налогового  агента в налоговом органе.

         Налоговые агенты — российские организации,  указанные в пункте 1 настоящей  статьи, имеющие обособленные подразделения,  обязаны перечислять исчисленные  и удержанные суммы налога  в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

            Сумма налога, подлежащая уплате  в бюджет по месту нахождения  обособленного подразделения, определяется  исходя из суммы дохода, подлежащего  налогообложению, начисляемого и  выплачиваемого работникам этих  обособленных подразделений.

         Удержанная налоговым агентом  из доходов физических лиц,  в отношении которых он признается  источником дохода, совокупная сумма  налога, превышающая 100 рублей, перечисляется  в бюджет в установленном настоящей  статьей порядке. Если совокупная  сумма удержанного налога, подлежащая  уплате в бюджет, составляет менее  100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

           Уплата налога за счет средств  налоговых агентов не допускается.  При заключении договоров и  иных сделок запрещается включение  в них налоговых оговорок, в  соответствии с которыми выплачивающие  доход налоговые агенты принимают  на себя обязательства нести  расходы, связанные с уплатой  налога за физических лиц.

Порядок взыскания и возврата НДФЛ:

      Излишне  удержанная налоговым агентом  из дохода налогоплательщика  сумма налога подлежит возврату  налоговым агентом на основании  письменного заявления налогоплательщика.

     Налоговый  агент обязан сообщить налогоплательщику  о каждом ставшем известным  ему факте излишнего удержания  налога и сумме излишне удержанного  налога в течение 10 дней со  дня обнаружения такого факта.

        Возврат  налогоплательщику излишне удержанной  суммы налога производится налоговым  агентом за счет сумм этого  налога, подлежащих перечислению  в бюджетную систему Российской  Федерации в счет предстоящих  платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

          В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

           Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

         При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.». Таким образом, законодатель, в частности, решил проблему определения периода, за который налоговый агент на основании уведомления налогового органа о подтверждении права на имущественный вычет должен возвратить излишне удержанный НДФЛ (с начала года или с даты заявления).

         С 2011 года в соответствии с  новой редакцией п.1 ст.

231 НК РФ  возврат налогоплательщику излишне  удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога. Такой возврат осуществляется налоговым агентом в течение трех месяцев со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке.

Источник: https://referat911.ru/Nalogi/ispolnenie-obyazannostej-nalogovogo-agenta-po/116256-1979129-place5.html

Роль налогового агента в системе налогообложения РФ

Определение понятия «налоговый агент» представлено в статье 24 НК РФ. Из неё следует, что налоговый агент – юридическое лицо, на которое возложены обязанности по контролю над своевременными отчислениями в бюджет РФ и их объемом.

Таким образом российское законодательство указывает на существование каждого налогового агента в двух ролях: он следит за уплатой всех необходимых налогов, а с другой – является представителем интересов налогоплательщика.

Читайте также:  Можно ли признать в налоговом учете расходы на аренду жилого помещения под офис? - все о налогах

https://www.youtube.com/watch?v=WNsTLLbNIio

Использование налоговых агентов целесообразно как для государства, так и для налогоплательщика, так как позволяет и тем, и другим избежать многих издержек.

Стоит отметить, что организация, выполняющая функции агента, уплачивает налоги не за свою деятельность, а за деятельность другого налогоплательщика (работников предприятия и/или юр. лица).

Стать налоговым агентом может любое лицо, которое относится (по виду деятельности) к одной из следующих категорий:

  1. Приобретающие товары/услуги у лиц, не состоящих на НУ.
  2. Реализующие товары, принадлежащие лицам, не состоящим на НУ.
  3. Арендующие государственное имущество (федеральное или субъектов Российской Федерации).
  4. Занимающиеся покупкой госимущества, которое не принадлежит госорганизациям.
  5. Осуществляющие реализацию имущества, имеющего особый статус (конфискованное, бесхозяйное и т. п.).

Налоговым агентом признается юридическое лицо (ООО, ЗАО и др.) или ИП во время выплат физическим лицам заработной платы и других видов дохода в денежной форме. Таковыми признаются:

  1. Организации, зарегистрированные в России, или иностранные, имеющие в РФ официальное представительство.
  2. ИП.
  3. Адвокаты и нотариусы, которые получают прибыль от частной практики.

В случае с выплатой налога на прибыль налоговым агентом становится лицо, которое должно удержать часть прибыли с целью передачи в бюджет Российской Федерации средств от следующих статей:

  1. Выплаты дивидендов индивидуальным акционерам/компаниям-держателям акций.
  2. Выплата организациям, которые не зарегистрировали постоянное представительство в России и, в связи с этим, не состоящие на учёте в ФНС.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации правами и обязанностями налогового агента являются:

  1. Удержание определённой части прибыли юридических и физических лиц с целью передачи их в бюджет РФ в установленные законодательством сроки.
  2. Выдача средств физическим и юридическим лицам после уплаты налогов.
  3. В случае работы налогового агента с иностранными гражданами, не стоящими на учете в ФНС, или компаниями, не имеющими представительства в России, именно налоговый агент должен переводить доходы после уплаты налогов.
  4. Своевременно отчитываться в ИФНС.
  5. Вести учет всех финансовых действий, связанных с профессиональной деятельностью.
  6. Нести ответственность в случае несвоевременной уплаты налогов в бюджет РФ.
  7. Составлять счета-фактуры в установленных налоговым законодательством ситуациях, сдавать их в ИФНС.
  8. Своевременное уведомление налоговой службы в случае, если удержание части дохода не представляется возможным (например, если в качестве дохода налогоплательщик получил некое имущество).

Порядок работы

Работа налогового агента зависит от того, какой из налогов необходимо уплатить в государственную казну.

Не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом выплаты налогов (месяц/квартал, в течение которого были произведены те или иные хоз. операции), происходит уплата НДС в бюджет Российской Федерации.

Если поводом уплаты НДС является продажа имущества должника, то стоит внимательно следить за тем, признан ли должник банкротом или нет. Если должника признали банкротом, то все действия, связанные с передачей имущества, нельзя считать облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Работа налогового агента в случае уплаты налога на прибыль состоит в расчёте суммы необходимых выплат в бюджет и перечисление держателям акций/владельцам долей компании (каждому индивидуально) дивидендов. При этом требуется предоставление в контролирующий орган (ИНФС) одного из следующих документов:

  1. При выплате средств лицам (юридическим и/или физическим), которые зарегистрированы в Российской Федерации – налоговую декларацию по налогу на прибыль.
  2. При выплате дивидендов лицам, не имеющим российского гражданства, или иностранным компаниям, не зарегистрировавшим своё официальное представительство в Российской Федерации – специальный налоговый расчёт.
  3. Обеспечивать сохранность всей отчётной документации в течение установленного законом периода (до 4 лет).

При уплате НДФЛ налоговый агент должен:

  1. Своевременно отчитываться перед контролирующими органами, если удержание налога невозможно.
  2. Предоставлять в ИФНС достоверные сведения о размерах доходов физ. лиц и удержанных налогов через подачу справки 2-НДФЛ и расчёта сумм по установленной Приказом ФНС формы №6.

Стоит отметить, что уплата денежных средств в казну должна быть произведена именно из доходов физического лица. Передача средств налогового агента вместо средств вышеупомянутого лица, согласно действующему налоговому законодательству, не допускается.

Также работодатель не имеет права вносить в трудовой договор какие-либо формулировки, намекающие на полную или частичную уплату налоговых сумм за счёт вышеупомянутого агента.

Ответственность налогового агента

За нарушение Налогового кодекса РФ и неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей последний может быть привлечён к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Подобные меры могут быть применены только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В случае если налоговым агентом неправомерно будут не перечислены необходимые к уплате денежные средства, то он будет оштрафован. Размер установленного штрафа составляет 20% от суммы, которая подлежит передаче в ФНС.

Очевидна возможность принудительного взыскания денежных средств, находящихся на банковских счетах: это может произойти при неуплате установленной суммы налога в срок. При этом, пени и недоимки взимаются с агента во внесудебном порядке, штраф – наоборот.

Стоит отметить, что с налогового агента могут взыскать штраф в размере от 1000 до 5000 рублей за непредоставление в соответствующий контролирующий орган данных о невозможности уплаты налогов, размерах задолженностей, а также утери документов в течение 1 месяца.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/nalogi/obshaya-sistema/nalogovyj-agent.html

Последствия неисполнения обязанностей налогового агента

Налоговые агенты должны перечислять в госбюджет удержанные с доходов налогоплательщиков налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Какое наказание «грозит» этим посредникам между налогоплательщиками и государством за неисполнение возложенных на них законом обязанностей? Допустима ли уплата налога за счет средств налоговых агентов?

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК).

Основная обязанность налогового агента состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК). Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. А для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

К другим обязанностям налогового агента относятся, в частности, письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов (п. 3 ст. 24 НК).

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, НДС (ст. 161 НК), НДФЛ (ст. 226 НК), налогом на прибыль (ст. 286 НК)).

В качестве примера рассмотрим некоторые обязанности налогового агента, являющегося источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 4 статьи 286 Налогового кодекса, если налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает доходы от источников в нашей стране (не связанные с постоянным представительством в России), обязанность налоговых агентов возлагается на выплачивающую указанный доход налогоплательщику российскую организацию (или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в России только через постоянное представительство). При этом налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода, виды которого представлены в пункте 1 статьи 309 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК), в валюте выплаты дохода (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК).

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса установлен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в России наряду с тем, что относятся к доходам иностранной организации от источников в нашей стране и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Не будем перечислять все 10 подпунктов указанного перечня доходов, а остановимся лишь на следующих из них.

Источник: https://delovoymir.biz/posledstviya_neispolneniya_obyazannostey_nalogovogo_agenta.html

Размышления о налоговых агентах и фактическом праве на доход

Недавно попались на глаза пара интересных писем Минфина, касающихся порядка уплаты НДФЛ налоговым агентом в рамках признания фактического права на доход (далее – ФПД) за физическим лицом — налоговым резидентом РФ.

Эти письма (и запрос клиента) повторно навели на размышления о том, кто, все-таки, и в каком порядке, должен уплачивать налог в том случае, если доход выплачивается из источника в РФ, но при этом получатель дохода не является реальным бенефициаром, а ФПД принадлежит налоговому резиденту РФ.

Вопрос отнюдь не праздный, так как от ответа на него будет напрямую зависеть та сумма, которая направится за границы нашей Родины в качестве выплаты кондуитной компании. Попробуем разобраться. 

Итак, пунктом 4 статьи 7 Кодекса предусмотрен специальный режим обложения доходов, источником выплаты которых является территория РФ, в случае, если получателем таких доходов является налоговый резидент государства, с которым у РФ есть соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашение), но у которого при этом отсутствует ФПД. Подпунктом 1 указанной нормы установлено, что если фактическим бенефициаром дохода является лицо — налоговый резидент РФ, то налогообложение производится в следующем порядке:

«…налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов…».

Как мне кажется, приведенная формулировка заставляет задуматься, по крайней мере, о следующем: на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик – физическое лицо получил доходы (за исключением ряда специфических доходов вроде доходов по операциям займа ценными бумагами и.т.д.), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Таким образом, основанием для исчисления и удержания налога налоговым агентом являются следующие операции:

1) Перечисление дохода российской организацией (источником дохода) иностранной организации в том случае, когда не могут быть применены нормы Соглашения, или такое Соглашение отсутствует (пункт 4 статьи 7 и пункт 1 статьи 310 Кодекса). В данном случае агент должен удержать налог на прибыль, условно-называемый налог на доходы иностранных юридических лиц (далее — НДИЮЛ);

2) Перечисление неспецифического (общего дохода) организацией физическому лицу. Например, такого, как плата за пользование результатом интеллектуальной деятельности (роялти).

Обе приведенные ситуации возложения обязанности по исчислению и уплате налога на налогового агента предусмотрены, как это указано в подпункте 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса, «положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса».

Во всех этих случаях удержание налога осуществляется источником выплаты.

В связи с этим, возникает вопрос:об освобождении от удержания какого именно налога идет речь в указанном подпункте: НДИЮЛ или НДФЛ? А быть может источнику выплаты необходимо отказаться от удержания всех указанных «видов» налога?

Напомню, от этого будет прямо зависеть кто будет исчислять и уплачивать налог, агент или бенефициар, а также сумма, которая будет направлена получателю: полная или за вычетом 13% НДФЛ…

Читайте также:  Комментарий к ст. 195.3 тк рф - все о налогах

Источник: https://zakon.ru/Blogs/razmyshleniya_o_nalogovyh_agentah_i_fakticheskom_prave_na_dohod/58319

Налоговые агенты

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Налоговые агенты

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Содержание

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам — НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом.

Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом.

Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением.

В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/nalogovye-agenty.html

Налоговый агент физического лица

Если юридическое лицо ООО (Заказчик) заключает договор с физическим лицом (Исполнителем) на предоставление услуг, является ли Юридическое лицо налоговым агентом? Кто платит НДФЛ? Можно ли в договоре прописать, кто платит, какой налог при этом, и будет ли это соответствовать законодательству? ООО налогоплательщик НДС.

Да, юридическое лицо является налоговым агентом физического лица. НДФЛ платит юридическое лицо. Нет, положение договора об уплате НДФЛ исполнителем самостоятельно является ничтожным. См.рекомендацию ниже.

Обязанность ООО по выполнению функции налогового агента в отношении исполнителя – физического лица установлена ст.226 НК РФ и не может быть передана физическому или иному лицу по условиям договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

Рекомендация: Когда организация обязана отказаться от упрощенки.

«Удержание НДФЛ налоговым агентом

В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и заплатить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода платит налог самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).

Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях*:

  • если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) (ст. 227 НК РФ);
  • если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно (п. 1 ст. 228 НК РФ).

В остальных случаях организация (обособленное подразделение иностранной организации) признается налоговым агентом и обязана удержать налог с получателя дохода (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ)*.

При этом обособленные подразделения иностранных организаций должны исполнять обязанности налоговых агентов независимо от того, имеют они статус постоянных представительств или нет, есть баланс и банковские счета или нет (письма Минфина России от 6 августа 2013 г.

№ 03-04-06/31538 и от 18 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/299).

Важно: с 2015 года обязанности налогового агента организации должны исполнять и в отношении своих сотрудников-иностранцев, у которых есть патенты на ведение трудовой деятельности в России. При выплате доходов таким сотрудникам организации должны удерживать НДФЛ с зачетом фиксированных сумм налога, уплаченных иностранцами при приобретении патентов (п. 2 ст. 226, ст. 227.1 НК РФ).

Читайте также:  Недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена — как платить налог? - все о налогах

Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ*. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).

Налоговая ответственность предусмотрена в виде*:

  • пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
  • штрафа в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).

Пени рассчитают так*:

Пени = Не уплаченный в срок налог × Количество календарных дней просрочки × 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются.

Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю.

Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы удержанного НДФЛ и пеней (п. 5 ст. 108 НК РФ). Это означает, что налоговая инспекция может взыскать эти суммы с организаций в бесспорном порядке (п. 1 ст.

 46, п. 1 ст. 47 НК РФ)*. Исключение установлено в отношении государственных (муниципальных) учреждений, которым открыт лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе). Взыскать с них сумму НДФЛ и пени налоговая инспекция может только в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально.

При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным*:

Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г.

№ 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08, от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1, Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г.

№ Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:

  • руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
  • главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
  • другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.

Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента. Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).

Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Меры налоговой ответственности за совершение преступлений налоговыми агентами приведены в таблице Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности (ст. 199.1 УК РФ).

По доходам, в отношении которых организация признается налоговым агентом, она не вправе возлагать на получателей доходов обязанность самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена (п. 5 ст. 3 НК РФ).

Даже если подобное положение будет зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре или дополнительном соглашении к нему, оно будет считаться ничтожным*. Ответственность за своевременное и полное перечисление налога в бюджет в этом случае все равно возлагается на налогового агента.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/3-292, от 15 июня 2010 г. № 03-04-06/3-148».

17.03.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Источник: https://www.law.ru/question/40800-nalogovyy-agent-fizicheskogo-litsa

Правовой статус налоговых агентов

Уплата налогов производится налогоплательщиками самостоятельно, но в ряде случаев их перечисление происходит не напрямую, а через налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, которое рассчитывает налоги, удерживает их у налогоплательщика, а затем уплачивает удержанные налоги в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В этом материале мы рассмотрим, кто такие — налоговые агенты, их права и обязанности.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами могут быть как организации, так и ИП. Самый распространенный для налоговых агентов пример – это работодатели, для своих работников являющиеся агентами по НДФЛ. Стать налоговым агентом, согласно НК РФ, можно по трем налогам:

  • По НДФЛ налоговыми агентами признаются все работодатели. Выплачивая доход своим работникам и прочим физлицам, они должны удерживать из него подоходный налог, затем перечисляя его в бюджет. Агенты обязательно сдают в ИФНС отчетность по НДФЛ: ежегодные справки 2-НДФЛ и ежеквартальную форму 6-НДФЛ.
  • По НДС налоговыми агентами признаются лица, которые сами к плательщикам данного налога могут и не относиться. Так, организация может стать агентом по НДС, арендуя госимущества у органов власти, или покупая реализуемые в России товары (услуги, работы) у иностранных лиц, либо при реализации товаров иностранных продавцов в качестве посредника при участии в расчетах и т.д. (ст.ст. 146, 161 НК РФ). Если агентом выступает плательщик НДС, он может принять налог, уплаченный в этом качестве, к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ). Подавая декларацию по НДС, агент обязательно заполняет в ней раздел 2 о налоге, подлежащем уплате по данным налогового агента.
  • Понятие «налоговый агент» по налогу на прибыль относится к организациям, выплачивающим: дивиденды юрлицам (российским и иностранным), проценты по ценным государственным или муниципальным бумагам (ст. 310.1 НК РФ), доходы иностранным фирмам без постоянных представительств в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Правовой статус налоговых агентов обязывает их, как и плательщиков налога на прибыль, подавать декларацию, а если налог удерживался за иностранных юрлиц — налоговый расчет.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (п. ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично.

Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени.

Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован.

За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи.

При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Источник: https://spmag.ru/articles/pravovoy-status-nalogovyh-agentov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]