С 1 января 2019 фнс сама сможет исправлять неправильно заполненные платежки по налогам
Путинская политика в совершенствовании налогового администрирования продолжается. Об этом свидетельствует очередной Федеральный закон № 232-ФЗ от 29.07.
2018 который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ.
На основании закона, уточнять и исправлять ошибки, допущенные при заполнении налогоплательщиками своих платёжек, теперь будут сотрудники налоговой инспекции, и всё это будет возможным с 1 января 2019 года.
Что это значит, разберёмся по пунктам.
Как было
После запуска электронного правительства в общедоступные интернет ресурсы, упростилась система оплаты налогов и подачи налоговых деклараций через электронные услуги.
Сформировать платёжный документ, проверить его на корректность и тут же оплатить с помощью банковской карты или другими способами, стало теперь возможным не выходя из дома на сайте Госуслуги или ФНС, при помощи компьютера и интернета.
В отдельных случаях ФНС сама формирует налоговое уведомление и направляет налогоплательщику в письме по почте. В таком случае физическому лицу остаётся только оплатить платёжную квитанцию удобным для него способом через банк или электронным способом.
Во-первых, не все налоги приходят налогоплательщикам в готовом виде, а в некоторых регионах РФ о интернет технологиях только мечтают, поэтому рассчитывать налоги и заполнять платёжные документы приходится самостоятельно.
В таких случаях человек может допустить ошибку при заполнении, неверно указать реквизиты, налоговый период или вообще тип платежа и т.п. Налоговая служба, получив некорректную платёжку, попросит уточнить данные по ней.
Для этого плательщик должен будет написать заявление, и после его рассмотрения инспекцией, долг налогоплательщика перед государством по уплате налога будет исполнен. Уточнение платежа по заявлению ранее возможно было по истечению любого длительного срока, от месяца и свыше 5 лет.
Во-вторых, если налогоплательщик неправильно указал реквизиты счёта органа Федерального казначейства в квитанции, а это уже платёжные данные, то налоговая инспекция возвращает такой платёж и он считается не исполненным. Естественно оплата не проходит и происходит временной разрыв в сроках уплаты, а за несвоевременное внесение денежных средств по налоговым обязательствам, платёж считается просроченным и на него набегает штраф в виде пеней.
ЧИТАТЬ > С 6 февраля 2017 года меняются реквизиты ФНС по Москве и Области
Как будет
ФНС решило данную проблему, взяв в руки возможность самостоятельного уточнения налоговой информации по платежам.
С 1 января 2019 года при допущении налогоплательщиком ошибок в платежах, налоговый орган сможет самостоятельно внести коррективы. Также плательщик будет застрахован от начисления пеней в случае допущения ошибки, и впоследствии несвоевременной уплаты налога.
Если плательщиком налога или другим лицом выяснится факт неперечисления денежных средств по адресу платежа, то с этого момента в течение 3 лет налогоплательщик должен будет уточнить платёж.
Если этого не происходит и налоговый орган на основание того, что денежные средства не были зачислены в счёт уплаты налога, самостоятельно берёт на себя инициативу сделать это, и выяснить почему средства не перечислены и выявить ошибку.
Такие действия со стороны ФНС будут рассматриваться, если они не повлекут за собой образования недоимки у налогоплательщика. А перерасчёт пеней будет происходить за период с момента фактической уплаты налога в казну до дня принятия налоговой службой решения по уточнению реквизитов платежа.
Итог
Итак, что мы имеем, а то что правительство РФ, как всегда под предлогом облегчения нам жизни, пытается решить свои головняки по сбору налогов и штрафов. В данном случае берут на себя обязанности по регулированию наших косяков и ограничивают сроки исправлений ошибок по платежам в бюджет до 3 лет.
Таким образом государство подстраховывает себя в части уплаты налогов и то, что они дойдут по адресу назначения, то сеть в бюджет страны. Раньше уплатил и забыл, а куда ушли деньги неизвестно. Теперь ФНС сама будет контролировать правильность и направление налоговых платежей.
А чтобы сократить плательщикам размеры набегаемых пеней по неисполненным платежам, в этом году был придуман Единый налоговый платёж, подразумевающий авансовые платежи по имущественным налогам физических лиц, что в свою очередь должно минимизировать недоимки и образование пеней. Таким образом ФНС опять решает вопрос наполнение бюджета средствами налогоплательщиков.
ЧИТАТЬ > Когда нам введут налог на воздух и возможно ли это
Источник: https://nalogtoday.ru/s-1-yanvarya-2019-fns-sama-smozhet-ispravlyat-nepravilno-zapolnennye-platezhki-po-nalogam/
Налоговая:
В этом году тамбовчанам начали приходить требования повторно оплатить налог на имущество физлиц за прошлые годы. Многие так и сделали, несмотря на отсутствие задолженностей.
Другие решили устранить ошибку и попали в длинные очереди в ФНС, куда обратились такие же налогоплательщики в попытке доказать, что налог давно оплачен.
Тем временем, в самой налоговой службе утверждают, что не произошло никакой ошибки – просто жители неправильно поняли уведомления; альтернативным решением для них может быть личный кабинет, через который можно обратиться в инспекцию без очередей. Однако далеко не всем, особенно пожилым людям, удобно пользоваться этой услугой.
— Налоговая прислала платежные требования за последние три года. Я сначала думал, что это типичная ошибка.
Но потом понял, что ошибка может произойти с одним человеком, а когда это приходит большому количеству людей – пришли такие же требования моих знакомым — то ни о какой ошибке речи быть не может, — рассказал LifeTambov.ru налогоплательщик тамбовчанин Денис Деменец.
— Стали все разбираться, и два месяца назад был шквал людей в налоговой. Они приходили за новыми требованиями. Но чтобы сделать перерасчет, нужно было лично идти в налоговую, отстоять огромную очередь. В моем случае сумму пересчитали и принесли элементарные извинения.
Но я думаю, что если это ошибка была системной, то за это кто-то должен отвечать. Ведь были и те, которые оплатили налог без перерасчета, не глядя, так как была не очень большая сумма.
Как выяснилось, первое уведомление приходило налогоплательщикам по поводу их налоговой истории за последние годы в целом. Представители налоговой инспекции пояснили, что жители неправильно его поняли.
Оказалось, нужно было не идти в налоговую, а ждать, пока придёт второе уведомление, в котором всё разъясняется.
По словам представителей областного управления ФНС, ажиотаж в налоговой возник именно поэтому: обескураженные плательщики приходили во второй раз с корректным уведомлением на руках и с вполне закономерным требованием вернуть их деньги, внесённые после первого уведомления.
— В каждом случае все индивидуально, если налогоплательщик видит, что у него неправильно начислена сумма в налоговом уведомлении, он его берет и направляет в инспекцию, если он не подключен к личному кабинету. В инспекции поднимают его базу.
[su_quote]
Если мы неправильно начислили, то после исправления мы присылаем правильную платежку, — прокомментировал LIfeTambov.ru начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Тамбовской области Андрей Васильченко. — Система начисления может иногда работать со сбоями.
Если налогоплательщик увидит, что он все заплатил, то он может и не платить, но на всякий случай я рекомендую обратиться в инспекцию. Тем гражданам, которые заплатили сумму больше, чем нужно, не разобравшись, она зачтется в следующем году или может быть возвращена после 1 декабря.
Пока что мы не видим большой системной ошибки – есть индивидуальные, но нужно идти в инспекцию и выяснять это.
После того как многие стали обращаться в налоговую инспекцию, ФНС решила прислать налогоплательщикам новые, корректные уведомления, по которым налог нужно уплатить до 1 декабря.
— Мы сейчас направили корректирующие налоговые уведомления под тем же номером, под той же датой. В КРСБ (карточка расчетов с бюджетом – ред.) налогоплательщика указана правильная сумму к уплате. Нельзя сказать, что это ошибка.
Налоговое уведомление нельзя связывать с КРСБ — в нем была указана правильная сумма, с учетом разницы на перерасчет за предыдущие года, поэтому налогоплательщик мог увидеть в своем уведомлении определенную сумму за 2015 год, за 2016 и так далее, — пояснила LifeTambov.
ru заместитель начальника инспекции ФНС России в Тамбове Валентина Пантелеева. — Сейчас в адрес налогоплательщиков направлены корректные уведомления, более подробные, чтобы они не волновались, почему им пришли большие суммы. Мы начали разъяснительно-массовую работу по этому поводу.
Так как в этом году очень рано вручили налоговое уведомление, не было смысла объяснять это заранее.
По законодательству РФ, налог на имущество должны платить физические лица, у которых есть в собственности жилой дом, помещение, машино-место, недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения, доля на какое-либо из этого имущества.
В карточке расчётов с бюджетом содержатся сведения о начисленных суммах налога, пеней и штрафов, начисленных по нему. Эти данные вносятся на основании представленных налогоплательщиком деклараций, решений, вынесенных по результатам налоговых проверок, судебных решений и т.д.
КРСБ должна отражать состояние всех расчетов с бюджетом на сегодняшний день.
Источник: https://lifetambov.ru/obshhestvo/10787-nalogovaya-myi-ne-vidim-oshibki.-tambovchan-uvedomlyayut-povtorno-vnesti-dengi-v-schyot-uzhe-oplachennyix-nalogov.html
Нашли ошибку в расчете налога: Правила исправления налоговых ошибок
Наибольший урожай выявленных ошибок приходится на I квартал года, поскольку это время подготовки годовой бухгалтерской отчетности и годовой декларации по налогу на прибыль.
Обнаружив любые ошибки в налоговой отчетности, лучше оперативно действовать по принципу «нашел — исправил — отразил».
Но при исправлении ошибок в расчетах налогов нужно ответить еще на два вопроса:
— первый (традиционный) — как исправлять ошибки, занизившие ранее рассчитанные налоги (то есть уже отраженные в декларации, сданной в инспекцию);
— второй, особенно актуальный в этом году, — как лучше (чтобы не конфликтовать лишний раз с налоговой инспекцией) применять правило исправления тех ошибок, которые привели к завышению налогов (Статья 54 НК РФ). Ведь за прошлый год (а именно с 01.01.2010 действует обновленная версия ст. 54 НК РФ) уже накопилось много писем Минфина по этому поводу, и его позиция уже достаточно определенна.
Исправляем ошибки, приведшие к недоимке
Самые неприятные — те ошибки, которые грозят штрафами и пенями (Пункт 1 ст. 122, ст. 75 НК РФ). И именно поэтому важно исправлять их правильно.
В Налоговом кодексе четко прописано, при каких условиях организация освобождается от ответственности за совершение ошибки, повлекшей занижение рассчитанных налогов (Пункты 2 — 4 ст. 81 НК РФ). Поэтому шаг вправо, шаг влево — и исправленная ошибка все равно обернется штрафом.
Может даже получиться так, что, неверно устранив ошибку, вы навредите себе больше, чем если бы вы это вообще не делали, ведь проверяющие могли ее не заметить, а тут вы сами выставили ее напоказ.
Внимание! От штрафа за неуплату налога организация освобождается, если она исправила ошибку до того, как инспекция нашла эту ошибку либо назначила выездную проверку по налогу за этот период (Статья 81 НК РФ).
По общему правилу ошибки, приведшие к занижению суммы налога в декларации, надо исправлять тем периодом, в котором они допущены. Это значит, что за эти периоды придется сдать в инспекцию уточненные декларации (Пункт 1 ст.
54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Учтите, что срока для представления уточненной декларации нет. Значит, вы можете представить ее в налоговую инспекцию в любое время после обнаружения ошибки.
Однако если вы не подадите уточненку, то и ошибку не исправите.
Примечание
Можно не исправлять ошибки за период, который уже не может быть охвачен выездной налоговой проверкой. Налоговая инспекция все равно не сможет вас оштрафовать, начислить пени и взыскать недоимку, так как не имеет права проверять этот период (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
Примечание
Уточненная декларация заполняется по форме, действовавшей в период совершения ошибки (Пункт 5 ст. 81 НК РФ). Аналогичные правила исправления ошибок, занизивших сумму налога (взноса), установлены для налоговых агентов и плательщиков страховых взносов (Пункт 6 ст. 81 НК РФ; ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах…»).
Если вы подадите уточненку, но не заплатите недоимку и пени, то инспекция все равно сможет оштрафовать вас (Пункт 4 ст. 81, ст. 122 НК РФ).
Если невозможно определить период совершения ошибки, то перерасчет налоговой базы и суммы налога надо делать в текущем периоде — в том, когда вы обнаружили ошибку (Пункт 1 ст. 54 НК РФ). Но такие ошибки — большая редкость.
Если же вы допустили ошибку при расчете авансового платежа по налогу, который надо заплатить по итогам отчетного периода без представления расчета (например, авансы по налогу при УСНО, транспортному или земельному налогам (Пункт 2 ст. 346.19, п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23, п. 2 ст. 360, п. 2.1 ст. 362, п. 1 ст. 363.1, п. 2 ст. 393, п. 6 ст.
396, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 398 НК РФ)), то вам нужно доплатить сумму недоимки как можно скорее — так вы снизите сумму пени.
А в декларации, подаваемой по итогам года, вам надо указать правильно исчисленные суммы налога и авансовых платежей. Тогда инспекция вас не оштрафует.
Исправляем ошибки, приведшие к переплате налога
Начнем с того, что ошибки, которые привели к переплате налога, можно вообще не исправлять (Пункт 1 ст. 81 НК РФ): в этом заинтересована исключительно ваша организация, а никак не бюджет и налоговая служба. Но терять деньги фирмы, одаривая бюджет, конечно же, не хочется. Поэтому подробно рассмотрим, как нужно исправлять такие ошибки.
Как вы помните, начиная с 1 января 2010 г. ошибки, которые привели к переплате налога, можно исправлять текущим периодом — без представления уточненки (Статья 54 НК РФ).
Сначала не все бухгалтеры (да и не все налоговики) были уверены в том, что это правда. Бытовало мнение, что изменения, внесенные в ст.
[su_quote]
54 НК РФ, лишь уточняют и так действовавшее правило, поскольку относятся только к исправлению ошибок, по которым невозможно установить срок их совершения.
Источник: https://www.pnalog.ru/material/raschet-naloga-ispravlenie-oschibok
Налог на прибыль: исправляем ошибку текущего года
Вопрос: Организация в декабре 2016 г. обнаружила ошибку в расчете налога на прибыль, допущенную в III квартале 2016 года.
Как внести исправления в налоговую декларацию в этом случае?
Ответ: Если ошибка в расчете налога на прибыль допущена в III квартале 2016 года и обнаружено это в декабре 2016 г.
, то ее исправление отражается в декларации за IV квартал по сроку 20.03.2017. Или до этого срока — в уточненной декларации за III квартал 2016 года.
Обоснование: Налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала года, а декларации по этому налогу (далее — декларации) подаются по итогам каждого квартала.
Как правило, при обнаружении ошибок в декларации, представленной за прошедший квартал текущего года, уточненная декларация не подается.
Изменения отражаются нарастающим итогом в декларации, представляемой за следующий квартал .
На титульном листе такой декларации не ставится отметка о внесении изменений и (или) дополнений. Раздел I части I заполняется нарастающим итогом с учетом всех вносимых изменений и (или) дополнений.
Суммы налога на прибыль, подлежащие доплате (уменьшению) в связи с обнаруженными ошибками, указываются в разделе III части I отдельно по каждому кварталу без нарастающего итога.
В дальнейшем при подаче следующих деклараций эти сведения не заполняются .
Вместе с тем изменения и (или) дополнения в связи с допущенными ошибками можно внести и до наступления срока представления декларации за следующий квартал. В этом случае нужно подать уточненную декларацию за прошедший отчетный период .
При этом на титульном листе декларации проставляется отметка о внесении изменений и (или) дополнений (знак «X»). Показатели раздела I части I заполняются с учетом уточненных данных. В разделе III части I указываются суммы налога на прибыль, подлежащие доплате (уменьшению) в связи с обнаруженными ошибками отдельно по каждому кварталу без нарастающего итога .
Следует отдельно отметить, что налог на прибыль за IV квартал уплачивается не позднее 22 декабря текущего года в размере 2/3 суммы налога, исчисленной за III квартал.
Для расчета этой суммы в декларации за III квартал (при наличии положительного показателя в строке 24 раздела I части I) заполняется раздел II части I.
Поэтому если с ошибками была сдана декларация за III квартал текущего года, исправления необходимо внести и в раздел II части I. Делается это следующим образом .
При подаче декларации за IV квартал раздел II части I не заполняется. Разница в расчете 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал в связи с исправлением ошибки указывается в строке «IV квартал в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал» раздела III части I декларации .
Если же изменения и (или) дополнения в расчет налога на прибыль за III квартал вносятся путем подачи уточненной декларации за этот отчетный период, то II раздел части I такой декларации заполняется с учетом вносимых изменений и (или) дополнений.
Полагаем, что в III разделе части I по строке «IV квартал в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал» в данном случае также указывается разница в расчете 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал в связи с исправлением ошибки .
Рассмотрим эти варианты применительно к описанной ситуации :
В декабре 2016 г. обнаружена ошибка, допущенная в расчете налога на прибыль за III квартал 2016 года | |
Организация приняла решение отразить изменения и (или) дополнения в связи с обнаруженной ошибкой в декларации за IV квартал 2016 года по сроку 20.03.2017 | Организация приняла решение внести изменения и (или) дополнения в декларацию за III квартал 2016 года (это она может сделать до 20.03.2017 — срока подачи декларации за IV квартал 2016 года) |
Подается декларация за IV квартал 2016 года. Не проставляется отметка о внесении изменений и (или) дополнений на титульном листе | Подается уточненная декларация за III квартал 2016 года. На титульном листе декларации проставляется отметка о внесении изменений и (или) дополнений (знак «X») |
Раздел I части I заполняется нарастающим итогом за год с учетом вносимых изменений и (или) дополнений. Раздел II части I не заполняется | Раздел I части I заполняется за I — III кварталы 2016 года с учетом вносимых изменений и (или) дополнений. Раздел II части I пересчитывается |
Заполняется III раздел части I декларации (в графе 2 строки «III квартал» указывается сумма налога на прибыль к доплате (уменьшению) в связи с обнаруженной ошибкой, в графе 2 строки «IV квартал в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал» указывается разница + (-) в расчете 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал в связи с обнаруженной ошибкой) | Заполняется III раздел части I декларации (в графе 2 строки «III квартал» указывается сумма налога на прибыль к доплате (уменьшению) в связи с обнаруженной ошибкой. Также полагаем, что в графе 2 строки «IV квартал в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал» указывается разница + (-) в расчете 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал) |
При составлении декларации за IV квартал 2016 года III раздел части I не заполняется |
Также обращаем внимание, что при внесении изменений и (или) дополнений в декларацию в связи с обнаруженными ошибками суммы налога к доплате (уменьшению) и разница в расчете 2/3 суммы налога на прибыль за III квартал в разделе III части I указываются только в случае наличия положительного значения по строке 24 раздела I части I за отчетные периоды, в которых обнаружены ошибки.
При внесении изменений и (или) дополнений в часть IV декларации сведения заполняются исходя из фактических данных того квартала, за который подается декларация .
Источник: https://ilex.by/nalog-na-pribyl-ispravlyem-oshibku-tekuschego-goda/
Налоговые органы будут истребовать пояснения в 2017 | Отчётсдан
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.
С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений.
Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.
— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?
Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.
— Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?
Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.
Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:
- ошибки в налоговой декларации;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.
Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.
Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:
- размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
- изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.
Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.
— Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?
Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).
Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.
— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.
Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).
Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.
Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.
Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.
— Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?
Истребование пояснений — по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
Источник: https://otchetsdan.ru/stati/kak-nalogovye-organy-budut-istrebovat-poyasneniya-v-2017-godu/
Федеральная налоговая служба разъясняет: сбои были, но они уже исправлены
Business FM узнала о сбоях в программной системе ФНС, из-за чего у некоторых россиян возникли проблемы с возвратом неправильно уплаченных налогов. Некоторые уже полгода не могут вернуть свои деньги. Что же произошло?
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Вот история Дарьи, жительницы Москвы. В сентябре прошлого года она оплатила за мужа налоги — 17 тысяч рублей.
Вскоре поняла свою ошибку — что нельзя заплатить налоги за другого человека — и стала пытаться эту сумму вернуть. Писала заявления в электронном виде, затем уже в марте приехала в налоговую и подала его в письменном виде.
Сказали звонить через месяц, то есть в апреле. И вот что Дарья услышала, когда позвонила.
Дарьяжительница Москвы
[su_quote]
Второй звонок Дарья совершила буквально на днях — 18 мая. Мы обратились в Федеральную налоговую службу за разъяснениями — так есть ли сбой? И, судя по ответу ФНС, он действительно, был.
Как следует из объяснений Налоговой службы, в декабре прошлого года налоговые органы переходили на новое программное обеспечение. И в ходе этого были локальные сбои, которые не позволяли оперативно проводить операции по возврату денег.
Но, как подчеркивает ФНС, плательщиков об этом информировали через личный кабинет, и сейчас все в штатном режиме. Комментирует заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук.
Светлана Бондарчукзаместитель руководителя Федеральной налоговой службы
Но, получается, у многих россиян могла возникнуть проблема с возвратом неправильно уплаченных налогов. Известно, что сбои в системе ФНС уже возникали. В начале прошлого года бизнес жаловался на проблемы с регистрацией предпринимателей и компаний.
СМИ тогда писали, что это связано с переходом ФНС на новый программно-технический комплекс «Налог-3». Суть его в том, чтобы налоговые данные хранились не разрозненно, в регионах, а в единой базе — эта новая информационная система, по данным прессы, стоила почти пять миллиардов рублей.
Наверное, то, что переход на новую систему сопровождается сложностями, можно объяснить.
Но почему сотрудники инспекции до сих пор рассказывают россиянам, что вернуть деньги нельзя? Юристы, опрошенные Business FM, предполагают, что для рядовых сотрудников существуют некие ограничения на внесудебные возвраты, и они, следуя устным распоряжениям руководства, просто не хотят брать на себя ответственность за принятие подобных решений.
В ФНС приносят извинения за такие инциденты и советуют плательщикам, которые несколько месяцев не могут вернуть суммы, направить обращение в вышестоящие подразделения: в Управление ФНС по субъекту Федерации или прямо в ФНС России.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Источник: https://www.bfm.ru/news/323546
Новые налоги с 2017 года
С 2017 года налоговая система России может претерпеть кардинальных изменений. Уже сейчас президент Федерации поручил правительству разработать проект законодательных инициатив, которые должны касаться непосредственно налоговой системы страны.
Это значит, что, возможно, в государство “придут” новые налоги с 2017 года, а какими они будут, вы можете узнать из этой статьи.
Налоговые новшества
Среди экспертов уже давно развивается слух о том, что закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, вернет, отмененный ранее, единый социальный налог. Но его исчисление будет несколько изменено. Если раньше начисление налога происходило по регрессивному принципу, то Нового года ожидается прогрессивное исчисление.
В чем же разница? При регрессивном начислении отчисления этого налога в бюджет зависели от роста заработной платы “вниз”. Это значит, чем выше оклад, указанный в декларации, тем меньше сумма отчислений. Такое решение позволило многим предприятиям выйти в “белую” зону, за счет того, что снижалась налоговая нагрузка благодаря демонстрации высоких показателей зарплаты.
Из этого вытекало, что на малый оклад устанавливался процент в 26%, а на большой — 10%. Даже исходя из принципа справедливости, все было, довольно-таки, уравновешенно: налог платил работодатель, а не работник.
Введение же прогрессивной системы исчисления может повлечь за собой массовый уход заработных плат в “черную” или “серую” зону.
Кроме этого, рынок труда и трудовые отношения по всей стране могут кардинально переформатироваться. Ставка налога (предполагаемо) станет равна 30%, а это значительная сумма от зарплаты в 800 тысяч рублей.
Отметим, что эта цифра является ярким показателем того, каким будет курс рублю в будущих годах.
к содержанию ↑
Прогнозируемая собираемость налогов
Налоговая истина вырабатывалась веками и заключается она в том, что лучше брать небольшие суммы с каждого, чем обдирать одного, а обходить стороною другого.
Как показывает практика, эту идею старались реализовывать разными путями. Например, налог на дымы распространялся на отапливаемое помещение.
Если в доме было две трубы, это значит “два дыма”, соответственно и плата взималась по двум ставкам.
Эксперты утверждают, что собираемости доходов не нужно вступать в противостояние с регуляторов доходности, когда чем больше ты зарабатываешь, тем больше приходится платить. А каждая прогрессивная шкала предполагает выполнение данного принципа, тем самым внедряя дифференцирование с помощью коэффициентов.
На сегодняшний день актуальна проблема исполняемости, когда многие предприятия разрабатывают различные инструменты, дабы избежать уплаты установленных налогов. Но, несмотря на все это, находятся органы, готовые не только начислить и потребовать уплату требуемых сумм, но и способные разработать действенные инструменты реального взимания, в том числе и недоимок.
В нашей стране уже давно сложился один парадокс: пенсионный фонд способен провести минимальную проверку и при обнаружении ошибки, незначительно оштрафовать виновного. Но, когда за дело принимаются налоговики, то тут работодателю не удается увильнуть — они копают глубоко, находят большие ошибки и заставляют платить серьезные суммы.
Поэтому, многие специалисты ожидают, что контролировать процесс исполняемости станут как раз те самые работники налоговой службы с их отработанным исполнительным и контрольным аппаратом. Предполагается, что они будет наделены особыми полномочиями и станут отвечать за сборы в Пенсионный фонд, в социальное страхование, в ЕСН и остальные виды налогов.
У данной системы есть другая сторона медали.
Эксперты утверждают, что работодатели вместо того, чтобы уходить в тень, решат обойти все “налоговые преграды” законным путем, к примеру, предложат работникам стать субъектами компаний, оказывающих услуги.
Это приведет к тому, что прослойка ИП на рынке труда увеличится. Проще говоря, Россия рискует стать государством с большим количеством представителей малого бизнеса, к тому же в сфере услуг.
к содержанию ↑
Мнения депутатов относительно новой налоговой системы
Не все представители Государственной Думы в восторге от предполагаемых изменений, которые коснутся налоговой системы уже в 2017 году. Как заявил Андрей Макаров, действующий председатель Комитета Госдумы по бюджетам и налогам, подобная стратегия приведет к тому, что народ обнищает и произойдет социальный бунт.
Возмутительным фактом, для работников Минфина был то, что предлагают облагать налогом даже суммы от продажи имущества. Но Антон Силуанов (министр финансов) уверен, что подобное решение позволит заполнить бреши в бюджете страны и немного остепенит владельцев сразу нескольких видов собственности.
Напомним, что в России налогом на доходы с физических лиц не облагается имущество, которое было в пользовании более 3 лет. Количество объектов имущества собственности не влияет на данный закон.
Силуанов заявил, что многие граждане злоупотребляют подобными льготами, в результате чего, “теневой” бизнес разрастается.
Именно поэтому Минфин настаивает на том, чтобы налог на доходы физических лиц от продажи имущества вернулся.
к содержанию ↑
Налог на мусор с 2017 года
Помимо вышеупомянутых налоговых новшеств руководство страны предлагает установить налог на мусор уже с 2017 года. В квитанциях по коммунальным платежам появится соответствующая графа, и россияне будут вынуждены отдавать государству определенные суммы за бытовые отходы.
Размер нового налога для каждого региона будет устанавливаться в отдельном порядке. Указывается, что на отсортированный мусор сумма налога будет меньше. Все доходы от налога, намерены перечислять региональному оператору по обращению с мусорными отходами.
Отметим, что сумма налога будет зависеть не от площади жилья, а от основного тарифа на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и количества мусора на одного человека.
Но власти регионов могут сами регулировать суммы подобных отчислений, и, возможно, платить придется за фактическое количество и объем мусорных контейнеров. Стоимость тарифа, предполагаемо, станет зависим от объема производства отходов, которые подлежат захоронению и сжиганию. Это значит, чем меньше будет их количество, тем меньше будет плата.
Как только утвердят единый тариф (это должно произойти до 1 января 2017 года), определят единого оператора, с которым организации должны будут заключить договор.
Насколько целесообразными окажутся такие нововведения, покажет время. Нам остается надеяться, что власти смогут привести продуманные аргументы для своих действий и усовершенствованная налоговая система не ухудшит жизнь простых граждан.
Источник: https://info-god.com/novosti/novye-nalogi-s-2017-goda
Налоговые ошибки: исправления без подачи «уточненки»
В определенных случаях налогоплательщики вправе исправлять ошибки (искажения), допущенные при расчете налогов в прошлом, путем корректировки текущих налоговых обязательств.
Как показывает арбитражная практика, использование такой модели исправления ошибок налоговыми органами не приветствуется. Налогоплательщики же, напротив, извлекают максимальную выгоду из формулировок ст.
54 НК РФ.
Общий и альтернативный порядок исправления ошибок
Согласно общему правилу, озвученному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные налоговые ошибки (искажения).
Иными словами, исправляя ошибку, допущенную в прошлом периоде, налогоплательщик составляет и представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за данный период. Это касается всех налогов: налогов на прибыль, имущество, НДС и т. д.
Если ошибка в декларации привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уточненную декларацию. Это установлено п. 1 ст. 81 НК РФ, как и то, что при обнаружении ошибок в налоговой декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, представление уточненной декларации остается на усмотрение налогоплательщика.
[su_quote]
То есть если в результате допущенной ошибки в налоговой декларации налогоплательщик переплатил налог в бюджет, то он может ее и не исправлять.
Если же намерения «прощать» переплату налога у налогоплательщика нет, он должен быть готов к тому, что представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или увеличена сумма полученного убытка), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), спровоцирует проведение:
- камеральной и выездной проверок, даже если за период, охваченный уточненной декларацией, проведен налоговый мониторинг (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
- повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Названные последствия являются серьезным стоп-фактором для заявлений о существующей переплате по налогам, поэтому налогоплательщики чаще всего прибегают к альтернативному способу корректировки своих налоговых обязательств. Это позволяет абз. 3 п. 1 ст.
54 НК РФ (действует с 01.01.2010), который гласит: в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены налоговые ошибки (искажения).
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены налоговые ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки в налоговой декларации (искажения) привели к излишней уплате налога.
На сегодняшний день уже стало общепризнанным, что данная норма устанавливает два самостоятельных случая для перерасчета налога в текущем периоде, а именно когда:
- определить период совершения ошибки (искажения) невозможно;
- допущенная ранее ошибка привела к излишней уплате налога.
Источник: https://www.audar-press.ru/nalogovye-oshibki
Жители Томской области получат уведомления по налогам за 2016г с перерасчетом за прошлые годы
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru
В 2017 году жители Томской области получат уведомления на уплату имущественных налогов за 2016 год с учетом перерасчетов за 2014 и 2015 годы.
Помимо исчисленного налога за 2016 год налогоплательщикам необходимо оплатить разницу между исчисленными налогами за 2014 и 2015 годы и ранее оплаченными суммами, рассказала журналистам в четверг заместитель руководителя регионального УФНС Ирина Смирнова.
С 15 июля 2017 года на территории Томской области началась массовая рассылка физическим лицам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов. Уже 475 тысяч налоговых уведомлений поступило в отделения почтовой связи.
До конца недели они будут направлены тем налогоплательщикам, которые привыкли получать уведомления на бумажных носителях. Те, кто является активными пользователями «Личного кабинета», получат уведомления в электронном виде на следующей неделе.
Всего для жителей Томской области сформировано порядка 600 тысяч уведомлений.
В 2016 году было сформировано 546 тысяч уведомлений, из которых 93 тысячи не направлялись физическим лицам, так как сумма к уплате составляла менее ста рублей.
«В этом году, в частности за 2014, 2015 и 2016 годы, такие уведомления будут разосланы налогоплательщикам, поскольку налоговый орган имеет право направить уведомления за три предыдущих года. Также в этом году появилась некая особенность направления уведомлений.
В прошлом году налоги исчислялись за один год, то есть в 2016 году налогоплательщик оплачивал налог за 2015-й. В этом году исчисляться налог будет не только за 2016 год.
В некоторых уведомлениях будут содержаться расчеты еще за два года — 2014-й и 2015-й», — сказала Ирина Смирнова.
Она пояснила, что причиной осуществления перерасчетов стали поступление новых сведений из регистрирующих органов (ГИБДД, Росреестр) за данные годы — снятие с учета объектов, регистрация новых, изменение доли владения, изменение налоговой базы. Кроме того, учитывалось предоставление заявленных льгот, которые ранее не предоставлялись.
«Около 15 % от всех сформированных уведомлений, то есть около 87 тысяч уведомлений содержат перерасчеты. У кого-то будет исчисленный налог только за 2016 год. В уведомлении будет указана сумма, актуальная по этому объекту на сегодняшний день, то есть вся сумма без учета уплаты в предыдущие годы.
Например, в прошлом году налогоплательщику было исчислено три тысячи рублей транспортного налога за 2015 год. Получив уведомление он уплатил указанную сумму в срок. В этом году в результате перерасчета доначислено 500 рублей, а потому в уведомлении будет отражаться вся сумма исчисленного налога за 2015 год, то есть 3,5 тысячи рублей.
Также перерасчет может быть сделан в сторону уменьшения налога», — отметила замруководителя УФНС.
В случае, если в полученном уведомлении отражаются суммы налогов только за 2016 год, то жители региона могут смело оплачивать квитанции. Если же в расчете указаны суммы за 2014 и 2015 годы, то необходимо из общей суммы по налогу (земельному, транспортному, налогу на имущество) вычесть оплаченную ранее сумму.
«Если человек, которому произведен перерасчет, заплатил всю сумму по квитанции, то после 1 декабря 2017 года у него образуется переплата, которую можно либо вернуть, написав заявление в налоговый орган, либо зачесть в счет будущих платежей», — резюмировала Ирина Смирнова.
Анастасия Кирсанова
Источник: https://news.vtomske.ru/news/144340-jiteli-tomskoi-oblasti-poluchat-uvedomleniya-po-nalogam-za-2016g-s-pereraschetom-za-proshlye-gody