Списываем убытки от хищения
Налоговый кодекс разрешает учесть стоимость похищенного имущества в расходах. Однако обставляет это несколькими условиями. И выполнять их надо досконально, иначе хищение может обернуться дополнительными убытками.
Основное условие, которое выдвигает Налоговый кодекс, позволяя включить стоимость похищенного имущества в расходы, — отсутствие виновных лиц. Это вполне логично. Если есть виновник, то стоимость украденного можно взыскать с него. А на нет, как говорится, и суда нет.
Это основное условие «тянет» за собой и второе — факт отсутствия виновных лиц должен быть подтвержден документально (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Казалось бы, условия простые, но выполнение их на практике зачастую оборачивается сложностями.
Кто виноват?
Первая сложность при включении в расходы стоимости похищенного имущества — принципиальное решение вопроса о виновном лице.
Надо признать, что на практике в большинстве случаев виновное лицо известно, однако руководство предпочитает «не связываться» и просто увольняет провинившегося.
Соответственно, ни о взыскании стоимости украденного, ни о привлечении виновного к ответственности речи в таком случае не идет.
Проще говоря, официальный ход делу не дается, заявление в правоохранительные органы не пишется. А это автоматически лишает организацию возможности учета убытков от хищения на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда делу все же дан официальный ход и следственным органам удалось установить виновное в хищении лицо. Тут возмещение убытков автоматически откладывается до вынесения приговора суда.
Организации в таком случае нужно будет заявить гражданский иск непосредственно в ходе уголовного преследования виновного. Иск подается в любое время после возбуждения уголовного дела. Главное — успеть подать его до окончания судебного следствия. На практике такой иск подается еще на досудебной стадии, непосредственно следователю.
Факт приема иска оформляется постановлением следователя, при этом госпошлина за рассмотрение дела не уплачивается (ст. 44 УПК РФ).
Суд обязан рассмотреть этот иск одновременно с рассмотрением уголовного дела. Соответственно, если суд признает иск обоснованным, то ущерб будет компенсировать виновное лицо. Если же вина лица окажется недоказанной, то весь путь придется начинать сначала.
И тут многое будет зависеть от того, что именно указал суд в приговоре (постановлении, определении). Так, если суд вообще не признал факта хищения и прекратил дело, то это в принципе перекрывает возможность списания убытка на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Ведь согласно решению суда (а оно обязательно для всех) хищения вообще не было, а значит, не может быть и убытка от него.
Другой вариант: суд признал факт хищения, но указал, что подсудимый в этом хищении не виновен. В таком случае дело вернется в следственные органы, которые должны будут установить истинного виновника. В этом случае организации придется дожидаться или нового судебного процесса, или признания следственными органами того факта, что виновника установить не удается.
Что делать?
Перейдем теперь к документам, которыми организация может обосновать факт отсутствия виновника хищения. Налоговый кодекс уточнений по этому поводу не содержит, указывая лишь, что подобный документ должен быть выдан «уполномоченным органом государственной власти».
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2011/10/5302
Департамент банковского аудита по вопросу отражения в бухгалтерском и налоговом учетах сумм ущерба вследствие хищения основного средства
13.03.2009
Ответ
Мнение консультантов.
Бухгалтерский учет
Суммы ущерба вследствие хищения основного средства – платежного терминала являются в соответствии с условиями договора аренды затратами и издержками, подлежащими возмещению; расходами не признаются и подлежат бухгалтерскому учету в качестве дебиторской задолженности. Порядок бухгалтерского учета изложен в разделе «Обоснование мнения консультантов».
Налоговый учет
Суммы ущерба вследствие хищения основного средства – платежного терминала могут быть признаны внереализационными расходами в случае документального подтверждения отсутствия виновных лиц. Датой признания таких расходов является дата принятия постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением виновного лица.
Суммы полученного возмещения ущерба, причиненного хищением имущества, являются внереализационными доходами. Датой признания таких доходов признается либо дата вступления в законную силу решения суда в случае, когда виновные лица установлены; либо дата признания должником сумм возмещения.
Суммы возмещения ущерба, полученные от арендодателя, являются внереализационными доходами. Датой признания этих доходов является дата признания арендодателем сумм возмещения в октябре 2008г.
Обоснование мнения консультантов.
Бухгалтерский учет.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ правила бухгалтерского учета устанавливают органы, уполномоченные в соответствии с законодательством.
При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Органом, которому законодательно предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях, в силу статьи 4 Закона № 86-ФЗ, является Банк России.
Таким образом, правила бухгалтерского учета, установленные ЦБ РФ, не должны противоречить правилам, установленным Минфином РФ.
Порядок учета выбытия основных средств регулируется главой 10 Приложения 10 к Положению № 302-П. Согласно указанному Приложению основные средства могут выбывать из банка в следующих случаях:
а) по причине непригодности к дальнейшему использованию (в результате морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях);
б) при переходе права собственности (в том числе при реализации).
Пунктом 29 ПБУ 6/01 вышеуказанный перечень значительно расширен.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
Так как Приложением 10 Положения № 302-П не регламентирован порядок действий в случаях хищения основных средств, Банк вправе руководствоваться Положением, утвержденным Приказом № 34н и Законом № 129-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 129-ФЗ и пункту 27 Положения, утвержденного Приказом № 34н, при выявлении фактов хищения имущества обязательно проводится инвентаризация.
В этих целях согласно пункту 77 Методических указаний, утвержденных Приказом № 91н, приказом руководителя предприятия может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица (в том числе и представитель бухгалтерии или главный бухгалтер), а также лица, на которых возложена ответственность за сохранность материальных ценностей.
После окончания инвентаризации комиссия на основании представленных документов (актов инвентаризации, объяснительных материально ответственных лиц, актов (справок) следственных органов и т.п.
) определяет причины выбытия объекта (в данном случае — хищения), виновных лиц (в необходимых случаях — с внесением предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной российским законодательством), а также занимается подготовкой документации на списание данного основного средства.
Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании основного средства, привлечении к ответственности виновных лиц и т.п.) оформляются в виде приказа руководителя предприятия. На основании данного приказа составляется акт на списание основных средств (форма ОС-4).
В соответствии с пунктом 10.4 Приложения 10 Положения № 302-П учет выбытия основных средств ведется на счете по учету выбытия (реализации) имущества 61209 «Выбытие (реализация) имущества». Аналитический учет на этом счете ведется в разрезе каждого выбывающего объекта основных средств.
На основании документов, подтверждающих выбытие объекта основных средств (акта на списание основных средств — форма ОС 4), в бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:
Дт 61209 «Выбытие (реализация) имущества» — по лицевому счету выбывающего объекта
Кт 60401 «Основные средства (кроме земли)» — по лицевому счету объекта — на балансовую (первоначальную или восстановленную, если объект переоценивался) стоимость выбывающего объекта
Дт 60601 «Амортизация основных средств» — по лицевому счету объекта
Кт 61209 «Выбытие (реализация) имущества» — по лицевому счету выбывающего объекта — на сумму начисленной амортизации
Исходя из текста запроса, на арендодателя возложена ответственность за сохранность имущества Банка, а также, судя по дальнейшим его действиям, обязанность возмещения ущерба независимо от факта установления виновных лиц. В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.5.3. Главы 3 Положения № 302-П затраты и издержки, подлежащие возмещению, расходами не признаются, а подлежат бухгалтерскому учету в качестве дебиторской задолженности.
Дт 60323 «Расчеты с прочими дебиторами»
Кт 61209 «Выбытие (реализация) имущества» — по лицевому счету выбывающего объекта — На сумму ущерба (остаточная стоимость имущества)
При получении возмещения от арендатора:
Дт 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»
Кт 60323 «Расчеты с прочими дебиторами»
Если Банк в октябре 2008г. сделал иные проводки, то, в случае согласия с нашей позицией, рекомендуем сделать обратное сторно и бухгалтерские записи в соответствии с вышеуказанным порядком.
Налоговый учет.
Из текста запроса Банка следует:
— по факту хищения основного средства – платежного терминала возбуждено уголовное дело;
— Банку выдано постановление о признании его потерпевшим;
— Банку возмещен ущерб в сумме остаточной стоимости похищенного имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 140 УПК основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Статьей 151 УПК РФ определен круг должностных лиц, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях УК РФ, производить предварительное следствие.
В частности, по делам о хищениях имущества предварительное следствие производит следователь органов внутренних дел РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 УПК лицо признается потерпевшим соответствующим процессуальным актом — постановлением следователя, судьи либо определением суда. Основанием для признания лица потерпевшим являются фактические данные, свидетельствующие о причинении морального, физического или имущественного вреда. Лицо признается потерпевшим только после возбуждения уголовного дела.
Порядок налогового учета понесенного Банком имущественного ущерба (вреда) зависит от того, установлены виновные в хищении лица или нет.
В случае если виновные лица установлены и в соответствии с обвинительным приговором суда обязаны возместить ущерб организации, то согласно пункту 3 статьи 250 и подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ суммы такого возмещения на дату вступления в законную силу решения суда (обвинительного приговора) признаются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в размере, указанном в обвинительном приговоре.
Если виновные лица не установлены, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 208 УПК РФ следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
На основании подпункта 13 пункта 2 статьи 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.
Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден. Таким документом является постановление следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо его заверенная копия.
Таким образом, при документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений. Списание на убытки (внереализационные расходы) для целей налогообложения прибыли остаточной стоимости основного средства (похищенного платежного терминала) производится на дату принятия постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением виновных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Таким образом, суммы возмещения ущерба, полученные от арендодателя, по нашему мнению, являются внереализационными доходами. Датой признания этих доходов является дата признания арендодателем сумм возмещения в октябре 2008г.
Отметим также, что выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с потерей, порчей, боем, хищением, стихийным бедствием и др.
), на основании норм статьи 39 и статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
В связи с этим в случае компенсации ущерба денежными средствами начисление налога на добавленную стоимость не производится.
Документы и литература.
1. НК РФ –
Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/bankovskiy-audit/departament_bankovskogo_audita_po_voprosu_otrazheniya_v_buhgalterskom_i_nalogovom_uchetah_summ_ushcherba_vsledstvie_hishcheniya_osnovnogo_sredstva.html
Решили списать убытки прошлых лет? – учтите 4 важных правила — статья
Какой финансовый результат показывала ваша компания в предыдущие годы? Были убытки – их можно списать. Чтобы избежать претензий налоговых инспекторов, списывать убытки прошлых лет надо по правилам Налогового кодекса. Разберем порядок переноса убытков на будущее.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Рекомендуем к просмотру
Вебинар «Налог на прибыль организаций в 2017 году: последние изменения, сложные вопросы»
Посмотреть
Организация вправе уменьшать налоговую базу на сумму полученного убытка только в течение десяти лет после убыточного года. Например, убыток по итогам 2015 года можно учитывать вплоть до 2025 года.
А что если за десять лет после убыточного года компания так и не получила достаточной прибыли, чтобы покрыть убыток? Тогда убыток останется непогашенным. Остаток убытка по итогам 2015 года списывать в 2026 году будет рискованно.
Обратите внимание: чтобы начать переносить убытки прошлых лет, не обязательно ждать окончания текущего налогового периода. Ваша компания вправе перенести часть полученного в прошлых налоговых периодах убытка уже на первый отчетный период (квартал) этого налогового периода, если по его итогам получена прибыль (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Правило 2. Убытки прошлых лет переносят в пределах налоговой базы по прибыли
Что это означает? Допустим, сумма убытка, который вы хотите списать, составляет 12 000 рублей. Налогооблагаемая база текущего налогового периода — 10 000 рублей – нельзя «уйти в минус» и списать убытков больше этой суммы.
Правило 3. Порядок переноса убытков на будущее – «по очереди»
Если убытки получены более чем в одном налоговом периоде — переносите их на будущее в той очередности, в которой они понесены (п. 3 ст. 283 НК РФ). То есть, сначала переносятся убытки, полученные в самом раннем периоде, а затем уже более поздние убытки. Разберем на примере, как в текущем году правильно учесть убытки прошлых лет и меньше заплатить налог на прибыль.
Пример: убытки получены в течение двух лет подряд:
- по итогам 2010 года — 12 000 руб.;
- по итогам 2011 года — 5000 руб.
В последующих годах компания получила прибыль. База по налогу на прибыль составила:
- по итогам 2012 года — 10 000 руб.;
- по итогам 2013 года — 40 000 руб.
Совокупная сумма убытка, которую можно перенести на 2012 год, не должна превышать налоговую базу за этот год. Следовательно, на 2012 год организация сможет перенести лишь часть убытка 2010 года — 10 000 руб. Налоговая база по налогу на прибыль по итогам 2012 года составит ноль.
Общая сумма убытков прошлых лет, подлежащая переносу в 2013 году, составит 7000 руб. (2000 руб. + 5000 руб.). С учетом перенесенных убытков 2010 и 2011 годов налоговая база по налогу на прибыль по итогам 2013 года составит 33 000 руб. (40 000 руб. — 7000 руб.).
Правило 4. Документы, подтверждающие убытки: виды, сроки хранения
Списать убытки можно при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Какие это документы? Вопрос неслучайный, поскольку в Налоговом кодексе этот момент не уточняется.
Убытки подтвердит первичная документация компании: накладные, ведомости, счета, карточки, по которым организация вела свой учет. Подразумеваются не документы учета: оборотно-сальдовые ведомости, карточки учета, налоговые регистры, а именно первичная документация.
Храните подтверждающие убыток документы до тех пор, пока не спишете его полностью. Хранить подтверждающие документы придется все время, пока списываете убыток в уменьшение налоговой базы.
Иначе споров с налоговой инспекцией не избежать. После того, как сумма убытка будет погашена полностью, подтверждающие его формирование документы следует хранить еще четыре года (письмо Минфина России от 25.05.
2012 № 03-03-06/1/278).
Далее разберем еще несколько важных вопросов по отражению убытков прошлых лет.
Как отразить убытки прошлых лет в декларации по налогу на прибыль?
Для подтверждения данных налогового учета организации должны составлять Расчет налоговой базы за отчетные и налоговый периоды нарастающим итогом с начала года (абз. 1 ст. 315 НК РФ).
Отразите в следующих строках декларации по налогу на прибыль:
- по строке 140 Приложения № 4 к листу 02 декларации — сформированную налоговую базу, которую можно уменьшить на сумму убытка;
- по строке 010 Приложения № 4 к листу 02 — остаток неперенесенного убытка, который есть на начало налогового периода. Этот показатель формируется из неперенесенного убытка, полученного за предыдущие 10 лет.
Важно: сумму, которая указана в строке 010, надо разбить (расшифровать) по строкам 040 — 130 в зависимости от года образования соответствующей части убытка. Показатель строки 140 равен значению строки 100 листа 02 налоговой декларации.
Проверьте: сумма убытка, которая принимается в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода, отражается по строке 150 и не может быть больше показателя, который отражен по строке 140. Показатель строки 150 переносится в строку 110 листа 02 декларации.
Источник: https://school.kontur.ru/publications/128
Убытки от хищений в торговле спишут на расходы
Две статьи Налогового кодекса планируется исправить. Разработчики законопроект верят, что изменения приведут к снижению цен.
Возможно, вскоре торговые организации смогут сэкономить на налоге на прибыль. Украденные товары облагаться 20-процентным сбором не будут. Убытки от хищений, совершенных неизвестными лицами, разрешат списать на расходы.
Это предусматривает , который разместило на своем сайте Министерство финансов. Документ вносит изменения в статьи и Налогового кодекса. В первой из них говорится о том, какие убытки приравниваются к внереализационным расходам.
В список добавится следующий подпункт:
5.1. расходы в виде выявленных по итогам инвентаризации недостач покупных товаров, относящихся к видам продукции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, возникающих при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами.
Правда, для подобного списания необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:
- доля выручки от реализации покупных товаров через секции самообслуживания составляет не менее 70%;
- ведётся раздельный учет выручки от реализации покупных товаров через секции самообслуживания и выручки от реализации покупных товаров иными способами, а также недостач покупных товаров по видам продукции. Перечень утвердит правительство;
- имеется аудиторское заключение о системе внутреннего контроля налогоплательщика в области учета товарно-материальных ценностей;
- составлен акт об итогах инвентаризации с указанием размера выявленных недостач покупных товаров, подтвержденный аудиторским заключением.
Под недостачей покупных товаров понимается «неполное наличие этих товаров, выявленное в результате инвентаризации, возникновение которого не обусловлено естественной убылью в пределах установленных норм, и которое не может быть отнесено на виновных лиц ввиду их отсутствия».
При этом отсутствие виновных и невозможность их установления необходимо подтвердить актом. Его налогоплательщик составляет по итогам инвентаризации.
В пояснительной записке к проекту говорится:
Проект федерального закона предусматривает возможность учета для целей налогообложения прибыли потерь от выявленных по результатам инвентаризаций недостач покупных товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки от реализации, определяемой в соответствии со Налогового Кодекса…
В целях недопущения злоупотребления налогоплательщиков при списании на расходы убытков, возникших при осуществлении торговой деятельности, проект федерального закона предусматривает проверку и подтверждение аудиторской организацией данных о товарных потерях по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц. При этом при отсутствии подтверждения аудитора налогоплательщику отказывается в праве на вычет убытков от данных товарных потерь для целей налогообложения.
В настоящий момент доля потерь, связанных с реализацией товаров крупнейшими российскими организациями розничной торговли, применяющими общий режим налогообложения, с открытым доступом покупателей к товарам составляет в среднем 1,5% выручки от реализации товаров, что в целом соответствует уровню наиболее эффективного управления по снижению товарных потерь…
Норма о списании на расходы убытков от хищений на практике не реализуется, поскольку не позволяет ни правоохранительным органам, ни судам в случае выявления недостач в производстве и на складах, на предприятиях торговли установить и доказать факт хищения. Это, в свою очередь, согласно сложившейся судебной практике не позволяет применять норму подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ…
Авторы документа уверяют, что новшество «позволит снизить издержки торговли… и позитивно повлиять на уровень конечного потребления посредством снижения розничных цен».
Мы уже , что подобные поправки в Налоговый кодекс недавно разработали в Министерстве промышленности и торговли. Преобразования касались статей , и НК РФ. Речь идёт о том, чтобы скорректировать порядок учёта убытков и их отнесения к внереализационным расходам. По , в результате реформы торговля сэкономит миллиарды:
На долю товарных потерь, по оценкам самих ритейлеров, приходится до 2% их годовой выручки. Половина этой суммы — как раз потери от краж… Оборот всей торговли в 2011 году, по данным Росстата, составил 19,075 трлн руб., так что в целом речь может идти о 190 млрд руб.
Мы также , что еще в 2011 году в Госдуму вносился сходный законопроект. Его подготовил депутат Ильдар Гималетдинов. Однако впоследствии парламентарий отозвал свой документ.
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован.
Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. В данном случае он прописан.
Закон начнет действовать по истечении месяца со дня опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.
Источник: КоммерсантОригинал: https://www.kadis.ru/news/113360
Источник: https://bishelp.ru/business/buhuchet-nalogi/ubytki-ot-hishcheniy-v-torgovle-spishut-na-rashody
Проверьте свои убытки
Источник: https://dis.ru/library/622/25462/
Убытки магазинов от краж отнесут к внереализационным расходам
Высший арбитражный суд РФ разрешил торговым сетям списывать расходы от краж с магазинных полок без постановления следователя о прекращении или приостановлении дела. Для ретейлеров вывод судей можно считать лучшим новогодним подарком.
Вопрос с учетом убытков от краж торговые сети и налоговики не могут урегулировать уже много лет. Сетям приходится платить налог на прибыль с товара, который не был продан, а просто пропал с прилавка. Решение ВАС от 4 декабря 2013 года N ВАС-13048/13 способно дать основу для формирования совершенно новой судебной практики.
Судьи признали недействующими разъяснения минфина, сделанные в письме от 6 декабря 2012 N 03-03-06/1/630. «Минфин в этом письме выразил позицию, согласно которой недостача должна быть подтверждена документально.
Такое подтверждение должно быть оформлено по каждому факту хищения», — говорит Елизавета Сейтбекова, управляющая аудиторской компанией «Бизнес-Студио».
В соответствии с этим письмом учет убытков от хищений в магазине самообслуживания можно отнести к внереализационным расходам, уменьшив тем самым налог на прибыль, только при наличии постановления следователя о прекращении уголовного дела либо о приостановлении предварительного следствия. Минфин ссылается на подп. 5 п. 2 ст.
265 НК РФ, в котором говорится, что компания может учесть в составе внереализационных расходов убытки от хищений, виновники которых не установлены, но этот факт должен быть подтвержден уполномоченным органом государственной власти, добавляет Сергей Варламов, партнер компании «Налоговик».
Таким образом минфин защитил интересы государства.
Так как подход, позволяющий учесть убытки от краж без достаточного документального подтверждения, мог бы стать основой для совершения налоговых преступлений.
Торговые сети получили бы право серьезно завышать размер убытков и снижать тем самым налоговые отчисления. Однако предложенный минфином порядок подтверждения недостач на практике не заработал.
Правоохранительные органы не желают браться за дела, в которых виновные лица установлены не будут.
«Органы внутренних дел отказываются возбуждать уголовные дела по заявлениям о произошедших в магазине хищениях, как следствие, получение постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела становится невозможным, — говорит Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office.
— Следователей пугает недостаток фактического материала при ведении дел о хищениях в магазинах».
Обоснованием отказа служит невозможность установить время и размер хищений, точное количество таких фактов, также невозможно установить, совершено ли хищение одним или несколькими лицами, поясняет Варламов. Кроме того, возбуждению дела мешает временная задержка между кражей товара и обнаружением пропажи. Обычно размер недостачи в полном объеме выявляется магазином только при инвентаризации.
Суд согласился с доводами истцов и решил, что требование о возбуждении уголовного дела, в ходе расследования которого не будут установлены виновные в хищении лица, избыточно.
А условие, при котором убытки от хищений для целей налогообложения прибыли можно подтвердить только при наличии документов от следователя — не реализуемо.
«Минфин пытался оспорить заявление, утверждая, что учет убытков от хищений без документов, выдаваемых уполномоченным органом государственной власти, возможен только при условии внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Но судьи указали, что подп. 5 п. 2 ст.
265 НК РФ не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов и не предусматривает специальных требований по составлению унифицированных документов, которыми следует оформлять указанные виды убытков», — рассказывает Сергей Варламов.
Очевидно, что одно решение суда не дает торговым сетям серьезных гарантий, что потери от краж можно будет учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль. Поставить точку в этом вопросе может только закон. И соответствующий документ уже разработан.
Законопроект N 254686-6 с поправками в статьи 265 и 272 НК РФ (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при розничной торговле товарами) способен сократить количество разногласий по учету убытков от краж в супермаркетах.
«Убытки можно будет учесть в размере, не превышающим 0,75% от выручки по товарам, согласно утвержденному правительством РФ перечню. Для этого компания обязана вести раздельный учет выручки от реализации товаров через секции самообслуживания и иными способами.
Кроме того, доля выручки от реализации товаров через секции самообслуживания должна составлять не менее 70%. Документами, подтверждающими потери товаров по итогам проведенной инвентаризации, станет акт и заключение аудиторской организации или индивидуального аудитора», — поясняет Сейтбекова.
Подобный подход для России не в новинку: нормы списания убытков от краж действовали и ранее.
«Приказом Министерства торговли СССР от 23 марта 1984 года N 75 были утверждены «Примерные дифференцированные размеры списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров, реализуемых в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания», которые устанавливали процент потерь, возможных для списания. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой (например, определение ВАС РФ от 11.10.2010 N ВАС-13572/10 по делу N А48-4388/2009) эти нормы больше не подлежат применению», — говорит Сейтбекова.
Однако рассмотрение такого важного для ретейла законопроекта депутаты явно затягивают. «Проект внесен в Госдуму 8 апреля 2013 года.
В первом чтении было предложено отклонить принятие законопроекта, назначив предлагаемой датой рассмотрения 14 июня 2013 года, но 13, а потом и 17 июня, рассмотрение документа было перенесено на неопределенный срок», — рассказывает Варламов.
Кроме того, Комитет Госдумы по бюджету и налогам выдал отрицательное заключение на законопроект, так как его принятие приведет к ежегодным потерям бюджета от 10 до 15 млрд руб. В свете этих событий рассчитывать на скорейшее принятие документа не стоит.
И решение ВАС РФ становится единственной возможностью для магазинов урегулировать вопрос учета убытков от краж. Однако суд не дал ответа на вопрос, какие документы считать достаточными для подтверждения потерь. Видимо, это послужит предметом дальнейших судебных разбирательств.
Источник: https://rg.ru/2014/01/28/krajy.html
Минфин может разрешить ритейлерам списывать 0,75% выручки как потери от краж
Сейчас доказать воровство магазинам нелегко
Д. Гришкин / Ведомости
Минфин опубликовал на своем сайте финальную версию проекта поправок в Налоговый кодекс, которые разрешат ритейлерам не платить налог на прибыль с товаров, украденных из торгового зала. Законопроект о внесении изменений в ст.265 и 272 ч.
2 Налогового кодекса предполагает, что магазины самообслуживания смогут исключать из налогооблагаемой базы налога на прибыль «расходы в виде выявленных по итогам инвентаризации недостач товаров», но не более 0,75% от выручки ритейлера.
Выводы инвентаризации о недостаче товара должны быть подкреплены заключением аудиторов, они же должны одобрить систему внутреннего контроля, предполагает законопроект.
Первая версия законопроекта, подготовленная Минфином в начале ноября, предполагала, что торговым сетям могут разрешить относить к потерям от краж не больше 0,5% от выручки.
Ритейлеры возмутились: еще в октябре правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова велела поддержать предложение Минпромторга разрешить сетям списывать 1% от выручки.
И даже 1% заведомо ниже реальных потерь сетей, утверждал тогда директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. Лаврентий Губин из «Дикси» соглашался: цифра 0,5% не отражает реальных потерь ритейлеров.
«Магнит», например, за прошлый год списал $165 млн на кражи и порчу продуктов, говорится в отчетности компании. За 2010 г. «убытки от недостачи товара» были вдвое меньше – $78 млн. Отношение товарных потерь к выручке увеличилось до 1,44% с 1% в 2010 г.
Новый проект – это компромиссный вариант, согласованный с Минэкономразвития и Минпромторгом, утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Получить комментарии Минэкономразвития и Минпромторга вчера вечером не удалось.
Представитель Минфина сказал только, что документ находится на стадии антикоррупционной экспертизы. Прием экспертных оценок проекта должен завершиться 15 декабря, после чего проект будет направлен в правительство, добавил он.
В секретариате Шувалова новый вариант документа пока не видели, сказал представитель секретариата.
0,75% – это хороший результат, который особенно позитивно скажется на региональной рознице, считает федеральный чиновник. Цифру в 0,75% правительство, по его словам, скорее всего поддержит.
Он не исключает, что в будущем цифра может быть увеличена.
Об этом знает и Белоновский: ритейлерам, по его словам, дали понять, что через год-два, когда станет понятно, какой эффект для бюджета имеет эта норма, доля продаж, списываемая на кражи, может быть пересмотрена в сторону увеличения.
«Мы очень рады, что удалось прийти к компромиссу. С нами эту цифру обсуждали, и мы согласились с доводами Минфина, что 0,75% от оборота – разумная величина с точки зрения как реальных потерь, так и потенциального выпадения доходов бюджета», – говорит Белоновский.
При нынешней системе налогообложения товарных потерь украденный товар дорого обходится ритейлерам: не платить 20%-ный налог на прибыль за украденный товар они могут, только если кража подтверждена справкой из полиции, указывает ведущий юрист налоговой практики Sameta Екатерина Баширова. Норма о списании на расходы убытков от хищений на практике не реализуется, поскольку не позволяет ни правоохранительным органам, ни судам установить и доказать факт хищения, признают и авторы законопроекта Минфина в пояснительной записке к документу.
«Потери товаров по неустановленным причинам составляют значительную часть затрат сетей (в среднем это 1,5–2% выручки), а установить виновных не представляется возможным. Действующее законодательное регулирование данного вопроса, в том числе о нормах естественной убыли, не отвечает современным реалиям», – говорит Баширова.
Источник: https://www.vedomosti.ru/companies/news/6874791/minfin_pereschital_krazhi