Первый шаг — учетная политика по мсфо. тонкости, трудности и подробности
При первом применении МСФО очень важно грамотно составить учетную политику. От того, насколько хорошо продумана система учета в компании, будут зависеть итоговые показатели финансовой отчетности.
Если же учет в организации ведут по российским стандартам и затем трансформируют полученные данные в международный формат, необходимо четко разграничить принципы отражения в отчетности активов и обязательств по правилам обеих систем.
В соответствии с МСФО «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» (далее – МСФО 8), учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (далее – ПБУ 1/98) трактует данное понятие иначе.
С точки зрения российского стандарта это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Напомним их: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
При этом к способам ведения бухгалтерского учета относят методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и другие.
Как видно из приведенных определений, международные стандарты делают акцент на достоверности финансовой отчетности, в то время как РСБУ в большей степени регламентируют порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций.
Нужно обратить внимание на то, что в МСФО термин «учетная политика» обычно употребляют во множественном числе. Связано это с тем, что в «международном» определении учетной политики отсутствует слово «совокупность».
Например, принципы, в соответствии с которыми необходимо учитывать нематериальные активы, изложены в отдельной учетной политике.
В то же время, в соответствии с российскими стандартами это часть общей учетной политики организации. Таким образом, совокупность учетных политик по МСФО составляет единую учетную политику компании согласно ПБУ 1/98.
Естественно, это утверждение справедливо, если не учитывать различия в требованиях двух систем к конкретному содержанию учетной политики. От документов никуда не деться. В первую очередь выясним, как нужно оформлять процедуры учета и подготовки отчетности, то есть учетную политику.
Согласно нормам ПБУ 1/98, учетную политику организации следует оформлять соответствующим организационно-распорядительным документом, например приказом.
Международные стандарты дают компаниям право выбора: информацию, которую содержит учетная политика, можно раскрывать либо в примечаниях к отчетности, либо в качестве ее отдельного компонента.
При этом утверждать учетную политику как отдельный нормативный документ не обязательно. Фирмы, которые ведут учет по МСФО, могут не выбирать один из этих вариантов, а использовать оба.
Так, для подготовки отчетности имеет смысл утвердить учетную политику как отдельный документ. Он будет основным руководством для сотрудников компании, которые составляют отчетность.
Для полноценного представления информации целесообразно раскрывать нужные сведения в постатейных комментариях.
В таком виде внешним пользователям будет удобно воспринимать учетные данные. Затем обычно утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы «первички» и документов внутренней бухгалтерской отчетности.
Не стоит забывать о правилах документооборота и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Их также необходимо разработать и утвердить. Такое требование содержат российские стандарты учета.
Сложнее всего определиться с рабочим планом счетов. В РСБУ это нормативный документ. Фирмы могут лишь вводить дополнительные счета и субсчета. В МСФО же никакого единого плана счетов не существует.
Более того, международные стандарты вообще не требуют, чтобы фирма его имела. Понятно, что вести бухгалтерский учет по принципу двойной записи без плана счетов не получится. Поэтому разработать его все-таки придется.
МСФО предоставляют компаниям возможность составить такой план счетов, который будет максимально соответствовать специфике их деятельности.
Что касается остальных документов (или приложений к учетной политике), то международные стандарты также не требуют их составлять. Но, как и в ситуации с планом счетов, любая более или менее крупная компания разрабатывает такие или аналогичные по содержанию бумаги.
Ведь их отсутствие значительно усложняет не только ведение учета и составление отчетности, но и работу компании в целом.
МСФО прямо не предписывают разрабатывать эти документы, так как они относятся не столько к области финансовой отчетности, сколько к системе внутреннего контроля фирмы.
О чем расскажет учетная политика? Итак, основная информация, которую содержит учетная политика, – это описание принципов ведения учета в организации. Им необходимо следовать, чтобы составить финансовую отчетность.
Но каково конкретное содержание этих принципов?
Прежде всего речь идет о выборе одного из возможных методов учета, которые предусмотрены МСФО. Методы могут быть равноправными. Но существуют и альтернативные – основной и допустимый. Кроме того, нужно иметь в виду, что МСФО дают очень общие определения некоторым принципам.
Например, информацию о группах основных средств международные стандарты требуют раскрывать в примечаниях. Однако никакой конкретной классификации ОС они не содержат. С методами начисления амортизации ситуация аналогичная.
МСФО приводят лишь их примеры и устанавливают, что выбранный метод должен отражать схему потребления экономических выгод, приносимых компании данным активом.
Если операции не регламентированы МСФО содержат достаточно полное и подробное руководство по отражению в отчетности хозяйственных операций. Учитывают стандарты и специфику некоторых отраслей. Несмотря на это, на практике могут возникать ситуации, которые МСФО не регламентируют.
В таком случае отражать операции в учете следует исходя из логики профессионального суждения. Получаемая в результате информация должна отвечать двум критериям: соответствие потребностям пользователей; надежность.
Под надежностью подразумевают качественные характеристики, такие как правдивое представление, отражение экономической сущности операции, нейтральность (отсутствие предвзятости) и другие.
Вырабатывать профессиональное суждение нужно на основе положений МСФО по схожим вопросам. Если ничего похожего на конкретную операцию стандарты не содержат, необходимо обратиться к Принципам подготовки финансовой отчетности.
В этом документе изложены критерии учета и способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, которые и следует использовать. В крайнем случае можно не ограничиваться правилами, которые разработал Совет по МСФО. Нужно изучить последние документы, которые выпустили другие организации, разрабатывающие стандарты.
Разумеется, можно использовать сторонние стандарты только со сходной концептуальной основой.
Обратите внимание: положения, которые планируется взять из этих источников, не должны противоречить МСФО. Кроме того, необходимо, чтобы они полностью соответствовали двум вышеуказанным критериям.
Учетную политику можно менять Согласно МСФО, фирма может изменить свою учетную политику в двух случаях: если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий; по собственному желанию.
При этом самостоятельно менять учетную политику можно только для того, чтобы повысить корректность и надежность отчетных данных. Требования достаточно жесткие, поскольку применять учетную политику нужно последовательно.
В дальнейшем это позволит сопоставить финансовую информацию за различные периоды. В итоге отчетность станет более легкой для восприятия различными группами пользователей. Если фирма решила изменить учетную политику, необходимо пересчитать показатели прошлых периодов, которые вошли в текущую отчетность.
Например, учетная политика компании поменялась в 2006 году. Значит, необходимо заново рассчитать данные за 2005–й или более ранние годы, которые входят в текущую отчетность. Такой пересчет называют ретроспективным. Это общее правило, согласно которому следует менять «международную» учетную политику.
При ретроспективном пересчете корректируют вступительное сальдо по счету нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленных в отчетности периодов. Однако это общее правило. Из него существуют исключения.
Во-первых, если решено в дальнейшем переоценивать основные средства или нематериальные активы по справедливой, а не исторической стоимости, такое изменение учитывают как переоценку.
Во-вторых, если необходимо «поправить» учетную политику из-за принятия нового или изменения старого стандарта, компания обязана следовать так называемым специальным переходным положениям.
Они представляют собой подробное руководство о том, как следует учитывать изменения, которые были внесены в какой-либо стандарт. И в-третьих, не нужно производить ретроспективный пересчет, если не получается выяснить, как повлияло изменение учетной политики на конкретный период или на всю отчетность.
В данном случае фирма обязана применить новую учетную политику с начала самого раннего периода, для которого ретроспективный пересчет возможен. Это может быть и текущий период.
«Международная» учетная политика – из «российской» Один из принципов формирования учетной политики в соответствии с МСФО таков. Затраты на подготовку финансовой отчетности должны соответствовать выгодам, которые она дает.
Поскольку отчетность по МСФО нередко получают из российской с помощью трансформации, согласно этому принципу будет полезным максимально сблизить «международную» учетную политику с «отечественной».
Например, ничто не мешает прописать в учетной политике по МСФО, что основные средства стоимостью меньше 20 000 рублей списываются на расходы сразу после покупки. В результате затраты на трансформацию отчетности должны сократиться. Значит, требования международных стандартов будут соблюдены.
В свою очередь, если правила учета некоторых операций сильно отличаются, необходимо воспользоваться тем вариантом, который сведет трудозатраты на трансформацию отчетности к минимуму. Таким образом, составляя учетную политику по МСФО, вполне можно взять за основу «российский» вариант этого документа.
Положения, которые не противоречат международным стандартам, нужно оставить без изменений. А принципы учета, которые не соответствуют МСФО или отсутствуют, придется скорректировать или добавить. Выбор невелик В настоящее время из двух возможных методов учета по МСФО – основного и допустимого – можно применять только один.
Например, проценты по всем займам можно либо относить на расходы отчетного периода, либо частично капитализировать их в части стоимости внеоборотных активов (основной и допустимый альтернативные методы).
А расходы в Отчете о прибылях и убытках можно группировать по функциональному методу, то есть исходя из экономической сущности затрат, или по методу характера затрат (равноправные методы).
Источник: https://alenvik.ru/pervyj-shag-uchetnaya-politika-po-msfo-tonkosti-trudnosti-i-podrobnosti/
Учетная политика в соответствии с МСФО
Учетная политика в соответствии с МСФО
Автор: Методический материал
Дата: 2017-07-12
Вопрос 1. Учетная политика в соответствии с МСФО: определение термина «учетная политика», выбор и применение учетной политики, раскрытие информации в финансовой отчетности.
Приложение N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации
от 28.12.2015 N 217н
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 8
«УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКИХ ОЦЕНКАХ
И ОШИБКИ»
Цель 1 Целью настоящего стандарта является установление критериев выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок. Настоящий стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности на протяжении времени и с финансовой отчетностью других организаций.
2 Требования к раскрытию информации об учетной политике, за исключением требований к раскрытию информации об изменениях в учетной политике, изложены в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
Сфера применения 3 Настоящий стандарт должен применяться при выборе и применении учетной политики и учете изменений в учетной политике, изменений в бухгалтерских оценках и исправлений ошибок предыдущих периодов.
4 Налоговые эффекты от исправлений ошибок предыдущих периодов и ретроспективных корректировок, внесенных для применения изменений в учетной политике, учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
Определения 5 В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях: Учетная политика — конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности.
Изменение в бухгалтерской оценке — корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или величины, отражающей потребление актива в периоде, которая возникает в результате оценки текущего состояния активов и обязательств и ожидаемых будущих выгод и обязанностей, связанных с активами и обязательствами.
Изменения в бухгалтерских оценках возникают в результате появления новой информации или развития событий и, следовательно, не являются исправлениями ошибок. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — стандарты и разъяснения, выпущенные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (Совет по МСФО).
Они состоят из: (a) Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS); (b) Международных стандартов финансовой отчетности (IAS); (c) разъяснений КРМФО (IFRIC); и (d) разъяснений ПКР (SIC) . ———————————
Существенность.
Пропуски или искажения статей считаются существенными, если они по отдельности или в совокупности могли бы повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчетности.
Существенность зависит от размера и характера пропущенной или искаженной информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Определяющим фактором может быть размер или характер статьи либо сочетание того и другого.
Ошибки предыдущих периодов — пропуски или искажения информации в финансовой отчетности организации за один или более предыдущих периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надежной информации, (a) которая была доступной в то время, когда финансовая отчетность за указанные периоды была одобрена к выпуску; и (b) можно было обоснованно ожидать, что указанная информация будет получена и учтена при подготовке и представлении данной финансовой отчетности. Такие ошибки включают результаты математических ошибок, ошибок в применении учетной политики, недосмотра или неверного толкования фактов, а также мошенничества. Ретроспективное применение заключается в применении новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям таким образом, как если бы эта учетная политика применялась всегда. Ретроспективное исправление — корректировка признания, оценки и раскрытия сумм элементов финансовой отчетности таким образом, как если бы ошибка предыдущих периодов никогда не была допущена. Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать. Для определенного предыдущего периода ретроспективное применение изменения в учетной политике или корректировка путем ретроспективного исправления ошибки являются практически неосуществимыми, если: (a) эффекты от ретроспективного применения или ретроспективного исправления не могут быть определены; (b) ретроспективное применение или ретроспективное исправление требуют допущений о том, каковы были бы намерения руководства в указанном периоде; или (c) ретроспективное применение или ретроспективное исправление требуют значительных количественных оценок и невозможно объективно отличить информацию об указанных оценках, которая: (i) свидетельствует об обстоятельствах, существовавших на дату (даты), на которую (которые) эти суммы должны быть признаны, оценены или раскрыты; и (ii) была бы доступной в то время, когда финансовая отчетность за указанный предыдущий период была одобрена к выпуску, от другой информации.
Перспективное применение изменения в учетной политике и признания влияния изменения в бухгалтерских оценках — соответственно: (a) применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, с которой учетная политика изменена; и (b) признание влияния изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых данным изменением. 6 Оценка того, могут ли пропуск или искажение информации повлиять на экономические решения пользователей и, следовательно, быть существенными, требует рассмотрения характеристик таких пользователей. В пункте 25 «Концепции подготовки и представления финансовой отчетности» указывается , что «предполагается, что пользователи должны обладать достаточными знаниями в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желанием изучать информацию с должным старанием». Поэтому оценку необходимо проводить с учетом обоснованных ожиданий в отношении того, какое влияние может быть оказано на принятие экономических решений пользователями с такими характеристиками.
Учетная политика Выбор и применение учетной политики 7 В том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО.
8 МСФО устанавливают учетную политику, которая, по заключению Совета по МСФО, приводит к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым данная учетная политика применяется. Применение указанной учетной политики не является обязательным в тех случаях, когда эффект от ее применения является несущественным.
Однако неправильно допускать несущественные отступления от МСФО или оставлять такие отступления неисправленными, с тем чтобы достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации. 9 МСФО сопровождаются руководством, помогающим организациям применять требования данных стандартов.
В таком руководстве указывается, является ли оно неотъемлемой частью МСФО. Руководство, являющееся неотъемлемой частью МСФО, обязательно к применению. Руководство, не являющееся неотъемлемой частью МСФО, не содержит требований к финансовой отчетности.
10 В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая: (a) уместна для пользователей при принятии ими экономических решений; и (b) надежна в том смысле, что информация в финансовой отчетности: (i) правдиво представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации; (ii) отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму; (iii) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости; (iv) соответствует осмотрительности; и (v) является полной во всех существенных отношениях. 11 При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство должно обращаться к следующим источникам и рассматривать их применимость в порядке очередности по убыванию: (a) требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы; и (b) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в Концепции .
12 При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей источникам, указанным в пункте 11.
Последовательность учетной политики
13 Организация должна выбрать и применять учетную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна разная учетная политика. Если какой-либо МСФО требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учетную политику и применять ее последовательно.
Раскрытие информации 28 Если первоначальное применение какого-либо МСФО оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть: (a) название данного МСФО; (b) в тех случаях, когда это применимо, тот факт, что изменения в учетной политике проводятся в соответствии с переходными положениями указанного МСФО; (c) характер изменения в учетной политике; (d) в тех случаях, когда это применимо, описание переходных положений; (e) в тех случаях, когда это применимо, переходные положения, которые могут оказать влияние на будущие периоды; (f) для текущего и для каждого из представленных предыдущих периодов, насколько это практически осуществимо, сумму корректировки: (i) для каждой затронутой статьи финансовой отчетности; и (ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» применяется к организации; (g) сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, насколько это практически осуществимо; и (h) обстоятельства, которые привели к наличию условия, при котором ретроспективное применение, требуемое пунктами 19(a) или (b), практически неосуществимо для определенного предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, и описание того, как и с какого момента применялось данное изменение в учетной политике. Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется. 29 Если добровольное изменение в учетной политике оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние на данный период, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть: (a) характер изменения в учетной политике; (b) причины, по которым применение новой учетной политики обеспечивает надежную и более уместную информацию; (c) для текущего и для каждого из представленных предыдущих периодов, насколько это практически осуществимо, сумму корректировки: (i) для каждой затронутой статьи финансовой отчетности; и (ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IAS) 33 применяется к организации; (d) сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, насколько это практически осуществимо; и (e) обстоятельства, которые привели к наличию условия, при котором ретроспективное применение практически неосуществимо для определенного предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, и описание того, как и с какого момента применялось данное изменение в учетной политике. Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется. 30 В том случае, когда организация не применяет новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть:
(a) данный факт; и (b) известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность организации в периоде первоначального применения.
31 В соответствии с пунктом 30 организация рассматривает раскрытие следующей информации: (a) название нового МСФО; (b) характер предстоящего изменения или изменений в учетной политике; (c) дата, начиная с которой требуется применение данного МСФО; (d) дата, по состоянию на которую организация планирует первоначальное применение данного МСФО; и (e) одно из двух: (i) обсуждение ожидаемого влияния первоначального применения данного МСФО на финансовую отчетность организации; или
(ii) если такое влияние неизвестно или не может быть обоснованно оценено, заявление о данном факте.
Источник: https://auditresurs.ru/view_post.php?id=595
Мсфо (ias) 8 учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
Выбор и применение учетной политики
7 В том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО.
8 МСФО устанавливают учетную политику, которая, по заключению Совета по МСФО, приводит к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым данная учетная политика применяется.
Применение указанной учетной политики не является обязательным в тех случаях, когда эффект от ее применения является несущественным.
Однако неправильно допускать несущественные отступления от МСФО или оставлять такие отступления неисправленными, с тем чтобы достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации.
9 МСФО сопровождаются руководством, помогающим организациям применять требования данных стандартов. В таком руководстве указывается, является ли оно неотъемлемой частью МСФО. Руководство, являющееся неотъемлемой частью МСФО, обязательно к применению. Руководство, не являющееся неотъемлемой частью МСФО, не содержит требований к финансовой отчетности.
10 В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая:
11 При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство должно обращаться к следующим источникам и рассматривать их применимость в порядке очередности по убыванию:
12 При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей источникам, указанным в пункте 11.
Последовательность учетной политики
13 Организация должна выбрать и применять учетную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна разная учетная политика. Если какой-либо МСФО требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учетную политику и применять ее последовательно.
Изменения в учетной политике
14 Организация должна вносить изменения в учетную политику, только если данное изменение:
15 Пользователям финансовой отчетности необходимо иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации на протяжении времени, с тем чтобы определить тенденции изменения ее финансового положения, финансовых результатов и денежных потоков. Таким образом, одна и та же учетная политика применяется в течение каждого периода и от одного периода к следующему, за исключением случаев, когда изменение в учетной политике отвечает одному из критериев, указанных в пункте 14.
16 Не является изменениями в учетной политике следующее:
17 Первоначальное применение политики по переоценке активов согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства» или МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» является изменением в учетной политике, которое должно рассматриваться как переоценка в соответствии с МСФО (IAS) 16 или МСФО (IAS) 38, а не в соответствии с настоящим стандартом.
18 Пункты 19 — 31 не применяются к изменению в учетной политике, описанному в пункте 17.
Применение изменений в учетной политике
19 За исключением случаев, описанных в пункте 23:
20 Для целей настоящего стандарта досрочное применение какого-либо МСФО не является добровольным изменением в учетной политике.
21 В отсутствие какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство может, в соответствии с пунктом 12, применить учетную политику, основываясь на самых последних официальных материалах других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета. Если, следуя изменению в указанных официальных материалах, организация решает изменить учетную политику, данное изменение учитывается и раскрывается как добровольное изменение в учетной политике.
Ретроспективное применение
22 За исключением случаев, описанных в пункте 23, при ретроспективном применении изменения в учетной политике в соответствии с пунктами 19(a) или (b) организация должна скорректировать остаток на начало периода каждого затронутого данным изменением компонента собственного капитала для самого раннего из представленных предыдущих периодов, а также других сравнительных данных, раскрытых за каждый из представленных предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда.
Ограничения на ретроспективное применение
23 В том случае, когда ретроспективное применение требуется пунктами 19(a) или (b), изменение в учетной политике должно применяться ретроспективно, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние данного изменения применительно к определенному периоду либо кумулятивное влияние данного изменения.
24 В том случае, когда практически неосуществимо определить влияние изменения в учетной политике применительно к определенному периоду на сравнительную информацию за один или более из представленных предыдущих периодов, организация должна применять новую учетную политику к балансовой стоимости активов и обязательств по состоянию на начало самого раннего периода, для которого ретроспективное применение практически осуществимо и который может являться текущим периодом, и сделать соответствующую корректировку остатка на начало периода каждого затронутого изменением компонента собственного капитала для данного периода.
25 В том случае, когда практически неосуществимо определить на начало текущего периода кумулятивное влияние от применения новой учетной политики ко всем предыдущим периодам, организация должна скорректировать сравнительную информацию для того, чтобы применить новую учетную политику перспективно с самой ранней даты, с которой применение практически осуществимо.
26 В том случае, когда организация применяет новую учетную политику ретроспективно, она применяет данную учетную политику к сравнительной информации за предыдущие периоды на столько периодов назад, на сколько это практически осуществимо.
Ретроспективное применение по отношению к предыдущему периоду считается практически неосуществимым, если определение кумулятивного влияния на суммы в отчете о финансовом положении как на начало, так и на конец периода не является практически осуществимым.
Сумма соответствующей корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным в финансовой отчетности, относится на остаток на начало периода каждого затронутого изменением компонента собственного капитала самого раннего из представленных предыдущих периодов. Обычно корректируется нераспределенная прибыль.
Однако корректировка может относиться и на иной компонент собственного капитала (например, для соответствия какому-либо МСФО). Любая другая информация о предыдущих периодах, такая как обобщенные финансовые данные за прошлые периоды, также корректируется на столько периодов назад, на сколько это практически осуществимо.
27 В том случае, когда ретроспективное применение организацией новой учетной политики практически неосуществимо в связи с тем, что она не может определить кумулятивное влияние применения данной политики на все предыдущие периоды, организация, в соответствии с пунктом 25, применяет новую учетную политику перспективно с начала самого раннего периода, для которого применение практически осуществимо. Таким образом, организация не учитывает возникшую до этой даты часть кумулятивной корректировки активов, обязательств и собственного капитала. Изменение учетной политики разрешено, даже если перспективное применение данной политики для любого из предыдущих периодов практически неосуществимо. Пункты 50 — 53 содержат руководство относительно того, когда применение новой учетной политики к одному или более предыдущим периодам является практически неосуществимым.
Раскрытие информации
28 Если первоначальное применение какого-либо МСФО оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть:
Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.
29 Если добровольное изменение в учетной политике оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние на данный период, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть:
Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчетности последующих периодов не требуется.
30 В том случае, когда организация не применяет новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть:
31 В соответствии с пунктом 30 организация рассматривает раскрытие следующей информации:
Источник: https://time-to-study.ru/pages/msfo/8_policy.html
МСФО: учетная политика при подготовке первой отчетности
Основополагающими стандартами, которые позволяют подготовить учетную политику по МСФО, являются МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», а также МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 определяет основные статьи, которые должны быть представлены в отчетности и примечаниях к отчетным формам. Особенности формирования основных статей отчетности — учетных элементов (основные средства, финансовые активы и обязательства, кредиторская задолженность и т.д.
) должны обязательно раскрываться в учетной политике по МСФО.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 определяет принципы подготовки учетной политики, порядок внесения изменений в учетную политику в части методов учета активов и обязательств, а также изменения бухгалтерских оценок (расчетных оценок). МСФО (IAS) 8 позволяет сформировать общую структуру учетной политики и использовать одинаковые подходы к формированию, изменению учетной политики как в рамках одной компании, так и в рамках группы предприятий.
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 описывает основные методы отражения в первой отчетности активов и обязательств компании, впервые применяющей МСФО.
Данный стандарт описывает основные обязательные исключения и необязательные освобождения, которые компания может закрепить в учетной политике в рамках подготовки первой отчетности по МСФО.
Учетная политика по МСФО представляет достаточно важный методический аспект подготовки первой отчетности по МСФО.
Учетная политика по МСФО может быть утверждена в виде свода принципов и правил ведения бухгалтерского учета, подготовки отчетности в соответствии с МСФО и может как закрепляться каким-либо внутренним документом, так и не закрепляться им (например, в виде приказа, распоряжения) [6].
Часто в организациях может присутствовать определенный набор инструкций по различным участкам учета по МСФО, которые могут не сводиться в один документ. Возможны также такие случаи, когда учетную политику компании возможно увидеть лишь непосредственно в выдержках, представленных в примечаниях к отчетности.
Систематизация принципов, правил, сложившейся учетной практики в одном документе является важным элементом, который будет способствовать улучшению качества подготовки отчетности, повышению культуры обработки учетной информации, будет служить важным элементом в ходе подготовки примечаний к отчетности, а также позволит внешним (например, аудиторам) и внутренним (например, руководству компании) пользователям лучше понять принципы, правила подготовки отчетности по МСФО в отдельно взятой компании (или в группе компаний).
В учетной политике по МСФО можно выделить две основные составляющие — организационно-техническую составляющую и методическую составляющую.
К организационно-технической компоненте учетной политики относятся формы первичной документации по учету в МСФО, формы отчетности и примечания к ней, регламенты документооборота по МСФО и организации подготовки отчетности по МСФО, а также иные организационно-распорядительные документы.
К методической компоненте учетной политики по МСФО относятся методы ведения учета по МСФО, отражения тех или иных операций, корректировок в соответствии с МСФО.
На рис. 1 представлена структура учетной политики, используемой для подготовки первой отчетности по МСФО.
Структура учетной политики при подготовке первой отчетности
Рис. 1
Стоит отметить, все виды учетных политик — учета по национальным стандартам бухгалтерского учета, налогового учета, учетная политика в целях управленческого учета и в целях формирования финансовой отчетности по МСФО — обычно тесно взаимосвязаны.
Связь учетных политик может быть выражена в одинаковых методах оценки тех или иных статей отчетности (например, метода расчета амортизации, который может быть одинаковым для нескольких учетных политик).
Помимо одинаковых подходов к оценке тех или иных статей отчетности схожими могут быть принципы подготовки отчетности, а также некоторые пользователи учетной политики (например, руководство компании может быть заинтересованным пользователем учетной политики в целях подготовки финансовой и управленческой отчетности).
Учетная политика по МСФО в целях подготовки первой отчетности по МСФО, в ее методическом аспекте, имеет две взаимосвязанные составляющие: раздел учетной политики, отражающий специфику первого применения МСФО при подготовке первой отчетности по МСФО (частная часть учетной политики), а также разделы учетной политики, которые посвящены общим принципам и методам подготовки отчетности в соответствии с МСФО (общая часть учетной политики).
Основные положения учетной политики по МСФО в части первого применения МСФО основаны на положениях МСФО (IFRS) 1.
Сведения об учетной политике в части первого применения МСФО обычно раскрывают в примечаниях к отчетности по МСФО в качестве небольшой выдержки из основной учетной политики, реже встречаются случаи выделения положений в части первого применения МСФО в самостоятельный раздел учетной политики компании по МСФО либо в виде дополнительных разделов к общим сведениям об учетной политике в разрезе участков учета.
Учетная политика в части первого применения МСФО должна раскрывать выбор компанией необязательных освобождений и обязательных исключений.
В учетной политике должны быть раскрыты положения в части применения освобождений и применения МСФО впервые в отношении всех основных разделов учетной политики: учета основных средств, нематериальных активов, гудвилла, инвестиционной собственности, финансовых активов и обязательств, затрат по займам, производных финансовых инструментов, пенсионных планов, по выплатам на основе акций, накопленных курсовых разниц, концессионных соглашений, отложенных налоговых активов и обязательств, объединения бизнеса и т.д.
Существенную часть учетной политики компании, впервые применяющей МСФО, составляют разделы учетной политики, раскрываемые большинством компаний, занимающихся подготовкой отчетности по МСФО, и не связанные со спецификой первого применения МСФО, т.е. общая часть учетной политики. Основные разделы общей части учетной политики представлены на рис. 2.
Основные разделы общей части учетной политики при подготовке первой отчетности
Рис. 2
Во многих компаниях раздел учетной политики, посвященный основным средствам, играет достаточно важную роль при формировании отчетности по МСФО. Рассмотрим общие и частные элементы учетной политики по основным средствам при подготовке первой отчетности по МСФО.
Одним из существенных и важных аспектов учетной политики по основным средствам является определение модели учета основных средств, признаваемых после даты перехода на МСФО: модели учета по фактической стоимости с проведением тестирования на обесценение и модели переоценки, требующей проведения регулярной переоценки (в среднем один раз в год) основных средств, признаваемых после даты перехода (например, в сравнительном или отчетном периоде).
Если компания, впервые применяющая МСФО, выбрала модель учета по переоцененной стоимости после даты перехода, то необходимо выбрать в учетной политике метод учета накопленной амортизации по состоянию на дату переоценки:
- списание накопленной амортизации до нуля в уменьшение первоначальной стоимости;
- переоценка амортизации пропорционально изменению балансовой стоимости основного средства в результате переоценки.
Важным элементом учетной политики в части учета основных средств при выборе модели оценки по фактической стоимости является закрепление выбранного метода начисления амортизации.
Международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют тех или иных методов, которые компания, впервые применяющая МСФО, может использовать для расчета амортизации основных средств.
Важно лишь, чтобы метод начисления амортизации соответствовал условиям потребления экономических выгод от использования актива и отражал условия, в которых используется основное средство.
Среди методов начисления амортизации основных средств, которые могут быть использованы в МСФО, можно выделить следующие:
- линейный метод;
- метод уменьшаемого остатка;
- метод единиц производства;
- метод геометрической дегрессии и др.
Также в учетной политике в части основных средств следует предусмотреть возможность использования коэффициентов ускорения при начислении амортизации, особенности установления, пересмотра сроков полезного использовании, момент начала начисления амортизации.
Важным методическим аспектом учетной политики по основным средствам является разбивка основных средств на группы.
При первом применении МСФО группы основных средств, которые использовались ранее в учете основных средств, например согласно российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), должны быть пересмотрены.
В первой отчетности по МСФО будут представлены новые группы основных средств, при этом в учетной политике должны быть предусмотрены критерии отнесения основных средств к той или иной группе.
Важно также закрепить в учетной политике по МСФО общие принципы, основные допущения в части тестирования на обесценение основных средств и нематериальных активов, т.е. идентифицировать единицу, генерирующую денежный поток (компания, подразделение, объект основных средств, нематериальных активов и т.п.
), описать основные принципы проведения теста на обесценение основных средств и нематериальных активов, особенности формирования денежных потоков, участвующих в тесте на обесценение, определение ставки дисконтирования, используемой в тесте на обесценение.
В учетной политике также нужно закрепить порядок отражения убытка от обесценения в отчетности, описать процедуру восстановления ранее признанных убытков от обесценения.
В части обесценения в учетной политике компания может представить расширенный перечень внутренних и внешних признаков, свидетельствующих о наличии признаков обесценения.
В отношении финансовой аренды необходимо определить критерии отнесения договоров аренды к договорам финансовой аренды, метод распределения платежей по договору аренды — актуарный либо кумулятивный метод, способ расчета и ставку, используемую для определения приведенной стоимости минимальных арендных платежей.
При первом применении МСФО и подготовке первой отчетности в учетной политике должен быть закреплен ряд положений, которые касаются выбора метода отражения стоимости основных средств в первой отчетности по МСФО, подхода к отражению амортизации, компонентного учета основных средств. Данные положения будут составлять частный раздел учетной политики по основным средствам, который относится к первому применению МСФО.
В целях перехода на МСФО компания, применяющая МСФО впервые, может выбрать в качестве условно-первоначальной стоимости справедливую стоимость основных средств на дату перехода на МСФО.
То есть компания может привлечь экспертов по оценке основных средств и определить справедливую стоимость основных средств на дату переоценки.
Помимо получения данных по справедливой стоимости компания может использовать данные по рыночной стоимости имущества из общедоступных источников, например каталогов, обзоров оценочных компаний, которые дадут справедливую стоимость основных средств.
Если отсутствуют объективные данные о рыночной стоимости объекта основных средств, то в качестве справедливой стоимости может быть использован метод денежных потоков, которые сможет генерировать объект основных средств, а также метод оценки исходя из стоимости замещения объекта основных средств с учетом накопленной амортизации.
Согласно МСФО (IFRS) 1 в качестве условно-первоначальной стоимости основных средств может быть выбрана переоцененная стоимость, которая была определена на дату перехода на МСФО либо ранее. Данная переоцененная стоимость должная быть сопоставима со справедливой стоимостью основных средств и обычно может быть получена в ходе оценки основных средств, произведенной независимым оценщиком.
Также у компаний, впервые применяющих МСФО, есть возможность использовать в качестве условно-первоначальной стоимости фактическую стоимость (самортизированную стоимость) основных средств, скорректированную на индекс изменения цен. Данный подход может быть выбран в случае, если у компании есть основные средства, приобретенные в период гиперинфляции (до 2002 г.
), с учетом того, что корректировки на индекс изменения цен дадут данные, в целом сопоставимые со справедливой стоимостью основных средств, и, например, не дадут существенных отклонений от данных независимых оценщиков.
Стоит отметить, что данный метод может быть существенно дешевле привлечения экспертов-оценщиков и может помочь сократить расходы компании, связанные с подготовкой первой отчетности по МСФО.
Важным моментом, который должен быть закреплен в учетной политике компании, впервые применяющей МСФО, является подход к оценке накопленной амортизации за период до даты перехода и последующие периоды. Суммы накопленной амортизации не относятся к расчетным оценкам, в отличие, к примеру, от срока полезного использования основного средства, и поэтому могут пересматриваться.
Согласно МСФО (IFRS) 1 в части амортизации могут быть использованы следующие подходы:
- в случае, если не используется освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, компания должна ретроспективно пересчитать всю накопленную амортизацию с даты приобретения основного средства и продолжать начислять ее в соответствии с МСФО после даты перехода;
- в случае, если компания использует освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, то требования МСФО в отношении амортизации компания должна выполнять начиная с даты перехода на МСФО (в случае, если была выбрана модель учета по фактической себестоимости с тестированием на обесценение);
- в случае, если компания использует освобождение, связанное с условно-первоначальной стоимостью, и использует данные переоценки, осуществленной до даты перехода на МСФО, требования МСФО в части начисления амортизации должны быть применены начиная с даты произведенной переоценки.
Необходимо отметить, что упомянутое выше требование к неизменности расчетных оценок в части срока полезного использования действительно только в том случае, если срок полезного использования, который установили для объектов основных средств, не является ошибочным, например завышенным либо заниженным.
Если при пересчете амортизации согласно МСФО в сравнении с данными, полученным ранее в РСБУ, выявляется несоответствие в суммах накопленной амортизации, то разница между двумя суммами (между данными накопленной амортизации по РСБУ и пересчитанной амортизацией по МСФО) должна быть отнесена корректировкой сальдо нераспределенной прибыли на дату перехода на МСФО.
Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/uchetnaya-politika-msfo-podgotovka-otchetnost