Закон о банковской тайне в российском законодательстве — все о налогах

Через месяц налоговая будет знать все о банковских счетах и вкладах каждого из нас

https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_vkladah_kazhdogo_iz_nas

C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов.

С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента.

О том, как банки готовятся к вводу новой нормы и к чему это может привести, – в материале Znak.com.

Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, — существовать больше не будет.

Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует.

А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.

Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили Znak.

com в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.

Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет.

Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.

Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации.

О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок.

Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», — комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах.

«Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», — резюмируют в кредитных структурах.

Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов — физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете.

Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», — предупреждает Елена Пришвицина.

Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).

«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», — добавляют в Сбербанке.

[su_quote]

Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.

«Отказ от банковской тайны — процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», — считает независимый аналитик Константин Селянин.

То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции.

Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.

https://www.youtube.com/watch?v=j19JRDM1c90

Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина.

Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»).

«Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», — говорит эксперт.

В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране.

И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они.

Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.

Источник: https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_vkladah_kazhdogo_iz_nas

Банковскую тайну хотят отменить

Банковскую тайну хотят отменить. Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий банки передавать налоговым органам информацию о счетах и вкладах физических лиц.

Документ дает уполномоченным органам право еще до возбуждения уголовного дела получать на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну. А это значит, что банки будут обязаны предоставлять такую информацию под угрозой серьезных санкций вплоть до отзыва лицензии.

Неприятности ждут и малый бизнес. Дело в том, что законопроект вносит поправку в Налоговый кодекс, которая обязывает всех налогоплательщиков получать от «Почты России» почтовые отправления налоговых органов по адресу регистрации. В случае возврата уведомлений и извещений налоговики получают право приостанавливать операции по счетам компании в банке.

Противники документа утверждают, что он идет вразрез с Конституцией, и опасаются, что вся банковская информация, составляющая тайну, окажется в свободной продаже.

В эфире «Сити-FM» директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодов:

«Этот законопроект противоречит закону о банках, банковской деятельности и принципу, по которому строится банковская система. Сейчас на любом перекрестке торгуют базами данных ГИБДД, МТС и другими.

А теперь будут торговать и банковскими базами, все будут знать, у кого какие доходы.

После этого у меня большие сомнения, что государство сможет вас защитить от людей, которые придут к вам эти доходы приватизировать».

В эфире «Сити-FM» президент Лиги защитников потребителей Андрей Артемьев:

«Потребители банковских услуг пострадают — это очевидно. Я хотел бы обратить внимание на правовые стороны этого вопроса.

В статье 23 Конституции ясно говорится: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Мне кажется, что этот принцип может быть нарушен.

И хотя в статье 55 часть 3 Конституции написано, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», не сказано, в какой мере. И там нет оснований, по которым можно разрушать банковскую тайну. В принципе это вопиющее безобразие. Существует вполне законный доступ в тайну банковской системы через судебную процедуру. Когда суд решит, что информация должна быть предоставлена, — она должна быть предоставлена».

Материал опубликован на сайте «Сити FM»

Источник: https://expert.ru/2013/02/25/bankovskuyu-tajnu-hotyat-otmenit/

Закон о банковской тайне

Знакомое понятие банковской тайны — это миф или реальность? Какова ответственность за разглашение сведений о частной жизни граждан? Кому требуется гарантия сохранения тайны финансовой деятельности? Может ли клиент рассчитывать на защиту своих интересов?

Что такое банковская тайна

Банковская тайна – это режим ограничения доступа к конфиденциальной информации о финансовых операциях клиента в кредитных организациях. Законом запрещается передавать ее третьим лицам, если это не предусмотрено договором или требованиями государственных структур, которые имеют право доступа.

Круг учреждений, а значит и людей, имеющих возможность получить данные о счетах, вкладах, кредитах и других операциях как физических, так и юридических лиц, довольно широк. Поэтому утечка конфиденциальной информации возможна на различных этапах отношений с банком.

Степень защищенности и сохранения банковской тайны регламентируется на законодательном уровне государств. В различных странах существуют как международные соглашения, так и внутригосударственные обязательства по защите финансовой деятельности граждан.

Банковская тайна – это гарантия

Закон о банковской тайне впервые ввели в 1731 году в Швейцарии. С тех пор она стала лидером по надежности сохранения тайны о вкладах и финансовых операциях. Получить какие-либо данные о денежных средствах на банковских счетах или об их владельцах было невозможно. Со всего мира потекли денежные ручейки в закрома банковской системы этой маленькой страны.

Сейчас, под давлением международных организаций, для части клиентов ситуация изменилась, тайный покров был снят. Появились банки, которые считаются более надежными, но при определенных условиях получить информацию можно везде.

Самые жесткие законы по сохранению банковской тайны введены в Лихтенштейне, Австрии, Гонконге, но дать 100% гарантию не может ни один банк в мире.

Банковская тайна в Российском законодательстве

В Российском законодательстве нечетко дано определение сведений, составляющих банковскую тайну. Если пользоваться статьей 857 ГК, к ним можно причислить данные о владельце и операциях, производимых в рамках договора по банковскому счету. Более широкий охват представлен в статье 26 ;О банках и банковской деятельности ;. Сюда вошла информация:

  • об операциях клиента и корреспондентов;
  • о владельце депозита или счета, которую он предоставил банку;
  • о самих счетах, вкладах, сделках и получаемых услугах.

Несмотря на существование статьи 26 о банковской тайне, в судебных инстанциях нет четкого определения, какие сведения могут подпадать под это понятие. Неясно, какая информация выдается, например, по требованию органов налоговой инспекции.

В подтверждение этих слов приведем пример:

Налоговая инспекция, проводя аудит компании N, запросила в банке сведения не только счетов этой организации, но и данные на контрагентов.

В последнем работники банка отказали и не предоставили информации о других клиентах. Состоялось три судебных разбирательства, по которым было вынесено однозначное решение – банк неправ.

Только в Президиуме Высшего Арбитражного суда их действия были признаны правомочными, а ИНС было отказано в иске.

Этот пример скорее исключение из повседневной практики, но на нем можно увидеть действие закона о банковской тайне. Не всякое финансовое учреждение будет бороться за клиентов на таком уровне.

Уклонение от налогов, коррупция, ;отмывание денежных средств ; и терроризм стали бичом не только в России, но и во всем мире.

Международные организации оказывают давление на банковскую сферу и понятие ;тайны ; становится все прозрачнее.

В век IT-технологий укрыться от прослушивания, хакерских атак, ;охоты ; за сведениями, содержащими банковскую тайну, становится все труднее. Вспомните появление в свободном доступе базы данных банков, которыми торговали на ;Горбушке ;. Видимость сохранения банковской тайны определяется различными мелочами, но по-крупному – система не так надежна.

Читайте также:  Сразу четыре банка остались без лицензий - все о налогах

Разглашение банковской тайны

Если понятие банковской тайны существует, то есть и наказание за ее разглашение. При этом список государственных организаций, которые на законных основаниях имеют доступ к сведениям о финансовом положении клиента, весьма широк.

Согласно ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности в него включены:

  1. Бюро Кредитных Историй (БКИ).
  2. Судебные инстанции, их представители, следственные органы.
  3. Счетная палата РФ.
  4. Налоговые организации.
  5. ПФ, ФСС, ФФОМС, т. е. внебюджетные фонды.
  6. Росфинмониторинг (борьба с коррупцией, ;отмыванием денег ;, терроризмом).
  7. Таможенные органы РФ.
  8. Центробанк РФ.

Клиент имеет право подать в суд на лиц или организацию, которые либо умышленно, либо нет представили конфиденциальную информацию третьей стороне. Отношение к этому закону неоднозначно.

Например, когда были вскрыты базы данных, и информация стала доступна любому, не было ни одного иска против финансовых организаций. Большинство людей не верит в неотвратимость наказания и возмещения ущерба.

Но есть и другие:

На работу одного из должников позвонили служащие банка и сообщили администрации о сумме долга с просьбой посодействовать ее погашению. Клиент подал на них в суд за разглашение банковской тайны и выдвинул иск на 100 тыс. рублей. Суд он выиграл, правда, сумму возмещения ущерба уменьшили до 5 тыс.

А как же коллекторы? Они пользуются правом уступки требования банка о взыскании долга, о чем прописывается в кредитном договоре.

[su_quote]

Таким образом, человек сам дает согласие на передачу прав заемщика и сведений, составляющих банковскую тайну, другому представителю. Как только банк совершает эту сделку, должник перестает быть их клиентом.

Некоторые крупные должники умудряются выступить коллекторами своего займа (через подставных лиц) и не выплачивать всю сумму задолженности.

Ответственность за разглашение банковской тайны

В ст. 183 УК РФ предусмотрена мера наказания за нарушение закона о банковской тайне. Первые два вида предусматривают преступления, не повлекшие материальный урон. Два последних — причинение не только морального, но и материального ущерба клиентам либо банковской сфере.

На сегодняшний день:

  1. Лица, которые собирают сведения для их незаконного применения, могут получить срок отбывания наказания до 2 лет или заплатить до 80 тыс. р. в виде штрафа.
  2. Тем, кто намеренно разглашает конфиденциальную информацию, грозит тюремное заключение до 3 лет либо штраф в 120 тыс. рублей.
  3. Клиент, которому нанесен материальный ущерб из-за разглашения банковской тайны, может рассчитывать на то, что виновный сядет на 5 лет или заплатит до 200 тыс. р. штрафа.
  4. При причинении особого вреда клиентам банка преступник может получить срок до 10 лет тюрьмы. Данный вид наказания распространяется на тех, кто незаконно проник в банковскую компьютерную сеть, т. е. хакеров. (Этот вид преступления стал самым распространенным. За сутки совершается до 250 атак на банковские системы).

Самое интересное заключается не в самом наказании, а в том, что по 183 статье УК практически отсутствуют обвиняемые. Преступления совершаются систематически, а лиц, несущих ответственность нет. ФЗ о банковской тайне в этом случае не работает.

Гаранты банковской тайны

Ответственность за сохранение банковской тайны несут не только кредитные организации, с которыми составлен договор, но и те представители, кому передают сведения для служебного пользования на законном основании.

Гарантами могут выступать следующие организации:

  1. Центральный банк РФ.
  2. Организации по обязательному страхованию вкладов.
  3. Банковские служащие.
  4. Контролирующие органы банковской системы.
  5. Аудиторские организации.
  6. Представители Росфинмониторинга.

Все служащие этих учреждений несут ответственности за разглашение банковской тайны или передачи сведений третьим лицам в рамках существующего законодательства.

В реальности гаранты оперируют полученными данными с вопиющей небрежностью.

Например, ЦБ может выслать конфиденциальную информацию почтой, где никто из работников не несет ответственности за сохранение не только данных, но и самих документов.

Богатые тоже плачут

Менталитет нашего народа таков, что его мало беспокоит конфиденциальная информация о себе. Часто мы сами разглашаем ее направо и налево, считая, что ничем ценным и интересным не обладаем.

Другое дело богатые, которым есть что скрывать. В этом есть доля правды.

Российская банковская система – молодой и неустоявшийся институт, поэтому часто ни мы сами, ни государственные служащие не считаем сведения, составляющие банковскую тайну, чем-то сверхсекретным.

С этим могут не согласиться те, у кого на счетах имеются огромные суммы. Государство пытается сделать более прозрачным доступ к информации об операциях и о происхождении средств на счетах граждан. В связи с этим налоговым органам даны широкие полномочия. Они могут запрашивать сведения о вкладах клиентов, и банки обязаны предоставлять эти данные.

Например, с февраля 2016 года кредитные организации должны передавать в Центризбирком информацию о своих клиентах, которые становятся кандидатами в депутаты. Причем сведения охватывают не только вклады этих граждан, но и членов их семей. Кредитные организации не могут отказать законным требованиям и вынуждены ;разглашать ; банковскую тайну.

;Бедных ; тоже касается

Если, прочитав о кандидатах в депутаты, вы уловили в себе одобрительные нотки, то поставим вас на землю.

Налоговые органы могут запросить информацию не только о богатых, индивидуальных предпринимателях или юридических лицах, но и о простом безработном.

Таким гражданам придется пояснять, откуда на их депозитах появились средства. Это касается ни всех поголовно, а тех, кто попал в поле зрения ИНС.

Запрос в кредитную организацию о предоставлении сведений о счетах и проводимых операциях физическим лицом обязательно должен иметь подпись руководителя НИ или его заместителя.

Вывод: На основании вышеизложенного можно сказать, что закон о банковской тайне существует и иногда может сработать, но гарантий никто не даст.

Слежка и сбор персональных данных обо всех людях идет полным ходом, технологии позволяют обойти законы и ограничения в получении любых сведений. С этим надо смириться — исправить уже ничего нельзя.

Тогда что же такое банковская тайна? Это красивый миф, теряющий свое значение.

Источник: https://zhenskaya-pravda.ru/o-bankax/zakon-o-bankovskoj-tajne

Пробелы российского законодательства: вопрос соотношения понятий банковской и налоговой тайны

Вхождение многих стран в эпоху информационного общества требует адекватного правового регулирования отношений, связанных с располагаемой обществом информацией. В российском налоговом планировании особое значение имеет регулирование использования и распространения информации, которой располагают банковские учреждения – так называемой банковской тайны.

Ввиду того, что на современном этапе банковские кредитные организации играют ключевую роль в развитии экономики, рассмотрение конфиденциальной информации банковских учреждений является актуальным.

Следует отметить, что проблемы, связанные с банковской тайной, имеют в сегодняшней России как экономическое, так и политическое значение, что только подчеркивает значимость исследования данных проблем.

Вопрос места этого института в отношениях между налоговыми органами и кредитными организациями в последние годы вызывает большие дискуссии, связанные, главным образом, с соотношением понятий банковской и налоговой тайны.

Первый раз понятие банковской тайны было упомянуто, когда законодатель в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации установил уголовную ответственность «за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» [4, с.120].

При этом, если  на тот момент времени были известны и определены законом первые две, то о банковской тайне было слышно в первый раз.

Таким образом, из-за простой ошибки законодателей при составлении текста нормативного документа было введено понятие банковской тайны, которое с течением времени оформили в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Сначала в российском законодательстве действовали нормы, обязывающие банки сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов организаций. Однако в 2014 году широкую реакцию со стороны общественности вызвали изменения, принятые в отношении физических лиц.

Их суть состояла в том, что с 1 июля 2014 года согласно ст.

86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и/или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводов электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

При этом мотивированный запрос – это типовая форма, подписанная начальником инспекции или его заместителем. Он может быть передан банку только в случае проведения мероприятий налогового контроля.

Таким образом, с момента внесения поправок банки обязали автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом.

Стоит обратить особое внимание на то, что принятые к законодательству изменения порождают ряд спорных вопросов.

Во-первых, банковская тайна в России практически перестала действовать, ведь налоговики вправе узнать информацию о счете любого россиянина. Это стало той причиной, по которой у населения постепенно начало исчезать доверие к отечественным банкам.

В свою очередь, для банков это нововведение означало неминуемое увеличение объемов документооборота, а также приумножение рисков, связанных с необходимостью тщательного контроля за движением денежных средств клиентов.

В противном случае «могут быть применены меры и к самой кредитной организации,  которые будут выражаться в штрафных санкциях и привлечению к ответственности» [1, с. 97].

Законодатели объяснили свои действия тем, что это позволит не дать уклониться от налогов лицам, декларирующим доходы меньше фактических, как следствие, ожидается, что налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации возрастут.

[su_quote]

Более того, подобные тенденции наблюдаются во всех странах мира: объем сведений, составляющих банковскую тайну, все время уменьшается, а государство по решению уполномоченных органов может узнать о гражданине все.

Ярким примером, иллюстрирующим данную тенденцию, являются требованиям FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), согласно которым банки других стран обязаны сообщать американским Налоговым службам (IRS) об открытии счетов гражданами Америки.

Взаимодействие банка и IRS предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США.

По состоянию на начало 2016 года, такие соглашения заключили с США более 80 стран мира, среди которых Великобритания, Норвегия, Испания, Швейцария, Мексика, Франция, Италия Германия, Япония, Канада и другие. В 2016 году российские финансовые институты также обязаны отправить отчетность по FATCA в IRS за 2015 год по своим клиентам.

Тенденция размывания границ банковской тайны присуща и такому государству, как Украина, несмотря на состояние кризиса, присутствующую там экономическую и политическую нестабильность.

Об этом свидетельствует подписанный Петром Порошенко закон №914-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно согласования норм Бюджетного кодекса с изменениями в отраслевое и налоговое законодательство)».

Этим документом с февраля 2016 года разрешается раскрывать банковскую тайну по запросу Министерства финансов для проверки информации.

Сюда включается данные об открытых на имя граждан счетов, операциях и остатках по ним по письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Во-вторых, все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией согласно ст.

26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», но в законе нет ни слова о том, что эту тайну обязаны хранить получившие ее налоговые органы.

Возникает вопрос, в какой момент банковская тайна переходит в налоговую.

Действительно, ФЗ N 395-1 «О банках и банковской деятельности» говорит о том, что руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, организации, осуществляющие функции по обязательному страхованию вкладов, аудиторские организации, операторы платежных систем, органы, осуществляющие функции по противодействию легализации доходов,  органы валютного контроля и агенты валютного контроля, операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, за исключением случаев, предусмотренных законами. Также таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, избирательные комиссии Российской Федерации не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Читайте также:  «неопл» и «администр» в персонифицированном учете - все о налогах

За разглашение банковской тайны соответствующие органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность. Уголовный Кодекс Российской Федерации в ст. 183.

«Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации, содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:

— штраф до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы сроком до семи лет.

На практике наказания за нарушения прав клиентов не велики. Уголовные сроки при нарушениях прав назначаются не так часто. Нарушившего права клиентов банковского сотрудника обычно ждут штрафные санкции или увольнение.

Например, в 2014 году в городе Сосновый Бор за разглашение банковской тайны был вынесен приговор бывшему служащему местного коммерческого банка.

Сотрудник злоупотребил служебными полномочиями и собрал сведения о состоянии счета одного из должников, после чего предоставил их местному ОМВД.

Банковский служащий был привлечен к ответственности и впоследствии был признан виновным в совершении преступления согласно ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации и оштрафован на сумму 15 тыс. руб.

С другой стороны, ст. 102  Налогового кодекса Российской Федерации раскрывает понятие налоговой тайны: это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда сведений, установленных законом.

При этом к разглашению налоговой тайны относится, в частности, «использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей» [2, с. 95 ].

Ни в Федеральном законе N 395-1 «О банках и банковской деятельности», ни в ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации не фигурирует момент сохранения конфиденциальности информации кредитных организаций налоговиками.

Более того, отсутствие соответствующих норм, регулирующих переход банковской тайны в налоговую, подразумевает отсутствие ответственности за разглашение органами налогового контроля банковских сведений.

Такое положение дел в корне противоречит самой сути банковской тайны как строго конфиденциальной информации, что говорит о необходимости срочного урегулирования вопроса в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, исследуя динамику развития национального и международного законодательства в сфере обмена конфиденциальной информацией между уполномоченными субъектами, можно проследить тенденцию к расширению перечня оснований ограничения права на банковскую тайну.

Мир стоит на пути налоговой прозрачности. Развитые государства такие, как Швейцария и США тому яркий пример: в этих странах четко намечена тенденция приведения к прозрачности индивидуальных, а затем и корпоративных счетов.

Также следует отметить, что понятие банковской тайны было введено в Налоговый кодекс Российской Федерации вследствие ошибки, допущенной уголовными органами. Впоследствии в Налоговом кодексе Российской Федерации просто пришлось прописать, что можно открывать налоговикам банковскую тайну.

Законодатели совершили ошибку, которая не была исправлена ни тогда, ни сейчас. Приведенные факты говорят о том, что вопрос соотношения институтов банковской и налоговой тайны нуждается в значительных доработках, которые следует произвести в кратчайшие сроки с целью сохранения данных банковских клиентов.

В противном случае под большую угрозу ставится существование банковской тайны в России как таковой.

Список литературы:

  1. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие (рекомендовано УМО в качестве учебника). М.: ИНФРА-М, 2015. –  315 с.
  2. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для бакалавриата.М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2015). – М.: КноРус, 2016. – 1024 с.

Источник: https://sibac.info/node/57686?set_science=1

Банковская тайна – тайна ли на самом деле?

С каждым годом законодательство Российской Федерации становится более бескомпромиссным, в частности в области гражданского права. В связи с  законодательными изменениями, произошедшими в течение последних лет, понятие «банковская тайна» стало более размытым.

На сегодняшний день, физические и юридические лица больше не могут рассчитывать на то, что об  их финансовых операциях, будут знать только они и сотрудники банка.

Хорошо это или плохо? В этой статье мы постараемся подробно исследовать ситуацию и найти ответ на этот вопрос.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки к налоговому законодательству РФ (ст. 86.1, ст. 93.1, ст. 129.

1 Налогового Кодекса Российской Федерации), согласно которым все банки обязуются автоматически подавать в налоговую службу данные об открытии и закрытии любых счетов, в том числе, счетов физических лиц (вкладов, текущих счетов, банковских карт и так далее.).

При этом они также обязаны предоставлять любую информацию об остатках и движении по этим счетам на запрос налоговой службы в течение трех дней после поступления такого запроса.

[su_quote]

Такие запросы ФНС имеет право подавать, например, при проведении налоговой проверки или при подозрении, что некое лицо уклоняется от уплаты налогов. Это значит, что  для того чтобы получить выписки по счету, налоговикам больше не нужно будет ожидать соответствующего разрешения суда.

Данный закон о банковской тайне в России сразу же поставил под угрозу всех граждан, кто так или иначе скрывает свои доходы: предпринимателей, использующих серые схемы в бизнесе, наемных работников, получающих серые зарплаты через банковские счета и так далее.

Что характерно, действующие нормы закона не предусматривают наличия срока исковой давности по нарушениям в области налогового законодательства для физических лиц.

Это означает, что, например, в 2025 году ФНС может выявить неуплату налогов в 2015 году и взыскать с неплательщика штраф и пеню, начисленную за весь этот период (соответственно, чем дольше период — тем крупнее пеня).

Это касается даже финансов, определенных как доход, которые были на  давно закрытом банковском счету.

Из всего обозначенного выше справедливо возникает вопрос: а подают ли банки самостоятельно данные о поступлениях на счета в налоговую службу? Этого не происходить, однако сотрудники банка могут инициировать подачу такой информации в специальную службу финансового мониторинга, в том случае, если какая-либо финансовая операция вызывает у них подозрения и содержит определенные признаки. Таким признаком может служить тот факт, что физическое лицо получает от нерезидента или платежного агента перевод в сумме, превышающей эквивалент ста тысяч рублей.

Поправки, принятые в 2014 в НКРФ — далеко не единственное законодательное новшество, которое затрагивает сферу банковской тайны.   Следует также упомянуть о законе FATCA, положения которого напрямую касаются этой темы.

18 марта 2010 года был принят Закон США О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act; далее—FATCA), который был изначально принят с целью поддержания занятости населения США, в составе пакета экономических мер.

Впоследствии, правительством США в рамках Foreign Account Tax Compliance Act был заключен ряд международных соглашений, цель которых — «повысить прозрачность информации о доходах лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, а также обмен такой информацией на двухсторонней основе в рамках заключенных соглашений и принятых в соответствии с этим внутренних нормативных правовых актов».

Здесь стоит отметить, что важным аспектом международного сотрудничества между Российской Федерацией и другими странами является борьба с отмыванием доходов, приобретенных преступным способом, финансированием терроризма, уклонением от уплаты налогов.

Развитие международных связей в области обмена конфиденциальной информации является одним из способов реализации данного международного сотрудничества: совместно создаются различные механизмы, способствующие противодействию преступности в  этих направлениях.

В попытке разрешить важные глобальные проблемы, такие процессы и механизмы напрямую влияют на функционирование банковских систем разных стран, а также соприкасаются с правами и интересами граждан этих стран, клиентов обозначенных финансовых организаций.

Кредитные организации обязуются обеспечивать поддержание режима конфиденциальности информации, которая относится к банковским счетам, вкладам, финансовым операциям и персональным данным клиентов, — именно эти сведения  де юре являются объектом правовой охраны банковской тайны.

Однако де факто, на уровне закона кредитные организации и органы государственной власти вынуждены действовать иначе, что, по сути, и составляет проблематику.

Еще не так давно российское законодательство  в принципе не предусматривало некоторые процедуры, установленные FATCA.

Такие как представление российскими кредитными организациями иностранным налоговым органам информации о банковских операциях, счетах и вкладах своих клиентов, а также удержание частей сумм денежных переводов с перечислением их в иностранные налоговые органы без согласия клиентов.

Такие действия со стороны российского банка расценивались бы как нарушение положений российского законодательства о соблюдении банковской тайны и защите персональных данных, за что такая организация должна была бы преследоваться по закону и нести гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков клиентов и контрагентов. Кроме того, для кредитной организацией такие действия были бы чреваты последствиями в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Для российских банков, существование одновременно договоренностей в рамках FATCA и противоречащего ему законодательства РФ означало, что им пришлось бы нарушать закон, чтобы выполнять требования, продиктованные положениями межправительственного соглашения.

  Выход был все же найден законодателями и реализован в виде Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ (далее —Закон N 173-ФЗ) , который выстроил правовые основы для выполнения российскими кредитными организациями требований FATCA.

Таким образом, новое законодательство оказало содействие для развития отечественной банковской системы.

В соответствии с ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом.

В свою очередь, органам государственной власти и должностным лицам эта информация может быть передана исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Ст. 26 Федерального закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон «О банках…

«) конкретизирует случаи и порядок предоставления информации, составляющей банковскую тайну, и содержит исчерпывающий перечень субъектов, которым предоставлено право доступа к указанным сведениям.

Положения Закона N 173-ФЗ затрагивают сферу применения законодательства о банковской тайне, поскольку устанавливают для банков  требование выявлять среди клиентов граждан, на которых распространяется законодательство о налогообложении иностранных счетов (что, фактически, означает — получать о клиенте дополнительную информацию), а также раскрывать эту информацию третьим лицам (в соответствии  с FATCA —налоговым органам США и других стран), не указанным поименно в статье 26 Закона о банках.

Далее, в ч. 3 ст.

2 Закона N 173-ФЗ указано, что критерии, по которым  гражданин определяется к категории клиента-иностранного налогоплательщика, а также способ получения от граждан этой категории необходимой информации, должны устанавливаться банком самостоятельно во внутренних документах, которые подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее пятнадцати календарных дней после дня их утверждения. На сегодняшний день, такие критерии размещены на официальных сайтах всех крупнейших российских банков и иных организаций финансового рынка (ВТБ 24, ГУТА-БАНК, НБ «ТРАСТ» (ОАО), АКБ «Российский капитал» (ОАО) и т.д.). Стоит отметить, что критерии эти отличаются от банка к банку. Это значит, что один и тот же клиент может считаться иностранным налогоплательщиком в одном банке, и при этом не признаваться таковым в другом банке. Поскольку информация об иностранном налогоплательщике подлежит раскрытию в налоговые органы США, было бы адекватно, чтобы перечень критериев отнесения лица к данной категории был унифицирован и приведен к единому знаменателю.

Важным аспектом закона N 173-ФЗ является то, что он устанавливает перечень иностранных государств, налоговым органам которых должна предоставляться конфиденциальная информация о клиентах-иностранных налогоплательщиках, и гражданами и юридическими лицами  которых эти клиенты являются. Учитывая описанную выше норму об определении критериев самими банками посредством внутренних документов, а также данный аспект закона N 173-ФЗ, можно смело утверждать, что эти особенности неизбежно повлекут за собой разногласия в правоприменительной практике. Ведь каждый банк вправе самостоятельно установить данные критерии во внутренних документах, а также определить, информацию о гражданах и юридических лицах какого иностранного государства она будет запрашивать и передавать уполномоченным иностранным налоговым органам.

Таким образом, принятие закона N 173-ФЗ повлекло за собой ряд правовых проблем и создало неоднозначную ситуацию. Во-первых, кредитные организации, на которые распространяются положения данного Закона, становятся обладателями сведений о клиенте, которые соответствуют  режиму банковской тайны (ст. 26 «Закона о банках»).

Читайте также:  Возврат премии при расторжении договора страхования - все о налогах

Следовательно, данная информация должна раскрываться организациями финансового рынка, в том числе кредитной организацией, третьим лицам с определенными ограничениями (с согласия клиента) и в определенном порядке.

Иначе банк, по сути, имеет возможность воздействовать на несогласного клиента, что может повлечь за собой даже прекращение сотрудничества со стороны банка. Во-вторых, положения ст. 26 «Закона о банках» не устанавливают особого порядка раскрытия такой информации.

[su_quote]

И это, в данном случае, становится причиной коллизии двух Федеральных законов  — Закона N 173-ФЗ и Закона о банках. Такая коллизия требует оперативного разрешения, в противном случае будут возникать проблемы в правоприменении.

Анализируя процессы, которые происходят в российском законодательстве касательно банковской тайны в последние 2 года, а также изменения, вызванные соглашением FATCA, стоит отметить неутешительный, угрожающий для самого существования института банковской тайны тренд. Постепенный отказ от банковской тайны  становится мировым, глобальным процессом.

Мы убеждены в том, что чтобы бороться с теневой экономикой, необходимо  устранять не последствия, а ее причины.  Для этого необходимо улучшать бизнес-климат в стране, стимулировать развитие бизнеса, бороться с коррупцией.

К сожалению, на сегодняшний день, в Российской Федерации происходит борьба именно с последствиями теневой экономики, вследствие чего и осуществляется отказ от банковской тайны — в ущерб защите прав   граждан-клиентов кредитных организаций.

 

Источник: https://zakon.ru/Blogs/bankovskaya_tajna__tajna_li_na_samom_dele/43484

26 статья 395-1 ФЗ о банках и банковской деятельности

Банковская тайна является юридическим принципом, согласно которому банки и прочие кредитные конторы берут на себя обязательство хранить в тайне информацию о вкладах, счетах, транзакциях и сделках собственных клиентов и корреспондентов, а также данные о них самих, поскольку разглашение такой информации является прямым нарушением закона и прав этих лиц.

Банковская тайна закреплена российским законодательством в Конституции РФ (ст. 23), статье 857 Гражданского кодекса РФ и статье 26 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Содержание 26 статьи

Статья 26 «Банковская тайна» очерчивает круг лиц, которые могут легальным путем получить доступ к сведениям, относящимся к банковской тайне, и прописывает строгий запрет их разглашения посторонним.

Читайте также основные положения Федерального закона №164 в новой редакции. Подробности тут:

Кредитные организации и банки, согласно положениям настоящей статьи закона, гарантируют сохранение в тайне информации о производимых операциях и имеющихся у клиентов денежных суммах на вкладах и счетах.

О федеральном законе 173 с последними изменениями на 2018 год можно ознакомиться тут:

Однако справки об операциях, вкладах и счетах, а также иные сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены не только самим клиентам банка и их представителям, но также — государственным органам, надзорным службам, следственным органам и другим лицам в случаях, которые предусмотрены законодательством России.

ФЗ о государственной тайне в новой редакции читайте тут:

На основании судебного решения справки о счетах и вкладах могут быть получены следственными органами, если содержащиеся в них данные служат для пресечения преступления или непосредственно относятся к делам, находящимся в производстве.

Информация об операциях, счетах и вкладах, вне зависимости от правового статуса их владельца, будь то гражданин, ИП или компания, представляется в государственный орган, уполномоченный в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов и финансированию терроризма — Федеральную службу по финансовому мониторингу в РФ (Росфинмониторинг).

Читайте также об основных положениях Федерального закона №86 здесь:

Банки и микрофинансовые организации обязаны передавать данные о заемщиках и поручителях в Бюро кредитных историй без получения согласия на доступ к тайне самих лиц.

Документы и сведения о проведенных операциях с иностранной валютой, открытии и ведении валютных счетов, предусмотренные законом о валютном регулировании и контроле, передаются банками в уполномоченный Правительством РФ орган валютного контроля, налоговые и таможенные органы в случаях, порядке и объеме, предусмотренных указанным законом.

Также таможенным органам предоставляются документы и сведения, содержащие банковскую тайну российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, порядке и объеме, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ N 311 о таможенном регулировании в РФ.

Данные о совершенных операциях, наличии счетов, вкладов и имеющихся на них денежных суммах предоставляются налоговым органам в порядке, установленном законодательством России о налогах и сборах.

В случае реструктуризации банка, его участия в группе или холдинге банков, сведения о клиентах, являющиеся банковской тайной, могут быть переданы головную организацию (управляющую компанию) для составления отчетности группы (холдинга).

Если банковская группа или холдинг располагается за рубежом, указанные сведения (кроме тех, что составляют государственную тайну) предоставляются с тем условием, что этими государствами будет обеспечен не меньший уровень информационной защиты (конфиденциальности), чем это предусмотрено российским законодательством.

Банк России имеет право на получение доступа к сведениям об операциях, счетах, вкладах и о конкретных сделках граждан, предпринимателей и организаций. При этом сама кредитная организация и его служащие, предоставляя доступ к банковской тайне, т.е. соответствующие документы и сведения, Банку России, не вправе информировать об этом своих клиентов.

Банк России по закону может предоставлять в рамках информационного сотрудничества:

  • С зарубежными главными банками и различными надзорными органами — данные об определенных сделках и транзакциях кредитных компаний или их клиентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и холдингов;
  • С органами иностранных государств, функции которых сводятся к урегулированию несостоятельности организаций — данные, которые были получены Банком России из представленных планов восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций-членов групп, холдингов и иных объединений.

Предоставляемая зарубежным органам информация, опять же, не может составлять государственную тайну, а иностранными центральными банками должна быть обеспечена ее конфиденциальность и гарантировано дальнейшее нераспространение. Тайна не может быть раскрыта иностранным правоохранительным органам без согласования с Банком России (за исключением передачи указанных сведений в суд для разбирательств по уголовным делам).

Сведения о счетах, вкладах и произведенных операциях могут быть представлены по соответствующему запросу федеральным гос.

органам, должностным лицам субъектов страны и Центробанку РФ для проведения в целях противодействия коррупции проверки информации о расходах, доходах, собственности и имущественных обязательствах лиц, которые претендуют на государственные должности различных уровней или уже занимают их.

Подробный перечень таких должностей прописан в части 6 статьи 26 закона ФЗ 395-1 о банках и банковской деятельности, содержащей также ссылки к иным нормативно-правовым актам, актуальным для различных отраслей государственной службы. В перечень таких должностей входят:

  • Государственные должностные лица РФ или субъектов страны;
  • Судьи;
  • Главы или служащие муниципальных образований;
  • Федеральных государственных служб, гражданских служб субъектов РФ;
  • Центробанка и Совета директоров ЦБ РФ;
  • Руководящие должности в госкорпорациях (пенсионных и страховых фондах) и государственных учреждениях;
  • Отдельные должности, которые создаются на основании трудового договора специально для выполнения определенных (конечных) задач, поставленных перед гос. органами и др.

В случае участия в выборной компании, информация об открытых в банках счетах, вкладах и имеющихся на них средствах кандидата в депутаты или на иную выборную должность, представляются банками в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации  или субъектов. Раскрытие банковской тайны в этих обстоятельствах необходимо для проведения предусмотренной законом проверки действительности представленных кандидатами сведений.

Аналогичной проверке подвергаются семьи указанных лиц (кандидатов на государственные и выборные должности) — их супруги и несовершеннолетние дети.

Государственные службы, органы, их руководители и должностные лица, работники банков, операторы платежных систем, коммерческие организации (страховые, аудиторские) и другие лица не вправе разглашать тайну об операциях и счетах, доступ к которой они получили в ходе выполнения ими собственных полномочий (лицензионных, контрольных и др. функций), третьим лицам. Российским законодательством предусмотрены определенные исключения.

За незаконное разглашение банковской тайны, согласно части 14 статьи 26 настоящего закона, предусмотрена ответственность, в том числе в виде возмещения нанесенного таким образом ущерба. Меры наказаний, грозящие за уголовные преступления, связанные с банковской тайной, рассмотрим ниже.

Кто имеет право получить информацию по операциям и счетам по закону?

Как мы уже выяснили, справки по транзакциям, вкладам и счетам могут быть выданы не только самим клиентам и их представителям, но также, в предусмотренных законом случаях, — государственным органам по официальному запросу.

Доступ к банковской тайне индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть предоставлен суду, службе судебных приставов, Счетной палате РФ, налоговой службе, Пенсионному фонду, фонду соцстрахования и другим учреждениям.

Сведения о счетах и вкладах простых граждан могут быть переданы судам, приставам и агентствам по обязательному страхованию вкладов (в случае наступления страхового случая).

В случае смерти владельца счета или вклада, справка может быть выдана:

  • Лицам, указанным в завещательном распоряжении;
  • Нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело;
  • Консульским отделам других государств, если счет принадлежал иностранцу.

Справки по номинальным, залоговым и эскроу-счетам, которые являются разновидностями обязательств о банковском счете, могут быть предоставлены также третьим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством России.

Предусмотрено ли наказание за разглашение банковской тайны?

Последняя поправка в текст настоящей статьи закона была внесена в мае 2017 года. Речь в ней шла об ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Фонд консолидации — это специальный инвестиционный фонд, который был создан Центральным Банком России в 2017 году в целях финансового оздоровления обанкротившихся банков.

Так, статья 26 о банковской тайне пополнилась частями 41 и 42, которые гласят, что данный фонд не вправе разглашать третьим лицам конфиденциальные сведения, полученные им в результате осуществления мер по предупреждению банкротства банков. За разглашение тайны законом предусмотрена ответственность, в том числе в виде компенсации нанесенного материального ущерба.

Разглашение банковской тайны влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с положениями статьи 183 Уголовного кодекса РФ о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

  • За сбор сведений, которые представляют собой банковскую тайну, посредством кражи документов, подкупа, шантажа служащих банка и другими незаконными способами, виновному лицу по закону может грозить:
    • Штрафом до полумиллиона рублей или в размере дохода виновника за годовой период;
    • Исправительными работами продолжительностью до года;
    • Принудительными работами или лишением свободы на период до 2-х лет.
  • Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну, должностным лицом без получения на то согласия владельца, наказывается:
    • Штрафом до 1 млн рублей или в размере дохода, полученного за последние 2 года. Виновник к тому же лишается права занимать определенные должности или работать в определенной сфере на трехлетний период;
    • Исправительными работами сроком до 2-х лет;
    • Принудительными работами или лишением свободы на срок до 3-х лет.
  • Разглашение тайны, совершенное в корыстных целях, либо в результате которого потерпевшему лицу был причинен крупный ущерб, наказывается:
    • Штрафом до 1,5 млн рублей или в размере доходов за трехлетний период. Также лишается права работать в соответствующей сфере деятельности на трехлетний период;
    • Принудительными работами или лишением свободы на срок до 5 лет.
  •  Если разглашение тайны привело к тяжким последствиям, виновнику могут по закону грозить:
    • Принудительные работы сроком до 5 лет;
    • Лишение свободы на срок до 7-ми лет.

Скачать закон о банках и банковской деятельности в последней редакции

Российское законодательство гарантирует право человека на защиту тайны о его финансах. В банках в отношении клиента и его личных данных должна действовать строгая и надежная политика конфиденциальности. Однако законом предусмотрен круг государственных структур, имеющих доступ к банковской тайне, и в последние годы он все расширяется.

Предлагаем скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 в последней редакции, чтобы ознакомиться подробно со своими правами в данной области, в частности касающихся условий соблюдения права человека на банковскую тайну.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://lawlinks.ru/statya-26-bankovskaya-tajna/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]