Банкротство может потребовать восстановления ндс — все о налогах

Случаи, когда налоговое законодательство требует восстанавливать НДС

О том, в каких случаях налоговое законодательство требует восстанавливать НДС, и пойдет речь в данной статье.

Вклад в уставный капитал

Обязанность восстанавливать налог при пополнении уставного капитала других компаний возникла сравнительно недавно – с 1 января 2006 года. Предусмотрена она подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Кодекс предписывает возвратить в казну НДС, который был уплачен при покупке и принят к вычету при постановке на учет передаваемого имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

Восстановить налог нужно в той сумме, которая ранее была принята к вычету. Исключение из этого правила составляют только основные средства и нематериальные активы.

При их передаче НДС возвращают в сумме, пропорциональной остаточной стоимости в бухучете.

То есть, проще говоря, рассчитывают налог по ставке 18 процентов от величины остаточной стоимости без учета переоценок и эту сумму восстанавливают в бюджет.

Заметим, что ни стоимость переданного имущества, ни восстановленный НДС компания не сможет учесть в налоговых расходах. Ведь затраты в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество не учитываются в базе налога на прибыль (п. 3 ст. 270 НК РФ).

Не следует забывать еще об одном существенном моменте. По закону принимающая сторона восстановленный вкладчиком налог может принять к вычету.

Понятно, что счета-фактуры при этом не составляют, поскольку операция по передаче имущества в уставный капитал не признается реализацией и не облагается НДС (подп. 4 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Поэтому для того, чтобы принимающая сторона смогла реализовать свое право на вычет, учредитель должен выделить сумму восстановленного налога в документах на передачу имущества.

Именно эти бумаги (или их нотариально заверенные копии) принимающая компания подошьет в журнал учета полученных счетов-фактур. А также зарегистрирует в книге покупок в момент принятия на учет поступивших активов (постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Использование в необлагаемых операциях

Если имущество, «входной» НДС по которому был принят к вычету, фирма начнет использовать в необлагаемых операциях (п. 2 ст. 170), то налог тоже придется восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По товарно-материальным ценностям в бюджет возвращают все ту же сумму вычета. При передаче основных средств (за исключением недвижимости) и нематериальных активов НДС восстанавливают в сумме, пропорциональной их остаточной стоимости.

Восстанавливают налог в том налоговом периоде, в котором имущество начинает использоваться в необлагаемых операциях (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановленный НДС разрешено включать в состав прочих налоговых расходов на производство и реализацию (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

А вот для недвижимого имущества предусмотрен особый порядок расчета налога к восстановлению. Остановимся на нем подробнее.

Восстанавливать «входной» НДС по объектам недвижимости, которые фирма начала использовать в необлагаемых операциях, придется в течение нескольких лет.

Закон предписывает исходить из десятилетнего срока с начала амортизации актива в налоговом учете (п. 6 ст. 171 НК РФ).

Если, предположим, в облагаемой деятельности компания использовала объект четыре года, то возвращать налог в казну нужно в течение оставшихся шести лет. Методика расчета ежегодной суммы к восстановлению такова.

Прежде всего, нужно определить 1/10 часть «входного» НДС, который был принят к вычету.

Затем в конце каждого года рассчитывают долю стоимости необлагаемых товаров (работ, услуг) в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Эту величину умножают на 1/10 от общей суммы «входного» налога.

Полученный результат и есть та сумма, которую нужно восстановить по итогам отчетного года. И, соответственно, отразить в НДС-декларации за IV квартал.

Описанный порядок не распространяется на полностью самортизированные объекты и имущество, которое эксплуатируется 15 лет и дольше.

Получение НДС-освобождения

Как известно, если выручка компании без учета налога за три месяца подряд в сумме не превышает 2 000 000 рублей, то она может претендовать на освобождение от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Использование такого права тоже повод для восстановления «входного» налога по всем товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Когда нужно восстанавливать налог? В подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ говорится, что сделать это нужно в том налоговом периоде, когда ценности «были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи».

В пункте 2 статьи 170 НК РФ среди прочих назван и случай «освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика». Казалось бы, восстановить налог при получении освобождения от НДС нужно в том квартале, когда фирма получила это освобождение.

Однако пункт 8 статьи 145 НК РФ предписывает сделать это в периоде, предшествующем получению освобождения.

Что касается налогового учета восстановленной суммы, то действовать здесь нужно по аналогии со случаем использования активов в необлагаемой деятельности. То есть включать возвращенный налог в состав прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. А в бухгалтерском учете относить его на соответствующие счета затрат.

Как рассчитать сумму восстановленного налога в отношении объектов недвижимости?

С одной стороны, пункт 6 статьи 171 НК РФ (он-то как раз и требует восстанавливать «входной» НДС по недвижимости в особом порядке – исходя из десятилетнего срока с начала амортизации актива) отсылает нас к пункту 2 статьи 170 НК РФ. То есть особый порядок возврата в бюджет «входного» налога действует в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.

Как мы уже говорили, в числе прочих здесь названо и «освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» (а именно такая формулировка и содержится в ст. 145 НК РФ). С другой стороны, от НДС освобождается компания целиком, а не какие-либо отдельные виды бизнеса. Поэтому некоторые специалисты считают, что здесь действует общий порядок восстановления налога.

А именно: НДС по постройкам восстанавливают так же, как и по обычным основным средствам, то есть в сумме, пропорциональной остаточной стоимости объекта. Официальных разъяснений Минфина по данному вопросу еще не было.

По нашему мнению, решив стать «освобожденцем» по статье 145 НК РФ, фирма все же вправе применять по недвижимости особый порядок восстановления НДС, прописанный в пункте 6 статьи 171 НК РФ.

Переход на спецрежимы

Частным случаем использования имущества в необлагаемой деятельности является переход компании на спецрежимы (УСН и ЕНВД). Восстанавливать НДС в этом случае обязывает все тот же подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Восстановить «входной» налог нужно до того момента, когда имущество начнет использоваться в спецрежимной деятельности. То есть в налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим.

При этом сумму к восстановлению по основным средствам и НМА рассчитывают, исходя из их остаточной стоимости в бухгалтерском учете. По материалам и товарам НДС восстанавливают в сумме ранее сделанного вычета.

При расчете налога на прибыль восстановленный налог учитывают в составе прочих расходов.

Источник: https://delovoymir.biz/sluchai-kogda-nalogovoe-zakonodatelstvo-trebuet-vosstanavlivat-nds.html

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.

Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат,  ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.

К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Порядок возмещения НДС

1

Подача в налоговый орган декларации по НДС. Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

2

Камеральная проверка.  Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета.

Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету.

Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами,  непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).

3

Вынесение решения или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

— о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

4

Возврат НДС на расчетный счет, либо зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения  решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение: вернуть на расчётный счет или зачесть.

  Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление.

Заявление подается в свободной форме:  при возврате следует указать реквизиты счета, на который необходимо перечислить деньги, при зачете следует уточнить,  в отношении какого именно налога производится зачет с указанием КБК и суммы зачета (возврата).

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).

Читайте также:  Праздники-2018: впереди еще две рабочие субботы - все о налогах

  Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму.  Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е.

физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.

Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta

Восстановление НДС — что это такое, с выданных авансов, при экспорте, при списании ОС

Сумма использованного вычета предыдущих периодов рассматривается как налог к уплате.

Налогоплательщик должен осуществить восстановление налога при ряде операций или смене видов деятельности.

Общие сведения: ↑

Плательщиком в процессе начисления НДС применялись вычеты по приобретенным активам – материалам, продукции, НМА, ОС.

Доначисление к уплате производится при смене условий начисления НДС – отсутствия обложения, перехода на другой режим налогообложения или реализации имущества, по которому ранее произведен вычет.

НК РФ четко устанавливает действия плательщика и операции, при возникновении которых необходимо произвести доначисление и уплату налога в бюджет.

Что это такое?

Налогоплательщиком производится восстановление НДС в случае прекращения дальнейшего использования имущества в деятельности, связанной с начислением налога.

Активы в виде ОС перестают участвовать в получении дохода и продаются на сторону, товары участвуют в продажах ВЭД или налогоплательщик начинает применять спецрежимы.

Вычет от поставщика актива, произведенный на законных основаниях, необходимо уплатить в бюджет.

Что значит восстановление НДС (порядок) ↑

Необходимость производить восстановление НДС четко в периоде возникновения обязанности предполагает обязательные этапы действия. Предприятием:

  1. Проводится инвентаризация активов. Определяется стоимость материалов, продукции, ОС, НМА, НДС по которым необходимо восстановить.
  2. Делается расчет сумм для исполнения обязательств.
  3. Составляется справка бухгалтера, на основании которой делаются необходимые проводки в учете и 1С при использовании данной программы.
  4. Уплачивается налог, далее отраженный в налоговой декларации по НДС.
  5. Составляется налоговая декларация в периоде возникновения обязанности с отражением сумм к уплате.

При каких операциях?

Суммы вычета НДС, произведенного ранее при поступлении материальных ценностей – товаров, работ, услуг, основных средств, восстанавливается при использовании их в операциях:

  1. Внесение активов в состав уставного капитала другому юридическому лицу в качестве доли. Восстановленные величины должны отражаться в документах, сопровождающих передачу имущества. Учредители компании, получившей долю, могут применить вычет на полученное и оприходованное имущество.
  2. Использование в изготовлении продукции, оказании услуг по деятельности, не облагаемой или освобожденной от уплаты налога.
  3. Приобретения товаров, основных средств, нематериальных активов или используемых в производстве продукции, в дальнейшем реализуемой за территорией РФ.
  4. Реализации товаров, ОС, НМА покупателям, которые применяют режим налогообложения без обложения НДС или имеют освобождение.
  5. Передаче прав на активы по операциям, которые не относятся к реализации, например, при безвозмездной передаче собственности.

Восстанавливаются суммы, полученные от покупателей в счет предстоящих поставок и при получении субсидий от государства. Сумма вычета НДС должна быть восстановлена в налоговом периоде, предшествующем передаче прав.

В каком размере?

Налогоплательщик восстанавливает сумму НДС по той ставке, которая применялась к объекту. Определяются суммы, подлежащие восстановлению, исходя из величины налогооблагаемой базы.

Сумма налога по ТМЦ восстанавливается полностью, по ОС – частично в пропорциональном отношении к остаточной стоимости имущества.

Стоимость основного средства или нематериального актива принимается без учета переоценки имущества.

Отражение суммы

Восстановленные суммы НДС не включаются в состав активов – товаров, основных средств. Суммы учитываются в учете как прочие расходы предприятия.

Как рассчитать

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет при восстановлении, полностью совпадает с величиной вычета по активам, кроме являющихся основными средствами.

Необходимость доначислить налог возникает на дату события, для чего определяется НДС по всем остаткам на складе.

Сумма определяется по входящим накладным, поскольку на складе товар может находиться в учете по другой стоимости (например, средней цене единицы).

Стоимость для ОС определяется по карточкам аналитического учета за минусом сумм проведенной переоценки. Остаточная стоимость служит базой для расчета налога к уплате.

Восстановление с авансов ↑

При перечислении авансовых платежей покупатель имеет право применить вычет НДС, а поставщик уплатить сумму НДС с полученного аванса.

Документ выписывается на величину оплаты, при наступлении факта отгрузки производится восстановление сумм, как у поставщика, так и у покупателя.

В случае если налогоплательщик не заявлял сумму НДС к вычету, то восстанавливать налог нет необходимости.

Выданных

Величинами НДС по выданным авансам покупатели могут использовать в вычете при начислении НДС.

Необходимо соблюсти ряд условий:

  • иметь выданную поставщиком счет-фактуру на аванс;
  • сделать запись в книгу покупок;
  • платеж должен быть фактически произведен.

Сумма авансового платежа применяется в вычете в периоде фактического перечисления.

В налоговом периоде, когда товар будет фактически получен и оприходован на склад, необходимо сделать восстановление налога в сумме авансового платежа.

Далее можно произвести вычет на основании счета-фактуры на поставку по конкретной накладной.

Полученных

Полученные авансы трактуются как выручка от реализации. Налогообложение НДС определяется по методу начисления, что означает определение выручки как более ранее событие в виде отгрузки или оплаты.

После отгрузки авансовая счет-фактура заносится в книгу покупок, а новый документ необходимо отразить в книге продаж как реализацию. Фактически производится восстановление суммы в периоде отгрузки, как отразить в книге продаж

Сумма полученного авансового платежа может не совпадать с отгруженными в дальнейшем материальными ценностями. Налогоплательщик возвращает разницу или оформляет на величину превышения новую счет-фактуру на аванс.

Видео: восстановление НДС с авансов

Особенности: ↑

В зависимости от объекта, в отношении которого производился вычет, налогоплательщик обязан восстановить налог или не должен увеличивать обязательства.

В случае получения государственных субсидий в счет погашения затрат сумм на приобретение ТМЦ или ОС необходимо уплатить налог в бюджет в размере произведенного ранее вычета.

При дебиторской задолженности

При получении покупателем сумм оплат в счет договорных поставок образовывается дебиторская задолженность.

При зачете сумм дебиторской задолженности в счет поставок производится восстановление налога в сумме приобретенных товаров.

По основным средствам (продажа ОС)

Налогоплательщик может реализовать основное средство, ранее принятое на учет. Если по имуществу предприятия ранее производился вычет НДС, то при продаже необходимо восстановить его.

Налогоплательщик определяет сумму остаточной стоимости на момент реализации после начисления амортизации.

При продаже имущества необходимо начислить сумму НДС только на величину остатка и уплатить часть ранее использованного вычета в бюджет.

Аналогично восстановлению подлежат суммы вычета при использовании его в деятельности, освобожденной от уплаты НДС.

При списании товара (недостача)

Инвентаризация складских остатков может выявить недостачу ТМЦ. Товары предназначались для облагаемой НДС деятельности. Выявленная недостача не изменила назначение купленного ранее товара.

В ст.170 НК РФ указан закрытый перечень случаев, при которых восстанавливается НДС. Выявление недостачи не указано в обязательном списке. В данном случае возникает неясность ситуации, которая не имеет четкой трактовки.

На основании решения можно сделать вывод на отсутствие необходимости восстанавливать налог при списании материалов по обнаруженной недостаче.

Если списывается кредиторская задолженность

Списание кредиторской задолженности, срок по которой истек, сумма списывается в составе внереализационных доходов. В составе задолженности кредиторам может иметься сумма НДС.

Если товары, принятые от поставщика, используются в деятельности, облагаемой НДС, восстанавливать примененный ранее вычет не требуется.

Порядок проведения расчетов с кредиторами не затрагивает вопроса применения вычета по НДС.

Восстановление по объектам недвижимости

В практике предпринимательской деятельности иногда используются несколько видов налогообложения одной компанией.

При наличии деятельности, облагаемой и необлагаемой НДС, необходимо восстанавливать налог, ранее принятый к вычету.

Если здание продолжает эксплуатироваться с целью получения дохода в обоих видах деятельности, восстановление производится в пропорции, определяемой от доли участия.

В случае полного применения недвижимости в деятельности, необлагаемой или освобожденной от уплаты НДС, необходимо полностью восстановить сумму по остаточной стоимости без переоценки.

НК РФ определил перечень объектов, к которым применяется рассрочка по восстановлению налога:

  • приобретенных по договору купли-продажи;
  • созданных для собственных нужд при проведении работ СМР;
  • полученных при проведении капитального строительства на основании договоров подряда.

К объектам, на которые распространяется рассрочка, относятся также воздушные, морские суда и плавсредства внутреннего бассейна.

При экспорте

Компании, которые производят экспортные операции, восстанавливают НДС по товарам, направляемым на экспорт.

Источник: https://buhonline24.ru/nalogi/nds/vosstanovlenie-nds.html

Проблемы возмещения НДС

Добавленная стоимость представляет собой совокупность того, что конкретный производитель добавил к стоимости ресурсов, полученных извне.

НДС представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях производства, определяемой как разница между реализованными товарами (работами, услугами) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Выделение добавленной стоимости достигается механизмом исчисления данного налога, при котором в бюджет идет лишь разница между суммами налога, полученными от покупателей товаров (работ, услуг), получателей имущественных прав, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Суммы НДС, предъявленные на основании счетов-фактур поставщиками товаров, работ услуг, правообладателями имущественных прав, на которые допускается уменьшение налогоплательщиками налога, подлежащего уплате в бюджет, в НК РФ определяются как «налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость».

…в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в УК, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству ..

Читайте также:  Вопросы для собеседования при приеме на работу - все о налогах

Таким образом, порядок расчета НДС позволяет налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 171 НК РФ.

Если при этом сумма вычетов превышает сумму НДС к уплате, то разницу между ними налоговые органы обязаны возместить хозяйствующему субъекту за счет средств федерального бюджета на основании пункта 1 статьи 176 НК РФ или, в случае заявительного порядка возмещения НДС, на основании статьи 176.1 НК РФ. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате или возмещению из бюджета, зависит не только от результатов финансово-хозяйственной деятельности самого налогоплательщика и исполнения им своих налоговых обязательств, но и от действий его контрагентов, предъявивших его в составе товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммы налога.

Данный порядок исчисления налога, косвенно ставящий возможность возмещения НДС из федерального бюджета в зависимость от действий поставщиков, но не содержащий прямого указания на это в положениях главы 21 НК РФ, во многом и порождает многочисленные проблемы и противоречия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Правовые коллизии

К проблемам правового регулирования НДС, требующим изучения, выработки новых правовых подходов и предложений по их решению, можно отнести следующие:

  • нечеткая правовая регламентация процедуры возмещения НДС, в том числе и в заявительном порядке;
  • отсутствие единого правового подхода к правомерности применения вычетов по НДС при осуществлении налогоплательщиком как облагаемых, так и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций;
  • отсутствие системного подхода к правовому регулированию процедуры обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов, выносимых по результатам налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты НДС в бюджет.

«Странности» администрирования

Вопросы администрирования возмещения НДС на современном этапе тем более актуальны, поскольку наблюдается рост возмещения НДС в общем объеме поступлений НДС, а также рост заявленного к возмещению налога.

Это связано с тем, что последние изменения, вносимые в законодательство, регулирующее НДС, направлены на либерализацию, уменьшение барьеров для применения вычетов, упрощение порядка возмещения налога, ограничение прав налоговых органов при контроле за порядком исчисления и уплаты налога, ужесточение ответственности налоговых органов за неправомерный отказ в возмещении НДС из бюджета. Данные действия законодателей призваны улучшить инвестиционный климат в стране. Так, с 2006 года НДС принимается к вычету при наличии кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками, отменена необходимость оплаты товаров (работ, услуг), приобретенных по счету-фактуре.

При осуществлении капитального строительства «входной» НДС принимается к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур на выполненные строительно-монтажные работы, в то время как до 2006 года при таких операциях сумму НДС можно было включить в состав вычетов и предъявить к возмещению из бюджета только после ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и начала начисления амортизации. С 2010 года на основании пункта 11 статьи 171 НК РФ допускается отражать в составе налоговых вычетов сумму НДС по полученному в качестве взноса в уставный капитал имуществу на основании акта приема-передачи с выделенной суммой НДС при условии восстановления суммы налога передающей стороной. Также с 2011 года допускается принимать к вычету покупателем НДС с суммы перечисленных денежных средств (авансовых платежей) под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), если такой порядок был предусмотрен договором.

На заметку

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, учитывая длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации в которой заявлено право на возмещение налога, Федеральным Законом от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересов бюджетной системы, призван обеспечить сохранение для отдельных категорий налогоплательщиков оборотных средств, так как зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, осуществляется до завершения камеральной налоговой проверки данной декларации.

В НК РФ обозначены основные условия, при выполнении которых налогоплательщик может применить налоговые вычеты и уменьшить исчисленный с объектов налогообложения НДС (реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав).

В первую очередь это наличие счета-фактуры, оформленного должным образом в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а также первичных документов, на основании которых осуществлялось принятие на учет товаров (работ, услуг).

Другим важным условием является использование приобретаемых товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг, работ в операциях, облагаемых НДС.

Казалось бы, выполнение этих несложных условий позволяет налогоплательщику беспрепятственно применить налоговый вычет при исчислении НДС и в случае возникновения права на возмещение получить возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета.

Однако при практическом применении главы 21 НК РФ в части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве, используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Контратака на контрагентов

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме-однодневке, от которой не предполагается получение ТМЦ.

Кроме того, отсутствие прямой законодательной нормы, связывающей право на возмещение НДС стороной, принимающей вклад в уставный капитал, с фактической уплатой восстановленной суммы НДС стороной, передающей имущество, также может способствовать созданию схемы получения необоснованной выгоды в виде двойного применения налоговых вычетов. Так, в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в уставный капитал, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС и отражает его к уплате в бюджет, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству. При этом налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, предъявляет НДС к возмещению и претендует на получение средств из бюджета, источник для возврата которых не сформирован. Таким образом, данный пробел в законодательстве приводит к возможности злоупотребления налогоплательщиками своим правом на возмещение.

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота…

При этом эффективный правовой механизм, позволяющий налоговым органам исключать из состава налоговых вычетов суммы налога, предъявленные недобросовестными налогоплательщиками, в главе 21 НК РФ отсутствует, в связи с чем многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу породили необходимость обобщения сложившейся судебной практики и вынесение Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В ходе проведения налоговых проверок налоговым органам рекомендовано во всех случаях при заявлении НДС к возмещению из бюджета устанавливать наличие таких обстоятельств, как:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиками хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
  • учет для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.

Налоговые органы обязаны в ходе проверки сформировать доказательную базу, позволяющую установить что налогоплательщик, заявивший возмещение из бюджета, знал о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Таким образом, либерализация законодательства для налогоплательщиков с одной стороны и необходимость предотвращения незаконного возмещения НДС налоговыми органами с другой стороны приводят к тому, что Федеральной налоговой службой ужесточаются контрольные мероприятия при проведении проверок деклараций с заявленными к возмещению суммами НДС.

Взаимосвязь возможности применения налоговых вычетов от действий контрагентов приводит к тому, что даже добросовестные налогоплательщики, не использующие преднамеренно какие-либо схемы незаконного возмещения НДС, могут оказаться в зоне риска, заключив договор с компанией, не исполняющей свои налоговые обязательства.

При этом эффективные инструменты проверки добросовестности контрагентов у налогоплательщиков фактически отсутствуют, поскольку общедоступной является только информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ а именно: о постановке налогоплательщика на учет, о его юридическом адресе и должностных лицах, о дате создания и т. п.

Информация об объектах налогообложения, величине налоговой базы, суммах исчисленных и уплаченных налогов составляет налоговую тайну.

Таким образом, основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в главе 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС.

Это приводит к тому, что с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски.

Недостижимость идеала

Подводя итоги, можно сказать, что многочисленные письма Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, огромное количество самых противоречивых комментариев экспертов, а также решений арбитражных судов различных инстанций по вопросу возмещения НДС свидетельствует лишь об одном – этот вопрос и по сей день является наиболее проблемным в налоговом администрировании, а получить подтверждение возмещения налога из бюджета своевременно и без проблем сможет лишь идеальный налогоплательщик в идеальных условиях. Любая нестандартная ситуация или нетипичная хозяйственная операция, вероятнее всего, приведет к отказу в возмещении НДС и длительным разбирательствам в Арбитражном суде, поскольку для нее либо вообще не найдется законодательной нормы в главе 21 НК РФ, либо мнение налогоплательщика по ее применению не совпадет с мнением налогового органа. Практика применения главы 21 НК РФ на протяжении 2001-2013 годов с учетом ее неоднократных изменений показывает, что она все еще далека от идеала, не дает ответа на многие вопросы и требует тщательной доработки, поскольку как налогоплательщикам, так и налоговым органам в своей работе хотелось бы руководствоваться нормами НК РФ, а не быстро меняющейся в современных политических условиях арбитражной практикой.

Юлия Павлова, «Бейкер Тилли Русаудит», для журнала «Консультант»

Источник: Бухгалтерия.ру

Источник: https://otchetonline.ru/174-buxuchet/38327-problemy-vozmescheniya-nds.html

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.
Читайте также:  Рабочее время по трудовому кодексу - понятие и режимы - все о налогах

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда.

По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия.

Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом.

Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах.

По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к.

к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/nalog/bankrotstvo-predpriyatiya-po-zayavleniyu-nalogovogo-organa/

Какие претензии к компании может повлечь банкротство ее контрагента

Сейчас, в разгар финансового кризиса, участились банкротства компаний. В то же время сам факт краха организации вызывает подозрение налоговиков, которые считают его частью налоговой схемы.

Ведь, приобретая товар у организации, близкой к банкротству, покупатель получает вычет по НДС, а поставщик налог в бюджет уплатить не способен. То есть праву возмещения налога не корреспондирует факт его уплаты.

Это, по мнению налоговиков, свидетельствует о намерении незаконно уменьшить налогообложение группы дружественных организаций. Несмотря на всю надуманность, такие претензии имеют место на практике. Аргументы для защиты компании зависят от конкретной ситуации.

При банкротстве налоги уплачиваются в четвертую очередь

Основная претензия налоговиков заключается в том, что обанкротившаяся компания не платит налоги. В ответ покупатель, которого обвиняют в использовании схемы, может напомнить, что задержка уплаты налогов при банкротстве производится в соответствии с законом. Ведь такие платежи перечисляются лишь в четвертую очередь (см. справку).

В частности, этот довод помог налогоплательщику выиграть в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.07 № Ф04-145/2007(166-А03-25).

Компания в качестве единственного учредителя создала дочернее предприятие, которое экспортировало продукцию. При этом головная организация НДС не уплачивала.

Через девять месяцев после учреждения «дочки» началась процедура банкротства основного юрлица. По мнению налоговиков, действия сторон были согласованы и направлены на уклонение от уплаты налогов.

Головная компания имела возможность самостоятельно реализовывать товар. Поэтому «дочка» не имеет права на вычет НДС.

Однако суд отказал налоговикам, так как взаимозависимость юрлиц не повлияла на заключенные между ними сделки, а согласованность действий не доказана инспекторами.

Суд подчеркнул, что до окончания процедуры банкротства головная компания является самостоятельным налогоплательщиком и сохраняет правоспособность. Неуплата налога в бюджет обусловлена выполнением требований законодательства о банкротстве.

Высший арбитражный суд РФ подтвердил это решение (определение от 15.02.08 № 1022/08).

Разумеется, для действенности этого довода задолженность поставщика по первоочередным выплатам должна быть заранее сформирована. Тогда неуплата налогов будет объяснима.

То есть, ожидая начала процедуры банкротства, поставщику необходимо расплатиться с кредиторами пятой и шестой очередей, чтобы потом их интересы не пострадали. А выплаты кредиторам первой, второй и третьей очередей отложить до начала процедуры.

Конечно, это можно продумать заранее, только если стороны являются дружественными компаниями. При этом не стоит забывать, что невыплата зарплаты свыше двух месяцев влечет уголовную ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Владислав БРЫЗГАЛИН,
директор агентства правовой безопасности «Налоговый щит»:
– Действительно, инициирование процедуры банкротства компании, введение наблюдательных и иных процедур автоматически не означает ее банкротство.

Ведь платежеспособность может быть восстановлена. Кроме того, налоговому органу необходимо доказать как минимум умысел покупателя и поставщика на получение налоговых преимуществ.

Если отношения между контрагентами носят постоянный характер и достаточно длительные, то это может свидетельствовать об отсутствии умысла.

справочно

Очередность платежей при процедуре банкротства

В статье 855 Гражданского кодекса указана следующая очередность платежей при процедуре банкротства. 1. Требования по исполнительным документам, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью, а также с взысканием алиментов. 2.

Требования по исполнительным документам по выплате выходных пособий и оплате труда сотрудникам. 3. Требования по оплате труда, а также по отчислениям во внебюджетные фонды. 4. Требования по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди. 5.

Прочие требования по исполнительным документам. 6. Прочие требования.

Низкая рентабельность проверяемой компании обоснованна

Под пристальное внимание чиновников могут попасть компании, чья деятельность убыточна или низкорентабельна и которые при этом покупали продукцию поставщика, оказавшегося банкротом.

По мнению налоговиков, раз прибыли нет, значит, вся сделка была направлена лишь на уклонение от уплаты налогов за счет банкротства аффилированного поставщика. Для своей защиты покупателю нужно обосновать отсутствие положительного финансового результата.

Если причина объективная, то с учетом других обстоятельств дело может быть выиграно.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/1502-kakie-pretenzii-k-kompanii-mojet-povlech-bankrotstvo-ee-kontragenta

Если в отношении поставщика введена процедура банкротства, покупатель может потерять на НДС

При взаимодействии с лицом, в отношении которого введена процедура банкротства, организация сталкивается со сложностями при исчислении НДС. Кто должен уплачивать налог и выставлять счета-фактуры? И вправе ли контрагент банкрота заявить «входной» НДС к вычету?

/article/102205-za-kakie-narusheniya-neset-otvetstvennost-nalogovyy-agentПоследствия по НДС по сделке для обеих сторон зависят от того, в какой стадии процедуры банкротства находится поставщик.

Таких стадий несколько: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство ( п. 1 ст. 27Федерального закона от 26.10.

02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве ).

Полное прекращение деятельности банкрота-организации, то есть внесение записи в государственный реестр о его ликвидации, осуществляется только после завершения конкурсного производства (п. 3 и 4 ст. 149 Закона о банкротстве). При этом юридически должник признается банкротом только с момента открытия конкурсного производства ( ст. 124 Закона о банкротстве ).

Тот факт, что компания приобретает товары у контрагента, находящегося в стадии банкротства, — не препятствие для применения вычета НДС

Если конкурсное производство не открыто, то контрагент, проходящий процедуру банкротства, вправе вести свою обычную деятельность. Закон о банкротстве лишь накладывает определенные ограничения на осуществление такой деятельности. Так, в рамках процедуры наблюдения должник не может принять решение о реорганизации, создании филиалов и выплате дивидендов ( ст. 64 Закона о банкротстве ).

Такие ограничения никак не влияют на порядок исчисления НДС при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Если контрагент является плательщиком НДС, то при продаже он исчисляет налог на общих основаниях, предъявляет налог покупателю и выставляет счет-фактуру.

При этом покупатель имеет право на вычет НДС в общем порядке. Однако с таким подходом иногда не соглашаются налоговые органы, подозревая налогоплательщика-покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды.

Ведь контрагент-банкрот с большой долей вероятности так и не уплатит НДС в бюджет по сделке. Приводя подобные доводы, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.09.

07 № Ф08-5854/2007-2300А поддержал контролеров и отказал организации-покупателю в праве принять к вычету НДС с сумм, перечисленных контрагенту-банкроту.

Однако позднее большинство судов заняли противоположную позицию и встали на сторону налогоплательщиков. Арбитры указывают, что организации, в отношении которых не завершена процедура банкротства, являются самостоятельными налогоплательщиками. Законодательство не запрещает совершать с ними гражданско-правовые сделки и соответственно принимать НДС к вычету.

Источник: https://www.RNK.ru/article/189301-esli-v-otnoshenii-postavshchika-vvedena-protsedura-bankrotstva-pokupatel-mojet-poteryat-na

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]