Для обоснования льгот по ндс налоговики потребуют новый реестр — все о налогах

Документальное подтверждение льгот по НДС

С 2017 года в вопросе применения льгот по НДС произошли изменения. Теперь проверка налоговых деклараций ориентируется на возможные риски. Это означает, что результатом выборки операций, по которым будут запрашиваться подтверждающие документы, будет не все имеющиеся в реестре подтверждающие бумаги, а только некоторые из них, наиболее рискоориентированные.

Чтобы проверка законности требования льгот по НДС происходила по этой новой схеме, организации-плательщику необходимо предоставить специальный реестр, данные из которого будут считаться доказательной базой правомерности этого. В противном случае, выборка не будет ограниченной, проверка станет полной и затянется.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

Что представляет собой реестр документов, подтверждающий применение льгот по НДС?

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются при совершении определенных операций. К таким относятся реализация определенной группы товаров (например, медикаментов), перевозка граждан, торговля металлоломом. Детальный перечень групп деятельности, по которым предусмотрено льготирование, отражен в ст. 149 НК РФ.

Когда компания подает в налоговую инспекцию декларацию по НДС и отражает в ней наличие необлагаемых операций, инспекторы вправе потребовать подтверждения.

Данное условие содержится в ст. 88 НК РФ. Доказательствами являются лицензии, договоры, счета.

Реестр документов, подтверждающий право получить льготу по НДС, представляет собой таблицу, в графах которой отражается следующая информация:

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87, Санкт-Петербург +7(812)313-26-64

  • код льготы в соответствии с приказом УВМ УМВД РФ №ММВ-7-3-558 от 29.10.2014г. Данный код является тем же кодом, который указывается в седьмом разделе налоговой декларации по НДС;
  • вид операции;
  • сумма операции (необлагаемая общая сумма по всем льготным операциям организации);
  • вид документа, который подтверждает льготу по НДС. Чаще всего такими документами становятся договор или платежное поручение;
  • реквизиты подтверждающих документов: дата и номер, его сумма;
  • полное название контрагента, его реквизиты (ИНН и КПП).

Таким образом, организация обязана предоставить налоговому инспектору реестр документов, подтверждающих льготу по НДС. Также к реестру сотрудником организации должны быть приложены все формы типовых договоров, которые были использованы при осуществлении льготных операций с контрагентами.

После этого сотрудниками налоговой будет проведена выборка, по факту которой у плательщика налога запросят конкретные подтверждающие документы из реестра.

Основная часть требуемой документации будет касаться операций с наибольшей суммой, поскольку она не облагается налогом.

Налоговый инспектор вправе потребовать предоставить не более 40% от общего количества перечисленных в реестре документов. При этом, число запрашиваемых бумаг не должно превышать 500. Если по какой-либо операции в реестре имеется менее 30 документов, запрос на предоставление будет касаться их всех.

Образец документа можно скачать по ссылке.

Образец заполнения документа

Алгоритм заполнения реестра подразумевает последовательное внесение данных в его графы. Так, необходимо:

  1. указать полное название фирмы, которая подает реестр для подтверждения правомерности получения налоговой льготы по НДС.
  2. в строку «за квартал» внести тот налоговый период, в который подается налоговая декларация по НДС с внесенными необлагаемыми суммами.
  3. в графе «код операции» указать кодирование в соответствии с классификатором.
  4. в графе «вид операции» отразить вид необлагаемой операции, т.е. обозначение направление деятельности, по которой требуется льгота.
  5. обозначить контрагента, с которым была осуществлена сделка. При этом, указываются наименование организации партнера, ИНН, КПП, сумма.
  6. в графу «документы, подтверждающие обоснованность» внести все данные договоров и счетов, которые являются основанием проведения операции.

Таким образом, реестр требуется для проведения налоговой проверки по новой системе.

Документы из него запрашиваются налоговым инспектором выборочно, в законодательно указанном количестве, т.е. проверка не затрагивает абсолютно все аспекты льготной деятельности.

Организация, со своей стороны, должна быть готова предоставить необходимые бумаги в налоговую в любой момент по требованию для подтверждения правомерности заявленных льгот по НДС.

Данные в реестре должны быть полными, подлинными и проверяемыми.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. 

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/osvobozhdenie/reestr-dokumentov.html

Налоговые льготы по НДС в 2018 году — таблица

Лайк   0   4203

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, содержится в налоговом кодексе, в статье 149. Чаще всего освобождение от НДС считают льготой, хотя правильнее всего называть его дополнительной налоговой нагрузкой.

О налоге

НДС — это налог на добавленную стоимость. Что такое налог, знают все. С понятием добавленная стоимость дело обстоит сложнее, и с этим стоит разобраться.

Итак, добавленная стоимость — часть создающейся в организации стоимости продукта. Рассчитать ее можно, вычтя из общей произведенной компанией стоимости товаров и услуг (проще говоря, выручки от продаж) приобретенные компанией товары и услуги у посторонних организаций (например, материалы, расходы на отопление, освещение, страхование).

Но есть и исключения, например, детские товары, некоторые продовольственные товары и медицинское оборудование — всего 10 процентов.

На экспортируемые и некоторые редкие товары (лицензии, пошлины, почтовые марки) устанавливается нулевая ставка.

Для получения нулевой ставки при экспорте продавец должен каждый раз подавать в ФНС подтверждающие документы и заявление.

Объектами налогообложения являются следующие операции, осуществляемые в Российской Федерации:

  • реализация товара и услуг;
  • безвозмездная передача собственности или имущественных прав;
  • передача в личное пользование товаров и услуг;
  • строительные и монтажные работы для собственного использования;
  • перевоз товаров через границу.

НДС является косвенным налогом, представляющим собой надбавку к тарифу или цене. Собственник производящей товары или услуги компании реализует их с учетом надбавки и передает государству налоговую сумму, полученную от выручки.

В основном периодом налогообложения относительно добавочной стоимости является месяц. Но в некоторых случаях (для определенных видов предпринимательской деятельности с прибылью менее двух миллионов) это может быть и квартал.

Основанием для оплаты НДС является факт продажи товаров и услуг. Производиться она должна до 20-го числа следующего после сделки месяца.

Какие предоставляются

Налоговые льготы по НДС — это применение заниженной ставки или ее полная отмена.

Они предоставляются на некоторые виды операций, а также отдельным категориям организаций и индивидуальных предпринимателей, если они выполняют следующие условия:

  1. Наличие лицензии. Если она отсутствует или ее действие прекращено, льготы аннулируются.
  2. При совмещении нескольких видов деятельности учет операции, на которую действует льгота по НДС, следует производить отдельно.

Льготы по налогу на добавочную стоимость можно поделить на три группы:

На реализацию определенных товаров и услуг На определенные операции Для определенных категорий компаний и ИП
  • изделия художественных промыслов;
  • марки;
  • драгоценные металлы и монеты из них;
  • ремонт по гарантии;
  • государственные научные исследования;
  • реставрация исторических памятников;
  • приготовление еды для медицинских и образовательных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • продажа жилья;
  • транспортировка людей в городе и пригороде;
  • передача прав на часть общей собственности в многоквартирном доме.
  • предоставление займов;
  • сдача площадей в аренду иностранцам и зарубежным предприятиям;
  • передача жилья во временное пользование;
  • проведение государственных лотерей;
  • безвозмездная передача товаров и услуг;
  • научные исследования, оплачиваемые из государственного бюджета, направленные на изобретения;
  • продажа части предприятий, паев, акций.
  • беспошлинные продажи;
  • учебные курсы;
  • съемки национальных фильмов;
  • продажа сельхозпродукции;
  • реализация товаров и услуг людьми с ограниченными возможностями;
  • культурные мероприятия, продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • услуги архивов;
  • банковские операции;
  • ритуальные услуги,
  • пенсионное страхование;
  • платежи за детские сады;
  • адвокатская деятельность;
  • уход за пожилыми и больными людьми в организациях социальной защиты;
  • продажа религиозных товаров;
  • казино.

За использование льгот по налогу на добавочную стоимость без оснований уполномоченные органы налагают штраф в размере 20-ти процентов от неуплаченной суммы, пеню на нее, и придется заплатить недоплаченные средства.

Специалисты организаций и индивидуальные предприниматели должны убедиться, что нет препятствий для получения льгот от оплаты налога на добавочную стоимость и они соответствуют следующим критериям:

  • прошло три месяца после постановки на учет в налоговые органы;
  • прибыль за три месяца (без НДС) была менее двух миллионов рублей;
  • не торгуют акцизными товарами или ведется раздельный учет.

В некоторых ситуациях даже при соблюдении вышеперечисленных условий освобождения не последует:

  • если компания или ИП занимается продажей товаров и услуг на экспорт, арендует государственное и муниципальное имущество;
  • ввозит товары из-за границы.

После подтверждения возможности использования льгот проводится предварительная подготовка. Восстанавливают принятый к вычету НДС по материальным и нематериальным активам, основным средствам.

«Недоамортизированные» основные средства необходимо восстанавливать по остаточной стоимости. Если налог был вычтен с покупательских авансовых взносов, его можно вычесть при их готовности расторгнуть сделку или изменить цену (для возврата авансового НДС).

При наступлении периода освобождения от налога оплаченный ранее НДС с авансов применить к вычету будет нельзя.

Чтобы не платить данный налог следует предоставить в налоговую службу заявление и пакет указанных ниже документов.

Освобождение будет получено в случае своевременной подачи документов и наличия права на льготу. Подтверждения из налоговой ждать не следует.

Необходимо помнить, что преференция выдается на весь следующий год и отказаться до истечения 12-ти месяцев от нее будет невозможно.

Также можно вернуть излишне уплаченные средства по НДС, подав заявление на перерасчет.

Затем возможно продление срока льготы или отказ от нее. Понадобится подтверждение, что выручка не превышала двух миллионов рублей.

Необходимые документы

От организаций и индивидуальных предпринимателей для освобождения от НДС налоговая инспекция требует:

  1. Письменное уведомление определенной формы.
  2. Выписки: из книги учета доходов и расходов (от ИП), из бухгалтерского баланса (от ООО), из книги учета продаж и покупок.
  3. Оригинал и копию журнала контроля за движением счетов-фактур.

Как отказаться

Иногда для компании оказывается выгоднее не пользоваться льготой или приостановить ее на некоторое время. При этом налог на добавочную стоимость оплачивается в общеустановленном порядке, но появляется право на вычет «входного» налога.

Также упрощается учет операций, ведь необходимость раздельного учета облагаемых и необлагаемых налогами операций отпадает.

От льгот по НДС можно отказаться в следующих случаях:

  1. Отказаться от льгот, указанных в статье 149 пункте 3 налогового кодекса.
  2. Не применять льготу в отношении всех контрагентов.
  3. На срок более года.

Для отказа или приостановления следует подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации до первого числа периода, в котором налогоплательщик решил отказаться от льгот.

Если заявление будет написано позднее, весь квартал придется оплачивать налог.

В настоящее время при предоставлении услуг или производстве товаров осуществляется множество затрат. Введение налога на добавочную стоимость помогло избежать многократное налогообложение одной стоимости. Кроме того, он освобождает от национальных налогов экспортируемые товары.

Видео по теме:

Источник: https://lgotypro.ru/nalogovye-lgoty-po-nds/

Налоговая льгота по НДС: конец ли спорам?

Автор: Рабинович А.М., к.и.н., главный методолог группы компаний Энерджи консалтинг, HLB Russian Group

Читайте также:  Мчс не будет планово проверять «малышей» - все о налогах

Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.

Действие второе – промежуточные итоги

Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст.

56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст.

149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п.

3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст.

146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.

2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой по НДС. И это важный аспект.

Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд.

7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст. 149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.

Тут уместно напомнить, что в разд. 7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.

А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст. 56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст. 149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом. Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.

И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.

Действие третье – завуалированное несогласие.

Источник: https://www.audar-press.ru/lgota-po-nds

Риск ориентированный подход в проведении налоговых проверок деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы

09.11.2017

Риск ориентированный подход в проведении налоговых проверок деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы

Сейчас ведется работа в целях повышения эффективности администрирования НДС. Одновременно сокращается объем требуемых у налогоплательщиков документов.

С 2017 г. камеральная налоговая проверка деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы, будет проводиться с применением риск-ориентированного подхода.

Подробности внедряемого подхода, а также формы необходимых документов приведены в Письме ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281 @ (далее- Письмо ФНС России N ЕД-4- 15/1281@).

Новая методика проверки касается деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. Понятие «льгота» определяется в соответствии с п.

14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 год аМ 33 «О некоторьк вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Налоговая льгота предоставляет отдельным категориям налогоплательщиков законные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Именно это понятие налоговой льготы будет принята во внимание при истребовании документов в рамках камеральных проверок деклараций по НДС.

При камеральных проверках деклараций по НДС с применением нового риск- ориентированного подхода будут учитываться следующие факторы: — уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»; — результаты предьщущих камеральных проверок деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (наличие или отсутствие налоговых нарушений); — продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

— представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы по рекомендуемой форме.

В первую очередь, согласно пункту 6 статьи 88 Налогового кодекса РФ у проверяемого налогоплательщика будут истребованы пояснения об операциях (по каждому коду операций) в виде реестра подтверждающих документов, а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Этот реестр разработан в целях сокращения объема предоставляемых в инспекцию документов. Форма реестра приведена в Приложении N 1 к Письму ФНС России N ЕД-4-15/1281 @.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком реестре, налоговый орган, согласно статье 93 Налогового кодекса РФ, будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот.

Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом (он приведен в Приложении N 2 к Письму ФНС России N ЕД-4-15/1281@).

Истребовать будут не менее 50 процентов документов — по самым крупным суммам льготируемых операций.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, представляет собой таблицу, в которую налогоплательщики должны внести следующие данные: — код операции (указывается в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС); — сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях); — наименование контрагента; — ИНН и КПП;

— тип, номер и дата подтверждающего документа.

Из представленного реестра налоговый инспектор выберет те операции, которые его интересуют, и запросит документы только по ним. В первую очередь под пристальным вниманием окажутся сделки на крупные суммы.

Если налогоплательщик не представил реестр или не использовал его рекомендуемую форму, то при истребовании документов риск-ориентированный подход не применяется. Налогоплательщик должен будет представлять документы по всем операциям в полном объеме. Тот же порядок применяется, если у инспекции есть информация о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям.

Таким образом, чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать рекомендациям, изложенным в Письме ФНС России N ЕД-4-15/1281.

Для получения разъяснений по порядку заполнения реестра просим налогоплательщиков обратиться в Межрайонную инспекцию ФНС России №5 по Республике Саха(Якутия), в отдел камеральных проверок № 1, каб.215.

Отдел камеральных проверок № 1 МРИ ФНС РФ № 5 по PC (Я)

Источник: https://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/press-tsentr/obyavleniya/index.php?ELEMENT_ID=55857

Налогоплательщики могут передавать налоговикам пояснения о применении льгот по НДС как реестровые документы

С начала текущего года при проведении налоговых проверок камеральной направленности налоговые декларации по НДС, в которых отражаются операции, которые освобождены от соответствующего налогообложения, могут предоставляться в виде реестра подтверждающих документов.

Дело в том, что налоговыми органами было решено применять риск-ориентированный подход, который позволит сократить количество документов, которые предоставляются налогоплательщиками по требованию налоговиков.

Речь идет о декларациях, которые освобождаются от НДС по положениям второго и третьего пункта 149 статьи НК РФ и подпадающие под налоговое льготное понятие с учетом первого пункта 56 статьи НК РФ. Соответствующее сообщение было опубликовано УФНС по Магаданской области в рамках официального сайта.

Суть подхода заключается в том, что у налогоплательщиков теперь есть право вместо документов, которыми подтверждается обоснованность применения налоговых льгот, которые отражены в НДС-ной декларации, предоставлять пояснение в виде реестра документов, считающихся подтверждением. Кроме этого, предлагаются перечень и формы типовых документов, которые применяются налогоплательщиками при выполнении операций по соответствующим кодам.

С рекомендуемой формой такого реестра можно ознакомиться в первом Приложении к письму российской ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Реестр имеет табличный вид.

В соответствующие графы организацией должны быть занесены данные.

Речь идет о коде операции, сумме операций, которые отражены в налоговой декларации и не облагаются налогом, наименовании контрагента, ИНН и КПП, типе, номере и дате документа, выступающего подтверждением.

Кроме реестра организацией передается перечень и формы типовых договоров, которые ею используются при осуществлении операций льготной направленности.

На основании операционной информации, которая предлагается организацией в реестре, налоговиками будут истребованы документы, которыми подтверждается обоснованность применения льгот.

Объем определяется для каждого года операции в соответствии с алгоритмом, прописанным во втором Приложении к тому же письму от ФНС. В первую очередь пристальное внимание будет обращено на следки с крупными суммами.

Если налогоплательщиком не будет предъявлен реестр с документами, выступающими подтверждением или подтверждающие документы будут предоставлены не по рекомендуемой форме, придется представить документы по всем операциям в полном объеме. Такой же порядок применяется, если у налоговиков есть информация о возможном неправомерном применении льготы.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/news/nalogoplatelshhiki-mogut-peredavat-nalogovikam-poyasneniya-o-primenenii-lgot-po-nds-kak-reestrovye-dokumenty.html

Льготы по НДС: порядок предоставления, подтверждение, отказ

Устанавливая величину любого налога, включая и НДС, государство оставляет за собой право быть его регулятором. Это необходимо для более оперативного управления экономическими процессами. Одним из видов подобного регулирования является предоставление преференций на отдельные виды товаров и работ, в которые входят и льготы по НДС, их виды и порядок представления мы сегодня и рассмотрим.

Читайте также:  Минтруд предлагает открывать снилс автоматически при рождении - все о налогах

Особенности применения

Речь идет о возможности освободиться от обязательств по уплате НДС на некоторые виды операций или товаров, а так же при условии деятельности компании, попадающей под определенные требования НК.

При этом льготы не являются обязательством государства перед отдельными категориями налогоплательщиков, а лишь предоставляемой временной возможностью облегчить условия работы в некоторых секторах экономики.

О льготах по НДС расскажет данное видео:

Нормативное регулирование

Порядок и условия применения налоговых льгот по регламентируется НК РФ (а именно ст. 145, 149, 150, 164, которые входят в 21-ую главу. Кроме того есть еще несколько федеральных законов, и уточняющие условия применения льгот постановления правительства.

Разновидности льгот по НДС

По смысловому содержанию льготы можно рассматривать в виде трех групп, которые наполнены следующим содержанием:

  1. Налоговые послабления на конкретные, описанные в НК, виды работ или товаров. Это связано с деятельностью в области медицины, транспорта, искусства, спорта, почтовой связи, жилищного строительства, рекламы. А так же при проведении научно-исследовательских, ремонтно-реставрационных и гарантийных работ.
  2. Льготы, распространяющиеся на определенные, выделенные законом, категории компаний. Условием льготирования в этом случае должна быть работа в: области культуры, образования, кинематографа, санаторного оздоровления, реализации сельхозпродукции, ритуальных услуг, архивного дела, банковских и страховых операций. Здесь же рассматриваются в качестве условия услуги по внеклассной работе с детьми и помощи инвалидам и пожилым гражданам.
  3. Льготы, охватывающие некоторые коммерческо-хозяйственные операции. Научно-исследовательские работы, участие в целевых программах, сдача жилья в наем, некоторые финансовые услуги, благотворительная деятельность, торговля долями или паями в уставном капитале.

Далее рассмотрим перечень льгот по НДС с примерами.

Предоставление послаблений

Эти льготы доступны каждому плательщику НДС, но только в тех случаях, если выполняются условия предоставления данных преференций. А именно:

Про ставки и льготы по уплате НДС, которые устанавливаются в нашем государстве, читайте ниже.

Факторы освобождения от уплаты

В этом случае причинами для такого события бывают:

  • Отсутствие у компании достаточной выручки (предел – 2000000 миллиона рублей за три месяца последовательно).
  • Организации и компании, участвующие в реализации государственных инновационных проектов.
  • Импортеры продукции обозначенной в статье 150 НК РФ (льготы по уплате НДС при ввозе товаров).

Про использование льготы для инвалидов по НДС и другие случаи полного освобождения по уплате читайте ниже.

Освобожденные от полной уплаты операции

Перечень подобных операций рассматривается статьей 149 НК и включает:

  • Предоставление в аренду иностранным компаниям и гражданам помещений различного назначения.
  • Все что связано с медицинским обслуживанием и уходом за инвалидами и больными.
  • Занятие архивным делом.
  • Услуги, связанные с транспортом и почтой.
  • Сдача в наем недвижимости.
  • Услуги в социальной сфере и связанные с культурной деятельностью.
  • Операции с уставным капиталом.
  • Работы по государственным программам.
  • Благотворительность и безвозмездная помощь.

Про документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, читайте ниже.

Льготы по НДС при распространении рекламной продукции рассмотрены в этом видео:

Подтверждение льгот

Применение льгот по НДС не является обязательным, а даже право на их получение необходимо подтверждать в каждом случае отдельно. Причем подтверждение должно быть документальное. Надо быть готовым и камеральным проверкам ФНС. Для подтверждения права на льготные налоговые преимущества бывает необходимо предоставить:

  • Выписки из баланса.
  • Подтверждение выполнения операций из книги продаж.
  • То же самое из книги учета расходов и доходов для ИП.
  • Лицензии на льготные виды деятельности (если они лицензированы).
  • Договора.
  • Счета-фактуры с подтверждением отсутствия НДС.

Отказ от привилегий

Допустимые случаи

Иногда компании бывает не выгодно принимать предлагаемые государством льготы. Это может быть, когда:

  • Фирма не хочет терять ставку НДС в 0% при работе на экспорт.
  • В том случае, если партнеры компании отказываются заключать сделки с неплательщиком НДС.
  • При затруднении вести раздельный учет по операциям с НДС и без него.
  • В том случае, если отказ от НДС грозит снижением прибыли.

Право на отказ от льготы по НДС может быть реализовано при проведении сделок, перечисленных в статье 149 НК РФ. Причем отказаться можно со ссылкой на конкретный пункт статьи сразу на все операции, перечисленные в данном пункте. Вычленять отдельные операции нельзя.

Способы

Для отказа пишется заявление в произвольном виде. В нем указывают:

  • Пункт статьи 149 с указанным в нем перечнем операций для отказа от льгот.
  • Период отказа (минимум год).

Для того чтобы у клиентов-покупателей не было проблем с налоговыми вычетами, желательно оповещать их об отказе от льгот по НДС.

Как проверить начисления НДС самостоятельно? Все просто, если следовать важным советам.

Про коды налоговых льгот по НДС и другие важные моменты расскажет видео ниже:

Источник: https://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/nds/lgoty.html

Льготы по НДС: их виды, органичения и порядок представления

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – это федеральный налог, постановка на учёт по которому происходит автоматически. Налоговая льгота по НДС является преимуществом, предоставляемым отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговые льготы по НДС: список операций

Список операций, освобождаемых от уплаты НДС, является закрытым (ст. 149 НК РФ). Часто это освобождение принимают за льготы:

Согласно Пленуму ВАС РФ в п. 14 Постановления от 30.05.2014 N 33, налоговыми льготами по НДС являются (не подлежит налогообложению и уведомлению об этом налогового органа) реализация:

  • продуктов питания, произведённых столовыми общеобразовательных и медицинских организаций и реализуемых для них же, включая продукты питания, произведенные для них организациями общественного питания (п. 2 пп. 5 ст. 149 НК РФ);
  • в т.ч. передача для собственных нужд, предметов религиозного назначения, религиозной литературы согласно перечню Правительства РФ религиозными организациями, включая проведение культовых действий (п. 3 пп. 1 ст. 149 НК РФ);
  • товаров, работ и услуг, кроме посреднических, производимых и реализуемых:

– общественной организацией инвалидов, где инвалидов-членов не менее 80 %, и организацией с уставным капиталом полностью из их вкладов, при этом среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, их доля в ФОТ – не менее 25%. А также организацией с социальными целями: помощь инвалидам, детям-инвалидам, их родителям) с единственными собственниками в их лице;

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

– медицинских организаций, в части оказания  психиатрической, наркологической, противотуберкулезной помощи, а также лечебных исправительных учреждений (п. 3 пп. 2 ст. 149 НК РФ);

  • услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам при осуществлении профессиональной деятельности (п. 3 пп. 14 ст. 149 НК РФ).

Если лицо реализует товары, выполняет работы или оказывает услуги,  указанные в ст. 149 НК РФ, только в собственных интересах, то – такая «посредническая» деятельность освобождена от уплаты НДС.

Условия и ограничения

Правом на освобождение от уплаты (льгота) НДС могут воспользоваться организации, ИП, выручка от реализации товаров, работ или услуг которых за три предшествующих календарных месяца составляет менее 2 000 000 руб. По операциям с подакцизными товарами действует запрет на освобождение от уплаты налога.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость применяется при условии наличия предусмотренной законом лицензии по осуществлению лицензируемой деятельности налогоплательщиком.

Обязательным условием применения налоговых льгот является ведение раздельного учёта, в том числе суммы «входного» НДС (ст. 170 п. 4 НК РФ). Его методика определяется самостоятельно и закрепляется в учётной политике организации.

При невыполнении данных предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, имеет место быть неблагоприятным налоговым последствия, но только если это зафиксировано (прямо) в части 2 НК РФ.

Подтверждающие документы

Налоговая инспекция вправе истребовать у организации при камеральной проверке документы для подтверждения применения данных льгот.

ФНС рекомендует юридическим лицам подавать пояснения о применении льгот по НДС реестром документов в виде таблицы, в который включаются:

  • код операции (Приложение 1 порядка заполнения декларации по НДС);
  • сумма по необлагаемым операциям в рублях;
  • контрагент (наименование);
  • подтверждающий документ (тип, № и дата).

Вместе с ним предоставляются перечень и формы типовых договоров организации, используемых при льготных операциях.

Отказ от льгот по НДС

Перед применением льготы по НДС или отказа от неё, следует проанализировать экономический эффект по каждому решению. Отказ распространяется на все сделки освобождаемого вида деятельности.

Отказ от применения освобождения по НДС в части всех операций или только некоторых видов требует представления заявления в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее 01 числа налогового периода, применяемого к отказу. В заявлении необходимо указать перечень операций, налоговый период начала действия отказа и его срок. Отказ действует не менее 1 года, но можно более.

Отказу не подлежит:

  • предоставление в аренду помещения на территории РФ иностранной организации или гражданину, имеющим аккредитацию в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  • реализация, согласно пункту 2 ст. 149 НК РФ.

Рассмотрим пример:

Решение:

Освобождение от НДС было введено в действие ФЗ № 109-ФЗ от 20.08.2004 с 01 января 2005 года. До 01 января 2005 года данные операции облагались в общем порядке. При реализации ООО «Фенх» должно было исчислить, предъявить физическому лицу и уплатить в бюджет НДС (п. 8 ст. 149 НК РФ).

В данном примере действует правило «по отгрузке», которая произошла до новоизменений по освобождению от уплаты НДС.

Источник: https://BuhSpravka46.ru/nalogi/nds/lgotyi-po-nds-ih-vidyi-organicheniya-i-poryadok-predstavleniya.html

Налог на добавленную стоимость. Продолжатся ли споры о налоговых льготах?

Автор: Рабинович А.

Промежуточные итоги

Споры о том, что такое льгота, нередко велись в увязке с вопросом о полномочиях налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Подводя итог этим спорам применительно к НДС, Пленум ВАС РФ напомнил, что при использовании указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», содержащегося в п. 1 ст.

56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Например, в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ установлена налоговая льгота для столовых образовательных и медицинских организаций, в п.п. 1 п. 3 ст. 149 — для религиозных организаций, в п.п. 2 п. 3 ст. 149 — для общественных организаций инвалидов, в п.п. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ — для коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Вместе с тем на основании п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, которые не являются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаются от налогообложения согласно ст.

149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление преимуществ определенной категории лиц перед другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.

2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», далее — Постановление N 33).

Иными словами, если в соответствии со ст. 149 НК РФ какая-либо операция освобождается от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то такое освобождение не является льготой, и это очень важный момент. Самым очевидным примером изложенного можно назвать освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и ценными бумагами (п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Читайте также:  Что нас ждет в будущем: минфин опубликовал основные направления налоговой политики на 2018-2020 годы - все о налогах

В Постановлении N 33 также важным было косвенное указание на то, что сам факт отражения в разделе 7 налоговой декларации по НДС каких-либо операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем в соответствии со ст.

149 НК РФ (например, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст.

146 НК РФ), не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность такого «необложения» в установленном для подтверждения льгот порядке.

Напомним, что в разделе 7 декларации по НДС должны показываться не все не облагаемые НДС доходы, например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг (векселей и облигаций), а лишь доходы от тех операций, которые названы в наименовании данного раздела.

В связи с тем что Пленум ВАС РФ особо указал на необходимость руководствоваться ст. 56 НК РФ, следует обратить внимание на то, что согласно п. 2 этой статьи важным признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от ее использования либо приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Без учета условия «если» может показаться, что все освобождения, предоставленные п. 2 ст. 149 НК РФ, не являются льготой, поскольку от них нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Однако это не так и приводимые Пленумом ВАС РФ примеры льгот, предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, абсолютно правомерны, поскольку невозможность отказа от льготы установлена, как и предписано п. 2 ст.

56 НК РФ, в самом НК РФ.

Позиция налоговых органов

Источник: https://112buh.com/novosti/2017/nalog-na-dobavlennuiu-stoimost-prodolzhatsia-li-spory-o-nalogovykh-l-gotakh/

Как налоговая инспекция проверяет новую декларацию 2015 по НДС

 С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений ндс 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными.

Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.

Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции.

Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков.

Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС.

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти…».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

1

Прием налоговой декларации НДС. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

2

Расчет контрольных соотношений. Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

3

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС. Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту.

Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь.

Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

4

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение.

Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом.

Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

5

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях. Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

6

Ручная работа: Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

7

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать.

Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем.

Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот.

Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки.

Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам.

Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны.

Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства.

Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Фирммейкер, сентябрь 2015Анна Лукша

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kak-nalogovaja-inspekcija-proverjaet-novuju-deklaraciju-2015-po-nds

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]