Как защититься от кадастровой ошибки, повлекшей доначисление земельного налога?
Дело: А14-16841/2012
Ситуация: МИ ФНС №6 по Воронежской области, основываясь на данных о кадастровой стоимости земельного участка, вынесла Решение о взыскании с предприятия земельного налога за 2011 год в сумме в 49 раз превышающий сумму налога, обычно уплачиваемый этим налогоплательщиком. Налогоплательщик посчитал данное доначисление незаконным в силу кадастровой ошибки.
Обстоятельства дела и аргументы защиты:
В январе 2012 года Налогоплательщиком в МИФНС России №6 по Воронежской области была подана первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога к уплате составила 589 010 руб.
В феврале 2012 года Налогоплательщик представил в Налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 29 957 руб.
С учетом подачи уточненной налоговой декларации, в порядке пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налоговым органом была проведена камеральная проверка уточненной декларации.
На дату окончания проверки и вынесения решения Налоговым органом информация о наличии и об исправлении кадастровой ошибки в уполномоченном органе (ФГБУ «ФКП Росреестра») отсутствовала.
По итогам проверки вынесено Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в размере 25 162 руб. 80 коп., Обществу доначислен налог в сумме 559 451 руб., пени по налогу в сумме 45 638 руб. 14 коп. и предложено уплатить указанные суммы пени, штрафа, недоимку.
Не согласившись с решением МИФНС России №6 по Воронежской области, Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Воронежской области, с требованием о признании Решения ФНС незаконным, по следующим основаниям:
- Инспекция неправомерно применила для расчета земельного налога завышенную в десятки раз кадастровую стоимость, а также более высокую налоговую ставку соответствующую группе функционального использования земельного участка «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку данный вид разрешенного использования был установлен в 2011 году к вышеуказанному земельному участку уполномоченными органами ошибочно.
- Фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства подтверждается материалами дела и не оспаривается Налоговым органом: заявитель является сельскохозяйственным производителем. На указанном земельном участке фактически находятся только объекты, используемые для обслуживания сельскохозяйственной техники.
Источник: https://www.tochkai.ru/sydebnay-praktika/kadastrovaya-oshibka-zemelny-nalog
Исправление кадастровой ошибки не влияет на стоимость имущества в текущем налоговом периоде | НП АРМО — СРО оценщиков
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах — разъяснил Минфин России.
Министерство подчеркнуло, что это общее правило, которое применяется, если налогоплательщик добился снижения кадастровой стоимости: новое ее значение будет применяться только со следующего налогового периода (абз. 4 п. 1 ст. 391 НК РФ).
Из этого правила есть исключения – например, при технической ошибке, допущенной Росреестром. В таком случае правильная кадастровая стоимость начинает применяться с того периода, в котором возникла ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ). Но о кадастровой ошибке НК РФ умалчивает, не признавая таким образом ее исправление поводом к пересчету налоговой базы в том же налоговом периоде.
Под технической ошибкой понимаются описки, опечатки, грамматические, орфографические, арифметические и иные подобные ошибки (подп. 1 п.1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее – закон о ГКН).
А кадастровая ошибка связана уже с неточностью в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (подп. 2 п. 1 ст. 28 закона о ГКН). К примеру, если кадастровый инженер неверно составил межевой план.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей налогообложения с даты их внесения в ГКН (ч. 3 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Приводим полный текст письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июля 2016 г. № 03-05-04-02/42811О применении при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, установленной в результате исправления кадастровой ошибки
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, установленной в результате исправления кадастровой ошибки, и сообщает следующее.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено указанным пунктом статьи 391 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрены исключения из общего правила, установленные абзацем четвертым пункта 1 статьи 391 Кодекса. Такого исключения, как изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки в течение налогового периода не предусмотрено.
В отношении применения кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 02.10.2015 № 13-ВР-1648, отмечаем, что Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Источник: https://sroarmo.ru/blog/ispravlenie-kadastrovoy-oshibki-ne-vliyaet-na-stoimost-imushchestva-v-tekushchem-nalogovom
Как исправить ошибки в кадастре, влияющие на расчет земельного налога
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды на основании информации органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате технических ошибок, допущенных в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании пункта 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
При этом отмечаем, что статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ» предусмотрен порядок исправления технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведших к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
Учитывая изложенное, а также судебную практику, считаем, чтоисправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда (Постановлением Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 21 октября 2009 г. по делу N А12-2649/2009, Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 28 января 2010 г. по делу N А41-23495/09).
Поэтому если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то, по мнению Департамента, это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2011/12/10
16:00 О перерасчете земельного налога за предыдущие три года
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу о перерасчете земельного налога за предыдущие три года, и сообщает следующее.
В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 2 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Также согласно пункту 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.
Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения, проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не представленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.
Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.
В случае, если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 Кодекса налогоплательщикам производится возврат суммы излишне уплаченного налога, с момента уплаты которой прошло не более трех лет.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук
Источник: https://www.taxru.com/blog/2015-12-03-21350
Уплата земельного налога после пересмотра кадастровой стоимости земельного участка
Определяемая методом массовой оценки кадастровая стоимость нередко значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, что влечет увеличение налоговой нагрузки на землепользователей.
Как показывает практика, земельный налог в сравнении с другими обязательными платежами для государства в администрировании более надежен.
Такой предмет налогообложения, как земельный участок, не скрыть от контролирующих органов, поскольку он всегда на виду. Значимость земельного налога состоит еще и в том, что он, будучи в силу статьи 15 НК РФ местным налогом, формирует бюджеты муниципальных образований, от благополучия которых зависит решение многих насущных социальных задач.
В последнее время к одной из самой массовых категорий судебных дел относится оспаривание результатов кадастровой стоимости земельных участков, с помощью которой определяется налоговая база по этому налогу.
Проведение государственной кадастровой оценки недвижимости, в частности земли, возложено на органы исполнительной власти субъекта РФ. Для выполнения этой процедуры по общему правилу используется метод массовой оценки.
С учетом федеральных стандартов он предполагает объединение в группы объектов оценки, имеющих схожие характеристики, и использование математических и иных способов моделирования стоимости.
Статья 66 ЗК РФ прямо указывает на связь между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, допуская возможность определения первой исходя из второй. Вместе с тем применение методов массовой оценки неизбежно приводит к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости.
Используемая методика оценки изначально содержит «порок экономической необоснованности». Процесс формирования кадастровой стоимости земельных участков в большинстве случаев бюджетоориентирован.
Чем выше кадастровая стоимость объектов, расположенных на территории, вверенной проводящему оценку органу власти, тем больше размер налоговой базы по имущественным налогам, включая земельный, а значит, увеличиваются поступления в бюджет.
Но такой подход может привести к искажению истинной стоимости объекта налогообложения.
В практике известны случаи, когда устанавливаемый методом массовой оценки размер кадастровой стоимости в несколько раз превышал действительную, то есть рыночную, стоимость земельного участка.
Эта ситуация вызывает недовольство землепользователей, которые по большей части небезосновательно указывают на ущемление своих прав.
Недопонимание между государством и налогоплательщиками-землепользователями усилилось, когда в судах возобладала позиция о невозможности ретроспективного (за прошлые периоды) пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.
Установив на основании отчета оценщика рыночную стоимость земельного участка, суды отказывают налогоплательщику в пересмотре ранее уплаченного им земельного налога за предыдущие периоды, в которых применялась кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной. По их мнению, новая (правильная) кадастровая стоимость (равная рыночной) устанавливается на будущее время, а не с даты рыночной оценки земельного участка в индивидуальном порядке.
Таким образом, суд признает кадастровую стоимость равной рыночной с момента вступления в законную силу решения суда. При таком подходе элемент налогообложения (налоговая база) имеет не одно, а несколько значений.
В результате возникает угроза неопределенности в исполнении налоговых обязательств: сумма налога для землепользователей необоснованно увеличивается.
Чтобы избежать таких последствий, нужен законный механизм восстановления прав налогоплательщиков, нарушенных несоответствием кадастровой и рыночной стоимости земельного участка.
Следует отметить, что виды ошибок в государственном кадастре недвижимости делятся на технические, приводящие к несоответствию сведений кадастра и документов-оснований, и кадастровые, то есть содержащиеся в документах-основаниях и воспроизведенные в кадастре3.
Ошибки в государственном кадастре недвижимости (неверные сведения о площади земельного участка, виде разрешенного использования, иных характеристиках земельного участка) могут также приводить к формированию неправильной кадастровой стоимости и соответствующим налоговым последствиям.
В отличие от ситуации, связанной с установлением рыночной стоимости, исправление технических и кадастровых ошибок не препятствует пересмотру налоговой обязанности владельца земельного участка за прошлые периоды.
В случае исправления ошибки налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию по земельному налогу за предшествующие периоды и возвратить излишне уплаченные суммы4. При этом перерасчет основан на необходимости учитывать фактическую налоговую обязанность землевладельца.
Так, налогоплательщики могут применять для расчета платежа заново определенную кадастровую стоимость с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка, а не со следующего налогового периода5.
Завышение кадастровой стоимости можно было бы тоже рассматривать как ошибку, допущенную из-за несовершенства методов оценки земли, которые не учитывают влияния индивидуальных факторов и приводят к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости, определенной индивидуально.
Однако арбитражные суды по спорам об установлении кадастровой стоимости равной рыночной придерживаются иного подхода: они не считают отклонение от рыночной стоимости подлежащим исправлению так же, как технические и кадастровые ошибки, включая изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Проблема усугублялась еще и тем, что органы власти имели возможность ежегодно пересматривать кадастровую стоимость. Это не позволяло налогоплательщикам эффективно защищать свои права в судебном порядке, поскольку победа в суде «обнулялась» с момента утверждения государством новой кадастровой оценки.
Вместе с тем с учетом основных начал законодательства о налогах и сборах налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, они не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Земельный налог будет в полной мере иметь экономическое основание, а значит, не станет препятствовать реализации конституционных прав налогоплательщиков, в случае если у них появится возможность пересматривать налоговые обязательства за периоды, в которых применялась кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной, индивидуально определенной стоимости.
Позиция Конституционного Суда РФ
С вопросами уплаты земельного налога приходится сталкиваться не только арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Отдельные проблемы его взимания были предметом изучения Конституционного Суда РФ, последовательно признававшего комплексный характер правового регулирования этого платежа
решения КС РФ о кадастровой стоимости
Источник: https://pershickow.ru/7877.
Кадастровая стоимость земли изменилась в результате исправления ошибки: как это влияет на налогообложение
В письме от 21 июля 2016 г. № 03-05-04-02/42811 Минфин России дал разъяснения по вопросу о применении при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, установленной в результате исправления кадастровой ошибки.
Специалисты финансового ведомства обратили внимание, что по общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (календарного года) не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. То есть, если в течение года кадастровая стоимость земли изменилась, земельный налог с учетом изменившейся кадастровой стоимости будет рассчитываться только начиная со следующего года.
Пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ предусматривает некоторые исключения из этого правила. Но такого исключения, как изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки в течение налогового периода эта норма не предусматривает.
В этой связи необходимы некоторые пояснения. Ошибки при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости (ГКН) подразделяются на технические и кадастровые (кадастровые ошибки в сведениях).
Техническая ошибка – это ошибка, которую допустили работники Росреестра при внесении сведений в ГКН, при том, что заявителем все сведения были указаны верно.
Кадастровая ошибка в сведениях – это ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН и которая была воспроизведена в этот реестре.
Абзацем пятым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если кадастровая стоимость земельного участка меняется вследствие исправления технической ошибки, измененная стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (то есть не со следующего года, а с более раннего периода). Здесь речь идет именно о технической, а не о кадастровой ошибке. Для кадастровых ошибок такого правила не установлено, поэтому их исправление приводит к тому, что земельный налог рассчитывается по новой стоимости только со следующего года.
На территории России введены в действие:
– Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 “Аренда”;
– документ Международных стандартов финансовой отчетности “Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 7)”;
– документ Международных стандартов финансовой отчетности “Признание отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 12)” (приказ Минфина России от 11 июня 2016 г. N 111н).
Источник: https://InforaSpb.ru/kadastrovaya-stoimost-zemli-izmenilas-v-rezultate-ispravleniya-oshibki-kak-eto-vliyaet-na-nalogooblozhenie/
Перерасчет земельного налога — основания и правила
Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.
Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.
Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.
Основания для перерасчета земельного налога
Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.
Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило.
Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.
Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:
- Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
- Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.
Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет.
Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога.
При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.
Кстати, возможно, пригодится статья о перераспределении земельных участков между владельцами.
Как сделать перерасчет земельного налога?
Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.
Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.
Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.
Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся кадастровой ошибки.
Образец заявления на перерасчет земельного налога
Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.
Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости
Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.
Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.
Перерасчет земельного налога по решению суда
Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.
Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды
Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица.
Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом.
Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.
При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
- +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
- +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
- +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
Источник: https://ahrfn.com/zemelnye-nalogi/pereraschet-zemelnogo-naloga-osnovaniya-i-pravila.html
Ошибка в кадастре, как исправить техническую или кадастровую ошибку | Юридические Советы
Последнее обновление Март 2018
Исправление ошибок – это одна из кадастровых процедур, целью которой является приведение госкадастра в соответствие с действительностью, то есть обеспечение достоверности содержащихся в нем сведений. Ошибки могут быть:
- техническая (далее также ТО)
- кадастровая (далее – КО)
Различия у них следующие:
Основания различий | ||
В чем выражается | Противоречия между Реестром (электронная база данных кадастра) и кадастровой документацией (документы, находящиеся в кадастровом деле). Опечатки, описки, неточные цифры, названия и пр. | Недостоверные сведения в самой кадастровой документации (документы, на основании которых производится кадастровый учет недвижимости (технические, межевые планы, акты обследования, акты государственных и муниципальных органов и т.п.)). Неверно указанные координаты мест нахождения здания, земельного участка, несоответствующие экономические и иные показателей объектов недвижимости (назначение, этажность, площадь и пр.). При этом противоречий между электронным реестром и кадастровой документации нет. |
Кто виноват в неточных данных | Кадастр. орган | Кадаст-вый инженер, муниципальные органы, подготавливавшие схему расположения земельных участков и пр. |
По чьей инициативе исправляются |
|
|
Типичные случаи ошибок в кадастре
об адресе нахождения | |
о площади | |
о собственнике (Ф.И.О., наименование юрлица и пр.) | |
о кадастровой стоимости | |
о назначении | о категории земель |
о виде жилого помещения (квартира, комната и пр.
) |
о виде разрешенного использования |
об этажности | о границах (координаты поворотных точек, углы, конфигурация участка, место расположения земли и пр.
) |
о годе ввода в эксплуатацию | |
о степени готовности незавершенного строительством объекта (в процентном отношении) |
Как обнаруживается ошибка
Выявление недостоверных сведений может осуществляться:
- самим ОКУ;
- собственником или иным пользователем (аренда, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение и т.п.)
- другими заинтересованными лицами, к примеру, собственник соседнего земельного участка.
Обычно собственником неточности обнаруживаются при:
- постановке на учет объекта недвижимости (если ранее учета не было или объект является ранее поставленным на учет самим ОКУ);
- внесении изменений в кадастр в отношении объекта собственности;
- снятии недвижимости с учета;
- получении паспорта или выписки из кадастра;
- ознакомлении с налоговыми уведомлениями по налогу на землю, имущество (в которых расчет налога производится от неверной кадаст. стоимости, площади и пр.);
- обращении к собственнику каких-либо заинтересованных лиц для разрешения вопросов связанных с владением и пользованием своей собственностью (например, для согласовательных процедур);
- получении уведомления из ОКУ об ошибке.
Бывают случаи, когда собственник соседнего участка проводит межевание и постановку своей недвижимости на учет. В результате чего границы Вашего участка могут быть сдвинуты или иным образом изменены без Вашего согласия, без суда и вообще без надлежащего уведомления Вас об этом.
Такое возможно, если Ваш земельный участок был поставлен на учет в кадастре до 01 марта 2008 года по старым правилам (так называемые ранее учтенные объекты кадастра).
Поэтому собственникам таких объектов следует при удобном случае пройти надлежащее межевание и определение координат своего участка по новым требованиям.
Для чего необходимо исправление ошибок
Ошибке в кадастре могут иметь следующие негативные последствия:
- Невозможность поставить объект на учет, внести изменений или снять с учета;
- Оформить на объект право собственности в соответствии с современными требованиями (речь идет об объектах, которые получены в собственность до 1997 г.);
- Уплата налогов (на землю, имущество), государственных пошлин (к примеру, при выдаче свидетельства о праве на наследство) в завышенном размере;
- Ограничения в использовании недвижимости (например, в виду ошибочного вида пользования земельным участком («сельскохозяйственное» назначение вместо «индивидуального жилищного строительства») не будет получено разрешение на строительство частного дома);
- Затруднения при получения кредитов, пособий, субсидий (например, для получения материнского капитала под строительство частного дома требуется наличие земли с видом пользования «ИЖС» или «личное подсобное хозяйство». Если в кадастре указан другой вид ипользования, то материнский капитал не получить).
- Возникновения споров между собственниками соседних объектов недвижимости (пример: возведение забора по неправильным координатам границ земельных участков);
- Проблемы с распоряжением недвижимостью (предположим, при продаже квартиры в кадастре и договоре указаны значительные расхождения в площади, это приведет к отказу в регистрации перехода права собственности).
В основном в исправлении погрешностей заинтересован сам собственник. Поэтому он проявляет инициативу и заботу о своевременном и точном внесении верных данных в кадастр.
Часто неточности исправляет сам ОКУ. Это происходит в результате проводимых внутренних проверок, сверок, стыковок, либо в связи со случайным обнаружением неверных сведений из различных источников.
Почему собственники не всегда согласны с исправлением ошибок в кадастре
Частые случаи, когда собственник при обнаружении недостоверных сведений не желает еих исправлять. Такие ситуации бывают когда:
- неверные данные в ГКН выгодны для собственника недвижимости. Например, после переоценки кадаст. стоимости земель ОКУ определенный земельный участок был отнесен к неверной категория земель (вместо земли «административного назначения» к землям «промышленного»). В этой связи в расчет кадастр. стоимости были применены заниженные нормативные показатели. Налоговая нагрузка для собственника земли снизилась.
- произведены определенные манипуляции с объектом недвижимости и при исправлении ошибок они окажутся противозаконными и собственник должен приводит все в обратный порядок и нести убытки. К примеру, на земельном участке возведен жилой дом, после выявления кадстр.оплошности оказалось, что дом находится на границе с соседским земельным участком без необходимого отступления. А сосед требует устранения нарушений.
Существуют различия в порядке устранения технической и кадастровой ошибки. Рассмотрим подробнее.
Неверные сведения исправляются:
- органом кадастрового учета (ОКУ) при обнаружении им ТО
- по заявлению любого физического или организации
- на основании судебного акта
Исправление на основании заявления
- Заявитель (абсолютно любое лицо, как правило, этим лицом является собственник) подает заявление (форма утверждена приказом Министерства экономразвития РФ №125 от 13.04.2009 г., приложение №1) в территориальный ОКУ или МФЦ.
Заявление может быть подано лично, по почте или по средствам «Интернета» (сайт госуслуг).
Заполнить заявление не сложно (если все же возникнуть затруднения, то можно обратиться к любому риэлтору, стоимость услуги не больше 100-150 рублей). Госпошлина не взимается. К заявлению можно приложить документы, обосновывающие обращение в кадастр.
Учреждение и указывающие на неверные данные или порядок их устранения (межевой, технический план, акт обследования и пр.).
- В течение 5 рабочих дней кадастр. палата выносит решение об исправлении ошибки или отклонении просьбы. На следующий день после этого копия решения направляется заявителю (на электронную почту или обычным почтовым отправлением). Также копию документа и кадастр. паспорт направляют в электронном виде или на бумажном носителе в адрес собственника недвижимости, но это только в случае положительного разрешения вопроса. Об отклонении заявления об исправлении ошибки собственник не уведомляется.
- В случае несогласия с позицией ОКУ, как заявитель так и собственник могут обратиться в суд. При этом:
- отказ в исправлении ошибки может обжаловать заявитель (не смотря на то, является ли он собственником или нет);
- в случае удовлетворения заявления — только собственник (и то тогда, когда он не был заявителем).
Исправление ошибки по инициативе кадастравиков
Если кадастровое учреждение само находит неточные данные, то ошибка устраняется так:
- В течение 5 дней с момента обнаружения выносится решение об исправлении неточности и производится фактическое приведение кадастровой записи в соответствие.
- На следующий день после вынесения решения его копия, а также кадастровый паспорт направляется собственнику (иному законному распорядителю недвижимости) в электронном варианте или почтой.
- Собственник имеет право на оспаривание действия ОКУ в суде.
Исправление на основании судебного акта
После принятия судом (арбитражным судом) постановления оно автоматически (самим судом) направляется в ОКУ для исполнения. И, соответственно, работники кадастр.органа должны исполнить его как положено.
В виду разных причин судебный акт может не поступить в кадастр.палату. Тогда заинтересованному лицу можно самому представить такое решение (копию заверенную судом) адресату.
Для этого следует либо подать стандартное заявление об исправлении ТО с приложением копии судебного акта или вовсе напасть заявление в свободной форме, в котором указать: кто является заинтересованным лицом, какая сведения подлежат устранению и каким способом, а также указать реквизиты судебного акта (когда и каким судом вынесено решение, номер судебного дела, наименование сторон и иных участников процесса).
Если в постановлении суда предусмотрен срок его исполнения, то ОКУ обязан исполнить его строго в этот срок. Если сроков не установлено (так происходит обычно), то кадастр. орган обязан исполнить предписание суда в 5 рабочих дней.
Как быть если кадастровики игнорируют силу судебного акта. Можно поступить двумя способами:
- Написать заявление в суд о получении исполнительного листа по имеющемуся решению. В последующем исполнительный лист направить судебным приставам для принудительного исполнения судебного акта. Служба судебных приставов возбуждает исполнительное производство и производит исполнительные действия, принуждая кадастровое ведомство исполнить судебное.
- Истец может написать в суд заявление о наложении штрафа. Такое заявление рассматривается в отдельном судебном заседании. По результатам рассмотрения назначается штраф, который может достигать размера до 100 000 рублей. При этом обязанность исполнения судебного акта с ответчика не снимается. Если судебное предписание не будет и в дальнейшем исполняться, то можно обращаться к дознавателю ФССП с заявлением о злостном уклонении от исполнения судебного решения (ст. 315 УК РФ).
Указанные два способа действий можно совмещать.
Порядок исправления КО
Сразу оговоримся, что самостоятельно и по своей инициативе кадастр.учреждение не может исправить КО, как это возможно в случае с обнаружением ТО, за исключением кадастровых просчетов относительно местоположения и площади земельного участка. Несоответствие ГКН исправляется на основании:
- заявления собственника, владельца и т.п.;
- в рамках межведомственного запроса (информационное взаимодействие) государственных или муниципальных органов, которые ранее представляли документы на осуществление учета объекта;
- решения ОКУ;
- судебного постановления.
Исправление КО по заявлению
Заявление о кадастр.ошибке подается в порядке, схожем с внесением изменений в ГКН. Но различия все же есть:
- Подготавливается кадастровая документация (новый межевой план (если ранее он не составлялся и не представлялся в ГКН) или изменения в имеющейся), технический план, постановления муниципалитета об отнесение земельного участка к отдельным категориям, о присвоении адреса и пр.). Относительного уточнения границ земельного участка нужно знать, что в пакет документов кроме самого межевого плана входит и письменное согласование границ с соседями. Такое согласование не требуется, если соседние участки были поставлены на кадастр.учет до 01.03.2008 г., поправить спорные границы в таком случае можно одним межевым планом.
Источник: https://juresovet.ru/chto-takoe-oshibka-v-kadastrovom-pasporte-kak-ispravit-texnicheskuyu-i-kadastrovuyu-oshibku/