Комментарий к ст. 195.1 тк рф — все о налогах

ст. 195.1 Трудового Кодекса РФ с комментариями

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к статье 195.1 ТК РФ

1.

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ТК впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ.

Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил).

В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п.

9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3.

Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. «а» п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы.

Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Другой комментарий к статье 195.1 Трудового Кодекса РФ

1.

Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия «квалификация», согласно которому это уровень: — знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника); — умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника); — профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками);

— профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).

Уровень всех вышеизложенных показателей представляет собой их количественную и качественную характеристику, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.

2. В ч.

2 комментируемой статьи содержится определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, позволяющая определить ее уровень, то есть количество знаний, а также качество и степень профессиональных способностей, умений, опыта и навыков работника, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности на требуемом уровне и лучше, чем те работники, которые высокой профессиональной квалификации не имеют.

Следует отметить, что с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч.2 комментируемой статьи будет дополнена положением, в соответствии с которым профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

3.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает бланкетную норму о том, что Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 года N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Отметим также, что приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н утверждены методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов. Данные рекомендации предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов при разработке проектов профессиональных стандартов.

Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст.195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст.195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».

Источник: https://rutkrf.ru/st-195.1-tk-rf

Ст 195 1 тк рф с комментариями 2017

Текущая редакция ст. 195.1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Читайте также:  Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы) - все о налогах

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к статье 195.1 ТК РФ

1.

Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия «квалификация», согласно которому это уровень: — знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника); — умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника); — профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками); — профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).

Уровень всех вышеизложенных показателей представляет собой их количественную и качественную характеристику, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.

2. В ч.

2 комментируемой статьи содержится определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, позволяющая определить ее уровень, то есть количество знаний, а также качество и степень профессиональных способностей, умений, опыта и навыков работника, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности на требуемом уровне и лучше, чем те работники, которые высокой профессиональной квалификации не имеют.

Следует отметить, что с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч.2 комментируемой статьи будет дополнена положением, в соответствии с которым профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

3.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает бланкетную норму о том, что Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 года N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Отметим также, что приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н утверждены методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов. Данные рекомендации предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов при разработке проектов профессиональных стандартов.

Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».

Консультации и комментарии юристов по ст 195.1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 195.1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: https://advokatmuhin.ru/st-195-1-tk-rf-s-kommentariyami-2017/

Профстандарт «Бухгалтер» – «дорожная карта» бухгалтерской профессии — статья

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. По сути, профстандарт — это «дорожная карта» бухгалтерской профессии.

Что такое «профессиональный стандарт»

Профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Составляющие квалификации — знания, умения, навыки и опыт работы (ст. 195.1 ТК РФ). 

Специальность определяет трудовую функцию, а квалификация отражает уровень мастерства в рамках специальности (ст. 15 ТК РФ). Таким образом, профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности. Причем этот документ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован официально.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (письмо Роструда от 30.04.2008 № 1028-с).

Как пользоваться профстандартом?

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» (далее — Стандарт) выделены две должности — бухгалтер и главный бухгалтер.

Для каждой должности определена обобщенная трудовая функция, которая детализирована посредством конкретного перечня трудовых функций.

В отношении каждой функции указано, какие именно трудовые действия, умения и знания необходимы для ее реализации.

Очевидно, работник бухгалтерии как лицо, непосредственно заинтересованное, проштудирует Стандарт самостоятельно. Пересказывать его не имеет смысла. Рассмотрим отдельные моменты.

Профессиональный стандарт бухгалтера, скачать Приказ Минтруда от 22.12.2014 1061н.

Профессиональный стандарт для главного бухгалтера

От главного бухгалтера требуется составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта. Эта обобщенная функция включает в себя:

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности (по МСФО);
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

Во-первых, Стандарт относит налоговую отчетность к финансовой отчетности. В принципе это справедливо. Ведь суммы налогов, полученные в результате налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета. А во-вторых, Минтруд России считает, что рядовому бухгалтеру вести налоговый учет не под силу.

На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, составляющего отчетность, следует именовать (в трудовом договоре и в трудовой книжке) главным (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Бухгалтер должен выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам.

Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом (код 4121 по Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298). В обязанности таких работников входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

Работодателю целесообразно дифференцировать квалификацию бухгалтеров — например, предусмотреть должности «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике — «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой категории детально характеризует должностная инструкция.

Примечательно, что кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010-93). Бухгалтерами они не считаются. Получается, что после кассира участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации неудобна, да и не практикуется.

Читайте также:  Стали известны лимиты по страховым взносам в 2015 г. - все о налогах

Новый стандарт бухгалтера. Требования к знаниям

В целом Стандарт предъявляет не просто высокие, а максимальные требования к знаниям как главных, так и «рядовых» бухгалтеров. Эти требования являются отражением нормативных требований к ведению учета, включая составление отчетности.

Так, бухгалтеру необходимы знания основ законодательства об архивном деле, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства.

А вот знать МСФО бухгалтеру необязательно. Напрашивается вывод, что Стандарт не предполагает ведение учета на основе МСФО. Главный бухгалтер составляет консолидированную финансовую отчетность путем трансформации данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составленных по российским правилам.

Стандарт вменяет в обязанности бухгалтера составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг). Для этого ему необходимы представления о технологии, организации производства и управления, принятых в компании. Калькулирование предполагает и владение отраслевыми инструкциями (письмо Минфина России от 29.

04.2002 № 16-00-13/03). Между тем Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) предусматривает должность экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. Подлежит ли она упразднению — неясно.

Отметим, что от главбуха ожидается знание судебной практики по вопросам бухгалтерского учета. Хотя знание арбитражной практики по налоговым спорам несравненно важнее.

К сожалению, пониженных требований к бухгалтерам, ведущим учет на малых предприятиях или в условиях специальных налоговых режимов, Стандарт не предусматривает. 

Образование и стаж

Требования Стандарта к образованию и стажу приводят в замешательство. Дело в том, что Закон № 402-ФЗ (п. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст.

7) устанавливает подобные ограничения лишь для главных бухгалтеров, причем в определенных случаях (в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта, сферы его деятельности и пр.).

В иных случаях, прямо неоговоренных, законодатель специальных требований к бухгалтерам не предъявляет.

В соответствии со Стандартом бухгалтер должен иметь либо среднее профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование. Но даже при наличии такого образования — еще и опыт практической работы по учету и контролю не менее 3-х лет.

 Возникает парадокс: специалист, получивший необходимое образование после вступления Стандарта в силу, но не имеющий означенного опыта, к работе по специальности допущен не будет. Тогда какой смысл в получении образования? Скажем, учет и контроль осуществляет табельщик (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв.

постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37). Не вправе работать бухгалтером и лицо, имеющее неоконченное высшее образование.

Главбух, не имеющий высшего образования, должен иметь опыт практической работы не менее 5-ти лет из последних 7-ми календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

А вот каким критериям должен отвечать руководитель экономического субъекта, принявший ведение учета на себя (ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ), – об этом Стандарт вообще умалчивает. Хотя подобные решения весьма распространены и способны в значительной мере повлиять на качество финансовой отчетности. 

В таблице приведена выдержка из профстандарта «Бухгалтер» о требованиях к образованию, обучению, опыту работы и особым условиям допуска к работе:

Возможные наименования должностейБухгалтерГлавный бухгалтер
Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звенаДополнительное профессиональное образование по специальным программам Высшее образование, Среднее профессиональное образованиеДополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Требования к опыту практической работы При специальной подготовке по учету и контролю не менее трех лет Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет
Особые условия допуска к работе В отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования

Чем грозит несоответствие профстандарту?

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это указано в статье 81 ТК РФ.

Бухгалтерским работникам «на местах» ничего не грозит. Буквального следования стандарту можно опасаться при приеме на работу. Кстати, требования стандарта уже взяли «на вооружение» кадровые агентства, подбирающие персонал для бухгалтерий.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/407

Ст 195 1 тк рф с комментариями 2018

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н. 6.

Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований. 2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв.

Статья 195.1. понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст.

195.3 »

Важно

Порядок применения профессиональных стандартов». Консультации и комментарии юристов по ст 195.1 ТК РФ Если у вас остались вопросы по статье 195.

1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта. Задать вопрос можно по телефону или на сайте.

Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Комментарий к ст. 195.1 тк рф

Внимание

Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ) Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Источник: https://vipkonsalt.ru/st-195-1-tk-rf-s-kommentariyami-2018/

Труд-Эксперт.Управление

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации»

10 февраля 2014 г.

Читайте также:  Номенклатура дел отдела кадров на 2018 год - образец - все о налогах

Государственные организации будут обязаны применять профессиональные стандарты

Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1.

Трудового кодекса Российской Федерации», подготовленным Минтрудом России, предлагается законодательно закрепить обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

 

Так, обязанность применять профессиональные стандарты планируется возложить на:

  • организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества и иные организации, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.

В связи с этим планируется дополнить ст. 195.1 ТК РФ соответствующим уточнением.

Напомним, что под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Указывая на значимость профессиональных стандартов, разработчики проекта отмечают, что такие стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей.

При этом описания требований к специалисту в профессиональных стандартах носят комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.

Таким образом, профессиональные стандарты являются основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он призван создать условия для активизации государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, что позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) такими учреждениями и организациями.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации» размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Источник: https://www.trudcontrol.ru/press/law/6674/proekt-federalnogo-zakona-o-vnesenii-izmeneniya-v-statu-195-1-trudovogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii

Тк рф статья 195.1 — статья 197

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 года.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.

Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Источник: https://prom-nadzor.ru/kodeks/tk-rf-statya-195-1-statya-197

Трудовой кодекс дополнен статьей 195.1 “Понятия квалификации работника, профессионального стандарта”

В ней дается определение терминам “Квалификация работника” и “Профессиональный стандарт”.  Подписан закон о введении профстандартов в трудовых отношениях.

Квалификация работника — это «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Профессиональный стандарт — это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

В новой статье прописано, что «порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». План разработки профессиональных стандартов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 N 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы». В силу Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2015 году планируется принять не менее 800 профессиональных стандартов.

С учетом профессиональных стандартов будут устанавливаться тарифные системы оплаты труда, а также системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Статья 57 ТК РФ («Содержание трудового договора») дополнена данными о том, что при определении трудовой функции, наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках «или соответствующими положениями профессиональных стандартов».

Изменения внесены в статью 143 ТК РФ («Тарифные системы оплаты труда»).

В ней указано, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам должно производиться с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «или с учетом профессиональных стандартов». С учетом профессиональных стандартов будут устанавливаться тарифные системы оплаты труда, а также системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О техническом регулировании», в которой говорится о сфере применения данного Федерального закона, теперь указано, что его действие не распространяется (помимо социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда, и т.д.), в том числе, на профессиональные стандарты.

Документ:

Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»

Источник: https://hrsolutions.ru/blog/2012/12/25/trudovoj-kodeks-dopolnen-statej-1951-ponyatiya-kvalifikacii-rabotnika-professionalnogo-standarta-v-nej-daetsya-opredelenie-terminam-kvalifikaciya-rabotnika-i-professionalnyj-standart/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]