Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы) — все о налогах

Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий административно-правового и экономического характера. О нюансах данного вида госполитики узнайте из нашего материала.

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

Итоги

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

  • представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
  • осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
  • имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
  • направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
  • регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
  • являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

  • увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
  • манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

  • стимулирующую или
  • сдерживающую.

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

  • высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
  • дефицит госбюджета;
  • чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
  • исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
  • переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).

Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

  • наступает экономический спад;
  • возникает безработица;
  • уровень жизни населения снижается.

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

  • увеличение налогов;
  • сокращение госрасходов.

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

  • переживает депрессию;
  • находится в стадии экономического кризиса.

Признаки кризисных явлений в экономике:

  • значительное и резкое падение производства;
  • уменьшение реального валового национального продукта;
  • массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

  • совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
  • совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
  • оба вышеуказанных параметра одновременно.

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

  • рост госзакупок;
  • снижение налогов;
  • повышение трансфертов.

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

  • в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
  • саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

  • стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
  • сдерживания роста «перегретой» экономики.

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

  • налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
  • социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
  • нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).

Нюансы исчисления «доходных» налогов узнайте при помощи размещенных на нашем сайте материалов:

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

  • внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
  • внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

  • лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
  • административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
  • функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/diskrecionnaya_byudzhetnonalogovaya_politika_nyuansy/

Дискреционная налогово-бюджетная политика

По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы.

Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее — в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Рис. 1. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y¢.

Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y «.

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX).

Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5.

Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением.

Например, государство вводит аккордный налог, т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это — известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y — Т), то сократятся и потребление, и сбережение.

Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл.

Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл.

В итоге произойдет уменьшение дохода: DТ х МРС х k = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (рис. 1) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.

), и равновесный уровень национального дохода, учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз.

И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход.

Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.).

При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (Y — Т). (на рис. 1 изменение налогов на 20 млрд. долл.

вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Читайте также:  Участие работников в конференциях — расход по усн? - все о налогах

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это — главная цель. Но не будем забывать о лагах.

Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е.

сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика.

Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: проблеме выбора времени.

«Дорого яичко к Христову дню!» — гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулирующая политика хороша именно в период спада. Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала.

Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни.

Политика экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выражению американского экономиста П. Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать.

Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это — спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было.

Но даже если государство точно определило, что в экономике начался слад, нужно еще время, чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент.

Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен.

К сведению. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 г.г. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно.

К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции.

Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так называемый эффект Танзи-Оливеры).

Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений, что позволяет … читать далее …

Источник: https://newinspire.ru/lektsii-po-makroekonomike/diskretsionnaya-nalogovo-biudzhetnaya-politika-1887

Понятие налогово-бюджетной политики. Дискреционная (гибкая) и недискреционная налогово-бюджетная политика. Автоматические или встроенные стабилизаторы

Поиск Лекций

бюджетно-налоговая политика— это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения [4, с. 577].

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом [14].

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и следовательно, на уровень объёма производства и занятости, а так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения экономической конъюнктуры, связанных как безработицей, так и с инфляцией.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

стимулирующую,

рестриктивную.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

в краткосрочном периоде:

эффективное формирование доходной части бюджета;

реализация бюджетной политики государства;

принятие мер по снижению бюджетного дефицита;

управление государственным долгом;

сглаживание циклических колебаний экономики.

в долгосрочном периоде:

поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

поддержание полной занятости ресурсов;

поддержание стабильного уровня цен.

НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (встроенные стабилизаторы)

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор— экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Источник: https://poisk-ru.ru/s46502t4.html

Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика

Дискреционная гибкая налоговобюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Дискреционная стимулирующая налоговобюджетная политика предполагает рост государственных расходов и или снижение налоговых ставок.

Дискреционная сдерживающая налоговобюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и или повышение налоговых ставок.

2014-07-24

17.87 KB

10 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика.

Дискреционная (гибкая) налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорения экономического роста. Законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.д.

Допустим, что правительство в условиях спада экономики увеличило государственные закупки (G) на 20 млрд рублей. Пусть MPC=0.8, соответственно MPS= 0.2. При этих условиях мультипликатор k=(1/MPS=1/0.2)=5.

Прирост дохода составит:

∆Y=∆G * k(20*5)=100 млрд рублей.

При этом увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов, что приведет к соответствующему уменьшению доходов на 100 млрд рублей.  

Можно также ввести налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Если уменьшатся доход (Y-T), то сократятся и потребление, и сбережение.

В итоге доход уменьшится:

mT= -(MPC/MPS) = -(0.8/0.2) = -4

20 * (-4) = 80 млрд рублей – уменьшение доходов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и (или) снижение налоговых ставок.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и (или) повышение налоговых ставок.

Недискреционная налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.

Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. таких механизмов в экономике, которые уменьшают влияние реального ВВП на изменения совокупного спроса.

Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Наклон ломанной кривой Т на каждом из её участков зависит от ставки налога (t). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле Y*t=T.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются, т.к. с меньших доходов уплачивается меньший доход.

Во время подъема экономики налоговые поступления автоматически возрастают  в связи с той же прогрессивной системой налогообложения.

Бюджетные дефициты оказывают стимулирующее, а бюджетные профициты – сдерживающее воздействие на экономику.

Читайте также:  Не все «увольнительные» учитываются при расчете необлагаемого лимита для ндфл - все о налогах

Источник: https://refleader.ru/polyfsyfsyfs.html

Сущность и виды бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы.

К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом.

В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут.

В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж.

Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.

Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:

,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения.

В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта.

Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.

Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов.

Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис.

Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП).

Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А.

Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления.

Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Источник: https://www.economy-web.org/?p=178

Дискреционная фискальная политика. Виды фискальной политики, цели, инструменты :

В условиях современной экономики государству необходимы эффективные инструменты влияния на экономические процессы. Одним из ключевых рычагов воздействия является фискальная политика. При помощи инструментов, работающих с налогами и бюджетом, правительство может стабилизировать экономические спады и регулировать уровень инфляции.

Суть фискальной политики

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.

Читайте также:  Ндс в 2018 году - обзор изменений - все о налогах

Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:

  • обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
  • постоянный экономический рост;
  • полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).

Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.

Виды фискальной политики

Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.

Комплекс мер, характеризующийся как недискреционный, отличается автоматическим изменением расходов государства и налогов, причиной которого являются существенные перемены в состоянии экономики (ставки налогов и трансферных программ остаются неизменными).

При этом дискреционная и автоматическая фискальная политика характеризуются тем, что в последней в качестве основного инструмента используются встроенные стабилизаторы: фермерские субсидии, прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, которые оказывают воздействие на сокращение или увеличение дефицита государственного бюджета.

Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели — преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.

Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.

Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.

Стимулирующая фискальная политика

Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.

Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.

При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.

Инструменты воздействия, оказывающие сдерживающее воздействие

Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.

В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.

Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.

В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.

Инструменты дискреционной фискальной политики

Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.

К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.).

Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки.

Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, — это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.

При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.

Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.

Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:

  • увеличение трансферов;
  • общее снижение налогов;
  • повышение объема государственных закупок.

Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:

  • трансферы уменьшаются;
  • объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
  • налоги увеличиваются.

Проблемы времени при реализации стратегии регулирования

Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.

И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:

  1. Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
  2. Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
  3. Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики — инфляции или спада.

Проблемы политического характера

Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:

  1. Деловой цикл, который обусловлен политическими мотивами. По мнению большинства экономистов, в данном случае акцент делается не на перспективах развития национальной экономики, а на задаче переизбрания. По этой причине перед проведением выборов проводится политика стимулирующего характера, итогом которой неизбежно станет инфляция. А для понижения её уровня впоследствии будут использоваться сдерживающие механизмы воздействия.
  2. Присутствие дополнительных целей. Это означает, что стабильность экономики не определяется как приоритетная цель правительства.
  3. Ориентирование на стимулирующие цели. Проблемы дискреционной фискальной политики могут быть связаны с неправильным распределением приоритетов: увеличение расходов и понижение налогов воспринимаются как более привлекательная стратегия по сравнению с ростом налогов. Результатом такого подхода к регулированию состояния экономики являются дефициты.

Воздействие факторов внешнеэкономического характера

Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта.

Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты.

Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики.

Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость.

Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает его инфляция.

Эффект вытеснения

В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению.

Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов.

Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.

На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.

Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.

Дискреционная фискальная политика в условиях российской экономики

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено.

И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий.

Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы.

Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц.

Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика — это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.
Макроэкономика. Фискальная политика

Источник: https://BusinessMan.ru/new-diskrecionnaya-fiskalnaya-politika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]