Облагаются ли НДС затраты по возмещению коммунальных услуг
Университет заключил договор с Организацией на оказание организационных услуг (проведение занятий по футболу на улице). В связи со сменой года занятие в секции перенесли в помещение учебного корпуса т.е.
спортзала и возникли затраты по возмещению коммунальных услуг (электроэнергии, водоснабжению, отоплению,уборке помещения) Должны ли мы эти затраты при выставлении документов за коммунальные услуги облагать НДС?
Нет, не облагайте.
Объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В базу по НДС включают также суммы, которые связаны с реализованными товарами, работами и услугами (п. 1 ст. 162 НК РФ).
Реализацией признают возмездную или безвозмездную передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
При возмещении расходов организация не обязуется оказывать коммунальные услуги заказчику, и не передает от своего имени результат оказанных услуг (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Предмет правовых отношений в этом случае возмещение расходов, а не передача прав на услуги от учреждения к контрагенту (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).
Владелец помещения не потребляет коммунальные услуги, не использует их в своей деятельности, чтобы исполнить обязательства по договору. Услуги потребляет организация, которая пользуется помещением по договору. Поэтому суммы возмещения коммунальных расходов не считают оплатой за реализацию услуг или платой, которая связана с реализованными услугами.
Обоснование
Как арендодателю учесть расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
НДС
В бюджетных и автономных учреждениях порядок расчета НДС по компенсации арендатором стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг зависит от выбранного способа расчетов.
Коммуналка включена в арендную плату
Если коммунальные и эксплуатационные платежи включены в арендную плату, то бюджетные и автономные учреждения должны исчислить НДС с полной суммы арендных платежей и выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Дело в том, что реализация услуг по предоставлению имущества в аренду признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Поэтому налоговая база определяется как стоимость услуг, которая рассчитана исходя из цены договора, в том числе цен на коммунальные и эксплуатационные услуги (п. 1 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ).
Следует отметить, что договором в составе арендной платы может быть предусмотрен переменный платеж за коммунальные и эксплуатационные услуги.
В этом случае арендодатель вправе указать в счете-фактуре единую стоимость услуги либо заполнить две строки с указанием отдельно постоянной и переменной частей.
Такие разъяснения даны ФНС России в пункте 1 письма от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России).
Суммы входного НДС по коммунальным и эксплуатационным услугам, которые включены в состав арендной платы, учреждение может принять к вычету. Ведь их приобретение относится к деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86).
При этом должны быть соблюдены все необходимые условия. Такую же позицию высказали некоторые суды (см.
, например, определение ВАС РФ от 26 августа 2009 № ВАС-10032/09, постановления ФАС Московского округа от 19 октября 2012 № А41-26853/11, Центрального округа от 29 мая 2009 № А23-3029/2008А-14-202, Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2009 № А63-8994/2004-С4-9).
Коммуналка возмещается отдельным платежом
Если деньги от арендатора в качестве возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов поступают по отдельному счету, оформленному на основании счетов поставщиков услуг, реализации не возникает.
А, следовательно, не возникает и объекта обложения НДС.
Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, письмах Минфина России от 24 марта 2009 № 03-03-05/47, от 7 октября 2008 № 03-03-06/4/67.
Ситуация: вправе ли учреждение-арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг, которые арендатор ему компенсирует.
Платежи за коммунальные услуги не являются частью арендной платы. Договоры на оказание этих услуг заключены между арендодателем и непосредственными поставщиками услуг.
Стоимость услуг их поставщикам оплачивает учреждение-арендодатель
Нет, не вправе.
Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации реализации не возникает.
Поэтому арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, которые оказаны ему их непосредственными поставщиками (письма Минфина России от 10 февраля 2011 № 03-03-06/1/86, от 24 марта 2009 № 03-03-05/47, от 14 мая 2008 № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.
Арендодатель не может выступать поставщиком данных услуг (работ, ресурсов) для арендатора, поскольку сам является покупателем (абонентом). В связи с этим объект обложения по НДС у арендодателя отсутствует.
Подтверждают эту точку зрения и некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 июля 2009 № А56-48203/2007, Поволжского округа от 4 марта 2008 № А65-8421/2007-СА1-37).
Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные и эксплуатационные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 № 560/07).
Значит, арендодатель не вправе рассматривать компенсацию расходов по коммунальным и эксплуатационным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому ему не нужно начислять НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принимать входной НДС по этой сумме к вычету.
Источник: https://www.budgetnik.ru/qa/2352849-oblagayutsya-li-nds-zatraty-po-vozmeshcheniyu-kommunalnyh-uslug
Ндс на суммы компенсации арендодателю налогов и комуслуг не начисляют: новый подход гфсу
Статья взята из газеты “Плательщик единого налога” № 20/2016
Комментируемые письма, безусловно, заинтересуют тех арендодателей, которые получают компенсацию различных расходов от арендаторов. В письмах ГФСУ изложила прогрессивный подход к обложению НДС сумм компенсации, полученной арендодателем (небюджетным учреждением) по уплате налогов, а также расходов на коммунальные услуги и энергоносители.
История вопроса Проблеме с обложением НДС такой компенсации не один год. Причем с момента вступления в силу НКУ налоговики придерживались иного, фискального подхода. Казус же состоит в следующем.
По логике, суммы полученной компенсации не должны считаться поставкой услуг, т. к. никаких действий арендодатель применительно к арендатору в этом случае не совершает.
Однако в п.п. 14.1.
185 НКУ приведено не вполне удачное определение понятия поставки услуг, в соответствии с которым это какая-либо операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы или по предоставлению других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия либо осуществления определенной деятельности.
При получении компенсации операция, в принципе, имеет место. В результате в это «всеобъемлющее» определение поставки услуг компенсация расходов тоже может вписаться.
Проблемы с обложением НДС сумм компенсации усугубились после того, как в предпоследнем абзаце п. 188.1 НКУ появилась норма о невключении в базу налогообложения суммы возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, на коммунальные услуги и на энергоносители.
Причем законодатели вроде бы преследовали благую цель — окончательно решить вопросы налогообложения сумм компенсаций у бюджетников, но тем самым они «подставили под удар» других арендодателей. Получилось, что на остальных лиц эти исключительные нормы не распространяются и, соответственно, у них суммы компенсации НДС облагаются.
Эту правовую коллизию налоговики раньше разрешали фискально. В частности, в консультациях из ЗІР они последовательно отстаивали позицию о необходимости начисления НДС на суммы компенсации арендатором:
Источник: https://epodatok.com.ua/ru/article/6016
Коммунальные платежи – объект налогообложения?
Все чаще возникает вопрос о том, являются ли объектом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, платежи за коммунальные услуги, произведенные юридическим лицом – арендатором арендодателю, если арендодателем является физическое лицо. Попробуем разобраться.
Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
style=»display:inline-block;width:240px;height:400px» data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом размер арендной платы в договоре аренды может быть определен сторонами как без учета затрат, связанных с оплатой коммунальных и эксплуатационных услуг, так и с учетом таковых (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.
2012 N 06АП-3678/2012 по делу N А73-3480/2012).
Согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
С одной стороны, исходя из буквального толкования статьи 211 Налогового кодекса РФ, следует, что денежные средства, которые арендатор перечисляет арендодателю в счет погашения расходов за использование коммунальных услуг, являются доходом арендодателя и подлежат налогообложению.
С другой стороны, арендатор фактически оплачивает потребленные им услуги, которые арендодатель не получает в качестве дохода и которые бы не возникли или возникли бы в ином объеме, если бы арендатора не было или если бы вместо него коммунальные услуги потребляло иное лицо, в том числе сам арендодатель.
В пункте 12 информационного письма от 11.01.2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что формулировка, предусматривающая в качестве арендной платы плату за коммунальные и прочие целевые услуги, не может рассматриваться как устанавливающая форму и размер арендной платы, поскольку арендодатель фактически не получает встречного предоставления за переданное в аренду здание. Оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды. В Постановлении от 04.09.2012 N 06АП-3678/2012 по делу N А73-3480/2012 Шестой арбитражный апелляционный суд разъяснил:
«Из положений указанной нормы права следует, что не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам главы 23 НК РФ.
Таким образом, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:
Источник: https://www.finexg.ru/kommunalnye-platezhi-obekt-nalogooblozheniya/
Коммунальные платежи при аренде помещений
20.04.11
Определяемся с порядком расчетов за потребленные арендатором коммунальные услуги
Сразу заметим, что порядок расчетов между арендодателем и арендатором за потребленные последним услуги отопления, водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газоснабжения и т. п., одним словом за потребленные коммунальные услуги, нужно обязательно определить в договоре аренды.
При этом могут быть предусмотрены следующие варианты таких расчетов.
Вариант первый. Арендатор и арендодатель договариваются о том, что арендатор сам будет оплачивать стоимость коммунальных услуг, связанных с использованием (содержанием) арендованного имущества, — непосредственно коммунальным или жилищно—коммунальным предприятиям.
Это самый беспроблемный вариант (в смысле возможных разногласий между сторонами договора аренды, возможных налоговых проблем), но далеко не все арендаторы и арендодатели могут посчитать этот вариант приемлемым для себя.
Ведь для этого арендатору нужно будет заключить отдельные договоры с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и установить отдельные счетчики потребления воды, электроэнергии, газа и т. п. А это дополнительный расход времени, денег, да и не всегда для этого есть техническая возможность.
Вариант второй. Этот вариант заключается в том, что арендодатель сам оплачивает стоимость коммунальных услуг, связанных с использованием (содержанием) сданного в аренду помещения, непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям. В последующем арендатор компенсирует арендодателю соответствующие расходы.
В таком случае возможны следующие «вариации»:
1) стороны договора аренды устанавливают такой размер арендной платы, который покрывал бы расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг. При этом отдельная компенсация не производится;
2) в договоре аренды отдельно оговаривается порядок расчета коммунальных платежей. Согласно этому порядку арендатор перечисляет арендодателю денежные средства в счет возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг согласно выставленному ему арендодателем счету. В этом случае стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, может определяться:
— по услугам теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего здания;
— по услугам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, работающих в помещении;
— по электроэнергии — исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, которая определяется на основании фактических данных о времени работы таких приборов за месяц.
Нужно заметить, что при аренде помещений государственной и коммунальной собственности практически всегда используется именно этот вариант (если нет желания или возможности установить счетчики).
То есть при аренде имущества государственной и коммунальной собственности возмещение стоимости коммунальных услуг в сумму арендной платы не включается и уплачивается арендатором отдельно (зачастую согласно отдельному договору).
Как отразить в договоре порядок расчетов за потребленные арендатором коммунальные услуги
Как мы уже сказали выше, каков бы ни был порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и ее оплаты (компенсации), этот порядок нужно обязательно определить в договоре.
Это можно сделать как в самом договоре аренды (в одном из разделов), так и в отдельном договоре. Здесь нужно обратить внимание, что при аренде государственного и коммунального имущества вопросы относительно компенсации стоимости коммунальных услуг арендатором необходимо урегулировать в отдельном договоре.
То есть стороны должны заключить, помимо договора аренды, еще и договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Примерная форма такого договора утверждена приказом Фонда госимущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.
2000 г. № 1774.
Отдельный договор на электроэнергию: нужен ли?
Выше мы говорили о том, что порядок расчетов между арендатором и арендодателем за потребленные арендатором коммунальные услуги обязательно нужно отразить в договоре. В этом разделе мы отдельно хотели бы уделить внимание договорным отношениям с арендатором в части возмещения им стоимости потребленной электроэнергии.
Для этого обратимся к Правилам пользования электрической энергией* (далее — Правила).
Согласно этим Правилам арендодатель зачастую выступает в роли основного потребителя электроэнергии, а арендатор — субпотребителя.
Из Правил следует, что у арендатора как субпотребителя электроэнергии должно быть два договора — с основным потребителем, т. е. арендодателем (относительно использования его электросетей), и с поставщиком электроэнергии.
Однако позволим себе заметить, что на самом деле заключение таких договоров не такое уж простое дело, точнее говоря, практически нереальное — слишком много требований выдвигается при их заключении. Именно поэтому на практике заключение субпотребителем-арендатором отдельных договоров с поставщиками электроэнергии происходит очень редко.
Нужны ли арендодателю лицензии на поставку коммунальных услуг
В ситуации, когда арендатор возмещает (компенсирует) арендодателю стоимость потребленных им коммунальных услуг, а арендодатель сам оплачивает эту стоимость непосредственно поставщикам этих услуг, у предпринимателей иногда возникает вопрос: должен ли арендодатель приобретать лицензии на поставку электроэнергии, газа, на водоснабжение и другие коммунальные услуги, поскольку получается, что арендодатель как бы перепродает эти услуги арендатору. Надо сказать, что вопрос этот возник не на пустом месте. Иногда налоговики необоснованно утверждают, мол, если у арендодателя нет лицензии на поставку электроэнергии, то выписка счетов на компенсацию стоимости электроэнергии, потребленной арендатором, является незаконной.
На самом деле проблемы здесь никакой нет. Лицензии арендодателю в этой ситуации не нужны. Это четко видно, если просмотреть Правила, на которые мы ссылались выше, Лицензионные условия на соответствующие виды деятельности (поставку электроэнергии, газа и т. д.).
Из этих документов следует, что потребитель не лишен права отпускать энергию субпотребителям. При этом лицензия нужна только крупным предприятиям, у которых есть специальное оборудование, коммуникации и которые предоставляют услуги большому количеству потребителей.
Арендодатели в этот список явно не попадут.
Учет доходов и расходов при уплате (возмещении) коммунальных платежей
Теперь, когда возможные схемы возмещения стоимости коммунальных платежей мы в общих словах обрисовали, поговорим об учете доходов и расходов при уплате или возмещении коммунальных платежей арендатором.
Что касается случая, когда у арендатора напрямую заключены договоры с поставщиками коммунальных услуг, то никаких вопросов не возникает.
У арендатора соответствующие затраты, если они фактически понесены, документально подтверждены, при условии использования взятого в аренду помещения для осуществления хозяйственной деятельности, получения доходов от такого использования, включаются в состав расходов на основании подпункта 5.2.
1 Закона о налоге на прибыль*. Арендодатель в этом случае от денег коммунальщиков вообще отстранен, следовательно, ни доходы, ни расходы у него на эту сумму не возникают.
Нет проблем с налоговым учетом и в случае, когда стоимость коммунальных услуг будет входить в состав арендной платы. У арендодателя это однозначно доходы — что касается арендной платы, и расходы — что касается самостоятельно оплаченных им коммунальных услуг, у арендатора — расходы (на сумму арендной платы).
Теперь поговорим подробнее о варианте, когда арендатор отдельно возмещает арендодателю расходы на оплату потребленных им коммунальных услуг.
Раньше для отнесения этих затрат в состав расходов предпринимателя — арендатора ГНАУ выдвигала определенные требования — например такое, как уплата коммунальных платежей на дополнительный счет арендодателя, предусмотренный специально для этих расчетов. На сегодняшний день такое требование уже забыто.
Единственным требованием по включению арендатором затрат на возмещение стоимости потребленных коммунальных услуг в свои расходы в настоящее время является наличие подтверждающих расчетных документов, которыми ГНАУ признает, в частности, счета арендодателей, согласованные с арендатором в отношении количества потребленных услуг (см.
Письмо ГНАУ от 05.01.2000 г. № 34/6/15—1116). И, раз уж мы говорим о гражданине-предпринимателе, для отнесения указанных затрат в расходы должен быть получен доход от использования взятого в аренду помещения.
У предпринимателя-арендодателя полученные от арендатора денежные средства в виде компенсации стоимости коммунальных услуг должны быть включены в состав его дохода — на дату получения денежной компенсации.
В дальнейшем, когда арендодатель перечислит эти средства предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, он сможет отразить их в своем учете в составе расходов.
Если наоборот предприниматель-арендодатель сначала перечисляет оплату за коммунальные услуги предприятиям ЖКХ, а затем только получает компенсацию от арендатора, то расходы и доходы он отразит в учете только на дату получения такой компенсации.
Если арендодатель — физическое лицо — не СПД, то тут дело сложнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Если арендодатель — обычное физлицо
Если арендатор компенсирует арендодателю — физическому лицу (отдельно от арендной платы) коммунальные платежи, особенно актуальным становится вопрос, будут ли облагаться налогом с доходов такие компенсационные выплаты. Здесь нужно отметить, что обложения налогом с доходов таких компенсационных выплат, к сожалению, не избежать.
При выплате арендодателю дохода в виде компенсации за коммунальные платежи, налог с доходов должен быть начислен и удержан арендатором обязательно.
Причем не суть важно, выплачивается компенсация за потребленные коммунальные услуги непосредственно арендодателю или перечисляется арендатором по договору аренды непосредственно коммунальным службам (за арендатора; т. е.
имеется в виду случай, когда арендатор прямых договоров с коммунальными службами не заключал), поскольку и в первом и во втором случае услуги коммунальных служб оплачиваются в интересах арендодателя, следовательно, налог с доходов нужно будет удерживать и в первом и во втором случае.
Единственный выход в этой ситуации — договоры относительно получения коммунальных услуг на период действия договора аренды переоформлять с арендодателя на арендатора (первый вариант, о котором мы говорили в начале публикации).
Если оплаченные коммунальные услуги будут входить в состав арендной платы, то в таком случае услуги будут облагаться по правилам налогообложения арендной платы, т. е. также облагаться налогом с доходов по ставке 13 % (без учета расходов арендодателя).
Компенсация стоимости коммунальных услуг у единоналожника
В случае, если арендатор компенсирует арендодателю коммунальные платежи, при этом арендодатель является плательщиком единого налога, то такие средства
будут включаться в состав выручки единоналожника. Именно этой точки зрения придерживаются налоговики (см., например, журнал «Вестник налоговой службы Украины» 2003, № 23, 2004, № 11). Здесь нужно заметить, что Госкомпредпринимательства в этом вопросе стоит на стороне налогоплательщиков. В своем письме от 17.03.2003 г.
№ 3—221/1489 Госкомпредпринимательства аргументировал право не включать получаемые средства в выручку единоналожника тем, что арендатор не может предоставлять коммунальные услуги арендатору. Со своей стороны заметим, что, несмотря на наличие указанного письма, опровергнуть позицию налоговых органов предпринимателю будет сложно.
Поэтому единоналожнику-арендодателю лучше все-таки в этом вопросе налоговикам не перечить.
Компенсация за коммунальные услуги и НДС
Что касается налогового учета по НДС при расчетах по возмещению стоимости коммунальных услуг, то налоговые обязательства по НДС у арендодателя и налоговый кредит у арендатора возникают в общем порядке, т. е. по правилу «первого события» (конечно, при условии, что обе стороны — плательщики НДС).
При получении налоговой накладной от предприятий ЖКХ арендодатель отражает налоговый кредит по НДС на общую сумму. На дату выставления счета арендодатель начисляет налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости коммунальных услуг, возмещаемых арендатором.
Арендатор включает в налоговый кредит сумму НДС, исчисленную исходя из стоимости возмещаемых коммунальных услуг (на основании налоговой накладной, полученной от арендодателя).
Определенный вопрос есть только касательно компенсации за услуги газоснабжения.
Так, согласно статье 8 Закона о госбюджете—2006 операции по продаже природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины согласно внешнеэкономическим контрактам, заключенным во исполнение международных договоров Украины, кроме операций по продаже такого газа для населения, бюджетных учреждений и других потребителей, не являющихся плательщиками НДС, облагаются НДС по нулевой ставке.
Отсюда можно было бы сделать вывод, что если арендатор и арендодатель — плательщики НДС, стоимость газа, которая возмещается арендодателю (если он не бюджетник и тем более не население) тоже должна облагаться по ставке 0 %.
Однако мы не думаем, что налоговики будут с этим согласны. Наверняка у них найдутся аргументы против. Так что тем предпринимателям, кто не хочет рисковать, лучше, конечно, с нулевой ставкой в этой ситуации не связываться.
В данной статье мы рассмотрели основные моменты, которые касаются возмещения арендатором стоимости потребленных им коммунальных услуг при аренде помещения. Как видим, особых сложностей в этом вопросе нет. Главное — четко это вопрос урегулировать в договоре, тогда никаких проблем с «коммунальной компенсацией» не будет.
Ниже приведем основные выводы, которые следуют из данной статьи.
Выводы
Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором (если нет отдельных приборов учета), может определяться:
—по услугам теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего здания;
—по услугам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, работающих в помещении;
—по электроэнергии — исходя из мощности электроприборов, находящихся в помещении, которая определяется на основании фактических данных о времени работы таких приборов за месяц.
В ситуации, когда арендатор возмещает (компенсирует) арендодателю стоимость потребленных им коммунальных услуг, а арендодатель сам оплачивает эту стоимость непосредственно поставщикам этих услуг, арендодатель не должен приобретать лицензии на поставку электроэнергии, газа и др.
Если арендатор компенсирует арендодателю — физическому лицу — не предпринимателю (отдельно от арендной платы) коммунальные платежи, при выплате такому арендодателю дохода в виде компенсации за коммунальные платежи арендатором обязательно должен быть начислен и удержан налог с доходов.
В случае, если арендатор компенсирует арендодателю коммунальные платежи, при этом арендодатель является плательщиком единого налога, то такие средства будут включаться в состав выручки единоналожника.
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/6745/
Исчисление НДС при возмещении расходов
Возмещение расходов — НДС должен быть начислен на оплачиваемые покупателем дополнительные услуги или этого делать не нужно? Этот вопрос давно является объектом многочисленных дискуссий и судебных разбирательств. Чтобы определиться с позицией по данному вопросу, необходимо изучить имеющуюся законодательную базу и мнения чиновников налогового ведомства.
Какие виды затрат признаются возмещаемыми?
Когда расходы по доставке являются объектом возмещения?
Позиция чиновников об исчислении НДС и использовании вычета по НДС с возмещаемых услуг по транспортировке
Мнение судей: НДС не начисляется на перевыставляемые транспортные услуги
Альтернатива посредническому договору
Ндс и возмещаемые подотчетные суммы
НДС и перевыставляемые суммы госпошлин
Какие виды затрат признаются возмещаемыми?
Определение возмещаемых затрат не должно вызывать затруднений даже у начинающего специалиста. Из существующей практики следует, что это расходы, которые принимает на себя одна сторона для достижения целей или во имя интересов другой стороны. Правовой основой указанного направления деятельности служат контракты на проведение работ, оказание услуг либо агентские сделки.
Наиболее распространенными объектами хозяйственных отношений на возмездной основе выступают:
- затраты на завтраки, обеды и ужины;
- оплата медобслуживания;
- перечисления страховщику;
- расходы по доставке;
- командировочные траты;
- оплата услуг ЖКХ и т. д.
Наибольший удельный вес в подобных операциях занимает транспортировка продукции и товаров.
Когда расходы по доставке являются объектом возмещения?
Типичными случаями при реализации продукции для продавца могут быть следующие варианты доставки товара:
- Покупатель единолично несет все расходы по транспортировке и самостоятельно оплачивает товар и услуги по перевозке в качестве объектов отдельных сделок. Подобный подход обеспечивает наибольшие выгоды реализующей компании, поскольку не порождает никаких сложностей с перевыставлением счетов и возмещением налога.
- Продавец накручивает транспортные затраты на продажную цену, для компании, приобретающей товар, они входят в его стоимость. У реализующего контрагента при этом возникают дополнительные коммерческие расходы.
- Если поставщик имеет право на осуществление как продажи товаров, так и их доставки, он создает два отдельных документа — на продажную стоимость продукции и на дополнительные услуги, также возможен вариант с выделением каждой части сделки отдельной строкой в выставляемых документах. При этом заключается либо единый договор на все, либо отдельные на каждый вид операций.
- Наиболее сложным является случай, когда доставку осуществляет сторонняя компания по поручению продавца, который и несет первоначальные расходы по транспортировке. Позднее он предъявляет их к оплате покупателю. Это и будет ситуация возникновения возмещаемых затрат, и именно она вызывает наибольшие трудности.
Позиция чиновников об исчислении НДС и использовании вычета по НДС с возмещаемых услуг по транспортировке
Наиболее содержательным источником, отражающим официальную позицию чиновников, является письмо Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-07-11/299. Его можно условно разделить на несколько последовательных логических построений:
- Опираясь на п. 3 ст. 168 НК РФ, делается вывод о возможности выписки счета-фактуры только на объект продаж.
- Допускается наличие в контракте обязательства для продавца осуществить перевозку товара, а для покупателя — впоследствии возместить указанные затраты. Однако, по мнению финансового ведомства, отражать сумму услуг по транспортировке в счете-фактуре не нужно. Следовательно, покупатель на основании ст. 172 НК РФ не может принять НДС по перевыставленным суммам к возмещению, поскольку отсутствует право на его применение.
- Допускается также использование посреднического договора, в котором продавец выступит агентом и выставит отдельный пакет документов на транспортные услуги, где в качестве исполнителя в обязательном порядке должна быть указана соответствующая сторонняя транспортная организация. На основании этих бумаг покупатель может принять НДС к возмещению.
Получается, что законное право на применение вычета по НДС возникает у покупателя только в случае, если продавец выступает в качестве посредника по предоставлению транспортных услуг. В этом случае продавец составляет 2 счета-фактуры:
- на отгруженные товары;
- на оказанные дополнительные возмещаемые услуги, выступая в качестве агента и указывая в качестве поставщика транспортную компанию.
Мнение судей: НДС не начисляется на перевыставляемые транспортные услуги
Если обратиться к мнению судей, то они касательно вопроса о необходимости исчислить и уплатить НДС продавцом с возмещаемых покупателем услуг указывают, что в случае предъявления расходов, ранее оплаченных продавцом покупателю, объекта обложения НДС не возникает. Основанием для этого служит отсутствие факта реализации.
Одним из примеров подобной позиции служит постановление ФАС Московского округа от 12.04.2011 № КА-А41/957-11.
Альтернатива посредническому договору
Для компаний, не желающих идти на конфронтацию с инспекциями, довольно привлекательным выглядит применение изложенного в письме № 03-07-11/299 подхода.
Некоторая сложность возникает при обращении к Гражданскому кодексу, в котором изначально предполагается возмездность посреднических договоров, то есть обязательное наличие дополнительной платы агенту.
В этой ситуации необходимо заранее обговорить с покупателем товара возможность внесения в договор какой-то символической оплаты за посредничество.
Для поставщика в результате указанной операции образуется некоторый доход, который пройдет через 76-й счет.
В то же время гражданское законодательство никоим образом не регулирует порядок учета данных операций. Одним из возможных путей решения проблемы станет включение в контракт пункта об изменении стоимости объекта сделки в зависимости от определенного набора внешних условий.
В этом случае сумма контракта будет состоять из двух частей: фиксированной и плавающей.
Первая будет целиком зависеть от суммы оплаты за отгруженный товар, а вторая будет изменяться под воздействием расходов на перевозку.
Подобная схема не противоречит законодательству и избавляет покупателя от несения пусть и минимальных, но дополнительных агентских расходов и позволяет продавцу компенсировать свои затраты без проблем с налогом.
Учетный процесс по вышеприведенной схеме будет аналогичен включению доставки в стоимость товара. Каковы же особенности учета НДС с возмещаемых расходов в этом случае?
- Составляются расчетные документы, не содержащие никакой информации о дополнительной транспортировке груза, стоимость которой уже заложена в цене товара.
- Налог высчитывается также с одной общей суммы, указанной в строках документа.
- На основании выданного продавцом счета-фактуры получатель товара принимает всю сумму НДС к возмещению.
- Компания, реализующая продукцию, принимает к вычету НДС по счету-фактуре организации перевозчика, а транспортные расходы включает в состав коммерческих по 44-му счету.
Как видно, ничего сложного в данном подходе нет.
В следующих разделах разберем, что же происходит с НДС при возмещении других расходов, кроме транспортных.
Ндс и возмещаемые подотчетные суммы
Предположим, что продавцу для успешного завершения сделки необходимо направить своего представителя выполнить определенные работы вне его рабочего места и предъявить командировочные расходы покупателю. Как быть с НДС в подобной ситуации?
Источник: https://buhnk.ru/nds/ischislenie-nds-pri-vozmeshhenii-rashodov/
Арендодатель начисляет НДС на сумму компенсации коммунальных платежей: имеет ли арендатор право на налоговый кредит
Наше предприятие арендует офис у плательщика НДС уже в течение нескольких лет. Арендодатель всегда начислял НДС и составлял налоговые накладные не только на арендную плату, но и на сумму коммунальных услуг, которые по договору аренды мы ему компенсируем.
Говорят, что теперь (с 2016 года) не нужно облагать НДС компенсационные суммы. Однако арендодатель продолжает начислять налог на суммы коммунальных платежей.
Правомерно ли это? Имеем ли мы право включить данный входной НДС в налоговый кредит?
ОТВЕТ: Слухи об изменениях в обложении НДС компенсационных сумм, которые уплачивает арендатор по договору аренды, безосновательны. Никаких изменений в нормах НКУ или других нормативно-правовых документах, устанавливающих порядок обложения таких сумм НДС, в 2016 году не было. Речь идет только об изменении позиции налоговиков касательно НДСного учета данных сумм.
Скорее всего, арендодатель не взял на вооружение новые рекомендации налоговиков, поэтому продолжает начислять НДС на суммы коммунальных услуг, которые ему возмещает арендатор.
Вполне возможно, он действует на основании полученной ранее индивидуальной налоговой консультации, в которой изложен старый подход контролеров относительно НДСного учета таких сумм.
Следовательно, считать действия арендодателя неправомерными нельзя.
Итак, сейчас предлагаем более подробно разобраться со сложившейся ситуацией касательно обложения НДС компенсационных сумм по договорам аренды, чтобы оценить возможность отражения арендатором налогового кредита по данным суммам.
Начислять ли налоговые обязательства арендодателю
К сожалению, в НКУ, действительно, нет четких однозначных предписаний касательно НДСной судьбы таких компенсационных сумм — отсюда и разные подходы к их налогообложению.
Позиция налоговиков.
Еще не так давно налоговики последовательно отстаивали подход, согласно которому все компенсационные выплаты по договору аренды (суммы коммунальных услуг, земельного налога, налога на недвижимость и т.п.
), которые получал арендодатель от арендатора, облагались НДС. Свидетельствуют об этом разъяснения налоговиков. Так, например, в письме ГФСУ от 09.09.2014 г. № 3120/6/99-99-19-02-02-15 налоговики отмечали:
«Если арендодателем выступает небюджетное учреждение, то денежные средства, получаемые от арендатора в виде возмещения расходов на энергоносители, которые являются составляющей расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, включаются в базу обложения НДС арендодателя и облагаются НДС в общеустановленном порядке.
При этом суммы НДС по приобретенной электрической энергии с учетом того объема, за который арендодатель — небюджетное учреждение получает компенсацию от арендатора, такой арендодатель имеет право включить в состав налогового кредита (при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита)».
Похожая ситуация была и касательно возмещения арендодателю земельного налога и налога на недвижимость.
В подкатегории 101.02 системы «ЗІР» до 01.01.2016 г. актуальными были следующие разъяснения:
- «В случае если арендатор возмещает налог на недвижимое имущество арендодателю согласно условиям договора аренды жилого/нежилого помещения, то данное возмещение считается частью оплаты стоимости услуг аренды, является составляющей операции по поставке услуг, а потому является объектом обложения НДС»;
- «В случае если арендатор возмещает земельный налог арендодателю согласно условиям договора аренды нежилого помещения, то данное возмещение считается частью оплаты стоимости услуг аренды, является составляющей операции по поставке услуг, а потому является объектом обложения НДС».
Заметим: при этом налоговики говорили, что получение компенсации за понесенные расходы по уплате земельного налога нельзя расценивать как операцию по поставке услуг с целью обложения НДС, если между предприятиями заключен договор возмещения расходов на уплату земельного налога (письмо Миндоходов от 26.05.2014 г. № 9359/6/99-99-19-03-02-15).
Изменение подхода. В первом полугодии 2016 года проливным дождем на плательщиков НДС пролились разъяснения налоговиков с диаметрально противоположными выводами.
Источник: https://www.dt-kt.com/arendodatel-nachyslyaet-nds-na-summu-kompensatsyy-kommunalnyh-platezhej-ymeet-ly-arendator-pravo-na-nalogovyj-kredyt/
Как отстоять выгодный учет налогов по договорам с условием о компенсации расходов
На практике нередко встречаются договоры, в которых цена разделена на две части: собственно плату поставщику, подрядчику, исполнителю, агенту (для краткости назовем их исполнителями) и компенсацию его затрат на выполнение договора. Такие действия преследуют несколько целей.
Во-первых, заказчик или покупатель получает возможность контролировать порядок образования цены. Во-вторых, исполнителю гарантирован доход сверх его затрат. В-третьих, это выгодно с налоговой точки зрения.
Именно поэтому инспекторы на местах предъявляют повышенный интерес к подобным соглашениям.
В чем налоговая выгода договора с возмещением затрат
Возмещение затрат осуществляется заказчиком или покупателем на основании документов, представленных второй стороной. Подобное условие может касаться компенсации расходов на доставку товара, затрат посредника на исполнение поручения, затрат арендодателя на оплату коммунальных платежей, командировочных расходов исполнителя и т. д.
Сумма компенсации не включается в состав выручки исполнителя.
Ведь в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указано, что при расчете налогооблагаемой прибыли не учитываются «доходы в виде возмещения затрат, произведенных иным поверенным за счет иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов поверенного». Соответственно, и суммы возмещаемых расходов отражаются в учете того, кто их компенсировал.
Что касается НДС, то сумма возмещения не облагается этим налогом (хотя иногда налоговики пытаются это оспорить). В облагаемую базу исполнителя попадает лишь основная цена сделки. Соответственно, в сравнении с единой ценой, общая сумма НДС к уплате (и вычету) по договору уменьшается.
Таким образом, договоры с компенсацией затрат выгодны прежде всего для исполнителя. Другая сторона, напротив, может потерять на налогах, если исполнитель не перевыставит входной НДС по компенсируемым затратам.
В НК РФ не определено, кто может предъявить к вычету входной НДС по возмещаемым расходам
НК РФ не содержит указаний на то, как исполнитель должен учитывать входной НДС по расходам, которые ему компенсируются. На практике по этому поводу сложилось два подхода.
Первый подход аналогичен посредническим договорам – право на вычет имеет лишь сторона, которая компенсирует затраты. То есть входной НДС должен быть перевыставлен заказчику вместе с другими документами, подтверждающими расходы. Учитывая, что этот способ прямо в НК РФ не прописан, иногда налоговики отказывают получателю такого перевыставленного НДС в вычете.
Однако суды не видят никаких противоречий в такой аналогии с агентскими сделками. Так, в постановлении от 25.05.09 № Ф09-3324/09-С3 Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал правомерным перевыставление счетов-фактур поставщиком покупателю по транспортным услугам.
По мнению суда, покупатель вправе применить вычет по таким счетам-фактурам. Аналогичные выводы содержат постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 19.05.09 № А53-10110/2008-С5-46, Центрального от 01.07.09 № А54-3828/2008С8 и от 29.04.
09 № А54-3250/2008С4 округов.
Второй подход, более рискованный, основан на том, что все требования для получения вычета соблюдены лишь у исполнителя договора, но не у заказчика. Действительно, это исполнитель оплачивает товары, работы, услуги и приобретает их в свою собственность, хотя и в целях выполнения договора с третьим лицом.
И это ему предъявляют контрагенты счета-фактуры с выделенной суммой НДС. При этом особенности исчисления этого налога (ст. 156 НК РФ) предусмотрены лишь для посреднических договоров. Если соглашение с условием компенсации затрат таковым не является, то к нему указанные нормы неприменимы.
Поэтому формально ничто не мешает исполнителю принять к вычету входной НДС.
Сложно сказать, насколько осуществим этот вариант на практике, так как в его пользу нам не удалось найти ни одного судебного решения.
Почему налоговики могут доначислить НДС с суммы компенсации
В зависимости от вида соглашений чиновники могут заявить, что сумма компенсации облагается НДС у исполнителя. Основной аргумент в пользу этой позиции в том, что возмещение затрат связано с оплатой реализованных товаров, работ или услуг. А такие суммы, согласно подпункту 2 статьи 162 НК РФ, увеличивают базу по НДС.
Подобное мнение по договорам возмездного оказания услуг высказано Минфином России в письмах от 02.03.10 № 03-07-11/37 и от 14.10.09 № 03-07-11/253. В отношении работ также есть подобное разъяснение, правда, довольно давнее – письмо Минфина России от 19.09.03 № 04-03-11/75.
Этому есть что возразить. При компенсации издержек не происходит передачи права собственности на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг. Кроме того, в пользу этой выгодной позиции есть и разъяснения все тех же чиновников.
Например, в отношении возмещения расходов арендодателя, если такая сумма не является переменной частью арендной платы (письма ФНС России от 04.02.10 № ШС-22-3/86 @ , Минфина России от 14.05.08 № 03-03-06/2/51, от 24.03.07 № 03-07-15/39).
Есть давние письма Минфина России, где он не возражает против отсутствия налога при компенсации транспортных услуг в договорах экспедиции (письмо от 30.03.05 № 03-04-11/69) и договорах поставки (письмо от 03.09.03 № 24-11/48103).
Суды в этом вопросе более последовательны. Чаще всего они встают на сторону налогоплательщика, исключая сумму компенсированных расходов из облагаемой базы по НДС по любому договору.
По мнению судов, компенсация издержек лица, оказывающего услуги по договору возмездного оказания услуг, направлена на погашение документально подтвержденных расходов.
Соответственно, она не может рассматриваться в качестве платы за товары, работы или услуги.
Более того, включение суммы компенсации в облагаемую базу по НДС противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, поскольку возмещение рассматриваемых расходов не создает добавленной стоимости.
Подобные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 18.08.05 № 1443/05, а также федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 30.04.09 № А56-31234/2008, от 25.08.08 № А42-7064/2007, Волго-Вятского от 19.02.07 № А17-1843/5-2006, Восточно-Сибирского от 10.03.06 № А33-20073/04-С6-Ф02-876/05-С1, Поволжского от 03.10.06 № А72-5959/05-6/450 округов.
Возмещение расходов не облагается НДС, даже если оно ошибочно указано с учетом налога
Посредническим договорам с условием о возмещении затрат налоговики уделяют особое внимание, требуя включать компенсации расходов в сумму вознаграждения посредников. Видимо, причина этого в частом использовании таких договоров в схемах налогового планирования.
Но подобные претензии судом не поддерживаются. Так, в постановлении от 26.02.
07 № А56-19948/2006 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что дополнительные расходы были понесены посредником для обслуживания имущества, принадлежащего комитенту, а не в собственных интересах.
Следовательно, компенсация этих расходов не может рассматриваться в качестве вознаграждения. Аналогичные выводы содержит и постановление федеральных арбитражных судов Московского от 19.11.07 № КА-А40/11709-07, Северо-Западного от 15.11.05 № А56-8757/2005 округов.
Причем такой вывод справедлив даже в случае, когда в счете-фактуре НДС по ошибке исчислен со всех сумм, причитающихся комиссионеру, – и с вознаграждения, и с компенсации. В частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 19.03.
07 № А31-384/2006-15 признал неправомерным требование инспекции уплатить налог в сумме, указанной в выставленном счете-фактуре.
Компания доказала, что должна была исчислить НДС только со своего вознаграждения, а возмещенные ей комитентом расходы не должны облагаться этим налогом.
Посредник может не подтверждать размер возмещаемых затрат
Поскольку компенсация не увеличивает налогооблагаемую прибыль посредника, но включается в расходы комитента, налоговики при проверке строго контролируют их размер и документальное оформление. Однако постановлением от 18.05.10 № 17795/09 Президиум ВАС РФ признал возможность не подтверждать первичными документами размер возмещаемых расходов, указанных в отчете.
В деле, рассмотренном судом, под фактическими расходами агента стороны договорились понимать долю затрат, понесенных им в течение месяца и отраженных в отчете за этот месяц. Эти суммы принципал и обязался компенсировать без изучения подтверждающих документов. Однако налоговики при проверке сочли размер такого возмещения не подтвержденным и отказали принципалу в учете расходов.
Президиум ВАС РФ указал, что каких-либо специальных требований к оформлению документов, подтверждающих затраты на оплату услуг агента, комиссионера или посредника, Налоговый кодекс не содержит.
Если договором не определено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (ст. 1008 ГК РФ). Но в анализируемом соглашении между сторонами был установлен перечень документов, которые агент должен прилагать к своему отчету.
При этом первичные документы, подтверждающие затраты агента по выполнению обязательств, в этом списке не поименованы.
В связи с этим Президиум ВАС РФ решил, что расходы принципала на компенсацию расходов агента обоснованы и документально подтверждены, несмотря на отсутствие первички. Но справедливости ради стоит упомянуть, что в этом деле стороны облагали суммы компенсации НДС, а агент учитывал их в своих доходах. Возможно, поэтому суд и встал на сторону налогоплательщика.
Налоговики могут признать компенсации необоснованным расходом у заказчика или покупателя
Заказчику или покупателю налоговики тоже могут предъявить претензии, заявив, что суммы возмещения не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Так, компенсации командировочных расходов сотрудников компании-исполнителя налоговики рассматривают как расходы на оплату труда.
Они ссылаются на положения статей 166–168 Трудового кодекса, 255 и 264 Налогового кодекса. Из них следует, что организация вправе возмещать затраты по командировкам только для штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры или коллективные соглашения.
На этом основании чиновники делают вывод, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация расходов по командировкам специалистов, числящихся в штате другой организации (письма Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723, от 19.12.06 № 03-03-04/1/844, УФНС России по г.
Москве от 29.12.08 № 19-12/121858).
Но суды указывают на возможность учета таких трат по другим основаниям. Например, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.10.
07 № А05-5368/2006-26). С возможностью учесть затраты на компенсацию издержек исполнителя согласились также в своих постановлениях федеральные арбитражные суды Уральского от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3, Московского от 21.09.09 № КА-А40/9252-09, Поволжского от 15.11.
07 № А55-632/2007 округов.
Кроме того, по мнению инспекторов, с компенсаций командировочных расходов сотрудников исполнителя необходимо удерживать НДФЛ (письмо Минфина России от 31.12.08 № 03-04-06-01/396).
Однако суды не соглашаются с такими выводами, отмечая, что эти расходы заказчик осуществлял не в интересах работников (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 01.09.09 № Ф09-6417/09-С3 и Северо-Кавказского от 07.08.08 № Ф08-4549/2008 округов).
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/2111-kak-otstoyat-vygodnyy-uchet-nalogov-podogovoram-susloviem-o-kompensatsii-rashodov