Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей — все о налогах

Минфин предложил отдать под контроль налоговиков платежи на 250 млрд рублей

К платежам, которые носят квазиналоговый характер относится в том числе экологический сбор

Максим Стулов / Ведомости

Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс все платежи, которые носят квазиналоговый характер.

Среди них – курортный, экологический, утилизационный сборы и отчисления в резерв универсального обслуживания операторов связи, перечислил замминистра финансов Илья Трунин (цитата по «Интерфаксу»). По данным Федерального казначейства, всего за 2017 г.

бюджет получил в виде таких платежей 221,1 млрд руб., больше всего за счет утилизационного сбора – 206 млрд руб. В 2018 г. поступления за счет него должны вырасти до 247 млрд руб., следует из закона о бюджете на 2018–2020 гг.

Мы предлагаем включить в кодекс те платежи, которые носят квазиналоговый характер и ничем не отличаются от налогов, передал Трунин «Ведомостям» через представителя, их конкретный перечень, правда, еще не определен.

Пока единой позиции у власти и бизнеса на эту тему нет, уточнил он (цитата по «Интерфаксу»). В таком подходе есть риски, связанные прежде всего с ответственностью плательщиков, спорит представитель Минэкономразвития.

Кроме того, есть много платежей, вопросы взимания которых еще нужно урегулировать, для этого уже подготовлен законопроект, напоминает он.

Первоначально чиновники хотели собрать воедино все неналоговые платежи, регламентировать введение новых и изменение существующих, вспоминает партнер EY Алексей Кузнецов. Еще летом 2017 г. Минфин и Минэкономразвития подготовили реестр таких платежей, а Минфин – законопроект, объединяющий их в отдельный кодекс.

Но в январе премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения об их включении в Налоговый кодекс. Отчитаться министерства должны были до 28 февраля. В марте первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что Минфин предложил определить три типа неналоговых платежей, а порядок их взимания описать в Налоговом кодексе.

В него могут быть включены шесть наиболее близких к налогам платежей, в том числе утилизационный и экологический сборы, уже до конца года, сообщал «Коммерсантъ».

Сейчас неналоговые платежи регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и администрируются разными ведомствами.

Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор администрирует Росприроднадзор, плату с операторов связи – ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор – ФНС и ФТС, перечисляет руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Всего подобных сборов более 90, и часто за их неуплату бизнес не штрафуют, а некоторые сборы – например, экологический – государство может взыскать только через суд, других процедур просто нет, рассказывает партнер Taxology Алексей Артюх.

Правильнее передать контроль ФНС, считает федеральный чиновник: у ведомств, отвечающих за сбор платежей, нет всех механизмов по работе в том числе с долгами – например, права блокировать счета, применять обеспечительные меры, – а налоговики могут приостанавливать операции по счетам и арестовывать имущество. Представитель ФНС переадресовал вопросы в Минфин.

Для бизнеса включение таких платежей в Налоговый кодекс решит вопросы, связанные с процедурой их взимания, считает Артюх.

[su_quote]

Сейчас компании сталкиваются со сложными бюрократическими процедурами, четко не прописанными правительством, рассказывает он, например, в системе контроля за движением большегрузов по федеральным трассам «Платон» нет подробного описания, как должны оспариваться решения оператора. Также мера поможет определить размер фискального бремени на бизнес, отмечает Зарипов.

Но негативных последствий больше, предупреждает Зарипов: бизнес ждет ужесточение контроля. Включение платежей в Налоговый кодекс влечет строгие меры: списание задолженности со счетов, их блокировка, штрафы и пени, уголовная ответственность.

Так, исходя из писем Росприроднадзора, ответственности за невыплату экологического сбора нет, но, если он попадет в Налоговый кодекс, штраф составит от 20 до 40% суммы долга, а пени – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ после месяца просрочки платежа, говорит Зарипов.

Нужно минимизировать рост налоговой и административной нагрузки – например, не применять санкции, предусмотренные в кодексе в отношении налогов, указывает Кузнецов.

Для бизнеса переход на новое администрирование может стать дополнительной нагрузкой, признает чиновник, надо подумать о переходном периоде на самые жесткие меры контроля. Нужно ограничить меры ответственности за неуплату, поддерживает представитель Минэкономразвития.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/03/755650-minfin-kontrol-nalogovikov

Шесть неналоговых платежей хотят внести в НК // Итоговый перечень подготовил Минфин

В Налоговом кодексе (НК) могут появиться шесть неналоговых платежей.

Это плата в систему «Платон», за негативное воздействие на окружающую среду, экологический, утилизационный (за транспортные средства) и курортный сборы, а также отчисления операторов связи.

Поступления от них в бюджет в 2017 году составили 255 млрд руб. О готовности Минфина внести эти платежи в НК рассказал «Коммерсант».

Платежи, которые должны попасть в НК, поступают в федеральные и региональные бюджеты, что отличает их от других сборов, которые поступают в учреждения, их взимающие. Так объясняет Минфин свой выбор шести платежей для внесения в кодекс. Когда именно они появятся НК, ведомство не уточняет. Администрировать платежи будет ФНС.

Еще одна причина — объем средств, которые бюджет получает от этих платежей. Например, за 2017 год от утилизационного сбора поступило 205,9 млрд руб. — самое большое поступление из всех шести платежей. На втором месте — плата с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам.

Она принесла бюджету 19,8 млрд руб. От платы за негативное воздействие на окружающую среду поступило 14,2 млрд руб., а от отчислений операторов связи — 13,8 млрд. Меньше всего принес бюджету экологический сбор (1,3 млрд).

Данных по курортному сбору пока нет, так как он будет введен с мая этого года.

Впрочем, это не единственные неналоговые платежи, которые могут попасть в НК. Минфин не исключает, что следующим шагом станет установление в кодексе патентных пошлин, платы за сведения из госреестров, платежа при маркировке алкоголя и табака и других.

Наконец, есть еще ряд платежей, которые Минфин также хочет урегулировать, но не внесением в НК, а принятием отдельного закона об их регулировании.

Среди них — плата за госэкспертизу, плата бюджетным учреждением за услуги и разные платежи на региональном и муниципальном уровне.

Дополнительно к закону будет составлен перечень неналоговых платежей, и после июля 2020 года платежи, которых нет в этом списке, взиматься не будут.

Вопрос о платежах, которые носят фискальный характер, но не установлены в НК, обсуждается уже давно. Например, в 2016 году Конституционный суд три раза решал вопрос об их законности. В частности, КС признал взносы за капремонт, установленные Жилищным кодексом, соответствующими Конституции.

КС решил, что взносы — не налоги, не сборы, а обязательные платежи, которые не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты конкретных работ (см. здесь).

Также КС признал законность платежей в системе «Платон» и не стал рассматривать запрос группы депутатов Госдумы, просивших признать поправки о торговом сборе неконституционными (см. здесь).

Источник: https://zakon.ru/Discussions/shest_nenalogovyh_platezhej_hotyat_vnesti_v_nk__itogovyj_perechen_podgotovil_minfin/73018

Минфин внес «кодекс неналоговых платежей» в правительство

Часть неналоговых платежей будет отменена, а введение новых и повышение ставок существующих станет более предсказуемым и экономически обоснованным.

Как стало известно «Российской газете», минфин внес в правительство разработанный совместно с минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах (к ним относятся утилизационный сбор, плата за возмещение вреда дорогам с большегрузов и так далее). Это рамочный закон, он станет основой «кодекса неналоговых платежей».

Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности.

В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал «РГ» директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

Все они рассматривались на заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей, которую возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин. «Это не исчерпывающий список, так как существуют еще региональные платежи, перечни которых также должны быть составлены по каждому субъекту РФ, — пояснил Вадим Живулин.

— В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы. Это снизит общую неналоговую нагрузку и сделает правила взимания публичными, открытыми и понятными».

После 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальные реестры

Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

После того, как документ примет Госдума во втором чтении, будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей, сообщили «РГ» в пресс-службе минфина.

Движимое имущество не будет облагаться налогом

Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования.

Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей.

Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, — возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

По словам Вадима Живулина, при подготовке законопроекта были учтены основные замечания бизнеса, такие как установление четких критериев отнесения платежей к «обязательным», закрепление обязанностей органов, администрирующих платежи, и плательщиков, а также придание деятельности по систематизации обязательных платежей публичного характера (формирование интерактивного реестра).

Бизнес-объединения неоднократно говорили о необходимости упорядочить неналоговые платежи и описать, как они вводятся. Это стало одним из главных предложений в перечне из 25 пунктов, которые в феврале «большая четверка» (ТПП, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России») передала в правительство для включения в план роста экономики до 2025 года.

Мишустин: Налоговые поступления в федеральный бюджет выросли на треть

Однако законопроект охватывает лишь те платежи, чей характер близок к налогам и сборам, а затраты на выполнение обязательных требований (наподобие организации хранения данных операторами связи по антитеррористическим поправкам) под данное в проекте определение не подпадают, говорит президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин.

Он считает, что в «пакете» с законом о неналоговых платежах нужно изменить процедуру принятия актов, вводящих дополнительные требования к бизнесу: разработчик должен в обязательном порядке предоставлять расчеты, во сколько может обойтись его инициатива. Сейчас он обязан лишь просчитать последствия для федерального бюджета.

«Было бы логичным сделать в этом смысле процедуру принятия нормативно-правовых актов более качественной в рамках Года предпринимательства, который планируется объявить в 2018 году, — считает Александр Калинин.

— Причем оценка дополнительной нагрузки на бизнес должна стать обязательной для всех субъектов законодательной инициативы, включая Госдуму и региональные законодательные собрания, а не только для правительства или отдельных ведомств».

Источник: https://rg.ru/2017/09/04/minfin-vnes-kodeks-nenalogovyh-platezhej-v-pravitelstvo.html

Минфин попросит не включать неналоговые платежи в Налоговый кодекс

Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК.

Читайте также:  Позиция вс рф в 2015 году: ндфл с премии можно перечислить с "зарплатным" налогом - все о налогах

Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства.

Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года.

Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).

Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.

[su_quote]

Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса, пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей.

А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания.

Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.

Два варианта

Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

«Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс.

показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».

Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.

Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются.

Здесь нужен отдельный закон.

Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.

Боязнь налоговых санкцийУ каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития.

«Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства.

С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин.

«Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д.

, будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.

В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи.

Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК.

Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.

«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.

Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится.

Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться.

На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.

«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.

Зачем нужен свой реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень.

В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д.

Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб.

, сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП.

Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих.

Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года.

Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

[su_quote]

В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами.

По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей.

«А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.

В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию.

Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов.

При подготовке госбюджета на 2018–2020 годы бизнес жаловался на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки.

Екатерина КОПАЛКИНА

Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10234530

Неналоговые платежи: особенности, виды и последние изменения в законодательстве

Неналоговые платежи являются объектом пристального внимания со стороны государства. В ближайшем будущем в этой системе планируется навести полный порядок – унифицировать неналоговые выплаты, закрепить единые принципы их формирования и взимания.

Часть платежей отменят. Появление новых платежей и повышение ставок уже действующих станет более экономически обоснованным. В данной статье поговорим о том, что представляют собой неналоговые платежи и как они изменились на законодательном уровне.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Чем различаются налоговые и неналоговые платежи.
  • Что включается в неналоговые платежи.
  • Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес.
  • Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания.
  • Как разрабатывается реестр неналоговых платежей.
  • На какие неналоговые платежи распространяется мораторий.
  • Будет ли создан кодекс неналоговых платежей.

Чем различаются налоговые и неналоговые платежи

В России существуют и налоги, и неналоговые платежи. При этом, опираясь на Налоговый кодекс РФ, проблематично четко разграничить эти два вида платежей.

Сейчас юридическим критерием отличия налогового от неналогового платежа является признак нормативно-отраслевого регулирования, в соответствии с которым налоговые обязательства регламентируют нормы Налогового кодекса РФ, а неналоговые – нормы других правовых отраслей. Остановимся более подробно на различии между налоговым и неналоговым платежом.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Уплата налога – это обязанность, которая появляется всегда, если есть объект налогообложения. Устанавливает и вводит налог закон, а значит, уплачивать его нужно в принудительном порядке на безвозмездной основе. Данный вид платежа абстрактен, и целевое назначение у него отсутствует.

Пошлину или сбор уплачивают, чтобы достичь определенных интересов и целей. Те, кто вносят пошлину или сбор, – это лица, которые обращаются в специальные учреждения для получения нужных им услуг. С теоретической точки зрения пошлины и сборы взимаются с целью покрытия расходов органа, который несет их при выполнении своей деятельности. В данном случае нет ни убытков, ни чистой прибыли.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Неналоговые платежи бывают четырех видов. К неналоговым платежам относятся:

  1. Оплата предоставления разного рода услуг. Граждане вносят в пользу государства определенную сумму с целью получить право пользования или деятельности, а также обеспечить выполнение госорганами каких-либо действий. В качестве примера можно привести гербовые сборы или сборы за клеймение измерительных приборов.
  2. Платежи за пользование объектами федеральной собственности и собственности российских субъектов. Иными словами, это компенсация за пользование ресурсами (уплата за воду, лесной доход, рыболовецкий сбор).
  3. Платежи-штрафы. Граждане уплачивают в пользу государства определенные суммы при нарушении законодательных норм. Примеры: штрафы административного характера, выручка от продажи конфискованного имущества.
  4. Поступления от реализации ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности российских субъектов. Это государственные займы, государственные краткосрочные обязательства и доходы от приватизации.

То есть налоги являются принудительными сборами, которые граждане РФ уплачивают государству. Налоги не плата за определенные услуги госорганов. В этом и заключается отличие налоговых платежей как от пошлины, так и от государственных частных и правовых доходов.

  • Финансовая модель компании: разработка и внедрение
Читайте также:  Сдавать ли нулевой 6-ндфл за 9 месяцев? - все о налогах

Для чего предусмотрены неналоговые платежи

Налоговая система РФ, безусловно, нуждается в усовершенствовании, так как в последние несколько лет наблюдается довольно сложная геополитическая обстановка. Из страны в больших масштабах уходит капитал, цены на энергоносители снижаются, вводятся двусторонние санкции, а рубль стремительно ослабевает.

Если сравнить Россию с другими государствами, налоговая нагрузка у нас существенно выше. Согласно информации МВФ, она превышает показатели стран БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, где налоговая нагрузка больше, чем в РФ).

Все это говорит о неблагоприятной налоговой обстановке в России.

Проблемы в финансовой и экономической отрасли явно указывают на то, что следует формировать эффективную налоговую политику. Этими вопросами в данный момент озабочены и органы законодательной и исполнительной власти, и научное и экспертное сообщества.

Нужно выработать четкие эффективные механизмы налоговой политики, за счет которых экономическая система России могла бы стабилизироваться. При этом должны решаться социальные и экономические проблемы в стране и, конечно, создаваться благоприятные налоговые условия для ведения бизнеса.

Необходимо сформировать согласованную налоговую систему, в рамках которой в бюджет могли бы стабильно и в достаточном количестве поступать средства, а предприниматели и население были настроены на созидательную деятельность.

Сегодня в соответствии с налоговой политикой РФ вводится немало эффективных мер для улучшения ситуации. Но очевидно, что выстроить эффективную, стабильную, справедливую систему налогообложения тем не менее очень сложно.

Налоговая система в России должна способствовать не только качественному росту уровня налогового администрирования. Она должна стимулировать активизацию бизнес-процессов и легализацию теневого экономического сектора.

Именно поэтому мысль о том, что бюджетные доходы можно повысить не многолетними манипуляциями с изменением налоговых ставок, механизмом взимания, налогового администрирования, а увеличением деловой активности и ростом промышленного производства, совершенно справедлива.

При этом у инструмента финансирования под будущие налоговые поступления неплохие перспективы для повышения бизнес-активности, и им успешно пользуются во всем мире.

Можно сказать, что государство занято решением двух важных задач – сбором и грамотным распределением полученных благ в соответствии с целями, которые достигаются при реализации фискальной функции налогов. Если грамотно реализовывать фискальную функцию, государство станет финансово стабильным. Кроме того, укрепится действующая общественно-политическая структура.

Следует подчеркнуть, что социально-экономические задачи не всегда решаются при помощи доходной части бюджета. Нередко затраты несут третьи лица, а государство при этом также гарантирует свои обязательства.

В качестве примера можно привести оплату больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем, предусмотренную на законодательном уровне. Оплата для работодателя обязательна, и государство никак не компенсирует ему затраченные средства.

При этом данный платеж не является налоговым, и подобных выплат в российском законодательстве очень много. Таким образом, в современном Налоговом кодексе РФ нет платежей, которые появляются в рамках отношений, которые регулирует не налоговое законодательство, а иные нормативные документы, служащие основанием для их взимания.

При этом такие действия являются обязательными к исполнению. За невыполнение предусмотрены различные санкции, перечисленные, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ.

На основании этих правовых актов контролирующие ведомства могут применять по отношению к нарушителям различные санкции, приостанавливать или закрывать бизнес. Такие платежи – несколько иная форма исполнения налогоплательщиком обязательств перед государством, которое благодаря этому достигает своих целей и решает необходимые задачи.

Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных, местных бюджетов и целевых фондов дополнительно способствует устойчивости финансовой системы государства за счет источников, на которые не так сильно влияют экономические колебания.

С учетом вышесказанного можно отметить, что неналоговые платежи являются возмездными и безвозмездными выплатами, которые появляются в рамках отношений, которые не регулирует Налоговый кодекс РФ.

Неналоговые платежи делают как организации, так и индивидуальные предприниматели в пользу третьих лиц, включая органы государственной власти. Сумму платежей устанавливают различные государственные нормативные акты разных уровней власти.

[su_quote]

При нарушении обязательств по платежам уполномоченные ведомства могут наложить ограничения на ведение бизнеса или полностью закрыть его.

Таким образом, неналоговые платежи характеризуются следующими признаками:

Мнение эксперта

Количество неналоговых платежей только увеличивается

Павел Гагарин,

председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва

Неналоговых платежей становится все больше. В данный момент их число приближается к 70. В 2017 г. сумма сбора за проезд тяжелых грузовых машин по трассам федерального значения составит для перевозчиков 20 млрд рублей. В общей сложности нагрузка по неналоговым платежам будет равна 700 млрд рублей.

Что входит в неналоговые платежи

Обязательные неналоговые платежи – это:

  • несистемным характером закрепления видов и порядка уплаты (в отличие от налогов, виды и порядок которых обозначены в Налоговом кодексе РФ);
  • обязательностью наличия определенного комплекта документации у хозяйствующего субъекта;
  • возможностью проведения проверок;
  • нерегулярным характером вливания в бюджет из-за непрогнозируемых обстоятельств, так как плательщики, как правило, могут самостоятельно решить, стоит ли пользоваться услугой, которую предлагает государство, или нет (к примеру, если их не устраивает цена на эту услугу). У налогоплательщиков такого права нет.
  • 22 способа оптимизации налогов организации
  1. экологические платежи;
  2. оплата работодателем первых трех дней болезни работника;
  3. обязательные выплаты на обеспечение противопожарной безопасности;
  4. парафискалитеты;
  5. страховые взносы;
  6. платная парковка;
  7. платежи за спецоценку трудовых условий;
  8. оплата мероприятий по охране трудовой деятельности;
  9. платежи за обязательные медосмотры и диспансеризацию работников;
  10. обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами госвласти и государственных внебюджетных фондов;
  11. покупка контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход);
  12. платежи в санэпидстанцию;
  13. платежи правообладателям за использование произведений;
  14. патентные платежи;
  15. платежи за сертификацию;
  16. платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности;
  17. затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (Закон «О защите прав потребителей», воинский учет, экологический, кадровый учет, Закон «О персональных данных», Закон «О противодействии терроризму» и др.);
  18. утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т. ч., например, охране труда и др.

Приведенный выше список, сформированный на основе нормативных документов, – не полный. Все обозначенные платежи достаточно сильно влияют на фискальную нагрузку бизнеса, в особенности среднего и малого.

Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес

Фактически почти у каждого государственного ведомства есть определенные коммерческие структуры, которые отвечают их конкретным требованиям и являются аккредитованными при них.

Эти структуры оказывают разного рода услуги или готовят проверки, проводимые данными ведомствами (речь здесь может идти, к примеру, об установке и обслуживании пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС).

Все это очень сказывается на финансовом состоянии организаций, в особенности тех, что работают в малом предпринимательском сегменте, и формирует условия, в которых бизнес практически не может работать в соответствии с нормативными актами. Из-за этого возникает коррупция, а бизнес уходит в тень.

Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2096-nenalogovye-plateji

Шесть новых налогов

БОСС-политика | Сюжет месяца/Налоги
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Минфин намерен включить в Налоговый кодекс шесть новых платежей.

Новые основания для уголовной ответственности

Генеральный директор компании «Ваш финансовый партнер» Игорь Пономарев поясняет, что шесть наиболее близких к налогам платежей могут быть включены в Налоговый кодекс. Вероятно, это произойдет уже в текущем году, замечает он. «Инициатором выступает Минфин, — подчеркивает эксперт. — Но характерно то, что ситуацию там практически не комментируют. Во всяком случае, пока».

О каких именно платежах идет речь?

Во-первых, плата в систему «Платон». Во-вторых, плата за негативное воздействие на окружающую среду. В-третьих, экологический сбор. В-четвертых, утилизационный сбор (за транспортные средства). В-пятых, курортный сбор. В-шестых, отчисления операторов связи.

«Поступления от них в бюджет в 2017 году составили ни много ни мало 255 млрд рублей, — замечает Пономарев, — что, на наш взгляд, является основной причиной инициативы Минфина. Самое большое поступление из всех шести платежей — это поступление утилизационного сбора: всего собрано 205,9 млрд рублей.

На втором месте — плата с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам. „Платон“ принес бюджету 19,8 млрд рублей. От платежей за негативное воздействие на окружающую среду поступило 14,2 млрд рублей, а от отчислений операторов связи –13,8 млрд. Меньше всего принес бюджету экологический сбор (где-то 1,3 млрд).

Данных по курортному сбору пока нет по объективным причинам, так как он будет введен с мая этого года».

Внесение этих сборов в Налоговый кодекс означает их передачу Налоговой службе, уточняет он. Авторы идеи считают, что переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить платежную дисциплину. «И это вторая причина того, зачем Минфин запланировал осуществить этот маневр, — подчеркивает Пономарев. — К примеру, в прошлом году из 6,5 млрд рублей экологического сбора удалось собрать менее четверти».

Третья причина, по его мнению: платежи, которые должны попасть в НК, направляются в федеральные и региональные бюджеты, что отличает их от других сборов, поступающих в учреждения, их взимающие.

«Минфин, — говорит эксперт, — в этом решении видит предсказуемость для бизнеса, поскольку до сих пор такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум. Закрепление же неналоговых платежей в федеральном законе потребует внесения в него поправок, что само по себе процесс небыстрый и дает время хоть как-то подготовиться.

Другими словами, предполагается, что таким образом повысится предсказуемость изменения размера этих платежей, ибо они будут регулироваться по правилам налогового законодательства».

Впрочем, отмечает Пономарев, это не единственные неналоговые платежи, которые могут попасть в Налоговый кодекс. Минфин не исключает, что следующим шагом станет установление в кодексе патентных пошлин, платы за сведения из госреестров, платежа при маркировке алкоголя и табака и других.

Кроме того, есть еще ряд платежей, которые Минфин также хочет урегулировать, но не внесением в Налоговый кодекс, а принятием отдельного закона об их регулировании.

Среди них — плата за госэкспертизу, плата бюджетным учреждениям за услуги и разные платежи на региональном и муниципальном уровне.

Дополнительно к закону, подчеркивает эксперт, планируется составить перечень неналоговых платежей, и после июля 2020 года платежи, которых нет в этом списке, взимать якобы перестанут.

«Если объединить три вышеобозначенные причины, — замечает он, — то власти в условиях ухудшения экономической обстановки и всех вытекающих из этого факта последствиях таким вот традиционным способом пытаются решить задачу повышения доходов бюджета.

Точка зрения предпринимателей такова, что инициатива Минфина как минимум не вызывает восторга, а как максимум — это справедливое опасение роста административной и фактически налоговой нагрузки. В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 70 до 80.

Торгово-промышленная палата оценивает их объем в 1% ВВП, а это более 800 млрд рублей!»

Если отталкиваться от последних веяний в области взаимоотношений бизнеса и фискалов, поясняет Пономарев, администрирование неналоговых платежей налоговыми органами автоматически означает появление уголовной ответственности за неуплату. К примеру, станут возможными блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей.

Читайте также:  Нюансы заполнения декларации по налогу на имущество - все о налогах

Долго готовились

Член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин напоминает, что работа по анализу неналоговых платежей ведется с 2014 года, были даны два ключевых поручения президента РФ и Правительства РФ, проводилась работа по анализу существующих и предлагаемых к введению неналоговых платежей.

Вместе с тем в ходе работы Минэкономразвития России в 2015 году, по его словам, было рассмотрено около 70 неналоговых платежей, по ряду из них приняты плановые решения.

«По экспертному мнению, в России действует в той или иной форме до 200 неналоговых платежей (в зависимости от понимания сущности неналоговых платежей), — подчеркивает Юдкин.

— Однако в базовых плановых документах финансового планирования — основных направлениях налоговой и бюджетной политики на периоды 2017–2019 и на 2018–2020 годов — не просто не сообщается о примерном количестве неналоговых платежей, но и не дается даже ключевых характеристик такого важного финансового механизма».

Бизнес-объединения, замечает он, регулярно предлагают ускорить работу по неналоговым платежам и учитывать их при анализе фискальной нагрузки на бизнес. По некоторым оценкам, неналоговые платежи могут составлять в конкретных случаях до 70% от всех обязательных выплат, осуществляемых хозяйствующими субъектами.

«Стóит также указать на сохраняющееся отсутствие хотя бы методического определения понятия и сущности неналоговых платежей, что не позволяет провести их формализованный и обоснованный анализ», — говорит Юдкин.

В 2017 году Минфин России осуществил попытку по разработке Федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, однако, не дошел до этапа внесения в Государственную думу.

Законопроект версии 2017 года, по его словам, во многом посвящался юридической технике и процедуре подготовки нормативных правовых актов, регулирующих неналоговые платежи. Фактически это был пример «закона о законах», но не закона, регулирующего вопросы финансовой политики.

Не обнаруживались в документе и общие экономические принципы регулирования неналоговых платежей.

«В любом случае работа по преодолению бессистемности в области неналоговых платежей перешла на плановый уровень, — замечает эксперт, — и была оформлена дорожной картой от 9 августа 2017 года по систематизации неналоговых платежей, в которую задним числом вписали мероприятия от 2016 года. Дорожная карта, однако, не сообщает, должен ли закон о неналоговых платежах быть самостоятельным или вносить изменения в Налоговый кодекс РФ».

Можно предположить, считает он, что положения ранее разработанного законопроекта «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в большинстве своем войдут в положения Налогового кодекса РФ. В первую очередь будут перенесены положения по правам плательщиков и администрирующих органов и некоторые вопросы информационной работы.

Положительная сторона от внедрения в корпус Налогового кодекса РФ, по мнению Юдкина, состоит в адаптации администрирования неналоговых платежей к общим правилам администрирования налогов, а также возможном распространении на них правил налогового контроля, основанного на общих правилах. Это позволит адаптировать практику защиты прав плательщиков неналоговых платежей к практике защиты прав налогоплательщиков.

Негативная же сторона решения о переносе регулирования неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ — в распространении на эту сферу того же механизма юридической ответственности, более тяжелой, чем это предусмотрено в соответствующих неналоговым платежам отраслях законодательства.

«В любом случае необходимо решить три стратегически значимых вопроса, — напоминает эксперт.

— Первый: сколько неналоговых платежей нуждается в систематизации на федеральном уровне и почему именно они? Второй: каким образом должно регулироваться установление ставок неналоговых платежей и может ли оно быть четко урегулировано без предоставления «вилок» или усмотрения органам власти? Третий — каким образом будет осуществляться управление неналоговыми платежами — профильными органами власти или налоговым органом?»

Работа для штатных юристов

Евгений Жаров, адвокат, эксперт по защите бизнеса компании «Объединенные консультанты ФДП», считает, что, несмотря на протесты бизнеса, шесть неналоговых платежей скоро станут отдельной главой Налогового кодекса. «Речь идет, в частности, об утилизационном и экологическом сборах.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты.

[su_quote]

Из 6,5 млрд рублей платежей за год собрано менее четверти. С внесением платежей в Налоговый кодекс обязанности по их сбору перейдут к ФНС.

Они будут подчиняться порядку учета и администрирования, установленному в НК».

По его мнению, многим компаниям придется навести порядок в системе неналоговых платежей. Теперь на них будут распространяться не только все требования налогового кодекса, но и вся ответственность за неуплату.

«К примеру, станет возможной блокировка счетов, а значит, приостановка работы компаний, уголовное преследование и взыскание задолженности с учетом персональной ответственности директоров и владельцев, — уточняет эксперт.

— Контроль за платежами войдет в состав налоговых проверок. Появится четкий механизм возврата переплаты, но также и возможность начала процедуры банкротства за неуплату.

Оспаривание претензий к порядку исчисления платежей будет организовано по правилам Налогового кодекса».

Поэтому, подчеркивает Жаров, для эффективной работы штатные юристы должны будут разбираться одновременно и в экологическом, и в налоговом законодательстве. Новую квалификацию придется освоить и бухгалтерам. Необходимо будет привлекать консультантов и адвокатов, которые обладают актуальными знаниями экологического и налогового права.

«Экологические и утилизационные платежи были компромиссом для бизнеса, потому что не подчинялись жесткому администрированию, — напоминает адвокат. — Теперь, как и в ситуации с передачей пенсионных взносов в налоговые органы, российский бизнес ждет новая волна банкротств. Статистика обжалования налоговых проверок говорит не в пользу налогоплательщиков.

Потребуются новые инструменты защиты бизнеса». 

Источник: https://www.bossmag.ru/archiv/2018/boss-04-2018-g/shest-novyh-nalogov.html

Неналоговые платежи в 2018 году

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.<\p>

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.

Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей.

Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Впервые опубликовано на kontur.ru

Источник: https://fingu.ru/blog/nenalogovye-platezhi-v-2018-godu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]