Минфин занялся страховыми взносами: что изменится в схемах
С нового года страховые взносы исчисляют, уплачивают и проверяют по новым правилам. Плательщики привыкают к установленному кодексом порядку, ищут сходство и различия по сравнению с прежним.
К июню вышло несколько разъяснений Минфина и ФНС России. Чиновники обратили внимание на выгодные и невыгодные для плательщиков взносов изменения. Необходимость в разъяснениях возникла из-за неясности переходных положений закона и изменений в судебной практике. Мы рассмотрели, в чем заключаются новшества и как они отразятся на способах оптимизации страховых взносов.
Социальная природа и предназначение прежние, а нормы новые
Начинается новая жизнь страховых взносов по НК РФ с того, что они полностью отделены от начислений до 2017 года. Плательщики взносов, лицевые счета остались те же. Но администрируют «старые» и «новые» взносы по разным правилам. На это обратил внимание Минфин России в . И объяснил причины пяти «нельзя» в зачетах взносов.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет текущих платежей. Налоговые органы не вправе принимать решение о судьбе переплат по взносам, относящимся к периоду до 2017 года. Контролируют исчисление и уплату этих сумм и принимают решение о возврате ПФР и ФСС России (, ч. , ст.
21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ). Но фонды не контролируют исчисление и уплату страховых взносов за 2017 год ( ст. 30 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ).
А значит, прошлые переплаты зачесть в счет текущих платежей не получится, хотя записи проходят по тем же лицевым счетам.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет погашения прошлой недоимки. Федеральные законы и не позволяют ПФР и ФСС России принять решение о зачете излишне уплаченных до 2017 года сумм в счет погашения недоимки прошлых лет.
При этом если недоимка есть, то и вернуть излишне уплаченные суммы не получится. В этом случае ПФР и ФСС России не вправе принимать решение о возврате переплаты ().
Таким образом, чтобы вернуть прошлую переплату, сначала надо погасить недоимку.
За просрочку уплаты страховых взносов страховщик заплатит пени. В отношении бюджета и внебюджетных фондов кодекс установил такое же требование (, НК РФ). Но за несвоевременный возврат переплаты, возникшей до 2017 года, проценты фонды и налоговые органы не начислят. этого не предусматривает.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки прошлых периодов. Недоимки по прошлым периодам взыскивают налоговые органы (). Они же проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды с 1 января 2017 года.
Но если у компании возникнет переплата в текущем периоде, то зачесть ее в счет погашения недоимки прошлых лет нельзя. Такое решение налоговые органы принять не вправе, так же как и ПФР или ФСС России.
Переходные положения Федеральных законов и не позволяют сделать это.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет платежей в другой фонд. Кодекс запретил зачет между разными фондами. Излишне уплаченные взносы можно зачесть только по тому же фонду, в который их перечислили, или вернуть ().
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки текущего периода по тому же фонду. Минфин России напомнил, что статьи и НК РФ не позволяют зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки по тем же взносам. Сумму излишне уплаченного взноса можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в тот же фонд ( ст. 8, п. , ст. 78 НК РФ).
Заморозят ли счет за опоздание с расчетом, еще не определились
Основания, по которым налоговики вправе заморозить операции по расчетному счету, перечислены в НК РФ. Одно из них — несвоевременное представление деклараций (). Плательщики страховых взносов относятся к лицам, на которых нормы о блокировке счета распространяются (). Но вывод, что за несданный расчет по страховым взносам счет заморозят, не очевиден.
По мнению ФНС России (), имеющихся норм достаточно, чтобы обосновать блокировку счета.
Минфин России придерживается иной позиции (). Налоговая декларация и расчет по страховым взносам — разные документы. А значит, буквальное прочтение нормы () не позволяет применить ее к плательщикам страховых взносов.
Какое мнение верно?
В данном случае более обоснована позиция Минфина России. Верховный суд РФ также исходил из буквального прочтения нормы при разрешении спора из-за непредставления квартальных и полугодовых расчетов по налогу на прибыль ().
Суд указал на закрытый перечень документов в норме. И сделал вывод, что норму нельзя применить в случаях, когда не представлены иные документы, предусмотренные кодексом.
Свое решение Судебная коллегия по экономическим спорам приняла с учетом позиции Пленума ВАС РФ ().
Если основываться на выводах Судебной коллегии, то налоговикам можно указать на ограниченность нормы.
Остается риск, что Верховный суд РФ в будущем приравняет налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и примет решение в пользу проверяющих. Но такое решение, чтобы не противоречить более раннему, возможно только в отношении годовых расчетов. А промежуточные не должны подпадать под действие нормы.
Нулевые расчеты не нужны, только если нет права платить зарплату
Минфин и ФНС России сходятся во мнении, что нужно представлять расчеты, даже если нет выплат в пользу физических лиц (письма , ). Кодекс не освобождает от обязанности представлять расчет компании, которые не делали выплат физлицам в отчетном периоде. В этом случае нужно представить расчет с нулевыми показателями.
Контролеры объяснили, почему это важно самим плательщикам. Расчеты с нулевыми показателями позволяют отделить плательщиков без выплат в пользу физлиц от плательщиков, которые нарушают срок для представления расчетов. Правонарушители заплатят штраф. Его сумма (при нулевом расчете) составляет 1 тыс. рублей ().
На требование о нулевых расчетах стоит обратить внимание компаниям с обособленными подразделениями. По месту их нахождения тоже нужно отчитываться по выплатам в пользу физических лиц ().
Если по какой-либо причине расчеты с работниками филиалов и представительств ведет головная компания, но подразделение имеет право выплачивать зарплату, возможны споры с налоговиками при непредставлении нулевых расчетов.
Предприниматели с расходами стали более выгодными участниками схем
С прошлого года постепенно суды решают вопрос о размере взносов предпринимателей. Конституционный суд РФ в сделал вывод о том, что страховые взносы предприниматели на общей системе налогообложения должны исчислять с учетом профессиональных вычетов. Это решение суд принял в период действия и в отношении норм ()*.
На основании выводов Конституционного суда РФ предприниматели на общем режиме налогообложения пытаются снизить исчисленные в ПФР взносы за прошлые периоды. Есть решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в пользу предпринимателя (). Несколько дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения в коллегию (определения , ).
Тема получила развитие. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными выводы суда кассационной инстанции по делу предпринимателя на упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (). Спор также шел о взносах, начисленных в соответствии с .
Суд решил, что принцип определения объекта налогообложения у таких упрощенцев аналогичен плательщикам НДФЛ. А значит, доход в размере 300 тыс. рублей, после которого предприниматель должен уплачивать взносы в размере 1 процента в ПФР, нужно определять с учетом расходов.
При этом коллегия сослалась на выводы Конституционного суда РФ.
Еще несколько аналогичных дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения коллегии ( (объект налогообложения учитывает расходы), (нет информации об объекте налогообложения)).
НК РФ предусматривает расчет страховых взносов с учетом профессиональных вычетов у предпринимателей, уплачивающих НДФЛ ( п. 9 ст. 430, ст. 210 НК РФ). Но в отношении спецрежимников аналогичный порядок закон не установил (). Такие плательщики исчисляют страховые взносы за себя исходя из:
- денежного выражения всего полученного дохода — при УСН и уплате ЕСХН ( ст. 346.5, НК РФ);
- вмененного дохода — при уплате ЕНВД ();
- потенциально возможного годового дохода в расчете на количество месяцев работы — при патентной системе налогообложения (ст. , НК РФ).
Выводы Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в деле об упрощенце () позволяют спорить и о размере взносов по нормам НК РФ. Позиция у упрощенцев, учитывающих расходы при исчислении налога, более сильная, чем у других спецрежимников, включая упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».
Но выводы Конституционного суда РФ об экономической обоснованности расчетной базы по страхованию позволяет надеяться на положительное решение по спорам. Иначе баланс публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности нарушится.
Кроме того, социальное страхование будет носить дискриминационный характер в отношении спецрежимников, исчисляющих налоги с вмененного или полного дохода.
Минфин, как и Минтруд, против схем с социальными выплатами
Минфин России выпустил несколько разъяснений об обложении взносами выплат, которые не относятся к оплате труда работников. В частности, несколько таких выплат он рассмотрел в .
Общий смысл таков. НК РФ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Если выплата прямо там не указана, то страховые взносы нужно начислять.
Такие же разъяснения содержат письма , , .
В соответствии с выводами Минфина России в базу для исчисления страховых взносов попадает оплата:
- дополнительного дородового отпуска и пособия работникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
- выходных дней за участие в добровольной народной дружине;
- нерабочих дней по семейным обстоятельствам;
- стоимости медикаментов и лечения работников (кроме выплат, названных в НК РФ).
А также компенсации работникам:
- стоимости санаторно-курортных или туристических путевок;
- проценты за задержку зарплаты;
- за расторжение договора до истечения срока предупреждения об увольнении;
- в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Эти разъяснения повторяют выводы Минтруда России по аналогичным вопросам. Например, в вопросе об оплате компенсаций за задержку заработной платы () или стоимости путевок на санаторно-курортное лечение (письма , ).
Но судебная практика часть из данных выплат вообще не относит к объекту страхования или же исключает из базы для начисления страховых взносов.
Например, компенсацию за задержку заработной платы суды считают видом материальной ответственности работодателя, а не выплатой по трудовому договору (, , , округов и др.).
А компенсацию стоимости санаторно-курортных или туристических путевок, оплату медикаментов и лечения, доплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами и детьми в возрасте до трех лет относят к выплатам социального характера (, , , , , округов, определения Верховного суда РФ , , ).
Праздничные премии — объект, пока они не стали подарком
Чиновники двух ведомств пришли к согласию и в вопросе о подарках. Если компания передает их по гражданско-правовому договору, то начислять страховые взносы не нужно. В этом случае не возникает объект обложения на основании статьи 420 НК РФ (, (), ).
Минфин предлагает включать в базу по социальному страхованию премии к праздникам, поскольку они также не перечислены в НК РФ ().
Но суды принимают решение в пользу плательщиков страховых взносов, если такие выплаты не входят в систему оплаты труда (определения Верховного суда РФ , , , округов). Есть еще один довод в пользу такого прочтения.
Если рассматривать премии к праздникам и юбилеям как подарки в денежной форме, то начислять на них взносы не надо.
Закон требует письменную форму договора дарения только для подарков стоимостью выше 3 тыс. рублей ().
Минтруд России разъяснял, что подарки меньшей стоимости можно передавать без заключения договора. Страховые взносы при этом начислять не нужно ().
ФАС Поволжского округа согласился, что форма соблюдена, если работодатель издал приказ, а работник расписался в ведомости о получении подарка ().
Но нельзя допускать, чтобы подарки относились к системе оплаты труда. В этом случае выплаченные средства входят в базу для начисления страховых взносов (, , округов).
На совете директоров сэкономить не получится
В отношении выплат членам совета директоров мнение Минфина России (письма от 27.02.17 , ) расходится с позицией Минтруда России (письма , ). Но разъяснения Минфин России дал с учетом выводов Конституционного суда РФ (определения , ).
Суд оценил правовую природу выплат с учетом конституционного права участников корпоративных отношений на социальное обеспечение. Члены совета директоров, ревизионной комиссии, секретарь совета директоров могут выполнять свои обязанности как в рамках заключенного договора, так и без него. В последнем случае правоотношения определяет решение общего собрания акционеров (участников).
Для исчисления и уплаты страховых взносов формальные основания выплат не имеют значения. Фактически общество оплачивает услуги в рамках гражданско-правовых договоров. О том, что такой договор общество и члены выборных органов заключили, говорит их согласие исполнять функции и получать за это вознаграждение.
Суд дал оценку правовой природе выплат, а не норм . Поэтому выводы имеют значение и в целях применения норм НК РФ.
Согласно прежним правилам проверок, инспекторы могли запросить у плательщиков любые «необходимые для проверки документы». Закон не ограничивал страховщиков, поэтому при камеральных проверках они могли требовать любые документы и сведения. (, ст. 37 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ).
Аналогичная норма есть и в НК РФ. Но кодекс определил круг документов, которые может запросить инспекция при проведении камеральной проверки (). В него входят лишь сведения и документы, которые подтверждают:
— право не включать начисленные суммы в объект и базу по страховым взносам;
— пониженные тарифы.
Другой спорный вопрос — ответственность за правонарушения. исключил из состава сведений, которые должны были выявлять фонды при проверках, смягчающие обстоятельства ( ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.
09 № 212‑ФЗ в ред., действующей до 01.01.15). На основании чего проверяющие не учитывали их, когда выносили решения. Положение исправил Конституционный суд РФ, напомнив о требовании соразмерности ответственности ().
Теперь решение об ответственности будут принимать налоговые органы. Они обязаны учитывать смягчающие обстоятельства. Штраф в таких случаях может быть снижен в два раза и более (, ст. 114 НК РФ).
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Минфин считает, что премии к праздникам в виде подарков…
Источник: https://e.nalogplan.ru/564380
Встревоженный Путин приказал в две недели решить вопрос страховых взносов для ИП — но без «шараханий»
ВСЕ ФОТО
Президент РФ Владимир Путин не дал однозначного ответа на просьбу «Опоры России» ввести «мораторий» на повышенный размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
Вместо этого, как передает «Интерфакс», он заявил, что поручит правительству в течение двух недель разобраться с этим вопросом и представить свои предложения по его решению, основанные «на здравом анализе, экономических реалиях».
«С согласованными предложениями я соглашусь», — пообещал президент, выступая на конференции ОНФ в Ростове-на-Дону. В то же время он предостерег чиновников от «шараханий».
— Медведев призвал «откликнуться» на жалобы и найти «разумный баланс»
Глава государства напомнил, что, по словам предпринимателей, повышение размера страховых взносов вызвало массовое закрытие малых предприятий. «Действительно, если посчитать с конца ноября (прошлого года) до сегодняшнего дня, то у нас закрылось 352 тыс. малых предприятий и (снялось с учета) самозанятых граждан. Это много, и это вызывает тревогу», — признал президент.
Вместе с тем он привел данные ФНС о том, что «из всех закрытых предприятий только 27% отчитывались налоговой службе, то есть вели практическую деятельность».
«Налоговики утверждают, что это говорит о том, что остальные 73% фактическую деятельность не вели, имели параллельную фирму для удобства ведения бизнеса. Может быть, это отчасти так, может — не совсем.
Этот вопрос ждет своего кропотливого исследователя», — сказал Путин.
Минфин отказался снижать размер взносов — нецелесообразно
Ранее в пятницу свой взгляд на возникшую проблему высказало Министерство финансов. Как передает ИТАР-ТАСС, там заявили, что возврат к прежнему размеру страховых взносов для индивидуальных предпринимателей считают нецелесообразным.
«При сокращении выплат в два раза тут же встанет вопрос, есть ли обязательства по выплате пенсий этим гражданам.
На мой взгляд, это было бы неправильно — возвращаться (к прежнему размеру социальных выплат)», — заявила первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
«С точки зрения простой экономической логики странно, что кто-то платит за другого пенсию страховую. Позиция Минфина — мы это, конечно, не поддерживаем», — подчеркнула чиновница.
Она также отметила, что из примерно 340 тысяч закрывшихся частных предприятий, согласно данным ФНС, 77% — это те организации, которые в течение последних 2 лет ни разу не сдавали отчетность. «Это очень слабая связь с установлением повышенного тарифа взносов правительством», — отметила заместитель министра.
По мнению Нестеренко, «для того, чтобы обеспечить минимальный размер пенсии, нужно платить три МРОТ вместо действующих двух». Она добавила, что здесь нужно найти консенсус: «Я думаю, что он будет находиться в решении, увязывающем как платежи, так и обязательства по выплате пенсий».
Напомним, с 1 января этого года размер фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в России был повышен более чем в два раза — с чуть более 17 тыс. рублей в год до 36 тыс. рублей. Более того, в 2014 году обещано повышение ставки до 54 тыс. рублей.
После этого предприниматели заявили, что рост страховых взносов повлек массовый исход ИП.
26 марта уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов на встрече с Путиным сообщил, что на сегодняшний день регистрацию аннулировали более 317 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Тогда президент пообещал, что поручит правительству еще раз просчитать необходимый размер социальных выплат. Ранее Минэкономразвития предлагало вернуть льготу по выплате данных взносов для частных предпринимателей.
Предприниматели надеялись на Путина: «взносы, скорее всего, понизят»
Судя по всему, президент не впечатлился жалобами предпринимателей и не готов резко занять их позицию и отменить принятые решения. Между тем заявления самих индивидуальных предпринимателей свидетельствуют о том, что они ожидали от Путина более значимой поддержки.
Об этом, в частности, говорится в статье Бориса Титова в «РБК daily». В ней он довольно смело предполагает, что «автору этой реформы (по повышению ставок — прим. ред.) явно в свое время основательно запудрили мозги», однако «сейчас благодаря вмешательству президента взносы, скорее всего, понизят».
Титов опроверг данные ФНС о «серых» ИП
Титов напоминает, что основной целью повышения размера взносов было стремление чиновников таким образом «залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда». Однако, «невозможно поправить триллионный дефицит Пенсионного фонда за счет 40 млрд взносов с ИП». «Массовая дерегистрация ИП и сокращение вместо ожидавшегося повышения доходов государства были предсказуемы», — отмечает уполномоченный.
Он также опровергает мнение ФНС и Минфина (а также частично и Путина) о том, что большинство снявшихся с регистрации предпринимателей были теми, кто держал свой бизнес «про запас».
«Возможно, часть — да, но в основном это «белые» предприниматели, ранее уплачивавшие все положенные налоги и сборы. Ведь если ИП ведет бизнес «всерую» или «вчерную», то и смысла ему сниматься с регистрации нет: как не платил ничего, так и не будет платить», — считает Титов.
Бизнесмены предложили заплатить им за возвращение
Он также выражает надежду, что помимо отмены повышенных ставок в правительстве учтут предложения бизнес-сообщества по вопросу перерасчета ставок.
«Главное — установить для самозанятых ИП величину взносов, соразмерную получаемым доходам.
Например, для ИП ограничить фиксированный размер страхового взноса в Пенсионный фонд 6% от декларируемого по упрощенной системе налогообложения годового дохода, но не менее фиксированного платежа, рассчитанного исходя из 1 МРОТ.
По нашим расчетам, это будет примерно 19,5 тыс. руб. в год, что больше того, что платили ранее, но существенно ниже сегодняшней суммы», — пишет Титов.
Также предлагается для лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством в дополнение к основной деятельности, уменьшать фиксированный размер страхового взноса на взносы в Пенсионный фонд, уплаченные за работника по основному месту работы. А самозанятых лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение трудовой пенсии, предлагаем вообще освободить от уплаты фиксированного размера страхового взноса.
Титов называет эти предложения «разумными и сбалансироваными»: с одной стороны, фискальная нагрузка на ИП существенно снизится, с другой — их минимальные пенсионные права будут защищены.
Вместе с тем, по его словам, сейчас этих предложений уже недостаточно.
Ушедшие предприниматели просто так даже в случае снижения ставок соцвзносов назад не вернутся — их надо простимулировать — выплатить беспроцентный кредит на повторное открытие бизнеса в 100 тыс.
рублей, а также сделать повторную регистрацию бесплатной и ускоренной. Кроме того, если ставку социальных взносов понизят, тем, кто успел заплатить по высокому тарифу, надо вернуть разницу.
Источник: https://www.newsru.com/finance/29mar2013/putvznosy.html
Предприниматели не смогут сэкономить на страховых взносах
- 28 февраля 2018, 08:10
- |
- Grafta
- Печать
Так как данный форум читают достаточно много предпринимателей, я думаю данная статья с РБК будет многим полезна. Не стал делать ссылку на статью.
Предприниматели не смогут сэкономить на страховых взносах
Размер страховых взносов для многих предпринимателей в этом году значительно вырастет.
ИП на упрощенке вновь обязаны уплачивать взносы исходя из дохода, а не прибыли, следует из разъяснений Минфина Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), должен исчисляться исходя из доходов, а не из прибыли, следует из письма Минфина, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Для плательщиков цена такого подхода составит до 200 тыс. руб. в год, предупреждают эксперты.
В 2016–2017 годах два высших суда — Конституционный и Верховный — в спорах о базе для исчисления страховых взносов заняли позицию, выгодную для бизнеса. Решения судов позволили предпринимателям требовать пересчета взносов и таким образом сокращать издержки.
https://www.youtube.com/watch?v=Rh1T7EeJIns
Но с 1 января 2017 года изменился порядок администрирования страховых взносов: они были переданы ФНС, а норма, которую разъяснял Верховный суд, утратила силу. А с начала 2018 года изменился и сам порядок расчета взносов: теперь они не привязаны к МРОТ, а формула определения их размера вписана в Налоговой кодекс.
Суды на стороне предпринимателей
В декабре 2016 года Конституционный суд принял знаковое решение: он разрешил ИП, работающим на общей системе налогообложения, платить страховые взносы в Пенсионный фонд исходя из чистой прибыли, а не из дохода.
Позиция Конституционного суда может применяться и в отношении УСН, посчитал Верховный суд: в апреле 2017 года вышло определение, в котором указывалось, что индивидуальные предприниматели, работающие на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе платить взносы исходя из чистой прибыли.
Решение позволило снизить издержки, позиция Верховного суда особенно актуальна для тех ИП, у которых обороты исчисляются миллионами рублей, а чистая прибыль в разы меньше (это, например, характерно для торговли). УСН — самая востребованная система налогообложения у индивидуальных предпринимателей, например, в Москве ее используют 84% ИП.
На основании этих судебных решений Минтруд направил в ПФР разъяснения, согласно которым для расчета размера взносов предпринимателей на УСН «необходимо учитывать величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов».
ПФР действительно стал возвращать предпринимателям переплату взносов за 2016 год, а в некоторых случаях и за более ранние годы, рассказывает эксперт «СКБ Контур» Павел Орловский. Однако разъяснения Минтруда касались только взносов, уплаченных до начала 2017 года.
Новые правила
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов перешли к ФНС. После решения Верховного суда ФНС поясняла, что определение действует применительно к нормам закона 212-ФЗ, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, но этот закон утратил силу с 1 января 2017 года.
Поэтому для плательщиков, применяющих УСН, взносы за 2017 год исчисляются исходя из доходов без вычета расходов вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»), сообщала пресс-служба ФНС.
С начала 2018 года изменился порядок расчета страховых взносов для ИП: теперь их размер не привязан к минимальному размеру труда (МРОТ), но подход к определению базы для ИП на упрощенке остается прежним.
«В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей на УСН величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы в этом случае не учитываются», — говорится в письме Минфина в ФНС.
Размер страховых взносов не увязывается с налоговой базой, а формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности — получением прибыли или убытка, подчеркивается в документе.
Для предпринимателей, которые смогли добиться пересчета за 2016 год, издержки на страховые взносы за 2017 год снова вырастут, указывает Орловский. За 2017 год взносы в ПФР исчисляются по старой формуле (привязанной к размеру МРОТ), и максимальный платеж, который будет начислен ИП на упрощенке с высоким уровнем выручки, составит 187,2 тыс. руб.
, тогда как минимальный взнос в ПФР равен 23,4 тыс. руб. «При том что нормы Налогового кодекса, на которые ссылается Минфин, практически в точности повторяют нормы утратившего силу закона №212», — указывает эксперт. В 2018 году разница будет еще больше: максимальный размер взносов на пенсионное страхование составит 212,4 тыс. руб.
, а минимальный — 26,4 тыс. руб. Нагрузка на предпринимателей, применяющих УСН, будет расти и в следующие два года: индексация размера фиксированных платежей будет проводиться с опережением инфляции.
При исчислении страховых взносов расходы учитываются, только если предприниматель уплачивает НДФЛ, то есть применяет общую систему налогообложения, говорится в письме Минфина. Для ИП это самый невыгодный режим, с большим объемом отчетности. «Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит», — подчеркивается в письме. Пресс-служба Минфина на момент сдачи текста в номер не ответила на вопрос, планируется ли разработка закона, снижающего базу для исчисления страховых взносов ИП, использующих упрощенные налоговые режимы.
РБК ©
Источник: https://smart-lab.ru/blog/455250.php
Минфин запретил ИП на УСН экономить на взносах
Налоговая изменила точку зрения на начисление страховых взносов для ИПна упрощенке «доходы минус расходы». Минфин против того, чтобы ИПначисляли 1% взносов на пенсионное страхование с прибыли, а не с доходов.
Теперь у СМИ появился повод для громких заголовков, а у предпринимателей — сомнения, как платить взносы. Есть даже советы не слушать Минфин и судиться. Тем, кто так советует, следует охладить пыл.
Если доход ИП больше 300 тысяч рублей за год, то нужно платить еще 1% с суммы превышения — эти деньги тоже идут на пенсионное страхование.
Если ИП платит взносы по схеме «доходы минус расходы», было непонятно, как считать этот 1% — с суммы всей выручки или только с прибыли. Разница может быть ощутимой — десятки тысяч рублей. Чем больше обороты и прибыль, тем заметнее разница: в судебной практике есть примеры с доначислениями ста тысяч.
Например, ИП получил 2 млн рублей за 2017 год, а потратил на бизнес 1,5 млн. Его фиксированные взносы на пенсионное страхование — 23,4 тысячи рублей, а дополнительные — то ли 17 тысяч рублей (1% от 2 млн − 300 тысяч), то ли 2 тысячи рублей (1% от 2 млн − 1,5 млн − 300 тысяч).
Заплатить 2000, конечно, интереснее. Но можно ли так делать? Раньше налоговая была против, поэтому предприниматели ходили по судам.
В январе 2018 года налоговая подготовила обзор судебной практики и выразила там свою точку зрения по поводу дополнительных взносов на пенсионное страхование.
Минфин не согласился с ФНС и опубликовал свои разъяснения. Налоговая служба их уже учла и отправила по инспекциям. Как видите, налоговой ничего не стоит изменить позицию.
Итого с 2017 года предприниматели на спецрежимах должны считать дополнительные страховые взносы так:
(Доходы − 300 000 рублей) × 1%
Минфин говорит, что это несправедливо по отношению к ИП на других режимах. Не все ведут учет расходов, и нельзя связывать пенсионные права с результатами бизнеса. У ИП на ЕНВД тоже могут быть расходы, и на патенте они есть, просто их учитывать не нужно и налог от них не зависит. Почему тогда одним можно уменьшить взносы за счет расходов, а другим нельзя?
Постановление КС фактически имеет силу закона, но в этом случае не поможет: оно касается только НДФЛ. По поводу УСН такого пока нет.
Определение судебной коллегии ВС содержит выводы по делу конкретного предпринимателя за период трехлетней давности. Это не постановление Пленума, а прецедентной практики у нас нет. Выводы по чужому делу вас не касаются. Если налоговая считает иначе, от начисления и списания взносов со счета вас пока ничего не спасет.
Считайте дополнительные взносы с учетом позиции Минфина и ФНС — сейчас она у них общая. Если вы платите налог с разницы между доходами и расходами, алгоритм такой:
- Посчитайте сумму доходов. Расходы не вычитайте.
- Вычтите из доходов 300 тысяч.
- С разницы посчитайте 1% — это ваши допвзносы.
ст. 430 НК о расчете взносов ИП за себя
ст. 346.15 о доходах на УСН
Источник: https://malahovka.life/facts/minfin-zapretil-ip-na-usn-ekonomit-na-vznosah