Налоговый учет расходов по «опоздавшей» первичке
25.09.2012
журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»
Куда ни кинь — всюду клин
Вначале отметим, что в рамках статьи мы будем анализировать только вопросы, связанные с периодом признания расходов по документам, которые по ряду причин дошли до налогоплательщика от контрагентов с опозданием.
При решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налогов необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.
2012 N 16282/11).
Как поступать в такой ситуации, вроде бы ясно. Расходы принимаются для целей налогообложения в том налоговом периоде, к которому они относятся. Но существенная деталь: признать их можно только на основании оправдательных документов.
Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.
Поскольку налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налогооблагаемой базы по прибыли на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном Налоговым кодексом, при отсутствии первичных документов налогоплательщики лишены возможности учесть эти затраты для целей налогообложения. Следовательно, если в одном налоговом периоде расходы понесены, но первичка по ним отсутствует, уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на сумму этих затрат налогоплательщик не вправе. В результате облагаемая база по налогу на прибыль, отраженная в декларации за период осуществления расходов, оказывается завышенной, как, впрочем, и исчисленная к уплате в бюджет сумма налога. Потому эти сведения нужно скорректировать, подав уточненную декларацию.
Именно на таком сценарии, как правило, настаивают налоговые инспекторы на местах. Данное требование они, разумеется, обосновывают налоговыми нормами (в своем понимании, которое, надо отметить, отличается от толкования тех же норм чиновниками финансового ведомства, но об этом чуть позже).
Заметим, такой подход поддержан арбитражной практикой. Но у него есть один (довольно существенный, на наш взгляд) недостаток. Дело в том, что подача уточненной декларации, помимо камеральной проверки (проводимой на основании ст. 81, 88 НК РФ), может спровоцировать выездную.
Подобное предупреждение прозвучало в недавнем Письме ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792.
В нем говорится буквально следующее: налоговый орган вправе провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная декларация (даже если этот период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация). Исключением является случай, когда соответствующий период ранее был охвачен выездной проверкой.
Причем о том, что назначение выездной проверки возможно лишь в случае, если в уточненной декларации заявлена большая сумма налога к уплате в бюджет, нежели в первоначальной декларации, в данном письме не говорится, что свидетельствует об определенной универсальности подобных разъяснений налоговиков.
Следовательно, они подлежат применению вне зависимости от того, в какую сторону будет скорректирована изначально заявленная к уплате сумма налога. Поэтому, принимая во внимание разъяснения специалистов ФНС, данные в Письме N АС-4-2/8792, налогоплательщикам, по-видимому, следует заранее оценивать возможные риски, связанные с подачей уточненной налоговой декларации.
Очевидно, что риск возрастает в случае неоднократной подачи уточненной декларации за один и тот же налоговый период.
Можно ли в такой ситуации обойтись без подачи уточненной декларации и избежать тем самым прихода контролеров с проверкой? Безусловно.
Этот способ подсказан разъяснениями Минфина, которые посвящены вопросам периода внесения корректировок в налоговые расчеты, и, как показывают судебные акты, вполне приемлем на практике.
Руководствуясь подобными разъяснениями, затраты по «опоздавшим» документам налогоплательщик может учесть в текущем налоговом периоде.
Поскольку ошибок и искажений при исчислении налоговой базы прошлого периода ввиду отсутствия оправдательных документов изначально допущено не было (и негативные последствия для бюджета не наступили), облагаемую базу прошлого периода пересчитывать не нужно, соответственно, уточненную декларацию за этот период подавать тоже не надо. Обращаем ваше внимание: при таком варианте учета расходов по «опоздавшим» документам важно документально подтвердить момент поступления последних.
Минус данного варианта заключается в том, что проверяющие, осуществляющие налоговый контроль, относительно правомерности таких действий налогоплательщика придерживаются иного мнения.
(Кстати, выявить подобные факты в деятельности хозяйствующего субъекта инспекторы могут зачастую только в рамках плановых выездных проверок.
) Конечно, отстоять свои интересы в этом случае можно в судебном порядке (что подтверждает арбитражная практика), однако предугадать исход подобного спора трудно.
Какой из указанных вариантов предпочесть — решать налогоплательщику. К сожалению, в данном случае ему предоставляется лишь возможность выбора одного из них, предпочесть свой (третий) способ решения обозначенной проблемы здесь явно не получится (его просто не существует, ну разве что вовремя получать оправдательные документы по осуществленным расходам).
Теперь подробно рассмотрим требования, предъявляемые каждым из ведомств к порядку признания в налоговом учете расходов по «опоздавшим» документам.
Точка зрения налогового ведомства
Напомним, расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 N 4894/08).По мнению ФНС, не подавать уточненную налоговую декларацию налогоплательщик может только тогда, когда неясно, за какой период это нужно сделать.
В соответствии с п. 1 ст.
54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета или иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Также названный пункт определяет порядок внесения исправлений в налоговые базы в случае обнаружения ошибок и неточностей, относящихся к прошлым налоговым периодам.
Специалисты ФНС, анализируя положения названного пункта (в том числе особенности синтаксического построения его абзацев), в Письме от 17.08.2011 N АС-4-3/13421 пришли к выводу, что он устанавливает два возможных варианта корректировки налоговой базы:
— когда можно определить, к какому именно периоду относятся обнаруженные ошибки или искажения (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ). В этом случае нужно подать уточненную декларацию;
— когда период совершения ошибки установить не удается. В такой ситуации корректируется налоговая база текущего периода.
Следовательно, не подавать уточненную налоговую декларацию налогоплательщик может только тогда, когда неясно, за какой период это нужно сделать. А опоздавшие документы, напротив, позволяют однозначно определить период, за который были понесены спорные расходы. Аналогичная точка зрения отражена в Постановлении ФАС СЗО от 25.10.2011 N А56-71790/2010.
Как видим, налоговики заняли довольно жесткую позицию в отношении общей нормы, предусмотренной ст. 54 НК РФ. Не менее категоричны их рассуждения относительно внесения изменений в облагаемую базу по налогу на прибыль. Подобная суровость обусловлена п. 1 ст.
272 НК РФ, определяющим порядок признания расходов для целей исчисления налога на прибыль. Напомним, данный пункт гласит, что расходы признаются таковыми в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты.
Здесь также указано, что расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. ФАС ПО в Постановлении от 21.02.2012 N А72-5678/2011 подчеркнул: п. 1 ст.
272 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором данные расходы должны быть отражены.
Считая названную норму (ст. 272 НК РФ) специальной (причем в полном объеме), налоговики обычно настаивают именно на подаче уточненных деклараций, если корректировка исчисленной ранее суммы налога на прибыль к уплате вызвана необходимостью отражения в налоговом учете опоздавших расходов.
Какая норма общая, а какая — специальная?
В арбитражной практике имеются решения, в которых судьи приходят к выводу, что специальными являются лишь отдельные положения ст. 272 НК РФ, например пп. 3 п. 7.
Так, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2012 N А53-11894/2011 указано следующее. Порядок признания расходов при методе начисления определен в ст. 272 НК РФ. Согласно п.
1 данной статьи расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл.
25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом ст. 318 — 320 НК РФ.
В пункте 1 ст. 272 НК РФ закреплен общий принцип: расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.
Вместе с тем п. 7 ст. 272 НК РФ содержит специальную норму, предусматривающую способ определения даты осуществления внереализационных и прочих расходов. Согласно пп. 3 этого пункта датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается (если иное не установлено ст. 261, 262, 266, 267 НК РФ) в том числе:
1) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
2) или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
3) или последний день отчетного (налогового) периода — для расходов в виде:
— сумм комиссионных сборов;
— затрат на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг);
— арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
— иных подобных расходов.Положения пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ не устанавливают обязанности налогоплательщика по выбору конкретного способа учета опоздавших расходов.
Поэтому в ситуации, когда речь идет об опоздавших документах, подтверждающих расходы на оплату сторонним организациям выполненных работ (оказанных услуг), применению подлежит специальная норма — пп. 3 п. 7 ст.
272 НК РФ, а ссылка налоговой инспекции на положения ст. 54 НК РФ, в которой речь идет об обнаруженных ошибках и искажениях (то есть об отражении расходов при отсутствии первичных документов), неправомерна.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-275790-nalogovyiy_uchet_rashodov_po_opozdavshey_pervichke
Налоговый учет расходов по «опоздавшей» первичке
О. П. Гришина Эксперт журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы в налоговом учете налогопла-тельщик может признать только при наличии оправдательных доку-ментов. Причем формат документов – бумажный или электронный – в настоящее время не имеет определяющего значения, важен сам факт их наличия .
Но как быть, если товары (работы, услуги) приняты в одном периоде, а оправдательные документы по ним поступили в другом (этот вопрос особенно актуален, если речь идет о разных налоговых периодах)? Полагаем, обозначенную проблему в той или иной мере приходится решать практически каждому налогоплательщику.
В статье рассмотрим варианты ее решения.
Куда ни кинь – всюду клин
Вначале отметим, что в рамках статьи мы будем анализировать только вопросы, связанные с периодом признания расходов по документам, которые по ряду причин дошли до налогоплательщика от контрагентов с опозданием.
Как поступать в такой ситуации, вроде бы ясно. Расходы при-нимаются для целей налогообложения в том налоговом периоде, к которому они относятся. Но существенная деталь: признать их можно только на основании оправдательных документов.
Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.
Поскольку налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налогооблагаемой базы по прибыли на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном Налоговым кодексом, при отсутствии первичных документов налогоплательщики лишены возможности учесть эти затраты для целей налогообложения. Следовательно, если в одном налоговом периоде расходы понесены, но первичка по ним отсутствует, уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на сумму этих затрат налогоплательщик не вправе. В результате облагаемая база по налогу на прибыль, отраженная в декларации за период осуществления расходов, оказывается завышенной, как, впрочем, и исчисленная к уплате в бюджет сумма налога. Потому эти сведения нужно скорректировать, подав уточненную декларацию.
Именно на таком сценарии, как правило, настаивают налоговые инспекторы на местах. Данное требование они, разумеется, обосновывают налоговыми нормами (в своем понимании, которое, надо отметить, отличается от толкования тех же норм чиновниками финансового ведомства, но об этом чуть позже).
Заметим, такой подход поддержан арбитражной практикой. Но у него есть один (довольно существенный, на наш взгляд) недостаток. Дело в том, что подача уточненной декларации, помимо камеральной проверки (проводимой на основании ст. 81, 88 НК РФ), может спровоцировать выездную.
Подобное предупреждение прозвучало в недавнем Письме ФНС России от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 .
В нем говорится буквально следующее: налоговый орган вправе провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная декларация (даже если этот период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация). Исключением является случай, когда соответствующий период ранее был охвачен выездной проверкой.
Причем о том, что назначение выездной проверки возможно лишь в случае, если в уточненной декларации заявлена большая сумма налога к уплате в бюджет, нежели в первоначальной декларации, в данном письме не говорится, что свидетельствует об определенной универсальности подобных разъяснений нало-говиков.
Следовательно, они подлежат применению вне зависи-мости от того, в какую сторону будет скорректирована изначально заявленная к уплате сумма налога. Поэтому, принимая во внимание разъяснения специалистов ФНС, данные в Письме № АС-4-2/8792, налогоплательщикам, по-видимому, следует заранее оценивать возможные риски, связанные с подачей уточненной налоговой декларации.
Очевидно, что риск возрастает в случае неоднократной подачи уточненной декларации за один и тот же налоговый период.
Можно ли в такой ситуации обойтись без подачи уточненной декларации и избежать тем самым прихода контролеров с проверкой? Безусловно.
Этот способ подсказан разъяснениями Минфина, которые посвящены вопросам периода внесения кор-ректировок в налоговые расчеты, и, как показывают судебные акты, вполне приемлем на практике.
Руководствуясь подобными разъяснениями, затраты по «опоздавшим» документам налого-плательщик может учесть в текущем налоговом периоде.
По-скольку ошибок и искажений при исчислении налоговой базы прошлого периода ввиду отсутствия оправдательных документов изначально допущено не было (и негативные последствия для бюджета не наступили), облагаемую базу прошлого периода пересчитывать не нужно, соответственно, уточненную декларацию за этот период подавать тоже не надо. Обращаем ваше внимание: при таком варианте учета расходов по «опоздавшим» документам важно документально подтвердить момент поступления последних.
Минус данного варианта заключается в том, что проверяющие, осуществляющие налоговый контроль, относительно правомер-ности таких действий налогоплательщика придерживаются иного мнения.
(Кстати, выявить подобные факты в деятельности хо-зяйствующего субъекта инспекторы могут зачастую только в рамках плановых выездных проверок.
) Конечно, отстоять свои интересы в этом случае можно в судебном порядке (что подтверждает арбитражная практика), однако предугадать исход подобного спора трудно.
Какой из указанных вариантов предпочесть – решать налого-плательщику. К сожалению, в данном случае ему предоставляется лишь возможность выбора одного из них, предпочесть свой (третий) способ решения обозначенной проблемы здесь явно не получится (его просто не существует, ну разве что вовремя получать оправдательные документы по осуществленным рас-ходам).
Теперь подробно рассмотрим требования, предъявляемые каждым из ведомств к порядку признания в налоговом учете расходов по «опоздавшим» документам.
https://www.youtube.com/watch?v=8x6cFk6fv8A
Точка зрения налогового ведомства
Напомним, расходы, относящиеся к прошлым налоговым пери-одам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 № 4894/08).
В соответствии с п. 1 ст.
54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета или иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Также названный пункт определяет порядок внесения исправлений в налоговые базы в случае обнаружения ошибок и неточностей, относящихся к прошлым налоговым периодам.
Специалисты ФНС, анализируя положения названного пункта (в том числе особенности синтаксического построения его абза-цев), в Письме от 17.08.2011 № АС-4-3/13421 пришли к выводу, что он устанавливает два возможных варианта корректировки налоговой базы:
- когда можно определить, к какому именно периоду относятся обнаруженные ошибки или искажения (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ). В этом случае нужно подать уточненную декларацию;
- когда период совершения ошибки установить не удается. В такой ситуации корректируется налоговая база текущего периода.
Следовательно, не подавать уточненную налоговую декларацию налогоплательщик может только тогда, когда неясно, за какой период это нужно сделать. А опоздавшие документы, напротив, позволяют однозначно определить период, за который были понесены спорные расходы. Аналогичная точка зрения отражена в Постановлении ФАС СЗО от 25.10.2011 № А56-71790/2010.
Как видим, налоговики заняли довольно жесткую позицию в отношении общей нормы, предусмотренной ст. 54 НК РФ. Не менее категоричны их рассуждения относительно внесения изменений в облагаемую базу по налогу на прибыль. Подобная суровость обусловлена п. 1 ст.
272 НК РФ, определяющим порядок признания расходов для целей исчисления налога на прибыль. Напомним, данный пункт гласит, что расходы признаются таковыми в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты.
Здесь также указано, что расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. ФАС ПО в Постановлении от 21.02.2012 № А72-5678/2011 подчеркнул: п. 1 ст.
272 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором данные расходы должны быть отражены.
Считая названную норму (ст. 272 НК РФ) специальной (причем в полном объеме), налоговики обычно настаивают именно на подаче уточненных деклараций, если корректировка исчис-ленной ранее суммы налога на прибыль к уплате вызвана необ-ходимостью отражения в налоговом учете опоздавших расходов.
Какая норма общая, а какая – специальная?
В арбитражной практике имеются решения, в которых судьи приходят к выводу, что специальными являются лишь отдельные положения ст. 272 НК РФ, например пп. 3 п. 7.
Так, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2012 № А53-11894/2011 указано следующее. Порядок признания расходов при методе начисления определен в ст. 272 НК РФ. Согласно п.
1 данной статьи расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл.
25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом ст. 318 – 320 НК РФ.
В пункте 1 ст. 272 НК РФ закреплен общий принцип: расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.
Вместе с тем п. 7 ст. 272 НК РФ содержит специальную норму, предусматривающую способ определения даты осуществления внереализационных и прочих расходов. Согласно пп. 3 этого пункта датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается (если иное не установлено ст. 261, 262, 266, 267 НК РФ) в том числе:
1) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных до-говоров; 2) или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
3) или последний день отчетного (налогового) периода – для расходов в виде:
- сумм комиссионных сборов;
- затрат на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг);
- арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
- иных подобных расходов.
Поэтому в ситуации, когда речь идет об опоздавших документах, подтверждающих расходы на оплату сторонним организациям выполненных работ (оказанных услуг), применению подлежит спе-циальная норма – пп. 3 п.
7 ст. 272 НК РФ, а ссылка налоговой инспекции на положения ст.
54 НК РФ, в которой речь идет об обнаруженных ошибках и искажениях (то есть об отражении расходов при отсутствии первичных документов), неправомерна.
Источник: https://www.reghelp.ru/article/nalogoviy_uchet_rashodov_po.shtml
Как исправить ошибки за прошлый период
Инструкция
Если была оформлена неправильная проводка, в результате которой были начислены превышенные суммы, необходимо сделать сторнировочную проводку. Если при начислении сумма была занижена, тогда оформите доначисление.
Все исправления не забывайте сопровождать подтверждающими бланками: первичной документацией, которую не провели в тот отчетный период, когда была сделана ошибка, или бухгалтерской справкой, содержащей обоснования исправлений.
Если ошибка найдена до окончания того года, в котором ее допустили, исправительные записи необходимо вносить в том отчетном периоде, когда она была обнаружена. Если ошибку выявили по окончанию года, но до момента утверждения отчетности, внесите исправительные записи 31 декабря, пока отчетность не успели утвердить.
Если недочет заметили после утверждения отчетности, тогда исправлять его надо в не сданном отчетном периоде, а в котором его нашли. Не забывайте, что корректировать утвержденную отчетность ни в коем случае нельзя. Сведения давнишних периодов исправлять строго запрещается, поэтому сдавать исправленную отчетность нет необходимости.
Если вы обнаружили сумму убытка или прибыли прошлых лет, отражайте ее в составе расходов или доходов категории «прочих». На расходы прошлых лет сделайте проводку Дебет счета 91-2 Кредит 02 (60, 76.). На доходы прошлых лет оформляется проводка через Дебет счета 62 (76, 02) Кредит 91-1.
Если ошибка выявлена в опубликованной отчетности акционерного общества, при этом она достаточно существенная и может исказить итоговый финансовый результат, необходимо сообщить о ней в ленте новостей организации.
Учитывайте, что допущенная ошибка в бухгалтерской отчетности может привести к административной ответственности. Грубое нарушение правил порядка предоставления бухгалтерской отчетности начинается с искажения одной строчки бухгалтерского отчета в пределах 10 процентов.
Если необходимо отразить в бухучете расход за прошедший год, который выявлен после того, как сдана годовая бухгалтерская отчетность в организации на ПБУ 18/02, возникает ряд противоречий. Ведь надо провести корректировки за два периода. За прошлый год компания имеет право внести исправления только в налоговый учет.
В таком случае подайте уточненную декларацию за период, в котором была допущена ошибка. Далее признайте неучтенную сумму на счете 91-2 , категории «Прочие расходы», затем спишите на текущий счет 99, категории «Прибыли и убытки».
Будучи опытным бухгалтером, можно совершить ошибку. Вы могли неверно отразить ту или иную хозяйственную операцию, рассчитать с ошибкой налоговую базу.
Огрехи в бухгалтерском учете и негативные последствия можно свести к минимуму. Порядок отражения исправлений зависит от времени обнаружения ошибки и ее характера.
Инструкция
Если вы оформили неправильную проводку, начислили превышенные суммы, то сделайте сторнировочную проводку. Если же при начислении сумма оказалась заниженной, то оформите доначисление.
Исправления сопровождайте подтверждающими документами: первичной документацией, не проведенной в тот отчетный период, когда была допущена ошибка, или бухгалтерской справкой с обоснованиями исправлений.Если ошибку вы выявили до окончания того года, в котором ее совершили, то исправительные записи вносите в том отчетном периоде, когда ее обнаружили.
Если вы обнаружили ошибку по окончанию года, но еще до утверждения отчетности, то внесите исправительную запись 31 декабря, пока отчетность еще не утвердили.
Если ошибку вы обнаружили после утверждения отчетности, то исправляйте ее в не сданном отчетном периоде, в котором ее нашли. Помните, что в любом случае корректировать утвержденную отчетность нельзя.
Данные давнейших периодов исправлять запрещается, поэтому нет необходимости сдавать исправленную отчетность.Если вы выявили сумму прибыли или убытка прошлых лет, то отражайте их в составе доходов или расходов категории «прочих». На доходы прошлых лет оформите проводку через Дебет 62 (76, 02) Кредит 91-1.
На расходы прошлых лет оформите проводку через Дебет 91-2 Кредит 02 (60, 76.).
Если вы выявили ошибку в опубликованной отчетности ОАО, при этом она существенная, может исказить финансовый результат, то сообщите о ней в ленте новостей, можно на своей странице сайта.
Допущенная вами ошибка в бухгалтерской отчетности может повлечь административную ответственность. Грубое нарушение правил в порядке представления бухгалтерской отчетности начинается при искажении одной строки бухгалтерской отчетности в пределах10 процентов.
Если нужно отразить в бухучете неотраженный расход за прошедший год, который вы выявили после того, как сдали годовую бухгалтерскую отчетность, при этом ваша организация на ПБУ 18/02, то возникает ряд противоречий. Ведь нужно провести корректировку за два периода.
За прошедший год организация имеет право внести исправления лишь в налоговый учет. Подайте уточненную декларацию за тот период, в котором вы допустили ошибку.
Признайте эту сумму на счете 91-2 , категория «Прочие расходы», спишите на текущий счет 99, категория «Прибыли и убытки».
Источники:
- Законодатели учат исправлять ошибки в бухучете в 2018
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-67000-kak-ispravit-oshibki-za-proshlyy-period
Уточненная налоговая декларация: работаем над ошибками
Статья 80 НК РФ дает следующее описание налоговой декларации — это заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и об исчисленной сумме налога.
Бланки налоговых деклараций по разным налогам утверждаются Федеральной налоговой службой, поэтому, конечно, это не тот документ, который можно составить в свободной форме. Кроме самих бланков деклараций ФНС утверждает и порядок их заполнения.
Достаточно часто при подготовке деклараций налогоплательщики допускают ошибки.
Чтобы избежать этого, рекомендуем при возникновении вопросов своевременно обращаться к специалистам, а также контролировать сдачу отчетности. Проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.
Скачать актуальные формы налоговых деклараций и других необходимых документов вы можете в разделе Образцы документов
Что делать, если после сдачи декларации вы обнаружили ошибку? Возможно, придется подготовить и сдать уточненную налоговую декларацию. В одних случаях ее подача будет правом налогоплательщиком, а в других – обязанностью.
Что считается ошибкой в декларации?
В статье 81 НК РФ упоминаются недостоверные сведения в декларации и собственно ошибки.
Недостоверные сведения — это неверно указанные суммы доходов, расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, налогов к уплате.
Под ошибками понимают неверно указанный налоговый период или дату, арифметические ошибки, нарушение порядка заполнения декларации, неправильно указанные коды (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и прочее).
Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию?
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Как оформить уточненную декларацию?
Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2016 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2014 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2014 году.
В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки.
В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д.
Количество уточнений декларации законом не ограничено.
Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.
Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.
В пояснительной записке укажите:
- декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
- какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
- в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
- расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
- копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.
Ответственность за подачу уточненной налоговой декларации
Конечно, налогоплательщиков волнует, могут ли к ним применить какие-то санкции за подачу уточненки. Может, лучше подождать, пока налоговый инспектор эти ошибки и недостоверные сведения самостоятельно обнаружит (а ведь может и не обнаружить)? Или, все-таки, повинную голову меч не сечет? Не всегда.
За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:
- Скорректированная информация подана в пределах сроков отчетной кампании. Например, 10 февраля 2017 года организация подала первичную декларацию по УСН за 2016 год, в которой по горячим следам обнаружены ошибки или недостоверные сведения. Если уточненную декларацию сдать до конца марта 2017 года, то никаких негативных последствий не возникает вообще. В этом случае признается, что первичная декларация представлена в день подачи уточненки.
- Сроки сдачи декларации прошли, но для уплаты налога срок еще есть. Так, на ЕНВД это может быть период между 20 по 25 июля по итогам второго квартала. Санкций к налогоплательщику не будет, если только он нашел ошибку сам, а не узнал об этом по итогам камеральной проверки первичной декларации или из сообщения о назначении выездной проверки. Ну и, конечно, налог надо успеть заплатить вовремя.
- Истекли сроки сдачи декларации и уплаты налога (в случае с ЕНВД — после 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Важно – прежде чем подавать уточненную декларацию, необходимо уплатить сумму недоимки по налогу и пени (п.4 ст. 81 НК РФ). В этом случае штрафа не будет.
- Ситуация, когда штрафа за нарушение расчета налога избежать не удастся — если про недостоверные сведения или ошибки, занижающие сумму налога, налогоплательщик узнал от налоговой инспекции. Кроме недоимки по налогу и пеней придется заплатить еще и штраф по ст. 122 НК (в размере 20% от неуплаченной суммы налога).
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/utochnennaya-nalogovaya-deklaraciya