Владимир Путин разрешил регионам создавать «налоговые каникулы» для аграриев
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, предоставляющий регионам право снижать ставку единого сельхозналога (ЕСХН). Как следует из документа, опубликованного на портале правовой информации, изменения вступают в силу через месяц после публикации, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Таким образом, поправки заработают с 1 января 2019 года.
Регионы получили полномочия устанавливать дифференцированные ставки ЕСХН в пределах от 0 до 6%.
Размер может быть понижен для всех плательщиков налога либо для отдельных их категорий в зависимости от видов производимой продукции, доходов сельхозпредприятий, их местоположения или численности работников.
Сейчас ставка ЕСХН установлена в размере 6%, за исключением Крыма и Севастополя: им предоставлено право понижать ставку до 4% в период с 2017 по 2021 год.
Таким образом, с принятием закона появится возможность установить «налоговые каникулы» для определенных категорий сельхозпроизводителей и учесть особенности аграрной отрасли в различных регионах, говорится в пояснительной записке.
По словам президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Владимира Плотникова, при помощи новой системы налогового регулирования регионы смогут лучше реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и помогать отдельным типам хозяйств.
Как отмечается в материалах Госдумы, за введение дифференцированной ставки высказались администрации 41 региона, против — 3.
По данным авторов законопроекта, возможное снижение ставок ЕСХН не нанесет ущерба федеральному бюджету. «Единый сельскохозяйственный налог зачисляется в местные бюджеты», — поясняют авторы законодательной инициативы.
При этом, по их оценке, сумма выпадающих доходов регионов будет невелика и не превысит 1%.
В то же время снижение налоговой нагрузки приведет к росту числа сельхозпредприятий, что, в свою очередь, приведет к появлению новых рабочих мест и увеличению поступлений по налогу на доходы физлиц.
Объемы платежей по ЕСХН даже при нынешней ставке в целом невелики, однако они являются источником дохода для районных и сельских муниципалитетов, отмечает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун. «70% платежей по ЕСХН поступает в бюджет региона, а 30% — в бюджеты муниципалитетов.
При этом если для региона эти суммы несущественны, то для местных властей — это важный налог. Поэтому маневр может обернуться тем, что сельские поселения окажутся лишены еще какой-то части и без того небольшого дохода», — сказал «Агроинвестору» Узун.
С другой стороны, добавил он, начисления от ЕСХН полностью распределяются в регионах, поэтому логично, что им предоставили и возможность снижать этот налог по своему усмотрению.
По данным ФНС, в 2016 году поступило 11,4 млрд руб. доходов от единого сельхозналога, в том числе 8,5 млрд руб. — от организаций и 2,9 млрд руб. — от индивидуальных предпринимателей и КФХ. Первое место по объему поступивших платежей занял Краснодарский край, где за год в бюджет перечислено 1,49 млрд руб.
единого сельхозналога, а число плательщиков достигало почти 9 тысяч. На втором месте — Мурманская область (1,48 млрд руб.), на третьем — Сахалинская область (1,41 млрд руб.). Меньше всего платят ЕСХН в Ингушетии — в 2016-м там предоставлено лишь 54 деклараций по единому сельхозналогу на сумму 902 тыс. руб.
, за Ингушетией следует Чукотский автономный округ (1,1 млн руб.) и Чечня (3,5 млн руб.).
ЕСХН — налоговый режим, созданный для предпринимателей, фермерских хозяйств и небольших организаций-производителей агропродукции. Общее число плательщиков ЕСХН в 2016 году составляло 99,7 тыс., в том числе 22,8 тыс. организаций и 76,9 тыс. предпринимателей и фермеров. Еще 11,7 тыс.
плательщиков ЕСХН в том году предоставили нулевую отчетность. Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость.
Аграрии могут использовать ЕСХН в случае, если доля доходов от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 70%, переход на уплату ЕСХН является добровольным.
Источник: https://www.agroinvestor.ru/investments/news/29476-vladimir-putin-razreshil-nalogovye-kanikuly-dlya-agrariev/
Как изменятся НДС, УСН, ЕНВД и ЕСХН в 2018 году
В 2018 году плательщики ЕСХН сохранят освобождение от налога на добавленную стоимость. Это следует из пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 27.11.17 № 335-ФЗ (далее Закон № 335-ФЗ).
В нем говорится, что положения пункта 3 статьи 346.
1 НК РФ, согласно которым налогоплательщики единого сельхозналога в общем случае не признаются налогоплательщиками НДС, действуют по 31 декабря 2018 года включительно.
Также в 2018 году по-прежнему будут применяться три правила. Первое гласит, что НДС, принятый к вычету до перехода на уплату ЕСХН, не подлежит восстановлению.
Согласно второму правилу НДС, предъявленный в период уплаты ЕСХН, после ухода с данного спецрежима не подлежит вычету (п.8 ст. 346.1 НК РФ).
А по третьему правилу «входной» НДС по приобретенным товарам, работам и услугам можно включать в расходы, если к расходам отнесена стоимость этих товаров, работ и услуг (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
НДС при ЕСХН в 2019 году и далее
Начиная с января 2019 года компании и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельхозналога, будут признаны плательщиками НДС. С этой же даты перестанет действовать пункт 8 статьи 346.1 НК РФ.
Это означает, что с 2019 года плательщики ЕСХН будут делать вычеты и восстанавливать налог на добавленную стоимость на общих основаниях. Кроме того, с января 2019 года утратит силу подпункт 8 пункта 2 статьи 346.
5 НК РФ, позволяющий относить к расходам «входной» НДС.
Вместе с тем, в 2019 году плательщики единого сельхозналога получат право на освобождение от НДС в рамках статьи 145 НК РФ. Однако для них предусмотрены особые условия. Так, необходимо, чтобы компания или предприниматель заявил право на освобождение от НДС в том же календарном году, когда он перешел на уплату единого сельхозналога.
Есть и альтернативное условие: в предшествующем налоговом периоде по ЕСХН доход от «сельскохозяйственных» видов деятельности (без учета единого налога) не должен превышать установленного лимита.
Данный лимит равен 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Плательщики ЕСХН, получившие право на освобождение от НДС, обязаны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.
Получив освобождение, плательщик ЕСХН не вправе добровольно от него отказаться. Но не исключено, что данное право будет утрачено из-за превышения указанного выше лимита, либо из-за продажи подакцизных товаров.
В таком случае организация или ИП лишается освобождения с 1-го числа месяца, в котором было допущено превышение или продана подакцизная продукция. Налог на добавленную стоимость за этот месяц придется восстановить и перечислить в бюджет.
Если же налогоплательщик скроет факт превышения или продажи подакцизных товаров, ИФНС начислит ему пени и штраф. Добавим, что повторно получить освобождение от НДС уже не удастся.
Уплата налога на имущество
В настоящее время компании, перешедшие на уплату единого сельхозналога, полностью освобождены от налога на имущество организаций. Что касается ИП на ЕСХН, то они полностью освобождены от налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности. Это прямо следует из пункта 3 статьи 346.1 НК РФ.
С января 2018 года ситуация изменится. Компании и ИП не будут платить налог на имущество только по объектам, используемым при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей промышленной переработке и продаже этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Все прочее имущество плательщиков ЕСХН подпадет под налогообложение.
Уменьшение единого налога при УСН и ЕНВД на сумму страховых взносов
До вступления в силу комментируемого закона в НК РФ не было четко прописано, могут ли ИП на «вмененке», не нанявшие работников, уменьшать единый налог на всю сумму взносов «за себя» без 50-ти процентного ограничения.
Также не было ясности и в отношении предпринимателей на упрощенной системе с объектом «доходы», в штате которых нет ни одного сотрудника. Правда, чиновники в своих комментариях традиционно заявляли, что ограничение для данных категорий налогоплательщиков не действует (см.
, например, письма Минфина России от 08.04.13 № 03-11-11/139 и от 05.04.13 № 03-11-10/17).
Начиная с 27 ноября 2017 года (дата вступления в силу соответствующей нормы Закона № 335-ФЗ) пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ пункт 2.1 статьи 346.32 НК РФ изложены в новой редакции.
Теперь там ясно сказано, что 50-ти процентное ограничение не относится к предпринимателям без наемных работников. При этом данное новшество распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (п.
9 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).
Вычет по НДС при получении бюджетных субсидий
Ряд поправок предусмотрен для налогоплательщиков НДС, получивших субсидии из бюджетной системы. В частности, будет изменен подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Сейчас в нем говорится, что если расходы на приобретение товаров (работ, услуг) были возмещены из бюджета, то ранее принятый вычет необходимо восстановить.
С января 2018 года появится дополнение: восстановить налог нужно вне зависимости от того, включен ли НДС в сумму субсидии. Плюс к этому добавится правило, по которому при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов.
Пропорцию следует составлять без учета «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров.
Помимо этого, с января 2018 года статья 170 НК РФ пополнится новым пунктом 2.1. Он посвящен ситуации, когда товары, работы, услуги, в том числе основные средства и НМА, были приобретены на бюджетные средства.
В этом пункте сказано, что при подобных операциях «входной» НДС (включая тот, что заплачен на таможне) вычету не подлежит.
Также не подлежит вычету «входной» налог, заплаченный при капитальном строительстве или покупке недвижимости, если деньги на это были получены из бюджета с последующим увеличением уставного капитала ГУП или МУП.
У налогоплательщиков, получающих субсидии или инвестиции из бюджета, появится обязанность вести раздельный учет «входного» НДС.
При наличии такого учета суммы налога по товарам, работам и услугам, приобретенным из бюджетных средств, можно будет отнести к расходам (при условии, что стоимость самих товаров, работ и услуг тоже относится к расходам). Если же раздельный учет не ведется, то включить «входной» налог в затраты нельзя.
Другие новшества по НДС и УСН, утвержденные Законом № 335-ФЗ
Налог на добавленную стоимость | ||
Реализация лома отходов черных и цветных металлов исключена из перечня операций, освобожденных от НДС | Утратил силу подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ | С 1 января 2018 года |
Лица (кроме граждан, не являющихся ИП), покупающие сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, алюминий вторичный и его сплавы, признаны налоговыми агентами по НДС | Вновь созданный п. 8 ст. 161 НК РФ | С 1 января 2018 года |
Разрешено получать вычет НДС при приобретении услуг иностранной организации в электронной форме | Вновь созданный п. 2.1 ст. 171 НК РФ | С 1 января 2019 года |
Особенности исчисления и уплаты НДС при оказании услуг в электронной форме иностранными организациями распространены на случаи оказания таких услуг компаниям и ИП | Новая редакция подп. 2-4 ст. 174.2 НК РФ | С 1 января 2019 года |
Установлено, что при оказании услуг в электронной форме иностранными организациями не признаются посредниками субъекты национальной платежной системы и операторы связи | Новая редакция п. 10 ст. 174.2 НК РФ | С 1 января 2018 года |
Единый «упрощенный» налог | ||
Установлено, что суммы, полученные от собственников недвижимости для оплаты коммунальных услуг, не являются доходами ТСН, управляющих компаний, СНТ и прочих подобных структур | Вновь созданный подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ | С 1 января 2018 года |
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2017/12/12985
Российских аграриев в 2018 году обяжут платить НДС
Госдума одобрила в третьем чтении изменения в налоговом законодательстве, которыми одних плательщиков единого сельхозналога (ЕСХН) обязала уплачивать НДС, а более крупным плательщикам ЕСХН это же финансовое бремя вменяют в обязанность. Новые нормы могут вступить в силу 1 января 2018 года.
Перейти на единый сельхозналог могут компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельхозпродукции, но не переработкой или поставкой.
К сельхозпродукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйств, животноводства. Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70%.
Ставка ЕСХН в России составляет 6% от выручки (4% для Крыма и Севастополя).
Поправки изменяют действующий механизм особого налогового режима для сельхозпроизводителей — единый сельхозналог. Благодаря ему, аграрии освобождены от уплаты всех обычных налогов, в том числе НДС.
Теперь предпринимателям, работающим на ЕСХН, придется выбирать — остаться на едином сельхозналоге или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Если же доход агрария в 2018 году превысит 100 млн руб., выбора не будет — НДС не избежать.
В дальнейшем ежегодно планка по доходам будет снижаться с шагом в 10 млн руб. до 60 млн руб. в 2022 году.
Замминистра финансов Илья Трунин советует обратить внимание на «возможность выбора налогового режима для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН». Плательщики ЕСХН, которые станут платить НДС, получат налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса.
Наделить плательщиков ЕСХН возможностью перейти на схему уплаты НДС намерены с 1 января 2018 года, но освободят от него на первые два квартала. Это создаст условия для администрирования НДС со второго квартала.
Чтобы ввести такую норму, Минфин введет дополнительные переходные приложения.
По мнению Александра Лемчика, управляющего партнера юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры», долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС.
Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС.
«В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если у тебя оборот больше 100 млн руб.
, то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, ты не имеешь права работать без НДС», — добавил он.
Президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции Сергей Балан считает, что ЕСХН давно следует отменить, а НДС ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки. «Все гиганты, крупнейшие фабрики в стране фактически работают по упрощенной схеме налогообложения, поэтому такое решение очень важно для бюджета», — сказал он, сообщает rbc.ru.
Источник: https://agrorus-news.ru/news/russian-news/17594-Rossijskih-agrariev-v-2018-godu-objazhut-platit-NDS
Потеря права на ЕСХН: почему происходит и как действовать
Источник: журнал «Главбух»
Чтобы применять специальный налоговый режим в виде единого сельхозналога, надо соответствовать критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенным в пунктах 2, 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой таковыми признаются предприятия и индивидуальные предприниматели в том числе главы крестьянских фермерских хозяйств, производящие сельхозпродукцию и перерабатывающие ее (в том числе на арендованных основных средствах).
При этом в общем доходе от продажи товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70 процентов.
К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).
Ее перечень приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.
А в приложении 2 к этому нормативному документу приведен перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Кроме указанных лиц систему налогообложения в виде ЕСХН могут применять сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ.
Для этого они также должны соблюдать пропорцию в структуре выручки от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки в размере 70 процентов.
Но в составе этой доли у них учитывается помимо товаров собственного производства продукция, произведенная из сырья, принадлежащего их членам.
Применяют этот режим предприятия, занимающиеся рыбоводством и рыболовствома, а именно;
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные предприятия, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
- сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы));
- рыбохозяйственные предприятия и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых не превышает за налоговый период 300 человек.
При этом доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции за налоговый период составляет не менее 70 процентов в общем доходе от товаров (работ, услуг).
Но в некоторых случаях соответствовать критериям сельхозпроизводителя недостаточно. В частности, запрещено применять эту систему налогообложения предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются производством подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).
Какие доходы принимают во внимание, считая лимит доходов для ЕСХН
Поскольку при установлении статуса сельхозтоваропроизводителя доля выручки от реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции сравнивается с общим доходом от реализации товаров (работ, услуг), встает вопрос: какие виды доходов нужно принимать для расчета а какие в расчете не участвуют?
Отметим, что при расчете ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/49405-poterya-prava-na-eshn-pochemu-proishodit-i-kak-deystvovat.html
Ндс и есхн — журнал председатель
Налоговая революция: НДС и ЕСХН теперь вместе
Наш постоянный эксперт, директор ООО «Аудиторская фирма «МИАЛаудит» Алексей ЛУЗЯНИН – о том, как изменится налоговая практика у аграриев после принятия революционного закона, признающего плательщиков единого сельхозналога плательщиками НДС.
– Ну что, уважаемые товарищи, это свершилось! Наконец-то, после долгих раздумий, обсуждений и колебаний со стороны законодателей, был принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 27 ноября 2017 года президент РФ подписал этот Закон, а это означает, что он уже вступил в силу.
Полный текст Закона составляет более 120 страниц, и он действительно вносит очень много новшеств, но основное изменение следующее: ст. 145 п.
1 (статью, касающуюся освобождения от уплаты НДС) дополнить абзацем следующего содержания: «Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы».
Таким образом, если за 2018 год доход от реализации товаров (работ, услуг) вашей сельхозорганизации превысит 100 млн руб., вы обязаны будете наряду с исчислением ЕСХН начислять и уплачивать НДС. В дальнейшем порог перехода на уплату НДС уменьшается.
Обратите внимание, что данная норма начинает действовать с 1 января 2019 года, то есть у сельхозпроизводителя ещё есть год, чтобы подготовиться к изменению.
Благо и помощь?
Напомню, что идея ввести НДС для плательщиков ЕСХН обсуждалась активно несколько лет, при этом прорабатывались различные варианты. Но это всё в прошлом, сегодня данную норму приходится принимать как свершившийся факт.
Почему возник этот вопрос? С введением в действие Единого сельхозналога в обороте сельхозпродукции была прервана цепочка последовательной уплаты и вычетов НДС, что очень сильно повлияло и на сельхозпредприятия, и на переработчиков сельхозпродукции, и на торговые сети. Ну, представьте, переработчик (молзавод, мясокомбинат и т.д.
), закупая у плательщика ЕСХН – сельхозпредприятия – продукцию, не может принимать НДС к вычету, а с реализации своей готовой продукции уплачивает НДС в бюджет по ставке 10%, то есть фактически переработчик теряет эти 10%, уплачивая их в бюджет.
Поэтому многие переработчики искали различные пути выхода из этой ситуации: брали посредников, уменьшали цену закупки продукции у сельхозорганизации.
Аналогичная ситуация и с розничными сетями. Приходит сельхозпредприятие к ним со своей продукцией, а им в ответ: вы неплательщик НДС, следовательно, при закупке вашей продукции к вычету мы взять НДС не можем, и зачем нам такая продукция, которую мы вынуждены будем продавать дороже обычного?
В итоге получался замкнутый круг: с одной стороны, все говорят о том, что надо поддерживать отечественного сельхозпроизводителя, закупая только у него продукцию, но реально ни переработчики, ни магазины не хотят этого делать. В общем, придумали красивое слово «импортозамещение», и как в кавээне: «А что это значит?» – «Ну, пока только слово придумали!» Поэтому принятие данного Закона в целом, конечно же, позиционируется как благо и помощь.
Кто будет в выигрыше:
- сельхозтоваропроизводители, которые станут уплачивать НДС наряду с ЕСХН: возможно увеличение стоимости реализуемой продукции (хотя не факт);
- переработчики сельхозпродукции (так как смогут теперь НДС принимать к вычету).
Кто потеряет:
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы: если раньше, закупая продукцию у ЛПХ и фермеров, они могли реализовывать её без НДС, то теперь будут начислять суммы НДС, при этом к вычету брать не смогут, и будут вынуждены либо увеличивать цену своей продукции, либо терпеть убытки в виде начисляемого НДС.
Дали подышать – и хватит
Но есть ещё одно огромное «но». Все дело в том, что за эти годы – а ведь прошло уже 15 лет (ЕСХН был введен в 2003 году) – большинство сельхозпроизводителей уже приспособились к этой системе.
Продукция продаётся по большей части посредникам (поэтому в цене никто ничего не теряет), большинство магазинов напрямую как не брали продукцию, так и не будут брать – что с НДС, что без НДС (потому что, кроме этого нужно выполнить массу условий, например, упаковка и т. д.).
Есть ещё один очень важный нюанс для организаций: рассчитывать ЕСХН научилось большинство сельских бухгалтеров.
Причём нужно понимать, что система налогообложения в виде ЕСХН является, по сути, упрощённой (льготной) системой для агрария.
Сам налог к уплате возникает очень редко, поэтому многие уже забыли, что такое налоговые проверки и жёсткий налоговый контроль. В большинстве случаев организации отвечали на присылаемые налоговыми органами письма, требования и запросы.
Поэтому с уплатой ЕСХН налоговые органы отвлеклись от сельхозорганизаций, и дали им «подышать». А вот с НДС это не пройдет.
НДС нашей налоговой системой теперь контролируется «от» и «до». Во-первых, все плательщики НДС должны с недавнего времени сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде книгу покупок и продаж, в которые заносятся все данные и суммы по принимаемым счетам-фактурам поставщиков и выписанные счета-фактуры покупателям.
А это значит, что плательщики НДС должны вести бухгалтерский и налоговый учёт автоматизированным способом, то есть с использованием какой-то бухгалтерской программы (чаще это «1С: Сельхозпредприятие»).
Все сельхозорганизации автоматизировали свой бухгалтерский учёт? Все сегодня используют бухгалтерские программы и ведут в них все участки учёта? Очевидно, что нет: примерно половина сельхозорганизаций, подпадающих под действие данного закона, ещё не автоматизировались.
Во-вторых, да если и автоматизируются, то организации должны будут чётко и досконально вести учёт приходящих к ним счетов-фактур от поставщиков и проводить проверку этих поставщиков, собирая по каждому досье.
Ведь в том случае, если поставщик будет признан «однодневкой» (электронная система не увидит, что счёт-фактура, по которому вы приняли НДС к вычету, поставщик провёл и уплатил сумму налога), к вашей организации будет много вопросов.
А если в общем итоге по декларации за налоговый период у вас получится сумма НДС к возмещению (то есть бюджет вам должен будет вернуть сумму), то ждите тотального налогового контроля.
Поэтому, прежде чем уплачивать сумму НДС наряду с ЕСХН, нужно досконально настроить систему учёта и налогообложения на предприятии, что является на сегодняшний момент для хозяйств огромной проблемой просто исходя из того, что есть не так много молодых кадров, желающих работать в деревне и внедрять автоматизацию.
Когда НДС не примут к вычету
Тот же рассматриваемый Закон вносит много других изменений по НДС, которые нужно также учесть. Вот одно из значимых: теперь нельзя будет принимать к вычету НДС по активам, приобретённым за счет субсидий, раньше это разрешалось.
Изменения в ст. 170 НК РФ говорят об этом прямым текстом: «21.
В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав за счёт субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, вычету не подлежат…».
Поэтому пока не очень понятно, что реально даст сельхозпроизводителям эта налоговая революция: новые проблемы или всё-таки решения проблем? А то ведь очень часто бывает, что «хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Источник: https://predsedatel-apk.ru/dengi/nds-i-eshn/
Налог на имущество для плательщиков есхн: новые комментарии и разъяснения
при производстве сельскохозяйственной продукции;
при первичной и последующей (промышленной) переработке этой продукции;
при оказании услуг сельхозпроизводителями.
Но в отношении объектов, напрямую неиспользуемых в сельхоздеятельности, вопрос налогообложения долго оставался открытым. И уже перед представлением расчета появились долгожданные разъяснения по налогообложению таких объектов (Письмо МФ РФ от 9 апреля 2018 г. 03-05-05-01/23083).
Согласно Письму к имуществу, используемому при производстве сельхозпродукции (ее переработке и т. д.), относится:
• имущество, непосредственно используемое для указанных целей (сельскохозяйственная техника, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции и тому подобное);
• имущество, обеспечивающее процесс производства и/или реализации (административные здания или помещения, гаражи для сельскохозяйственной техники и тому подобное).
В отношении имущества, которое сельхозпроизводитель сдает другому лицу в аренду, это освобождение не применяется. Следовательно, со сдаваемых в аренду основных средств нужно платить налог на имущество; также налог необходимо платить с непроизводственных объектов (жилых домов, домов культуры, детских садов и прочего имущества, учитываемых на балансе «ЕСХН-щика»).
Налоговая декларация
Налоговая декларация по налогу на имущество состоит из следующих листов и разделов (п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@):
Таблица 1
Лист (раздел) | Наименование |
Лист 01 | Титульный лист |
Раздел 1 | Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет |
Раздел 2 | Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства |
Раздел 2.1 | Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости |
Раздел 3 | Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость |
Поквартальная отчетность по налогу называется налоговым расчетом по авансам и имеет утвержденную форму, отличную от формы декларации, создаваемой по итогам года.
Сдать ее необходимо в утвержденный на федеральном уровне срок — не позднее 30-го числа месяца, наступившего после соответствующего квартала. Для отчета за 1 квартал 2018 года из-за переносов она смещается на 03.05.2018.
Сроки для уплаты налога, указанного в налоговом расчете, определяются каждым из регионов самостоятельно и могут не совпадать.
Льготы для сельхозтоваропроизводителей
Налог на имущество – это региональный налог, поэтому обязательно ознакомьтесь с законодательством вашего региона!!!
Ниже приведем информацию о наличии льгот для сельскохозяйственных предприятий в отдельных регионах:
1) Свердловская область — подп. 3 п. 2 ст. 3 закона от 27.11.2003 № 35-ОЗ установлена льгота для с/х организаций (доля более 70 %) — налог не платится, расчеты/декларации подаются вместе с заявлением на предоставление льготы и подтверждающими долю 70 % документами;
2) Красноярский край
Источник: https://xn—-7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai/novosti-zakonodatelstva/667-nalog-na-imushchestvo-dlya-platelshchikov-eskhn-novye-kommentarii-i-raz-yasneniya
Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году
Сельское хозяйство – достаточно рисковый вид бизнеса. Сельхозпроизводители часто зависят от факторов, не зависящих от них. Это и неблагоприятные природные условия, и вредители сельхозкультур на полях, и инфекционные заболевания поголовья скота и птицы.
Еще одна серьезная проблема производителей сельхозпродукции – это ее сбыт. Прежде чем зерно, крупы, овощи и фрукты, молочная и мясная продукция попадут к потребителю, они должны пройти переработку. Если же сдавать продукцию в виде сырья, то производитель с трудом компенсирует затраты даже на ее выращивание.
При этом обеспечение населения полноценными продуктами питания – это основа жизнедеятельности любого государства. Именно поэтому во многих странах сельхозпроизводители получают гранты, субсидии, дотации и пользуются налоговыми льготами.
Бесплатная консультация по налогообложению
Особенности ЕСХН
ЕСХН для ИП, фермеров и организаций – это вариант льготного налогообложения. Расскажем, что это такое простыми словами, понятными для неспециалистов в учете.
В отличие от общей системы налогообложения, где установлены несколько видов налогов, сельхозпроизводители платят всего один налог. Плательщики ЕСХН не платят налог на прибыль, НДФЛ, НДС (кроме того, который уплачивают при ввозе товаров на территорию РФ), налог на имущество (за исключением тех объектов, которые имеют кадастровую стоимость).
Ставка ЕСХН составляет всего 6% от разницы между доходами и расходами. Для сравнения, ставка налога на прибыль в общем случае намного выше – 20%.
Чтобы работать на таких льготных условиях ЕСХН для ИП и юридических лиц, надо выполнять определенные требования:
- своевременно подать заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог;
- не производить подакцизные товары, например, табачные изделия и алкогольную продукцию;
- не относиться к категории казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- не менее 70% всех доходов должны приходиться на доходы от ведения специализированной деятельности — производства аграрной или рыболовецкой продукции, а также оказания услуг производителям по производству такой продукции;
- численность работников рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере рыболовства, не должна превышать 300 человек (для сельского хозяйства такого ограничения по численности работников нет).
В отличие от упрощенной системы налогообложения, ЕСХН для ИП, организаций и фермеров не устанавливает ограничений по лимиту доходов за год.
Кроме того, статья 346.2 Налогового кодекса содержит более подробную характеристику бизнесменов, которые могут перейти на уплату сельхозналога в 2018 году:
- Юридические лица, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и ИП, производящие, перерабатывающие и реализующие сельхозпродукцию собственного производства.
- Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, если численность работающих в них (с учетом совместно проживающих членов семьи) не менее половины общей численности населения населенного пункта.
- Рыбохозяйственные организации (не относящиеся к градо- и поселкообразующим) и индивидуальные предприниматели, если они занимаются рыболовством на принадлежащих им судах или используют их на основании договоров фрахтования.
- Организации и ИП, оказывающие услуги сельскохозяйственным производителям: подготовка полей, посев, возделывание, выращивание, опрыскивание сельхозкультур, уборка урожая, обработка семян до посева, перегонка и выпас скота, содержание и уход за сельскохозяйственными животными.
Как перейти на уплату сельхозналога
Переход на ЕСХН для ИП и юрлиц – это их право, а не обязанность. Сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации могут также работать на упрощенной или общей системе налогообложения.
Но если выполняются все условия льготного сельхозрежима, то, в большинстве случаев, выгоднее все-же перейти на него. Напомним, что ставка ЕСХН составляет всего 6% налоговой базы (доходы за минусом расходов). А для Крыма и Севастополя в 2017-2021 годах ставка может составлять даже 4%.
Срок перехода на ЕСХН для ИП, крестьянско-фермерских хозяйств и организаций аналогичен переходу на упрощенную систему:
- в течение 30 дней после государственной регистрации в любое время года;
- с начала следующего года, если сельхозпроизводитель уже работает на какой-то другой системе налогообложения (в этом случае сообщить о переходе надо до 31 декабря текущего года).
Заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога заполняется на специальном бланке по форме № 26.1-1.
Скачать бланк уведомления о переходе на ЕСХН для ИП и юридических лиц
Заявление подается в налоговую инспекцию по месту прописки индивидуального предпринимателя или по юридическому адресу организации. Подготовьте два экземпляра уведомления и храните свой экземпляр с отметкой ИФНС.
От уплаты сельхозналога можно отказаться только с начала следующего года, для этого надо до 15 января подать форму № 26.1-3. После добровольного отказа от ЕСХН вернуться на него можно лишь после того, как пройдет не меньше одного полного года работы на других системах налогообложения.
Отчетность и уплата сельхозналога
На ЕСХН сдается всего одна годовая декларация – до 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели на этом режиме ведут специальную Книгу учета доходов и расходов (приложение № 1 к приказу Минфина от 11.12.2006 № 169н). Организации КУДиР не заполняют, все доходы и расходы они отражают в регистрах бухгалтерского учета.
Налоговым периодом по уплате единого сельскохозяйственного налога является год, поэтому крайняя дата его перечисления в бюджет – 31 марта года, следующего за отчетным.
Кроме того, по итогам полугодия (не позднее 25 июля) надо рассчитать и оплатить авансовый платеж, который учитывается при уплате годового налога. Положительное отличие ЕСХН от упрощенной системы в том, что здесь нет обязанности уплачивать минимальный налог.
Итоги
Еще раз кратко повторим все особенности единого сельхозналога в 2018 году:
- Применять ЕСХН могут только крестьянско-фермерские хозяйства, организации и индивидуальные предприниматели, которые сами производят сельхозпродукцию или занимаются рыболовным промыслом (в том числе, выращиванием рыбы). Кроме того, работать на этом режиме могут те, кто оказывает сельхозпроизводителям услуги, связанные с производством продукции. Переработчики и поставщики, которые не производят сельхозпродукцию, а только перерабатывают и продают, не вправе работать на этом льготном режиме.
- Доля доходов от реализации собственной продукции в общих доходах сельхозпроизводителя не должна быть меньше 70%.
- Налоговая ставка ЕСХН составляет всего 6% разницы между доходами и расходами, а на территории Крыма и Севастополя в период с 2017 по 2021 год она может быть снижена до 4%.
- Для перехода на ЕСХН надо своевременно подать уведомление по форме № 26.1-1. Срок подачи документа – 30 дней после госрегистрации или до 31 декабря, если переход планируется с начала нового года.
- Хотя плательщики сельхозналога сдают всего одну годовую декларацию, вести учет на этой системе налогообложения достаточно сложно.
- Налог платят один раз по итогам года (до 31 марта включительно), но не позднее 25 июля надо перечислить авансовый платеж.
Источник: https://ipnalogi.ru/edinyy-selskokhozyaystvennyy-nalog-v-2018/
Переход на ЕСХН. Кто может воспользоваться единым сельхоз налогом
Государственная помощь аграриям заключается не только в выделении дотации и компенсировании доли производственных затрат, но и в возможности использовать облегченный налоговый режим – ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Для применения спецрежима необходимо точное соответствие хозяйствующего субъекта определенным критериям, описанным в ст. 346.2 НК РФ.
Для кого доступен переход на ЕСХН
Налоговое право предусматривает применение спецрежима для коммерческих структур, соответствующих следующим параметрам:
- юридические лица или ИП, занимающиеся воспроизводством и реализацией продукции, относимой к разряду сельскохозяйственной;
- доля реализации сельхозпродуктов в валовой выручке составляет не менее 70% (для всех видов продукции).
Исходя их функционала и организационно-правовой формы субъекта бизнеса, к плательщикам ЕСХН относятся:
- ООО и ИП, имеющие коды ОКВЭД сельхозпроизводителей;
- потребительские кооперативы сельскохозяйственной направленности (перерабатывающие, сбытовые, животноводческие, садоводческие);
- артели, занимающие ловлей и переработкой рыбных и иных водных биоресурсов.
Важно: для отнесения к разряду сельхозпроизводителей необходимо комплексное наличие трех факторов – продукция должна производиться, перерабатываться и реализовываться претендентом на применение ЕСХН. Отсутствие одной составляющей дает основание отказать налогоплательщику в переходе на сельхозналог.
Рыболовецкие хозяйства в российских моногородах и поселках, где этот вид деятельности является градообразующим, для использования льготного режима должны соответствовать дополнительным критериям:
- количество работников рыбохозяйственных предприятий (включая проживающих с ними членов семьи) должно составлять не меньше половины общего числа жителей города/поселка;
- списочная численность работников, участвующих в рыбохозяйственной деятельности ограничена – не более 300 человек в год;
- рыболовство должно осуществляться при помощи собственных или арендованных (зафрахтованных) промысловых судов.
Обратите внимание: для рыболовецких предприятий (ИП) сохраняется требование использования ЕСХН при объеме реализации сельхозпродукции (улова рыбы), составляющем 70% от валового дохода.
Запрет на использование единого сельхозналога
В отдельных случаях налоговое законодательство не допускает применение льготного режима даже при соблюдении вышеприведенных условий. Не разрешено использовать ЕСХН сельхозпроизводителям, которые, помимо основной деятельности, выполняют следующие работы:
- производят товары, облагаемые акцизными сборами (табачные изделия, алкоголь);
- занимаются игорным бизнесом.
Кроме того, запрещено переходить на уплату ЕСХН сельскохозяйственным организациям, входящим в бюджетную структуру.
Процедура перехода на ЕСХН
Если организация или ИП соответствует всем критериям, соответствующим статусу сельхозпроизводителя, то налогоплательщик вправе заявить фискальным органам о своем намерении использовать льготный спецрежим.
Обратите внимание: переход на ЕСХН не носит обязательный характер и выполняется налогоплательщикам на добровольных началах.
Когда надо заявить о применении ЕСХН
Единый сельхозналог рассчитывается по итогам налогового периода – календарного года. По этой причине заявить о переходе на ЕСХН при использовании иных методик налогообложения можно до начала нового отчетного периода.
Предельными сроками подачи заявления в налоговый орган являются:
- для действующих ООО/ИП – 31 декабря;
- для новых субъектов хозяйственной деятельности – на протяжении 30 дней с момента регистрации.
Помните: нарушение сроков уведомления о переходе на ЕСХН является основанием для непризнания налогоплательщика субъектом спецрежима и начисления всех налогов по прежней схеме налогообложения.
Как составить уведомление о применении ЕСХН
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк формы 26.1-1 уведомления о переходе на ЕСХН в ExcelСкачать образец заполнения уведомления о переходе на ЕСХН в Excel
Заявление-уведомление об использовании единого сельхозналога составляется налогоплательщиком по форме № 26.1-1 самостоятельно.
Для отметок налогового органа предусмотрен отдельный блок, в котором инспектор указывает дату поступления документа и регистрационный номер.
В головной части уведомления заявитель указывает обязательные сведения:
- наименование субъекта;
- ИНН и КПП налогоплательщика, уведомляющего о переходе на ЕСХН;
- номер (код) налоговой инспекции по месту нахождения/регистрации заявителя;
- признак налогоплательщика.
Составление уведомления не доставляет проблем заявителю, однако следует обратить внимание на следующие нюансы:
- признак заявителя выбирается в зависимости от времени подачи уведомления;
- если уведомление передается в контролирующий орган вместе с основным пакетом документов на регистрацию, то следует указать цифру «1»;
- при передаче заявления в течение месяца (30 дней) после регистрации – цифра «2»;
- при переходе с другого налогового режима – цифра «3».
Вновь созданные ИП и организации, указывающие в качестве признака заявителя «1» или «2», подписывают уведомление, заверяют печатью и передают в налоговую инспекцию.
Для плательщиков, ранее применяющих другую схему налогообложения и планирующих перейти на ЕСХН с 1 января следующего календарного года, необходимо представление сведений о доле валовой выручки, относящейся к реализации сельскохозяйственной продукции. В этом же поле указывается период, за который рассчитанная доля составляет не менее 70%.
Уведомление о применении ЕСХН может быть передано непосредственно в фискальный орган (руководителем организации, предпринимателем или доверенным лицом), отправлено по почте или по телекоммуникационным каналам связи.
Имейте в виду: если заявление №26.1-1 передается уполномоченным лицом, то необходимо наличие доверенности, заверенной в нотариальной конторе.
Начало работы по ЕСХН
ИП и фирмы, работающие по общей или упрощенной системе налогообложения, переходят на ЕСХН, начиная с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления. Те же, кто получил статус ИП или юридического лица и сразу заявил о намерении применять ЕСХН, используют этот режим с начала производственной деятельности.
Когда теряется право на применение ЕСХН
Утрата статуса сельхозпроизводителя и, соответственно, права на применение льготного аграрного спецрежима, возможна в следующих случаях:
- уменьшение обязательного 70%-ного барьера доли реализованной с/х продукции в валовом доходе;
- нарушение требований к сельхозпроизводителям, имеющим право применять спецрежим;
- прекращение деятельности, дающей право на применение ЕСХН;
- переход на другую форму налогообложения.
Поскольку налоговым периодом для сельхозналога признается календарный год, все решения относительно утраты права на использование ЕСХН принимаются после 31 декабря. При отказе от дальнейшего применения специального режима (вне зависимости от обстоятельств) субъект хозяйственной деятельности обязан оповестить об этом фискальную службу следующим образом:
- при нарушении критериев плательщика ЕСХН – путем подачи заявления об утрате права на спецналог по форме № 26.1-2;
- при желании использовать общую или упрощенную системы налогообложения – по форме № 26.1-3;
- при прерывании деятельности, относящейся к сельскому хозяйству – по форме № 26.1-7.
Сведения по приведенным формам должны быть переданы в налоговый орган на протяжении ограниченного периода – с 1 по 15 января нового календарного года.
Перерасчет налогов при утрате права на спецрежим
После завершения отчетного года налогоплательщик, который нарушил требования, предъявляемые к сельхозпроизводителям, обязан произвести перерасчет налоговых платежей.
Вместо уплачиваемого в течение года ЕСХН, организации или ИП придется рассчитать и заплатить в бюджет основные виды налогов:
- налог на имущество (при наличии основных средств);
- НДС;
- налог на доходы (НДФЛ);
- налог на прибыль.
Все декларации по доначисленным налогам должны быть поданы в срок до 31 января, в этот же период необходимо погасить все бюджетные обязательства.
Одновременно с формированием и представлением в ФНС деклараций по общей системе налогообложения, бывший сельхозпроизводитель обязан составить уточненный расчет по ЕСХН (авансовым платежам) за 1 полугодие. Уплаченные суммы будут признаны переплатой по сельхозналогу.
Вернуться к применению ЕСХН можно по прошествии одного года после утраты права на его применение (либо добровольного отказа).
Источник: https://assistentus.ru/eshn/perehod-na-edinyi-selhoz-nalog/