С 01.01.2017 исчисление и уплату страховых взносов будет контролировать фнс рф — все о налогах

Фнс собирает страховые взносы вместо пфр. почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/strahovye-vznosy/

Администрирование страховых взносов с 2017 года

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, а часть из них сохранена за ПФР

С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:* контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;* прием расчетов по страховым взносам, начиная с отчетности за I квартал 2017 года;* взыскание недоимки, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;* зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

За органами ПФР сохранены следующие функции:

* прием расчетов по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 годов, включая прием годовых расчетов за 2016 год;* контрольные мероприятия по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 годов;* принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 — 2016 годы.

Кроме того:

ПФР продолжит ведение индивидуального (персонифицированного) учета

Отчетность в ИФНСОсновной отчет по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ формы РСВ-1 ПФР со следующего года будет отменен. С 2017 г. вместо РСВ-1 ПФР надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423 НК РФ).

Новую налоговую отчетность по страховым взносам в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал — не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.

Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета — на бумаге или в электронном виде. Как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.

В 2017 размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование составляет:- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%;- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%.

Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и в 2016 году. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.Предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет:- для взносов в ПФР — 796 000 руб. за год.

В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх — по ставке 10%.При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.

Срок уплаты страховых взносов не изменился. Взносы надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены.

Но поскольку сменился администратор, изменились и КБК страховых взносов.

Источник: https://www.pfrf.ru/branches/eao/info~Strahovatelyam/3683

Страховые взносы в 2017 году

С 1 января 2017 года вопросы исчисления уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также представления отчетности по ним регулируются главой 34 части второй НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). В связи с этим изменены нормы частей первой и второй НК РФ, а также некоторые нормативно-правовые акты.

Плательщики страховых взносов – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать страховые взносы (ст. 19 НК РФ). Статья 23 НК РФ сменила название. Теперь она устанавливает обязанности не только налогоплательщиков и плательщиков сборов, но и плательщиков страховых взносов.

Согласно статье 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

  1. Лица, производящиеся выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • Организации;
    • Индивидуальные предприниматели;
    • Физлица, не являющиеся ИП.
  2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой.

Какой закон с 01.01.17 регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов?

Налоговый кодекс РФ устанавливает круг плательщиков, облагаемый объект и базу, тарифы траховых взносов и т.п.; порядок уплаты взносов и контроль за их уплатой; ответственность за нарушение при исчислении и уплате страховых взносов, а также процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вновь введенным в статью 8 пунктом 3 дано определение понятия «страховые взносы». Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи:

  • На обязательное пенсионное страхование;
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • Обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Страховые взносы являются составной частью налогового законодательства, поэтому в отношении их исчисления и уплаты применяются нормы НК РФ.

Помимо этого документа в сфере обязательного социального страхования действуют и иные федеральные законы. Каждый из них может затрагивать определенный аспект работы бухгалтера, связанный со страховыми взносами.

Поэтому иногда необходимо в совокупности применять их нормы по одному и тому же вопросу.

Облагаемая база в 2017 году

Объект обложения страховыми взносами, указанный в статье 420 НК РФ, остался практически неизменным. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в статье 422 НК РФ.

Данная статья полностью повторяет статью 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Однако по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно пункту 2 статьи 422 НК РФ будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки.

Тарифы страховых взносов

С 1 января 2017 года их устанавливает статьи 425, 426 НК РФ

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Сроки перечисления взносов во внебюджетные фонды в 2017 году останутся прежними:

  • Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15 числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ);
  • Самозанятые же платят взносы в два захода (п. 2 ст. 432 НК РФ):
  • До 31 текущего года — в минимальном размере;
  • Не позднее 1 апреля, следующего за истекшим расчетным периодом, — «сверхдоходов».

Источник: https://avtconsulting.ru/novyye-strakhovyye-vznosy/

Минфин занялся страховыми взносами: что изменится в схемах

С нового года страховые взносы исчисляют, уплачивают и проверяют по новым правилам. Плательщики привыкают к установленному кодексом порядку, ищут сходство и различия по сравнению с прежним.

К июню вышло несколько разъяснений Минфина и ФНС России. Чиновники обратили внимание на выгодные и невыгодные для плательщиков взносов изменения. Необходимость в разъяснениях возникла из-за неясности переходных положений закона и изменений в судебной практике. Мы рассмотрели, в чем заключаются новшества и как они отразятся на способах оптимизации страховых взносов.

Социальная природа и предназначение прежние, а нормы новые

Начинается новая жизнь страховых взносов по  НК РФ с того, что они полностью отделены от начислений до 2017 года. Плательщики взносов, лицевые счета остались те же. Но администрируют «старые» и «новые» взносы по разным правилам. На это обратил внимание Минфин России в . И объяснил причины пяти «нельзя» в зачетах взносов.

Читайте также:  В целях снижения тарифов взносов нельзя просуммировать доходы от нескольких льготных видов деятельности - все о налогах

Нельзя зачесть прошлую переплату в счет текущих платежей. Налоговые органы не вправе принимать решение о судьбе переплат по взносам, относящимся к периоду до 2017 года. Контролируют исчисление и уплату этих сумм и принимают решение о возврате ПФР и ФСС России (, ч. , ст.

21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ). Но фонды не контролируют исчисление и уплату страховых взносов за 2017 год ( ст. 30 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ).

А значит, прошлые переплаты зачесть в счет текущих платежей не получится, хотя записи проходят по тем же лицевым счетам.

Нельзя зачесть прошлую переплату в счет погашения прошлой недоимки. Федеральные законы  и  не позволяют ПФР и ФСС России принять решение о зачете излишне уплаченных до 2017 года сумм в счет погашения недоимки прошлых лет.

При этом если недоимка есть, то и вернуть излишне уплаченные суммы не получится. В этом случае ПФР и ФСС России не вправе принимать решение о возврате переплаты ().

Таким образом, чтобы вернуть прошлую переплату, сначала надо погасить недоимку.

За просрочку уплаты страховых взносов страховщик заплатит пени. В отношении бюджета и внебюджетных фондов кодекс установил такое же требование (, НК РФ). Но за несвоевременный возврат переплаты, возникшей до 2017 года, проценты фонды и налоговые органы не начислят.  этого не предусматривает.

Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки прошлых периодов. Недоимки по прошлым периодам взыскивают налоговые органы (). Они же проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды с 1 января 2017 года.

Но если у компании возникнет переплата в текущем периоде, то зачесть ее в счет погашения недоимки прошлых лет нельзя. Такое решение налоговые органы принять не вправе, так же как и ПФР или ФСС России.

Переходные положения Федеральных законов  и  не позволяют сделать это.

Нельзя зачесть текущую переплату в счет платежей в другой фонд. Кодекс запретил зачет между разными фондами. Излишне уплаченные взносы можно зачесть только по тому же фонду, в который их перечислили, или вернуть ().

Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки текущего периода по тому же фонду. Минфин России напомнил, что статьи и  НК РФ не позволяют зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки по тем же взносам. Сумму излишне уплаченного взноса можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в тот же фонд ( ст. 8, п. , ст. 78 НК РФ).

Заморозят ли счет за опоздание с расчетом, еще не определились

Основания, по которым налоговики вправе заморозить операции по расчетному счету, перечислены в  НК РФ. Одно из них — несвоевременное представление деклараций (). Плательщики страховых взносов относятся к лицам, на которых нормы о блокировке счета распространяются (). Но вывод, что за несданный расчет по страховым взносам счет заморозят, не очевиден.

По мнению ФНС России (), имеющихся норм достаточно, чтобы обосновать блокировку счета.

Минфин России придерживается иной позиции (). Налоговая декларация и расчет по страховым взносам — разные документы. А значит, буквальное прочтение нормы () не позволяет применить ее к плательщикам страховых взносов.

Какое мнение верно?

В данном случае более обоснована позиция Минфина России. Верховный суд РФ также исходил из буквального прочтения нормы при разрешении спора из-за непредставления квартальных и полугодовых расчетов по налогу на прибыль ().

Суд указал на закрытый перечень документов в норме. И сделал вывод, что норму нельзя применить в случаях, когда не представлены иные документы, предусмотренные кодексом.

Свое решение Судебная коллегия по экономическим спорам приняла с учетом позиции Пленума ВАС РФ ().

Если основываться на выводах Судебной коллегии, то налоговикам можно указать на ограниченность нормы.

Остается риск, что Верховный суд РФ в будущем приравняет налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и примет решение в пользу проверяющих. Но такое решение, чтобы не противоречить более раннему, возможно только в отношении годовых расчетов. А промежуточные не должны подпадать под действие нормы.

Нулевые расчеты не нужны, только если нет права платить зарплату

Минфин и ФНС России сходятся во мнении, что нужно представлять расчеты, даже если нет выплат в пользу физических лиц (письма , ). Кодекс не освобождает от обязанности представлять расчет компании, которые не делали выплат физлицам в отчетном периоде. В этом случае нужно представить расчет с нулевыми показателями.

Контролеры объяснили, почему это важно самим плательщикам. Расчеты с нулевыми показателями позволяют отделить плательщиков без выплат в пользу физлиц от плательщиков, которые нарушают срок для представления расчетов. Правонарушители заплатят штраф. Его сумма (при нулевом расчете) составляет 1 тыс. рублей ().

На требование о нулевых расчетах стоит обратить внимание компаниям с обособленными подразделениями. По месту их нахождения тоже нужно отчитываться по выплатам в пользу физических лиц ().

Если по какой-либо причине расчеты с работниками филиалов и представительств ведет головная компания, но подразделение имеет право выплачивать зарплату, возможны споры с налоговиками при непредставлении нулевых расчетов.

Предприниматели с расходами стали более выгодными участниками схем

С прошлого года постепенно суды решают вопрос о размере взносов предпринимателей. Конституционный суд РФ в  сделал вывод о том, что страховые взносы предприниматели на общей системе налогообложения должны исчислять с учетом профессиональных вычетов. Это решение суд принял в период действия и в отношении норм  ()*.

На основании выводов Конституционного суда РФ предприниматели на общем режиме налогообложения пытаются снизить исчисленные в ПФР взносы за прошлые периоды. Есть решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в пользу предпринимателя (). Несколько дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения в коллегию (определения , ).

Тема получила развитие. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными выводы суда кассационной инстанции по делу предпринимателя на упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (). Спор также шел о взносах, начисленных в соответствии с .

Суд решил, что принцип определения объекта налогообложения у таких упрощенцев аналогичен плательщикам НДФЛ. А значит, доход в размере 300 тыс. рублей, после которого предприниматель должен уплачивать взносы в размере 1 процента в ПФР, нужно определять с учетом расходов.

При этом коллегия сослалась на выводы Конституционного суда РФ.

Еще несколько аналогичных дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения коллегии ( (объект налогообложения учитывает расходы), (нет информации об объекте налогообложения)).

НК РФ предусматривает расчет страховых взносов с учетом профессиональных вычетов у предпринимателей, уплачивающих НДФЛ ( п. 9 ст. 430, ст. 210 НК РФ). Но в отношении спецрежимников аналогичный порядок закон не установил (). Такие плательщики исчисляют страховые взносы за себя исходя из:

  • денежного выражения всего полученного дохода — при УСН и уплате ЕСХН ( ст. 346.5, НК РФ);
  • вмененного дохода — при уплате ЕНВД ();
  • потенциально возможного годового дохода в расчете на количество месяцев работы — при патентной системе налогообложения (ст. , НК РФ).

Выводы Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в деле об упрощенце () позволяют спорить и о размере взносов по нормам НК РФ. Позиция у упрощенцев, учитывающих расходы при исчислении налога, более сильная, чем у других спецрежимников, включая упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».

Но выводы Конституционного суда РФ об экономической обоснованности расчетной базы по страхованию позволяет надеяться на положительное решение по спорам. Иначе баланс публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности нарушится.

Кроме того, социальное страхование будет носить дискриминационный характер в отношении спецрежимников, исчисляющих налоги с вмененного или полного дохода.

Минфин, как и Минтруд, против схем с социальными выплатами

Минфин России выпустил несколько разъяснений об обложении взносами выплат, которые не относятся к оплате труда работников. В частности, несколько таких выплат он рассмотрел в .

Общий смысл таков. НК РФ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Если выплата прямо там не указана, то страховые взносы нужно начислять.

Такие же разъяснения содержат письма , , .

В соответствии с выводами Минфина России в базу для исчисления страховых взносов попадает оплата:

  • дополнительного дородового отпуска и пособия работникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
  • выходных дней за участие в добровольной народной дружине;
  • нерабочих дней по семейным обстоятельствам;
  • стоимости медикаментов и лечения работников (кроме выплат, названных в  НК РФ).

А также компенсации работникам:

  • стоимости санаторно-курортных или туристических путевок;
  • проценты за задержку зарплаты;
  • за расторжение договора до истечения срока предупреждения об увольнении;
  • в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.

Эти разъяснения повторяют выводы Минтруда России по аналогичным вопросам. Например, в вопросе об оплате компенсаций за задержку заработной платы () или стоимости путевок на санаторно-курортное лечение (письма , ).

Но судебная практика часть из данных выплат вообще не относит к объекту страхования или же исключает из базы для начисления страховых взносов.

Например, компенсацию за задержку заработной платы суды считают видом материальной ответственности работодателя, а не выплатой по трудовому договору (, , , округов и др.).

А компенсацию стоимости санаторно-курортных или туристических путевок, оплату медикаментов и лечения, доплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами и детьми в возрасте до трех лет относят к выплатам социального характера (, , , , , округов, определения Верховного суда РФ , , ).

Праздничные премии — объект, пока они не стали подарком

Чиновники двух ведомств пришли к согласию и в вопросе о подарках. Если компания передает их по гражданско-правовому договору, то начислять страховые взносы не нужно. В этом случае не возникает объект обложения на основании статьи 420 НК РФ (, (), ).

Минфин предлагает включать в базу по социальному страхованию премии к праздникам, поскольку они также не перечислены в  НК РФ ().

Но суды принимают решение в пользу плательщиков страховых взносов, если такие выплаты не входят в систему оплаты труда (определения Верховного суда РФ , , , округов). Есть еще один довод в пользу такого прочтения.

Если рассматривать премии к праздникам и юбилеям как подарки в денежной форме, то начислять на них взносы не надо.

Закон требует письменную форму договора дарения только для подарков стоимостью выше 3 тыс. рублей ().

Минтруд России разъяснял, что подарки меньшей стоимости можно передавать без заключения договора. Страховые взносы при этом начислять не нужно ().

ФАС Поволжского округа согласился, что форма соблюдена, если работодатель издал приказ, а работник расписался в ведомости о получении подарка ().

Но нельзя допускать, чтобы подарки относились к системе оплаты труда. В этом случае выплаченные средства входят в базу для начисления страховых взносов (, , округов).

На совете директоров сэкономить не получится

В отношении выплат членам совета директоров мнение Минфина России (письма от 27.02.17 , ) расходится с позицией Минтруда России (письма , ). Но разъяснения Минфин России дал с учетом выводов Конституционного суда РФ (определения , ).

Суд оценил правовую природу выплат с учетом конституционного права участников корпоративных отношений на социальное обеспечение. Члены совета директоров, ревизионной комиссии, секретарь совета директоров могут выполнять свои обязанности как в рамках заключенного договора, так и без него. В последнем случае правоотношения определяет решение общего собрания акционеров (участников).

Для исчисления и уплаты страховых взносов формальные основания выплат не имеют значения. Фактически общество оплачивает услуги в рамках гражданско-правовых договоров. О том, что такой договор общество и члены выборных органов заключили, говорит их согласие исполнять функции и получать за это вознаграждение.

Суд дал оценку правовой природе выплат, а не норм . Поэтому выводы имеют значение и в целях применения норм НК РФ.

Согласно прежним правилам проверок, инспекторы могли запросить у плательщиков любые «необходимые для проверки документы». Закон не ограничивал страховщиков, поэтому при камеральных проверках они могли требовать любые документы и сведения. (, ст. 37 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ).

Аналогичная норма есть и в  НК РФ. Но кодекс определил круг документов, которые может запросить инспекция при проведении камеральной проверки (). В него входят лишь сведения и документы, которые подтверждают:

— право не включать начисленные суммы в объект и базу по страховым взносам;

Читайте также:  Проезд работника к месту санкурлечения облагается ндфл - все о налогах

— пониженные тарифы.

Другой спорный вопрос — ответственность за правонарушения.  исключил из состава сведений, которые должны были выявлять фонды при проверках, смягчающие обстоятельства ( ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.

09 № 212‑ФЗ в ред., действующей до 01.01.15). На основании чего проверяющие не учитывали их, когда выносили решения. Положение исправил Конституционный суд РФ, напомнив о требовании соразмерности ответственности ().

Теперь решение об ответственности будут принимать налоговые органы. Они обязаны учитывать смягчающие обстоятельства. Штраф в таких случаях может быть снижен в два раза и более (, ст. 114 НК РФ).

Звезда
за правильный ответ

Тест

Неправильно

Правильно!

Минфин считает, что премии к праздникам в виде подарков…

Источник: https://e.nalogplan.ru/564380

Страховые взносы в ФНС с 2017 года: что нового?

С 2017 года поменялся порядок расчета и уплаты страховых взносов. В Налоговом кодексе РФ, в частности, появилась новая глава 34 «Страховые взносы».

Что нас ожидает и насколько кардинально все изменилось? В новой статье мы собрали пять нововведений, касающихся страховых взносов, на которые следует обратить внимание.

Кто за что отвечает?

Часть полномочий в отношении страховых взносов перешла от ПФР и ФСС к налоговым органам. С 2017 года ФНС:

  • принимает расчеты по страховым взносам;
  • проверяет, правильно ли учреждение исчислило страховые взносы и успело ли полностью уплатить их в срок;
  • предоставляет отсрочку или рассрочку по страховым взносам;
  • взыскивает недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, даже если она возникла до 1 января 2017 года.

Однако некоторые полномочия остались за ПФР и ФСС. В основном их деятельность затронет периоды, которые истекли до 1 января 2017 года. Эти ведомства будут:

  • принимать уточненные расчеты по страховым взносам за истекшие отчетные (расчетные) периоды;
  • проверять, правильно ли учреждение исчислило страховые взносы за истекшие периоды и успело ли полностью уплатить их в срок. Устанавливать это будут в ходе камеральных и выездных проверок;
  • принимать заявления о возврате сумм излишне уплаченных или взысканных страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года. Решения по таким заявлениям ФСС и ПФР будут направлять в налоговые органы.

Какие суммы облагаются страховыми взносами?

В статье 422 НК РФ указано, какие суммы не облагаются страховыми взносами. Список практически идентичен статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, которой бухгалтеры руководствовались, предоставляя расчеты по взносам в ПФР и ФСС.

Обратите внимание: с 2017 года взносами облагаются сверхлимитные суточные – об этом говорится в статье 217 НК РФ. Выплачивать взносы придется, если суточные за командировку в пределах России превышают 700 рублей, а за заграничную командировку – 2500 рублей.

Расчет взносов зависит от того, насколько суточные превышают вышеуказанные суммы.

Как изменилась предельная база для начисления взносов?

С 2017 поменялась предельная база для начисления страховых взносов. Речь идет о взносах как на пенсионное страхование, так и на социальное. Изменения отражены в постановлении Правительства РФ от 29 ноября 2016 года №1255.

Так, предельная база для начисления взносов на пенсионное страхование в 2017 году выросла на 80 тысяч рублей и составила 876 тысяч рублей. Ставка взноса составляет 22%, а при превышении базы – 10%.

Предельная база для начисления взносов на соцстрахование увеличилась менее значительно – с 718 тысяч рублей до 755 тысяч рублей. Ставка взносов не изменилась и составила 2,9%. Если база превышена, взносы уплачивать не нужно.

Как отчитаться по страховым взносам в 2017 году?

Раньше расчеты по страховым взносам подавали в формах РСВ-1 и 4-ФСС. Их можно использовать и сейчас, так как уточненные расчеты за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, все равно нужно подавать в ПФР и ФСС.

В то же время отчитываться перед ФНС предстоит по новой единой форме. Ведомство утвердило ее в Приказе от 10 октября 2016 года №ММВ-7-11/551@.

Первый расчет в ФНС нужно будет подать за I квартал 2017 года.

Кто и как будет проверять отчетность?

Проверять отчетность по страховым взносам будут все три ведомства: и ФНС, и ПФР, и ФСС. Вот как разделятся их полномочия:

  • ФНС будет проводить камеральные проверки согласно нормам НК РФ. Выездные проверки затронут только правоотношения, возникшие с 1 января 2017. Их налоговики будут проводить совместно с представителями ФСС.
  • ПФР будет проводить и камеральные, и выездные проверки за периоды, истекшие до 1 января 2017.
  • ФСС также будет проводить камеральные проверки за периоды до 2017 года, а выездные – до 2016 года. Также фонд будет проверять расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Еще одно нововведение, на которое стоит обратить внимание.

Если во время камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган установил, что учреждение отразило суммы, которые не облагаются взносами, или применило пониженные тарифы, теперь проверяющий вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность такого решения. Об этом говорится в Федеральном законе от 30 ноября 2016 года №401-ФЗ.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: https://grnt.ru/blog/strahovyie-vznosyi/

Страховые взносы в 2017 году переходят под контроль ФНС: как платить и отчитываться

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • изменения в законодательстве в части страховых взносов с 2017 года;
  • новая форма РСВ;
  • реализация данных изменений в зарплатных продуктах фирмы 1С;
  • индексация пособий и МРОТ в 2017 году.

Страховые взносы переходят под контроль ФНС. С 1 января 2017 года администрировать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также на социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству будут налоговые органы.

В Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ внесены изменения, касающиеся перераспределения обязанностей по администрированию страховых взносов с 2017 года. В частности, теперь ФНС является администратором по:

  • страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности и страховые взносы, уплачиваемые по дополнительным тарифам;
  • страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

У ФСС остались только взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Основные изменения для плательщиков взносов произошли в плане того, кому нужно уплачивать данные взносы. Теперь платить будем в ФНС, а ФНС уже будет подавать информацию в ПФР и ФСС. 

При этом, что касается взносов за 2016 год, то отчитываться и уплачивать их необходимо будет по старым формам и платить взносы соответственно в Фонды. Если уже после 1 января 2017 года по прошлым периодам у плательщиков возникнут какие-то вопросы, то направлять их необходимо будет непосредственно в Фонд.

Фонд данный вопрос рассмотрит и передаст уведомление о рассмотрении вопроса уже через ФНС. Например, если вам необходимо возместить сумму по взносам в ФСС за 2016 год, то вы по всем соответствующим формам собираете отчетность, отправляете в ФСС запрос на возмещение суммы.

ФСС в свою очередь, рассмотрев данный запрос, передает информацию в ФНС. ФНС делает уведомление для казначейства о выплате соответствующей суммы. При этом, все споры судебные или около судебные по таким вопросам будут обращены к ФСС. Налоговая рассмотрит только споры в сроках платежа.

Таким образом, зона ответственности за прошлые периоды остается за Фондами.

Разграничение полномочий между налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами при передаче администрирования страховых взносов:

Налоговые органы осуществляют:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременной уплатой страховых взносов в соответствии с НК РФ;
  • прием от плательщиков страховых взносов, расчетов по страховым взносам, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года;

Источник: https://www.portal-yug.ru/presentations/37ES/02-strahovye/

Журналы для бухгалтеров и ИП Республики Татарстан

ФНС выпустила памятку о страховых взносах в 2017 году

09 дек. 2016

9 декабря 2016

ФНС собрала всю информацию о переходе к администрированию страховых взносов в 2017 году. В памятке приведен перечень полномочий, переданных налоговым органам, а также полномочий, сохраняемых за ПФР и ФСС РФ.

С 1 января 2017 года все законодательные нормы, связанные с исчислением и уплатой взносов, перенесены в НК РФ.

Сообщается, что все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах. Появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков взносов (международной организации, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного).

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ежегодно увеличивается  на повышающие коэффициенты: в 2017 году — 1,9; в 2018 году — 2,0; в 2019 году — 2,1; в 2020 году — 2,2; в 2021 году — 2,3.

Указаны действующие тарифы взносов для основной категории плательщиков, для плательщиков, применяемых пониженные тарифы, а также приведены доптарифы взносов в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на отдельных видах работ.

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 года поменяются КБК для перечисления взносов.

Приведены размеры страховых взносов для самозанятой категории плательщиков.

Процедура Подробности
Постановка на учет плательщиков страховых взносов С 01.01.2017 все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.При этом данная процедура не претерпела значительных изменений. Но появились свои особенности у отдельных категорий плательщиков. Например, есть нюансы постановки на учет международной организации, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного
Обязанности плательщиков страховых взносов Уплата страховых взносов, установленных НК РФ.Ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения.Представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;Представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов, а также сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;Хранение в течение 6 лет документов по взносам.Сообщение в ИФНС о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца.Иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
Объект обложения страховыми взносами Для страхователей, которые выплачивают, вознаграждения физлицам, объектом являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений и др.Для страхователей, которые не выплачивают, вознаграждения физлицам, объектом признается МРОТ, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход
База для исчисления страховых взносов База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).При этом база определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода)
Тарифы страховых взносов Для основной категории плательщиков взносов до 2018 года включительно сохранен тариф в размере 30 % (22 % — на ОПС в пределах установленного лимита, 2,9 % — на обязательное социальное страхование на ВНиМ в пределах облагаемой базы и 5,1 % на ОМС). Кроме того, сверх лимита уплачиваются взносы на ОПС исходя из тарифа 10 %.Для отдельных категорий плательщиков на определенный переходный период сохранены пониженные тарифы страховых взносов
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов практически не изменился. Они также ежемесячно должны из рассчитывать и перечислять не позднее 15-го следующего месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.Сумма взносов, как и в настоящее время, будет определяться в рублях и копейках и исчисляться отдельно в отношении разных видов взносов. Расчетным периодом, как и сейчас, признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.Кроме того, после 01.01.2017 плательщики по-прежнему смогут уменьшить сумму взносов на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения превысит общую сумму исчисленных взносов ВНиМ, то с 01.01.2017 полученная разница будет зачтена инспекцией в счет предстоящих платежей по взносам.Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату пособий сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок сведения будут направляться налоговым органом в ФСС.С 2017 года компании, имеющие обособленные подразделения, будут платить взносы и сдавать отчетность по месту своего нахождения и по месту нахождения подразделений, которые начисляют выплаты в пользу физических лиц.С 2017 года поменяются КБК для перечисления страховых взносов
Представление отчетности Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ИФНС. Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@
Читайте также:  Операции, не подлежащие налогообложению ндс: виды и особенности - все о налогах

Информация> ФНС России

Источник: https://nalog-iz.ru/fns-vyipustila-pamyatku-o-straxovyix-vznosax-v-201

С 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243). Согласно данному нормативному акту с 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы. Что в связи с этим следует учитывать плательщикам страховых взносов – работодателям, рассмотрим далее.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

Налоговые органы будут администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (ОМС).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит администрировать ФСС.

Также за последним сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Федеральный закон № 243 содержит основную часть изменений, связанных с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам. Одновременно с ним приняты:

  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250);
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 346 ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Цель принятых изменений – совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.

По мнению Правительства РФ, создание универсальной системы правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков.

Стоит отметить, что со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет, так как никаких новых платежей в связи с реформой администрирования законодателем не введено, а существующие размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженных, сохранены.

Исчисление страховых взносов

Федеральным законом № 243 в НК РФ вводится гл.

34 «Страховые взносы», в которой устанавливаются объект обложения страховыми взносами и база по ним; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; тарифы, в том числе пониженные; единая форма и сроки представления отчетности; порядок и сроки уплаты страховых взносов и прочие нормы, связанные с осуществлением налоговыми органами функций по администрированию указанных платежей.

Таким образом, исчисление страховых взносов с 1 января 2017 года необходимо производить в соответствии с гл. 34 НК РФ.

Стоит отметить, что положения данной главы во многом повторяют нормы Федерального закона № 212, согласно которому страховые взносы определяются и уплачиваются в настоящее время. При этом существуют и некоторые отличия, например:

  1. не облагаемая страховыми взносами величина суточных будет ограничена размерами, установленными п. 3 ст. 217 НК РФ для освобождения от обложения НДФЛ, то есть не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке. Напомним, что в настоящее время суточные не облагаются страховыми взносами без ограничений согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 212;
  2. из перечня необлагаемых сумм будут исключены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов. Сейчас такие взносы освобождаются от обложения страховыми взносами на основании пп. 6.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212.

Объект обложения страховыми взносами, а также порядок определения суммы взносов, подлежащих уплате, не изменится.

По-прежнему в течение расчетного периода (года) по итогам каждого календарного месяца плательщики производят расчет страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Расчет осуществляется отдельно в отношении страховых взносов на ОПС, взносов на страхование на случай ВНиМ и взносов на ОМС. Сумма страховых взносов исчисляется в рублях и копейках (п. 1, 5, 6 ст. 431 НК РФ, п. 1, 3, 7 ст. 15 Федерального закона № 212).

В соответствии с п. 2 ст.

431 НК РФ сумму взносов на страхование на случай ВНиМ также можно будет уменьшить на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования. При этом стоит отметить, что данная норма действует до 31 декабря 2018 года включительно (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243).

Уплата страховых взносов

Плательщики страховых взносов с 1 января 2017 года производят уплату страховых взносов в адрес налоговых органов по новым КБК (КБК, открытым для ФНС). Это в полной мере распространяется на суммы страховых взносов, начисленные в 2017 году.

Что касается страховых взносов, начисленных за декабрь 2016 года, их уплату необходимо осуществлять в следующем порядке:

  • до 31.12.2016 – в соответствующие внебюджетные фонды по действующим КБК;

Источник: https://www.certisfera.ru/news/s-2017-goda-administrirovanie-strahovyh-vznosov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]