В закон «о бухгалтерском учете» готовятся поправки — все о налогах

Анализируем изменения в Законе о бухучете. Бухгалтер 911, № 45, Ноябрь, 2

бухучет-2018, предприятия, представляющие общественный интерес, отчет об управлении

Сразу отметим, Закон № 2164 вступает в силу с 01.01.2018 г. (поэтому есть еще немного времени, чтобы познакомиться с новинками), а отдельные его положения, касающиеся обнародования финотчетности (что это за положения, отметим по ходу статьи), вступают в силу с 1 января 2019 года.

Предприятия, представляющие общественный интерес. Начнем обзор изменений Закона о бухучете именно с этого нового определения.

Ведь предприятиям, представляющим общественный интерес, устанавливаются особые требования к форме и порядку ведения бухучета и обнародованию отчетности (о таких особенностях расскажем по ходу статьи). Поэтому важно выяснить, кто к ним относится.

К предприятиям, представляющим общественный интерес, относятся (обновленная ст. 1 Закона о бухучете):

— предприятия-эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;

— банки;

— страховики;

— негосударственные пенсионные фонды;

— другие финансовые учреждения (кроме финучреждений и негосударственных пенсионных фондов, которые относятся к микро- и малым предприятиям);

(!) все крупные предприятия (о новых критериях разделения предприятий написано чуть ниже) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Крупные предприятия независимо от формы собственности считаются предприятиями, представляющими общественный интерес.

Поэтому, если ваше предприятие относится к крупным, оно автоматически считается предприятием, представляющим общественный интерес.

Классификация предприятий. Теперь в Законе о бухучете закреплены критерии разделения предприятий (кроме бюджетных учреждений) на микро-, малые, средние и крупные (ст.

2 Закона о бухучете). Напомним, такая градация уже установлена ч. 3 ст. 55 ХКУ (ср. 025069200).

Но, как предусматривают переходные положения Закона № 2164, в будущем соответствующие изменения будут внесены и в ХКУ.

Вид предприятия Критерии(на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному)
Балансовая стоимость активов* Чистый доход от реализации товаров (работ, услуг)* Среднее количество работников
! Достаточно соответствовать двум из трех критериев
Микропредприятия До 350 тыс. евро** До 700 тыс. евро До 10 лиц
Малые До 4 млн евро До 8 млн евро До 50 лиц
Средние До 20 млн евро До 40 млн евро До 250 лиц
Крупные Более 20 млн евро Более 40 млн евро Более 250 лиц
* Определяется по данным финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.** Применяется официальный курс гривни к иностранной валюте (средний за период), рассчитанный на основании курсов Нацбанка, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.

Новообразованные предприятия во время определения соответствия критериям применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.

Если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финотчетности в течение двух лет подряд не соответствует приведенным критериям, оно относится к соответствующей категории предприятий — к той, которой оно соответствует сейчас. То есть для того, чтобы покинуть нынешнюю категорию, предприятие должно не менее двух лет подряд соответствовать новым критериям.

Расширен круг предприятий, обязанных применять МСФО. Все предприятия, которые представляют общественный интерес (см.

выше), публичные акционерные общества, предприятия, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, должны будут составлять отчетность по МСФО (ст. 121 Закона о бухучете).

Еще раз отметим, что к предприятиям, представляющим общественный интерес, относятся и все крупные предприятия независимо от формы собственности. Соответственно, они будут обязаны составлять отчетность по МСФО.

Особенности составления первой отчетности по МСФО регулирует МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности».

Обратим внимание и на новое понятие «таксономия финотчетности».

Таксономия финансовой отчетности — это состав статей и показателей финотчетности и ее элементов, которые подлежат раскрытию (ст. 1 Закона о бухучете).

В отличие от наших П(С)БУ, международные стандарты не содержат конкретных форм того же баланса или отчета о финансовых результатах, а просто приводят перечень статей, которые нужно раскрыть в отчетности (это и называется таксономией). Таксономию финотчетности утверждает Минфин.

Предприятия, обязанные составлять отчетность по МСФО, подают финансовую отчетность на основе таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате.

Так вот, первым отчетным периодом, за который предприятия — «обязательные МСФОшники» будут подавать финотчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме, «назначен» 2019 год (п. 2 разд. II Закона № 2164). Но по желанию можно так отчитаться и за 2018 год.

Состав финотчетности и требования к ее подписанию. Обращает на себя внимание и обновленная ст. 11 Закона о бухучете. Теперь в ней нет указания на формы финотчетности, которые включаются в состав финотчетности предприятия. А сказано, что состав и формы финансовой отчетности утверждаются Минфином.

Нынешнее НП(С)БУ 1 определяет, что финансовая отчетность состоит из: баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности.

Для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете).

Также установлены требования к подписанию финотчетности. Она должна подписываться (ст. 11 Закона о бухучете): (1) руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и (2) бухгалтером или лицом, которое обеспечивает ведение бухучета на предприятии.

При этом поручить ведение бухучета «на стороне» можно субъектам предпринимательской деятельности (в т. ч. предпринимателям), самозанятым лицам — не предпринимателям, которые осуществляют деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности (п.

4 ст. 8 Закона о бухучете).

В случае если ведение бухучета осуществляется сторонней организацией, то финотчетность должна подписываться: (1) руководителем предприятия или уполномоченным лицом и (2) руководителем предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности или уполномоченным им лицом. При этом ответственность предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности, определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.

Есть важный момент для предприятий, представляющих общественный интерес! Такие предприятия (кто к ним относится, см. выше) обязаны создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой должны входить на менее двух лиц.

Иначе говоря, перепоручить ведение бухучета на бухгалтерскую/аудиторскую фирму/специалиста предприятия, представляющие общественный интерес, не могут. Поэтому для них установлены соответствующие правила и к подписанию финотчетности.

Финотчетность таких предприятий должна подписываться: (1) руководителем предприятия (или уполномоченным лицом) и (2) главным бухгалтером (п. 1 ст. 11 Закона о бухучете).

Требования не распространяются на негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования.

Попутно отметим, что установлены и требования к главному бухгалтеру предприятия, представляющего общественный интерес.

Им может быть лицо, которое: (1) имеет полное высшее экономическое образование, (2) стаж работы в сфере финансов, бухучета, налогообложения не менее трех лет и (3) не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности (п. 8 ст. 8 Закона о бухучете).

Кстати, установлено, что законом могут быть определены и дополнительные требования к главбуху, который ведет учет на предприятии, представляющем общественный интерес.

Обнародование отчетности и обязательный аудит. Обновлены и требования к обнародованию финансовой отчетности (ст. 14 Закона о бухучете).

Нормы, касающиеся обнародования финотчетности (1) крупными предприятиями, не являющимися эмитентами ценных бумаг и (2) средними предприятиями, вступают в силу с 1 января 2019 года (п. 1 разд. II Закона № 2164).

Вид предприятия Необходимость обнародования отчетности Сроки обнародования годовой отчетности Порядок обнародования
Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг) + Не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) или другими путями в случаях, определенных законодательством
Публичные акционерные общества +
Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке +
Предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения +
Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг (! Норма вступит в силу только с 1 января 2019 года) + Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом Вместе с (!) аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)
Средние предприятия (не представляющие общественный интерес) (! Норма вступит в силу только с 1 января 2019 года) +
Малые/микропредприятия (за исключением финучреждений) X X X
Другие финучреждения (прямо не названные среди предприятий, представляющих общественный интерес), которые относятся к микропредприятиям и малым предприятиям(! Норма вступит в силу только с 1 января 2019 года) + Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом Вместе с (!) аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)

Отчет об управлении.

С 2018 года предприятиям нужно будет подавать отчет об управлении — документ, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенность его деятельности. От подачи этого отчета освобождаются микропредприятия и малые предприятия (п. 7 ст. 11 Закона о бухучете)

Микропредприятия и малые предприятия освобождены от подачи отчета об управлении.

Средние предприятия имеют право не показывать в отчете об управлении нефинансовую информацию.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Подавать такой отчет нужно будет вместе с финотчетностью. Если предприятие составляет консолидированную отчетность, то составляется консолидированный отчет об управлении. Порядок и сроки подачи отчета будут утверждены Кабмином (п. 2 ст. 11 Закона о бухучете).

Валюта отчетности. Как и раньше, основная валюта отчетности — гривня. Но по требованию пользователей финотчетности она может быть дополнительно пересчитана в инвалюту (ст. 5 Закона о бухучете).

Предоставление финотчетности «по запросу». Вводится новое требование.

Предприятия обязаны будут подавать копию финотчетности(либо консолидированной финотчетности) по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом Украины «О доступе к публичной информации»(ст. 14 Закона о бухучете).

Одновременно с этим закрепляется норма о том, что финансовая отчетность не представляет коммерческую тайну, не является конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом.

Промежуточная финотчетность. Точно определен период составления промежуточной финотчетности — она составляется по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев (ст. 13 Закона о бухучете).

Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия отчетность может составляться за другие периоды.

Требования к первичным документам. Появилась следующая «облегчающая» норма (ст.

9 Закона о бухучете): несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.

Консолидированная отчетность. Предприятия, контролирующие другие предприятия (кроме предприятий, которые представляют общественный интерес), могут не подавать консолидированную финотчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финотчетности не превышают двух из таких критериев:

— балансовая стоимость активов — до 4 млн евро;

— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 8 млн евро;

— среднее количество работников — до 50 лиц.

Отчет о платежах в пользу государства. Также новый отчет. Но он коснется лишь небольшого количества предприятий.

Подавать его должны будут предприятия, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес.

Порядок и сроки подачи отчета будут утверждены Кабмином (п. 2 ст. 11 Закона о бухучете).

Принципы бухучета. Пару слов скажем об изменениях в принципах бухучета. Исключены принципы:

(1) исторической (фактической) себестоимости, согласно которому приоритет в оценке отдавался исторической (первоначальной) стоимости). И это неудивительно, ведь все чаще П(С)БУ требуют при оценке активов использовать справедливую стоимость;

(2) периодичности.

А принцип начисления и соответствия доходов и расходов заменен на принцип начисления.

Новые определения. В Закон о бухучете введены новые определения некоторых терминов, в частности «расходов» и «доходов». Главное новшество состоит в том, что для признания расходов не требуется, чтобы они были достоверно оценены.

Такая же история и с доходами.

Уточненная финотчетность. Детализирован порядок предоставления уточненной финотчетности.

Установлено, что предприятия могут подавать уточненную и консолидированную финотчетности на замену ранее поданной по результатам проведения аудиторской проверки, с целью исправления самостоятельно выявленных ошибок или по другим причинам.

Порядок ее предоставления и обнародования тот же, что и для уточняемой финотчетности.

Источник: https://i.Factor.ua/journals/buh911/2017/november/issue-45/article-31673.html

Новый закон о бухучете: обзор изменений

Введения в действие новой версии главного профессионального закона бухгалтеры ждали больше года. И вот свершилось: с начала января этот нормативный акт вступил в свою законную силу.

Для того чтобы было легче ориентироваться в произошедших изменениях, мы публикуем для вас серию статей, комментирующих главный закон бухгалтерии.

Закон о бухгалтерском учете устанавлива­ет самые общие требования к нему. Эти требования конкретизируются в подза­конных нормативных актах.

Такими доку­ментами являются федеральные и отрасле­вые стандарты бухгалтерского учета. Они вводятся федеральными органами испол­нительной власти. К ним относится Мин­фин России.

Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 402-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2013 го­да. Одновременно утратил силу Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» (далее – Закон 129-ФЗ).

Подза­конные акты к Закону 129-ФЗ – положения по бухгалтерскому учету, или ПБУ. Они применяются для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчет­ности до утверждения федеральных стан­дартов бухгалтерского учета, или ФСБУ (п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ).

Поэтому избе­жать сравнений нового, действующего за­кона со старым, ему предшествовавшим, невозможно.

Бухгалтерский учет обеспечивает фор­мирование информации о специальных объектах. Они перечислены в статье 5 За­кона 402-ФЗ. А субъекты закона – это ли­ца, на которых распространяется его дей­ствие. Они перечислены в статье 2 Закона 402-ФЗ. Объекты бухучета возникают в про­цессе экономической деятельности субъ­ектов.

На основе информации об объектах бух­галтерского учета субъекты составляют свою бухгалтерскую отчетность. В Законе 402-ФЗ фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Поэтому термины «бухгалтерская отчет­ность» и «финансовая отчетность» можно считать синонимами.

Информация об объектах бухгалтерско­го учета сосредоточена в первичных учет­ных документах и систематизируется по определенным правилам.

Современный бухгалтерский учет – это информационная технология (п. 2 ст. 2 За­кона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин­формации, информационных технологиях и о защите информации»). Бухгалтерский учет подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчет­ности.

На основе данных бухгалтерского учета ведутся:

  • налоговый учет;
  • управленческий (оперативный) учет;
  • статистический учет.

Каждый из этих видов учета включает свою отчетность, которая имеет определен­ных пользователей.

Закон 402-ФЗ устанавливает требования к официальному бухгалтерскому учету (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Лица, на которых распространяется За­кон 402-ФЗ, именуются экономическими субъектами. К ним относятся, в частности:

  • коммерческие и некоммерческие органи­зации (созданные в соответствии с зако­нодательством РФ);
  • индивидуальные предприниматели;
  • находящиеся на территории РФ струк­турные подразделения организаций, соз­данных в соответствии с законодатель­ством иностранных государств.

Но не все экономические субъекты не­пременно должны вести бухгалтерский учет. Об этом сказано в статье 6 Закона 402-ФЗ.

Закон 402-ФЗ применяется также в свя­зи с:

  • доверительным управлением имуще­ством;
  • исполнением договоров простого товари­щества;
  • выполнением соглашений о разделе про­дукции.

Информация, формирующаяся в бухгал­терском учете, рассчитана на пользовате­лей, которые обладают достаточными по­знаниями и навыками для того, чтобы по­нять, оценить и использовать ее.

Между тем интересы пользователей существенно раз­личаются. Бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные по­требности в полном объеме.

Законодатель­ство обеспечивает лишь потребности, об­щие для всех пользователей.

Отдельные пользователи отчетности мо­гут выдвигать дополнительные требования к информации, выходящие за рамки Закона 402-ФЗ и подзаконных актов, обеспечиваю­щих его применение.

Вместо термина «бухгалтерская отчет­ность», ставшего за многие годы привыч­ным, Закон 402-ФЗ использует составной термин «бухгалтерская (финансовая) отчет­ность». Почему?

В целом речь идет об одной и той же са­мой отчетности.

Отчетность – это информация. Она ха­рактеризует финансовые показатели дея­тельности экономического субъекта за определенный (отчетный) период. Поэтому представляет собой итоговый, то есть от­четный документ. А формируется он в соот­ветствии с требованиями закона о бухгал­терском учете. Так что уточнение термино­логии оправдано.

В системе понятий бухгалтерского уче­та появился новый термин – стандарт бух­галтерского учета. Это документ, устанав­ливающий минимально необходимые тре­бования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтер­ского учета.

На момент вступления в силу Закона 402-ФЗ этим критериям удовлетво­ряют ПБУ, в также методические указания, утвержденные Минфином России (п. 3 По­ложения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Подроб­ности о стандартах – в статье 21 Закона 402-ФЗ.

Факт хозяйственной жизни – еще один термин, который введен впервые. Из опреде­ления этого понятия следует, что факты хозяйственной жизни оказывают или спо­собны оказать влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Причем каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным докумен­том (п. 1 ст. 9 Закона 402-ФЗ). Ранее в анало­гичном значении использовались термины «хозяйственные операции» и «факты хо­зяйственной деятельности» (п.

9 Положе­ния по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в Российской Феде­рации).

Понятие «международные стандарты», примененное в Законе 402-ФЗ, следует от­личать от понятия «международные стан­дарты финансовой отчетности» (МСФО).

Законодатель имел в виду стандарты бух­галтерского учета, применение которых является обычаем в международном дело­вом обороте.

А обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности пра­вило поведения, не предусмотренное за­конодательством (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

В то же время МСФО введены на террито­рии официально (приказом Минфина Рос­сии от 25 ноября 2011 г. № 160н). Их при­менение предусмотрено Законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

В состав законодательства о бухгалтерском учете входят все действующие федеральные законы без исключения, а также подзакон­ные акты к ним.

Следовательно, термины и понятия, оп­ределенные в бухгалтерском учете, следует использовать в значениях, установленных в специальных законах.

Сходная норма предусмотрена законодательством о нало­гах и сборах (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, поня­тия «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта» определены Зако­ном от 10 декабря 2003 г.

№ 173-ФЗ «О ва­лютном регулировании и валютном конт­роле».

Гражданский кодекс и Налоговый кодекс также являются федеральными законами. В частности, налоговые обязательства ком­пании, отраженные в ее бухгалтерской от­четности, устанавливаются по правилам Налогового кодекса.

Примером подзаконного нормативного правового акта, который непосредственно используется при ведении бухгалтерского учета, может служить Положение о поряд­ке ведения кассовых операций с банкнота­ми и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком Рос­сии 12 октября 2011 г. № 373-П).

Закон 402-ФЗ вводит новый перечень объ­ектов бухгалтерского учета, причем он носит открытый характер.

Факты хозяйственной жизни – это, по су­ти, хозяйственные операции.

Явно новым объектом является «актив». Хотя в Законе 129-ФЗ этот термин не фигу­рировал, он широко применялся в соответ­ствующих подзаконных актах (ПБУ и др.).

Между тем его общей характеристики мы не обнаружим ни в одном нормативном до­кументе. Правда, активом именуется сово­купность показателей бухгалтерского балан­са.

Но среди них мы видим «прочие активы» (внеоборотные и оборотные). Значит, исчер­пывающий состав активов не установлен.

Определение активов имеется в Концеп­ции бухгалтерского учета в рыночной эко­номике России (одобрена Методологиче­ским советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.). Хотя Концеп­ция не является нормативным документом, она предназначена для принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами.

В соответствии с Концепцией активами нужно считать хозяйственные средства, контроль над которыми экономический субъект получил в результате свершивших­ся фактов его хозяйственной деятельности и которые должны принести ему экономи­ческие выгоды в будущем.

А будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку де­нежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономиче­ские выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в соче­тании с другим активом в процессе произ­водства продукции, работ, услуг, предна­значенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязатель­ства;
  • распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма акти­ва и юридические условия его использова­ния не являются существенными критерия­ми отнесения их к активам.

Как видно, главные условия признания актива:

  • возможность контроля над ним;
  • способность порождать приток денеж­ных средств.

Между тем в специальном значении нуж­но понимать и обязательства. Дело в том, что не все обязательства гражданско-право­вого характера подлежат отражению в бух­галтерском балансе.

Таким примером может служить обязательство воздержаться от определенного действия (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Поэтому нужно ориентироваться на определение обязательств, содержащееся именно в Концепции.

В ней указано следующее.

Обязательством нужно считать суще­ствующую на отчетную дату задолжен­ность экономического субъекта, которая является следствием свершившихся проек­тов его хозяйственной деятельности и рас­четы по которой должны привести к отто­ку активов. Обязательство может возник­нуть в силу действия договора и ли правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В целом обязательства влекут отток де­нежных средств, то есть создают эффект, противоположный действию активов.

Источником финансирования деятель­ности коммерческой организации нужно считать ее капитал. Он определяется как разность активов и обязательств. Капитал характеризует финансовое положение орга­низации.

Что касается определений доходов и рас­ходов, то они приведены в соответствующих ПБУ (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Активы, обязательства и источники фи­нансирования деятельности являются эле­ментами бухгалтерского баланса. Доходы и расходы – это элементы отчета о финансо­вом положении. Денежные потоки – элемен­ты отчета о движении денежных средств.

Е.Ю. Дирковаэксперт журнала «»

Источник: https://delovoymir.biz/novyy-zakon-o-buhuchete-obzor-izmeneniy.html

Изменения в законодательстве о бухгалтерском учете

Информационное сообщение Минфина РФ от 26 июля 2017 г.

N ИС-учет-8Уточнен статус положений по бухгалтерскому учетуИсходя из части 1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения Минфином России федеральных стандартов бухгалтерского учета обязательному применению подлежат положения по бухгалтерскому учету и иные нормативные правовые акты, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г.Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» уточнен статус указанных положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г., признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета. Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ следующие положения по бухгалтерскому учету считаются федеральными стандартами бухгалтерского учета:ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»,ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»,ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»,ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,ПБУ 9/99 «Доходы организации»,ПБУ 10/99 «Расходы организации»,ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»,ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»,ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»,ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»,ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»,ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»,ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»,ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».Согласно части 15 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отраслевые стандарты бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета. Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ предусмотрено исключение из данного правила: оно не действует в отношении положений по бухгалтерскому учету, признанных федеральными стандартами бухгалтерского учета, и утвержденных Банком России отраслевых стандартов бухгалтерского учета и иных нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных и некредитных финансовых организациях.

Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 г.

Новый вид документов регулирования бухгалтерского учета кредитных и некредитных финансовых организаций

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта (организации).

Федеральным законом от 18 июля 2017 г.

N 160-ФЗ этот перечень документов дополнен еще одним видом документов — нормативные акты Банка России.

При этом определено, что в сфере бухгалтерского учета нормативными актами Банка России устанавливаются для кредитных и некредитных финансовых организаций:планы счетов бухгалтерского учета и порядок их применения;порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности;формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.Указанные нормативные акты Банка России, также как отраслевые стандарты бухгалтерского учета, не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета. В свою очередь, в сфере бухгалтерского учета кредитных и некредитных финансовых организаций соответствующие рекомендации и стандарты организации не должны противоречить не только федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета, но и названным нормативным актам Банка России.

Данная норма вступает в силу с 19 июля 2017 г.

Внесены изменения в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

Федеральным законом от 18 июля 2017 г.

N 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» предусмотрены следующие новеллы:1) отменено требование включать годовую консолидированную финансовую отчетность в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а промежуточную консолидированную финансовую отчетность в состав ежеквартального отчета за третий квартал отчетного года (ранее — эмитент был обязан включать годовую консолидированную финансовую отчетность за предшествующий год в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а консолидированную финансовую отчетность за шесть месяцев текущего года — в состав ежеквартального отчета за третий квартал);2) в состав лиц, несущих ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете эмитента недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, дополнительно включены лица, подписавшие бухгалтерскую (финансовую) или консолидированную финансовую отчетность эмитента и лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента.

Нормы данного Федерального закона вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Источник: https://cbscg.ru/press-centr/novosti/izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-buxgalterskom-uchete

Новый закон «О бухучете»

Бухгалтерия — обязательная составляющая любой организации, и частной, и государственной.

Контроль за движением денежных средств, выдача заработных плат, расчет прихода-расхода — задачи специалистов по бухучету.

Их деятельность, права, обязанности, особенности оформления документов, состав отчетности, порядок учета — все это регулируется федеральным законом № 402 — «О бухгалтерском учете».

Описание закона «О бухучете»

Настоящий ФЗ 402 был принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации — 29 ноября 2011 года. Предмет его рассмотрения — бухгалтерский учет и отчетность, а точнее — установление единых государственных требований к этим важным составляющим экономики страны.

Среди основных понятий, используемых в законе, стоит отметить следующие:

  • Бухгалтерская отчетность — информация о финансовом положении субъекта экономики;
  • Стандарт бухучета — документ, который устанавливает минимальные требования к предмету закона;
  • Отчетный период — время составления бухгалтерской отчетности;
  • Организации государственного сектора — муниципальные учреждения, имеющие отношение к финансовой деятельности.

Последняя редакция федерального закона «О бухгалтерском учете» вступила в силу 18 июля 2017 года. Результат — отдельные положения закона были изменены или дополнены (подробно изменения будут описаны далее в статье).

Последние изменения, внесенные в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

За все время его существования, изменения в настоящий федеральный закон вносились неоднократно. Вносились поправки в определения понятий, особенности бухгалтерского учета и в порядок внутреннего контроля в этой сфере. Последняя редакция от 18 июля 2017 года затронула несколько другие составляющие ФЗ 402.

Измененные пункты закона о бухгалтерии:

  • ч. 1, ст. 21 дополнена пунктом 2.1. Теперь в список документов, связанных с контролем бухгалтерского учета, входят и нормативные акты Центробанка РФ;
  • п. 5, ч. 3, ст. 21 изменен. В новой редакции под федеральные стандарты не попадают планы счетов бухучета и для некредитных финансовых организаций (раньше это относилось только к кредитным);
  • ч. 6, ст. 21 изменена и дополнена. В результате внесенных изменений, нормативные акты Центрального Банка РФ регулируют не только сами планы счетов бухучета, но и порядок их применения, группировку, формы раскрытия информации и др.;
  • ч. 15, ст. 21 изменена и дополнена. В тексте последней редакции данной части федерального закона № 402 добавлен ряд ссылок на часть 6 статьи 21, с той же пометкой — они не должны противоречить стандартам и нормативам Центробанка РФ. Это же касается рекомендаций в области бухгалтерского учета и стандартов экономических субъектов;
  • п.1, ч.1, ст. 23 — изменен и дополнен. В этом пункте теперь присутствует ссылка на часть 6 статьи 21 ФЗ 402, которая незначительно расширяет полномочия Центрального Банка Российской Федерации в отношении бухгалтерского учета;
  • ст. 30 — дополнена частью 1.1. В ней говорится, что положения по бухучету, принятые Минфином РФ начиная от 1 октября 1998 года признаются федеральными стандартами.

Ознакомьтесь  Статья 9 ФЗ 402

Скачать ФЗ 402 в последней редакции

С момента принятия федерального закона «О бухгалтерском учете», он претерпел ряд изменений, включая приведенные выше. Для лиц, чья деятельность тесно связана с предметом ФЗ 402, лучше ознакомиться с полным текстом последней редакции бухгалтерского закона.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-buxuchete/

Закон о бухгалтерском учете и отчетности

x

Check Also

Федеральный закон об ИП ФЗ-129 был принят для урегулирования процесса государственной регистрации. В его статьях описывается ее порядок, размер гос пошлины и мотивы для отказа в ней.

Закон об именах детей в России Увлечение необычными именами на территории Российской Федерации началось ещё во времена СССР. Имена детей представляли собой замысловатые аббревиатуры, заключающие название какого-то праздника или имя и сферу деятельности определённой исторической личности.

Закон об изъятии земель В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее.

ФЗ об аттестации рабочих мест Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями охраны труда.

ФЗ 148 об аквакультуре (рыбоводстве) Рыбоводство или аквакультура — это разведение и (или) содержание и выращивание субъектов аквакультуры в искусственных или природных условиях.

Закон Об авторском праве и смежных правах Федеральный закон под номером 5351-1 от 9 июля 1993 регулировал отношения, касающиеся авторского права. К таковому относится создание и использование предметов и достижений науки, литературы и иных видов искусства.

Закон об эвакуации транспортных средств Всем водителям транспортных средств необходимо знать правила дорожного движения. Мало их просто знать, их надо соблюдать. Но, если по какой-либо причине автомобиль хотят эвакуировать уполномоченные лица, нужно знать нормы закона, которые описывают ситуации, когда действия представителей власти будут правомерными.

Закон о зимней резине Особенность зимней резины заключается в ее составе. Она отличается эластичностью при низких температурах, шероховатостью, пористостью. Совокупность этих характеристик позволяет водителю уверенно управлять автомобилем зимой.

Закон о чипизации домашних животных с 2018 года Проект закона о чипизации домашних животных обсуждается и разрабатывается с 2011 года. Предполагается, что обязательное чипирование будет производиться уже с 2018 года по отношению к крупному рогатому скоту, с 2019 – в отношении домашних питомцев.

Закон о частной собственности в России В соответствии с российским законодательством, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на защиту своих прав, интересов, собственности, жизни и здоровья.

ФЗ О частной детективной и охранной деятельности Согласно ФЗ О частной детективной и охранной деятельности необходимо иметь лицензию на предоставление услуг. Договор на оказание детективных или охранных услуг заключается с юридическими или физическими лицами на возмездной основе.

Закон о ношении холодного оружия С понятием холодное оружие связано много спорных моментов. В законодательстве дано четкое определение данному термину, но граждане часто путают его с предметами, предназначенных для бытовых нужд.

Фаркоп на легковом автомобиле: установка, регистрация, штраф Фаркоп определяется как тягово-сцепное устройство, призванное обеспечить подсоединение к легковому автомобилю прицепа или фургона.

Новый закон о переоборудовании авто Недавние изменения в Техническом регламенте Таможенного союза затронули всех автовладельцев. Речь идет об ужесточении контроля над переоборудованием авто.

Закон о тунеядстве в РФ Последние годы активно обсуждается вопрос о принятии закона о безработице в России. Таковой предполагает введение налога на отсутствие работы.

Новое в законе о торговле Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики.

ФЗ О государственном регулировании торговой деятельности Все вопросы, касающиеся промышленной деятельности, регулируются правовым актом о торговле. Закон о торговле подразделяется на 5 глав и 22 статьи.

ФЗ о товарных знаках Физические и юридические лица руководствуются правом на использование товарного знака только на той территории страны, где он был зарегистрирован. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение в государственных органах.

Закон о тишине Проблема громких соседей актуальна для всех регионов РФ. Участникам конфликта редко удается договориться и разрешить сложившуюся ситуацию мирным путем. Знание закона о тишине позволяет гражданину наказать нарушителя по всей строгости.

Закон о тендерах Тендер это конкурс, в котором принимает участие несколько компаний с предложениями на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ.

Изменения в законе о тахографах на грузовые автомобили Инженерное средство контроля, которое непрерывно фиксирует скоростные данные, называется тахографом. С помощью данного технического механизма можно отследить весь маршрут движения, время работы и отдыха водителя авто.

Счетчики на воду: замена, установка по закону Закон о счетчиках на воду разрабатывался по нормам Федеральной программы сохранения энергетических запасов, принятой МинЭнерго РФ. Обязанность установить их регламентируется законом в ПП РФ № 776, где указан процесс и условия использования водных ресурсов, также и сточных вод.

ФЗ О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации Федеральный закон о страховании вкладов регламентирует правовые аспекты по защите вкладчиков и их сбережений.

Закон О статусе судей в РФ: последняя редакция Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа.

Источник: https://u69.ru/zakony-rf/zakon-o-buxgalterskom-uchete-i-otchetnosti

Федеральный закон о бухгалтерском учете — 402 ФЗ, последняя редакция 2018

Любой Федеральный Закон принимается в Российской Федерации для упорядочения действий в определенной отрасли, требующей нормативного установления.

Закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ был принят для определения понятия бухгалтерского учета в законодательном порядке, его основных задач и целей, сферы деятельности настоящего ФЗ, порядка получения и предоставления необходимой финансовой информации.

Для чего нужна была новая редакция

Последняя редакция 2018 была продиктована новыми реалиями и насущной необходимостью изменения определения некоторых понятий.

Федеральный Закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ не пересматривался, по существу, с 2013 года, и мало кого заботило истолкование терминов, применявшихся в современной реальности.

Редакция 2016 года не внесла существенных корректив в существующее положение, потому что коснулась, в основном, статьи 3 главы 9 существующего Закона.

Коррективы, внесенные в 2016, касались только Государственных Академий Наук, которые были исключены из списка государственных объектов.

Если учесть, что существующие изменения в экономических структурах Российской Федерации не были никоим образом отражены в действующем законе, то необходимость последней редакции 2018 была просто созревшей необходимостью.

Законодательная система нуждается в периодических уточнениях в целях совершенствования.

Федеральный закон о бухгалтерском учете — 402 ФЗ

Последняя редакция 2018 принималась для решения нескольких назревших задач:

  • расширения понятия объектов бухгалтерской отчетности, которые ранее включали только ее обязательства перед перечисленными в 402 ФЗ инстанциями;
  • введения в законодательно закрепленной терминологию нового понятия активов, которое ранее существовало в более узком значении и именовалось имуществом (термин активы предполагает более широкое толкование, которое давно присутствует в финансовой и юридической терминологии);
  • внесенные в Федеральный Закон изменения позволили сделать более широким перечень объектов, для которых стала доступна упрощенная форма отчетности;
  • в Закон о бухгалтерском учете внесены и процедуры, помогающие в значительной мере облегчить жизнь людей, занятых в непосредственном процессе учета (они занимаются теперь своей непосредственной сферой деятельности, которую и регламентирует новая редакция).

Одним из главных новшеств в принятой редакции можно считать переквалификацию аудиторских проверок. С момента вступления НР в силу, они позволят государству получать реальное представление о деятельности организаций. Ранее результаты аудиторского обследования были практически недоступны.

Интересно: https://pensiyaportal.ru/news/izmeneniya-stavki-nds-v-2018/

Одним из главных новшеств в принятой редакции можно считать переквалификацию аудиторских проверок

Положительные моменты

Государство на законодательном уровне отменило необходимость подачи промежуточных документов, необходимых для внутренней деятельности организации.

С момента вступления поправок в законодательную силу государство сможет контролировать аудиторские проверки, и пресекать появление нестандартных документов в организациях, без соответствующего на то разрешения.

Источник: https://PensiyaPortal.ru/news/federalnyy-zakon-o-buhgalterskom-uchete/

Закон о бухгалтерском учете

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

От качества бухгалтерской информации зависит правильность решений, принимаемых внутренними и внешними пользователями. Именно поэтому данные учета должны быть обоснованными, достоверными, своевременными.

Требования в отношении ведения учета, предоставления информации всем интересующимся пользователям регламентируется законодательством. Это не значит, что внешние пользователи имеют доступ ко всем учетным данным. Предприятию нет необходимости пускать «копаться в своих бумажках» поставщиков, инвесторов.

Всем таким заинтересованным лицам будет доступна публичная бухгалтерская отчетность, составляемая на данных учета.

В разных странах разработкой правил, стандартов учета и отчетности занимаются разные объединения независимых профессионалов, аудиторов. В ряде стран эта функция принадлежит государственным органам. В России правила учета устанавливаются Министерством финансов, а закон о бухгалтерском учете и все его изменения принимаются Государственной думой.

Официальное определение бухгалтерского учета устанавливается в Федеральном законе №402-ФЗ от 06.12.11 года. В нем устанавливаются задачи и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.

Определение 1

Согласно закона, Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В основе определения заложены характерные признаки учета.

Признаки учета

  1. Бухгалтерский учет имеет ограничение в рамках одного предприятия, уже чем статистический учет, но более широк, чем оперативный.

  2. Отражает всю информацию об имуществе, обязательствах, операциях. Для такого отражения непрерывен и сплошной, эти два условия не обязательны для статистического и оперативного вида учетов.

  3. Объекты отображаются в стоимостной оценке, это условие тоже не обязательно для других видов учета.

Закон «О бухгалтерском учете» формулирует задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом, и как следствие перед бухгалтером.

Задачи бухгалтерского учета

  1. Формирование достоверной и полной информации о деятельности предприятия, о его имущественном положении.

  2. Обеспечение информацией для контроля за законностью осуществляемых операций. В своей работе бухгалтерам необходимо придерживаться установленным нормам.

  3. Предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности предприятия и изыскивать внутренние резервы для обеспечения своей финансовой устойчивости.

Практика показывает, что бухгалтерский учет решает еще и другие задачи:

  • формирование полной и достоверной информации, о деятельности предприятия и его структурных подразделений;

  • контроль наличия и движения имущества, материалов, топлива, персонала, финансов по нормам установленным законами РФ, нормами, сметами, нормативами;

  • контроль формирования и использования источников приобретения и создания имущества;

  • предотвратить потери и выявить резервы для повышения эффективности деятельности;

  • подготовить данные для формирования финансовой отчетности, используемой внешними пользователями с прямыми финансовыми интересами, и для государственных органов;

  • формировать себестоимость продукции предприятия, работ или услуг. Определение результатов от деятельности предприятия.

Замечание 1

Ведение учета должно быть в строгом соответствии с требованиями нормативных актов, а, в первую очередь, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), методическими рекомендациями и инструкциями.

При выявлении статей, противоречащих друг другу, приоритет отдается Закону РФ. Вся базовая методика учета основывается на принципе двойной записи.

Этот метод, возникший в 13-14 веках, и был подробно описан Лукой Пачоли, остается неизменным, тонкости учета разными странами регламентируются по-разному.

Изменения в законодательстве

Замечание 2

С 1 января 2014 Федеральный закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» действует в новой редакции. Изменения внесены на основании закона № 357-ФЗ. Этот закон ввел давно ожидаемы понятия такие как мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Ряд изменений коснулись повседневной работы бухгалтеров.

Оформление первичных документов. В прежней редакции было указано, что лица подписывающие первичный документ отвечали за правильность оформления сделок, операций, событий.

В новой редакции – отвечают за оформление сделок, операций, событий. Правильность больше не упоминается. Ответственность за правильность подразумевает отдельный контроль.

А это функция службы внутреннего контроля.

Документооборот. Дополнен п. 3 ст. 9 Закона №402-ФЗ. У лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни появилась новая обязанность – своевременно передать первичный документ для принятия к учету.

Формы первичных документов. П. 4 ст. 9 Закона №402-Фз. До 01.01.14 первичные формы утверждались руководителем. Теперь он формы «определяет». Руководителю нет смысла утверждать формы, разработанные Госкомстатом.

Основа для составления отчетности. П. 3 ст. 10, п. 1, ст. 13 Закона №402-ФЗ. Устанавливается, что отчетность формируется на основании: данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета и информации, определенной в стандартах – федеральных или отраслевых.

Введены понятия новых объектов. Введены новые термины – мнимые и притворные объекты. Отражение таких объектов нарушает достоверность отчетности. П.1 и 3 ст. 9 Закона №402-ФЗ.

Лица, ведущие учет, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных документов. П. 1 ст.9, п. 2 и 3 ст. 10 Закона №402-ФЗ.

Не должны приниматься к учету документы оформляющие факты не имевшие места в хозяйственной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_i_soderzhanie_buhgalterskogo_ucheta/zakon_o_buhgalterskom_uchete/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]