Расходы, включаемые и не включаемые в стоимость основного средства
Источник: журнал «Главбух»
Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»
И в налоговом учете, и в бухгалтерском первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех расходов на его покупку, изготовление или строительство за минусом НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ и п. 8 ПБУ 6/01).
В эту стоимость также включаются расходы на доставку объекта ОС и доведение его до состояния, пригодного для эксплуатации.
Соответственно все расходы, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, организация признает в налоговом и бухгалтерском учете по мере начисления амортизации, то есть равномерно в течение срока его полезного использования.
Однако по правилам налогового учета некоторые виды расходов, так или иначе связанных с приобретением основных средств, организация может признать единовременно.
Например, суммы ввозных таможенных пошлин или расходы на юридическое сопровождение сделки по покупке объекта ОС (подп. 1 и 14 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Ведь любая компания вправе самостоятельно решить, как именно ей отражать затраты, которые с равными основаниями можно одновременно отнести к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Несмотря на это, налоговики продолжают требовать, чтобы на сумму подобных расходов организация увеличила первоначальную стоимость основного средства (письмо ФНС России от 22.04.14 № ГД-4-3/7660@). Аналогичные разногласия нередко возникают и в бухгалтерском учете. Все это повышает риск доначисления компании налога на прибыль и налога на имущество.
Более того, по некоторым видам расходов нет ни официальных разъяснений Минфина России или налоговых органов, ни обширной судебной практики. Но можно предположить, что инспекторы на местах будут настаивать на включении их в первоначальную стоимость основного средства.
Так что же все-таки относится к расходам, включаемым в первоначальную стоимость основного средства?
Расходы на бизнес-план или техническое задание
Обычно строительство нового объекта основных средств, а нередко и приобретение готового начинается с разработки бизнес-плана или технического задания, а также проектной документации.
К сожалению, ни Минфин России, ни налоговые органы не разъясняли, как организациям следует отражать в налоговом учете расходы на подготовку таких проектов. А ведь подобные затраты зачастую составляют очень внушительные суммы.
Поэтому неверное отражение их в учете может привести к доначислению организации значительных сумм налога на прибыль, штрафов и пеней
При решении вопроса о порядке признания таких расходов можно детально проанализировать, что представляет собой техническое задание или бизнес-план.
Если этот документ касается исключительно процесса строительства и описывает лишь этажность здания, его площадь, используемые материалы, сроки проведения работ, порядок подключения к коммуникациям и т. п., то расходы на его разработку безопаснее включить в первоначальную стоимость возводимого основного средства (п.
1 ст. 257 НК РФ). Если же техническое задание или бизнес-план являются более масштабными документами и затрагивают не только вопросы строительства, но и другие аспекты, расходы на оплату услуг по их подготовке организация может признать в налоговом учете единовременно.
Речь идет, например, о таких дополнительных аспектах бизнес-плана, как вопросы финансирования проекта, оценка и прогноз возможного экономического эффекта от его завершения с точки зрения дальнейшего развития бизнеса.
Хотя есть мнение, что расходы на разработку бизнес-плана организация в любом случае вправе признать в налоговом учете единовременно. Ведь эти расходы не являются капитальными.
Основная цель подготовки бизнес-плана заключается в определении возможности строительства конкретного объекта ОС, оценке размера предполагаемых затрат и будущих доходов компании. Иными словами, наличие бизнес-плана еще не означает, что объект будет возведен.
Более того, в ОКВЭД деятельность по разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов включена в группу «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (код вида деятельности по ОКВЭД 74.14).
Следовательно, расходы на оплату услуг по разработке бизнес-плана можно учитывать как консультационные (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/45582-rashody-vklyyuchaemye-v-stoimostosnovnogo-sredstva
Автомобиль как основное средство, изменения в НДФЛ и НДС
На сегодняшний день подавляющее большинство фирм и компаний, не относящихся к автотранспортной отрасли, используют в своей деятельности автотранспортные средства.
Автомобили арендуются у других фирм или физических лиц, но нередко приобретаются фирмами в собственность.
Автомобиль, как и иное имущество организации, подлежит отражению как в бухгалтерском, так и в налоговом учете фирмы, операции по движению этого вида активов должны подтверждаться первичными учетными документами.
В предлагаемой читателям статье мы рассмотрим самые основные моменты, касающиеся учета автомобилей, а также кратко коснемся иных вопросов, касающихся налогообложения некоторых операций, осуществляемых с автомобилями.
Для начала обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ), из ст. 128 которого следует, что автотранспортные средства являются объектами гражданских прав. Поскольку автомобили — это объекты гражданских прав, они на основании ст.
129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, при условии что эти объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Автотранспортные средства относятся к движимым вещам, что следует из ст. 130 ГК РФ. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Для автотранспортных средств государственная регистрация требуется.
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. утверждено Постановление N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г.
N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Автомобили и в бухгалтерском, и в налоговом учете учитываются в качестве объектов основных средств, поскольку удовлетворяют всем условиям, которые должны выполняться для принятия активов в состав основных средств. В целях организации бухгалтерского учета автомобилей следует руководствоваться, в частности:
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01); — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее — Методические указания N 91н). Осуществляя налоговый учет автомобилей, необходимо руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 транспортные средства, как мы уже отметили выше, относятся к основным средствам. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Автомобили, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Все без исключения хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, что установлено ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции и иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета автомобилей и контроля их использования (п. 5 Методических указаний N 91н).
В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (п. 7 Методических указаний N 91н).
Названным Постановлением утверждены следующие формы по учету основных средств, которые следует применять для учета автомобилей:
Источник: https://www.pnalog.ru/material/avtomobil-osnovnoe-sredstvo-ndfl-nds
Учёт транспортных расходов. Проводки. Примеры
Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин.
Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат.
В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам.
При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции.
Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции.
Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы.
Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):
- созданные предприятием;
- купленные по соответствующему договору;
- купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
- объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).
Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.
Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.
Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.
К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее.
Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники.
Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.
Перевыставление ТР покупателю
Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании.
После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно.
Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.
Примеры проводок
Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:
- Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
- Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.
Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.
Расчет транспортных расходов
Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
- Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
- Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.
ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.
Пример расчетов и проводок
Предприятие имеет такие показатели:
- Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
- Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
- Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
- Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
- Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.
Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:
- 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
- 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
- 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
- Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
- Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).
Проводки будут следующими:
- ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
- ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
- ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Резюме
- Учет транспортных расходов важен для управления компанией.
- Он необходим также при налоговой проверке.
- Позволяет получить всю полноту информации о проводимых операциях.
- Для учета требуется произвести все необходимые расчеты, зафиксировать результаты в бухучете при помощи проводок.
Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/transportnye-rashody/
Куда отнести транспортные затраты
Вопрос: Строительная организация несет транспортные затраты по доставке строительных материалов на объекты строительства, склад.
Куда следует отнести эти затраты?
Ответ: Транспортные затраты по доставке строительных материалов на объекты строительства, склад следует отнести на увеличение стоимости материалов.
Обоснование: Строительные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету .
Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, определяет законодательство .
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
— стоимость запасов по ценам приобретения;
— таможенные сборы и пошлины;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
— затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
— затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
— транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.
В состав транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:
— затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;
— вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;
— затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;
— другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию .
Таким образом, транспортные затраты по доставке строительных материалов должны включаться в фактические затраты на приобретение запасов:
Д-т 10 «Материалы» (16 «Отклонение в стоимости материалов») —
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Необходимо отметить, что отражение фактически произведенных расходов на приобретение строительных материалов на счетах бухгалтерского учета производится по одному из следующих вариантов: с использованием счета 10 «Материалы» либо счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
При этом на счете 10 «Материалы» строительные материалы учитываются по учетной цене. Разница между фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» .
Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для обобщения информации об отклонениях фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам. Этот счет может применяться организациями без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» отклонения фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов, по которым отражено использование соответствующих материалов .
Источник: https://ilex.by/kuda-otnesti-transportnye-zatraty/
Транспортные расходы при купле-продаже товаров: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет
16.05.2007
Людмила Круглова
Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
Для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, является актуальным вопрос о порядке учета транспортных расходов, которые в значительной степени влияют на порядок формирования издержек обращения, а также на порядок определения налогооблагаемой базы в целях налога на прибыль.
В настоящей статье мы постарались рассмотреть наиболее типичные варианты распределения обязанностей по доставке товаров в соответствии с условиями договоров, раскрыть основные вопросы бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов как у продавца, так и у покупателя товаров.
Отражение порядка доставки товара в договорах поставки
Отметим сразу, что вариантов распределения обязанностей по транспортировке между сторонами договора купли-продажи существует достаточно много.
Общее правило о порядке доставки товара при заключении договора поставки закреплено в п.2 ст.458 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).
В указанной норме предусмотрено, что в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, если иное не предусмотрено договором, доставка товара от склада поставщика (иного места нахождения товара) осуществляется покупателем самостоятельно.
В настоящей статье мы рассмотрим следующие, наиболее типичные варианты порядка распределения между сторонами обязанностей по доставке товара и, соответственно, распределения транспортных расходов:
В первом и втором случаях, когда покупатель самостоятельно или посредством привлечения сторонней транспортной организации доставляет товар со склада поставщика, либо оплачивает поставщику услуги по доставке, специальной оговорки в договоре с поставкой о способе доставки не требуется.
В первом случае (доставка транспортной организацией) действует общее правило, предусмотренное ст.458 ГК РФ.
Во втором, стороны договора поставки выражают свою волю в отношении порядка доставки товара в письменном виде путем подписания накладной или иного документа, в котором указана сумма транспортных расходов, подлежащая возмещению поставщику.
В третьем случае, когда товар доставляется до склада покупателя поставщиком, в договоре поставки следует отдельно оговорить, что обязанность по доставке товара до покупателя лежит на поставщике и, при этом, стоимость такой доставки, учитывается в стоимости товара.
В случае отсутствия подобного положения в договоре, по нашему мнению, со стороны налоговых органов возможны следующие претензии к поставщику.
Как уже упоминалось, п.2 ст. 458 ГК РФ устанавливает, что транспортировку товара со склада поставщика, если иное не предусмотрено договором, осуществляет покупатель своими силами.
Поэтому, если в случае применения третьего варианта распределения расходов по транспортировке, в договоре поставки «иного» не предусматривается, отсутствует обязанность поставщика по доставке товара, как в силу закона, так и в силу договора.
Таким образом, проверяющие могут сделать вывод, что невозмещаемые покупателями расходы поставщика по доставке товара являются необоснованными, и не могут включаться в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Во избежание указанных претензий, можно также предусмотреть специальное положение в ценовой политике организации-поставщика, в соответствии с которым, в целях привлечения покупателей, поддержания благоприятной репутации компании, и в других, направленных на получение прибыли, целях, организация осуществляет доставку товаров до покупателей самостоятельно.
Отметим, что в этой ситуации у налоговых органов могут также возникнуть претензии и к покупателю.
Оформление первичных документов на транспортировку
Далее рассмотрим вопрос документального оформления первичных документов на транспортные расходы сторонами договора поставки в трех, упомянутых в предыдущем разделе, вариантах распределения обязанностей по доставке товара.
В случае, когда доставка товара до склада покупателя, в соответствии с условиями договора поставки, осуществляется поставщиком, с оплатой транспортировки покупателем, предъявление транспортных расходов покупателю может оформляться актом на оказание транспортных услуг, либо отдельной строкой в накладной на передачу товара, при этом оформления дополнительных документов на оказание транспортных услуг, по нашему мнению, не требуется.
Источник: https://www.tls-cons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/transportnye-raskhody-pri-kuple-prodazhe-tovarov-dokumentalnoe-oformlenie-bukhgalterskiy-i-nalogovyy/
Как правильно учесть транспортные расходы (примеры)
В учете транспортных расходов есть несколько спорных ситуаций, например, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В противном случае их учитывают в фактической себестоимости товаров.
О других сложностях этой операции вы узнаете из статьи.
Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса.
В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.
Таким образом, определять стоимость компания может двумя способами. Расходы, связанные с приобретением, в том числе по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров либо учитываются как издержки обращения и в стоимость покупки не включаются.
https://www.youtube.com/watch?v=qCvElNicKnc
Порядок формирования цен покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и применяется не менее двух налоговых периодов.
Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.
Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.
Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.
Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:
- определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
- определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
- рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
- определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.
Источник: https://delovoymir.biz/kak-pravilno-uchest-transportnye-rashody-primery.html
Особый учет основных средств в налоге УСН — Эльба
В этой статье мы расскажем, какие средства являются основными и как их покупку нужно учитывать в налоге УСН, а также рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают в связи с продажей такого имущества. Для того чтобы было понятнее, будем рассматривать на примерах.
Сначала давайте обозначим, о каких основных средствах идёт речь. Само понятие «основные средства» взято из бухучета, но оно активно используется в Налоговом Кодексе и применяется, в том числе, и к индивидуальным предпринимателям, которые от бухучета вообще освобождены.
Основные средства — товары или имущество, которые используются в деятельности предприятия (не для перепродажи), срок их использования дольше года, и стоят они дороже 100 тысяч рублей.
До 2016 года стоимостью дороже 40 тысяч рублей.
Например, это помещение в собственности, где находится ваш офис или торговая точка, транспорт, офисная техника, инвентарь, оборудование, то есть это все то, что является средством труда и получения прибыли.
Списываем затраты на покупку основного средства
Если вы применяете УСН «Доходы», то списать расходы на основные средства не сможете. Существенно снизить налоговую базу за счёт затрат на основное средство имеют право только фирмы на УСН «Доходы минус расходы».
Кроме того, что расход должен быть подтверждён, экономически обоснован и соответствовать списку в ст. 346.16 НК РФ, должны соблюдаться следующие обязательные условия:
- расходы на покупку должны быть полностью оплачены;
- основное средство должно использоваться в предпринимательской деятельности;
- зарегистрировано право собственности, например, если мы говорим о покупке авто или офиса.
Необходимость такой серьёзной покупки для бизнеса нужно уметь обосновать в случае вопросов налоговиков, иначе расход могут признать неправомерным и как следствие доначислят налог, пени и штраф.
Основное средство списывается по первоначальной стоимости. Определить её несложно, мы просто складываем все фактические затраты на приобретение:
- стоимость основного средства по договору;
- НДС;
- расходы на консультационные услуги, связанные с приобретением;
- таможенные пошлины и сборы;
- гос.пошлина в связи с приобретением;
- если приобретали через посредника, то вознаграждение по посредническому договору.
Расходы на покупку основного средства списываются равными долями в течение одного налогового периода (календарного года) и учитываются на последнее число квартала: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и на 31 декабря.
Расходы начинаем списывать в том квартале, на который выпадает последняя из дат: оплаты, введения в эксплуатацию или регистрации права собственности.
Получается, что на конец года основное средство полностью учтено в расходах.
Давайте рассмотрим на примере:
25 марта 2016 мы купили автомобиль стоимостью 600 тысяч рублей и зарегистрировали его в ГИБДД 5 апреля 2016 года.
До регистрации в ГИБДД автомобиль использовать нельзя, поэтому первое списание мы отразим в КУДиР на 30 июня 2016 года и учтём при расчёте аванса по налогу УСН за полугодие 200 тысяч рублей (⅓ от 600 000). Затем делаем списания 30 сентября 2016 года на сумму 200 тысяч рублей и 31 декабря 2016 года на сумму 200 тысяч рублей.
Если бы мы купили автомобиль в октябре 2016, а зарегистрировали его в ГИБДД в ноябре 2016, то все 600 тысяч рублей списали бы в расходы на 31 декабря 2016 года.
Если основное средство приобретено до регистрации ИП и используется в бизнесе, можно ли списать в расходы?
Несмотря на то что Налоговый Кодекс не содержит однозначного запрета, контролирующие органы в своих письмах не раз давали разъяснения на этот счёт. Включать в расходы основное средство, купленное до регистрации ИП, предприниматель не вправе. А вот при его реализации необходимо выручку от продажи отразить в доходах УСН и заплатить налог.
Слишком быстро продавать основное средство — невыгодно
Если вы решите продать автомобиль, например, который используете для перевозки грузов, и с момента, как вы начали списывать его стоимость в расходы, не прошло 3 года, то вас ждут некоторые хлопоты. По законодательству, расходы, которые вы раньше учли на его приобретение, нужно будет из налога полностью исключить.
Списать сможете только амортизацию, рассчитанную за период использования автомобиля. Соответственно, все это приведёт в пересчёту налога за тот период, когда расходы списали, возможно, нужно будет доплатить налог и подать корректировку по декларации УСН. Если 3 года прошли, то этих формальностей выполнять не нужно.
Такие правила и срок 3 года действуют для всех основных средств с полезным использованием до 15 лет. Период полезного использования уже определён постановлением Правительства, поэтому вам нужно будет просто найти своё имущество в классификации.
Для основных средств со сроком полезного использованием дольше 15 лет действует срок 10 лет с момента списания в расходы до продажи. Например, при реализации офисного помещения в течение 10 лет, нужно будет пересчитывать налог и вносить коррективы за тот год, когда расходы были списаны.
После продажи основного средства не забудьте выручку от реализации включить в доходы УСН и заплатить налог.
Статья актуальна на 25.02.2016
Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/159
Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы
Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы — они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю — единовременно (косвенные расходы).
Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.
Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»:
— Так как транспортные расходы в любом случае будут учтены плательщиком при исчислении налога на прибыль, компании, в зависимости от особенностей ее деятельности (размер транспортных расходов, срок реализации товара), при выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта учета транспортных расходов в качестве прямых или косвенных. Для многих налогоплательщиков экономический эффект, если рассматривать его хотя бы в среднесрочной перспективе (календарный год), будет незначителен и может оказаться значительно меньше, чем стоимость судебного процесса с налоговиками, от которого плательщик не застрахован.
«При выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта»
Можно ли превратить прямые расходы в косвенные
Когда компания доставляет товар для реализации — это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же.
Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).
Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.
В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные.
Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован.
Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.
* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Безусловно, нельзя рекомендовать торговой организации оформлять транспортные услуги как консультационные, информационные, маркетинговые и иные аналогичные услуги.
Дело в том, что такого рода расходы всегда вызывают подозрение проверяющих, которые скорее всего обязательно попросят консультационный отчет контрагента. При этом информация, содержащаяся в отчете, должна быть действительно необходима организации, иначе эти затраты будут признаны необоснованными (п. 1 ст.
252 НК РФ).
Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой
Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.
Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.
Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде.
То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.
07 № А43-14231/2006-14-86.
Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге.
Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза.
Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи — как косвенные.
В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.
Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.
Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.
Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.
Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.
Неоднозначные расходы при транзите
А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»:
— При транзите товара (когда товар поставляется, минуя склад налогоплательщика) отсутствует доставка товаров до склада покупателя, что является непременным критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых, согласно буквальному прочтению статьи 320 НК РФ. Поэтому я считаю, что такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Снежана МЕЛАШЕНКО, главный бухгалтер ООО «Агентство реконструкции и развития», г.
Воронеж:
— При транзите продукция напрямую доставляется от поставщика до склада покупателя, поэтому с одинаковым успехом эти расходы можно отнести как к косвенным, так и к прямым.
Скорее всего налоговики будут придерживаться последней точки зрения. Чтобы снизить налоговый риск, я бы все транзитные расходы отнесла к прямым.
В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.
Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты — с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров.
В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю.
Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Проблема учета расходов по доставке «транзитного» товара также заслуживает отдельного внимания. Безусловно, решение вопроса значительно упрощается, если моменты перехода права собственности к компании и к покупателю не совпадают. Тогда расходы на доставку будут признаваться прямыми (или включаться в стоимость товаров) только в части доставки до места, где товар переходит к организации.
Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.
На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги
Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).
Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах.
В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.
При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.
Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.
Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.
Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.
Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.
Возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям
Планирование прямых расходов
Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов.
Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ).
Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту — распределятся на весь остаток непроданного товара.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Нелля ЕРОХИНА, главный бухгалтер группы компаний «Кофе-Центр»:
— На практике самым оптимальным является тот вариант, когда стоимость транспортных расходов «приходуется» вместе с товаром, то есть формирует себестоимость единицы товара.
Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.
В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).
Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.
Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.
Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.
Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков.
Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.
Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей.
Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании.
При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Налогоплательщик может в учетной политике самостоятельно определить, включает ли он расходы на доставку товаров в их покупную стоимость или относит к прямым расходам и распределяет пропорционально остатку товаров на конец месяца. Однако первый вариант следует признать не только менее трудоемким с точки зрения бухгалтера, но и более полезным в целях управленческого учета. В этом случае стоимость товаров отражает сумму фактических затрат компании, связанных с приобретением товаров. Кроме того, в налоговом учете целесообразно закрепить тот же порядок, который принят в бухгалтерском учете. Это позволит не только уменьшить трудоемкость учетного процесса, но и снизить риск претензий налоговых органов.
При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты — с приобретением или продажей товара
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/922-kak-vklyuchit-vse-transportnye-zatraty-v-kosvennye-rashody