Еаэс станет шире — все о налогах

Кыргызстан и ЕАЭС. Налоговая политика ЕАЭС

Вопросы налогообложения являются одним из ключевых аспектов функционирования экономических союзов, во многом определяющих  успех или провал интеграционных объединений. Формирование налоговой политики в рамках ЕАЭС в перспективе должно способствовать устранению ограничений для свободного перемещения капиталов, финансовых ресурсов, услуг и рабочей силы.

Однако на практике достичь сближения по наиболее существенным вопросам налогообложения достаточно сложно по причине того, что вектор развития налоговых систем государств, входящих в ЕАЭС, жестко привязан к их текущей экономической ситуации и перспективам экономического развития.

Национальные налоговые системы стран-участниц имеют значительные различия, так, например, один из главных индикаторов — налоговая нагрузка в Казахстане составляет 13,2% от ВВП, что практически в 3 раза меньше чем в экономике России (35,3%).

Для Кыргызстана уровень налоговой нагрузки составляет около 20%, что является средним показателем для стран ЕАЭС.

Также интеграционные процессы, направленные на унификацию налогового законодательства, тормозятся из-за имеющихся между странами ЕАЭС противоречий в вопросах гармонизации ставок акцизов, унификации рынка и гармонизации норм и стандартов в производстве товаров.

Правовые основы налогового администрирования на уровне ЕАЭС

Главной правовой основой по вопросам налогообложения среди участников ЕАЭС является Раздел XVII, а также Приложение № 18 Договора о Евразийском экономическом союзе, которые содержат нормы и принципы налогообложения товаров и услуг, импортируемых / экспортируемых в пределах интеграционного пространства.

В рамках Договора преимущественно описан механизм взимания косвенных налогов в государствах-членах. Другие сферы налогообложения относятся к национальной политике. Данный факт объясняется тем, что именно косвенные налоги оказывают наибольшее влияние на формирование цен во взаимной торговле между странами.

Формирование интеграционного объединения предполагает значительное расширение взаимного товарооборота, следовательно, ожидается увеличение непосредственного эффекта косвенных налогов на налоговые поступления в бюджеты стран.

Таким образом, на текущий момент на уровне наднациональных правовых документов не предусмотрены нормы по унификации подходов стран-членов ЕАЭС к прямому налогообложению.

К основным направлениям гармонизации в сфере налогообложения, которые описаны в Договоре о ЕАЭС, относятся совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость (НДС) во взаимной торговле и сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

Провозглашается принцип недискриминации во взаимной торговле: взимание налогов в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств членов, должно быть не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. То есть любое государство не имеет права после того, как товар попал на его рынок, взимать внутренний налог (например, налог с продаж или НДС) по более высоким ставкам, чем те, которые предусматриваются для товаров отечественного или внутреннего происхождения.

Товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами в ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

При этом взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Предусматривается обмен необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС.

Особо следует отметить право граждан государств-членов на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму в любом государстве.

Очень важным обстоятельством является то, что договором о ЕАЭС не регулируется установление ставок налогов, как по прямым, так и по косвенным налогам.

Различие ставок по косвенным налогам нейтрализуется введением механизма уплаты налога по принципу страны назначения, обеспечивая тем самым одинаковый уровень конкуренции на внутреннем рынке.

В этом случае влияние косвенных налогов по разным ставкам на конечную стоимость товаров нейтрализуется.

Перспективы налоговой политики в ЕАЭС

В рамках Союза продолжается работа по постепенной гармонизации налоговых систем стран-участниц, а также внедрению новых инструментов налоговой политики с целью обеспечения равных правил конкуренции, снижению налоговых барьеров и развитию единого экономического пространства.

Продолжается работа по внедрению системы прослеживаемости товаров, связанных с вводом в систему администрирования косвенных налогов обращения электронных счетов-фактур и обмен информацией по таким счетам-фактурам между государствами-членами.

При этом налогоплательщикам Кыргызстана следует иметь в виду, что  прослеживаемость товаров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нам  партнерами от  ЕАЭС, должна быть обеспечена по всему объему перемещаемых товаров.

Это означает, что электронная счет-фактура должна будет оформляться всеми субъектами предпринимательства вне зависимости от их налогового статуса по режимам налогообложения, формам ведения предпринимательской деятельности, в отношении всех экспортируемых и импортируемых товаров, как из третьих стран, так и по торговле в рамках ЕАЭС.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Вводится и поэтапно распространяется система обязательной маркировки товаров в налоговых целях с обеспечением соответствующего обмена информацией с другими государствами-членами ЕАЭС.

Данный механизм требует не только развитой инфраструктуры Налоговой службы, но и налогоплательщика.

Неготовность Кыргызстана к введению маркировки может привести к практической изоляции субъектов предпринимательства и экономики страны.

Серьезным вызовом сегодняшнего дня для фискальных систем всего мира служит  переход экономики в цифровое пространство. Объем сделок по электронной торговле и электронным услугам постоянно растет.

Необходимость администрирования налогообложения электронных услуг и электронной торговли требует инновационных и нестандартных подходов, в корне отличающихся от сегодняшних подходов к администрированию налогов.

В настоящее время в рамках Консультативного комитета Евразийской Экономической Комиссии начата работа по разработке концепции налогообложения электронной торговли на территории  ЕАЭС и выработки единообразных подходов.

Данная работа изменит взаимодействие государств-членов ЕАЭС в области администрирования взаимной электронной торговли и предоставления и получения электронных услуг, а также приведет, к изменению системы и принципов налогообложения в каждом государстве ЕАЭС.

В концепции налогообложения электронной торговли будут представлены изменения нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере косвенного налогообложения. В частности, изменения затронут раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, где будут зафиксированы принципы налогообложения электронной торговли. В документе найдет отражение регламентация понятий, касающихся электронной коммерции в Приложении № 18 к Договору о ЕАЭС.

Речь идет о таких терминах, как «электронная торговля», «электронные / цифровые товары», «электронные / цифровые услуги», «сервер», «программное обеспечение», «электронные / цифровые платежи», «электронные денежные средства», и другой терминологии, использующейся для налогообложения цифровых товаров и услуг на пространстве Евразийского экономического союза. В документе также будет отмечена необходимость создания наднационального механизма по взиманию НДС при оказании иностранными организациями услуг через сеть Интернет физическим лицам в странах ЕАЭС. Предполагается, в том числе, определить единый перечень таких услуг, места их оказания, порядок уплаты НДС и подтверждения нулевой ставки НДС и т.п. В концепции будет рассмотрена возможность создания наднационального механизма по взиманию НДС при продаже товаров через сеть Интернет физическим лицам, проработаны технические вопросы по подготовке механизма налогового администрирования при взимании налогов с операций, осуществляемых в цифровой форме, и другие

Продолжается переход в основном на дистанционные методы оказания услуг налогоплательщикам и населению.

С одной стороны это приведет к сведению прямых контактов налоговых органов с налогоплательщиками к минимуму, с другой стороны, потребует большего объема информации, предоставляемой налогоплательщиками налоговым органам для осуществления мониторинга в камеральной форме. Данное противоречие может быть разрешено на основе применения следующих механизмов:

  1. для розничного бизнеса — установки ККМ с функцией передачи информации в налоговые органы онлайн;
  2. для организованного бизнеса — на основе введения механизма отмены выездных проверок при условии добровольного предоставления налогоплательщиком доступа налогового органа к своей бухгалтерской программе.

При этом перспективным представляется направление по дополнению бухгалтерских программ модулями, которые будут формировать все отчеты налогоплательщика, включая единую налоговую декларацию, а также  статистические и другие отчеты в автоматическим режиме, с обеспечением возможности отправлять указанные отчеты непосредственно из бухгалтерской программы  в соответствующие уполномоченные органы.

При развитой системе администрирования указанного типа станет возможным передача части важных функций администрирования налогов в части проверок и рассмотрения жалоб на аутсорсинг экспертному сектору страны.

Вносятся изменения в Договор о Союзе, цель которых — создание равных условий взимания НДС в свободных экономических зонах в отношении товаров, ввозимых из государств Союза, и товаров третьих стран. Соответствующий Протокол о внесении изменений направлен Коллегией Евразийской экономической комиссии в страны Союза для проведения внутригосударственного согласования.

Важным изменением, которое планируется внести в Раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, станет уточнение статьи 72 «О принципах взимания косвенных налогов в государствах-членах».

Пункт 5 предлагается дополнить новым абзацем, в котором уточняется, что предприниматели должны будут уплачивать НДС по товарам, освобожденным внутри страны от уплаты НДС, только один раз — при ввозе товаров. При этом НДС внутри страны не вводится.

Страны Союза согласовали введение этого уточнения и предлагают направить его для рассмотрения сводной рабочей группой по совершенствованию Договора о ЕАЭС.

Также обсуждаются вопросы обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

Налоговые органы страны, куда импортирован товар, должны будут выявлять факты занижения (сокрытия) налоговой базы налогоплательщиком.

Речь идет, в том числе о случаях, когда покупателем работ, услуг является налогоплательщик государства-члена, а их потребителем — его филиал или представительство на территории другой страны ЕАЭС.

Ведется работа над изменениями в Договор о ЕАЭС, включая Приложение №18 в части взимания НДС в свободных экономических зонах в отношении товаров Союза и товаров тех государств, которые не являются его членами.

Для достижения равных условий взимания НДС в СЭЗ в отношении товаров ЕАЭС могут быть внесены изменения, которые предполагают, что по уплате НДС будет предоставляться отсрочка в течение, например, 180 дней (сейчас НДС уплачивается сразу), а сумма исчисленного НДС будет приниматься к вычету.

Для решения проблем гармонизации налогового законодательства и налогового администрирования стран ЕАЭС необходимо усиление наднациональной координации и взаимодействия.

При этом под гармонизацией понимается не введение единых ставок, процедур и правил налогообложения, а сближение позиций по вопросам налогообложения и налогового администрирования в той степени, в которой это возможно без нанесения ущерба национальным интересам отдельно взятых стран интеграционного пространства с учетом специфики и особенностей их регионального развития.

Автор материала: Азамат Акенеев, эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса и инвестициям.

Источник: https://kaktus.media/doc/374509_nalogovaia_politika_eaes._plusy_i_minysy.html

Евразийский экономический союз: каких перемен ждать в налоговой сфере

На базе Таможенного союза (ТС) с 2015 года создается Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном (на сегодняшний день все три этих государства входят в Таможенный союз) был подписан соответствующий договор оЕвразийском экономическом союзе.

Парламенты этих стран на момент подписания номера уже ратифицировали документ, а это означает, что, как и планировалось, Евразийский союз заработает в полную силу с 1 января 2015 года.

Ожидается, что следующим членом ЕАЭС в самое ближайшее время станет Армения. Договор о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе был подписан в Минске 10 октября 2014 года. И осталось дождаться только официальной ратификации этого договора армянским парламентом и парламентами остальных стран-участниц.

Также вероятными кандидатами на вступление являются Киргизия и Таджикистан. Официальные лица первого государства планируют подписать договор о присоединении к ЕАЭС в 2015 году, а таджикские чиновники пока не ставят конкретных сроков по присоединению к союзу.

ЕАЭС дополняет экономические возможности прежних структур

Договор о создании Евразийского экономического союза официальные лица называют новым этапом интеграции государств-участников. В чем же отличия ЕАЭС от действующих на текущий момент аналогичных структур?

Зона свободной торговли СНГ, в которую в 2011 году вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины». А экспортные пошлины фиксируются на определенном уровне с перспективой поэтапной отмены. Однако на практике существуют множественные исключения.

Читайте также:  Ндс при импорте из белоруссии в россию: нюансы 2017-2018 - все о налогах

В частности, такие изъятия из общих правил Россия применила в 2014 году в отношении Молдавии, которая подписала и ввела в действие договор об ассоциации с ЕС. А Украина под угрозой отмены режима беспошлинной торговли с Россией была вынуждена отложить вступление в силу такого же соглашения с Евросоюзом.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, помимо абстрактного декларирования принципа стремления к беспошлинной торговле между странами-участницами, предусматривает жесткое согласование общей таможенной политики при торговле с третьими странами.

Для этого с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана были введены единый таможенный тариф, единая система нетарифного регулирования и порядок взимания косвенных налогов. Единый таможенный кодекс начал действовать с 1 июля 2010 года.

Кроме того, был устранен ряд несоответствий в национальных законодательствах.

Единое экономическое пространство в рамках этих же трех государств подразумевает создание унифицированных правил по свободному перемещению не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала. Действует оно с 2012 года.

В рамках создания такого пространства стороны объявили о том, что они «будут проводить согласованную макроэкономическую политику, основанную на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий». И «применять единые подходы к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок».

Насколько успешно реализованы эти намерения, судить сложно. Теперь тем же самым стороны займутся в рамках ЕАЭС.

Евразийский экономический союз в дополнение к предыдущим стадиям межгосударственной интеграции ставит целью выработку общей торговой, денежной, налоговой политики. Кроме того, в рамках ЕАЭС создаются наднациональные управляющие, контрольные и судебные органы:

  • высший евразийский экономический совет;
  • евразийская экономическая комиссия;
  • комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов и др.);
  • фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении ряда задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • международный инвестиционный банк ЕАЭС;
  • международный арбитраж ЕАЭС;
  • комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
  • комиссия по экологии.

Изменения налогового и таможенного регулирования минимальны

Таким образом, ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием, устроенным по типу Евросоюза. Следующей ступенью после Таможенного союза и единого экономического пространства.

Договор о создании ЕАЭС, в частности, регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сферах внешней торговли, интеллектуальной собственности, налогообложения. Впрочем, в налоговые правоотношения договор о создании ЕАЭС революционных изменений не привнесет.

Непосредственно с вступлением в силу договора три ключевых документа Таможенного союза в области косвенного налогообложения утратят свою силу. Речь, в частности, идет:

  • о соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Вопросам налогообложения в договоре посвящены три статьи (ст. 71–73) и приложение № 18. Фактически можно сказать, что все перечисленные выше документы Таможенного союза перекочевали в договор о Евразийском экономическом союзе.

К примеру, под экспортом товаров в договоре понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

Под импортом — ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена. Аналогичные определения понятию экспорта и импорта содержатся сейчас в соглашении от25.01.

08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Однако важно отметить два новых принципиальных момента, которых ранее не было в налоговом законодательстве Таможенного союза.

Передача товара в иностранный филиал НДС не облагается

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица.

Ранее документы Таможенного союза не содержали правил налогообложения товаров, передаваемых между головной организацией и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза.

Приходилось руководствоваться разъяснениями Минфина России и налоговых органов, которые в целом разделяли позицию о том, что, так как филиал не является самостоятельным юрлицом, передача ему товаров не признается реализацией, в связи с чем не облагается НДС.

В частности, ФНС России высказывала такое мнение в отношении передачи товаров из головной компании, находящейся на территории Республики Беларусь, в филиал в России (письмо от30.09.11 №ЕД-4-3/16146@). А в письме от23.01.

12 №03-07-13/01–02 уже Минфин России разъяснил, что при перемещении товаров между головной организацией, находящейся в России, и ее филиалом в Казахстане перехода права собственности на товары не происходит и НДС не уплачивается.

Однако на практике в настоящее время такой подход разделяют налоговые органы не всех стран.

Так, если российская организация передает какое-либо имущество своему филиалу в Казахстане, налоговые органы этого государства считают эту операцию импортом товаров и требуют уплатить ввозной НДС по ставке 12 процентов.

С вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе будет действовать прямая и логически правильная норма, регулирующая данный вопрос.

Впрочем, пока налогообложение остается суверенным правом каждого государства, такое регулирование может привести и к налоговым рискам. Ведь для целей налогообложения получается, что, к примеру, у казахстанского филиала, которому передан товар из российской головной компании, нет права принять НДС к вычету в Казахстане.

При этом формально у российского головной компании право на вычет НДС есть. При условии что товар будет далее использован в облагаемой НДС деятельности, пусть и на территории другого государства. Главное, что оно входит в ЕАЭС.

Однако здесь российский налоговый орган может придумывать различные основания, требуя от российской головной компании восстановить НДС в отношении рассматриваемого товара.

Все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей НДФЛ и страховых взносов

В статье 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора закреплено правило, согласно которому в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам — нерезидентам должна применяться ставка подоходного налога, установленная для резидентов.

Это означает, что с выплат гражданам Казахстана, Белоруссии или Армении российские работодатели будут с первого дня их трудовой деятельности удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов.

В отношении россиян, приехавших на заработок в Казахстан или Армению, указанное правило ничего не изменит, поскольку на данный момент в этих странах ставки подоходного налога для резидентов и нерезидентов не дифференцируются и составляют соответственно 10 и 26 процентов. Но в Белоруссии различия в ставках есть (12% против 15%).

Кроме того, в число отменяемых договором о ЕАЭС правовых актов попало и соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.10. Что вызовет изменения в миграционном регулировании. Так, в статье 1 соглашения от 19.11.

10 трудовая деятельность рассматривается исключительно как деятельность на основании трудового договора. А в договоре о ЕАЭС понятие «трудовая деятельность» включает и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 договора оЕАЭС).

А работник с гражданством государства ЕАЭС теперь будет называться «трудящийся государства-члена», а не «трудящийся-мигрант».

В результате российские работодатели с 2015 года получают право привлекать к трудовой деятельности граждан стран — членов ЕАЭС без учета внутренних миграционных ограничений.

Для таких работников больше не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в России (п. 1 ст. 97 договора оЕАЭС). При въезде гражданина страны ЕАЭС необходимо оформить лишь миграционную карту (п. 7 ст.

97 договора оЕАЭС), да и то, если он въехал в Россию без процедуры прохождения пограничного контроля (п. 8 ст. 97 договора оЕАЭС).

Впрочем, новшеством это будет лишь в отношении граждан Армении. Жители Казахстана и Белоруссии и до этого могли работать в России без соблюдения большинства миграционных ограничений.

Уравнивание в правах граждан стран — членов ЕАЭС коснулось и страховых взносов. Страховой стаж трудящихся государств — членов ЕАЭС с 2015 года будет засчитываться в общий страховой стаж для целей социального страхования.

В связи с чем социальное страхование трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что предусмотрены для граждан Российской Федерации (п. 3 ст. 98 договора оЕАЭС).

То есть с выплат временно пребывающим на территории России работникам из стран ЕАЭС нужно платить все страховые взносы во внебюджетные фонды РФ.

Напомним, что на текущий момент подпунктом 15 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.

09 № 212-ФЗ предусмотрено, что суммы выплат в рамках трудовых отношений с лицами, временно пребывающими в России, освобождены от уплаты страховых взносов.

Однако пенсионные взносы по ставке 22 процента могут уплачиваться, если работник в общей сложности в течение календарного года трудится в компании более шести месяцев (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от15.12.01 №167-ФЗ).

С 2015 года к иностранным работникам — гражданам стран — членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам. Что в общем случае увеличит размер тарифа страховых взносов до 30 процентов.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3660-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-kakih-peremen-jdat-vnalogovoy-sfere

«ЕАБР может превратить рубль в расчётную единицу ЕАЭС»

Москва, 7 сентября 2018, 07:43 — REGNUM  Из-за неустойчивости курса доллара и евро страны ЕАЭС предъявляют всё больший спрос на локальные валюты, такие как рубль и тенге. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM 7 сентября, об этом заявил глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов на Конгрессе евразийских СМИ в Алматы.

«У нас во всех странах-учредителях серьёзные проблемы. Все хотят рубли. Из-за волатильности, курсовых колебаний боятся вкладываться или брать на себя обременение в долларах или евро, просят рубли или тенге. Мы сейчас заняты активным поиском, позиционируем себя на рынке локальных валют. Это задача абсолютно тактическая», — заявил Бельянинов.

ЕАБР является активным участником всех бирж стран-учредителей, однако повышенный спрос на локальные валюты, такие как рубль и тенге, существенным образом сказывается на расширении экономического сотрудничества между государствами.

По его словам, российский рубль мог бы стать единой расчётной единицей в рамках ЕАЭС, и компании, сотрудничающие с банком, уже давно готовы к такому решению. Для этого, по существу, не требуются создания новых финансовых институтов — ЕАБР вполне мог бы стать подходящей для этой цели площадкой.

«Будь это не выгодно, к нам бы не обращались казахстанские резиденты, компании, работающие на территории Казахстана, ведущие активную деятельность, при том не только внешнеэкономическую», — подчеркнул он, добавив, что такие фирмы одинаково заинтересованы как в тенге, так и в российском рубле.

6 сентября в Алматы состоялся Конгресс евразийских СМИ, на котором чиновники и эксперты обсудили достижения ЕАЭС и деятельности ЕАБР.

Участники конференции отметили, что странам-участникам интеграционного объединения удалось сформировать общий рынок товаров и рынок труда, добиться жизнеспособности его институтов.

Тем не менее, после первоначального успеха развитие ЕАЭС замедлилось и столкнулось с новыми проблемами.

По словам Бельянинова, недостаточно развивается данное направление и по линии ЕАБР — инвестпортфель банка на сегодняшний день составляет 3 млрд долларов, что достаточно мало по меркам ВВП стран-учредителей.

На начало 2018 года в инвестпортфеле банка Республика Казахстан занимала первое место — чуть больше 40% вложений. ЕАБР активно сотрудничает и помогает взаимодействовать компаниям стран-учредителей, в том числе, например, финансируется производство электровозов Республики Казахстан, идёт активное сотрудничество по линии БЕЛАЗ.

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений за последнее время стало сотрудничество по линии финансирования малого и среднего бизнеса в Армении и вложений в энергосистему этой страны.

Сейчас ЕАБР уже вложил в Армению около 60 млн долларов, а в дальнейшем инвестиции будут увеличены ещё на 230 млн — при том, что сама Армения вложила в качестве участника в банк 100 тыс. долларов.

Совет банка может принять окончательное решение по инвестиционной программе Армении уже в середине сентября 2018 года.

Читайте развитие сюжета: ЕАБР планирует открыть представительство в Узбекистане

Источник: https://regnum.ru/news/2477178.html

ЕАЭС: Меньше налогов, больше беспокойства

Жогорку Кенеш на прошлой неделе провел правительственный день на тему инвестиционной привлекательности Кыргызстана. Присутствовавший премьер-министр Темир Сариев сообщил на заседании, что за три месяца 2016 года бюджет страны недосчитался 1,2 миллиарда сомов налога на добавленную стоимость (НДС). Причина — импортеры указывают стоимость ввозимых товаров ниже реальной.

Депутат Эрмат Байпакбаев (фракция «Республика-Ата-Журт») предложил правительству запретить ввоз товаров по заниженной стоимости с последующей их продажей по завышенной цене:

— Какие меры принимаются для пресечения завоза казахстанских товаров по демпинговым ценам? Мы все знаем, что в сопроводительных документах указывается заниженная стоимость товаров и продуктов.

Например, сахар завозится по цене в 11-12 сомов за килограмм, яйца — по два сома за штуку, мука — по три сома за килограмм. Это не только вредит бюджету, но нарушает принцип здоровой конкуренции на рынке и приводит к банкротству отечественных предприятий.

Читайте также:  Сроки сдачи отчетности по форме 3-ндфл в 2017 году - все о налогах

Об этом много говорилось, обсуждалось с вами на комитете. Да, разработан законопроект, но механизмов четких он не содержит.

Непредусмотренные риски

При вступлении Кыргызстана в ЕАЭС не был предусмотрен механизм взимания НДС с ввозимых из-за рубежа товаров. Правительство не предусмотрело этого момента при адаптации отечественного Налогового кодекса к требованиям ЕАЭС.

Это создало лазейку для завоза товаров из России, Казахстана и Беларуси без уплаты НДС. Для этого предприниматели обозначают в сопроводительных документах заниженную стоимость продукции, чтобы не платить упомянутый налог.

С этими утверждениями согласен Темир Сариев, который признал, что требовалось в самом начале внести необходимые изменения в законодательство:

— Когда в прошлом году мы присоединились к ЕАЭС, то полностью отменили таможенный контроль. Сейчас на границе работают только пограничники. Фискальные органы не имеют права проверять товары. Мы надеялись, что предприниматели будут работать честно и открыто, но ошибались. Поэтому мы внесем поправки в Налоговый кодекс и предложим вам на рассмотрение.

Выступавший на заседании парламента Экмат Байпакбаев посетовал, что ранее Кыргызстан поддерживал турецких и китайских производителей, теперь он делает это в отношении казахстанских и российских в ущерб отечественным. Продолжающийся импорт по заниженным тарифам без уплаты НДС вредит кыргызстанскому производству и ставит под угрозу отечественные предприятия.

«Мы сформировали с профильными ассоциациями комиссии и начнем совместные проверки. Во-вторых, я обратился к правительству Казахстана с просьбой взять под контроль практику занижения реальной стоимости товаров. Это нужно пресекать», —ответил Темир Сариев.

Глава правительства добавил, что будут внедрены механизмы определения стоимости товаров. Кроме того, если стоимость товара на предоставленном пограничникам талоне не будет соответствовать реальной, такие импортеры будут штрафоваться.

AsE

Перевод с кыргызского языка, оригинал материала здесь.

Источник: https://rus.azattyk.org/a/27652875.html

Еаэс развалится, если не начнутся реальные перемены

14 мая в Сочи президент РФ Владимир Путин открыл заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе.

Его участники — президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Киргизии Сооронбай Жеенбеков, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а также новоизбранный премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Во вступительном слове Владимир Путин призвал страны ЕЭАС интенсифицировать развитие интеграционных процессов. Но это благие пожелания на фоне реального многолетнего кризиса организации. Об этом — интервью порталу Kaktakto эксперта Игоря Панкратенко.

— Проблем в ЕАЭС становится все больше. Есть ли вообще толк от этой организации, не превращается ли ЕАЭС в бюрократическую структуру без реального содержания?

— Да, такая тенденция существует. Более того, зачастую виртуального и медийного содержания в деятельности ЕАЭС куда больше, чем реального положительного эффекта для экономик государств.

Конечно, сложности и кризисные явления можно списать на «детские болезни интеграции», на то, что прошел слишком малый срок для того, чтобы почувствовать положительные сдвиги, что слишком много вопросов еще остается неурегулированными. И это, отчасти, соответствует действительности.

Больше того — можно приводить примеры каких-то отдельных успехов, и не сильно грешить при этом против истины, поскольку кое-где и кое-в чем они действительно есть.

— Евразийский экономический союз дал все-таки что-то положительное?

— Главное, о чем стоит говорить, это рост товарооборота внутри ЕАЭС, выход национальных товаров на рынки других стран-членов Союза, устранение некоторых административных барьеров, ну и послабления в вопросах регулирования трудовой миграции.

Первичные положительные эффекты от создания Таможенного Союза и ЕАЭС практически исчерпали свой потенциал.

И сейчас наступает время, когда ситуацию будут определять не они, а те самые структурные проблемы, которые возникли при создании Союза и остаются нерешенными к настоящему времени — от чисто технических вроде вопросов техрегулирования, санитарных и ветеринарных мер, до отсутствия единой позиции в политике производственной специализации.

Саммит ЕАЭС в Сочи © Sputnik / Михаил Климентьев

— Начались различные телодвижения в Армении о возможности выхода из ЕАЭС, насколько это реально?

— Я, конечно, понимаю, бескровная смена власти, массовые митинги, благородный уход прежнего руководства и прочий ажиотаж — все это создает такую красивую картинку, которую хочется пообсуждать. Но к реальной политике и экономике ЕАЭС все это имеет весьма отдаленное отношение.

Никуда они из ЕАЭС в ближайшие как минимум пару лет — на более длительный срок прогнозы составлять проблематично — не выйдут, что бы там сейчас не говорили. И сами они это прекрасно понимают.

А поэтому все эти телодвижения представляют собой ни что иное, как попытку легкого шантажа, нас простимулируйте, чтобы мы остались.

— Известно, что скепсис в отношении союза растет в Беларуси, стоит ли ожидать очередной резкой критики ЕАЭС со стороны Лукашенко?

— Какие механизмы преодоления кризиса ЕАЭС существуют?

— Речь, собственно, нужно вести не о неких «нерешенных вопросах». Проблема в другом. И касается она стратегии. Что бы там не говорилось, но сегодня государства-члены ЕАЭС рассматривают единое экономическое пространство только лишь с позиций дополнительных экспортных возможностей для своих экономик.

Как следствие — развитие отношений с тем же Китаем или странами Евросоюза для них в итоге более приоритетное. При сохранении существующих внутри ЕАЭС подходов у него нет никаких перспектив, и вырождение в некую бюрократическую структуру, изредка проводящую некие мероприятия тусовочного характера, неизбежно.

Пока страны ЕАЭС не приступят к разработке общих производственных проектов, не будут достигнуты договоренности о специализации входящих в Союз стран в производственной сфере, о чем не устает повторять Нурсултан Назарбаев, пока конкуренция не будет сбалансирована взаимодополняемостью, не возникнет общих программ развития транспортной инфраструктуры, говорить о перспективах ЕАЭС не имеет смысла.

Игорь Панкратенко

Источник

Автор Игорь Николаевич Панкратенко — эксперт Центра Сулакшина, зам. директора российского Центра стратегических оценок и прогнозов, востоковед, политолог, доктор исторических наук.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Одинокая Россия. Есть ли у нас союзники, есть ли мы сами?

Евразийский экономический НЕ союз

Конец ЕАЭС

Эскапады

Итоги российской внешней политики (2000 г.-н.в.)

Россия и вызов восстановления общей идентичности в ближнем зарубежье

Вернуться на главную

Источник: https://rusrand.ru/analytics/eaes-razvalitsya-esli-ne-nachnutsya-realnye-peremeny

Еэк предлагает совершенствовать практику взимания налогов в еаэс — мир перемен

Вопросы прямого и косвенного налогообложения в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсуждались на двенадцатом заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщила 13 сентября пресс-служба ЕЭК.

Отмечается, что одним из важнейших итогов работы стало решение о необходимости внесения изменений и дополнений в статьи 71-73 Раздела XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, которые определяют принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, порядок уплаты косвенных налогов при взаимной торговле между странами Союза, а также налогообложение доходов физических лиц. Кроме того, обсуждались вопросы корректировки некоторых пунктов Приложения №18 к Договору о ЕАЭС, регулирующих вопросы взимания НДС в свободных экономических зонах, и ряд других тем, включая принципы налогообложения электронной торговли.

По мнению члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой ЕЭК Тимура Жаксылыкова, решения Консультативного комитета будут способствовать выравниванию условий для ведения бизнеса в странах ЕАЭС, улучшению делового климата и внедрения лучших практик налогообложения, уже используемых во всем мире.

«Система налогообложения должна быть максимально прозрачна и понятна представителям бизнеса», – заявил Жаксылыков.

Кроме того, министр отметил, что ЕЭК совместно с национальными правительствами государств-членов Союза должна ускорить работу над разработкой и внедрением правил налогообложения электронной торговли, учтя в том числе и значительные объемы трансграничной торговли товарами народного потребления.

Важнейшим изменением, которое планируется внести в Раздел XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС, станет уточнение статьи 72 «О принципах взимания косвенных налогов в государствах-членах», подчеркнули в ЕЭК.

В пункте 5 статьи предусмотрено, что ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства ЕАЭС не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации в этой же стране Союза.

НДС является одним из основных косвенных налогов, влияющих на взаимную торговлю и товарооборот в ЕАЭС. Уплата НДС делится на две части и осуществляется как при ввозе импортных товаров, так и внутри страны – при реализации продукции.

Пункт 5 предлагается дополнить новым абзацем, в котором уточняется, что предприниматели должны будут уплачивать НДС по товарам, освобожденным внутри страны от уплаты НДС, только один раз – при ввозе товаров.

При этом НДС внутри страны не вводится.

Страны Союза согласовали введение этого уточнения и предлагают направить его для рассмотрения сводной рабочей группой по совершенствованию Договора о ЕАЭС.

Участники заседания также обсудили вопросы внесения изменений и дополнений в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров (Приложение №18 к Договору о ЕАЭС). Они будут касаться обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

Также налоговый орган страны, куда импортирован товар, должен будет выявлять факты занижения (сокрытия) налоговой базы налогоплательщиком.

Речь идет в том числе о случаях, когда покупателем работ, услуг является налогоплательщик государства-члена, а их потребителем – его филиал или представительство на территории другой страны ЕАЭС.

Комиссия и правительства стран Союза также работают над изменениями в Договор о ЕАЭС, включая Приложение №18, в части взимания НДС в свободных экономических зонах (СЭЗ) в отношении товаров Союза и товаров тех государств, которые не являются его членами.

Для достижения равных условий взимания НДС в СЭЗ в отношении товаров ЕАЭС могут быть внесены изменения, которые предполагают, что по уплате НДС будет предоставляться отсрочка в течение, например, 180 дней (сейчас НДС уплачивается сразу), а сумма исчисленного НДС будет приниматься к вычету.

Во второй декаде октября в Москве планируется провести совещание экспертов для обсуждения деталей по созданию недискриминационных условий взимания НДС в СЭЗ в отношении товаров Союза и товаров третьих стран.

Особое внимание члены Консультативного комитета уделили рассмотрению вопросов информационного обмена в ЕАЭС. Обсуждалось внесение поправок в уже действующий Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами стран ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов.

Консультативный комитет утвердил Концепцию основных направлений информационного взаимодействия в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования.

«Принятие концепции дает старт работе специализированной Рабочей группы над проектом межправительственного Соглашения об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС уже по прямым налогам», – отметил ответственный секретарь комитета Нурматбек Мамбеталиев.

Комитет рассмотрел вопрос о концептуальных подходах налогообложения электронной торговли. Принято решение о создании специализированной рабочей группы, которая начнет разработку Концепции налогообложения электронной торговли услугами и товарами в ЕАЭС.

Следующее заседание Консультативного комитета планируется провести в первой половине 2018 года.

Источник: https://mirperemen.net/2017/09/eek-predlagaet-sovershenstvovat-praktiku-vzimaniya-nalogov-v-eaes/

Унификация и гармонизация национального налогового законодательства стран Евразийского экономического союза. Преимущественные направления и перспективы

Евразийский экономический союз

образован после подписания 29 мая 2014 г. в г. Астане (Казахстан) на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президентами России, Беларуси и Казахстана (В.В. Путиным, А.Г. Лукашенко и Н.А. Назарбаевым) Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года, после завершения всех ратификационных процедур.

В настоящее время к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика

На фоне глобализации мировой экономики, в условиях мирового финансового кризисасотрудничество между различными блоками стран — развитие региональной интеграции в разных частях мира становится особенно актуальным.

Создание в 2015 году международной организации региональной экономической интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не является исключением.

Евразийская интеграция — это ответ на современные глобальные вызовы.

Существующая в мире тенденция формирования многополярной системы, явилась стимулом для пяти стран: России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана к созданию экономического объединения.

Интеграционное сотрудничество пяти стран в экономической сфере предполагает расширению внутреннего товарооборота, ведение согласованной макроэкономической и валютной политики, сотрудничество в области промышленности и в сфере трудовой миграции, формирование единого финансового рынка, а также унификацию принципов налогообложения и гармонизацию национальных налоговых законодательств.

Устранение налоговых ограничений и унификация национальных налоговых законодательств является неотъемлемой частью общего процесса экономической конвергенции в странах.

Читайте также:  Как отражается ндс в бухгалтерском балансе? - все о налогах

Налоговые системы государств-членов Евразийского экономического союза имеют определенные общие черты, в том числе, обусловленные историческими предпосылками.

Вместе с тем стоит отметить наличие значительных различий, возникших естественным образом в процессе развития и модернизации национальных экономик.

Основной целью налоговой политики является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства.

При этом, изменяя условия налогообложения, вводя определенные виды налогов и сборов и упраздняя другие, применяя различные системы налоговых ставок, льгот и штрафов, государства-члены ЕАЭС стимулируют развитие определенных видов хозяйственной деятельности, а также способствуют решению социально-экономических вопросов, имеющих первостепенную значимость для данной конкретной страны.

Сегодня на евразийском интеграционном пространстве наблюдается общая тенденция к сближению и унификации национальных налоговых систем.

Данная политика обусловлена пониманием того, что только при гармонизации подходов к налогообложению станет возможно создание полноценного общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а также равных конкурентных условий ведения хозяйственной деятельности во всех государствах-членах ЕАЭС.

Главной правовой основой для сближения национальных законодательств является Договор о Евразийском экономическом союзе, гармонизации налогов и налогообложения посвящен отдельный раздел данного документа — Раздел XVII, а также Приложение № 18, которые содержат нормы и принципы налогообложения товаров и услуг, импортируемых / экспортируемых в пределах интеграционного пространства. В рамках Договора о ЕАЭС преимущественно описан механизм гармонизации взимания косвенных налогов в государствах-членах ЕАЭС. Данный факт объясняется тем, что именно косвенные налоги оказывают наибольшее влияние на формирование цен во взаимной торговле между странами.

Формирование интеграционного объединения предполагает значительное расширение взаимного товарооборота, следовательно, ожидается увеличение непосредственного эффекта косвенных налогов на налоговые поступления в бюджеты стран.

К основным направлениям гармонизации в сфере налогообложения, которые описаны в Договоре о ЕАЭС и по которым уже удалось достичь значительных результатов, относятся:

1) совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость (НДС) во взаимной торговле;

2) сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам

Помимо принципов налогообложения, закрепленных в Договоре о Евразийском экономическом союзе, процесс финансово-экономической интеграции нашел отражение и в национальных налоговых законодательствах стран-членов ЕАЭС.

Например, в связи с тем, что документооборот между государствами-членами Евразийского экономического союза осуществляется преимущественно в электронном виде, в таких странах, как Армения, Киргизия и Россия, введена новая норма, позволяющая предоставлять декларацию по НДС исключительно в электронном виде.

В Республике Казахстан с 1 января 2015 года предусмотрена возможность выписки счета-фактуры в иностранной валюте, если счет-фактура выписана электронным способом.

После вступления в ЕАЭС Кыргызской Республики в понятийную часть Налогового кодекса страны были внесены существенные дополнения и изменения: в частности, появились термины «Импорт товаров» и «Законодательство Таможенного союза». Кроме того, была добавлена отдельная глава 40–1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

С 1 января 2015 года в Республике Армения вступил в силу закон «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами — членами Евразийского экономического союза».

Помимо гармонизации косвенных налогов необходимо стоит задача постепенной корректировки и унификации нормативно-правовых актов пяти стран в области прямого налогообложения.

С одной стороны, прямые налоги — на доходы физических лиц и на прибыль организаций — по сравнению с косвенными налогами, не имеют такого существенного влияния на налоговые поступления в бюджеты стран в связи с увеличением объемов взаимной торговли на интеграционном пространстве.

С другой стороны, различия в размере ставок по прямым налогам, порядке формирования налоговой базы и перечне применяемых налоговых льгот приводят к расхождению в уровне налоговой нагрузки по странам, что, в свою очередь, приводит к существенным различиям в инвестиционной привлекательности стран-участниц интеграционного объединения. В целях предотвращения потерь бюджетов следует проводить поэтапную гармонизацию отдельных элементов прямых налогов [3].

На текущий момент на уровне наднациональных правовых документов не предусмотрены нормы по унификации подходов стран-членов ЕАЭС к прямому налогообложению, при этом можно выделить ряд мер, предпринятых отдельными странами, по сближению ставок по прямым налогам.

Так, например, с 1 января 2015 года в Республике Беларусь ставка подоходного налога выросла с 12 до 13 % [4], в Республике Казахстан рассматривается возможность увеличения ставки индивидуального подоходного налога с 10 до 11 % в 2017 году и до 12 % в 2018 году.

При том, что в России налоговая ставка по НДФЛ составляет 13 %. Кроме того, в ближайшей перспективе гармонизацию налоговых систем государств-членов ЕАЭС целесообразно проводить в направлении упрощения налоговых процедур [5].

Различия и особенности национальных налоговых систем, обусловленные множеством факторов, включая неодинаковый уровень экономического развития стран, специфику налоговой политики государства, этап реформирования налогового законодательства и т. д.

, которые замедляют процесс сближения принципов налогообложения, в свою очередь, не выступают существенным препятствием для гармонизации законодательства в части администрирования налогов, которую уже сегодня возможно постепенно проводить на интеграционном пространстве.

Административная нагрузка существенно различается по странам Евразийского экономического союза. Данный показатель, в свою очередь, играет немаловажную роль при оценке привлекательности страны с точки зрения условий ведения бизнеса.

Согласно исследованию, проведенному международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers совместно со Всемирным банком, количество платежей в год по различным видам налогов варьируется от 7 в России, Белоруссии и Казахстане, то 10 в Армении и 51 в Киргизии [6].

Данный разрыв связан с разным количеством налогов, действующих на территории стран, а также с количеством отчетных периодов по каждому из налогов.

Другим показателем, характеризующим уровень административной нагрузки, является время, необходимое налогоплательщику для соблюдения требований налогового законодательства по конкретному налогу.

Таким образом, говоря о перспективах сближения национальных налоговых систем, важным аспектом являются не только различия в ставках налогов или количество предоставляемых льгот по налогу в стране — необходимо также анализировать уровень административной нагрузки на налогоплательщика для соблюдения требований национального налогового законодательства.

На текущий момент налоговые процедуры в странах-членах ЕАЭС с точки зрения простоты и единообразия находятся на довольно низком уровне.

Для одновременной унификации и совершенствования налоговых систем стран-членов ЕАЭС следует учитывать положительный опыт тех участников объединения, где та или иная налоговая процедура работает наиболее эффективно, и постепенно распространять этот опыт на все интеграционное пространство.

Таким образом, говоря о налоговой гармонизации стран-членов ЕАЭС, на текущем этапе стоит отметить значительный прогресс в вопросах унификации подходов к осуществлению косвенного налогообложения.

Гармонизация законодательств стран в части прямого налогообложения происходит более сдержанно и сопряжена со значительными сложностями поиска компромисса, поскольку именно прямые налоги наиболее тесно связаны с особенностями экономики государства, уровнем его экономического развития, социальной политикой и т. п.

Однако данные факторы не выступают существенным препятствием для гармонизации законодательства в части администрирования налогов, которую уже сегодня целесообразно проводить на интеграционном пространстве.

60. Понятия и принципы международного налогового планирования

В условиях значительного налогового бремени неотъемлемой частью глобального планирования деятельности и размещения активов и средств хозяйствующих субъектов становится налоговое планирование. Глобализация мировой экономики открывает более широкие возможности для использования организациями следующих направлений налогового планирования:

1) устранения двойного налогообложения в результате применения положений соответствующих соглашений;

2) заключения «соглашений о заранее согласованных ценах», т.е. механизма трансфертного ценообразования;

3) создания компаний в различных оффшорных юрисдикциях, которых насчитывается в мире порядка 600, включая зоны, центры и страны.

В экономической литературе имеются самые разнообразные определения международного налогового планирования (МНП). Основные из них следующие.

МНП – это «выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств», «допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности», «создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций».

Исходя из этого можно дать следующее определение МНП.

Международное налоговое планирование как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатом данного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачей международного налогового планирования является: учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т.д.

), изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов, эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения, максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

Почти в любой стране существует вид деятельности, режим налогообложения которого благоприятен благодаря специфике национального налогового законодательства.

Некоторые государства вообще всю экономическую политику строят на привлечении под свою налоговую юрисдикцию фирм зарубежных стран посредством установления сверхмягкого режима налогообложения или предоставления им огромных налоговых льгот.

Опыт минимизации налогов в зарубежных компаниях рассматривается применительно к следующей группе налогов: налог на доходы, налог на имущество, налог на обращение и потребление.

Наиболее существенным является налог на доходы корпораций. Все меры по минимизации налоговых обязательств по нему можно разделить на две основные группы:

1) ведущие к уменьшению базы обложения, налоговой ставки;

2) способствующие сдвигу прибыли на более поздние периоды и, соответственно, отсрочке уплаты налогов.

В рамках первого направления наиболее значительны вычеты из облагаемой прибыли, которые предоставляются организациям для стимулирования инвестиционной деятельности и НИОКР.

В рамках второго направления отсрочке уплаты налогов, переносу прибыли на более поздние периоды способствует применение ускоренной амортизации, формирование отчислений в резервные фонды по неопределенным обязательствам и выбор соответствующего варианта оценки активов и задолженности.

В большинстве европейских стран, в том числе во Франции и Германии, при начислении амортизации основную роль играют предписания налогового законодательства, направленные на уменьшение облагаемой прибыли.

Организациям предоставляется возможность выбора между тремя методами начисления амортизации (линейный, регрессивный, метод зависимости от степени эксплуатации активов (выработки)).

При этом американские компании используют регрессивный метод начисления амортизации не столь широко, как французские и германские, а при определении срока службы основных средств ориентируются на более длительный период.

Широкое применение формирования фондов по неопределенным обязательствам является отличительной чертой налогового законодательства Германии. Неопределенным обязательством в данном случае являются средства, зарезервированные для покрытия будущих затрат и потерь, сумму которых на данный момент установить нельзя (покрытие рисков, связанных с налоговой ревизией, резервы для уплаты налогов).

Для налогов второй группы (имущественные) возможно уменьшение налогообложения, носящее ограниченный характер. В эту группу входят поимущественный налог с юридических лиц, поземельный, промысловый налог на капитал.

Величина данных налогов зависит от оценки имущества.

Система льгот по налогам на имущество в разных странах определяется политикой конкретного государства по определению приоритетов развития экономики: наука, социально-культурная сфера и т.д.

В отношении налогов третьей группы (НДС, налог с продаж, акцизы) основное значение имеет факт осуществления сделки. В связи с этим налоговое маневрирование ограничено местом и временем совершения сделки. Величина начисляемого и взимаемого НДС зависит от методов начисления и зачета предварительного налога (метод начислений, метод оплаты и гибридный метод).

Источник: https://megalektsii.ru/s8410t9.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]