Начали действовать нововведения в обжаловании действий налоговиков — все о налогах

Как это сделать

Из-за кризиса налоговики будут все требовательнее к бизнесу. Между тем по статистике в 40% случаев их действия можно успешно оспорить. Вот как правильно это делать

​Постарайтесь решить вопрос без суда

Нет, это не то, о чем вы могли подумать. Дело в том, что сейчас по всему миру активно развивается система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. В Европе и США досудебное обжалование работает уже давно. Теперь до немецких и английских судов доходит не больше 10% всех споров с налоговиками. В США 85% конфликтов разрешаются «полюбовно».

С начала прошлого года выбора нет и у российских налогоплательщиков: каждый, кто хочет оспорить решение налоговой, должен попытаться сделать это в вышестоящей налоговой инспекции, прежде чем идти в суд.

Система налоговых органов России не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Если решение вынесла районная или межрайонная инспекция, то оспаривать его нужно в управлении ФНС по региону.

Если вас «обидела» межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам или УФНС по субъекту, то жаловаться нужно в ФНС России.

Из такой «навязанной» процедуры можно извлечь много плюсов. Во-первых, жалоба рассматривается быстро. Согласно Налоговому кодексу это должно занять не больше двух месяцев. Во-вторых, это дешевле, чем идти в суд (не надо платить госпошлину). Суд​​ебных заседаний нет, поэтому гонорар юриста будет значительно меньше.

В-третьих, если вам доначислили налог, то налоговая не сможет сразу же принудительно его взыскать. Если вам удастся оспорить это решение, то возвращать излишне уплаченные в бюджет средства не придется. Минусы, конечно, тоже есть (заочное рассмотрение жалоб), но вышестоящий налоговый орган не может ухудшить положение налогоплательщика.

В Москве, по статистике, пока только 16% споров с налоговыми органами удается решить до суда.

Порядок действий

Главное — не опоздать с подачей жалобы. Если вас привлекли к налоговой ответственности, то у вас есть месяц, чтобы подать жалобу. Срок начинает течь с момента, когда вы получили решение налоговой.

Учите, что этот срок восстановить нельзя. Так что если вы не успеваете отвезти документы в налоговую, то отправьте документы по почте.

Дата на штемпеле не должна быть позднее, чем последний день срока обжалования.

Помните: даже если вы не верите, что вышестоящая налоговая отменит решение нижестоящей, жалобу подавать все равно надо. Если вы не обжалуете решение, то и в суд обратиться не сможете.

Обязательно указывайте в жалобе все эпизоды, с которыми вы не согласны. Если вам не удастся разойтись с налоговой мирно, то в суде вы сможете спорить с ней только по тем основаниям, которые указывали в жалобе.

Сила убеждения

В жалобе нужно указать ваши реквизиты, сведения о решении, которое вы обжалуете, кто его принял. Доводы, почему вы считаете, что решение незаконно, и чего вы хотите от вышестоящей налоговой. Больше ничего писать и предоставлять вы не обязаны, но мы рекомендуем приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.

Лучше приложить максимальное количество документов, подтверждающих вашу правоту. Отправьте в налоговую не только первичные документы (счета, акты и проч.), но и отчетность. Не поленитесь и найдите письма ФНС и Минфина, которые подтверждали бы вашу позицию, а не инспекции.

Поищите судебную практику и постарайтесь убедить орган в том, что, если он не отменит решение, то это рано или поздно сделает суд.

Работа это непростая, нужно детально разобраться во всех тонкостях и написать жалобу так, чтобы бумага убедила налоговую в вашей правоте. Неправильное досудебное обжалование может существенно снизить ваши шансы в суде, поэтому лучше для этого нанять юриста.

 Так, наиболее распространенные ошибки налогоплательщиков, которые мы встречали в своей практике, — обжалование решения налоговой в части (что впоследствии исключает возможность обжалование решения полностью) или непредставление всех необходимых документов (может возникнуть ситуация, когда юристу придется объяснять, почему налогоплательщик не мог представить их при досудебном обжаловании).

В случае из нашей практики налоговая не только не хотела возвращать нашему клиенту (крупной компании в сфере строительства) излишне уплаченный НДС, но и доначислила несколько сотен миллионов рублей сверху.

Мы представили в вышестоящий налоговый орган свой наглядный расчет задолженности по налогам. К нему мы приложили инкассовые поручения, отчет по проводкам и свои декларации. Налоговая согласилась с нашими доводами, снизила доначисления до 100 тыс.

 руб. и вернула излишне уплаченное.

Идите в суд

Если вышестоящий орган не внял вашим доводам, а вы уверены в несправедливости решения, то придется начинать судебный спор. После того как вы получите решение вышестоящего налогового органа, у вас будет три месяца на подачу заявления.

Каждый налоговый спор индивидуален, но наиболее общие рекомендации все же можно выделить. Это все те же письма ФНС и Минфина вкупе с судебной практикой. Обязательно ссылайтесь на них, особенно в суде первой инстанции.

Для него решения вышестоящих судов имеют большой вес.

Не забывайте о принципах налогового права. Может показаться, что эти нормы имеют декларативный характер, но на самом деле они имеют большое значение. Наши суды начинают потихоньку отходить от бумажного формализма и все чаще обращают внимание на справедливость.

Например, 22 июля 2015 года президиум Верховного суда встал на сторону москвички Игнатовой Е.С. в ее споре с налоговой. Гражданка купила права требования, а потом продала их другому физическому лицу. НДФЛ в размере 13% она посчитала с разницы между ценой продажи и покупки прав, иными словами — от прибыли.

Но налоговая посчитала, что 13% нужно считать от суммы, за которую она продала права. До этого суды подходили к вопросу формально, говоря, что налог у нас на доходы физических лиц, от продажи прав лицо получает доход, и вставали на сторону налоговой.

Налогоплательщикам нельзя было позавидовать, ведь продать права они могли и дешевле, чем купили, но налог все равно приходилось платить. Верховный суд разобрался в вопросе более тонко. Он признал, что спорный вопрос не был прямо урегулирован в НК, а в таком случае все сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Более того, он сказал, что старый подход судов не учитывал вопрос об экономической выгоде лица, которая и должна быть основой для уплаты налога.

Помните о том, что закон исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Постарайтесь найти ошибки в действиях налоговой. У них большой объем работы. Вполне возможно, что они нарушили налоговое законодательство при проведении проверки.

Довольно часто суды встают на стороны налогоплательщиков, когда те доказывают, что налоговая превысила срок проверки, провела несколько проверок по одним и тем же основаниям, запрашивала документы, не относящиеся к предмету проверки.

Например, в 2013 году Арбитражный суд Ростовской области отменил решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю Ларисе ​Минаевой налога на 7,6 тыс. руб., а также пени и штрафов на 2,6 тыс. руб.

, потому что камеральная проверка, выявившая нарушения, была начата спустя 10 месяцев после предоставления Минаевой декларации, тогда как в законе установлен трехмесячный срок. Но не стоит рассчитывать на одни лишь формальные основания. Они могут быть хорошим дополнением к вашим аргументам о том, что налоги вы посчитали и уплатили верно.

И самое главное: не бойтесь спорить с налоговыми органами. Выигрывать у них не только можно, но и нужно. Юридическим лицам в 2015 году удалось отменить решение налогового органа примерно в 40% случаев.​

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/own_business/26/11/2015/5654591d9a7947cec1cebdcb

Как бороться с незаконными действиями налоговиков

Жалоба в прокуратуру — эффективный инструмент борьбы с налоговиками, которые превышают свои полномочия.

Такой способ защиты позволит налогоплательщику отстоять свою позицию и к тому же сэкономить на судебных расходах. Однако прежде чем обращаться в прокуратуру нужно оценить свои шансы и доказательную базы.

А также быть готовым к тому, что прокуроры проверят не только ревизоров, но и инициатора жалобы.

В каких случаях стоит обращаться в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру подействует только в случае, если налоговики допустили грубые нарушения и налогоплательщик способен это доказать. А именно, обращаться в прокуратуру стоит в следующих случаях.

Незаконно заблокировали расчетные счета. Например, если компания вовремя не подала декларацию по налогу на прибыль за квартал. Пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса не говорит об обеспечительных мерах, в случае если налогоплательщик не предоставил квартальный расчет авансового платежа. Следовательно, налоговики не вправе блокировать счета компании.

Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Ревизоры в извещениях о рассмотрении материалов налоговой проверки указали неверные дату и время. Это нарушает пункт 1.25 приказа ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

Представитель проверяемой организации вправе ознакомиться с материалами проверки в течение двух дней с момента подачи заявления (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, ему нужно направить  в течение месяца со дня получения акта письменные возражения (абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ).

Когда налоговики указывают неправильное время и дату рассмотрения материалов, это затрудняет защиту прав налогоплательщика.

Не учли в акте проверки смягчающие обстоятельства. В описательной части акта проверки налоговики должны указать документально подтвержденные факты правонарушений, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (п. 3.2 приложения № 24, п. 3 приложения № 23 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

Налоговики обязаны определить перечень смягчающих обстоятельств уже при оформлении акта. Однако практика показывает, что они этого никогда не делают, хотя у них есть для этого вся необходимая информация. Дело в том, что ревизоры ждут, когда налогоплательщик сам в возражениях на акт попросит снизить штраф и опишет причины.

Но если в акте проверки отсутствуют смягчающие обстоятельства, это процессуальное нарушение. Компания вправе  обратиться в прокуратуру даже не дожидаясь рассмотрения возражений.

Истребовали документы, которые не связаны с проверкой. К примеру, налоговики заявляют компании, что та получит возврат НДС, только если представит дополнительные документы. При этом их составление не предусмотрено Налоговым кодексом или они не имеют отношения к объекту проверки. Подобный запрос — прямое превышение полномочий инспекции, оговоренных в статье 31 НК РФ.

Привлекли к ответственности после истечения срока давности. К примеру, налоговики привлекли руководителя организации к административной ответственности спустя четыре месяца со дня совершения правонарушения.

В этом случае ревизоры нарушают статью 4.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Закон указывает, что постановление должно быть вынесено не позднее двух месяцев.

В случае если дело дошло до суда, постановление представляют в течение трех месяцев.

Неверно возбудили административное дело. К примеру, ИФНС возбудила дело об административных правонарушениях и не предупредила об этом компанию. По крайней мере протокол об этом умалчивает. КоАП РФ так делать запрещает.

В протоколе должны быть указаны:

  • место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • место, время и факт преступления.

При составлении протокола инспектор обязан разъяснить нарушителю его права и обязанности.

Проигнорировали запрос. Если инспекторы игнорирует заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных налогов, он вправе пожаловаться на ревизоров в прокуратуру.

Согласно пункту 8 и 9 статьи  78 НК РФ инспекторы обязаны вынести решение о возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или акта совместной сверки. Руководитель компании или его представитель под расписку должен получить это решение в течение пяти последующих дней.

Если налоговики нарушили сроки возврата переплаты, налогоплательщик вправе получить проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на дни задержки.

Не соблюли процедуру ареста имущества. К примеру, во время ареста имущества контролеры не пригласили двух понятых. Это нарушает пункт 7 статьи 77 НК РФ и статью 198 НК РФ. Арестовывать имущество налоговики вправе только при участии понятых в дневное время. Ночью арест имущества возможен в случаях, «не терпящих отлагательств».

Кроме этого ревизоры не вправе запретить представителям компании присутствовать во время ареста имущества. Свидетельства понятых налоговики обязаны отразить в протоколе. Понятые должны сверить арестованные предметы с имуществом, указанным в документе.

Разгласили коммерческую тайну. Для налоговых инспекторов разглашение коммерческой тайны может закончиться уголовной ответственностью (ст. 183 УК РФ) — штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы сроком до трех лет.

Так же обратиться в прокуратуру можно, если инспекторы без разрешения разгласили персональные данные налогоплательщика.

Не ответили на обращение. Если инспекция не отвечает на письменные обращения компании, например, о тех же налоговых переплатах, обращайтесь в прокуратуру. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон от 02.05.06 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Не приняли жалобу. Ситуация: УФНС дважды не приняла у организации апелляционную жалобу на решение ИФНС. Налоговики посчитали, что у заявителя было недостаточно полномочий. Однако на документе была подпись генерального директора компании. Такие действия контролеров нарушают статью 139.3 НК РФ и право на использование внесудебных процедур разрешения спора.

Отказались рассматривать пояснения после проверки. Ситуация: по итогам выездной налоговой проверки проверяющие доначислили налоги и пени. Компания не согласилась с решением налоговиков и пожаловалась на акт ИФНС. Однако в досудебном порядке решить спор не удалось. Ревизоры так и не дали оценку пояснениям и документам заявителя и оставили решение без изменения.

Позже суд встал на сторону налогоплательщика. Пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса указывает, что в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Руководитель вышестоящего налогового органа обязан известить налогоплательщика-заявителя о времени и месте рассмотрения аппеляционной жалобы. Срок вынесения решения — от 15 до 30 дней.

Он может быть продлен еще на 15 дней, если руководитель потребует дополнительные документы.

Читайте также:  Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец - все о налогах

Когда нужно действовать заранее

В прокуратуру можно подавать жалобу не только постфактум. В статье 25.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор вправе действовать на опережение. А именно, направить предостережение должностному лицу. Для этого у него должны быть сведения о том, что налоговики планируют нарушить закон.

К примеру, в компании прошла выездная налоговая проверка. Из решения по итогам проверки видно, что вышестоящая налоговая инспекция готовится к повторной проверке. Но у них нет оснований, чтобы ее провести. Компания вправе пожаловаться в прокуратуру и попросить вынести прокурорское предостережение.

Если должностное лицо не исполнит требования, указанные в предостережении, ему грозит выговор или штраф. Но скорее всего ревизоры не пойдут на конфликт и откажутся от проверки.

Как подать жалобу

Подать жалобу можно через канцелярию прокуратуры района налогоплательщика. Жалобу опустите в специальный ящик «Для обращений и заявлений» в здании прокуратуры. Корреспонденцию просматривают ежедневно.

На письме поставят штамп с датой выемки. В канцелярии жалобе присвоят входящий номер и зафиксируют дату обращения. Через 30 дней налогоплательщик должен получить ответ (ст. 10 Федерального закона от 17.01.

92 № 2202-1-Ф).

Также подать жалобу можно и через интернет-приемную Генеральной прокуратуры (нужно выбрать регион) или непосредственно на сайте территориального подразделения.

Еще один способ — направить жалобу по почте ценным письмом с описью вложения или заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае нужно к 30 дням прибавлять расчетное время, пока письмо будет в пути.

Что указать в жалобе

Формат жалобы похож на исковое заявление в суд. В ней нужно указать:

  • сведения о конкретном должностном лице, нарушившем закон (Ф.И.О., должность, место работы);
  • краткое описание ситуации с упором на факты. Описание лучше составить в хронологическом порядке;
  • законодательное подтверждение, что права компании нарушены или интересы ущемлены (ссылки на нормы законов, постановлений и писем);
  • доказательства правоты компании — заверенные копии документов, свидетельские показания.

Жалобу стоит составить на официальном бланке компании, где указать адрес, телефон и электронную почту, по которой прокуратура сможет с вами связаться. Подписать документ должен руководитель компании. Также нужно присвоить ему исходящий номер и соблюсти все правила делопроизводства.

Основные нарушения в жалобе нужно графически выделить. Например, особым шрифтом или фоном текста. Так работникам прокуратуры будет легче ориентироваться в документе.

Обращаем внимание, что не стоит делать акцент на требовании наказать чиновника. Прокуратура может воспринять советы по выбору меры реагирования как вмешательство в их работу.

В конце жалобы стоит сделать отбивку со словом «прошу» и по пунктам изложить суть своей просьбы или требования.

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/4136-kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovikov

Как бороться с незаконными действиями налоговых органов?

Вы здесь

27.04.2018

Как бороться с незаконными действиями налоговых органов?

Бывает так, что в ходе налоговой проверки представители налоговой нарушают процедуру её проведения или превышают свои полномочия:

  • Неправомерно блокируют расчётные счета;
  • Угрожают, что не вернут НДС, пока фирма не предоставит не относящиеся к объекту проверки документы;
  • Пытаются привлечь к ответственности после того, как истёк срок давности, и т. д.

Во всех этих случаях поможет жалоба в прокуратуру – наиболее эффективный способ борьбы с ошибающейся или намеренно превышающей свои полномочия налоговой службой.

В каких случаях можно обращаться в прокуратуру?

Только в тех, когда налоговая допустила грубые ошибки, а вы можете это доказать. Прокуратура поможет, если инспекторы:

  • Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Если ревизоры указали в извещении неверные время и дату, вам будет сложнее защитить свои права отправить возражения нужно в течение месяца со дня получения акта;
  • Незаконно заблокировали расчётный счёт. К примеру, если плательщик не подал своевременно декларацию по налогу на прибыль за квартал. Налоговая часто прибегает к обеспечительным мерам и блокирует счета, но во многих случаях они просто не имеют права этого делать;
  • Требуют не относящиеся к проверке документы. Если составление каких-то документов не предусмотрено НК России, или если документы не относятся к объекту проверки, налоговая не имеет права их запрашивать;
  • Игнорируют смягчающие обстоятельства. Перечень смягчающих обстоятельств должен быть указан в акте проверке, но, на практике, его никогда не включают в описательную часть. Налоговая ждёт до тех пор, пока налогоплательщик не подаст возражение, но это является процессуальным нарушением – можно сразу же обращаться в прокуратуру;
  • Неверно возбуждают уголовное дело. Например, возбудив дело об административном правонарушении, не уведомляют обо этом компанию. Это нарушение КоАП РФ;
  • Игнорируют срок давности. Например, пытаются привлечь руководителя организации к административной ответственности через четыре месяца после дня совершения правонарушения, тогда как по закону на вынесение такого постановления отводится два месяца;
  • Не соблюдают процедуру ареста имущества. Не приглашают понятых (или приглашают только одного), проводят арест в ночное время, запрещают присутствовать представителям компании – всё это очень распространённые нарушения;
  • Игнорируют запрос о возврате излишне уплаченного налога. По закону (78 статья Налогового Кодекса) налоговая инспекция обязана вынести решение о возврате налога в течение 10 дней с момента получения акта совместной сверки или заявления. Если эти сроки нарушаются, плательщик может получить проценты по ставке рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки;
  • Не отвечают на обращения. Срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней с момента его регистрации, при превышении можно обращаться в прокуратуру;
  • Разглашают коммерческую тайну. Либо персональные данные плательщика, это тоже нарушение;
  • Не принимают жалобу. УФНС обязана принять апелляционную жалобу на решение ИФНС, но в этом тоже часто отказывают (разумеется, незаконно).

Как подать жалобу?

Обратитесь в канцелярию прокуратуры в том районе, где зарегистрирован налогоплательщик. Жалоба опускается в специальный ящик с меткой «Для обращений и заявлений», ответ вы получите в течение 30-и дней. Кроме того, можно подать жалобу:

  • На сайте территориального подразделения прокуратуры;
  • В интернет-приёмной Генеральной прокуратуры;
  • По почте, ценным письмом с описью или заказным с уведомлением.

Учтите, что в последнем случае к 30 дням на рассмотрение жалобы прибавится время на доставку письма.

И ещё один совет: чётко изложите в жалобе суть нарушений, ссылаясь на соответствующие нормы законов, постановления и приказ, но не требуйте наказать проверяющих – прокуратура может негативно отнестись к попытке повлиять на выбор мер реагирования. Просите только о том, чтобы по факту противозаконных действий налоговой службы были приняты меры прокурорского реагирования.

Актуальные статьи каждую неделю

Источник: https://Osnova.capital/blog/kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovyh-organov

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании.

Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса.

Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.

В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.

Как нужно действовать налогоплательщику?

  • Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
  • Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
  • Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.

Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.

Способы подачи обжалования

Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:

  • Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
  • Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
  • Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.

На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.

Обжалование в судебном порядке.

Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд.

Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.

Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.

Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.

Фнс о преимуществах досудебного обжалования

Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:

  • Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
  • Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
  • Налоговые органы смогут работать более эффективно.

Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.

Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.

Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.

Читайте также:  Раздельный учет ндс по основным средствам (нюансы) - все о налогах

Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:

  • Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
  • Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
  • При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.

По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.

Как оформить жалобу?

В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.

В жалобе непременно прописывают следующую информацию:

  • Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
  • Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
  • Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
  • На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
  • С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.

В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации.

В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его.

Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.

Как рассматривается жалоба?

В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.

Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.

Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.

Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.

Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.

При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы

После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:

  • Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
  • ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
  • Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
  • Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.

Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.

Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.

Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/obzhalovanie-rezultatov-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

ФНС о преимуществах досудебного обжалования
Налоговое ведомство считает, что тотальное досудебное урегулирование налоговых споров пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим.

Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.

Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.

Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины.

Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями. Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.

В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения апелляционной жалобы решенияИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 г. и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл.

19, 20 НК РФ Федеральным законом N 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров.

По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г.

применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.

 

Ненормативный правовой акт — что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка. С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного

Источник: https://pravobez.ru/articles/novyy-poryadok-obzhalovaniya-nenormativnyh-aktov-nalogovyh-organov.html

Проблемы современного правового регулирования обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц

3.7. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ И БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Пашков К. Ю., государственный налоговый инспектор, референт государственной гражданской службы 111-го класса, соискатель

Межрайонная инспекция ФСН №50, г. Москва

Академия управления МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Обжалование актов налоговых органов является правовым институтом, наиболее активно подвергающемуся реформированию, как на уровне федерального законодательства, так и на уровне подзаконных актов.

Непрерывно совершенствуется и организационное обеспечение института обжалования актов налоговых органов.

Однако, несмотря на вышеуказанный факт, данный институт законодательства о налогах и сборах является достаточно проблемным и содержит ряд специфических проблем, подлежащих устранению в целях более эффективной реализации своих функций налоговыми и судебными органами.

Обжалование актов налоговых органов является правовым институтом, находящимся в центре внимания законодателя и непрерывно подвергающегося реформированию.

Данное утверждение подтверждает, в частности, тот факт, что Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ1, принятие которого является знаковым моментом для российского налогового права, значительные изменения были внесены, в том числе, в нормы, регулирующие данную сферу правоотношений.

Разделом VII Налогового кодекса установлено два порядка обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц — судебный и административный.

Налогоплательщик, таким образом, может обратиться в две инстанции — в суд и в вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, в рамках досудебного обжалования акт или действие налогового органа может быть обжалован в прокуратуру, однако вопросы, разрешаемые прокурором при таком обжаловании, пределы проверки и методы процессуального реагирования имеют специфический характер.

Вообще, назначение досудебной процедуры обжалования состоит в отсечении более простых споров, в тех случаях, когда очевидна противоправность действий должностных лиц налоговых органов, а четкость правового регулирования не требует участия суда в их толковании.

Однако практика показывает, что на настоящий момент основная нагрузка по рассмотрению исков и жалоб ложится на судебную систему. По ряду причин, которые будут рассмотрены ниже, досудебный порядок не пользуется популярностью у налогоплательщиков.

Относительно редкое, по сравнению с судебным обжалованием, обращение налогоплательщиков с жалобами

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennogo-pravovogo-regulirovaniya-obzhalovaniya-aktov-nalogovyh-organov-deystviy-i-bezdeystviya-ih-dolzhnostnyh-lits

Как правильно обжаловать действия налогового органа?

В соответствии со ст.

137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика (иного обязанного лица), нарушают их права. Иными словами, в НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.

При этом указание в жалобе предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой.

Причинами возникновения споров, удовлетворения жалоб, исковых требований налогоплательщиков и отказов в удовлетворении исковых требований налоговых органов является, в частности, несоответствие законодательных актов друг другу, наличие пробелов в законодательстве о налогах и сборах и его частое изменение, неразрешенные противоречия в законодательстве о налогах и сборах, а также более сложный качественный состав рассматриваемых налоговых споров.

Читайте также:  Готова новая 3-ндфл - все о налогах

Значительное количество ошибок (нарушений) допускается налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок и оформления их результатов, а также неправильного применения законодательства о налогах и сборах по вопросам порядка уплаты налогов, неправильной квалификации налоговых правонарушений, неправильного исчисления налоговых санкций, пропуска срока давности согласно ст.115 НК РФ, нечеткой формулировки законодательства о налогах и сборах, неурегулированности некоторых вопросов.

Досудебный порядок разрешения споров с налоговыми органами

Разделом VII НК РФ установлен административный (досудебный) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Правда, Кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет, какие именно документы должны быть представлены вместе с жалобой.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные п.2 ст.139 НК РФ (в течение трех месяцев).

Согласно ст.138 НК РФ подача иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, устанавливается процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб:

— налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено в п.5 ст.100 НК РФ);

— организаций и физических лиц при их несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;

— налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

— физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с их привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

К жалобе могут прилагаться следующие документы: акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Поступающие жалобы, как правило, направляются в юридические (правовые) подразделения налоговых органов, на которые возложена обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Юридическое (правовое) подразделение налогового органа готовит рассмотрение жалобы налогоплательщика.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, жалоба рассматривается в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения вышеуказанные лица извещаются заблаговременно. При неявке налогоплательщика жалоба рассматривается в его отсутствие.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

Пунктом 2 ст.140 НК РФ установлено, что по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

Заявителю сообщается о принятии решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия.

Судебное обжалование действий налогового органа

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится посредством подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Причинами возникновения судебных споров налоговых органов с налогоплательщиками являются обязательность предъявления исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций, недобросовестность предпринимателей и физических лиц по выполнению своих обязанностей по уплате налогов, а также зачастую нежелание налогоплательщиков уплачивать доначисленные суммы налогов в добровольном порядке из-за сложившейся судебной практики. Пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия норм действующего законодательства приводят порой к тупиковым ситуациям, разрешение которых возможно только в судах.

Исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

Анализ результатов удовлетворенных судебными органами исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что налоговыми органами не всегда соблюдаются требования ст.ст.

100, 101 НК РФ, а также часто нарушается процедура проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок; в ряде случаев налоговыми органами неправильно применяется законодательство по применению налоговых санкций и исполнению обязанности по уплате налогов.

Иски налогоплательщиков удовлетворяются и из-за неурегулированности отдельных вопросов законодательства о налогах и сборах или противоречий в нем.

Анализ исков показывает, что имели место случаи нарушения налоговыми органами сроков давности, предусмотренных ст.ст.

48, 115 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, а исковые заявления о взыскании задолженности с налогоплательщиков-предпринимателей направляются в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В нарушение п.1 ст.107 НК РФ налоговые органы иногда привлекают к ответственности филиалы организаций, которые не являются субъектами налоговой ответственности, в связи с чем исковые заявления судом обоснованно оставляются без удовлетворения.

Кроме того, причинами вынесения решений в пользу налогоплательщиков являются и несовершенство часто меняющегося действующего законодательства, пробелы в законодательстве о налогах и сборах, используемые налогоплательщиками в целях уклонения от уплаты или уменьшения налоговых платежей, ошибки, допущенные налоговыми органами при проверках налогоплательщиков, вследствие неправильного применения норм права, а также широкое применение судами смягчающих обстоятельств при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций.

Основанием для отмены решения налогового органа является также несоблюдение должностными лицами отдельных налоговых органов требований ст.101 НК РФ, регламентирующей производство по делу о налоговых правонарушениях.

Причинами удовлетворения исков налогоплательщиков могут быть и несоблюдение налоговыми органами требований, предъявляемых к акту проверки, которые обязывают налоговые органы подробно описывать характер нарушения со ссылкой на первичные документы.

Причинами вынесения судами решений в пользу налогоплательщиков являются часто и положения НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщиков, и налоговые органы должны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении.

Значительное количество судебных решений в пользу налогоплательщиков выносится по спорам о правомерности начисления налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, соответствующих пеней и санкций за неуплату налогов по результатам выездных налоговых проверок подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Исходя из непредпринимательского характера деятельности этих органов судебная практика не относит подразделения вневедомственной охраны к плательщикам вышеперечисленных налогов, а получаемые ими за осуществление охранной деятельности средства — к выручке от реализации.

При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов суды исходят из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Судебные издержки

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2003/44/16

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]