Налоговая политика рф на 2016-2018 годы — виды, принципы — все о налогах

Налоговая политика до 2018 года (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 05.11.2015

27 июля 2015 г. на сайте Минфина были опубликованы Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее — Основные направления налоговой политики). Это уже стало традицией — определять действие власти в области налогообложения и налогового администрирования на ближайшие три года.

Напомним, что этот документ не является нормативным, при этом он дает возможность понять вектор движения в данной области. Об основных положениях документа читайте в предложенном материале. 

Заявлен главный вектор развития налоговой политики Российской Федерации до 2018 г.: в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

Это должно, наверное, радовать всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка не просто не увеличивалась, а поэтапно снижалась. В ближайшие три года такой конкретной задачи не ставится.

Текущее положение дел в области налоговой политики 

Прежде чем строить планы на будущее, надо понять, на каком этапе развития мы находимся сейчас. Как и в предыдущем аналогичном документе, в Основных направлениях налоговой политики дан анализ налоговой нагрузки и налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах.

Принципиально структура налоговых поступлений в России по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по-прежнему доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП. Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.

Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.

По сравнению с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения — Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Это свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах.

Именно поэтому, а также исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности — использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).

Что касается налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России, то в отчете DoingBusiness-2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2013 г., Российская Федерация занимает 62-ю позицию:

— по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» — 49-е место;

— по индикатору «Регистрация предприятий» — 34-е место.

По итогам 2012 г. Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место («Налогообложение») и 88-е место («Регистрация предприятий»).

В Основных направлениях налоговой политики сделан анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий. Приведем ключевые моменты этого анализа. Основные итоги реализации налоговой политики приведены в Приложении 1 к названному документу.

Консолидированные группы налогоплательщиков в 2012 — 2014 гг.

Как уже отмечалось в предыдущем аналогичном документе, изменения в налоговом законодательстве, позволяющие создавать КГН, затронули интересы субъектов РФ, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов — численности работающих и стоимости основных фондов.

В 2014 г. были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 г. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 г.

будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам. Изменения внесены Федеральным законом N 366-ФЗ . Участники КГН, договоры о создании которых зарегистрированы в 2014 г.

, будут применять особый порядок определения налогооблагаемой прибыли и исчисления налога на прибыль организаций начиная с отчетных (налоговых) периодов 2016 г.

———————————

Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Налоговый маневр в нефтяном секторе. Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере: декларировались различные цели и делались разные шаги в налоговой политике.

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики, уже в начале 2014 г. стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 г. завершить не удастся.

Налоговый маневр 2014 г. состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 г. до 919 руб. в 2017 г. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества. В 2012 г.

в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым из объектов обложения налогом на имущество организаций были исключены объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 г.

Планировалось таким образом простимулировать обновление оборудования без существенных потерь для бюджета, а также в ближайшее время перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что вообще исключает движимое имущество из-под налогообложения.

На практике указанные новшества позволили вывести из-под налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, сопровождавшейся постановкой оборудования на учет.

Для исправления ситуации и предотвращения уклонения от налогообложения в 2014 г. была принята норма, которая полностью исключала из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к 1 — 2-й амортизационным группам (Федеральный закон N 366-ФЗ).

Освобождение прочего движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 г.

, от налогообложения не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Однако новые поправки вызвали проблемы: проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда это имущество ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица необязательно является признаком злоупотребления (например, при осуществлении централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Таким образом, необходим дальнейший мониторинг ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов модификации этой нормы.

Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ. Анализ налоговых расходов — это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления налоговых льгот и преференций.

Ранее ставилась цель провести инвентаризацию всех имеющихся льгот по всем налогам и сборам.

Согласно отчетности ФНС с 2011 по 2013 г. сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза — с 1491,5 млрд руб. до 1930,5 млрд руб.

Основные меры в области налоговой политики до 2018 года

Как уже было заявлено выше, на ближайшие три года не планируется повышение налоговой нагрузки.

Отметим, что перечисленные ниже меры уже частично реализуются в виде принятых законов.

Легализация капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

В рамках исполнения Послания Президента РФ предполагается внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) с предоставлением гарантий безопасности со стороны государства — амнистию капиталов.

С 8 июня 2015 г. вступили в силу:

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13512

Основные направления налоговой политики на 2019 год

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации были опубликованы основные направления, которые аргументируют налоговую политику нашего государства. В данном случае идет речь, про бюджетные показатели на 2016-2018 года.

Отметим, что публикация данной информации стала уже своего рода традицией в вопросе налогообложения, а также администрирования налогов на ближайшие несколько лет. Стоит сказать, что данная информация не относится к нормативной.

При этом с ее помощью существует возможность определить какое направление движения, имеется в данной области.

Бюджетные показатели на 2016-2018 годы

До 2018 года был заявлен основной вектор развития налогообложения до 2018 года.

Отметим, что в течение очередного периода, который продлится три года, приоритетным для правительства Российской Федерации будет недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономическую составляющую государства.

По всей видимости, это должно положительно влиять на деятельность предпринимателей. При этом хочется, чтобы налоговая политика государства не подвергалась увеличения, а постепенно подвергалась снижению. К сожалению, до 2020 года данная задача поставлена не была.

Текущее состояние налоговой политики в РФ.

Перед тем как определить, какие показатели налоговая политика России будет иметь к 2020 году, необходимо определить, на каком конкретно этапе находится ситуация сегодня.

Прежде всего, следует сказать о том, что принципиальных отличий между налоговыми поступлениями в Российской Федерации, по сравнению с предыдущими годами не появилось.

Все также, как и в прошлые года, налогообложение и пошлины которые связаны с обложением нефти, газа и нефтепродуктов сохранились и составляют приблизительно 30% от общего количества налоговых изъятий. Налоги от нефтегазового сектора способны обеспечить порядка трети всех доходов, являющихся совокупными.

К сожалению, как и раньше, существует высокий уровень налоговой нагрузки. Он может наблюдать по таким налогам как акцизы, налоги на прибыль, НДС, а также НДФЛ. Если сравнивать это с экономическими процессами, которые наблюдаются в других государствах, то уровень нагрузки экономики в нашем государстве значительно больший, чем в других странах входящих в Евразийский экономический союз.

Это может говорить про достаточно низкий уровень конкуренции, который сложился в стране. Поэтому, это может говорить только про то, что в России необходимо создать более лучшие условия позволяющие инвестировать иностранным компаниям и соответственно, положительно влиять на экономический рост.

Если же говорить про налоговые условия при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране, то в отчете за 2016 год, наше государство занимает только 62 место. Бюджетные показатели говорят о том, что:

  1. По налогообложению мы занимаем 49 место.
  2. По количеству регистрируемых предприятий 34 место.

Прогноз на 2018 год

Базовая стоимость экспортируемого газа может быть посчитана как экспортная стоимость газа, которая определяется базовым вариантом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации.

Прогнозируя бюджетную политику на 2018 год, необходимо отметить, что государством была установлена базовая стоимость нефти, которая находится на уровне 40 долларов США за один баррель (марка Юралс).

В связи с тем, что имеется значительная подвижность оценки равновесия уровня стоимости нефти в условиях которые ускоряют технологические изменения, а также беря во внимание факт того, что уровень накопленных резервов является ограниченным, был выбран именно показатель на уровне 40 долларов США. Под базовым курсом понимают:

  • курс российского рубля к доллару США, который соответствует стоимости нефти;
  • включение перечня показателей прогноза;
  • экономическое развитие государства.
Читайте также:  Особенности авансового отчета без кассового чека - все о налогах

В основных направления проведения налоговой политики государства, проводится анализ принятых решений. Он позволяет определить основные моменты данного анализа.

Бюджетная политика до 2020 года

Самые худшие показатели имеет бюджетная политика, связанная с управлением государственным долгом. Отметим, что к 2016 году данные показатели снизились до 3 баллов.

При этом в дальнейшем показатель увеличивается до 4-х баллов к 2020 году.

Подобная динамика обусловлена тем, что имеется значительное плановое увеличение государственного долга, а также трудности, которые связаны с его погашением в связи с тем, что плановые доходы были сокращены.

Будущее и настоящие бюджетной политики России.

Для того чтобы повысить качество данного направления нужно удерживать стабильную и плановую динамику, а также изменения объемов государственного долга для того чтобы провести самую взвешенную долговую политику.

Нельзя не сказать и про то, что показатели качества бюджетной политики будут сокращены. Это объясняется тем, что бюджетное сальдо будет уменьшено с 5 до 3,5 баллов за период с 2014 по 2019 года. Это связано с дефицитом бюджета в связи с растущими доходами, покрытие которых запланировано только на 2020 год.

Для того чтобы повысить качество по этому направлению, нужно:

  1. Поддерживать стабильность бюджетного сальдо.
  2. Достигать профицитности сальдо.
  3. Сокращать дефицитное сальдо, при его наличии.

Если же говорить про показатель качества бюджетной политики до 2020 года, то в области доходов он имеет оценку практически неизменную. Во всем плановом периоде она составляет 4,7 баллов. При этом, данный показатель является достаточно низким, так как необходимо постоянно поддерживать предельный уровень, а также обеспечивать стимулирование роста.

Заключение

В целом, налоговая политика нашего государства на 2018-2020 год имеет не самые худшие перспективы, несмотря на имеющиеся экономические проблемы, в том числе и международные санкции. К тому же, необходимо понимать, что прогнозы сбываются далеко не всегда и в один момент все может резко изменится. Кризис 2008 года является в данном случае отличным примером.

Источник: https://god-2019.ru/pravo/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki.html

Эволюция налоговой политики в современной России

Лыкова О. Е. Эволюция налоговой политики в современной России [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10998/ (дата обращения: 12.09.2018).



Актуальность данной темы определена значимостью налоговой политики в рамках государственного регулирования экономики современной России. С этой точки зрения необходимо исследовать исторические трансформации налоговой политики с начала 90-ых годов XX века по настоящее время.

В данной статье проанализированы основные этапы развития налоговой политики, опирающиеся на изменения социальной направленности и экономических доминант. В рамках предложенного анализа рассмотрены основные виды налогов и их изменения соответствующие содержанию каждого этапа.

Эта тема наряду с другими экономическими вопросами является значимой, потому чтоесли из ошибок прошлого не сделаны выводы, в будущем эти ошибки могут быть сделаны вновь.

Изменение налоговой политики в России соответствовала акцентуальным метаниям, которые были характерны для перехода от плановой экономики к рыночной.

Экономическая политика России в начале 90-х годов прошлого столетия подразумевала трансформацию экономического устройства России по западным моделям и образцам: отказ от торговой скидки и фиксированной торговой надбавки плановой экономики в пользу добавленной стоимости планируемой в будущем.

Несформированный налоговый инструментарий породил деструктивный путь развития бизнеса и экономики в целом. Его несовершенство по сей день порождает всецелый «теневой раскол». Определим содержание трансформационных этапов и соответствующих им налогово-бюджетной политики.

Первый этап: Осознание и выстраивание образа будущей экономики (период с 1991 г. по 1999 г.)

К началу 90-ых годов стало ясно, что централизованное управление уходит в прошлое, а новое, с оглядкой на Запад, еще только зарождается.

В этих условиях, особенно учитывая много-десятилетний отход экономических процессов и интересов нации от рыночных, многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в информационном вакууме и как следствие началось формирование искаженного взгляда на экономическую действительность.

Инстуциональная пустота образовавшиеся при разрушении плановой экономики заполнялась экономическими институтами в результате скороспелых экономических реформ, на первых порах разрушительными для человеческой личности и для общества в целом.

И можно сказать, что на данном этапе в России сформировалось особое постсоветское общество, которое оказалось на распутье. Общество разделилось на желающих жить в рамках норм советского периода, главным из множества достоинств которого являлась стабильность.

Также на тех, кто под влиянием западного либерализма был готов к переменам, но не знал, что делать с завоеваниями нового времени: экономическими и политическими свободами. Развитие началось по одному из негативных сценариев. При снятии административных барьеров в экономике преимущества получили мошенники и авантюристы.

Налоговая политика государства зарождалась в муках. Не удалось сразу учесть быстро меняющуюся реальность. Бизнесмены одиночки торговали без всякого налогового бремени на рынках и ярмарках, чуть ли не в коридорах налоговых инспекций. Отсутствие рациональности в управлении, непонимание, что есть сущность и принципы налогообложения, государственного регулирования, игнорирование требований времени и раскола общества привело к тому, что страна погрузилась в экономический хаос.

Верховный Совет РСФСР в конце 1991 года принял около полутора десятка налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Рассмотрим несколько самых важных и по сегодняшний день введенных налогов, доходность бюджета от которых наиболее высока.

Сразу надо отметить, что налог с продаж, введенный в 1991 году законодательством СССР был упразднен и в новом Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отсутствовал. [3]

С 1 января 1992 года в России вводится новый налог — налог на добавленную стоимость (далее — НДС). Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был принят Законом Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992–1 «О налоге на добавленную стоимость». [4] Изначальная ставка налога составляла 28 %.

Плательщиками являлись все предприятия, кроме тех, кто занимался финансовыми услугами, услугами в области здравоохранения, образования и религии. Налогооблагаемая база определялась, как разница между стоимостью реализованных товаров, работ/услуг, материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С 1 января 1993 года ставка НДС была снижена с 28 % до 20 % по всем товарам, работамуслугам, кроме продовольственных и детских товаров, по которым ставка была равна 10 %. С 1 февраля 1993 года НДС стали взимать с импортных товаров (ввозимых на территорию РФ).

Примечательно, что это время характеризуется, как начало использование кассового метода исчисления НДС, когда обязательства по начислению и уплате налога в бюджет возникали по факту получения денежных средств за продукцию. А розничная торговля стала жить по методу определения НДС с торговой наценки, выводя средний процент.

И этот процент еще контролировался государством. Считалось, что более 30 % торговой наценки грозило объяснениями в налоговых органах. Сравнивая с нашими днями, объяснение в налоговых органах грозит в случае если наценка маленькая или не соответствует средней наценке в сегменте рынка в котором работает предприятие.

НДС по ставке 0 % предназначался для экспортных товаров. А в 1992 году перестали облагаться НДС и импортные товары.

Что примечательно НДС можно было спокойно возместить из бюджета на основе данных деклараций, без предоставления документов, способом, который отсутствуют в настоящее время: зачесть сумму налога предъявленную к возмещению в счет будущих платежей и зачет в счет других налогов такого же значения не допускалось. Появляются ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) которые освобождены от уплаты НДС, что создает проблемы бизнес отношений с партнерами-покупателями.

С 1 января 1992 года вводятся акцизы согласно Федеральному закону от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах». [5] Который, вместо налога с продаж, предусматривался для алкогольных напитков, табачных изделий.

А в 1992 году были введены акцизы с дифференцированными по группам товаров ставками. Акцизы установили в процентах от розничной цены и взимались на стадии реализации товара.

Что примечательно, до 1993 года импортные товары были освобождены от акцизного сбора.

https://www.youtube.com/watch?v=UaehSMLxBlE

Акцент на НДС и акцизы сделан потому, что на данном этапе сформировалось представление, что именно косвенные налоги составят систему налогообложения РФ на долгие годы, поскольку прямые налоги являются свойствами налоговых систем развитых рыночных экономик.

С 1 января 1992 года вводятся новые правила исчисления налога на прибыль согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

[6] Он взимался со всех предприятий кроме производителей сельхозпродукции и предприятий социальной инфраструктуры (в основном коммунальные) с целью облегчения этапов перехода к платному жилью.

Что примечательно, главной особенностью налога на прибыль являлось множество ставок и допускался убыток без объяснения причин, исключительно на основе данных налоговой декларации, чего не скажешь про наши дни.

С 1 января 1992 года начал действовать Закон РФ от 13 декабря 1991 года № 2030–1 «О налоге на имущество предприятий». [7] Налог не мог превышать 1 % от налогооблагаемой базы. А ставки на то или иное имущество определялись законами и решениями законодательных властей в субъектах РФ.

Не являлись плательщиками бюджетные учреждения, коллегии адвокатов, сельхозпроизводители, предприятия рыбных хозяйств, и предприятия использующие труд более 50 % инвалидами от общего штата, трубопроводы, линии связи, высоковольтки.

Что примечательно новые предприятия освобождались от налога на 1 год.

Государство пытается разделить свои социальные обязательства с работодателем:

С января 1992 года выделили Внебюджетные фонды направленные на социальную политику, такие как Пенсионный фонд, Фонд Занятости, Фонд социального страхования, и Фонд обязательного медицинского страхования.

Были установлены тарифы: в Пенсионный фонд с каждого предприятия 31,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ) и 1 % от начисленной заработанной платы граждан. 25 декабря 1992 года был снижен до 28 % для предприятий, удержания с граждан остались без изменения.

В Фонд социального страхования (ФСС) с каждого предприятия 5,4 % от ФОТ и в 1992–1993 годах не менялась. В Фонд занятости населения тариф был равен 2 % от ФОТ для каждого предприятия. В Фонд обязательного медицинского страхования 3,6 % от ФОТ.

Что примечательно, в 1992 году не было предусмотрено наказание для предприятий, которые не начисляли и не перечисляли страховые взносы в ФСС. Только с 1993 года — после того, как была введена обязательная регистрация предприятия в ФСС начались перечисления.

Итак, в 1992 год Россия создала фундамент налоговой политики и вступила в новую фазу с организованным налоговым органом, новой налоговой системой, отсутствием Налогового Кодекса, бюджетного законодательства, в самом расцвете теневой экономики и просуществовала с небольшими изменениями до налоговой реформы начала 2000-х годов. Специалистами отмечено, что сформированная в конце 1991 года налоговая система напоминала налоговые системы Италии и Франции [9].

Этап 2. Понимание контуров национальной модели рыночной экономики (период с 1999 г по 2008 г)

Общество адаптировалось к изменениям. Идеологический раскол в целом был преодолен, но особый опыт плановой экономики остался в исторической памяти. Происходит консолидация.

Появился лидер с национальными идеями: «Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю». [8] Наметились положительные результаты социальной политики государства.

Читайте также:  Быстро вернуться на усн после «слета» с нее не получится - все о налогах

Также социально незащищенная прослойка общества заметно сократилась, но к сожалению не из-за достойных пособий и пенсий, а возможностей поддержать уровень жизни работая, или при помощи своих работающих родственников.

Национальная экономика испытывает ренессанс прежде всего из-за высокой конъюнктуры мировых цен на нефть и других минеральных ресурсов. В России появляется возможность реализации в совокупности социальных и инвестиционных проектов. Налоговая система обретает свои четкие контуры.

Налоговая политика имеет ярко выраженный фискальный характер, но появляются возможности перехода к стимулирующей политике и использованию нового управленческого инструментария. Появилась цель: найти оптимальную налоговую нагрузку на бизнес при которой доход в бюджет максимален.

В 1999г утратил силу Закон о налогах [3] и с 01 января 1999 г. введена в действие 1-ая часть Налогового Кодекса [2]. Которая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля).

Именно в части первой главы дается определение того, что такое налог и что такое сбор.

В этой части были определены только четыре главы по самым ключевым вопросам: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы и единый социальный налог ЕСН (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).

По НДФЛ применяется пропорциональная шкала налоговой базы, но возникает проблема начисленной, но не выплаченной зарплаты. Для тех кто получает зарплату, датой получения дохода по новому закону будет считаться не тот день, когда работник реально получил деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена.

По ЕСН достоинством является появление закрытого списка льгот и выплат, на которые этот ЕСН не будет начисляться. Ранее в каждом Фонде существовали свои внутренние локальные нормативные подзаконные акты.

Индивидуальные предприниматели начали считаться плательщиками НДС.

С 01 января 2001 г. введена в действие 2-ая часть Налогового Кодекса, разработка которой заняла три года. В ней говорится о конкретных налогах, а также специальных налоговых режимах (упрощенная система налогообложения (УСН) в том числе патентная система), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Появилось обоснованное экономическое содержание налоговой политики в единстве следующих элементов: создание обоснованной научной концепции развития налоговой системы; определение основных направлений совершенствования налоговой системы в перспективе; разработки практических мер для достижения поставленных целей.

Этап 3. Практика перехода к стимулирующей налоговой системе (период с 2008 г. по настоящее время (примерно до конца 2016 г.)

Современная Россия прошла осознание, наступило понимание своего пути, в голове сложился образ результата. С какими же трудностями столкнулась налоговая политика государства? Не готовность к падающим ценам на нефть. Связь с кредитно-денежной политикой слишком велика и не совершенна в способности противостоять. Одно радует, все трудности — это путь к совершенству.

ЕСН заменен на страховые взносы. Регрессивная шкала сохранила своё действие. Вводится льгота по ставкам для компаний занятых в сфере информационных технологий.

В Налоговый Кодекс РФ в часть II введена новая глава 33 «Торговый сбор», которая появилась в конце 2014 года, а действует с 2015 года [2].

Важное место в процессе реализации налоговой политики заняло налоговое право, как система финансово-правовых норм.

Выводы:

Налоговая система РФ еще требует реформирования в целях стимулирования экономического роста. Необходимо проводить либерализацию налогообложения для улучшению инвестиционного климата. Но налоговая система должна быть жесткой для защиты интереса налогоплательщика.

На сегодняшний день преобладает политика максимальных налогов с высоким уровнем налоговых изъятий. Теневая экономика не искоренена.

Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков.

Важно помнить, что желание платить налоги возникает от отдачи государства в виде социальной политики, военной и оборонной мощи, научных достижений, стремлении занять лидирующую роль, прежде всего в уровне жизнедеятельности.

Работа налоговых органов с налогоплательщиками сохраняет фискальный характер и сохраняет позицию надсмотрщика, с мыслью, как налогоплательщика наказать, вместо не дать умереть и помочь найти оптимальное налогообложение.

Цель найти оптимальную ставку налога, чтобы получить максимальное поступление в бюджет не достигнута.

Созданная налоговая система УСН набрала обороты, но пока не дала должных результатов, так как предусмотренные системой ограничения и брендовое предпочтения на рынке позволяют расширять бизнес путем создания стратегических альянсов, т. е. юридически независимых компаний, но без расширения рабочих мест и доходов облагаемых НДС и налогом на прибыль.

В современном времени, к сожалению, преобладают идеи о выживаемости, а должны преобладать о процветании, в обществе необходимо формировать идеологию успешного человека, который рассматривает свои сбережения, как основу частных инвестиций.

Информационная политика нашего государства в качестве достижений должна делать акцент не только на успехи в военной и научной сфере, но и на достижения в малом, среднем, социально ориентированном бизнесе.

Государство повсеместно и доступно должно оказывать консультационные услуги о ведении бизнеса и реализации бизнес-идей, и пытаться искоренить мысли о том, что открытие фирмы и управление сопряжено с высокими рисками и невозможностью эти риски преодолеть. А надо верить в себя.

Человек со школьной скамьи должен быть уверен, что он может добиться экономического результата: без боязни смотреть в мир бизнеса, создавать свой бизнес, работать в крупной частной компании или государственной структуре. Эту уверенность способна сформировать открытая стимулирующая налоговая политика государства.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/10998/

Основные направления налоговой политики РФ

Налоговая политика — это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Налоговая политика РФ на современном этапе

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика РФ на современном этапе

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика.

Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства.

Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики.
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль.

Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового.

С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс — это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики, а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013.

Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей.

Еще одной мерой налоговой политики, призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов.

Читайте также:  Сумму вычета при приобретении жилья планируют увеличить - все о налогах

Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов.

В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций — резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну.

Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности.

В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц.

Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре.

Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику

Источник: https://buhnk.ru/nalogovaya-sistema/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-rf/

3. Налоговая политика РФ на 2016-2018 гг

На сегодняшний день в России действует документ в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [8].

Материалы Основных направлений налоговой политики учитываются как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.

Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 — 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи.

Такой подход не только соответствует общемировой практике, но и после вступления в силу изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в 2008 году, позволяет покупателю получить право на вычет суммы НДС, уплаченного в составе авансового платежа.

Очевидно, что отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Однако такое решение (отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей) сопровождается ухудшением положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года. В противном случае в цепочке уплаты НДС и принятия его к вычету возникнет разрыв, который приведет к нарушению нейтральности налога и бюджетным потерям.

Необходимо вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах.

На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.

В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов [4].

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения. Для России такие внешние вызовы усугубляются введенными санкциями, необходимостью мобилизовать ресурсы для существования в имеющемся экономическом окружении.

Как следствие этих вызовов Россия активно участвует в реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting — BEPS (ОЭСР/G20)) (План BEPS), который был одобрен главами государств и правительств «Группы двадцати» в сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года — в отношении большинства плательщиков — 30 процентов и неперсонифицированного тарифа — 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2016-2018 гг.

приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [5].

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Источник: https://fin.bobrodobro.ru/30714

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]